СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.А.Блок. Жизненный и творческий путь. Особенность лирики.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка содержит материал о жизни и творчестве А.А. Блока, тематике творчества.

Просмотр содержимого документа
«А.А.Блок. Жизненный и творческий путь. Особенность лирики.»

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

УСМАНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


Методическая разработка урока.

Учебная дисциплина: Литература

Разработчик:

Ивакина О.Л.,

преподаватель русского языка и литературы



ТЕМА УРОКА: А.А.Блок. Жизненный и творческий путь. Особенность лирики.


Цели занятия

Образовательная – познакомить обучающихся с атмосферой, в которой вырос А.А. Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии А.А. Блока, показать особенность лирики первой книги- «Стихов о Прекрасной Даме», выявить темы лирики А.А. Блока.

Воспитательная - способствовать развитию интереса учащихся к творчеству поэта и его личности; эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;

принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Развивающая- развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать; развивать навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Блока, соотнесения их со своими внутренними представлениями.

Межпредметные связи – русский язык , история, МХК .

Методы и формы работы:

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, частично-поисковый, метод инсерта.

Приёмы: устные выступления обучающихся (сообщения, анализ поэтического текста, выразительное чтение наизусть).

Виды читательской деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Виды речевой деятельности: монолог, диалог, анализ текста, выразительное чтение наизусть.

Материалы и оборудование: презентация о жизни и творчестве А.Блока; справочные материалы, таблица, тексты стихов А.А. Блока.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, персональный компьютер.


Ход урока


Блок является одним из чудо­творцев русского стиха...

Н. Гумилев

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.


  1. ЭТАП ПОДГОТОВКИ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.


1. Лекция учителя. Постановка цели урока.

Сегодня в центре нашего внимания - судьба и творчество Александра Александровича Блока. Его наследие уже целый век не теряет своей ценности для русского читателя.

Блок - одна из ярких фигур поэзии серебряного века.

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движение губ.

Имя твое - пять букв.

БЛОКЪ - так по правилам грамматики дореволюционной России писали это имя.

Запишите тему сегодняшнего урока и эпиграф к нему.

Целью нашего урока будет знакомство с личностью поэта, его творчеством.

Сегодня на нашем уроке главным действующим лицом будет, конечно, А.А. Блок. А познакомит нас с биографическими датами и событиями в жизни поэта Биограф. В течение урока вы будете заполнять подготовленную хронологическую таблицу и пользоваться приемом «инсерта» на полях

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.


Итак, слово Биографу.

  1. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Биограф. Александр Блок родился и воспитывался в высококультур­ной дворянско-интеллигентской семье 16 ноября (28 ноября) 1880 г. (слайд 7) Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Ио­ганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского универси­тета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, литера­тор, переводчица, была вынуждена уйти от мужа. Так в 1881 году А. Л. Блок возвращается в Варшаву, а А. А. Бекетова-Блок оста­ется в Петербурге в доме своего отца,(слайд 8) Андрея Николаевича Бекетова, известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета. В семье Бекето­вых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных про­изведений. «Список ее трудов громаден», - вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и ее дочери - мать Блока и его тетки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. В 1894 г. становится «редак­тором-издателем» домашнего рукописного журнала «Вестник», готовит переводы, пародии, рецензии, стихотворные и прозаи­ческие опыты, привлекает к сотрудничеству двоюродных и троюродных братьев. В 1894-1897 годах гимназист Блок выпус­кает 37 номеров журнала.(слайд 8) «Тогда уж меня пленила в нем (Блоке) любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность», - вспоминал Сергей Соловьев, кузен Блока, будущий поэт-младосимволист.

В юности Александр Блок мечтал стать актером, занимался декламацией, участвовал в любительских спектаклях.

