9 класс Урок № 51 "Только любовью держится и движется жизнь" (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Цели урока:
раскрыть суть отношений героев романа “Отцы и дети”;
понять, для чего автор испытывает героев любовью к женщине.
Задачи:
Дидактические:
продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;
проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;
показать неоднозначность и сложность авторского замысла образов Базарова;
обозначить злободневность произведения.
Развивающие:
развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;
совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;
расширить круг ассоциаций;
развивать эмоциональную восприимчивость.
Воспитательные:
воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;
показать вневременные рамки классического художественного произведения;
воспитывать художественный вкус;
воспитывать альтруистические ценности.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок развивающего обучения.
Методы работы
на уроке:
репродуктивный;
частично-поисковый;
эвристический.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
Средства обучения:
портреты И. С. Тургенева и П. Виардо;
Романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное»
иллюстрации к произведению;
раздаточный материал;
тексты романа " Отцы и дети ";
тесты;
видеофильм “Отцы и дети”;
стихи о любви.
Ход урока
Вводное слово учителя.
Более 2000 лет назад святой Апостол Павел сказал: «А теперь пребывают …вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». В любом романе И.С.Тургенева герои проходят испытание любовью. И не случайно. Это чувство было хорошо знакомо писателю. Любовь к Полине Виардо он пронёс через всю жизнь. Ему не удалось создать семьи с этой женщиной, но Тургенев был благодарен судьбе за то, что ему была дарована страстная, не объяснимая разумом любовь. И он достойно пронёс это чувство, потому что считал, что любовь есть благо, даже, если она не взаимна.
Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Любовь в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
- На уроке мы попытаемся выяснить, смогли ли герои романа «Отцы и дети» достойно пройти испытание любовью и всегда ли любовь – это благо.
Цифровой диктант
Но прежде чем начать разговор о любви в романе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали.
Работа с перфокартой цифровой диктант. Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”. Слушайте внимательно (слайды № 5-9).
Действие романа начинается в 1859 году. 1
Николай Петрович Кирсанов не занимался в своём поместье преобразованиями. 0
Евгений Васильевич Базаров с первого взгляда не понравился дяде Аркадия Кирсанова. 1
Поводом к началу схватки между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым послужила неодобрительная реплика Базарова об одном из соседних помещиков. 0
Сводного брата Аркадия звали Митей. 1
Евдоксия Кукшина и её взгляды на жизнь были интересны Евгению Базарову, т.к. в ней он видел единомышленницу. 0
Знакомство Евгения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой произошло на балу у губернатора. 1
Чувства Евгения Базарова, напор его страсти испугали Одинцову. 1
Дуэль с Павлом Петровичем состоялась в первый приезд Евгения Базарова в Марьино. 0
В эпилоге романа Анна Сергеевна вышла замуж по любви за одного из будущих русских деятелей. 0
В итоге: 1010101100
(по книге Т.М. Фадеевой “Дидактические материалы по литературе. 10 класс. М., 2007)
Первая учебная ситуация.
Обратимся к эпиграфам. Какие точки зрения представлены в высказываниях Тургенева и Добролюбова на роль любви в жизни человека?
Любовь …сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовь держится и движется жизнь.
И.С.Тургенев.
Чувство любви может быть истинно хорошо
только при внутренней гармонии любящих, и тогда
оно составляет начало и залог того общественного
благоденствия, которое обещается нам в будущем
развития человечества водворение братства и
личной равноправности между людьми.
Н.Добролюбов.
( любовь – стихия, которая сильнее смерти;
любовь – предвестие счастливого будущего)
Что такое любовь, по-вашему мнению? Каково её место в жизни человека? Как вы думаете, какая жизненная ценность стояла бы на первом месте у Тургенева?
Выстройте данные жизненные ценности по мере убывания (раздаточный материал на столе, заполняются обучающимися)
Свобода.
Богатство.
Любимая работа.
Слава.
Любовь.
Дети.
Вера.
Семья.
Уважение людей.
Власть.
Здоровье.
Сделаем выводы. Зачитаем 1-4 примера (Каждый человек имеет свои жизненные ценности. Очевидно, Тургенев поставил на первое место любовь.)
Звучит романс на стихи И.Тургенева и композитора В.Абазы «Утро туманное».
Краткое сообщение об истории романса “Утро туманное”
Однажды, вернувшись из-за границы, в свое имение Спасское-Лутовиново, Иван Сергеевич получил письмо от женщины, с которой его связывала многолетняя сердечная дружба. Письмо было грустное, в нем говорилось о разрыве отношений, так как не осталось никакой надежды на взаимность со стороны Тургенева. Да, действительно, сердце его принадлежало другой женщине, но все равно было грустно. Возвращаясь поздней осенью из Лутовинова, вспоминая грустные строки письма и дорогие ему лица, созерцая унылый пейзаж, Иван Сергеевич и написал знаменитое стихотворение “В дороге”. Позднее на эти стихи и был написан романс “Утро туманное”.
Сообщение учащихся о любви И.С.Тургенева и Полины Виардо “История любви, длиною в целую жизнь...”. (Приложение 1).
«История любви, длиною в целую жизнь...»
Путешествуя по Европе, в 1843 году Тургенев знакомится с Полиной Виардо, и с тех пор его сердце принадлежит только ей одной. Ивана Сергеевича не волнует то, что его любовь замужем, он с удовольствием соглашается на знакомство с мужем Полины Луи Виардо. Зная, что Полина счастлива в браке, Тургенев даже не настаивает на интимной близости с возлюбленной и довольствуется ролью преданного обожателя.
Мать Тургенева жестоко ревновала сына к «певичке», а потому путешествие по Европе (которое вскоре свелось лишь к посещению городов, где гастролировала Виардо) приходилось продолжать при стесненных финансовых обстоятельствах. Но разве могут быть такие мелочи, как недовольство родных и отсутствие денег, остановить обрушившееся на Тургенева чувство! Семья Виардо становится частицей его жизни, в те годы Тургенев практически жил в семье Виардо. Он прекрасно понимал свое неоднозначное положение в доме Виардо, ему не раз приходилось ловить на себе косые взгляд парижских знакомых, которые недоуменно пожимали плечами, когда Полина, представляя им Ивана Сергеевича, произносила: «А это наш русский друг, познакомьтесь, пожалуйста». Тургенев чувствовал, что он потомственный русский дворянин, постепенно превращается в комнатную собачку, которая начинает вилять хвостом и радостно повизгивать, стоит хозяйке бросить на нее благосклонный взгляд, но ничего поделать со своим нездоровым чувством он не мог. Без Полины Иван Сергеевич чувствовал себя по-настоящему больным и разбитым: «Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею», - писал он Полине.
Популярность Тургенева-писателя растет. В России уже никто не воспринимает Ивана Сергеевича как начинающего литератора – теперь он почти, что живой классик. При этом Тургенев свято верит, что своей известностью он обязан Виардо. Перед премьерами спектаклей, поставленных по его произведениям, он шепчет ее имя, считая, что оно приносит ему удачу.
В 1852-1853 годах Тургенев живет в своем имении практически под домашним арестом. Властям очень не понравился некролог, написанный им после смерти Гоголя, - в нем тайная канцелярия увидела угрозу императорской власти.
Узнав, что в марте 1853 года Полина Виардо приезжает с концертами в Россию, Тургенев потерял голову. Ему удается добыть фальшивый паспорт, с которым переодетый мещанином писатель отправляется в Москву на встречу с любимой женщиной. Риск был огромным, но, к сожалению, неоправданным. Несколько лет разлуки охладили чувства Полины. Но Тургенев готов довольствоваться и простой дружбой, лишь бы хотя бы время от времени видеть, как Виардо поворачивает свою тонкую шею и смотрит на него своими загадочными черными глазами.
Тургенев делал несколько попыток наладить свою личную жизнь. Но чем дольше продолжались его романы с женщинами, тем чаще писатель вспоминал о Полине Виардо.
В 1882 году Тургенев тяжело заболел раком. В начале 1883 года он был прооперирован в Париже, а в апреле он просит проводить его в дом Виардо, где его ждала Полина.
Когда Тургеневу оставалось жить недолго, рядом с ним была его Полина, которой он диктовал последние рассказы и письма. 3 сентября 1883 года Тургенев скончался.
