СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.И.Куприн "Слон" конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект литературного чтения А.И.Куприн "Слон" 3 класс 

Просмотр содержимого документа
«А.И.Куприн "Слон" конспект урока»

Конспект урока по литературному чтению

Класс:

Студент: Шорникова Кристина

Тема: А.И. Куприн «Слон»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели:

1) Познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением «Слон»; обогащать словарный запас учащихся; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; выявлять основную мысль произведения;

2) Развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию; умения анализировать прочитанное и делать выводы; совершенствовать умение определять жанр произведения.

3) Воспитывать интерес к детской литературе, сочувствия, сострадания;

Оборудование: презентация

Ход урока.

I. Организационный момент (Слайд 1)

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны.

А ещё старательны.

-Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

II. Лирическая пятиминутка

-Отгадайте загадку

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами.
Как гора огромен он.

Ты узнал, кто это? (Слон).

- Есть такое выражение “делать из мухи слона”. 

-Как вы его понимаете?

-Прежде чем мы приступим к работе урока, мы с вами поговорим о стихотворении поэта Саши Черного «Слон», оно будет связанно с нашей темой урока.

- Сейчас Андрей прочитает наизусть стихотворение «Слон», а вы внимательно послушайте

-Слоник-слоник, настоящий слон живой, —

Отчего ты все качаешь головой?



-Оттого что, потому что, потому, —

Все я думаю, дружок, и не пойму...

Не пойму, что человек, такой малыш —

Посадил меня в клетушку, словно мышь...

Ох, как скучно головой весь день качать!

Лучше бревна дали б, что ли, потаскать...

- Слоник-слоник, не качай ты головой!

Дай мне лучше поскорее хобот свой...

Я принес тебе из бархата слона,

Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!

Можешь мыть его, и нянчить, и лизать...

Ты не будешь головой теперь качать?..

– Понравилось произведение? Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Чему учит это произведение?

– От чьего лица ведется рассказ?

– Назовите героев произведения.

– Что заинтересовало мальчика, пришедшего в зоопарк?

– Почему слон качает головой? Как объяснил это слон? Найдите эти строки в тексте. – Может ли мальчик помочь слону? Чем?

– Что можно сказать об отношении мальчика к животным, к природе? Каким он вырастет человеком?

-Какие чувства хотел передать нам автор в этом стихотворении? (Жалость, сострадание)

-Как нужно читать данное стихотворение?

III. Разминка речевого аппарата (Слайд 2)

-А теперь немного разработаем наш речевой аппарат. Прочитайте про себя «чистоговорку», записанную на слайде.

Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Вовы колесо.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.

Задания: прочитать в обычном темпе, прочитать с ускорением, прочитать громко, прочитать тихо, прочитать весело.

IV. Проверка домашнего задания

-Нарисовать рисунок и составить рассказ по произведению Паустовского «Растрепанный воробей»

V. Постановка проблемного вопроса. Определение темы урока (Слайд 3)

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями, помещёнными в раздел «Были-небылицы». Определить его название нам поможет следующая загадка:

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом.

Ставьте зонтиков заслон:

Всех сейчас окатит ….(Слон)

VI.Подготовка к восприятию (Слайды 4-6)

-Кто такой слон?

-Ребята, а кто – нибудь из вас видел живого слона?

- Ребята, а что вы знаете о слонах? (Ответы детей)

1) Рассказ учителя о слонах.

Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метров, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне.

Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.

У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.

- Рассказ «Слон», знакомство с которым мы начнём сегодня на уроке, написал известный русский писатель Александр Иванович Куприн. (Слайд 7)

2) Слово о писателе (Слайд 8)

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.

Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. (Слайд 9)

VII.Восприятие

Как вы думаете, почему так называется рассказ?

- А теперь пришло время, чтобы узнать, о чем же это произведение.

- Слушаем внимательно аудиозапись, можно следить по тексту учебника (стр.25) и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ.

VIII.Физминутка

IX. Проверка восприятия

- Какое настроение создалось у вас после прослушивания данного отрывка? Почему? (Слайд10)

-Понравился ли вам рассказ?

-Какие чувства пытался передать вам автор, когда писал этот рассказ?

-Дети, как вы думаете, могло ли быть на самом деле то, о чем рассказывает А. Куприн?

-Что кажется вам невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?

-Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки? (Речь идет о здоровье , и даже о жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки .)

-Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких? (Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей)

-Найдите и прочитайте описание слона в тексте. (стр.34)

Как девочка общается со слоном? (Вежливо на вы)

Как девочка понимает «дружбу со слоном? (Дружба для Нади - это проявление уважения. Она называет слона на «Вы», интересуется именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждет, пока его покормят булками, ее желание все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.)

-Ребята, Надя очень хотела живого слона. Как вы думаете, это мечта или каприз? Почему так считаете, объясните.

-О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство!

-Ребята, скажите мне пожалуйста, а доброта присутствует в этом рассказе?

-На ваш взгляд, легко ли быть добрым?

-Что такое добро? Что оно в себя включает?

X. Итог урока

Что вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна?

Как называется рассказ, с которым мы сегодня знакомились?

Кто является главными его героями?

Как зовут слона?

XI. Рефлексия. (Слайд 11)

А пока закончите предложения:

* Сегодня на уроке я узнал …..

* Мне показалось интересным ….

* Меня удивило…..

XII.Домашнее задание

Стр. 25- 40 читать




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!