Этап актуализации опорных знаний. | Прием «Ключевые слова». Задание: По ключевым словам определить героя, найти соответствующую иллюстрацию, дать краткую характеристику. Карточка 1: «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением прелюбезнейший, дух наслажденья» (Манилов) Карточка 2: «Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, расторопный салоп, отец мой, святители, я чай, маненько повременю, авось, ахти» ( Коробочка) Карточка 3: «Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор» (Ноздрев) Карточка 4: «Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, силища, омедведило» (Собакевич) Карточка 5: «Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, пыль, паутина, навоз, гниль, прореха» (Плюшкин) | Ученики берут листочки с написанными на них портретными характеристиками помещиков, объединяются в группы соответственно одинаковым записям. Выполняют задание. |
Работа над образом Чичикова. - «Чичиков: кто же он такой?». Ответ на этот вопрос далеко не однозначен, а споры о гоголевском персонаже не утихают до сих пор. Приём «Слушающая тройка» - Что о Чичикове говорят критики? СПИКЕР объясняет тему (либо делится своим мнением о проблеме). ИНТЕРВЬЮЕР внимательно слушает и задает вопросы для прояснения деталей. СЕКРЕТАРЬ наблюдает за процессом и дает обратную связь как «спикеру», так и «интервьюеру». 1-й: В.Ф. Переверзев: «Чичиков – самый синтетический тип Гоголя. В нём связались в один узел и Манилов, и Ноздрёв, и Собакевич». 2-й: В.Кожинов: «Чичиков по-настоящему сильная личность…» 3-й: П.Вайль: «Заурядность, серость Чичикова…ограниченность – главная его черта. Маленький человек с маленькими страстями. Чичиков знает одну цель – деньги». 4-й: С.И.Машинский: «В эпопее с «Мёртвыми душами» наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца новой формации…». 5-й: В.Г.Маранцман: «Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже «мёртвая душа». Ему недоступна «блистающая радость жизни»». 6-й: А.И.Герцен: «Один деятельный человек – Чичиков, и тот ограниченный плут». - Итак, Чичиков, в понимании критиков «плут», «синтетический характер», «заурядность», «приобретатель» - и совсем противоположная точка зрения: «сильная личность». Приём «Поймай вопрос» - Что о Чичикове говорят герои поэмы? Каждая группа «ловит» свой вопрос, который заключается в том, что необходимо узнать, какой персонаж так высказывается о Чичикове. Можно передать вопрос другой группе, но «стоимость» ответа при этом уменьшается. - Манилов с восторгом отзывается о Чичикове, Коробочка считает его плутом, Ноздрёв имеет несколько мнений: от шпиона до наполеона, Собакевич с уважением думает о Чичикове как о большом мошеннике, Плюшкин до глупости и жадности своей благодарен Чичикову. Губернатор считает Чичикова благонамеренным человеком. Такого же мнения и остальные, в том числе и дамы города NN. Таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит он – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Герцен назвал «мёртвыми душами», а Гоголь – «небокоптителями». Приём «Рабочая карта образа героя» - Что необходимо знать, чтобы составить мнение о человеке? (нужно знать, какой он, как он воспитывался, какие поступки он совершает, нужно выяснить качества его личности). Этапы жизни | Описание | Вопросы по ходу работы с этапом жизни Чичикова? | Детство | Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, всё было серо, уныло, болезненно – «вот бедная картина первоначального его детства…», «кисло-неприютное» детство. | Какое впечатление оставило детство в памяти Чичикова? Как это могло сказаться на дальнейшей жизни? | Образование: А) наказ отца Б) обретение собственного опыта | Получил образование в классах городского училища, куда его отвёз отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, кто побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде тебя первый выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибешь на свете копейкой». Сумел построить отношения с товарищами так, что они его угощали; сумел собрать денег, пристрастив их к собственной копейке. Для накопления денег использовал любые возможности: слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал; накупил на рынке съестного и предлагал товарищам побогаче, когда те проголодались; выдрессировал мышь и продал её; был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя. | Как выполнил этот наказ Чичиков, идя по жизни? Диспут: 1 группа учащихся попробует доказать, что в этом наказе нет ничего плохого, а в жизни, действительно, «всё прошибешь» копейкой; 2 группа учащихся должна опровергнуть это и доказать, что не всё в жизни зависит от денег, важна нравственная сторона (не все средства хороши для наживы) Какие черты характера проявились уже в данный период жизни? (предприимчивость, изобретательность, лицемерие, подхалимство, умение извлечь выгоду, проницательность) | Служба А) начало службы Б) продолжение карьеры | Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих; Для продвижения карьеры воспользовался проверенным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным». Поменял два-три места, «добрался до таможни». | Какие черты характера помогли Чичикову? (воля и терпение) Как поступил с дочерью начальника и как начальник охарактеризовал героя? | Приобретение «мёртвых душ» | После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новое дело. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного» | Унывает ли Чичиков после каждого «провала» в работе? О каких чертах это говорит (продолжает искать новое место, не теряет силу духа) | Появление в губернском городе | Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать губернский город. Умеет найти подход к каждому. | | Сравнительная характеристика Чичикова и помещиков. - В представлении помещиков Чичиков - хороший человек. Что же сближает Чичикова с помещиками? Задание: заполнить таблицу «Сходство Павла Ивановича Чичикова с помещиками» (Полученные записи): Помещик и его отличительная черта (написано в таблице) | Как эта черта проявляется в характере Чичикова (учащиеся заполняют самостоятельно) | Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность | Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нём изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор – что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты – что он знающий и почтенный человек; полицмейстер – что он почтенный и любезный человек… Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны… сказал ей (жене): «…преприятный человек» В маниловском духе он размечтался на вечеринке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком. | Коробочка – мелочная скаредность | Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки. Хранит в мешочке деньги | Ноздрёв - самовлюблённость | Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех – вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную; раскланивался направо и налево; по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех…» | Собакевич - грубая прижимистость и цинизм | Даже Ноздрёв замечает, что в Чичикове нет «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич». | Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение | Во время осмотра города NN «…оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать её хорошенько», а затем герой «…свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать всё, что ни попадалось». | ИТОГ: | Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характера помещиков. | - Чичиков не заботится об общественном благе. С точки зрения нравственных критериев, таких, как забота об общественном благе, о справедливости, о ближнем, Чичиков ничем не лучше помещиков: вся его деятельность корыстна и противоречит высоким идеалам нравственности и человечности. Таким образом, Чичиков является «собирателем» отрицательных черт всех помещиков. - Чем Чичиков отличается от помещиков? Характер дан в развитии; Чичиков обладает энергией и волей; Чичиковым «не овладело скряжничество и скупость». «В нём не было привязанности собственно к деньгам ради денег. Не, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах…» У Чичикова есть цель, к которой он, преодолевая любые преграды, неустанно стремится. Качества героя, способствовавшие карьерному росту, а следовательно, обогащению (условно положительные): умение предпринять что-нибудь в нужный момент, спланировать «дело»; целеустремлённость; умение вести «дела» (из разряда нечистых); умение поддерживать разговор; широта интересов; знание человеческой психологии; умение произвести хорошее впечатление; типичная внешность делового благополучного человека; приспособляемость; умение выстоять «под ударами судьбы» - Итак, в Чичикове есть всё, что ведёт к карьерному росту, к обогащению. Если создать портрет Чичикова по этим характеристикам, то получится портрет интересного молодого человека. Почему же автор всё же называет Чичикова «подлецом»? - Чтобы понять, почему автор так называет Чичикова, надо посмотреть, на что направлена вся его энергия, какова