Ко Дню снятия Блокады «Мы помним подвиг твой – Ленинград! 900 Дней Мужества!»
Цель:
- формировать чувство патриотизма;
-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны.
Задачи:
-обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города;
-формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
-познакомить детей с музыкальными произведениями военных лет;
-усовершенствовать певческие навыки;
-совершенствовать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Тихо звучит Гимн «Великому городу» Р. Глиера Звук снарядов.
В этом году исполнилось 72 года со дня начала одного из самых важных событий в истории нашей страны 20-го века – Великой Отечественной войны. Мы не станем перечислять все ее события. Сегодня мы остановимся лишь на одном. Он длился с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 900 дней и вошел в историю под названием «Блокада». Мы посвящаем нашу линейку памяти ленинградцев живших, работающих, воевавших в эти трудные дни в осажденном городе.
27 января 1944 года блокада была снята, город освобожден. Наши воины победили благодаря всем жителям города. За стойкость и героизм жителей городу было присвоено звание "Город – герой".
Ученик: Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кого сейчас нет, кто сейчас смотрит на нас с высоты своих памятников.
Ученик: Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной плиты, на которой золочёнными буквами вписаны имена павших на поле боя, погибших в блокадном Ленинграде, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешенных, уничтоженных, но всё-таки не покорённых!
Ученик: Память…Она не имеет начало, но не имеет и конца. Вот уже более полувека всё идут и идут запоздавшие письма с войны, и матери не верят похоронкам и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: «Я остался в живых потому что кто-то погиб за меня».
Ученик: Блокада – далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
Как опустели целые кварталы.
И как трамваи вмёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище везти.
Ученик: Да, мы все знаем – в эти дни
Вы ели клей, потом ремни,
Но, съев похлёбку из ремней
Вставал к станку упрямый мастер.
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
И он точил,пока рука
Могла производить движенья.
А если падал – у станка,
Как падает солдат в сраженьи.
Ученик: Навсегда вошла в сознание каждого ленинградца Ладожская дорога жизни. 22 ноября 1941 года толщина льда на Ладожском озере достигла 13 см, а по ледовой трассе прошли первые машины. Эта трасса в донесении называлась скромно «военно-автомобильная дорога 101». Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили вся свою надежду и благодарность – Дорога жизни. Фашисты непрерывно бомбили и обстреливали дорогу. Гибли люди. Машины проваливались в полыньи. Но легендарная дорога жизни действовала бесперебойно.
Ученик: Благодаря героическому сопротивлению советских войск немцам не удалось взять город, но они окружили его со всех сторон. Запасов продовольствия было на 1-2 месяца. Продукты жителям выдавались по карточкам. Норма выдачи хлеба снизилась до 125 граммов в день. Это один маленький кусочек!
(Таня Савичева держит в ладошке хлеб. )
Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
Ученик: Светом благодарной памяти, светом любви нашей, скорби нашей пусть озарятся священные имена погибших. Вспомним всех, кто выстоял и победил в те суровые годы Ленинградской блокады. Вспомним всех, кто жил, сражался, работал в ледяно, промёрзшем голодном Ленинграде, кто не дошёл до Победы, кто не дожил до сегодняшнего дня.
Ученик: Искорка души всех защитников Ленинграда - в отблеске свечей.
Стук их сердец – в голосе ленинградского метронома.
Их светлая память – минута молчания.
Ученик: Безгранична наша скорбь о погибших в войну. Но не слабость, а силу рождает она. Силу, восхищённую подвигом людей. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей Родины.!
Ученик:Чтоб у всех мечты сбывались.
Чтобы все вокруг смеялись.
Чтобы детям снились сны,
Чтобы не было войны!
Мы вырастем скоро,
Мы будем учиться.
Научимся верить,
Творить и мечтать.
Мы хотим, чтоб птицы пели.
Чтоб весной ручьи звенели.
Чтоб солнце землю грело.
Чтоб березка зеленела.
4