1 августа 1898 года, будучи в гостях в соседнем имении Менделеевых Боблово (где и познакомился со своей будущей женой, дочерью (великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, Любой), играл в сценах из трагедии Шекспира «Гамлет». Роль Гамлета исполнял Блок, роль Офелии - Любовь Менделеева. Так начиналась история любви. (слайд 10)

Диалог по письмам и воспоминаниям А. Блока и Л. Менделее­вой Выразительное чтение или чтение наизусть подготовленными учениками.

Менделеева. Первый и единственный за все эти годы мой более смелый шаг навстречу Блоку был вечер представления «Гамлета». В костюме и гриме я чувствовала себя смелее. Венок, сноп полевых цветов, распущенный напоказ всем плащ золотых волос, падающий ниже колен... Блок в черном берете, со шпагой. Мы сидели за кулисами, в полутайне, пока готовили сцену. Блок сидел у моих ног, потому что табурет мой стоял выше. Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а главное, жуткое: я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Да, был и этот разговор, и возвращение после него домой. Как-то вышло, что после спек­такля мы ушли с Блоком в костюмах (переодевались дома) и очутились вдвоем Офелией и Гамлетом в этой звездной ночи. Мы были еще в мире того разговора, и было не страшно, когда перед нами в широком небосводе медленно прочертил путь сияющий голубизной метеор.

Перед природой, перед ее жизнью и ее участием в судьбах мы с Блоком, как оказалось потом, Дышали одним дыханием...

Даже руки наши не встретились, и смотрели мы прямо перед собой. И было нам шестнадцать и семнадцать лет.

Блок. Помните Вы-то эти сумерки? Вдруг в тусклом свете появлялась ваша фигура. Когда я догонял Вас, Вы оборачива­лись, смотрели всегда сначала недружелюбно, скрытно, умерен­но. Рука еле дотрагивалась (и вообще-то Ваша рука всегда торопится вырваться)... Я путался, говорил ужасные глупости, падал духом; вдруг душа заливалась какой-то душной волной. И вдруг, страшно редко, - но ведь было же и это! - тонкое слово, лёгкий шепот, крошечное движение... После этого опять еще глуше, еще неподвижнее.

Менделеева. Раз, идя по Садовой мимо часовни у Спаса на Сенной, я заглянула в открытые двери. Образа, трепет бес­численных огоньков восковых свечей, припавшие, молящиеся фигуры. Сердце защемило от того, что я вне этого мира, вне этой древней правды... Я пошла дальше и почти машинально зашла в Казанский собор. Я не подошла к богатой, в бриллиан­тах, чудотворной иконе, а дальше - за колоннами - останови­лась у другой Казанской. Я опустилась на колени, еще плохо умея молиться... Потом это стала наша Казанская, к ней же при ходила за помощью и после смерти Саши... Я стала приходить в собор к моей Казанской и ставить ей свечу.

В сумерки октябрьского дня я шла к собору и встретила Блока. Мы пошли рядом. Я рассказала, куда иду и как все это вышло. Позволила идти с собой.

Блок. Вошли внутрь. В соборе почти никого не было. Вас поразила высота, громада, торжество, сумрак. Голос понизили даже. Потом ходили по диагонали. Солнце лучилось косо. Отчего вам тогда хотелось сумрака, пугал Вас рассеянный свет из окон? Oh портил собор, портил мысли, что же еще? Стало поздно, вышли, прошли на Сенную... Мне показалось ужасно близко!

Менделеева. Так начались соборы - сначала Казанский, потом и Исаакиевский. Встречи наши на улице продолжались. Мы все еще делали вид, что они случайны. Но часто... мы шли вместе далекий путь и много говорили. Все о том же. Много о стихах. Раз Блок спросил, что я думаю о его стихах. Я ответила, что думаю, что он поэт не меньше Фета. Это было для нас громадно! Мы были взволнованы оба, когда я это сказала, потому что в ту пору мы ничего не болтали зря.

Биограф. История любви двух молодых людей не была безмятежной. Было и недопонимание, и временный разрыв отношений. А. Блок болезненно переживал разлуку с любимой девушкой, которая стала его поэтической Музой. (слайд 11) 29 января 1902 года Блок пишет ей: «...Моя жизнь... немыслима без исходящего от Вас ко мне некоторого непознанного, а только еще смутно ощущаемого мной Духа». В дневниках Блока даже появляется тема самоубийства.

17 ноября Блок пишет предсмертную записку и, с револьвером в кармане, отправляется в зал Дворянского собрания, на вечер Высших женских курсов. После вечера происходит реши­тельное объяснение. Л. Д. Менделеева соглашается стать женой поэта.

Еще в 1898 году Блок стал студентом юридического факультета Петербургского университете, но растет увлечение литературой и философией, ив 1901 году Блок начинает учиться на 1 курсе славяно-русского отделения историко-филологиче­ского факультета Петербургского университета. В этом же году он начинает писать стихи, которые позже войдут в сборник «Стихи о Прекрасной даме». (слайд 12) В 1903 г. в книге «Северные цветы. Третий альманах книгоиздательства «Скорпион» опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». Именно в этом году состоялся литературный дебют Блока.

22 ноября молодой поэт получает письмо от Брюсова с предложением сотрудничать в журнале «Весы» (это был влия­тельнейший журнал русского модернизма). (слайд 13)

В 1906 г. Блок предлагает московскому издательству «Скор­пион» вторую книгу стихов. В этом же году он начинает работу над первой пьесой «Балаганчик». Заканчивает Санкт-Петер­бургский университет с дипломом 1-й степени.

30 декабря состоялась премьера спектакля «Балаганчик» в театре Комиссаржевской.

В 1906 году под впечатлением от знакомства с актрисой те­атра Комиссаржевской Натальей Волоховой Блок пишет цикл стихотворений «Снежная Маска».

Летом 1908 года в родовом имении Шахматове написан цикл стихотворений «На поле Куликовом».

В 1910 году в Обществе ревнителей художественного слова выступает с программным докладом «О современном состоянии русского символизма». В журнал «Русская мысль» отсылает цикл стихов «Страшный мир». Эти стихи стали символом «про­буждения» лирического героя, осознания им реальности страш­ного мира. Названия стихов этого цикла говорят сами за себя: «Песнь ада», «Пляски смерти», «Унижение». (слайд 14)

В 1913 году слушает оперу «Кармен» в постановке петер­бургского Театра музыкальной драмы. Заглавную партию пела Любовь Дельмас. Еще не будучи знаком с актрисой, поэт пишет ей: «Я смотрю на Вас в «Кармен» третий раз, и волнение мое растет с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене». В течение марта этого года пишет цикл стихотворений «Кармен». (слайд 15)

В начале Первой мировой войны пишет поэмы «Возмез­дие», «Соловьиный сад». Выходит его книга «Стихи о России».

В июле 1916 года призван в действующую армию, зачислен табельщиком в инженерно-строительную дружину.

В мае 1917 года назначается редактором стенографического отчета Чрезвычайной следственной комиссии, учрежденной Временным правительством для расследования деятельности царских министров и сановников.

После Октябрьской революции соглашается «сотрудни­чать с большевиками», но душу терзают сомнения. Первая вос­торженность случившимся историческим событием прошла. В дневниках 1917 года можно прочитать... (слайд 16)

Художественное чтение подготовленными учащимися.

16 июля.

...Я притупился, перестал расчленять, события пестрят в глазах, противоречивы; то есть это утрата некоторая пафо­са, в данном случае революционного.

30 июля.

Большевизм (стихия) - к «вечному покою»... Это ведь толь­ко сначала - кровь, насилие, зверство, а потом - клевер, розовая кашка... Буйство идет от вечного покоя и завершается им. Мои «Народ и интеллигенция», «Стихия и культура». Сковывая же­лезом, не потерять этого драгоценного буйства, этой неуста­лости... Последовательность метаний, способность жить в вечном разногласии с собой...

6 августа.

.. Между двух снов:

Спасайте, спасайте! Что спасать?

«Россию», «Родину», «Отечество», не знаю, что и как на­звать, чтобы не стало больно и горько и стыдно перед бедны­ми, озлобленными, темными, обиженными! Но - спасайте! Желто-бурые клубы дыма уже подходят к деревням, широкими полосами вспыхивают кусты и травы, а дождя Бог не посылает, и хлеба нет, и то, что есть, сгорит.

Такие же желто-бурые клубы дыма, за которыми - тление и горение... стелются в миллионах душ, пламя вражды, дико­сти, татарщины, злобы, унижения, забитости, недоверия, мести - то там, то здесь вспыхивает; русский большевизм гу­ляет, а дождя нет, и Бог не посылает его! (слайд 17)

В январе 1918 года пишет поэму «Двенадцать». 3 марта она была опубликована в газете «Знамя труда».

Приглашен участвовать в работе издательства «Всемирная литература», учрежденного А. М. Горьким.

В целом этот год был чрезвычайно труден для Блока. После публикации статьи «Интеллигенция и революция» и поэмы «Двенадцать» от него отвернулись многие прежде близкие ему люди (Гиппиус, Мережковский, Сологуб и др.) В 1918 г. в печа­ти появилось около 30 откликов на поэму «Двенадцать». В большинстве своем они содержали резкое осуждение «идей» поэмы.

24 апреля 1919 года назначается председателем Управления Большого драматического театра.

В 1920 году избирается председателем Петроградского отде­ления Всероссийского союза поэтов.

Май-июнь 1921 года - начало, постепенное обострение предсмертной болезни.

Уничтожение части архива. (слайд 18)

7 августа - умер. Похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году прах поэта был перенесен на Литераторские мостки Волкова кладбища.

Наш небольшой экскурс по страницам жизни Александра Блока хочется закончить строками из его письма. Это ответ на предложение стать крестным отцом маленького мальчика. Эти строки, написанные незадолго до смерти, стали не просто доб­рыми пожеланиями новорожденному, это обращение к «челове­ку близкого будущего», рожденному в России:

... пусть, если только это будет возможно, он будет чело­веком мира, а не войны, пусть он будет спокойно и медленно созидать истребленное... годами ужаса. Если оке это невоз­можно, если кровь все еще будет в нем кипеть и бунтовать и разрушать, она во всех нас, грешных, - то пусть уж его терза­ет всегда и неотступно прежде всего совесть, пусть она хоть обезвреживает его ядовитые, страшные порывы, которыми богата современность наша и, может быть, будет богато и ближайшее будущее.

Поймите, хотя я говорю это, говорю с болью и отчаяньем в душе... Если он будет хороший, какой он будет мученик, он бу­дет расплачиваться за все, что мы наделали, за каждую мину­ту наших дней. (слайд 19)


  1. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    1. Что нового вы узнали об А.А.Блоке?

    2. Что было непонятно?

    3. Что уже знали?

    4. О чем вы думали иначе?


А сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма «Сергей Есенин» и попытаемся ответить на вопросы:


  1. Кем для С.Есенина является А.Блок?

  2. Каким Вам представляется Блок? Каковы Ваши впечатления от встречи с Блоком?

(Блок представлен интеллигентным, серьёзным, задумчивым.

Кажется, что он разочарован в жизни, умеет разглядеть талант, достойно оценить его. Блок деликатен, рассудителен, пессимистичен)


А.Блок - гениальный поэт. Чтобы раскрыть загадку его поэзии, надо обратиться к истокам творчества этого поэта. Можно выделить 4 ступени, которые и сформировали Блока как поэта индивидуального и своеобразного:

  1. Дар, данный от Бога;

  2. Семья с ее литературными увлечениями;

  3. Мироощущение Блока, его вера в судьбу, мистицизм;

  4. Реальная действительность, открытие которой привело к столкновению двух миров: мира действительного и мира высшего.



Сегодня мы пройдем первые 3 ступени его восхождения на поэтический Олимп.



Итак, ступень первая – поэтический талант.

Александр Блок жил и творил в очень сложных и трудных исторических условиях: крушение старого мира и рождение в муках нового. Каким будет этот мир, что ждет Россию – эти вопросы волновали и касались всех, в том числе и Блока. И чтобы понять, принять этот мир, предвидеть его трагическое будущее, конечно нужен особый дар, которым природа щедро одарила будущего поэта. Поэтому в основе всего творчества Блока, несомненно, лежит огромный талант – громадное лирическое дарование.

Вопросы учащимся:

- Как вы думаете, достаточно ли одного таланта, чтобы стать настоящим поэтом?

- А что еще необходимо для рождения поэта?

Действительно, талантом мало обладать, его надо раскрыть и развить, поэтому следующая ступень в развитии таланта и в его индивидуальности принадлежит семье Блока, той атмосфере, в которой воспитывался маленький Саша.

В чем заслуга семьи в раскрытии дара А.Блока?

Как видим, почва, где развивался талант Блока, была самая благодатная. А вот особенности поэтического творчества зависят во многом от мировосприятия поэта, поэтому мы переходим к следующей составляющей творчества А.Блока, его миропонимание.

Вопрос учащимся:

- Как, на ваш взгляд, складывается вообще мировоззрение любого человека?

Вы правы, ребята, мировосприятие поэта, как мозаика, складывается из разрозненных жизненных ощущений, которые затем составляют единое целое. Для А. Блока такими отправными точками, на мой взгляд, являются следующие:

  • вновь влияние семейного круга,

  • любовь, проснувшаяся в юном сердце и стремление излить свои чувства, свою душу в поэзии,

  • идеи такого литературного направления как символизм

  • увлечение философскими идеями Соловьева, созвучными душе поэта.



Давайте рассмотрим эти составляющие мировоззрения А. Блока.

Для этого вновь обратимся к семье поэта.

Несмотря на безоблачность детских и юношеских лет, проведенных в доме деда и в подмосковном имении Шахматово, где мальчик рос в обстановке всеобщей любви и заботы, печать семейной драмы навсегда войдет в душу поэта и отразится на его жизни и творчестве: за беззаветной любовью родных скрывалось горькое чувство безотцовщины и неустроенности. В дальнейшем это скажется и на характере мальчика и на его мировосприятии.

Мальчик был замкнут и необщителен. Поступив в 1891 году в петербургскую Введенскую гимназию, он очень трудно сходиться со своими одноклассниками.

Тепличные условия воспитания отгородили Блока от дыхания жизни, он существовал в своем замкнутом идеальном мире и потому столкновение с реальным миром будет для Блока болезненным и трагичным.

В более поздние годы печать семейной драмы отразится в творчестве Блока. Т.о. одна из сторон мировосприятия Блока – трагическое одиночество, сопровождающее его на протяжении всей жизни.

Другая сторона мировосприятия абсолютно противоположная – это всеохватывающее чувство любви, которое заставило его сердце запеть стихами.

Как видите, любовь стала той отправной точкой, которая развила в Блоке поэта чувственного, особенного неповторимого. И жизнь для него разделилась как бы на две половины: внутреннюю и внешнюю.

Для него наступает период душевных мучений, терзаний и мистики, в которых слились воедино:

  • ощущения наступающих перемен, которые несет новый 20 век;

  • неземное чувство любви, испытываемое к Л.Д. Менделеевой;

  • впечатления от идей философа и поэта Владимира Соловьева.

Юный Блок был охвачен мистическими настроениями

Вопрос к учащимся:

- Как вы понимаете слово «мистика»?

Мистика – по-гречески «таинственный». Блок разделял веру в возможность общения человека с потусторонним миром «высшей» реальности. В случайной встрече с известным философом В.Соловьевым в феврале 1900 года и в его случайном взгляде Блок увидел предзнаменование судьбы, предвестие будущей духовной встречи, когда самого мыслителя уже не будет в живых. Об этой встрече Блок напишет в дневнике: «Начинается чтение книг, история философии. Мистика начинается». Через год после мимолетной встречи с известным мыслителем мать подарила Блоку книгу стихотворений В.Соловьева. За строками стихов юный поэт улавливает что-то родственное собственным таинственным переживаниям:



Вот эти идеи преобразования мира и стали близки Блоку, они как бы расшифровали юному поэту владевшие им мистические видения и вылились в ту таинственную лирику, которая и сделала Блока поэтом самобытным, загадочным, неповторимым, каким он и входит в литературу начала 20 века.

Итак, мы рассмотрели истоки творчества А.Блока, явившиеся основой его поэтической индивидуальности, которую он пронес через всю свою поэзию,

Несмотря на то, что в дальнейшем творчестве он перерастет это направление и выйдет за его рамки, но останется верным своим поэтическим принципам, берущим начало именно в символизме, в философии Соловьева и в особом даре самого Блока двойного видения мира.

Но для постижения тайны блоковской поэзии необходимо непосредственное обращение к его лирике. Сегодня на уроке мы только приоткроем завесу этой тайны.


Уникальная лирика А.А.Блока весьма многообразна темами. В 1911-1912 гг. Блок переработал свои стихи в трехтомное «Собрание стихотворений».Сам поэт называл свои стихи "трилогией вочеловечения". Центром всех его произведений - всегда остаётся личность современного человека, в её отношениях со всем миром. 
Основными темами можно выделить те, которые проходят красной нитью сквозь всё его творчество.

Чтобы определить темы творчества поэта, давайте определим смысл этого термина.

Что такое тема литературного произведения?


Сегодня мы с вами познакомимся более подробно с ранней лирикой Александра Блока и определим поэтические особенности цикла «Стихов о Прекрасной Даме». По изученному материалу в конце урока вы составите обобщающую таблицу.


Вопрос: Почему поэт так назвал свой сборник стихотворений? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: “Стихи о Прекрасной Даме”?

(Выстраивается ассоциативно-логическая цепочка).

Какое слово можно было бы добавить? (Сердца, о Даме сердца).

Кто избирал себе Дам сердца и в какие времена? (Рыцари Средневековья).

Выбирая Прекрасных Дам сердца, рыцари Средневековья посвящали им свои подвиги, писали стихи, воспевая их красоту и духовное совершенство. Рыцарей и Дам сердца связывала чисто платоническая любовь. Стихи были наполнены таинственностью, мистическим содержанием, а средством выражения выбирали символы, знаки. О высоком, духовном нельзя было говорить обыденным языком.

Литературным течением, которое объединило поэтов, веривших в совершенство мира, стал символизм.

Задание группе: вспомним, какое модернистское течение называлось символизмом.

Символизм– это литературно-художественное направление начала 20 века, считавшее целью искусства постижение мирового единства через символы при помощи интуиции. Символисты не принимали окружающего мира и стремились создать картину мира идеального.



Поэзия Блока “периода Прекрасной Дамы” также тесно связана с идеями философа и поэта Вл.Соловьева, который в образе Вечной Женственности воплотил мечту о красоте, призванной спасти мир.



Дадим краткую справку о сути философской концепции Вл. Соловьева.

Владимир Соловьёв– поэт, критик и философ, живший в конце 19 века. Он исходил из того, что помимо реальной действительности существует сфера божественного, оказывающего положительное влияние на человечество. Особенностью философских взглядов Соловьева было стремление выразить принадлежность человека к двум мирам – земному и божественному. В поэзии эта идея принадлежности выражалась символами «Вечной Женственности», «Души Мира» и т.д. Душа Мира, по Соловьеву, - это мистическое космическое существо, которое объединяет Бога с земным миром.



Беседа по вопросам:

1. Выразительное чтение стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»

1.                 Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого произведения? (ведущий мотив – мотив оптимистического ожидания встречи)

2.                 Каким предстает лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее состояние? (лирический герой в ожидании, он очарован и дрожит в ожидании встречи)

3.                 Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Можем ли мы выделить конкретные, земные черты облика героини?(Нет, героиня – лишь образ, сон, мечта, недосягаемый идеал; не слышны ни вздохи, ни речи)

4.                 Как лирический герой именует Ту, которой посвящает это стихотворение? (Прекрасная Дама, Она, Величавая Вечная Жена, Святая, Милая)

5.                 Называя Прекрасную Даму такими эпитетами, с каким образом сравнивает герой Прекрасную Даму? (Богоматерь, святая)


2. Выразительное чтение обучающимся стихотворения “Я, отрок, зажигаю свечи...”

1. Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого произведения? (Ведущий мотив – ожидание встречи со своим идеалом в реальном мире)

2. Каким предстает лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее состояние? (Искренняя вера в возможность земного воплощения Прекрасной Дамы)

3. Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Появляются ли, земные черты облика героини?(Прекрасная Дама кажется уже вполне земной, приобретает некоторые черты. И хотя она продолжает оставаться такой же недосягаемой, но поэт искренне верит в возможность её земного воплощения)

 Какие «человеческие» черты можно найти в стихотворении? (смеется, ласковый взгляд)


3.  “Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...”

1.                Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного стихотворения? (Появляется мотив тоски, страха, тревоги.)

2.                Чем, по-вашему, объясняется страх героя? (Поэт  боится, что Её “привычные черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном)

- Составление синквейна «Лирический герой ранней лирики А.Блока»

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (прилагательные), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

образ Прекрасной Дамы

                    Название

Особенности

«Вхожу я в темные храмы»

«Я, отрок, зажигаю свечи»

«Предчувствую Тебя»

Наличие конкретных черт в образе

---

+ ---

+

Восприятие Прекрасной Дамы лирическим героем (основной мотив)

Мотив оптимистического ожидания Прекрасной Дамы, образ которой сливается с образом Богоматери. Прекрасная Дама – это «сон» мечта, идеал, она недосягаема. Герой очарован и дрожит в ожидании встречи.

Прекрасная Дама кажется уже вполне земной, приобретает некоторые черты. И хотя она продолжает оставаться такой же недосягаемой, но поэт искренне верит в возможность её земного воплощения.

Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. Появляется мотив тоски, страха, тревоги. Поэт боится, что Её «привычные черты» вдруг изменятся, он не узнает своего идеала, и его мечты окажутся лишь сном.

 

1.     Как Блок изображает чувство любви?

2.     Какую эволюцию проходит образ Прекрасной Дамы?

 

ВЫВОД. Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.

Именно высокое и нежное чувство любви освещало весь жизненный путь поэта. Блок смог гениально изобразить его в своем цикле стихотворений о «Прекрасной Даме». Каждое из которых есть маленький шедевр, так как было написано под влиянием эмоций, мгновений, обрывков. Звучит песня Б.Окуджавы “Передо мною на столе портрет одной Прекрасной Дамы”


Какую первую тему лирики А.Блока мы с вами выделим?

- тема любви.

На слайде представлены темы лирики А.Блока.

Составьте опорный конспект «Темы лирики А.Блока».

Откройте учебники. Выпишите темы лирики А.Блока, впишите название циклов произведений, в которых нашли отражение эти темы.

- тема любви (стихи о Прекрасной Даме), тема города, тема Родины (цикл "Родина") , тема страшного мира  (цикл "Страшный мир"), тема возмездия (циклы "Возмездие", "Ямбы").





  1. Подведение итогов урока.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке. Справились ли с поставленными целями.

Вам стал ближе поэт серебряного века А.Блок? Почему стихотворения Блока близки и понятны современникам независимо от возраста, происхождения?

- Блок продолжает традиции русской литературы 19 века. Он пишет о том, что волнует любого человека:

- о любви,

- о Родине,

- о женщине,

- о России)

Д/З: прочитать поэму А.Блока «Двенадцать»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!