СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

9 урок Урок №43 «Чичиков. Кто же он? Стало быть, подлец?» (Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. продолжить изучение поэмы Гоголя «Мертвые души», проанализировать образ главного героя, раскрыть средства создания образа Чичикова; помочь учащимся понять, какую идейно-смысловую нагрузку вкладывал автор в образ Чичикова, доказать, что Чичиков - порождение строя, в котором утрачены честь, совесть, порядочность;
  2. развивать устную речь учащихся, аналитическое мышление, навыки сопоставления, обобщения и структурирования;
  3. на примере творчества Н.В.Гоголя воспитывать интерес к русской литературе.  

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №43 Образ Чичикова в поэме НВГоголя Мёрвые души»

9 класс


Урок №43

«Чичиков. Кто же он? Стало быть, подлец?» (Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»)

Цель:


создать условий для понимания основных черт характера Чичикова как социально-психологического типа, а также сути «чичиковщины».

Задачи:


  1. продолжить изучение поэмы Гоголя «Мертвые души», проанализировать образ главного героя, раскрыть средства создания образа Чичикова; помочь учащимся понять, какую идейно-смысловую нагрузку вкладывал автор в образ Чичикова, доказать, что Чичиков - порождение строя, в котором утрачены честь, совесть, порядочность;

  2. развивать устную речь учащихся, аналитическое мышление, навыки сопоставления, обобщения и структурирования;

  3. на примере творчества Н.В.Гоголя воспитывать интерес к русской литературе.

Прогнозируемые результаты:

знают материал по образу Чичикова, понимают и объясняют черты героя как социального типа, умеют обобщать, структурировать по ходу анализа данного материала; оценивать свои ответы и ответы одноклассников; создают свои творческие работы на основе анализа изученного материала.

Оборудование:

презентация, текст поэмы, иллюстрации к поэме, карточки с заданиями, сигнальные карточки, рабочие тетради.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационно - мотивационный этап


  1. Приветствие учащихся.

  2. Мотивация учебной деятельности.

  1. Инсценировка эпизода рассказа В.М.Шукшина «Забуксовал». (Участвуют 2 уч-ся)

Сюжет рассказа: герой, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мёртвых душ», невольно задумывается над вопросом: «А кого везут-то? кони-то? Этого…Чичикова. Роман даже привстал в изумлении. Прошёлся по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря везут, который мёртвые души скупал, ездил по краю. Ёлкина мать!...вот так троечка!

- Валерк! – позвал он. – А кто на тройке-то едет?

- Селифан.

- Селифан-то, Селифан! То же – кучер. А кого он везёт-то, Селифан-то?

- Чичикова.

- Так… Ну? А тут Русь-тройка… А?

- Ну. И что?

- Как что? Как что? Русь-тройка, всё гремит, всё заливается, а в тройке – прохиндей, шулер…»


  1. Целеполагание.

- Русь-тройка… А кто же в тройке? Этот вопрос измучил главного героя рассказа Шукшина Романа Звягина. Этот вопрос задавали себе многие поколения читателей. Интерес к Чичикову не ослабевает и сейчас.

  • В чём же притягательность этого образа? Почему с момента выхода поэмы в печать вокруг этого образа не утихают споры?

  • Кто же такой Чичиков: яркая, сильная личность или заурядный «маленький человек»? Самый «мёртвый» из всех гоголевских персонажей или новый герой эпохи?

- Ответить на эти вопросы – цель нашего урока.


Приветствуют учителя.

Прослушивают и просматривают отрывок из рассказа Шукшина.
















Определяют тему урока, формулируют цели и задачи.



  1. Этап актуализации опорных знаний.

  1. Прием «Ключевые слова».

Задание: По ключевым словам определить героя, найти соответствующую иллюстрацию, дать краткую характеристику.

Карточка 1: «Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением прелюбезнейший, дух наслажденья» (Манилов)

Карточка 2: «Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, расторопный салоп, отец мой, святители, я чай, маненько повременю, авось, ахти» ( Коробочка)

Карточка 3: «Продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор» (Ноздрев)

Карточка 4: «Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, силища, омедведило» (Собакевич)

Карточка 5: «Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, пыль, паутина, навоз, гниль, прореха» (Плюшкин)


Ученики берут листочки с написанными на них портретными характеристиками помещиков, объединяются в группы соответственно одинаковым записям. Выполняют задание.


  1. Операционно-деятельный этап

  1. Прием «Корзина идей»

- Запишите, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать положительный герой, а какими отрицательный. (Стикеры с положительными и отрицательными качествами расположить в разных частях корзины)

Выступление спикеров групп.


Обсуждение в группе и записи на стикерах.

  1. Работа над образом Чичикова.

- «Чичиков: кто же он такой?». Ответ на этот вопрос далеко не однозначен, а споры о гоголевском персонаже не утихают до сих пор.

  1. Приём «Слушающая тройка»

- Что о Чичикове говорят критики? 

СПИКЕР объясняет тему (либо делится своим мнением о проблеме).

ИНТЕРВЬЮЕР внимательно слушает и задает вопросы для прояснения деталей.

СЕКРЕТАРЬ наблюдает за процессом и дает обратную связь как «спикеру», так и «интервьюеру».

1-й: В.Ф. Переверзев: «Чичиков – самый синтетический тип Гоголя. В нём связались в один узел и Манилов, и Ноздрёв, и Собакевич».

2-й: В.Кожинов: «Чичиков по-настоящему сильная личность…»

3-й: П.Вайль: «Заурядность, серость Чичикова…ограниченность – главная его черта. Маленький человек с маленькими страстями. Чичиков знает одну цель – деньги».

4-й: С.И.Машинский: «В эпопее с «Мёртвыми душами» наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца новой формации…».

5-й: В.Г.Маранцман: «Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже «мёртвая душа». Ему недоступна «блистающая радость жизни»».

6-й: А.И.Герцен: «Один деятельный человек – Чичиков, и тот ограниченный плут».


- Итак, Чичиков, в понимании критиков «плут», «синтетический характер», «заурядность», «приобретатель» - и совсем противоположная точка зрения: «сильная личность».


  1. Приём «Поймай вопрос»

- Что о Чичикове говорят герои поэмы? 

Каждая группа «ловит» свой вопрос, который заключается в том, что необходимо узнать, какой персонаж так высказывается о Чичикове.

Можно передать вопрос другой группе, но «стоимость» ответа при этом уменьшается.


- Манилов с восторгом отзывается о Чичикове, Коробочка считает его плутом, Ноздрёв имеет несколько мнений: от шпиона до наполеона, Собакевич с уважением думает о Чичикове как о большом мошеннике, Плюшкин до глупости и жадности своей благодарен Чичикову. Губернатор считает Чичикова благонамеренным человеком. Такого же мнения и остальные, в том числе и дамы города NN.

Таким образом, Чичиков произвёл на всех приятное впечатление. Значит он – хороший человек!? Да. Но в представлении кого? В представлении тех, кого Герцен назвал «мёртвыми душами», а Гоголь – «небокоптителями».


  1. Приём «Рабочая карта образа героя»

- Что необходимо знать, чтобы составить мнение о человеке?

(нужно знать, какой он, как он воспитывался, какие поступки он совершает, нужно выяснить качества его личности).


Этапы жизни

Описание

Вопросы по ходу работы с этапом жизни Чичикова?

Детство

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, всё было серо, уныло, болезненно – «вот бедная картина первоначального его детства…», «кисло-неприютное» детство.

Какое впечатление оставило детство в памяти Чичикова? Как это могло сказаться на дальнейшей жизни?

Образование:

А) наказ отца





















Б) обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвёз отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, кто побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде тебя первый выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибешь на свете копейкой».

Сумел построить отношения с товарищами так, что они его угощали; сумел собрать денег, пристрастив их к собственной копейке. Для накопления денег использовал любые возможности:

  • слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;

  • накупил на рынке съестного и предлагал товарищам побогаче, когда те проголодались;

  • выдрессировал мышь и продал её;

  • был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.

  1. Как выполнил этот наказ Чичиков, идя по жизни?

  2. Диспут:

1 группа учащихся попробует доказать, что в этом наказе нет ничего плохого, а в жизни, действительно, «всё прошибешь» копейкой;

2 группа учащихся должна опровергнуть это и доказать, что не всё в жизни зависит от денег, важна нравственная сторона (не все средства хороши для наживы)


Какие черты характера проявились уже в данный период жизни?

(предприимчивость, изобретательность, лицемерие, подхалимство, умение извлечь выгоду, проницательность)

Служба

А) начало службы






Б) продолжение карьеры

Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих;


Для продвижения карьеры воспользовался проверенным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».

Поменял два-три места, «добрался до таможни».

