СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с историческими балладами писателя; помочь почувствовать колорит эпохи Ивана Грозного; развивать умения анализировать поступки героев, обозначать тему и идею произведения.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Биография А.К. Толстого

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Просмотр содержимого документа
«А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»»

Урок  А. К. Толстой. исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

Цели: познакомить с историческими балладами писателя; помочь почувствовать колорит эпохи Ивана Грозного; развивать умения анализировать поступки героев, обозначать тему и идею произведения.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Биография А.К. Толстого

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем в XIX век из Древней Руси. В нем в юные годы были и стать, и размах былинных богатырей. Мужчины семьи Толстых-Перовских легко ломали подковы и завязывали в узел чугунные кочерги. Однако их отличала не только физическая сила, но и разностороннее образование.

А. К. Толстой был ровесником и другом детства будущего царя-освободителя Александра II. Доверительные отношения с венценосной семьей сохранились и в зрелые годы.

В 30–40-е годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. При этом Толстой никогда не забывал о том, что считает своим долгом «говорить во что бы то ни стало правду» (так он написал царю Александру II). Следуя этому принципу, он хлопотал об опальных писателях, пытаясь смягчить их судьбу.

В юности светская жизнь его увлекала, на охоте он был признанным лидером – за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили известность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно и его первым советчиком был дядя А. А. Перовский, который показывал его первые опыты Жуковскому, а, по семейному преданию, однажды их одобрил и Пушкин. Позже Толстой познакомился и с Гоголем.

Рыцарский характер графа был известен в правящих кругах России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Его Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью. Интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края проявляются во всех его творениях.

2. Слово учителя.

Особое место в творчестве писателя занимала русская история. Толстой считал, что если бы не монгольское нашествие, Киевская Русь сумела бы превратиться в государство, превосходящее многие западные страны по своему развитию. Отсюда его интерес к ранней эпохе Руси (баллады «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Садко» и др.).

Вторая область интересов А. К. Толстого была связана с эпохой Московского царства, особенно временами Ивана Грозного. Толстой противопоставлял демократические начала домонгольской Руси тому, что пришло на Русь с эпохой Московского царства. Русскому Средневековью посвящены такие его произведения, как исторический роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».

Эпохе Ивана Грозного посвятил Толстой баллады «Князь Репнин» и «Василий Шибанов».

3. Сообщение о времени Ивана Грозного.

Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.

В 1558 г. царь  начал  войну  за  прибалтийские  земли.  Когда  после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменников-бояр».

Со  своими  опричниками  Иван IV  провел  множество  казней  своих противников или тех, кто только ими казался, подверг жестокому разгрому ряд русских городов. Он стал полным самодержавцем в своем государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Правда, несмотря на все пытки и казни, он так и не смог выиграть войны за прибалтийские земли, а страна к концу его правления настолько была обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук.

Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшем для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя.

4. Словарная работа.

Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски на с. 253–258 учебника.

5. Чтение учителем баллады «Василий Шибанов».

Чтение произведения предваряет исторический комментарий.

В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю свое первое послание. Царь ответил на это послание. Между царем и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь упрекал царя за то, что он расправляется со своими верными слугами. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.

6. Аналитическая беседа по вопросам.

– В чем сходство и в чем отличие баллады А. К. Толстого от произведения Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»?

– Что называют балладой? (Баллада – стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.)

- Когда была написана баллада? (Действие «Песни…» относится к русскому средневековью, эпохе правления Ивана Грозного, 16 веку).

– Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе?
(Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).

- Какие исторические персонажи в ней присутствуют? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).

-Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
- Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя).

-Назовите героев произведения (Иван Грозный, князь Курбский, стремянный Василий Шибанов).

Лексическая работа

Стремянный - конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина

Воевода – начальник войска в древней Руси

-Что мы узнаем о князе Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды).

-Что произошло в пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).

-Как это характеризует стремянного? Докажите словами из текста («Но рабскую верность Шибанов храня …»).

-Как литовцы встретили князя?

-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства? (Князь исполнен желчи и злобы к царю).

-Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, он хочет сказать Грозному правду, посылая для этого гонца на верную гибель).

– В каком поступке Курбского это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его с посланием к Иоанну – на верную гибель.)

-Что задумал Курбский в Литве? (Он пишет гневное письмо Ивану Грозному).

-Кто должен везти его послание Грозному в Москву?

-Что ждёт этого человека? Почему вы так думаете?

-Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой? (Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном: «Был мрачен владыки загадочный взгляд». Люди его боятся….Он боится измен и заговоров своих подчинённых и даже близких людей).
- Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся? («И молится, полный боязни, чтоб день миновался без казни»).

-Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного.

-Посмотрите на речь царя. Какие уже знакомые черты мы в ней находим?

-Обратимся к образу третьего героя этого произведения. Что о нём можно сказать? Докажите словами из текста. (Обращают внимание на такие качества характера Шибанова, как:

преданность, верность своему господину:

Шибанов вовсе не сочувствует Курбскому (наоборот, упрекает его в измене), но не перечит слову господина и идёт на смерть («А я передам и за муки// Письмо твоё в добрые руки»).
Шибанов не бледнеет перед царём, сносит все муки и последние его слова о Грозном, о Руси. Ученики сочувствуют смерти этого героя).

-Как царь относится к Шибанову? (Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже ценит это качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок»).

-Ещё один персонаж - рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?
-А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?
(Это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям.
Некоторые особенности: действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение), есть диалог, в котором раскрываются характеры героев).
 



7. Чтение учителем баллады «Князь Михайло Репнин».

8. Аналитическая беседа по вопросам.

– Почему  Репнин  не  поднял  свой  кубок?  В чем он обвиняет Ивана Грозного?

– О чем жалеет царь?

– В данной балладе мы видим уже не покорного раба, спокойно взирающего на несправедливость и измену, а смелого, полного достоинства и чести, князя, не пожелавшего «в машкаре плясать», несмотря на веление царя. Михайло Репнин тоже (как и Шибанов) предан царю и отечеству, но, тем не менее, он не может молча смотреть на произвол и издевательства и открыто заявляет об этом Ивану Грозному. Репнин – истинный патриот, у него болит душа о благоденствии Родины, но он не способен смиренно сносить разгул правителя, как Василий Шибанов, и в то же время не может предать отечество и постыдно бежать, как это сделал Курбский.

V. Подведение итогов урока.

– А. К. Толстой, рисуя образы стремянного Шибанова и князя Репнина, хотел раскрыть сущность истинной преданности и любви к Отечеству, она – не в бессловесной покорности, а в осмыслении происходящего в стране и активном участии в судьбе Родины, смелом выражении своей гражданской позиции.

В жесткой эпохе Ивана Грозного внимание писателя больше всего привлекает противостояние упрямых, честных и доблестных людей общей системе зла и насилия. Толстой пытается понять и раскрыть в своих балладах психологию этих людей и, безусловно, отдает предпочтение не тем из них, кто, как Курбский, изменяет своему долгу, а потом помогает иноверцам разорять Россию, но натурам смелым и правдивым, которые обречены на гибель, ибо пытаются совместить высокие понятия о том, что достойно, с верностью системе, где осуществление подобных идеалов невозможно.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение баллад; разобрать вопросы и задания 1–8 на с. 260 учебника.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!