СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Чехов "Весной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. Чехов "Весной"»

Тема: Наблюдение за описанием весны в художественном тексте. Произведения о весне А.П.Чехов «Весной»

  1. Организационный момент.

 Учитель организует повторение правил работы в группах:

-слушай внимательно, не перебивая; -уважай собеседника; -приди к единому мнению;

-добивайся успеха; Психологический настрой на урок

Возьмите друг друга за руки и почувствуйте тепло рук ваших товарищей, мысленно подарите друг другу добрые слова. Ребята, наш урок будет интересным и познавательным.

Дыхательная разминка

2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка целей и задач урока.

- Ребята, я хочу предложить вам несколько произведений. - Ваша задача прочитать внимательно и найти среди них лишнее.

Опять весна пришла на дачу.
Ликует солнце. День подрос.
И лишь одни сосульки плачут,
Жалея зиму и мороз.

По весне набухли почки,
И проклюнулись листочки.
Посмотри на ветки клена:
Сколько носиков зеленых!

Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях — грачей цепочки.

Ах ты, зимушка-зима,
Ты пришла с морозами,
Нам сугробы намела
Ледяными косами.

- Как вы считаете, почему это произведение лишнее? (У нас наступила весна)

- Ребята, попытайтесь определить тему нашего урока, решите ребус.

«Произведения о весне»

- Молодцы! Верно!

Сегодня мы познакомимся с произведением о весне.

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель:

Познакомиться (с новым произведением о природе и сведениями из биографии А. П. Чехова)

Учиться выразительно читать (текст произведения)

Проанализировать(произведение Весной)

-Кому знакома фамилия автора? (Ребята вспоминают произведение с которыми были знакомы дополнительно)

-Учитель знакомит детей с некоторыми сведениями из биографией А.П. Чехова.

Читаем произведение.

Физкультминутка

С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. Да, всё хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы молоды, любите природу

- Понравилось вам произведение? К какому жанру относится? Какие слова были непонятны?

Голубятня – это помещение для содержания голубей.
Колокольня – это башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Вселенная – это весь мир. Все что нас окружает.

Канава -  неглубокая выемка в земле, обычно предназначенная для направления потока воды.
Самостоятельная работа : чтение рассказа А.П. Чехова «Весной».

Работа по восприятию произведения

- Какое настроение у автора вызывает эта картина весны? Поясните свой ответ. (грустное, хмурое, радостное)
- Что в этом произведении для вас показалось знакомым?

- Что для вас было новым?

- Что вас особенно заинтересовало?

5. Первичная проверка понимания

- Почему автор назвал произведение «Весной»? (В произведении говорится о том, что происходит  с наступлением весны в природе)

-Каким словом описывает А.П.Чехов наступление весны. Найдите описание в тексте. (Просится)

- 1 ряд - какой воздух? (Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края).
- 2 ряд - как светит солнце? (Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями)
- 3 ряд - что стало с рекой? (Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет)

- Как вы понимаете выражение: «Речка уже проснулась и не сегодня, завтра заревёт» (Лёд растает, и речка с громким шумом потечет.),

- «Деревья голы, но уже живут, дышат»? (На деревьях еще не появились листья, но они уже проснулись от зимнего сна и готовятся распустить свои листья).

- Как вы думаете весна, лучи, снег, речка и деревья – одушевленные существа? (нет)

- Какие слова использует автор, чтобы создать живой образ?

- Найдите приемы олицетворения в тексте. (Весна просится, снег не сошёл, лучи купаются, речка проснулась, заревёт, деревья живут) Ответы детей я записываю на доске.

-Какой период весны описывает автор? (Ранняя весна) Докажите словами из текста. (С земли ёще не сошёл снег)

- А теперь подумайте, как можно было бы сказать по-другому «не сошел снег»? (не растаял)

- Почему автор предлагает залезть на колокольню или голубятню?(С высокого сооружения лучше разглядеть окрестности и наступление весны)

- Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, что бы подметить такие изменения в природе? (Внимательным, наблюдательным.)

- Нам с вами этому стоит учиться?

- Ребята, какова же главная мысль этого рассказа? Что автор нам хотел показать? (Наступление весны, ее красоту).
- Красоту весны, пробуждение земли от зимней спячки, оживление природы, новая жизнь. Слова вывесить на доску.

Физкультминутка.

Весенние изменения в природе.

- Я называю сезонные изменения в природе, если это изменение бывает весной, вы тянетесь руками вверх к солнцу, если слышите «не весеннее» изменение, приседаете.

Листопад, капели, вьюга, половодье, мороз, ледоход, иней, проталины, сесть в калошу, туманы, ручейки.

Ребята, вы получаете на дом задание: Подобрать десять пословиц о весне.

7 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Работа в группе. Разгадывание кроссворда.

- В завершении нашего весеннего урока предлагаю вам в группе разгадать кроссворд «Весенний» и отгадать главное слово.

Дети отгадывают кроссворд.

- Ребята, какое слово у вас получилось? (Настроение)

- Вспомните, как это слово связано с нашим уроком? (В начале урока вы желали нам хорошего настроения)

- Принес ли вам сегодняшний урок хорошее настроение? Похвалите друг друга.

- Что вам удалось? Чему еще нужно учиться?

- Взгляните на доску. Что видите? (корзина). Вспомните с уроков окружающего мира, что является первым вестником весны?-подснежник.

- Сейчас мы с вами оживим нашу корзину.

- Положите свой цветок в нашу корзину

- Посмотрите, какая цветущая корзина у нас получилась! Давайте подарим ее нашим гостям.

- Ребята, спасибо вам за работу!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!