Вторая учебная ситуация.
Герои романа, как ни увлечены идейными спорами, постоянно говорят о любви. Эта тема им интересна и важна. В романе “Отцы и дети” четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему. Назовите, пожалуйста, эти любовные линии:
Базаров и Одинцова.
Павел Петрович и княгиня Р.
Аркадий и Катя.
Николай Петрович и Фенечка (слайд № 10).
Каковы же убеждения декларируемые героями?
Проверим итоги вашей работы, объясняющие отношения героев к любви и к её месту в жизни человека. Работаем с цитатными материалами речи героев: (выводы прописываем на доске)
Евгений Базаров | Аркадий Кирсанов | Павел Петрович | Николай Петрович. |
| | | |
Одинцова | Катя | Княгиня Р | Фенечка |
| | | |
Что для каждого из героев любовь? Реальное чувство или мечта? (зачитаем и обобщим)
Аркадий: « Я нахожу, что он (отец) должен жениться на ней»; «… я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…»
Вывод. Любовь и семья – синонимы. Любовь – это взаимопонимание, уважение друг к другу, общие интересы.
Базаров: « Ты придаёшь ещё значение браку; я этого от тебя не ожидал».
«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь загадочному взгляду? Это всё романтизм, чепуха, художества, гниль. Пойдём лучше жука смотреть».
«Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства что-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал своё удивление: почему не посадил в жёлтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами и трубадурами?»
«Нравится тебе женщина, - говаривал он,- старайся добиться толку; а нельзя – ну и не надо отвернись – земля не клином сошлась».
«..что за охота говорить и думать о будущем, которое большей частью от нас не зависит? Выйдет случай что-нибудь сделать – прекрасно, а не выйдет, - по крайней мере тем будешь доволен, что за ранее напрасно не болтал»
«…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца».
«Мужчине некогда заниматься такими пустяками; мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская поговорка».
«… да при том любовь… ведь это чувство напускное».
«Сам себя не сломал, так и бабёнка меня не сломает».
Вывод. Любовь - это пустяки, романтизм. Оказывается, что она – сила природная, естественная, способная сломать любого человека.
Павел Петрович: «Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым?»
«Брат, исполни обязанность твою, обязанность честного и благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подаётся тобою, лучших из людей!.. Женись на Фенечке… она тебя любит, она мать твоего сына».
«…станем исполнять свой долг; и посмотрим, мы ещё и счастье получим в придачу».
Вывод. Любовь – загадка, страсть страдание, ломающее жизнь.
Николай Петрович: «Но …те сладостные первые мгновения, отчего бы не жить им вечною, неумирающей жизнью?»
«Ты это говоришь, Павел! Ты, которого я всегда считал непреклонным противником подобных браков!»
Вывод. Любовь – мечта, сон, воспоминания о Марии, о молодости и красоте. Настоящее - примирение с жизнью.
Одинцова: «По-моему, или всё, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо».
«Скажите, отчего, даже когда мы наслаждаемся, например музыкой, хорошим вечером, разговором с симпатичными людьми, отчего всё это кажется скорее намёком на какое-то безмерное, где-то существующее счастье, то есть таким, которым мы сами обладаем?»
«Нет…Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете».
Вывод. Любовь – это любопытство, чувство, которого она боится и так и не хочет познать.
Катя: «О, нет! К чему это? (властвовать). Напротив, я готова покориться, только неравенство тяжело. А уважать себя и покоряться - это я понимаю; это счастье; но подчинённое существование… Нет, довольно и так».
Вывод. Любовь – это семья и равенство в браке.
Фенечка: «Мне Николая Петровича не любить – да после этого мне и жить не надо.»
Вывод. Любовь – это служение «благодетелю».
Княгиня Р: «Крест – вот разгадка».
Вывод. Любовь – это прихоть неведомых сил, убежище от страха смерти.
Третья учебная ситуация.
Итак, мы видим, что декларации о любви и истинное значение её в жизни героя не всегда совпадают. Давайте сравним их, используя знание текста романа, и ответим на вопрос:
Как характеризуют истории любви и выбор женщин каждого из героев мужчин?
(Женщины, которых любят герои. Истории любви. Сообщения групп)
Герои | Истории любви и характеристики возлюбленных | Ответ на вопрос |
Николай Петрович | Ещё при жизни родителей влюбился в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, миловидную и, как говорится, развитую девицу: она в журнале читала статьи в отделе «Наук». Он женился на ней, как только минул срок траура, и…блаженствовал со своей Машей… Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством. А Аркадий рос да рос… Десят лет прошло как сон В 47 лет жена скончалась. Он вспоминает её недомовитою, доброю хозяйкой, а молодой девушкой с тонким станом, невинно-пытливым взглядом и туго закрученною косой над детской шейкой. Три года назад, т.е.1856 году, в отдалённом уездном городе, он ночевал на постоялом дворе, где хозяйкой была мать Фенечки. Ему понравились её рассудительность и аккуратность, и он пригласил её в дом экономкой. Фенечке тогда минул 17 год. Через год он лечил Фенечку и долго ему всё мерещилось чистое, нежное, боязливо-приподнятое лицо; он чувствовал под ладонями эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы из-за которых на солнце блистали жемчужные зубки. Понемногу она привыкла к нему. Вскоре умерла её мать. Она наследовала от неё любовь к порядку рассудительность и степенность. Но она была так молода, так одинока: Николай Петрович был такой добрый и скромный… К моменту приезда Аркадия их сыну был седьмой месяц. Для Фенечки он «благодетель». Через полгода после смерти Базарова они поженились. | Добрый и скромный человек Николай Петрович дважды выбирает один и тот же тип женщин. Это небогатые, юные, чистые и доверчивые девушки, преданные, кроткие – настоящие матери и жёны. Мария более образованна. Фенечка более проста. Он любит музыку, поэзию, природу, красоту. Одним словом, романтик, как сказал бы Базаров. Тяга к красоте и молодости, неумение жить в одиночестве, необходимость семьи приводят его к такому выбору. Для него главное в жизни – семья. Он не общественный человек. |
Павел Петрович | Когда Павлу Петровичу было 28 лет, он встретил княгиню Р. Она была замужем, у неё не было детей. Она вела странную жизнь. Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась разного рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала пред обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки или сидела, вся бледная и холодная над псалтырем… Она была удивительно сложена; её коса золотого цвета и тяжёлая, как золото падала ниже колен, но красавицей её никто бы не назвал; во всём её лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, - но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали – загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нём даже тогда, когда язык её лепетал самые пустые речи. Одевалась она изысканно. Павел Петрович встретил её на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в неё страстно. Он подарил ей кольцо с вырезанным на камне сфинксом. Она чуть не свела с ума его своей странной любовью, но она охладела к нему. Он терзался и ревновал, таскался за нею повсюду. Она уехала за границу. Он вышел в отставку и отправился за ней. Её образ этот бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко внедрился в его душу. Дружба с нею была невозможна. Она избегала его. Он вернулся в Россию, прожил 10 лет бесцветно, бесплодно. Через 10 лет он узнал о её смерти. Она вернула ему кольцо, проведя по сфинксу крестообразную черту, и велел ему сказать, крест – вот разгадка. Это случилось в начале 1848 года. Он поселился в деревне. Находил, что в Фенечке есть что-то общее с Нелли, в верхней части лица. | Две женщины, которые поразили Павла Петровича, слишком не похожи. Объединяет их не сходство между собой, а отношение к нему: княгиня слишком непредсказуема в своих чувствах, а Фенечка даже не знает о его привязанности. Невозможность семьи ответного чувства - вот что их объединяет. Старый холостяк, он вряд ли готов к семейной жизни. Он самодостаточен. Для него любовь – загадка, которую невозможно разгадать. |
Аркадий | Аркадий оглянулся и увидал женщину в чёрном платье, высокого роста, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали вдоль блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силою веяло от её лица. Она посмотрела на Аркадия не то чтобы с высока, а так, как замужние сёстры смотрят на очень молоденьких братьев. Ей пошёл 29 год, но в её присутствии он чувствовал себя школьником, студентом… Аркадий решил, что он никогда ещё не встречал такой прекрасной женщины. Аркадий принимался болтать весь проникнутый счастьем находиться в её близости, говорить с ней, глядеть в её глаза, в её прекрасный лоб, во всё её милое, важное и умное лицо. Сама она говорила мало, но знание жизни сказывалось в её словах. Аркадий ещё увлечён Одинцовой, когда она знакомит его с сестрой Катей. Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как – то забавно-сурово, снизу вверх. Всё в ней было ещё молодо зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть – чуть сжатые плечи… она беспрестанно краснела и переводила дух. Катя неохотно приблизилась к фортепьяно; и Аркадий ..неохотно пошёл за ней. Он испытывает к Одинцовой томительное ощущение, похожее на предчувствие любви. Катя «ушла в себя.. она не скоро выходила наружу»… Она была не то что робкая, а недоверчива и немного запугана воспитывавшей её сестрой… Катя не отказывала ни ему, ни себе в невинном удовольствии полустыдливой дружбы…хорошо ему было с одной Катей. С Катей Аркадий был как дома; он обращался с ней, не мешал ей высказывать впечатления, возбуждённые в ней музыкой, чтением повестей, стихов, и прочими пустяками, сам не замечая или не осознавая, что эти пустяки и его занимали. Катя обожала природу и Аркадий её любил, хоть и не смел признаться в этом…Кате: вы одинаково умны; у вас столько же, если не больше характера, как у ней… Катерина Сергеевна!.. Вам это, вероятно, всё равно: но знайте, что я вас не только на вашу сестру, - ни на кого на свете не променяю. | Аркадий очень похож на отца. Он любит то же: красоту, природу, поэзию, музыку. Его увлечение Анной Одинцовой понятно: она прекрасна, значительна. Но с Катей у него много общего, а для него важно, что бы у мужа и жены были общие интересы. Сам он слабый человек, поэтому с радостью поддаётся воле Кати. Для него семейная жизнь - главная ценность жизни. |
Базаров | Встретил Одинцову на балу у губернатора. Первоначальные отзывы достаточно циничны: «Это что за фигура На остальных баб не похожа. Мне сейчас сказывал один барин, что эта госпожа – ой-ой-ой… Ты говоришь она холодна. В этом - то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое? … у ней такие плечи, как я не видывал давно… Посмотрим к какому отряду млекопитающих принадлежит эта особа» При встрече с ней в номере гостиницы он как будто сконфузился. Её биография свидетельствует о нелёгкой жизни: мать её из обедневшего рода князей, отец – аферист и игрок. Он умер, оставив дочерям крошечное состояние. Она вышла замуж за очень богатого человека старше её, который, умирая, через шесть лет, оставил ей всё своё состояние. Она поселилась с сестрой в прекрасном доме с садом в Никольском. … характер у неё был свободный и довольно решительный. Ей льстило смущение Базарова Она умела поддержать беседу и поговорить о ботанике, медицине. Музыке. Базаров отозвался о ней: « Вишь как она себя заморозила…герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлей носить да корону на голове». И тут же: « этакое богатое тело! …хоть сейчас в анатомический театр». Позже он замечает: « Какой я смирненький стал». Одинцова о себе: « Я ужасная спорщица.. нетерпелива и настойчива…легко увлекаюсь». Девиз Одинцовой: «Во всё нужен порядок». Базаров об Одинцовой: «… баба с мозгом. Ну и видал же она виды… Но чудо не она, а её сестра…это вот свежо, и не тронуто, и пугливо, и молчаливо, и всё что хошь…Из этой ещё всё что вздумаешь, то и сделаешь, а та тёртый калач… » Базаров тоже понравился Одинцовой «отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нём что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, она была любопытна. Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже время… Не будь она богат и независима, она, может быть, бросилась бы в битву, узнала бы страсть. Собственно ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего.» Базаров изменился в нём стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подымало. Одинцова была равнодушна к природе, так же как и Базаров. Чувство к Одинцовой мучило его и бесило… Она нравилась ему… он скоро понял, что с ней не добьёшь толку, а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил…что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чём ваше несчастье… Я люблю Вас глупо, безумно… Страсть в нём билась , сильная и тяжёлая – страсть, похожая на злобу и, быть может с родни ей…она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за неё – и увидала за ней даже не бездну, а пустоту…или безобразие. «Я боюсь этого человека,»- мелькнуло у неё в голове. Одинцова: «… с вами говорить весело… точно по краю пропасти ходишь» | У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви и женщине. Базаров объясняет свой интерес к женщинам физиологическими причинами, поэтому для него главное, чтобы женщина была молода и прекрасна. Остальное неважно. Между Фенечкой и Одинцовой нет ничего общего. Базаров не признаёт брака, считая его явлением обветшалым, и для себя не мыслит судьбы семейного человека. Любовь для него, которой он захвачен, неожиданность, потрясение, страсть. Он хочет, но не может освободиться от неожиданного и непривычного чувства. Не сразу, но постепенно он осознаёт, что спасовал перед женщиной, перед чувством, и эта слабость глубоко травмирует его, приводит в состояние депрессии. Он отрицал любовь, как ненужное чувство, а сам «рассиропился». Убеждения, которые он проповедовал, пошатнулись на практике, не выдержав испытания жизнью. Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое. Цинизм – любопытство –– досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство. Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство. Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой. |
Четвёртая учебная ситуация.
