СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.А.Блок Поэма " Соловьиный сад" В поисках гармонии и счастья.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока " А.Блок. Поэма " Соловьиный сад". В поисках гармонии и счастья.

Просмотр содержимого документа
«А.А.Блок Поэма " Соловьиный сад" В поисках гармонии и счастья.»

Тема урока. А.А.Блок. « Соловьиный сад».

В поисках гармонии и счастья.


Цели урока:

- научить ребят глубже анализировать поэтический текст, понимать далеко не однозначный смысл образов-символов и, опираясь на факты, разгадывать зашифрованную содержательную информацию, остающуюся вне поля зрения при поверхностном чтении;

-развивать навыки исследовательской деятельности, выражающиеся в умении сопоставлять, анализировать, синтезировать изучаемый материал;

-воспитывать интерес к творчеству А. Блока, чуткость, внимание к художественному слову.


Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта - нет. Покоя – нет

Вступление.

«Какая-то «неведомая сила» превращает стихи Блока в нечто высшее, чем одна только поэзия, в органическое слияние поэзии, музыки и мысли, в согласованность с биением каждого человеческого сердца, в то явление искусства, которое не нашло еще своего определения. Оборванная жизнь необратима. Блока мы не воскресим и никогда уже не увидим в нашей повседневной жизни. Но в мире есть одно явление, равное чуду, попирающее все законы природы и потому утешительное. Это явление — искусство. Я уверен, что любовь к Блоку и тоска по Блоку так велики, что рано или поздно он возникнет в какой-нибудь поэме или повести, совершенно живой, сложный, пленительный, испытавший чудо своего второго рождения. Я верю в это потому, что страна не оскудела талантами и сложность человеческого духа еще не свелась к одному знаменателю.»

С этой высокой, проникновенной, пронзительной ноты, с этих чудесных теплых слов К. Паустовского в адрес великого русского поэта, мыслителя мы и начнем свой урок:

« А.Блок. Поэма « Соловьиный сад». В поисках гармонии и счастья»

Небольшая поэма "Соловьиный сад" (1915г.) принадлежит к числу наиболее совершенных произведений Блока. В ней нашли отражение сложные, глубокие раздумья поэта о жизни и о себе. Поэма «Соловьиный сад» появилась не ко времени - в декабре 1915 года. Умы и сердца уже были заполнены впечатлениями от войны.. Однако Блок, который всегда умел слушать гул истории, музыку событий, с какой-то особенной настойчивостью работал над этой поэмой в 1914-1915 гг. Он ее напечатал в декабре 1915 года, повторил публикацию в ноябре 1917 года и выпустил отдельным изданием в июле 1918 года.


Основная часть.


1.Эмоциональный аспект урока.


Обратимся к сюжетной картине поэмы. Это было вашим домашним заданием.

Но прежде попробуйте ответить на вопросы, составляющие эмоциональный аспект нашей беседы.


--Какие чувства, ощущения испытали вы после прочтения поэмы?

--С какими трудностями вы столкнулись?

--Что осталось за гранью вашего понимания?

--Что бы вы хотели понять?


2. Содержательный аспект.


Перейдем к содержательному аспекту. Обратимся к эпиграфу.

(Чтение эпиграфа.)

Эти слова Блока не случайно стали эпиграфом к нашему уроку

Чтобы определить место и значение данного эпиграфа в ходе нашего урока постараемся понять далеко не однозначный смысл поэмы и, опираясь на текст произведения, разгадать зашифрованную смысловую философскую информацию, остающуюся вне поля зрения при поверхностном чтении. Это составляет цель нашего урока.


Итак, проведем композиционный анализ поэмы, т.е.попробуем вслед за Блоком осмыслить конкретно-бытовое содержания поэмы , сюжет поэмы, его первый план , понять ход авторской мысли.


Я предлагаю начать наше обсуждение композиционного построения поэмы с 4части. (Чтение)

Почему? (Ответ. Это центральная, кульминационная часть поэмы, в которой герой достигает желаемого, что так долго и мучительно влекло его к себе. Этот выбор дался герою нелегко, и поэтому эта сцена – точка наивысшего напряжения)

4 глава -- « Чуждый край незнакомого счастья»

Восстановите порядок событий, предшествующих этой центральной сцене поэмы.

