Коллективная проектная деятельность
Составьте словарь языка Чацкого и подготовьте его речевую характеристику. Для составления словаря предлагается план.
План
1) Лексика и фразеология:
2) Синтаксис:
простые синтаксические конструкции
приемы ораторской речи (обращения, риторические вопросы, восклицания и т. д.).
3) Поэтический язык:
эпитеты;
метафоры;
сравнения
4) Афоризмы.
5) Меткие характеристики
6) Интонации:
— Перед началом работы ознакомьтесь с памяткой «Речевая характеристика персонажа художественного произведения».
Речевая характеристика персонажей художественного произведения
Герой художественного произведения разговаривает, и особенность его речи (лексика, фразеология, построение предложений, интонации и т. п.) дают читателю живое представление о нем самом — его социальном положении, культуре, характере. Это и есть речевая характеристика.
Наблюдать за речью персонажа — значит обратить внимание не только на «прямое» значение произнесенных им слов, но и на «подтекст», т. е. увидеть, кто говорит, и понять, почему, с какой целью он так говорит.
Коллективная проектная деятельность
Составьте словарь языка Чацкого и подготовьте его речевую характеристику. Для составления словаря предлагается план.
План
1) Лексика и фразеология:
2) Синтаксис:
простые синтаксические конструкции
приемы ораторской речи (обращения, риторические вопросы, восклицания и т. д.).
3) Поэтический язык:
эпитеты;
метафоры;
сравнения
4) Афоризмы.
5) Меткие характеристики
6) Интонации:
— Перед началом работы ознакомьтесь с памяткой «Речевая характеристика персонажа художественного произведения».
Речевая характеристика персонажей художественного произведения
Герой художественного произведения разговаривает, и особенность его речи (лексика, фразеология, построение предложений, интонации и т. п.) дают читателю живое представление о нем самом — его социальном положении, культуре, характере. Это и есть речевая характеристика.
Наблюдать за речью персонажа — значит обратить внимание не только на «прямое» значение произнесенных им слов, но и на «подтекст», т. е. увидеть, кто говорит, и понять, почему, с какой целью он так говорит.
Что же следует прежде всего увидеть в словаре языка Чацкого?
Во-первых, литературную речь, исполненную поэзии и гражданского пафоса; речь человека духовно богатого, высокой культуры.
Во-вторых, любовь к народу, к созданному народом языку. И наконец, при всей своей литературности и образности, а порою — ораторской приподнятости и торжественности, речь Чацкого близка к живому разговорному языку. Впервые в русской литературе просторечье стало средством выражения высоких мыслей и чувств.
Но это будут уже общие выводы. А до них на основе словаря героя следует определить его типические и индивидуальные черты. Например, вы отметили эпитеты в речи Чацкого: «лицо святейшей богомолки» (о Софье), «полк шутов» (о московском дворянстве), «жалчайшее созданье» (о Молчалине), «умный, бодрый наш народ» (о русском народе);
Все гонят! Все клянут! — Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором…
(о московском дворянстве) и др.
Беспощадные, колкие, гневные, страстные, насмешливые, презрительные, пламенные, смелые, безжалостные, едкие, они, эти эпитеты, позволяют сделать вывод об уме, красноречии, остроумии Чацкого, о его гражданской позиции.
Итак, готовя речевую характеристику Чацкого, дайте ответы на такие вопросы:
Что можно сказать о Чацком на основании лексики и синтаксиса его речи?
О чем свидетельствует его поэтический язык?
Каково содержание афоризмов Чацкого? Против кого и чего направлены их стрелы?
Чем бы вы хотели быть похожим на Чацкого?
Встречали ли вы в газетах очерки и статьи о таких же беспокойных и честных людях наших дней, каким был Чацкий? Какова их судьба?
Что же следует прежде всего увидеть в словаре языка Чацкого?
Во-первых, литературную речь, исполненную поэзии и гражданского пафоса; речь человека духовно богатого, высокой культуры.
Во-вторых, любовь к народу, к созданному народом языку. И наконец, при всей своей литературности и образности, а порою — ораторской приподнятости и торжественности, речь Чацкого близка к живому разговорному языку. Впервые в русской литературе просторечье стало средством выражения высоких мыслей и чувств.
Но это будут уже общие выводы. А до них на основе словаря героя следует определить его типические и индивидуальные черты. Например, вы отметили эпитеты в речи Чацкого: «лицо святейшей богомолки» (о Софье), «полк шутов» (о московском дворянстве), «жалчайшее созданье» (о Молчалине), «умный, бодрый наш народ» (о русском народе);
Все гонят! Все клянут! — Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Рассказчиков неукротимых,
Нескладных умников, лукавых простаков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором…
(о московском дворянстве) и др.
Беспощадные, колкие, гневные, страстные, насмешливые, презрительные, пламенные, смелые, безжалостные, едкие, они, эти эпитеты, позволяют сделать вывод об уме, красноречии, остроумии Чацкого, о его гражданской позиции.
Итак, готовя речевую характеристику Чацкого, дайте ответы на такие вопросы:
Что можно сказать о Чацком на основании лексики и синтаксиса его речи?
О чем свидетельствует его поэтический язык?
Каково содержание афоризмов Чацкого? Против кого и чего направлены их стрелы?
Чем бы вы хотели быть похожим на Чацкого?
Встречали ли вы в газетах очерки и статьи о таких же беспокойных и честных людях наших дней, каким был Чацкий? Какова их судьба?