Главное место в жизни героев занимают их чувства, их привязанности, их личная судьба. Какую же судьбу выстраивает для себя каждый из героев?
Каким видят своё будущее герои Тургенева, и соответствует ли это их реальной судьбе? Почему самый деятельный и уверенный в своём праве, самый интересный герой Тургенева умирает, а самый незаметный, неуверенный, «размазня», становится активным и полезным членом общества? В чём же счастье по Тургеневу?
Герои | Мечты о будущем | Реальное будущее |
Николай Петрович | Мечтает о жизни вместе с сыном и Фенечкой. О дружбе с Аркадием и о том, что Аркадий займётся хозяйством и они вместе будут проводить вечера, читать, слушать музыку, спорить. | Ещё лучше, чем он себе представлял: женится на Фенечке, живут вместе с семьёй сына, обожает невестку, да ещё и попал в мировые посредники – чувствует свою нужность людям. |
Павел Петрович | Хочет закончить свою жизнь в семье брата, живя воспоминаниями, как писал о себе Тургенев в одном из писем, на «краю чужого гнезда» и радуюсь счастью брата. | Уехал в Дрезден, где придерживался прежних взглядов «всё делает добро, сколько может…. Всё ещё шумит понемножку». Его уважают «туземцы». |
Аркадий | Мечтает заниматься хозяйством в семье отца, смутно представляет себе жизнь под влиянием нигилистических идей. | Сделался «рьяным хозяином» И ферма уже приносит довольно значительный доход |
Базаров | Мечтает о великом поприще, чувствует в себе силы необъятные, но при этом говорит Одинцовой о том, что вскоре будет уездным лекарем, не желая напрасно болтать о будущем, которое «не от нас зависит» | Умер заразившись от больного тифом. |
Подведение итогов.
- Я желаю всем вам испытать это прекрасное чувство и помнить, что любовь – это всегда благо. Сумейте достойно, красиво пронести любовь через всю жизнь. Не впадайте в отчаянье, если любовь не будет взаимной. Никогда не опускайте руки. «Не возгордитесь, не вознеситесь…», как говорил всё тот же Апостол Павел.
Заключительным аккордом нашего занятия я хотела бы прочитать вам стихотворение о счастье и любви.
Надежда – друг, а Вера – счастье,
Любовь – здоровье и успех!
Три слова эти в нашей власти:
Для человечества, для всех.
Отбросьте зло - придёт к вам счастье,
И доброта вернётся вновь.
Прогонит горе и ненастье надежда, вера и любовь.
Нам жизнь сюрпризы преподносит,
Пока живёшь, к борьбе готовь себя,
Но знай, тебя не бросит
Надежда, вера и любовь.
И эти чудные три слова
я повторять готова вновь:
Не покидайте меня снова
Надежда, вера и любовь.
Спасибо всем за урок! Будьте счастливы и не забывайте, что счастье мы строим своими руками.
Домашнее задание.
Напишите сочинение-миниатюру: «Любовь – это благо». Кто так считает, тот ставит точку, кто считает иначе – вопросительный знак и доказывает свою точку зрения. В сочинении используйте один аргумент из произведения, другой из общих знаний, из жизни.