Тема: Наблюдение за описанием весны в художественном тексте. Произведения о весне А.П.Чехов «Весной»
-
Организационный момент.
Учитель организует повторение правил работы в группах:
-слушай внимательно, не перебивая; -уважай собеседника; -приди к единому мнению;
-добивайся успеха; Психологический настрой на урок
Возьмите друг друга за руки и почувствуйте тепло рук ваших товарищей, мысленно подарите друг другу добрые слова. Ребята, наш урок будет интересным и познавательным.
Дыхательная разминка
2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, я хочу предложить вам несколько произведений. - Ваша задача прочитать внимательно и найти среди них лишнее.
Опять весна пришла на дачу. Ликует солнце. День подрос. И лишь одни сосульки плачут, Жалея зиму и мороз. | По весне набухли почки, И проклюнулись листочки. Посмотри на ветки клена: Сколько носиков зеленых! | Пробудившись ото сна, Кистью мягкою весна На ветвях рисует почки На полях — грачей цепочки. | Ах ты, зимушка-зима, Ты пришла с морозами, Нам сугробы намела Ледяными косами. |
- Как вы считаете, почему это произведение лишнее? (У нас наступила весна)
- Ребята, попытайтесь определить тему нашего урока, решите ребус.
«Произведения о весне»
- Молодцы! Верно!
Сегодня мы познакомимся с произведением о весне.
Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель:
Познакомиться (с новым произведением о природе и сведениями из биографии А. П. Чехова)
Учиться выразительно читать (текст произведения)
Проанализировать(произведение Весной)
-Кому знакома фамилия автора? (Ребята вспоминают произведение с которыми были знакомы дополнительно)
-Учитель знакомит детей с некоторыми сведениями из биографией А.П. Чехова.
Читаем произведение.
Физкультминутка
С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.
В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. Да, всё хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы молоды, любите природу
- Понравилось вам произведение? К какому жанру относится? Какие слова были непонятны?
Голубятня – это помещение для содержания голубей.
Колокольня – это башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Вселенная – это весь мир. Все что нас окружает.
Канава - неглубокая выемка в земле, обычно предназначенная для направления потока воды.
Самостоятельная работа : чтение рассказа А.П. Чехова «Весной».
Работа по восприятию произведения
- Какое настроение у автора вызывает эта картина весны? Поясните свой ответ. (грустное, хмурое, радостное)
- Что в этом произведении для вас показалось знакомым?
- Что для вас было новым?
- Что вас особенно заинтересовало?
5. Первичная проверка понимания
- Почему автор назвал произведение «Весной»? (В произведении говорится о том, что происходит с наступлением весны в природе)
-Каким словом описывает А.П.Чехов наступление весны. Найдите описание в тексте. (Просится)
- 1 ряд - какой воздух? (Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края).
- 2 ряд - как светит солнце? (Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями)
- 3 ряд - что стало с рекой? (Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет)
- Как вы понимаете выражение: «Речка уже проснулась и не сегодня, завтра заревёт» (Лёд растает, и речка с громким шумом потечет.),
- «Деревья голы, но уже живут, дышат»? (На деревьях еще не появились листья, но они уже проснулись от зимнего сна и готовятся распустить свои листья).
- Как вы думаете весна, лучи, снег, речка и деревья – одушевленные существа? (нет)
- Какие слова использует автор, чтобы создать живой образ?
- Найдите приемы олицетворения в тексте. (Весна просится, снег не сошёл, лучи купаются, речка проснулась, заревёт, деревья живут) Ответы детей я записываю на доске.
-Какой период весны описывает автор? (Ранняя весна) Докажите словами из текста. (С земли ёще не сошёл снег)
- А теперь подумайте, как можно было бы сказать по-другому «не сошел снег»? (не растаял)
- Почему автор предлагает залезть на колокольню или голубятню?(С высокого сооружения лучше разглядеть окрестности и наступление весны)
- Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, что бы подметить такие изменения в природе? (Внимательным, наблюдательным.)
- Нам с вами этому стоит учиться?
- Ребята, какова же главная мысль этого рассказа? Что автор нам хотел показать? (Наступление весны, ее красоту).
- Красоту весны, пробуждение земли от зимней спячки, оживление природы, новая жизнь. Слова вывесить на доску.
Физкультминутка.
Весенние изменения в природе.
- Я называю сезонные изменения в природе, если это изменение бывает весной, вы тянетесь руками вверх к солнцу, если слышите «не весеннее» изменение, приседаете.
Листопад, капели, вьюга, половодье, мороз, ледоход, иней, проталины, сесть в калошу, туманы, ручейки.
Ребята, вы получаете на дом задание: Подобрать десять пословиц о весне.
7 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Работа в группе. Разгадывание кроссворда.
- В завершении нашего весеннего урока предлагаю вам в группе разгадать кроссворд «Весенний» и отгадать главное слово.
Дети отгадывают кроссворд.
- Ребята, какое слово у вас получилось? (Настроение)
- Вспомните, как это слово связано с нашим уроком? (В начале урока вы желали нам хорошего настроения)
- Принес ли вам сегодняшний урок хорошее настроение? Похвалите друг друга.
- Что вам удалось? Чему еще нужно учиться?
- Взгляните на доску. Что видите? (корзина). Вспомните с уроков окружающего мира, что является первым вестником весны?-подснежник.
- Сейчас мы с вами оживим нашу корзину.
- Положите свой цветок в нашу корзину
- Посмотрите, какая цветущая корзина у нас получилась! Давайте подарим ее нашим гостям.
- Ребята, спасибо вам за работу!