его цель в жизни, какие средства он использует для её достижения. В ходе беседы с учащимися приходим к выводу: Единственная цель – деньги. Нет нравственных идеалов. Все средства для достижения цели хороши: спекуляция, угодничество, предательство, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации (афера с мёртвыми душами). Чичиковым движет одна страсть – приобретение. Может быть, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют и он не гнушается, не брезгует никакими средствами. Наряду с положительными качествами явно проступают отрицательные: (запись в тетрадях) | Учащиеся внимательно слушают, затем оценивают. Приём «Большой палец» Каждая группа «Ловит» свой вопрос, обсуждает 30 сек. и отвечает, либо перекидывает вопрос другой группе. Исследовательская беседа помогает выявить главное для разработки постера структурировать и обобщить. Заполняют рабочую карту урока по образу главного героя. Взаимопроверка. Прием «Посол» Группы записывают напротив фамилий помещиков качества, которые сближают их с Чичиковым. Затем переходят за стол другой группы, читают записанное, оценивают. На основе беседы выявляют положительные и отрицательные черты героя, делают записи в тетради. |
Рефлексивно-оценочный этап | Дискуссия. Заполнение дискуссионной карты. - «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!» И мы возвращаемся к вопросам, поставленным в начале урока: Положительный или отрицательный герой предстал перед нами? «Кто ж он? Стало быть, подлец?» 1, 2 группа. Живая или мёртвая душа – Чичиков? Принимая во внимание, что автор хотел провести своего героя из ада через чистилище в рай, то можно предположить, что в представлении автора персонаж этот – «живая» душа. Впрочем, и сам автор, говоря о чичиковской воле к победе над враждебной судьбой, сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастливая семейная жизнь – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства, которыми живут «мертвые души» Гоголя 3,4 группа. Кто такой Чичиков: «подлец» или «приобретатель»? Подлец | Приобретатель | Цель жизни – деньги. Любые средства для достижения цели: спекуляция, угодничество, обман, взяточничество, махинация, жажда обогащения. Отсутствие нравственных идеалов привели к омертвению души. | Знание человеческой психики Угождает всем Целеустремленный Умение предпринять что-то в нужный момент Умение вести дела | 5 группа. - Гоголь задает вопрос читателям: «А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит во внутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» Как бы вы ответили на этот вопрос? Вывод: Чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему - приобретение. Прием «Свободный микрофон» -Как вы думаете, есть надежда на возрождение героя? - Попробуйте предположить, какая жизненная ситуация помогла бы Чичикову возродиться? - Как по- вашему, что такое «чичиковщина»? Итог урока. Образ Чичикова — громадное открытие Гоголя в русской литературе. С развитием общественных отношений старый феодально-крепостнический строй стремительно рушился. Маниловы, Ноздрёвы, Плюшкины уже не в силах были управлять страной, государством и даже собственным хозяйством. Время позвало к жизни новых людей — энергичных, ловких приспособленцев, умеющих завоевать себе жизненное пространство, таких, как Павел Иванович Чичиков, образ которого представляет собою широчайшее социально-психологическое обобщение, позволяющее говорить не только о литературном герое, но и о чичиковщине, т. е. особой социально-психологической практике довольно широкого круга людей. Чичиковщина угрожает миру своей воинствующей, все возрастающей подлостью. Она несет с собою полное истребление человечности в самом широком смысле слова. Чичиковщина страшна тем, что прикрывается внешней благопристойностью и никогда не признается в своей подлости. Мир чичиковщины представляет собой самый страшный, самый низкий, самый пошлый круг Руси «с одного боку», и потому им завершается первый том поэмы, охвативший все явления, которые заслуживали самого беспощадного сатирического осмеяния. | Заполняют дискуссионную карту. Ответы учащихся. |
Русская литература 8 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русской...
Занимательная теория литературы
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Электронная тетрадь по русской...
Электронная тетрадь по русской...
Электронная тетрадь по русской...
Электронная тетрадь по русской...
© 2017, Алямкина Вероника Александровна 7573 245
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей