Конспект урока по литературному чтению
Класс: 3Б
Студент: Шорникова Кристина
Тема: А.И. Куприн «Слон»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели:
1) Познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением «Слон»; обогащать словарный запас учащихся; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; выявлять основную мысль произведения;
2) Развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию; умения анализировать прочитанное и делать выводы; совершенствовать умение определять жанр произведения.
3) Воспитывать интерес к детской литературе, сочувствия, сострадания;
Оборудование: презентация
Ход урока.
I. Организационный момент (Слайд 1)
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
-Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.
II. Лирическая пятиминутка
-Отгадайте загадку
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами.
Как гора огромен он.
Ты узнал, кто это? (Слон).
- Есть такое выражение “делать из мухи слона”.
-Как вы его понимаете?
-Прежде чем мы приступим к работе урока, мы с вами поговорим о стихотворении поэта Саши Черного «Слон», оно будет связанно с нашей темой урока.
- Сейчас Андрей прочитает наизусть стихотворение «Слон», а вы внимательно послушайте
-Слоник-слоник, настоящий слон живой, —
Отчего ты все качаешь головой?
-Оттого что, потому что, потому, —
Все я думаю, дружок, и не пойму...
Не пойму, что человек, такой малыш —
Посадил меня в клетушку, словно мышь...
Ох, как скучно головой весь день качать!
Лучше бревна дали б, что ли, потаскать...
- Слоник-слоник, не качай ты головой!
Дай мне лучше поскорее хобот свой...
Я принес тебе из бархата слона,
Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!
Можешь мыть его, и нянчить, и лизать...
Ты не будешь головой теперь качать?..
– Понравилось произведение? Выразите свое мнение о произведении одним словом.
– Чему учит это произведение?
– От чьего лица ведется рассказ?
– Назовите героев произведения.
– Что заинтересовало мальчика, пришедшего в зоопарк?
– Почему слон качает головой? Как объяснил это слон? Найдите эти строки в тексте. – Может ли мальчик помочь слону? Чем?
– Что можно сказать об отношении мальчика к животным, к природе? Каким он вырастет человеком?
-Какие чувства хотел передать нам автор в этом стихотворении? (Жалость, сострадание)
-Как нужно читать данное стихотворение?
III. Разминка речевого аппарата (Слайд 2)
-А теперь немного разработаем наш речевой аппарат. Прочитайте про себя «чистоговорку», записанную на слайде.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Вовы колесо.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
Задания: прочитать в обычном темпе, прочитать с ускорением, прочитать громко, прочитать тихо, прочитать весело.
IV. Проверка домашнего задания
-Нарисовать рисунок и составить рассказ по произведению Паустовского «Растрепанный воробей»
V. Постановка проблемного вопроса. Определение темы урока (Слайд 3)
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями, помещёнными в раздел «Были-небылицы». Определить его название нам поможет следующая загадка:
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит ….(Слон)
VI.Подготовка к восприятию (Слайды 4-6)
-Кто такой слон?
-Ребята, а кто – нибудь из вас видел живого слона?
- Ребята, а что вы знаете о слонах? (Ответы детей)
1) Рассказ учителя о слонах.
Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метров, вес – до 7 тонн. В Африке их можно увидеть в саванне.
Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.
У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.
- Рассказ «Слон», знакомство с которым мы начнём сегодня на уроке, написал известный русский писатель Александр Иванович Куприн. (Слайд 7)
2) Слово о писателе (Слайд 8)
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.
Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. (Слайд 9)
VII.Восприятие
Как вы думаете, почему так называется рассказ?
- А теперь пришло время, чтобы узнать, о чем же это произведение.
- Слушаем внимательно аудиозапись, можно следить по тексту учебника (стр.25) и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ.
VIII.Физминутка
IX. Проверка восприятия
- Какое настроение создалось у вас после прослушивания данного отрывка? Почему? (Слайд10)
-Понравился ли вам рассказ?
-Какие чувства пытался передать вам автор, когда писал этот рассказ?
-Дети, как вы думаете, могло ли быть на самом деле то, о чем рассказывает А. Куприн?
-Что кажется вам невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?
-Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки? (Речь идет о здоровье , и даже о жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза - ровесница больной девочки .)
-Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких? (Самый большой слон - самый талантливый и обученный. Он умеет показывать очень много интересных вещей)
-Найдите и прочитайте описание слона в тексте. (стр.34)
Как девочка общается со слоном? (Вежливо на вы)
Как девочка понимает «дружбу со слоном? (Дружба для Нади - это проявление уважения. Она называет слона на «Вы», интересуется именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждет, пока его покормят булками, ее желание все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.)
-Ребята, Надя очень хотела живого слона. Как вы думаете, это мечта или каприз? Почему так считаете, объясните.
-О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство!
-Ребята, скажите мне пожалуйста, а доброта присутствует в этом рассказе?
-На ваш взгляд, легко ли быть добрым?
-Что такое добро? Что оно в себя включает?
X. Итог урока
Что вы узнали о жизни и творчестве А.И. Куприна?
Как называется рассказ, с которым мы сегодня знакомились?
Кто является главными его героями?
Как зовут слона?
XI. Рефлексия. (Слайд 11)
А пока закончите предложения:
* Сегодня на уроке я узнал …..
* Мне показалось интересным ….
* Меня удивило…..
XII.Домашнее задание
Стр. 25- 40 читать