СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.А.Фет "Весенний дождь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока составлена в соответствии с ФГОС НОО для изучения творчества А.А.Фета и анализа стихотворения "Весенний дождь".

Просмотр содержимого документа
«А.А.Фет "Весенний дождь"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 213

с углубленным изучением английского языка

Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга










Конспект урока

литературного чтения

в 4 классе по произведению

А.А.Фета «Весенний дождь»










Автор:

Садовникова Ирина Игоревна,

учитель начальных классов.

Педагогический стаж – 7 лет,

первая квалификационная категория.


















Санкт-Петербург

2019



Тема: А. А. Фет « Весенний дождь».

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: создать условия для анализа поэтического текста и знакомства с понятием «лирический герой», выделения основной мысли стихотворения; научить проводить наблюдение над строфикой стихотворения, метрической организацией стиха; организовать работу над художественными средствами стихотворения, которые помогают автору выразить основную мысль произведения.

Формирование УУД:

Предметные: познакомятся с творчеством А. А. Фета и содержанием его произведения «Весенний дождь»; научатся: видеть и замечать прекрасное в природе, выразительно читать стихотворения, анализировать и понимать настроение лирического героя, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно- этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: текст стихотворения «Весенний дождь», портрет Ф.И.Тютчева, портрет А.А.Фета, сюжетные картинки к стихотворению, карточки с групповыми заданиями, аудиозаписи, презентация, компьютер























Ход урока

1.Повторение изученного материала.

2.Подготовка к восприятию

-Я рада приветствовать всех вас в нашей литературной гостиной.

-Скажите, пожалуйста, почему на доске висит этот портрет? (на прошлом уроке знакомились с творчеством Ф.И.Тютчева). Прошу Эвелину прочитать стихотворение, с которым мы познакомились на прошлом уроке.

Чтение стихотворения ученицей.

-Что Вы могли бы сказать об этом произведении? (навевает грустное настроение, посвящено весне).

На доску повесить слово «весна».

-А что за слова помогают автору более красочно передать настроение стихотворения? (средства выразительности)

-Помогите мне, пожалуйста, из предложенного перечня слов выбрать средства выразительности, которые помогают автору передать образность, настроение стихотворений. (На доске висят слова: метафора, орфограмма, эпитет, олицетворение, сравнение, фонетика, морфология, пунктуация). В чём особенность каждого средства выразительности?

-Замечательно! Вы прекрасно поработали, а теперь я предлагаю Вам немного отдохнуть, но перед этим прошу оценить свою работу на этом этапе урока. Возьмите, пожалуйста, капли, которые лежат на ваших столах и покажите мне каплю того цвета, как бы вы оценили свою работу: красный - было трудно и не справился; жёлтый - трудно, но вы справились; синий – вы легко справились с работой.

-Замечательно! Рада, что большинство ребят с лёгкостью справились с заданиями. А теперь обещанный отдых! Прошу всех закрыть глаза и немного пофантазировать, подумайте что вы могли бы видеть. (включить аудиозапись).

-Какие ассоциации у вас возникли при прослушивании данной аудиозаписи?

-А как Вы думаете почему именно её я включила?

-Да, сегодня мы будем говорить о дожде.

На доску повесить слово «дождь».

1 задание « Каким я вижу дождь»

-Назовите, пожалуйста, по одной ассоциации, которая возникает у вас, когда вы слышите слово «дождь». (Дети называют по цепочке слова, не повторяя те, которые уже были названы.)

-Отлично! Оцените свою работу капельками. А ещё в группах закрасьте, пожалуйста, капли на раздаточном материале теми цветами, с которыми ассоциируется у вас дождь.

2.Постановка темы и цели урока.

-Обратите внимание, что на доске появился ещё один портрет. Как вы думаете почему это произошло? Может быть кто-нибудь знает кто изображён на портрете?

-Сегодня мы будем знакомиться с творчеством А.А.Фета.

Сообщение о творчестве А.А. Фета

Прошу Вас взять в руки текст с пропущенными словами. Внимательно слушайте биографию, о которой я вам буду рассказывать и вставьте пропущенные мною слова в тексты на ваших столах.

Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт немецкого происхождения. Фет родился 5 декабря 1820 года в усадьбе Новосёлки (Орловская губерния). Отец писателя был состоятельным помещиком немецкого происхождения по фамилии Фет.

Образование Фет получил в немецком частном пансионе. Примерно в 15 лет начал писать стихи и проявлять интерес к литературе.

Когда автору было 20 лет появился сборник стихов «Лирический пантеон».

В 25 лет Фет поступил на военную службу, а в 38 вышел в отставку. Он поселился в купленном им имении в Мценском уезде и стал помещиком.

Писатель скончался от сердечного приступа 21 ноября­ 1892 года в Москве.

Более всего на свете Фет ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца.

Стихотворения Фета напевные, музыкальные.

Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности  и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта.

-Обратите внимание, что на доске висит портрет А.А.Фета, слова «весна», «дождь». Как Вы думаете зачем они здесь? (будем изучать стихотворение А.А.Фета «Весенний дождь») А для чего я оставила средства выразительности? (с их помощью поэт передаёт всю красочность и образность)

3.Знакомство со стихотворением «Весенний дождь» (просмотр видеоролика)

- Давайте окунемся в чарующий мир лирики и прослушаем стихотворение А. А. Фета « Весенний дождь» (включить видеоролик)

- Понравилось ли Вам стихотворение? Каким настроением пронизано стихотворение? 

- Прошу Вас объединиться в группы и записать в пустые овалы схемы средства выразительности (отдельные слова или словосочетания), которые использовал автор для передачи настроения стихотворения.

-Оцените свою работу капельками.

- А сейчас мы с вами попробуем без слов изобразить весенний дождь.

4. Физминутка «Австралийский дождь».

5. Анализ стихотворения

А) Лексическая работа

- Прежде, чем заглянуть в мастерскую поэта и понять, как удается автору простыми словами создать особое, весеннее настроение, вызвать такую бурю эмоций, постараемся понять все слова. Какие слова вам кажутся непонятными?

Повторное чтение, выделение незнакомых слов (работа с толковым словарём Ожегова).

• Завеса – 1. Большая занавеска. Приподнять завесу над чем-нибудь. (перен.: сделать явным, более ясным что-н. малоизвестное, скрытое). 2. перен. То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь. 3. тумана. Дымовая завеса. (искусственное облако дыма или тумана для маскировки, также перен.: о том, что предназначено для маскировки, прикрытия тайных замыслов, чего-нибудь неблаговидного).

• Трепетать – 1. Колебаться, дрожать. 2. Испытывать дрожь, сильное волнение всем телом от ужаса. 3. Испытывать страх, боязнь перед владыкой.

Б) Чтение произведения

- Есть ли желающие выразительно прочитать для нас стихотворение?

Чтение стихотворения несколькими учащимися.

- Назовите, какие образы возникают перед вами? Кого описывает поэт?

На слайде ряд: солнце, воробей, завеса, опушка леса, капли, липы, сад, листья.

Сколько образов в одном коротком стихотворении!

В) Пошаговый анализ стихотворения

- На сколько частей вы бы разделили стихотворение? (3) Давайте придумаем название каждой части стихотворения. (Ответы детей).

- В каких строках создается ощущение, что скоро хлынет дождь? Найдите подтверждение в тексте. (качаясь, движется завеса). Каким средством выразительности является эта фраза? (метафора)

- Объясните, почему "трепещет воробей"? (Он ждет, что скоро начнется дождь). Какое это средство выразительности? (метафора)

- Найдите в тексте стихотворения ещё метафоры. (разрывы облак, по листьям барабанит).

- Какие ещё выразительные средства использует автор в своём произведении? (Эпитеты, сравнения - «золотая пыль», «душистый мёд», «свежие листья», «и будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса»)

- А обратили ли вы внимание на особенность лирики Фета? (Фет не употребляет самого слова "Дождь"). Однако мы понимаем, что речь идет именно о нем. Что помогает чётче представить, ощутить художественные образы? (звуки, цвета, запахи)

- В каких строках автору удается передать описание дождя? С кем автор сравнивает дождь? (И что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит)

-Замечательно! Оцените, пожалуйста, свою работу!

3 задание «Восстанови сюжетную линию»

- Прошу объединиться в группы! На ваших столах есть набор сюжетных картинок к стихотворению А.А.Фета «Весенний дождь». Прошу все группы восстановить сюжетную линию, используя сюжетные картинки.

Работа с сюжетными картинками.

4 задание « Собери примету»

- Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в последних двух строках первого четверостишия?

( воробьи купаются в пыли – к дождю)

- Люди издавна, наблюдая за животными, могли определить погоду. Вот и мы с вами сейчас попробуем составить несколько таких народных примет (конверты группам, дети составляют примету и представляют перед классом)

1 группа - Лёжа на спине, собака машет головой из стороны в сторону и катается с боку на бок – к дождливой погоде.

2 группа - Кошка лижет хвост, жуёт траву или чихает, следует ожидать осадков.;
3 группа - Громкий лягушечий хор на любом водоеме означает приближающийся сильный дождь;

4 группа - Овечья шерсть на сырую погоду становится мягче, а когда дождя не предвидится – грубеет.

5 группа - Если кроты лезут на поверхность, оставляя после себя высокие кучки земли, быть ливню.

6 группа - Кони в преддверии сильного дождя трясут головой и запрокидывают её наверх.

- А знаете ли Вы ещё какие-то приметы о дожде, связанные с животными?

- Вы прекрасно поработали, теперь предлагаю приклеить воробьёв, как предвестников дождя, к нашей картине.

Работа с наглядным материалом (приклеивание птиц)

5 задание «Право выбора»

-Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам на минутку стать авторами своего произведения. Наше творческое задание – написать синквейн или хокку, или же нарисовать иллюстрацию к произведению. (включение аудиозаписи)

Зачитывание получившихся синквейнов, хокку, просмотр иллюстраций.

-Оцените свою работу капельками!

6. Итог урока. Рефлексия.

- Какие слова Вы бы использовали в качестве эпиграфа к нашему уроку?

  1. Поэт - тот, кто в предмете видит то,

Чего без его помощи другой не видит.

  1. Только пчела узнает в цветке затаенную сладость,

Только художник на всем чует прекрасного след.

  1. Я никогда не мог понять, чтобы искусство

интересовалось чем-либо помимо красоты.

  1. Целый мир от красоты,

От велика и до мала…

  1. О, если б без слова

Сказаться душой было можно!

- Можно ли почувствовать и передать дождь, не называя его? С помощью чего?

- Давайте вновь объединимся в группы!

- Я прошу Вас снова взять наглядный материал и нарисовать свои собственные капли весеннего дождя, раскрасив их теми цветами, с которыми ассоциируется это явление природы у вас после нашего урока.

Работа с наглядным материалом (изображение капель)

- Изменились ли цвета весеннего дождя по сравнению с началом нашего урока?

- Чтобы каждый наш день был удачным и солнечным, давайте напишем в солнышках, которые лежат у вас на столах, пожелания друг другу.

Работа с наглядным материалом (приклеивание солнышек с пожеланиями)

-Надеюсь, что все наши пожелания обязательно исполнятся.

-Давайте посмотрим какие чудесные иллюстрации к произведению А.А.Фета у нас получились (демонстрация работ)

7.Домашнее задание.

Прошу Вас к следующему уроку придумать и записать в тетради свой небольшой рассказ «Весенний дождь», желающие могут выучить стихотворение наизусть.










Приложение 1.




Приложение 2.






Приложение 3.




Приложение 4.



















Приложение 5.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!