Открытый урок по литературе в 6 классе
"Не бойтесь творить добрые дела..."
(По рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»)
Автор: Мусаева Аксана Раджабовна,
учитель русского языка и литературы
2020 г
Тип урока – урок систематизации знаний.
Цель: помочь учащимся в определении нравственной проблемы произведения о добре и зле; способствовать формированию навыков литературоведческого анализа произведения; развивать мыслительные процессы: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать воображение, пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения ,милосердие, сострадание, доброта, развитие личностных качеств учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
формировать навыки вдумчивого чтения художественного произведения;
-
применять умения подбирать материал, пользуясь текстом.
Метапредметные:
-
личностные: развивать умения давать адекватную оценку собственной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания;
-
познавательные: развивать умения структурировать знания и осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлекать нужную информацию, делать выводы;
-
регулятивные: развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать собственные действия;
-
коммуникативные: развивать умения формулировать собственное мнение, позицию.
Методы: проблемно-поисковый, исследовательский.
Оборудование: учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В.Я. Коровиной, портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова, иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор», компьютер.
Формы работы: самостоятельная, работа в парах, индивидуальная работа, творческая работа.
Добру человек у человека учится Ч. Айтматов
Ход урока 1.Организационный момент. Актуализация знаний. (2 мин.) Давайте перед началом урока улыбнемся широко - широко, пожелаем другу удачи. - Здравствуйте, ребята! 2. Сегодня наш урок мне хочется начать со знакомства с притчей
Просмотр видеоклипа. -
Как вы поняли основную мысль этой притчи? (
Суть заключается в том, что все зависит от нас самих. Нужно чаще совершать добрые и благородные поступки. Тогда в нашей душе победит добро. Все зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Как вы думаете, какая тема нашего урока? О чем сегодня мы будем говорить на нём?(О доброте, о людях и их поступках.) Cегодня на уроке мы должны раскрыть такое понятие, как "доброта" на примере рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор"; - разобраться в содержании прочитанного вами текста, понять авторский замысел произведения; - дать оценку поступкам героев; - определить нравственную проблематику рассказа. - Действительно, тема нашего урока «Не бойтесь творить добрые дела!» по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор". Эпиграфом к нашему занятию мы возьмём слова известного писателя XX века Ч. Айтматова: «Добру человек у человека учится»
3. Проверка домашнего задания Как вы думаете ,что такое доброта, милосердие, сочувствие, сострадание? Доброта — ласковое, дружеское, заботливое отношение. Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
3. Словарная работа - Но прежде чем начать разговор о доброте в рассказе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Читая рассказ, пожалуй, каждый из вас находил непонятные слова. Вы уже знаете, что в конце текста даётся их толкование, в частности, что такое:
Досужий (вымысел) - появившийся от безделья (от слова «
досуг» - свободное время или развлечение).
Пустые щи - щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.
Изможденный - крайне изнуренный, утомленный.
Поденная работа - работа, для выполнения которой человека нанимают только на один день.
Сочельник - (устар.) канун церковных праздников Рождества и Крещения.
4..Художественный анализ текста. Композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который слыл образцом порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Трагедия в их семье была настолько сильна, что сам хозяин чуть не покончил жизнь самоубийством. На Рождество все ждут сверхъестественного, забывая о том, что каждый человек способен на чудо.
Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».
5. Вопрос к классу: Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”? (Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе). -Подберите синонимы к слову « Чудесный» (хороший. Добрый, отзывчивый, прекрасный, волшебный, удивительный, великолепный, необыкновенный) С чего начинается рассказ? Найдите и прочитайте. Сколько рассказчиков в этом произведении?(Два: тот, с кем произошла описанная писателем история, и сам автор, передающий услышанное от другого.)
- Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.(“... сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки...”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам...”).
В какое время года происходит действие рассказа?(Зимой, перед Рождеством или Новым годом: можно было увидеть сквозь окна «елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки», «праздничное оживление толпы», «смеющиеся лица нарядных дам»…)
-Как вы относитесь к праздникам? Какие чувства испытываете при их приближении?
-Может ли семья Мерцалова надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни? -. Ощущают ли они приближение праздника?
Что в рассказе указывает на невозможность исполнения этих мечтаний? (Живут в подвале, отец остался без работы, больная сестра, пустые щи..)
Но эти рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюблено-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.
Как в рассказе передается царившая в доме Мерцаловых атмосфера?Приведите примеры из текста.
(Описание дома при помощи эпитетов и метафор: «ветхий дом», «подземелье», «закоптелые, плачущие от сырости стены», «ужасный запах керосинового чада, детского грязного белья и крыс», «душная, промозглая комната», «грязная широкая постель». Передача чувств героев: «давно успели привыкнуть… к настоящему запаху нищеты», «их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания».
Описание состояния героев: «дыхание было коротко и затруднительно», «глаза смотрели пристально и бесцельно», «кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок»
Портретная характеристика героев: «худая женщина с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом», «встревоженное лицо» и т.д
- Как случилось, что семья попала в беду? ( пересказ о Мерцалове и его семье) - Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых? Давайте перенесемся в семью Мерцаловых, представим, как трудно им приходилось, какие чувства испытывали главные герои. - С каким поручением мать отправила детей?
6. Театральная постановка. Сценка
Какие чувства вызвала у вас эта сцена? Смогли ребята передать сложность ситуации?
Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых? Найти и прочитать
Мог ли швейцар передать письмо по назначению? (Мог, но он жестокий и злобный человек, он старается выслужиться перед хозяином, боится потерять место, не уважает тех, кто беден).
— Какие ещё предпринимались попытки для выхода из сложившейся ситуации? (Просить милостыню, но …).— Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, ни один из людей, к которым они обращались, не проявили милосердия – готовности помочь.
— Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации, автор приводит своего героя в зимний сад.
Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?(“Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии”. Сравнение снежного убора деревьев с ризами настраивает на высокий, торжественный лад. Автор использует эпитеты и олицетворения: “глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад”). 7. Ученик читает описание природы под музыку Бетховена «Лунная соната» («Тут было… тишины»). Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов.
Олицетворение: «деревья дремали». Эпитет: «великое спокойствие». Метафора: «глубокая тишина». “В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. Может ли подобное случится в наши дни?
Да, и в наше время людям приходится сталкиваться со многими проблемами: безработицей, болезнями, отсутствием средств к существованию. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки).
--Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед... Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства? Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “... бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи”). (Что его остановило?(Появление неизвестного старика в алее помешало исполнить страшное намерение
Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).
Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?
(Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”). Что последовало за этим?(Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”). Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.
Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора? С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью” Как Мерцаловы узнают фамилию этого чудесного доктора? (Аптечный ярлычок на лекарстве)
— Почему доктор сам не назвал себя? (Потому что он был скромным и считал, что добро не нуждается в представлении; помощь от души, а не за благодарность)
Выводы учащихся:
- В рассказе А.И. Куприна речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям и невзгодам судьбы. 8. - А вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н.И. Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине. Хотите узнать о нём? Я «пригласила» к нам в гости Николая Ивановича Пирогова. Пусть он сам расскажет, как стал доктором. 9. Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову.
(3 мин.) Карим
- Меня зовут Николай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел и к нему был приглашен профессор Мухин. О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Он, как чародей, посетил нашу семью. И я начал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. Я лечил всех: и императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я помогал простым людям, как мог, а не выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.
10. Работа с текстом.
(2 мин.) - Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»? «Что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо»?
Учитель:- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни? 11
. Выводы учащихся: - В произведении Куприна есть глубокие размышления писателя о добре и зле, которые существуют не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам. Со словом добро созвучны слова милосердие, благотворить.
Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания и человеколюбия. Быть добрым не зависит от богатства, а зависит от состояния души. Благотворить - значит делать добро, помогать бедным, инвалидам, старым людям. Есть в нашем современном обществе такое чудо, как
милосердие? - - И в наше время немало милосердных людей, которые помогают и словом, и делом. Например, существует благотворительный фонд имени Анжелы Вавиловой, который помогает детям с онкологическими заболеваниями. Он оплачивает лечение ребят в зарубежных клиниках, оснащает медицинские заведения дорогостоящим оборудованием, бытовой техникой. Фонд создан в 2003 году Владимиром и Мариной Вавиловой и назван в память об их дочери, ушедшей в мир ангелов от лейкемии в возрасте пяти лет. В Казани действует «Детский хоспис», цель которого помочь больным детям. На эти же цели отдала присуждённую ей Государственную премию известная актриса Чулпан Хаматова.
12. Давайте подумаем о добрых делах , которые бы совершили вы. Назовите их. Обсудите в группах в течение 2 минут. Постарайтесь предложить копилку добрых дел , не повторяясь.
Работа групп осуществляется под песню "Твори добро!"
13. Рефлексия урока.
(3 мин.) Как вы считаете: в человеке больше добрых или злых качеств? А в вас? Чему нас научил рассказ?
14. В заключение урока Расулова Ясмина прочитает вам стихотворение Э. Асадова «Доброта»
Эдуард Асадов - Доброта
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.
В жизни всякое может случиться,
И коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.
Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби с плеча.
Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь!
В жизни всякое может случиться,
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.
И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не отступай,
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!
IX. Домашнее задание. (1 мин.) Напишите сочинение-размышление (по выбору) или выберите смайлики на тему «Добро и доброта».
Темы сочинений 1. Почему деятельное сострадание - это чудо? 2. Можно ли согласиться с Мерцаловым, что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»? 3. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Н.И. Пирогова «… главное не падайте никогда духом»?
-
Подведение итогов, выставление оценок за урок.