Какие черты характера помогли Чичикову?

(воля и терпение)






Как поступил с дочерью начальника и как начальник охарактеризовал героя?

Приобретение «мёртвых душ»

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новое дело. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного»

Унывает ли Чичиков после каждого «провала» в работе? О каких чертах это говорит (продолжает искать новое место, не теряет силу духа)

Появление в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать губернский город. Умеет найти подход к каждому.



  1. Сравнительная характеристика Чичикова и помещиков.

- В представлении помещиков Чичиков - хороший человек. Что же сближает Чичикова с помещиками?

Задание: заполнить таблицу «Сходство Павла Ивановича Чичикова с помещиками»

(Полученные записи):


Помещик и его отличительная черта (написано в таблице)

Как эта черта проявляется в характере Чичикова

(учащиеся заполняют самостоятельно)

Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность

Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нём изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор – что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты – что он знающий и почтенный человек; полицмейстер – что он почтенный и любезный человек… Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны… сказал ей (жене): «…преприятный человек»

В маниловском духе он размечтался на вечеринке у полицмейстера, воображал себя херсонским помещиком.

Коробочка – мелочная скаредность

Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки. Хранит в мешочке деньги

Ноздрёв - самовлюблённость

Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех – вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную; раскланивался направо и налево; по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех…»

Собакевич - грубая прижимистость и цинизм

Даже Ноздрёв замечает, что в Чичикове нет «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».

Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города NN «…оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать её хорошенько», а затем герой «…свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать всё, что ни попадалось».

ИТОГ:

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характера помещиков.


- Чичиков не заботится об общественном благе. С точки зрения нравственных критериев, таких, как забота об общественном благе, о справедливости, о ближнем, Чичиков ничем не лучше помещиков: вся его деятельность корыстна и противоречит высоким идеалам нравственности и человечности. Таким образом, Чичиков является «собирателем» отрицательных черт всех помещиков.


- Чем Чичиков отличается от помещиков?

  1. Характер дан в развитии;

  2. Чичиков обладает энергией и волей;

  3. Чичиковым «не овладело скряжничество и скупость». «В нём не было привязанности собственно к деньгам ради денег. Не, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах…»

  4. У Чичикова есть цель, к которой он, преодолевая любые преграды, неустанно стремится.

  5. Качества героя, способствовавшие карьерному росту, а следовательно, обогащению (условно положительные):

  • умение предпринять что-нибудь в нужный момент, спланировать «дело»;

  • целеустремлённость;

  • умение вести «дела» (из разряда нечистых);

  • умение поддерживать разговор;

  • широта интересов;

  • знание человеческой психологии;

  • умение произвести хорошее впечатление;

  • типичная внешность делового благополучного человека;

  • приспособляемость;

  • умение выстоять «под ударами судьбы»


- Итак, в Чичикове есть всё, что ведёт к карьерному росту, к обогащению. Если создать портрет Чичикова по этим характеристикам, то получится портрет интересного молодого человека. Почему же автор всё же называет Чичикова «подлецом»?


- Чтобы понять, почему автор так называет Чичикова, надо посмотреть, на что направлена вся его энергия, какова его цель в жизни, какие средства он использует для её достижения.

В ходе беседы с учащимися приходим к выводу:

Единственная цель – деньги. Нет нравственных идеалов. Все средства для достижения цели хороши: спекуляция, угодничество, предательство, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации (афера с мёртвыми душами). Чичиковым движет одна страсть – приобретение. Может быть, желание иметь деньги не так уж и плохо. Но дело в том, что для Чичикова нравственные идеалы отсутствуют и он не гнушается, не брезгует никакими средствами.

Наряду с положительными качествами явно проступают отрицательные: (запись в тетрадях)

  • лицемерие;

  • безнравственность;

  • предательство;

  • угодничество;

  • подхалимство;

  • взяточничество;

  • способность пуститься на любые аферы


Учащиеся внимательно слушают, затем оценивают.

Приём «Большой палец»

























Каждая группа «Ловит» свой вопрос, обсуждает 30 сек. и отвечает, либо перекидывает вопрос другой группе.










Исследовательская беседа помогает выявить главное для разработки постера структурировать и обобщить.



Заполняют рабочую карту урока по образу главного героя.

Взаимопроверка. Прием «Посол»







































































Группы записывают напротив фамилий помещиков качества, которые сближают их с Чичиковым. Затем переходят за стол другой группы, читают записанное, оценивают.






































На основе беседы выявляют положительные и отрицательные черты героя, делают записи в тетради.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Дискуссия. Заполнение дискуссионной карты.

- «Вот весь на лицо герой наш, каков он есть!» И мы возвращаемся к вопросам, поставленным в начале урока: Положительный или отрицательный герой предстал перед нами? «Кто ж он? Стало быть, подлец?»

1, 2 группа. Живая или мёртвая душа – Чичиков?

Принимая во внимание, что автор хотел провести своего героя из ада через чистилище в рай, то можно предположить, что в представлении автора персонаж этот – «живая» душа. Впрочем, и сам автор, говоря о чичиковской воле к победе над враждебной судьбой, сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастливая семейная жизнь – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства, которыми живут «мертвые души» Гоголя


3,4 группа. Кто такой Чичиков: «подлец» или «приобретатель»?


Подлец

Приобретатель

Цель жизни – деньги.

Любые средства для достижения цели: спекуляция, угодничество, обман, взяточничество, махинация, жажда обогащения.

Отсутствие нравственных идеалов привели к омертвению души.

Знание человеческой психики

Угождает всем

Целеустремленный

Умение предпринять что-то в нужный момент

Умение вести дела


5 группа.

- Гоголь задает вопрос читателям: «А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит во внутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» Как бы вы ответили на этот вопрос?

Вывод: Чичиковщина характерна и для современного общества, Чичиковы сегодня процветают, и вина всему - приобретение.


  1. Прием «Свободный микрофон»

-Как вы думаете, есть надежда на возрождение героя? 

- Попробуйте предположить, какая жизненная ситуация помогла бы Чичикову возродиться?

- Как по- вашему, что такое «чичиковщина»?

Итог урока.

Образ Чичикова — громадное открытие Гоголя в русской литературе. С развитием общественных отношений старый феодально-крепостнический строй стремительно рушился. Маниловы, Ноздрёвы, Плюшкины уже не в силах были управлять страной, государством и даже собственным хозяйством. Время позвало к жизни новых людей — энергичных, ловких приспособленцев, умеющих завоевать себе жизненное пространство, таких, как Павел Иванович Чичиков, образ которого представляет собою широчайшее социально-психологическое обобщение, позволяющее говорить не только о литературном герое, но и о чичиковщине, т. е. особой социально-психологической практике довольно широкого круга людей. Чичиковщина угрожает миру своей воинствующей, все возрастающей подлостью. Она несет с собою полное истребление человечности в самом широком смысле слова. Чичиковщина страшна тем, что прикрывается внешней благопристойностью и никогда не признается в своей подлости. Мир чичиковщины представляет собой самый страшный, самый низкий, самый пошлый круг Руси «с одного боку», и потому им завершается первый том поэмы, охвативший все явления, которые заслуживали самого беспощадного сатирического осмеяния.

Заполняют дискуссионную карту.

Ответы учащихся.


  1. Итоговая рефлексия «Моя рука»

Большой палец - Что было для меня интересным?

Указательный палец - Что было трудным?

Средний палец - Моё настроение.

Безымянный палец - Мои предложения.

Мизинец - Что не получилось?

Ученики делают записи


Домашнее задание

Для заучивания наизусть: Н.В. Гоголь. Лирическое отступление о птице-тройке из поэмы «Мертвые души».

Ученик А: составить итоговую презентацию по образу Чичикова.

Ученик В: письмо герою.

Ученик С: кроссворд по тексту поэмы.



Просмотр содержимого документа
«Рабочая карта Образ Чичикова в поэме»

Образ Чичикова в поэме «Мертвые души»


Этапы биографии

Качества, поведение, характер

1.

Рождение героя

Родители

(социальный статус)


2.

Раннее детство




3.

Поездка в город

(наказ отца)





4.

Учеба в училище


Поведение, способности





Отношение к товарищам






Отношение к учителям, начальству




5.

Служба в казенной палате


Манера поведения





Действия, предпринятые Чичиковым для достижения цели:






Чичиков – повытчик





6.

Служба в таможне


Поведение



Изменился ли Чичиков? Почему?

«Ещё не время»


Поступки





7.

Спустился снова вниз? Цель?

Рождение Новой идеи

«Непреодолимая сила характера»






Выводы:






Просмотр содержимого документа
«Дискуссионные карты»

Живая или мёртвая душа – Чичиков?

Живая душа

Мёртвая душа




















Кто такой Чичиков: «подлец» или «приобретатель»?


подлец

приобретатель






















5 группа.

- Гоголь задает вопрос читателям: «А кто из вас, полный христианского смиренья, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит во внутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?» Как бы вы ответили на этот вопрос?


Просмотр содержимого документа
«Карточка с высказываниями литературоведов»

Карточка с высказываниями литературоведов


1-й: В.Ф. Переверзев: «Чичиков – самый синтетический тип Гоголя. В нём связались в один узел и Манилов, и Ноздрёв, и Собакевич».

2-й: В.Кожинов: «Чичиков по-настоящему сильная личность…»

3-й: П.Вайль: «Заурядность, серость Чичикова…ограниченность – главная его черта. Маленький человек с маленькими страстями. Чичиков знает одну цель – деньги».

4-й: С.И.Машинский: «В эпопее с «Мёртвыми душами» наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца новой формации…».

5-й: В.Г.Маранцман: «Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже «мёртвая душа». Ему недоступна «блистающая радость жизни»».

6-й: А.И.Герцен: «Один деятельный человек – Чичиков, и тот ограниченный плут».




Карточка с высказываниями литературоведов


1-й: В.Ф. Переверзев: «Чичиков – самый синтетический тип Гоголя. В нём связались в один узел и Манилов, и Ноздрёв, и Собакевич».

2-й: В.Кожинов: «Чичиков по-настоящему сильная личность…»

3-й: П.Вайль: «Заурядность, серость Чичикова…ограниченность – главная его черта. Маленький человек с маленькими страстями. Чичиков знает одну цель – деньги».

4-й: С.И.Машинский: «В эпопее с «Мёртвыми душами» наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца новой формации…».

5-й: В.Г.Маранцман: «Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже «мёртвая душа». Ему недоступна «блистающая радость жизни»».

6-й: А.И.Герцен: «Один деятельный человек – Чичиков, и тот ограниченный плут».




Карточка с высказываниями литературоведов


1-й: В.Ф. Переверзев: «Чичиков – самый синтетический тип Гоголя. В нём связались в один узел и Манилов, и Ноздрёв, и Собакевич».

2-й: В.Кожинов: «Чичиков по-настоящему сильная личность…»

3-й: П.Вайль: «Заурядность, серость Чичикова…ограниченность – главная его черта. Маленький человек с маленькими страстями. Чичиков знает одну цель – деньги».

4-й: С.И.Машинский: «В эпопее с «Мёртвыми душами» наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца новой формации…».

5-й: В.Г.Маранцман: «Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже «мёртвая душа». Ему недоступна «блистающая радость жизни»».

6-й: А.И.Герцен: «Один деятельный человек – Чичиков, и тот ограниченный плут».


Просмотр содержимого документа
«Помещики и Чичиков»

Помещик и его отличительная черта

Как эта черта проявляется в характере Чичикова

(учащиеся заполняют самостоятельно)

Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность


Коробочка – мелочная скаредность


Ноздрёв - самовлюблённость


Собакевич - грубая прижимистость и цинизм


Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение



ИТОГ:




Помещик и его отличительная черта

Как эта черта проявляется в характере Чичикова

(учащиеся заполняют самостоятельно)

Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность


Коробочка – мелочная скаредность


Ноздрёв - самовлюблённость


Собакевич - грубая прижимистость и цинизм


Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение



ИТОГ:



Просмотр содержимого презентации
«9 класс Урок №43 Гоголь Мертвые души Чичиков»

Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; 1 глава

Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным;

1 глава

Павел Иванович Чичиков – господин « не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод» в небольшой бричке, «в какой ездят холостяки…»

Павел Иванович Чичиков – господин « не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод» в небольшой бричке, «в какой ездят холостяки…»

«…дорогою оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать её хорошенько…»

«…дорогою оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать её хорошенько…»

«…он уселся перед столом, велел подать себе свечу, вынул из кармана афишу, поднес её к свече и стал читать, прищуря немного правый глаз».  С какой целью Чичиков так подробно изучает город?  Чичиков – человек деловой, а деловые – все внимательные. Господин Чичиков изучает город - место его будущих действий.

«…он уселся перед столом, велел подать себе свечу, вынул из кармана афишу, поднес её к свече и стал читать, прищуря немного правый глаз».

С какой целью Чичиков так подробно изучает город?

Чичиков – человек деловой, а деловые – все внимательные. Господин Чичиков изучает город - место его будущих действий.

Какое впечатление произвёл Чичиков на чиновников города? дельный человек ученый человек знающий и почтенный человек почтенный и любезный человек любезнейший и  обходительнейший человек преприятный человек
  • Какое впечатление произвёл Чичиков на чиновников города?
  • дельный человек
  • ученый человек
  • знающий и почтенный человек
  • почтенный и любезный человек
  • любезнейший и

обходительнейший человек

  • преприятный человек
Биография Чичикова

Биография Чичикова

  • Происхождение: «Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные – Бог его ведает»
  • Детские годы: «Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно… ни друга, ни товарища в детстве!»
В семье Чичиковых не было материального достатка, всё было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память»
  • В семье Чичиковых не было материального достатка, всё было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память»
«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай , а больше всего угождай учителям и начальникам.» «Коли будешь угождать начальнику, то, хоть ,и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всё опередишь.» Отношение к учёбе и учителям

«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай , а больше всего угождай учителям и начальникам.»

«Коли будешь угождать начальнику, то, хоть ,и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход, всё опередишь.»

Отношение к учёбе и учителям

«С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными.» «Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали…» Отношение к сверстникам, к людям

«С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными.»

«Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали…»

Отношение к сверстникам, к людям

«… А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. «Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибёшь на свете копейкой».

«… А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете.

«Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибёшь на свете копейкой».

Учеба в училище:
  • Учеба в училище: уж здесь обнаружились таланты «со стороны практической»: «Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощение, потом продавал им же».
Накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одноклассникам из тех, что побогаче.
  • Накупил на рынке съестного,
  • предлагал проголодавшимся одноклассникам из тех, что побогаче.
Был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.

Был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.

В чём бы вы хотели походить на Чичикова?

В чём бы вы хотели

походить на Чичикова?

Служа в комиссии «для построения какого-то казённого капитального строения», стал позволять себе «некоторые излишества» А именно: хороший товар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приобретение пары лошадей.. Чичиков стал «человеком знаменитым»

Служа в комиссии «для построения

какого-то казённого капитального строения», стал позволять себе «некоторые излишества»

А именно: хороший товар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приобретение пары лошадей..

Чичиков стал «человеком знаменитым»

Антихрист Наполеон разбойник шпион фальшивомонетчик герой - любовник миллионщик завидный жених херсонский помещик преприятный человек подлец коллежский советник приобретатель господин средней руки хозяин

Антихрист

Наполеон

разбойник

шпион

фальшивомонетчик

герой - любовник

миллионщик

завидный жених

херсонский помещик

преприятный человек

подлец

коллежский советник

приобретатель

господин средней руки

хозяин

Можем ли мы Чичикова назвать героем новой эпохи?
  • Можем ли мы Чичикова назвать героем новой эпохи?
Вывод  В русской литературе впервые был представлен новый герой: герой, который, несомненно, выше на целую голову всех помещиков, но вместе с тем это жулик и беспринципный человек.  Он обладает такими чертами характера, которых нет в людях поместной России, — энергией, волей, работоспособностью, предприимчивостью, настойчивостью в достижении цели. Кроме того ему присущи и такие черты, как: приобретательство, изворотливость и жульничество, осторожность и расчетливость, приспособляемость к жизни.  Да, герой Гоголя пошляк, но он и загадка. Вот как на нее откликнулся Герцен: «…Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых испарений, там он увидит удалую, полную сил национальность».

Вывод

В русской литературе впервые был представлен новый герой: герой, который, несомненно, выше на целую голову всех помещиков, но вместе с тем это жулик и беспринципный человек.

Он обладает такими чертами характера, которых нет в людях поместной России, — энергией, волей, работоспособностью, предприимчивостью, настойчивостью в достижении цели. Кроме того ему присущи и такие черты, как: приобретательство, изворотливость и жульничество, осторожность и расчетливость, приспособляемость к жизни.

Да, герой Гоголя пошляк, но он и загадка. Вот как на нее откликнулся Герцен: «…Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых испарений, там он увидит удалую, полную сил национальность».

Итоговый вопрос «Живая» душа Чичиков или «мертвая»?  Принимая во внимание, что автор хотел провести своего героя из ада через чистилище в рай, то можно предположить, что в представлении автора персонаж этот – «живая» душа. Впрочем, и сам автор, говоря о чичиковской воле к победе над враждебной судьбой, сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастливая семейная жизнь – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для ее достижения – средства, которыми живут «мертвые» души Гоголя)

Итоговый вопрос

  • «Живая» душа Чичиков или «мертвая»?

Принимая во внимание, что автор хотел провести своего героя из ада через чистилище в рай, то можно предположить, что в представлении автора персонаж этот – «живая» душа. Впрочем, и сам автор, говоря о чичиковской воле к победе над враждебной судьбой, сочувствует герою и дивится его настойчивости. Цель Чичикова – довольство и счастливая семейная жизнь – вполне достойная цель. Другое дело, что он избирает сомнительные средства для ее достижения – средства, которыми живут «мертвые» души Гоголя)

Просмотр содержимого презентации
«Гоголь. Кроссворд»

Всего и надо, что вчитаться,- боже мой, Всего и дела, что помедлить над строкою – Не пролистнуть нетерпеливою рукою, А задержаться, прочитать и перечесть.  Ю. Левитанский

Всего и надо, что вчитаться,- боже мой,

Всего и дела, что помедлить над строкою –

Не пролистнуть нетерпеливою рукою,

А задержаться, прочитать и перечесть.

Ю. Левитанский

Развёрнутое вступление 1 глава Разгадаем кроссворд

Развёрнутое вступление

1 глава

Разгадаем кроссворд

5. 3. 6. 2. 1. 4.  11. 8. 10. 9. 7. 1. «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая ___________»

5.

3.

6.

2.

1.

4.

11.

8.

10.

9.

7.

1. «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая ___________»

5. 3. 6. 2. 1. Б 4. 11. Р 8. 10. И Ч К А 9. 7. 2. В бричке сидел господин, не _________, но и не дурной наружности

5.

3.

6.

2.

1. Б

4.

11.

Р

8.

10.

И

Ч

К

А

9.

7.

2. В бричке сидел господин, не _________, но и не дурной наружности

5. 3. 2. К 6. 4. Р 1. Б А Р 11. 8. 10. С И А Ч К В А 9. Е Ц 7. 3. Куда направился господин, ехавший в бричке? (В им.п.)

5.

3.

2. К

6.

4.

Р

1. Б

А

Р

11.

8.

10.

С

И

А

Ч

К

В

А

9.

Е

Ц

7.

3. Куда направился господин, ехавший в бричке? (В им.п.)

5. 3. Г 6. 2 . К О Р 1. Б 4. С Р 11. Т А 8. С 10. И И Н Ч А К В И Е Ц А 9. А Ц 7. 4. Назовите имя кучера.

5.

3. Г

6.

2 . К

О

Р

1. Б

4. С

Р

11.

Т

А

8.

С

10.

И

И

Н

Ч

А

К

В

И

Е

Ц

А

9.

А

Ц

7.

4. Назовите имя кучера.

5. 3. Г О 2. К 6. 1. Б 4. С Р Р А Т 11. Е 8. Л 10. С И И И Ч Н А Ф И К В Ц 9. Е А А Ц Н 7. 5. Назовите имя лакея.

5.

3. Г

О

2. К

6.

1. Б

4. С

Р

Р

А

Т

11.

Е

8.

Л

10.

С

И

И

И

Ч

Н

А

Ф

И

К

В

Ц

9.

Е

А

А

Ц

Н

7.

5. Назовите имя лакея.

5. П 3. Г Е О 6. 2. К 1. Б Т 4. С Р 11. Р Е Т А 8. 10. У Л С И И Ш И Ч А Н К Ф В К И Е 9. А А Ц А Н Ц 7. 6. Где обедал господин?  (В им.п.)

5. П

3. Г

Е

О

6.

2. К

1. Б

Т

4. С

Р

11.

Р

Е

Т

А

8.

10.

У

Л

С

И

И

Ш

И

Ч

А

Н

К

Ф

В

К

И

Е

9.

А

А

Ц

А

Н

Ц

7.

6. Где обедал господин?

(В им.п.)

5.П 3. Г Е 6. Т 2. К О 1. Б Т 4. С Р Е Р А Т 11. А 8. 10. У Л С К И И Ш И А Н Т Ч К И К Ф В А Ц А Р 9. Е Н А Ц 7. 7. После обеда и сна господин отправился посмотреть ________.

5.П

3. Г

Е

6. Т

2. К

О

1. Б

Т

4. С

Р

Е

Р

А

Т

11.

А

8.

10.

У

Л

С

К

И

И

Ш

И

А

Н

Т

Ч

К

И

К

Ф

В

А

Ц

А

Р

9.

Е

Н

А

Ц

7.

7. После обеда и сна господин отправился посмотреть ________.

5.П 3. Г Е О 2. К 6. Т Т Р 4. С 1. Б Р 11. Т Е А А 8. 10. К С У Л И И И Ш Т Ч Н А К К В Ф И А Е Р Ц А 9. Ц А Н 7. Г О Р О Д 8. Чему был посвящён весь следующий день господина? (ед.ч., им.п.)

5.П

3. Г

Е

О

2. К

6. Т

Т

Р

4. С

1. Б

Р

11.

Т

Е

А

А

8.

10.

К

С

У

Л

И

И

И

Ш

Т

Ч

Н

А

К

К

В

Ф

И

А

Е

Р

Ц

А

9.

Ц

А

Н

7. Г

О

Р

О

Д

8. Чему был посвящён весь следующий день господина? (ед.ч., им.п.)

5.П 3. Г Е 2. К 6. Т О Р Т 1. Б 4. С 11. Е Т Р А А 8. В Л С К 10. У И И И Ш А Т З Ч Н К В И И Ф К А А Р Ц Т 9. Е Н А Ц 7. Г О Р О Д 9. Первый из тех, кого он впоследствии посетит, с кем познакомился господин

5.П

3. Г

Е

2. К

6. Т

О

Р

Т

1. Б

4. С

11.

Е

Т

Р

А

А

8. В

Л

С

К

10.

У

И

И

И

Ш

А

Т

З

Ч

Н

К

В

И

И

Ф

К

А

А

Р

Ц

Т

9.

Е

Н

А

Ц

7. Г

О

Р

О

Д

9. Первый из тех, кого он впоследствии посетит, с кем познакомился господин

5.П 3. Г Е 2. К 6. Т О Р Т 1. Б 4. С А Е Р Т 11. А 8. В У С Л 10. К И И Ш И Т Ч Н А З К И И К В Ф Р А Т Ц 9. М Е А Н А Ц Н И Л 7. Г О В Р О Д 10. Кем является Манилов по социальному статусу?

5.П

3. Г

Е

2. К

6. Т

О

Р

Т

1. Б

4. С

А

Е

Р

Т

11.

А

8. В

У

С

Л

10.

К

И

И

Ш

И

Т

Ч

Н

А

З

К

И

И

К

В

Ф

Р

А

Т

Ц

9. М

Е

А

Н

А

Ц

Н

И

Л

7. Г

О

В

Р

О

Д

10. Кем является Манилов по социальному статусу?

5.П 3. Г Е 6. Т 2. К О 4. С Т 1. Б Р Р Е 11. А А Т 8. В К 10. П У Л С И И И Ш Ч З А О Н Т К Ф И И К М В А Р Т А 9. М Ц Е Ц Н А Щ И Н И К Л 7. Г О В Р О Д 11. Как фамилия господина, приехавшего в город NN?

5.П

3. Г

Е

6. Т

2. К

О

4. С

Т

1. Б

Р

Р

Е

11.

А

А

Т

8. В

К

10. П

У

Л

С

И

И

И

Ш

Ч

З

А

О

Н

Т

К

Ф

И

И

К

М

В

А

Р

Т

А

9. М

Ц

Е

Ц

Н

А

Щ

И

Н

И

К

Л

7. Г

О

В

Р

О

Д

11. Как фамилия господина, приехавшего в город NN?

5.П 3. Г Е 2. К О 6. Т 1. Б Т 4. С Р 11. Ч Р А Т А Е 8. В Л 10. П К У С И И И И Ш Ч О З Н А Т К И В И М И Ф К Т А К 9. М Ц Р Е А О Н А Щ Ц Н И В И К Л 7. Г О В Р О Д

5.П

3. Г

Е

2. К

О

6. Т

1. Б

Т

4. С

Р

11. Ч

Р

А

Т

А

Е

8. В

Л

10. П

К

У

С

И

И

И

И

Ш

Ч

О

З

Н

А

Т

К

И

В

И

М

И

Ф

К

Т

А

К

9. М

Ц

Р

Е

А

О

Н

А

Щ

Ц

Н

И

В

И

К

Л

7. Г

О

В

Р

О

Д


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!