Найдите в каждой главе, как и в 4, ключевые словосочетания или предложения.

1 глава -- « Я ломаю слоистые скалы, а в саду кто-то тихо смеется»

2 глава -- « И любить начинаю томленье недоступность ограды люблю»;

3 глава -- « Наказанье ли ждет иль награда если я уклонюсь от пути.» ;

4. Какие 2 мира представлены в этих главах? Назовите их . В каких отношениях с ними герой? ( реальный мир, наполненный тяжелой однообразной работой и романтический мир соловьиного сада, мир праздности, неги, любви, куда стремится попасть герой).


5. Как дальше развивается сюжет? Озаглавьте последующие главы.


5 глава---«Заглушить рокотание моря соловьиная песнь не вольна…..»

6 глава----« Я проснулся на мглистом рассвете неизвестно которого дня»

7 глава----« Где же дом?»

--Какую главу можно назвать развязкой драматического конфликта. Почему?

--В чем драматизм героя?

6. Вывод. Итак, каков сюжет поэмы?

-- В центре поэмы -- судьба бедного труженика, покидающего свой каменистый путь ради прекрасного соловьиного сада и вновь возвращающегося на свой пустынный берег. Герой уклонился от тяжелого труда, достиг счастья, к которому так стремился, но разочаровался и ушел из "соловьиного сада.

7. Какой композиционный прием использует автор? (антитеза)

Почему? (Блок в изображении этих двух миров прибегает к приему антитезы, противопоставляя эти 2 мира, две темы.)(слайд)

Эти два мира даны как взаимоисключающие. Они с подчеркнутой суровостью разделены автором СТЕНОЙ.

8. Можно ли утверждать что какой-то из этих миров особенно дорог или близок автору-герою?

(Эти два мира ограниченны, несовершенны. Герой равно несчастлив и там и там.) Докажите. ( Работа с текстом)

9. ( слайд) Вывод : таким образом, основным композиционным приемом в поэме выступает антитеза, которая подчёркивает борьбу между реальной жизнью и миром идеальной красоты. Эти два мира даны как взаимоисключающие. Герой равно несчастлив везде.


10. Но где же выход? Что же делать? Вечные вопросы, на которые пытались дать ответ русские писатели- мыслители.


3. Символическое звучание.


Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, поставленные поэтом в поэме, обратимся теперь к смысловому анализу поэмы и ее символическому звучанию .



 11. «Соловьиный сад» — одна из наиболее глубоких аллегорий русской поэзии, сложное и насыщенное иносказание, поэма, в отвлеченных формах решавшая важнейшие вопросы жизни и искусства. Блок научил нас видеть за словами их скрытый смысл, тот „второй план“, который является средоточием глубочайших поэтических переживаний, видеть и воспринимать не только то, что прямо не выражено, не высказано. Это не высказанное прямо и есть главное в произведении, его смысл,егопоэтическая идея», —утверждал литературоведЛ. К. Долгополов.(слайд)
      

12. Чтобы понять глубину авторского замысла и почувствовать художественную силу произведения, обратимся еще раз к понятию Символизм, с которым неразрывно связано творчество Блока.




«Быть символистом значит в обыденном явлении жизни провидеть вечное, провидеть одно из проявлений музыкальной гармонии мира. «Символ всегда переход от частного к общему. символизм ясен и прозрачен, и если он является иногда запутанным и темным, то это не вина символизма, а вина либо плохого поэта, либо невнимательного читателя.[8] – писал М. Волошин ( слайд)





13. Внимательный читатель должен увидеть в Невысказанном главное в произведении---его второй план, к которому мы и обратимся. И помогут нам в этом образы – символы.




 

14. Название поэмы – это ее главный образ символ .


---Что же символизирует утонченный романтический образ «соловьиного сада»?

---Какие смысловые ассоциации вызывает у вас соловьиный сад?( найдите в тексте текстуальные синонимы)


15. ( Слайд) В поэме Блока образ сада многозначен. ( текстуальные синонимы- сон очарованный, забытье, неизвестность, счастье незнакомое, блаженство, золотистое вино, золотой огонь) Сад – это и образ недостижимого для человека счастья, и образ манящей мечты, и эгоистичный жизненный путь, когда человек живёт только своей любовью в своём маленьком личном мире, и образ искусства для искусства, лишённого каких-либо гражданских интересов. (По ходу ответов ассоциации записываются на доске)

 Сад укрывает от бед реального мира. Туда бегут от суровой действительности.



16. Вывод. Соловьиный сад – это своеобразное испытание, искушение для героя, которое встречается в жизни каждого человека

17. Назовите другие образы – символы. Образы реального мира труда и мира манящей мечты соловьиного сада. Определите их содержательное, смысловое значение.

 Розы являются важнейшим символом мечты, счастья, без которого невозможно существование соловьиного сада: “по ограде…лишних роз к нам свисают цветы”, “и колючие розы сегодня опустились под тягой росы”, “утонувшая в розах стена”. 

Роза для Блока символ немецкой романтики, нечто прекрасное, но чужое. И эта чуждость не только в ее «иностранности», но и в пошлости, которая является как бы оборотной стороной этого мира.

У Блока роза: это символ пустых иллюзий, элемент красивости, а не подлинной красоты.

18. То же можно сказать и об образе соловья. У Блока соловьи поют в зачарованном саду: “не смолкает напев соловьиный”, “в соловьином звенящем саду”, “сладкой песнью меня оглушили, взяли душу мою соловьи”. Но их песня - часть манящей несбыточной мечты, искушение, соблазн.


Неслучайно в поэме, начиная с четвёртой главы, речь идёт о душе: “взяли душу мою соловьи”, “отдалённого шума прилива уж не может не слышать душа”, “крик осла был протяжен и долог, проникал в мою душу, как стон”. Герой проявляет слабость, поддаётся соблазну, и соловьи завладели его душой.



19. В какой части прошлое напоминает о себе? На какие звуки откликается душа героя? Перечислите символы. Дайте им объяснение.

крику осла и рокоту моря, которые символизируют жизнь с её тревогами, трудом, заботами, и оказывается слабее их:

Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна.



20. Осёл присутствует во всех главах, кроме четвёртой. Он всегда “усталый” и “бедный”. С одной стороны, осёл – символ реального мира, низкой действительности. С другой стороны, это образ помощника, который помогает герою выполнять грязную, трудную работу, а потом своими криками напоминает ему об оставленном трудовом пути, о долге.

(осел – одно из немногих животных, в которых не может вселиться нечистая сила. Он остается глух к власти чарующих песен, уводящих в заколдованное царство любви – обманчивое, как песни сирен, эгоистическое, как любое счастье. А выполнение долга, каким бы тяжелым, однообразным и скучным он ни казался, - единственная возможность остаться самим собой. И единственный шанс честно прожить свою жизнь.)

.

21. В поэме играет большую роль образ моря. ( рычание прибоя, рокотание моря, рокот волн, шум прилива, прилив подходит, символизирует будничную жизнь, «рокотание» - это бесконечный, тяжёлый труд, шум, жизнь( Тема труда). В райский сад не доносятся «жизни проклятья», но там нет и самой жизни. Героя влечёт назад, к покинутой им будничности, потому что человек не может быть счастливым без дела и цели. В розовых цепях что-то оказалось безнадёжно утраченным, «рокотанье моря» соловьиная песня заглушить не властна.


22. Образы заката и рассвета –символы сна, наваждения и пробуждения в поэме.

Сумрак ночи, знойная синяя мгла, синяя муть благовонная и знойная мгла, мглистый рассвет, туман

.Тропинка, путь, - протоптанная, кремнистый, тяжелый, таинственный, пустой, каменистый, берег пустынный— это все символ жизненного пути человека.


Образ-символ берег. Берег – граница бытия и небытия. Он одновременно и волненье жизни, и покой последней пристани ( Блок « И очи синие бездонные цветут на дальнем берегу»)( пристать к берегу, сидеть на берегу)

4. Образ лирического героя в поэме "Соловьиный сад”.

(слайд)« Однажды все наше счастье и все мечты кончаются и остается одно- плач о потерянном. Быть человеком – тяжелая доля» ( Ремарк)


23. Кто же он, лирический герой поэмы? Почему повествование ведется от 1 лица? –


Видимо, герой - сам Блок, поэт, уставший, бесприютный путник, теряющий веру в избранность, необходимость своего горького пути, всей душой устремившийся за иллюзией счастья, поманившей его за ограду соловьиного сада, но затем разочаровавшийся и вернувшийся на прежний путь.


24. В чем Блок видит причину блужданий героя?

Причина его бегства из «сада» — не разочарование. Напротив, «соловьиный сад» лучше, краше самой мечты героя.

Чуждый край незнакомого счастья
Мне открыли объятия те,
И звенели, спадая, запястья
Громче, чем в моей нищей мечте.

Но в каждом из этих миров есть и своя крайняя односторонность, своя «вина». Это, с одной стороны, безрадостность, суровость, однообразие существования, символизированного, в частности, образом бесконечного повторения, круговращения пути работника с осликом:

Донесем до железной дороги,
Сложим в кучу, — и к морю опять...

А с другой стороны — замкнутость «соловьиного сада», его эгоистическая огражденность от «дольнего горя», рождающие «сиротство» души героя.

Потому в нем и пробуждается тяга назад, к морскому простору, который теперь, к финалу, уже озвучен и так мощно, что в «шумах прилива», в «рокотании моря» глохнет «соловьиная песнь».

И тем не менее возвращение героя на круги своя, к суровому долгу, труду и самообузданию, — не торжество, а трагедия, или, точнее, торжество ценой трагических потерь. Ибо это потери действительных, необходимых человеку благ — свободы чувств, счастья любви, наслаждения искусством, красотой, многообразием жизни.

24. Какой философский смысл приобретает образ главного героя поэмы? В чем его символическое значение?

--Образ лирического героя, его судьба стали символическим определением назначения искусства, судьбы художника.

--Человеку свойственно стремление к счастью, но путь художника иной: он, как и герой поэмы, должен пройти путь страданий и разочарований.


(Слайд)      «Из „музыкального“ сада герой возвращается к „немузыкальной“ жизни — к „жизни проклятьям“, к „рычанью прибоя“, и это, с одной стороны, накладывает печать трагичности, с другой — определяет и мужество поэта и его героя, жертвующего самой сладкой, но иллюзорной мечтой во имя грубой, но полнокровной жизни».


25. Вывод. Итак, за сложными обобщениями, многозначными символами, драматическим образом лирического героя мы видим уже глубину произведения, его философский и смысловой план. Понятнее становится иносказание Блока.


5. Смысловой аспект .

26. Как отвечает на эти проблемные вопросы автор? Согласны ли вы с ним?

-Что важнее: долг перед родиной или личное счастье?

-Должен ли человек сохранять верность долгу?

-Стоит ли отказываться от счастья во имя долга?

-Возможно ли отгородиться от мировых событий и катастроф, уйти в мир чистого искусства, любви?


-Что по мнению Блока может сделать человека счастливым?


-В чем видит Блок главное условие обретения счастья?


-В чем истинное назначение художника гражданина?


-Где выход из нравственного тупика?

27. Какие темы раскрывают глубинный смысловой план поэмы?

Тема дома, родины

Тема возмездия за предательство

Тема пути( духовный путь) У каждого человека свой жизненный путь. У Блока — это путь познания, искания, это путь изменения человека. 
    Тема пути получает свое развитие в поэме “Соловьиный сад”. Мы видим непокой, смятение лирического героя, желание любви и успокоения. Но так как для Блока жизнь — это вечный поиск и движение, то необходим выбор. Душа лирического героя, да и самого поэта, раздваивается между любовью и долгом, между .Это смятение выражено в вопросе: 


    Наказанье ли ждет иль награда, 
    Если я уклонюсь от пути? 

Герою страшно ступить на этот новый путь, дорогу. Неизвестность его пугает

 Страшный мир — это не только мир внешний, но и мир внутренний, мир в душе лирического героя, так как это предчувствие гибели, смертельной усталости, это безрадостный мир. Путь этот сложен и труден, но познаваем. Личность творит сама себя. Тема пути — это тема самоопределения, процесс духовного движения. И несмотря на весь трагизм, Блок заявляет: “И я люблю сей мир ужасный»

  Та же тема пути и в стихотворениях о России. Блок считал, что Россия как движение, как путь — это путь всего человечества к обретению идеала, гармонии

Погружение в жизнь, самоотдача стихии - это был тоже путь, соответствующий общему замыслу блоковской поэзии. Это был путь, открывающий горизонты и уводящий Блока из мира уединенных созерцаний . из мира кросоты в мир прекрасного.

( Цикл « Распутье»--сомнение, неопределенность, а в поэме—герой-автор делает осознанный выбор, он порывает с миром Прекрасной Дамы, он выбирает жизнь ( « Узнаю тебя жизнь принимаю и приветствую звоном щита»)

Тема разлуки, расставания—эта сквозная тема в лирике поэта. Боль расставания, горечь разлуки—это так понятно и объяснимо. Это можно пережить. Невосполнима лить разлука с родиной.

Тема воли, свободы выбора,     Эта тема связана мотивом осознанного, мужественно-волевого выбора пути. В поэме герой предстает и в героическом, и в жертвенном облике. Это все как бы части души лирического "я". Лирический герой так и не находит покоя, он понимает необходимость выбора и одновременно его невозможность, ибо душа и сознание раздваиваются между любовью и долгом. Это трагическая тема.

Тема счастья В отношении к счастью лирического героя А. Блока выражена вся трагическая раздвоенность личности. С одной стороны, горечь «несбыточной мечты», а с другой — неотступное вопрошание «сердца» все о том же, о счастье, и возвращение на круг надежды.

Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, — который раз?

Блоковское отрицание «счастья» глубже, трагичнее. Счастье виновно не только в своей слабости, временности, но в том, что на нем в этом «страшном мире» непременно лежит тень эгоистического начала, инстинкта обладания, присвоения и обособленности — печать принципа «мое!». Подлинная духовная зрелость, свобода личности и состоит в готовности отказаться от самовластного «мое!» и принять необходимое «наше», связь с миром:

И все уж не мое, а наше,
И с миром утвердилась связь.



Тема страданий,

Тема одиночества

Раскройте содержание 1 из тем.

6. Главная идея поэмы. Итак, о чем поэма « Соловьиный сад»?

Это поэма с непримиримым конфликтом и трагическим исходом.

Все произведение пронизывает пафос несогласованности, трагической несовместимости двух жизненных начал, двух путей бытия — жизни на скалистом берегу, жизни вечного работника, терпящего все тяготы мира («зной», тесноту, обездоленность, скуку и однообразие существования), и «сада» счастья, с его символами изобильной красоты («лишних роз»), услады искусством, любовной страстью. Где же и в чем ищет Блок разрешения опутывающих жизнь противоречий? Что для него может быть «достойного» в этом «страшном мире», в реальной российской действительности эпохи между двух революций? Довольство «сытых»? Проклятье каторжного труда?

,

В поэме слышится также общечеловеческий философский вопрос: «наслаждение или долг?». Главное для Блока - мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга. Можно понять его философию на этом жизненном этапе на примере этого стихотворения: О, весна без конца и без краю – Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!.....! И встречаю тебя у порога - С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем бога На холодных и сжатых губах... Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита... Никогда не откроешь ты плечи... Но над нами - хмельная мечта! И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель - я знаю - Все равно: принимаю тебя

28. Итак, к каким обобщениям вы пришли ?

1. Человек, а особенно поэт, рожден для труда, борьбы, терпения, преодоления, он не может долго жить в мире Любви и Счастья, отгороженном от "дольнего (земного) горя”. Неизбежно возвращение в мир реальности. Человек и поэт должны мужественно и неуклонно исполнять свой долг. В этом и заключается их подлинная связь с жизнью, его предназначение.)

. И возвращаясь к эпиграфу урока:

Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта — нет. Покоя — нет.



. Поэма показывает трагический разрыв между тягой человека к счастью и красоте и чувством долга, сознанием невозможности забыть о “страшном мире”.



2.Уйти в мир идеальный, в мир мечты не представляется возможным. "...я ведь никогда не любил "мечты", а в лучшие свои времена, когда мне удается более или менее сказать свое, настоящее, - я даже ненавижу "мечту", предпочитаю ей самую серую действительность". –писалБлок.


Бесплодной мечте он противопоставляет другую - "свободную мечту", которая не уводит ни в "соловьиные сады", ни в "елисейские поля", а, напротив, влечет в самую гущу жизни и заставляет чутко прислушиваться к биению ее сердца:

Вдохновение приказывало Блоку и другое: "Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен..." Эта мысль лежала в основе отношения поэта-романтика к миру. Случайные черты, искажающие облик жизни, не смогли закрыть перед взором Блока ее извечной прелести и радости. Поэтому он признавался, что "страстно любит" все, что просвечивает сквозь "случайные черты", любит весь трепет этой жизни бедной»

И я люблю сей мир ужасный

За ним сквозит мне мир иной

Обетованный и прекрасный

И человечески - простой


Но и этот человечески-простой мир не совершенен. Мир не гармоничен, если несчастлив хотя бы один человек.

3. И как следствие , Поэма о несовершенстве этого мира, где человек всегда находится в мучительных поисках гармонии и счастья.



7.Подведение итогов.


30. Изменилось ли ваше отношение к поэме? С какими чувствами и мыслями вы уходите с уроку? Какие вопросы мы зададим себе после урока?


Уроки поэмы.


Актуальность: современный человек, как и герой поэмы, задает себе те же вопросы, так же стоит перед выбором верного пути, так же хочет укрыться от проблем в соловьином саду, в мире соблазнов и ,возможно,пороков, так же мучителен и тяжел путь туда и, если повезет, обратно. Любой уход - из дому ли, или в мир соблазнов, - это одно желание забыться, отгородиться .

Не спасает современную личность и «бред любви», потому что страсть отделилась от любви, стала всего лишь «черствой чувственностью» (выражение А. Белого), чувством зимним, вьюжным, не греющим душу, отнимающим у человека свободу и «память об отчизне».В погоне за сладкой жизнью мы рвем связи с родиной, порой ее стыдимся. Подменяем такие понятия как дружба, любовь, честь , долг, их заменителями, суррогатами , обесцениваем нивелируем их.

--Куда уходим? За чем уходим? Но потом как вернуться? Что делать ?


Эти вопросы задаем мы себе, задает их нам Блок, и ответ у каждого свой.

Очевидно одно, Мир не прощает предательства.


31. 1915 год.Предвосхищая события 1917 года Блок пишет поэму «Соловьиный сад»

. Поэма "Соловьиный сад" помогает увидеть тот трудный путь, по которому шел поэт к своему главному подвигу жизни - к циклу «Родина».

Блок признался, что тема России – его главная жизненная тема, вершина поэтического пути, итог его творческих исканий.


«Не откроем сердца — погибнем... В таком виде стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь...Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель».


32. До последнего часа Блок будет со своей Родиной в трудные для нее годы

« Мы дети страшных лет России забыть не в силах ничего» - писал Блок.

Позже, в 1921 году, Блок затвердил наизусть стихотворение Анны Ахматовой

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда...

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

«Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции, от России.» И в этих словах Блока – понимание его взаимоотношений с родиной, его неразрывная кровная связь с Россией. К этой теме мы обратимся на следующем уроке.

Эпилог.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд — да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.


 8. Темы сочинений.


-Какая мысль автора вам особенно дорога?

-С чем мы не можем согласиться с А.Блоком?

-В чем видит А.Блок спасение человека?

-Каким мне представляется дальнейший путь героя поэмы?

-Уроки поэмы. Как надо? Что нельзя?

-Согласны ли вы, что путь утрат приводит к духовному прозрению?














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя