СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.И.Куприн "Чудесный доктор"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учащихся 6 класса

Просмотр содержимого документа
«А.И.Куприн "Чудесный доктор"»

А. И. Куприн «Чудесный доктор»

А. И. Куприн

«Чудесный доктор»

История создания

Во время пребывания в 1897 году в Киеве Александр Иванович услышал от знакомого банкира удивительную историю, приключившуюся с ним более тридцати лет назад.

Казалось, все возможные несчастья по какой-то неведомой причине свалились на одну семью. У родителей не хватало денег, чтобы накормить детей и согреть их в холодную зиму. Они были вынуждены все вместе ютиться в крошечной каморке, и их преследовали постоянные лишения.

Но ситуация ухудшилась, когда серьёзно заболела младшая сестра рассказчика. В отчаянии родители обращались за помощью к состоятельным людям, но везде получали отказ. Когда глава семейства, доведённый до крайней степени отчаяния, уже собирался покончить с собой, неожиданно судьба преподнесла его семье щедрый подарок – доктора, который навсегда изменил их жизнь к лучшему.

Пирогов Николай Иванович, а именно так звали доктора, имел славу доброго и бескорыстного человека, который никогда не отказывал в помощи нуждающимся. Он вылечил девочку и помог семье встать на ноги. С его приходом жизнь наконец обернулась к ним своей светлой стороной, и с тех пор в ней не уже не было места горестям и печалям.

Смысл названия Смысл названия  произведения заключается в настоящем чуде, которое произошло в Сочельник, и тем самым еще более усилило волшебную атмосферу и веру в то, что добро всегда побеждает зло - именно к такому выводу приводит этот рассказ.

Смысл названия

Смысл названия  произведения заключается в настоящем чуде, которое произошло в Сочельник, и тем самым еще более усилило волшебную атмосферу и веру в то, что добро всегда побеждает

зло - именно к такому выводу приводит этот рассказ.

Тема рассказа

Тема рассказа - милосердие и доброта, проявленные доктором, – необходимые качества в обществе. В своём произведении автор поднимает проблему сострадания, человечности. Действенная помощь, пришедшая вовремя, может сделать людей счастливее. Благодаря ей мир вокруг становится лучше и добрее. В этом заключается суть «Чудесного доктора».

Доктор Пирогов выступает в рассказе настоящим спасителем, единственным человеком, протянувшим руку помощи Мерцаловым. Он уберёг главу семейства, доведённого до крайней степени отчаянии, от самоубийства, вылечил больную девочку и оказал существенную материальную поддержку семейству. При этом доктор даже не назвал своего имени, и Мерцаловы смогли узнать, кем же был их таинственный благодетель только по фамилии на рецепте лекарства. Для него имело значение лишь одно – помочь людям и вселить в них надежду на лучшее, не дать упасть духом.

Своим соучастием и искренней добротой он излечивает искалеченные души и раскрывает перед ними смысл жизни, согласно которому только добро порождает добро. Повзрослев и добившись высокого положения в обществе, Гриша следует этой заповеди и также помогает нуждающимся людям.

Основная мысль Основная мысль произведения заключается в том, что чудо может совершить каждый человек, если не останется в стороне и не закроет глаза на горе своего ближнего. Даже малая крупица доброты и сострадания способна изменить жизнь к лучшему, наполнить её светом и радостью. Открыть свое сердце, быть милосердным и отзывчивым – вот чему учит рассказ Куприна. Однако автора печалит тот факт, что искреннее милосердие в современном мире стало настолько большой редкостью, что многими воспринимается как чудо, как нечто невозможное. Он призывает читателя не черстветь душой и почувствовать себя настоящим «чудотворцем», делясь с окружающими своей любовью и добротой.

Основная мысль

Основная мысль произведения заключается в том, что чудо может совершить каждый человек, если не останется в стороне и не закроет глаза на горе своего ближнего. Даже малая крупица доброты и сострадания способна изменить жизнь к лучшему, наполнить её светом и радостью. Открыть свое сердце, быть милосердным и отзывчивым – вот чему учит рассказ Куприна.

Однако автора печалит тот факт, что искреннее милосердие в современном мире стало настолько большой редкостью, что многими воспринимается как чудо, как нечто невозможное. Он призывает читателя не черстветь душой и почувствовать себя настоящим «чудотворцем», делясь с окружающими своей любовью и добротой.

Композиция

Анализируя рассказ «Чудесный доктор», можно увидеть, что особенностью композиции произведения являются контрасты. В преддверии долгожданных рождественских праздников люди украшают свои дома, владельцы магазинов и лавок стараются придать своим витринам как можно более нарядный и праздничный вид. Но в то же время перед читателем открываются ужасные условия жизни семейства Мерцаловых, вынужденного ютиться в тесной грязной каморке.

Пока люди в радостном предвкушении заканчивают последние приготовления к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами и прокормить своих детей. Ни о каком празднике в их семье не может быть и речи. Столь резкий контраст призван показать, с какими проблемами приходится бороться главным героям.

В рассказе Куприна «Чудесный доктор» экспозиция построена на демонстрации предпраздничного великолепия, в завязке описываются бесконечные лишения семьи Мерцаловых, кульминация – тяжёлая болезнь Гришиной сестрёнки и спасение её таинственным доктором, который берёт под своё покровительство несчастную семью, развязка – чудесные изменения в жизни всего семейства.

Емельян Мерцалов Работал управляющим в доме некоего барина за 25 рублей в месяц. Он потерял работу из-за долгой болезни и вынужден скитаться по городу в поисках помощи, просить милостыню. Находится на грани самоубийства, не видит смысла в дальнейшем существовании. Худой, с впавшими щеками и провалившимися глазами, он похож на мертвеца. Чтобы не видеть отчаяния своих близких, в летнем пальто с посиневшими от холода руками бродит по городу, уже не надеясь на чудо.

Емельян Мерцалов

Работал управляющим в доме некоего барина за 25 рублей в месяц. Он потерял работу из-за долгой болезни и вынужден скитаться по городу в поисках помощи, просить милостыню. Находится на грани самоубийства, не видит смысла в дальнейшем существовании. Худой, с впавшими щеками и провалившимися глазами, он похож на мертвеца. Чтобы не видеть отчаяния своих близких, в летнем пальто с посиневшими от холода руками бродит по городу, уже не надеясь на чудо.

Елизавета Ивановна Мерцалова Женщина с грудным ребёнком, ухаживающая за больной дочкой. Ходит на другой конец города, чтобы стирать бельё за копейки. Несмотря на смерть ребёнка и полную нищету, продолжает искать выход из ситуации: пишет письма, стучится во все двери, просит помощи. Постоянно плачет, находится на грани отчаяния. В произведении Куприн называет её Елизавета Ивановна, в отличие от отца семейства (его – просто Мерцалов). Сильная, волевая женщина, не теряющая надежду .

Елизавета Ивановна Мерцалова

Женщина с грудным ребёнком, ухаживающая за больной дочкой. Ходит на другой конец города, чтобы стирать бельё за копейки. Несмотря на смерть ребёнка и полную нищету, продолжает искать выход из ситуации: пишет письма, стучится во все двери, просит помощи. Постоянно плачет, находится на грани отчаяния. В произведении Куприн называет её Елизавета Ивановна, в отличие от отца семейства (его – просто Мерцалов). Сильная, волевая женщина, не теряющая надежду .

Володя и Гришка Дети супругов, старшему около 10 лет. Накануне Рождества блуждают по городу, разнося письма матери. Дети заглядывают в витрины магазинов, с восторгом наблюдая за роскошной красивой жизнью. Они привыкли к нужде, к голоду. После появления “чудесного доктора” детей волшебным образом получилось устроить в казённую школу. В конце повествования автор упоминает, что узнал эту историю от Григория Емельяновича Мерцалова, который был тем самым Гришкой. Григорий сделал карьеру и занимает хороший пост в банке .

Володя и Гришка

Дети супругов, старшему около 10 лет. Накануне Рождества блуждают по городу, разнося письма матери. Дети заглядывают в витрины магазинов, с восторгом наблюдая за роскошной красивой жизнью. Они привыкли к нужде, к голоду. После появления “чудесного доктора” детей волшебным образом получилось устроить в казённую школу. В конце повествования автор упоминает, что узнал эту историю от Григория Емельяновича Мерцалова, который был тем самым Гришкой. Григорий сделал карьеру и занимает хороший пост в банке .

Машутка Маленькая дочь Мерцаловых болеет: находится в жару, без сознания. Поправляется благодаря заботе доктора, его лечению и средствам, оставленным для семьи вместе с рецептом на лекарство.

Машутка

Маленькая дочь Мерцаловых болеет: находится в жару, без сознания. Поправляется благодаря заботе доктора, его лечению и средствам, оставленным для семьи вместе с рецептом на лекарство.

Профессор Пирогов , доктор Его образ в произведении - образ доброго ангела. Встречает Мерцалова в городе, где покупает подарки для знакомых детишек. Он единственный, кто выслушал историю обнищавшей семьи и тут же пришёл на помощь. В рассказе Куприна это умный, серьёзный пожилой человек невысокого роста. У «чудесного» доктора ласковый приятный голос. Он не побрезговал нищенской обстановкой и отвратительными запахами подвала, где проживает семья. Его приход меняет всё: становится тепло, уютно, сытно, а главное - появляется надежда. Нужно отметить, что доктор одет в поношенный старомодный сюртук, это выдаёт в нем человека, для которого не важно богатство .

Профессор Пирогов , доктор

Его образ в произведении - образ доброго ангела. Встречает Мерцалова в городе, где покупает подарки для знакомых детишек. Он единственный, кто выслушал историю обнищавшей семьи и тут же пришёл на помощь. В рассказе Куприна это умный, серьёзный пожилой человек невысокого роста. У «чудесного» доктора ласковый приятный голос. Он не побрезговал нищенской обстановкой и отвратительными запахами подвала, где проживает семья. Его приход меняет всё: становится тепло, уютно, сытно, а главное - появляется надежда. Нужно отметить, что доктор одет в поношенный старомодный сюртук, это выдаёт в нем человека, для которого не важно богатство .

Жанр «Чудесный доктор» написан в жанре рассказа, а если быть точнее, в жанре рождественского, или святочного, рассказа. По всем законам этого жанра главные герои оказываются в сложнейшей жизненной ситуации, и помочь им может только чудо. И этим чудом становится встреча с доктором, который оказывает ощутимую помощь несчастному семейству. Данная история может показаться рождественской сказкой и даже подвергнуться критике, однако её правдивость не подлежит никаким сомнениям. Поскольку все события происходили на самом деле и изображены правдиво, это произведение принадлежит реалистическому направлению.

Жанр

«Чудесный доктор» написан в жанре рассказа, а если быть точнее, в жанре рождественского, или святочного, рассказа. По всем законам этого жанра главные герои оказываются в сложнейшей жизненной ситуации, и помочь им может только чудо. И этим чудом становится встреча с доктором, который оказывает ощутимую помощь несчастному семейству.

Данная история может показаться рождественской сказкой и даже подвергнуться критике, однако её правдивость не подлежит никаким сомнениям. Поскольку все события происходили на самом деле и изображены правдиво, это произведение принадлежит реалистическому направлению.

Чему учит рассказ После прочтения этого великолепного рассказа в голову невольно закрадываются мысли о том, насколько важно быть неравнодушным к другим людям. Из-за повседневной суеты и зацикленности на своих интересах многие забывают, что где-то совсем рядом есть те, кто не может обеспечить даже свои базовые потребности, не говоря уже о дорогостоящем лечении. Бескорыстно поддерживать слабых, больных и угнетенных - именно к этому призывает Куприн в своем рассказе.

Чему учит рассказ

После прочтения этого великолепного рассказа в голову невольно закрадываются мысли о том, насколько важно быть неравнодушным к другим людям. Из-за повседневной суеты и зацикленности на своих интересах многие забывают, что где-то совсем рядом есть те, кто не может обеспечить даже свои базовые потребности, не говоря уже о дорогостоящем лечении. Бескорыстно поддерживать слабых, больных и угнетенных - именно к этому призывает Куприн в своем рассказе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя