СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

932 от 10.06.20. Искусство (1 часть)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитайте материал и выполните сообщение.

Просмотр содержимого документа
«932 от 10.06.20. Искусство (1 часть)»

Тема: «Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусства»


Искусство

Особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах


Определение и оценка искусства как явления действительности— предмет длительных дискуссий.

Понимание искусства менялось вместе с эволюцией философских, социальных, эстетических норм и оценок.


Долгое время искусством считали способ культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. В этом смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие. 

.

Это особый способ познания и отражения действительности, одна из форм эстетической и художественной деятельности индивидуального и общественного сознания, часть духовной культуры как одного человека, так и всего человечества.

Критерием искусства является способность вызывать эмоциональный отклик у других людей.

Искусством называют собственно художественную деятельность и её результат — художественное произведение.

Науки, занимающиеся изучением искусства


Классификация

искусства

По предмету отображения

(внешняя действительность или внутренний мир):

Изобразительные- живопись, графика (рисунок, эстамп), декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотоискусство, граффити, комикс, немое кино

Зрелищные-театр, опера, эстрада, цирк, киноискусство, компьютерные игры


Неизобразительные (выразительные)- литература, музыка, хореография, балет, радиоискусство



По критерию развития

Статические -живопись, графика (рисунок, эстамп), декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотоискусство, граффити, комикс; архитектура


Динамические (креативное) - музыка, хореография, балет, радиоискусство, театр, опера, эстрада, цирк, киноискусство


Пространственные

(пластические) виды, для которых важно место художественного образа в пространстве

  1. Архитектура. Живопись. Графика. Скульптура.

  2. Декоративно-прикладное искусство (дизайн).Фотоискусство


Временные(динамические) виды, где композиция разворачивается во времени.

Литература. Музыка

Пространственно-временные

(синтетические, зрелищные) виды, в которых сочетается время и пространство в раскрытии художественного образа.

  1. Театр. Балет. Танец. .Цирк. Кино. Телевидение. Эстрада.


По утилитарности искусства:

прикладные (выполняющие, помимо эстетической, и какую-нибудь бытовую функцию) и изящные («чистые», никакой, кроме эстетической, функции не выполняющие).

По материалам искусство можно делить на виды, использующие

  • традиционные и современные материалы (краски, холст, глина, дерево, металл, гранит, мрамор, гипс, химические материалы, продукты серийной индустрии и т. д.)

  • современные способы хранения и воспроизведения информации (современные средства человеко-машинного интерфейса, визуализации, в том числе компьютерной графики, объемной 3D)

Медиаискусство: компьютерное искусство, цифровая живопись, сетевое искусство и т. д. Часто реклама называется как одна из форм искусства

  • звук (слышимые колебания воздуха)

Музыка: классическая, академическая, электронная (см. музыкальные жанры и стили)

  • слово (единица языка)

каллиграфия, песни, литература (проза, поэзия)

  • посредника-человека (исполнитель: актёр, певец, клоун и т. д.)


В зависимости от субъектаобъекта и способа представления или какого-то их устойчивого, идейно обоснованного, сочетания

Искусство может подразделяться на жанры (драма, натюрморт, сюита и т. п.) и на стили (классицизм, импрессионизм, джаз и т. п.).

Неизобразительные искусства по типу выражения и восприятия делятся на музыкальноетанцевальное и литературное, также возможны смешанные виды. Различным видам искусства присуща жанровая дифференциация.

Функции искусства

  • Познавательная. Каждое произведение искусства отражает настроение в обществе, рассказывает о стиле в одежде, об образе жизни людей, о настроениях и главных духовных ценностях своей эпохи.

  • Эстетическая. Недаром существует термин «воспитание чувств», а духовный опыт ценится не меньше, чем научный. Наши переживания делают нас людьми, искусство в полной мере отражает это и учит нас новым переживаниям.

  • Гедонистическая. В конце концов, искусство доставляет нам удовольствие, радость от созерцания прекрасного.

  • Воспитательная. У слова «нравоучение» появился обидный подтекст, но нет ничего плохого в том, чтобы через искусство учить зрителей нравственности. Главное, чтобы искусство не превращалось в пропаганду.


Функции искусства также делят на:

экспрессивную (воздействие на эмоции); компенсаторную (решение психологических проблем); социальную (воздействие на общество); прогностическую (способность предугадывать будущее)



  • Изобразительные искусства

Изобразительные искусства

классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества

  • Архитектура — искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений.

  • графика — работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок.

  • декоративно-прикладное искусство — искусство украшать.

  • живопись — работа выполненная в цвете, красками, на плоскости.

  • скульптура — работа выполненная в объёме путём высекания, лепки, отливки.

  • фотоискусство — искусство создания художественной фотографии — то есть фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника


Особенности

Для изобразительного искусства характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно.


Произведения изобразительного искусства могут быть беспредметны и даже нематериальны, (заставка на экране, гарнитура книжного шрифта), но, независимо от материальности и предметности, типичные произведения изобразительного искусства обладают чертами объекта (ограниченностью в пространстве, стабильностью во времени).


Способность генерировать объекты — важнейшее свойство изобразительного искусства, связанное с его происхождением, определившее его историю и обуславливающее его развитие.


Изобразительное искусство либо создаёт самостоятельные объекты, не имеющие утилитарной ценности (скульптура, живопись, графика, фотоискусство), либо эстетически организует объекты утилитарного назначения и информационные массивы (декоративно-прикладное искусство, дизайн).


Изобразительное искусство активно влияет на восприятие предметного окружения и виртуальной реальности.


Средства

Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) — изобразительные средства — и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс).


Совокупность характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком

К свойственным изобразительному искусству художественным средствам относятся рисунок, цвет, пластика, светотень

Рисунок – изобразительное начертание на какой-либо поверхности, сделанное от руки сухим или жидким красящим веществом, с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна.


Цвет – свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра; свойство света, проходящего через окрашенную среду, воспринимать ее окраску. В узком смысле слова под цветом понимают цветной тон, определяющий своеобразие и природу каждого данного цветового оттенка вместе со светлотой, насыщенностью и яркостью цвета.


Пластика – определение объема – пространственных достоинств скульптурных произведений, естественности, ограниченности построений перетекания объемов.


Светотень – градации светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков, позволяющих воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду.


Светотень не только выявляет объем предмета, объекта и его расположение в пространстве, характер среды, но и служит важным средством эмоциональной выразительности.


В архитектуре, скульптуре, предметах декоративно-прикладного искусства светотень зависит от реального освещения, пластики – выпуклостей, вогнутостей, создающих игру света и тени, их контрастное или нюансное соотношение, а также от гладкой или шероховатой фактуры поверхности.


Светотень в живописи и графике передает не только постоянные качества предметов мира, объем, структуру, характер поверхности предмета, но и изменчивость среды, состояния атмосферы.


Живопись



Живопись делится на:

- монументальную,

-станковую,

-декоративную

- миниатюрную.


Монументальная живопись развивалась в тесной связи с архитектурой и скульптурой.

Основные виды: мозаика и настенная роспись общественных зданий.


Большую историческую, художественную ценность представляют древнерусские мозаики и фрески (собор Софии в Киеве, новгородские фрески)


Особенно большое развитие приобрела монументальная живопись в годы советской власти. (росписи художника Е. Лансере в зале Казанского вокзала в Москве, мозаика П. Корина «Киевская кольцевая»)


Станковая живопись получила название от «станка», на котором создается произведение.

Станковая живопись появилась рано, еще в античные времена.


На Руси раньше писали на специально подготовленных досках, главным образом, иконе.

На холсте масляными красками русские художники стали писать сравнительно поздно – с конца XVIII века, когда в живописи появился интерес к изображению человеческой личности, и развилось искусство портрета.


Декоративная живопись нашла широкое распространение в росписях архитектурных памятников Киевской Руси в виде орнаментальных изображений, бытовых и охотничьих сцен.


Дальнейшее развитие декоративная живопись получила в Петровское время. Она предназначалась для оформления стен и потолков внутри особняков, дворцов, церквей и других помещений.


Декоративная живопись имела главной своей целью украшение помещений. Если в монументальной живописи основой являлась непосредственно стена, то декоративная живопись иногда выполнялась масляными красками на холсте, который затем натягивался на потолок или на стену. Украшательскими сюжетами декоративной живописи чаще всего были орнаментальные и иносказательные изображения.


Декоративная живопись широко применялась в XIX веке, но уже с большим реалистическим направлением, так как в основном работали русские мастера.


Наибольшее применение данный вид живописи получил в наше время: росписи театров, дворцов культуры и т.д.


Декоративно-оформительская живопись применяется главным образом в театральных декорациях, в декорациях для кино, для праздничного оформления улиц и площадей. Она носит обычно временный характер. Особенно большое место декоративно-оформительская живопись наше в наше время, когда театр и кино стали массовыми зрелищами.


Миниатюрная живопись получила свое определение по названию краски, приготавливающейся из миния, которой в древности пользовались для раскрашивания заглавных букв в рукописных книгах.


Миниатюра отличается малыми размерами и особой тонкостью исполнения в эмали, гуаши, акварели и масляной живописи.


Большое значение миниатюрная живопись приобрела как иллюстрация в средневековых рукописях.


Жанры живописи

Портрет — изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека»

Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров

  • Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемый по воспоминаниям или воображению мастера.

  • Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.

  • Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми.

    • Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма

  • Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.

  • Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.

  • Автопортрет — принято выделять в отдельный поджанр.

  • Религиозный портрет (донаторский или ктиторский) — древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).

По характеру изображения

  • Парадный портрет — как правило, предполагает показ человека в полный рост.

    • Полупарадный — обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары.

  • Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

    • Интимный портрет — является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.

    • Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью.

Пейза́ж — жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Существовал с древности, но утратил своё значение в Средневековье и вновь появился в эпоху Ренессанса, постепенно став одним из важнейших живописных жанров


Марина — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.


Истори́ческая жи́вопись — жанр живописи, берущий своё начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины. Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого.

Бата́льная живопись — жанр изобразительного искусства, посвящённый темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.

Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий.

Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Зародился в 15 — 16 веках, но как самостоятельный жанр оформился только в 17 веке в творчестве голландских и фламандских художников.

Жанровая живопись является частью бытового жанра в изобразительном искусстве. Бытовые сцены с древности были предметом живописи, однако как отдельный жанр жанровая живопись сложилась лишь в средневековье, получив особенно сильное развитие в эпоху социальных перемен Нового времени.


Архитектурная живопись

Живопись, главной темой которой был не природный, а архитектурный ландшафт. Включает в себя не только изображение архитектурных сооружений, но и изображение интерьеров.

Анималистическая живопись — это живопись, главным сюжетом для которой является изображение животных.

Абстракционизм

Абстрактная живопись — это живопись, главным сюжетом для которой является изображение мира абстракции. Этот жанр живописи появился в начале 20-го века. Первая абстрактная картина была написана Василием Кандинским в 1910 году.

Живопись на религиозные темы


Графика



Термин «графика» - греческого корня; он происходит от глагола «graphein», что значит скрести, царапать, писать, рисовать; «графика» стала искусством, которое использует грифель – инструмент, который процарапывает, пишет.


Отсюда тесная связь графического искусства с каллиграфией и вообще с письменами (что особенно заметно сказалось в греческой вазописи и японской графике).



Два вида: рисунок и печатная графика




Самое популярное из изобразительных искусств, так как она во многих случаях является подготовительной стадией для других искусств, и в то же время графика – популяризатор произведений других искусств.


Данный вид изобразительного искусства теснейшим образом связан с бытом и с общественной жизнью человека – в качестве книжной иллюстрации и украшения обложки, в качестве этикетки, плаката, афиши и т.д.


Принципиальное отличие графики от живописи заключается не столько в том, как это обычно говорят, что графика – это «искусство черно-белого» (цвет может играть в графике весьма существенную роль), сколько в совершенно особом отношении между изображением и фоном, в специфическом понимании пространства.

Если живопись по самому существу своему должна скрывать плоскость изображения (холст, дерево и т.п.) для создания объемной пространственной иллюзии, то художественный эффект графики как раз состоит в своеобразном конфликте между плоскостью и пространством, между объемным изображением и белой, пустой плоскостью бумажного листа.


Различие этих двух групп выступают прежде всего во взаимоотношении между художником и зрителем.

Рисунок обычно художник делает для себя, воплощая в нем свои наблюдения, воспоминания, выдумки или же задумывая его как подготовку для будущей работы. В рисунке художник как бы разговаривает сам с собой; рисунок часто предназначается для внутреннего употребления в мастерской, для собственных папок, но может быть сделан и с целью показа зрителям. «Рисунок подобен монологу, он обладает персональным почерком художника с его индивидуальной фактурой, оригинальной и неповторимой»

Он может быть незакончен и даже в этой незавершенности может быть заложено его очарование.

Печатная графика (эстамп, книжная иллюстрация и т.п.) часто выполнена на заказ, для размножения, рассчитана не на одного, а на многих.

Печатная графика, которая репродуцирует оригинал во многих экземплярах, более всех других искусств рассчитана на широкие слои общества, на народную массу.

Печатная графика – это не всегда рисунок, для размножения гравированный на дереве или на металле; нет, это – особая композиция, специально задуманная в определенной технике, в определенном материале и в других техниках и материалах неосуществимая. Каждому материалу, каждой технике свойственна особая структура образа

Классификация графики:


- рисовальная, или уникальная графика,

- печатная или тиражная графика.


Понятие «графика», по способу создания изображения, включает в себя два больших раздела: рисовальная, или уникальная графика, и печатная или тиражная графика.

Уникальная графика — произведения, созданные в единственном экземпляре (рисунок, набросок, монотипия, коллаж).

Печатная графика — произведения, созданные с использованием авторских (изготовленных автором-художником) печатных форм, с которых печатают тираж эстампов (от 2-3 оттисков до 500—1000 экземпляров, в зависимости от техники и задачи).

По функции графические произведения подразделяются на несколько родов:

  • станковая графика (станковый рисунок, эстамп, все виды гравюры, акварель);

  • книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка, форзац, эрзац, шмуцтитул, создание рисунка шрифта, общее оформление книги);

  • журнальная и газетная графика (оформление и конструирование печатных изданий, карикатуры, иллюстрации);

  • прикладная и промышленная графика, (почтовые марки, денежные знаки, буклеты, рекламные издания, фирменные знаки, товарные ярлыки, упаковка, вывеска);

  • графика письма (эпиграфика, каллиграфия, искусство шрифта);

  • плакат (вид торговой рекламы и политической агитации);

  • компьютерная графика

Как проявления массовой культуры специфическими видами графики являются в станковой печатной графике — лубок, а в газетно-журнальной — карикатура.

Относительно молодой областью графики является также плакат, который в современных формах сложился в XIX веке как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А.Тулуз-Лотрека), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки в СССР и Т. Трепковского — в Польше).

Многие разновидности и жанры прикладной графики в ХХ веке поглотил графический дизайн, дизайн рекламы и массовых визуальных коммуникаций.


Скульптура


Разновидности:

круглая скульптура и рельеф









Художественно-выразительные средства скульптуры:

  • построение объёмной формы;

  • пластическое построение модели (лепка);

  • разработка силуэта;

  • разработка фактуры (в некоторых случаях также цвета).


Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве.


Обычные материалы скульптуры – глина и обоженная глина (керамика), гипс, камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и другие).

Главный объект скульптуры – человек (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа); изображение животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.


В XX веке средствами пластики иногда воссоздаются природа (пейзаж), предметы (натюрморт); возникла неизобразительная, абстрактная скульптура, использующая нетрадиционные методы и материалы (скульптура из проволоки, надувные фигуры).


Разновидности скульптуры: круглая скульптура, свободно размещающаяся в пространстве; рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

Обе разновидности данного вида изобразительного искусства разделяются по своему назначению на станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру.

Большое значение в скульптуре имеет также ритм: фигура располагается в пространстве более или менее стройной организованностью; наклон тела, положение головы, рук и ног имеют определенную симметрию. Ритм статуи призван выразить тот или иной замысел художника и, с другой стороны, придать статуе наивысшую цельность и законченность.


Выразительные элементы играют более или менее значительную роль и в самой форме статуи. В целях выражения какого-либо особенного состояния человека, например, стремительного, радостного порыва, крайнего отчаяния – скульптор нередко в той или иной степени отходит от прямой изобразительности, «домысливает» и применяет привычные формы и жесты человеческого тела.


Жанры скульптуры

  • портретный;

  • исторический;

  • мифологический;

  • бытовой;

  • символический;

  • аллегорический;

  • анималистический.

Виды скульптуры

  • круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством;

  • рельеф, где фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него.

Виды рельефа:

  • барельеф (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину);

  • горельеф(выпуклая фигура выступает наполовину);

  • контррельеф (фигура не выпуклая, а, наоборот, заглублённая)

Классификация по предназначению:

  • монументальная скульптура (памятники, монументы), связанная с архитектурной средой. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами;

  • монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);

  • станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. Рассчитана на восприятие с близкого расстояния

По использованию материала:

  • пластика — наращивание объёма скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск)

  • ваяние — отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие материалы)

  • отливка — произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы, например)

Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей:

 -лепка или моделировка — искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина;

-литейное дело или торевтика — создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья;

- глиптика — искусство резьбы на драгоценных камнях; к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ; сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

Миниатюрная скульптура

Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра.

Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры. 

Декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют симбиоз друг с другом как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой, составляя единый ансамбль.

Скульптура малых форм развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусство неповторимых, единичных произведений.

Жанры и направления малой скульптуры — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Малые, пространственно-объёмные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура.


Архитектура

В латинском это слово образовано от architectus «архитектор», которое было заимствовано из др.-греч. ἀρχιτέκτων: αρχι- (главный, старший) и τέκτων (плотник, строитель) — «главный строитель»











В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения строительного искусства: «зодчество» (ст.‑слав. «зьдьчий» от «зьдь» — глина, материя)


С ним тесно связан древний глагол здати — строить, создавать.


Первоначально зодчеством называли лишь каменное строительство.


Летописи обычно разделяли понятие «создал» — построил каменное здание и «поставил» — деревянное

Архитектура живописи и скульптуре, связана с «натурой», с действительностью, но ее изобразительная тенденция отличается от принципов изображения в живописи и скульптуре: «…Она имеет не столько «портретный», сколько обобщенно-символический характер – иначе говоря, она стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а типических функций жизни»

В любом стиле, в любом памятнике художественной архитектуры, «… мы всегда найдем… реальную конструкцию, которая определяет стабильность здания, и видимую, изображенную конструкцию. Выраженную в направлении линий, в отношении плоскостей и масс, в борьбе света и тени, которая придает зданию витальную энергию, воплощает его духовный и эмоциональный смысл.»

.

Архитектура занимает особое место в семье искусств: она относится как к духовной, так и к материальной культуре.


Архитектура неотделима от строительного искусства, но не тождественная ему. Архитектурные сооружения создаются с целью удовлетворять социальные потребности, они имеют практически полезный характер.


Природа выражения действительности архитектурой специфична: по архитектурным сооружениям можно судить о характере эпохи, об особенностях ее материального и духовного бытия, о состоянии мира, об отношениях человека и мира, о месте человека в обществе, о господствующих идеях и настроениях времени.


Обобщенный художественный язык архитектуры исторически изменчив. Его развитие обусловлено как изменениями в функциональном предназначении сооружений, развитием строительной техники и появлением новых строительных материалов, так и неотделимыми от них художественными особенностями архитектуры, новыми идейно-эстетическими решениями, которые перед нами возникают в каждую новую эпоху.


Архитектура пользуется такими выразительными средствами, как симметрия, пропорциональность образующих сооружение элементов, ритм, масштабные соотношения с человеком, связь со средой и пространством.


Вместе с тем архитектура широко использует эстетическое воздействие света, цвета, фактуры строительного материала.


Архитектура как пространственный вид искусства

По способу развёртывания образов архитектуру традиционно относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:

  • существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;

  • имеют предметный характер;

  • выполняются путём обработки вещественного материала;

  • воспринимаются зрителями непосредственно и визуально


Архитектурный стиль

может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции).


Это художественное мировоззрение, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.


  • Архитектура Древнего мира: от первобытного общества до X века (в различных регионах даты различаются).

  • Романский стиль. X—XII века.

  • Готика. XII—XV века.

  • Возрождение. Начало XV — начало XVII века.

  • Барокко. Конец XVI — конец XVIII века.

  • Рококо. Начало XVIII — конец XVIII века.

  • Классицизм. Середина XVIII — XIX век.

  • Эклектика. 1830-е — 1890-е годы.

  • Модерн. 1890-е — 1910-е годы.

  • Модернизм. Начало 1900-х годов — 1980-е годы.

  • Конструктивизм. 1920-е годы — начало 1930-х годов.

  • Постмодернизм. С середины XX века.

  • Хай-тек. С конца 1970-х годов.

  • Деконструктивизм. С конца 1980-х годов.

  • Дигитальная архитектура . С начала XXI века.


Ландшафтная архитектура






Дизайн интерьера



















Малые архитектурные формы





Бумажная архитектура


Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается оформлением парков, садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.

Дизайн интерьера это профессиональная творческая 

деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.

Интерьер (от фр. interieur – внутренний)

1) внутренне пространство общественного, жилого, промышленного здания; помещение в здании (комната, зал, вестибюль и т.д.). Интерьер, его конфигурация, расположение, назначение имеют большое значение для облика и планировки здания в целом. Пространство интерьера, размеры, пропорции, характер отделки, сочетаясь с убранством, мебелью, оборудованием и т.д., создают ансамбль интерьера, определяемый его функциями и архитектурно-художественным стилем;

2) жанр изобразительного искусства, получивший развитие в живописи Голландии и Фландрии конца XVI и XVII веков (голландские церковные интерьеры – П. Санредам, Я. Вермеер), в первой половине XIX столетия в живописи бидермайера (в Германии Г.Ф. Кристинг).

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты)

«Бумажная архитектура» — теоретическая деятельность архитекторов, состоящая в проектировании архитектурных форм без цели их последующей материализации.

История "бумажной архитектуры" как вида фантазийного архитектурного творчества восходит к знаменитым циклам гравюр Дж. Б. Пиранези. Примером бумажной архитектуры Нового времени являются графические циклы Якова Георгиевича Чернихова.


Декоративно-прикладное искусство












В декоративно-прикладном искусстве следует выделять две существенно различающиеся области:

1) объемные предметы определенной формы и раскраски – художественная мебель, домашняя утварь;

2) плоские поверхности, покрытые узорами – ковры, ткани, разрисованные стены и т.д.

Вторая группа чаще всего образует самостоятельное искусство – орнамент.


Вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность и вместе непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей.

К произведениям декоративно-прикладного искусства могут принадлежать различные вещи – мебель, оружие, посуда, одежда, любой изготовленный человеком предмет.

Придавая изготовляемой вещи особенную форму, наносят на нее определенные узоры, орнамент, окрашивая ее в какие-либо цвета, люди создавали не только предмет того или иного назначения, но и художественное произведение.


Такая вещь имеет двойную ценность: она ценна и как полезный предмет и как произведение искусства, причем вторая ценность превышает первую.


В художественной вещи рельефно выразятся многогранные качества самого творившего ее человека – богатство его воображения и мастерство его рук.


Прикладное искусство является древнейшим из искусств. Среди дошедших до нас наиболее ранних, первобытных орудий труда и предметов быта, мы уже встречаем такие вещи, которые несут на себе следы активного стремления создать определенные художественные образы.

Декоративно-прикладное искусство существует в единстве с каким-либо зданием, то есть произведение архитектуры, составляя его внутреннюю обстановку.


Орнамент


Орнамент – один и основных элементов большинства произведений архитектуры и прикладного искусства.


Орнамент- сочетание линий и цветовых пятен, которые наносят на поверхности зданий и вещей путем раскрашивания, резьбы, чеканки и т.д.


Выступает вместе с тем и как самостоятельное искусство – когда он выткан на ковре, нарисован на какой-либо доске, при этом весь смысл воплощается в орнаментальном рисунке.


Среди орнамента различают: геометрический, растительный, животный и т.д. Всякий орнамент является в своей основе «геометрическим», слагается из сочетаний прямых, кривых и круглых линий и фигур различного цвета.


Целостный образ орнамента, прежде всего, выражает определенное мироощущение, человеческое отношение к жизни – радостное или, наоборот, сложное, противоречивое и т.д.


Орнамент слагается из определенных мотивов, сочетающихся в то или иное своеобразное единство.


Мотив и ритм

орнамента

Мотив -повторяющиеся во многих отдельных произведениях сплетения линий, фигур, сочетания цветов. В орнаментальных мотивах и их сочетаниях в обобщенной форме выражается особенный характер народа, наиболее важные и неповторимые черты его бытия и психики.


Другое центральное явление выразительных искусств – ритм.


Ритмом называется повторение каких-нибудь одинаковых, либо сходных, сопоставленных явлений в пространстве или времени. Чаще всего архитектурный и орнаментальный ритмы носят симметрический характер.


Это значит, что ритмические, сходные элементы повторяются не по всей длине, ширине, а расположены, например, на более или менее равном







Вопросы и задания:


    1. Дайте определение искусству. Каковы его функции в обществе?

    2. Оформите классификацию искусства в тетради.

    3. Подготовьте сообщение о тех видах искусства, которые не раскрыты в лекции (кинематограф, театр, компьютерная графика, хореография, эстрада, цирк и т.д)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя