СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 класс Урок №31. Строение, значение СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные образа действия, степени и сравнения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. познакомиться со структурой сложноподчинённых предложений с придаточным образа  действия, меры и степени, сравнения; формировать умение определять и характеризовать СПП с данными видами придаточных; закрепить навык постановки знаков препинания в СПП;
  2. развивать мыслительные навыки учащихся;
  3. поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка.

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №31»

9 класс


Урок №31.

Строение, значение СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные образа действия, степени и сравнения.

Цели:

  1. познакомиться со структурой сложноподчинённых предложений с придаточным образа действия, меры и степени, сравнения; формировать умение определять и характеризовать СПП с данными видами придаточных; закрепить навык постановки знаков препинания в СПП;

  2. развивать мыслительные навыки учащихся;

  3. поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка.

Ожидаемые результаты:

знают отличительные особенности обстоятельственных придаточных образа действия, степени и сравнения, отличают их друг от друга и от других видов придаточных предложений, расставляют знаки препинания в указанных типах предложений, конструируют данные виды предложений

Оборудование:

учебник, учебные тексты, карточка для рефлексии, листы А-3 для кластера, диаграммы, маркеры

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Психологический настрой.

Приветствуют учителя

  1. Актуализация опорных знаний.

«Маркировка предложений»

Запишите в тетради в строку следующие виды предложений: ПП, ССП, СПП, БСП.

На слух определите виды предложений и укажите напротив указанных видов их номера.

  1. Всё кругом знакомо, ничто не изменилось.

  2. Грач относится к тем птицам, которые живут стаями.

  3. Безветрие, и всё небо залито ровной синевой.

  4. Это была настоящая борьба света и мглы, сопровождавшаяся оглушительной канонадой.

  5. Мы спросили, когда нам прийти снова.

  • Какие номера соответствуют простым предложениям? Аргументируйте выбор. (4)

  • Какие номера соответствуют ССП? (3), СПП? (2,5), БСП? (1). Аргументируйте выбор.

Определяют структуру предложений, делают записи в тетради, аргументируют выбор

  1. Определение темы и цели урока.


1. Вступительная беседа

Тема  сегодняшнего урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени, сравнения». Это тоже обстоятельственные придаточные.

2. Целеполагание

  • Как бы вы сформулировали цель нашей дальнейшей работы на уроке? (Научиться отличать придаточные образа действия, степени, сравнения друг от друга, а также от других обстоятельственных придаточных).

  • Что для этого нужно? (Знать отличительные признаки этих придаточных предложений).

  • Каким образом можно это узнать? (Обратиться к учебнику или справочной литературе).

- Мы попробуем сами определить отличительные признаки новых придаточных, не обращаясь к учебнику. Для этого проведем небольшое исследование.


Записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока.

  1. Организация исследовательской деятельности

  1. Анализ языкового материала (или упражнение № 294, стр.167)

Предметом нашего исследования будут предложения, которые вы видите на экране:

  • В лесу надо действовать так, чтобы растерянность никогда не приходила к тебе.

  • Надо жить и поступать так, как будто на тебя смотрит следующее поколение.

  • На улице стало так светло, словно ее осветили тысячами прожекторов.

  • Воздух так прозрачен и густ, что пейзаж теряет перспективу и кажется как бы плоским.

  • Герасим вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве.

  • Мама приучала меня к земле, как птица приучает своего птенца к небу.



Какие методы исследования вы будете использовать? (наблюдение, анализ, обобщение).

Определите последовательность ваших действий, необходимых для достижения цели – выявить отличительные признаки придаточных образа действия, степени и сравнения. Путем обсуждения определим последовательность выполнения задач:

  • Найти главное и придаточное предложение.

  • Определить, к чему относится придаточное: ко всему главному предложению или к какому-то слову.

  • Определить средство связи. Есть ли указательные слова в главном предложении?

  • Задать вопрос от главного предложения к придаточному.

  1. Работа с информационным текстом учебника (стр. 162, 166-167). Работа в группах.

  2. Прием «Представление информации в кластерах»

  3. Составление диаграммы «Круги Эйлера»


Анализируют языковой материал, сверяют свои выводы с информационным текстом учебника, составляют кластер или диаграмму «Круги Эйлера»

  1. Практикум.

Дифференцированная работа.

Группа 1

Конструирование предложений – упражнение №292 (1)

- Добавьте к придаточным предложениям главные. Определите типы придаточных предложений.

- Какие дополнительные оттенки значения они имеют? Чем выражены эти оттенки?

Группа 2

Конструирование предложений – упражнение №289

- Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте вместо точек союзы и союзные слова. Определите типы придаточных предложений.

Группа 3

Конструирование предложений – упражнение №296

- Подбирая к простым предложениям левого столбика подходящие предложения из правого столбика, составьте СПП. Определите тип придаточных предложений.

Отчёт групп о проделанной работе.


Выполняют задания в группах, представляют результаты работы.

  1. Рефлексия.


Индекс карточки для обобщения или для вопросов по теме «Сложное предложение» 1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.

2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы.


Заполняют карточку по теме «Сложное предложение»

Домашнее задание.

§22-23, упражнение № 290, 295(1)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!