9 класс | |
Урок №31. | Строение, значение СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные образа действия, степени и сравнения. |
Цели: | познакомиться со структурой сложноподчинённых предложений с придаточным образа действия, меры и степени, сравнения; формировать умение определять и характеризовать СПП с данными видами придаточных; закрепить навык постановки знаков препинания в СПП; развивать мыслительные навыки учащихся; поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка. |
Ожидаемые результаты: | знают отличительные особенности обстоятельственных придаточных образа действия, степени и сравнения, отличают их друг от друга и от других видов придаточных предложений, расставляют знаки препинания в указанных типах предложений, конструируют данные виды предложений |
Оборудование: | учебник, учебные тексты, карточка для рефлексии, листы А-3 для кластера, диаграммы, маркеры |
Ход урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветствие учащихся. Психологический настрой. | Приветствуют учителя |
Актуализация опорных знаний. | «Маркировка предложений» Запишите в тетради в строку следующие виды предложений: ПП, ССП, СПП, БСП. На слух определите виды предложений и укажите напротив указанных видов их номера. Всё кругом знакомо, ничто не изменилось. Грач относится к тем птицам, которые живут стаями. Безветрие, и всё небо залито ровной синевой. Это была настоящая борьба света и мглы, сопровождавшаяся оглушительной канонадой. Мы спросили, когда нам прийти снова. Какие номера соответствуют простым предложениям? Аргументируйте выбор. (4) Какие номера соответствуют ССП? (3), СПП? (2,5), БСП? (1). Аргументируйте выбор. | Определяют структуру предложений, делают записи в тетради, аргументируют выбор |
Определение темы и цели урока. | 1. Вступительная беседа Тема сегодняшнего урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, степени, сравнения». Это тоже обстоятельственные придаточные. 2. Целеполагание Как бы вы сформулировали цель нашей дальнейшей работы на уроке? (Научиться отличать придаточные образа действия, степени, сравнения друг от друга, а также от других обстоятельственных придаточных). Что для этого нужно? (Знать отличительные признаки этих придаточных предложений). Каким образом можно это узнать? (Обратиться к учебнику или справочной литературе). - Мы попробуем сами определить отличительные признаки новых придаточных, не обращаясь к учебнику. Для этого проведем небольшое исследование. | Записывают тему урока, формулируют цели и задачи урока. |
Организация исследовательской деятельности | Анализ языкового материала (или упражнение № 294, стр.167) Предметом нашего исследования будут предложения, которые вы видите на экране: В лесу надо действовать так, чтобы растерянность никогда не приходила к тебе. Надо жить и поступать так, как будто на тебя смотрит следующее поколение. На улице стало так светло, словно ее осветили тысячами прожекторов. Воздух так прозрачен и густ, что пейзаж теряет перспективу и кажется как бы плоским. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве. Мама приучала меня к земле, как птица приучает своего птенца к небу.
Какие методы исследования вы будете использовать? (наблюдение, анализ, обобщение). Определите последовательность ваших действий, необходимых для достижения цели – выявить отличительные признаки придаточных образа действия, степени и сравнения. Путем обсуждения определим последовательность выполнения задач: Найти главное и придаточное предложение. Определить, к чему относится придаточное: ко всему главному предложению или к какому-то слову. Определить средство связи. Есть ли указательные слова в главном предложении? Задать вопрос от главного предложения к придаточному. Работа с информационным текстом учебника (стр. 162, 166-167). Работа в группах. Прием «Представление информации в кластерах» Составление диаграммы «Круги Эйлера» | Анализируют языковой материал, сверяют свои выводы с информационным текстом учебника, составляют кластер или диаграмму «Круги Эйлера» |
Практикум. | Дифференцированная работа. Группа 1 Конструирование предложений – упражнение №292 (1) - Добавьте к придаточным предложениям главные. Определите типы придаточных предложений. - Какие дополнительные оттенки значения они имеют? Чем выражены эти оттенки? Группа 2 Конструирование предложений – упражнение №289 - Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте вместо точек союзы и союзные слова. Определите типы придаточных предложений. Группа 3 Конструирование предложений – упражнение №296 - Подбирая к простым предложениям левого столбика подходящие предложения из правого столбика, составьте СПП. Определите тип придаточных предложений. Отчёт групп о проделанной работе. | Выполняют задания в группах, представляют результаты работы. |
Рефлексия. | Индекс карточки для обобщения или для вопросов по теме «Сложное предложение» 1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы. | Заполняют карточку по теме «Сложное предложение» |
Домашнее задание. | §22-23, упражнение № 290, 295(1) | |