СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. М. Бутлеров - великий русский ученый-химик

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке проходит знакомство учащихся с великим русским ученым- химиком А.М. Бутлеровым. Его жизнью, деятельностью и увлечениями

Просмотр содержимого документа
«А. М. Бутлеров - великий русский ученый-химик»

А.М. Бутлеров - великий русский ученый


Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью А.М. Бутлерова. Показать значение теории

химического строения.

Оборудование: Портрет А.М. Бутлерова. Плакаты.



« Для чего толь многие учинены опыты по физике и химии? Для чего

толь великих мужей были трудны и жизни опасные испытания? Для того ли только, чтобы, собрав множество разных веществ и материй в беспорядочную кучу, глядеть и удивляться их множеству, не размышляя о их расположении и приведении их в порядок?...

М.В. Ломоносов




«А.М. Бутлеров - один из замечательнейших русских ученых. Он русский и по ученому образованию, и по оригинальности трудов. Направление ученых трудов А.М. не составляет продолжение или развитие идей его предшественников, но принадлежит ему самому. В химии существует бутлеровская школа, бутлеровское направление»

Д.И. Менделеев



Учитель : В 19 столетии появились две фигуры, сумевшие выполнить завет великого предшественника М.В. Ломоносова и «из беспорядочной кучи разных веществ и материй» создать стройные, научно обоснованные и опытным путем доказанные теории, послужившие для дальнейшего развития неорганической и органической химии. Это были великие корифеи русской и мировой науки Александр Михайлович Бутлеров и Дмитрий Иванович Менделеев.

Александр Михайлович Бутлеров выдающийся представитель науки, блестящая деятельность которого оставила глубокий след в истории человеческого знания. С его именем неразрывно связано направление в развитии химической науки, знаменующее собой новый этап, новую эпоху.

1-й ученик. А.М. Бутлеров родился 25 августа 1828 г в городе Чистополе Казанской губернии. Детство он провел в деревне Подлесной Шатале среди лесной девственной природы.

А в восемь лет его отдали сначала в частный пансион Топорнина в Казани, а потом перевели в 1-ю Казанскую гимназию.

С детства маленький Саша начал увлекаться химией. В пансионе, он часто прятался в подвальном помещении и усердно экспериментировал, таинственно переливал из одного пузырька в другой, перемешивал, нагревал. В один прекрасный весенний день, когда воспитанники мирно и весело играли в лапту на просторном дворе, а «неистовый Роланд» дремал на солнечном припеке, в кухне раздался оглушительный взрыв. Все ахнули, а Роланд прыжком тигра очутился подвальном этаже, где помещалась кухня. Затем снова показался «тигр», безжалостно влачивший Бутлерова с опаленными волосами, бровями, а за ним, понуря голову, шел дядька, привлеченный в качестве сообщника, тайком доставляющего материалы, необходимые для производства опытов.

К чести пансиона Топоркова следует заметить, что розги никогда не употреблялись в этом заведении, но так как преступление Саши выходило из ряда вон, то педагоги на общем совете придумали новое, небывалое наказание. Раза два или три «преступника» выводили из темного карцера в общую обеденную залу, с черной доской на груди, на доске крупными буквами красовалось: «великий химик».


2-й ученик: Никто и не подозревал, что это звание останется за ним не как ирония и наказание, а как оценка его последующей научной деятельности. Это наказание не убило интереса будущего большого ученого в химии. Химические опыты продолжались в гимназии. Наряду с химией Алеша интересовался собиранием коллекций растений, бабочек и др. Он выкармливал белых мышей, черепах, вывезенных из Оренбургского края, выводил бабочек. Много лет хранившаяся в казанском университете коллекция бабочек, собранная Бутлеровым в молодости, удивляла всех тщательностью обработки.

Гимназию А.М. Бутлеров окончил шестнадцати лет. Отец хотел, чтобы сын поступил на математическое отделение Казанского университета, Но его влекло изучение естественных наук.

Так как А. Бутлерову не было семнадцати лет, то он был условно зачислен студентом на камеральное отделение юридического факультета, которое до некоторой степени соответствовало естественному отделению физико-математического факультета по уставу университета 1881г.


3 ученик: Занятия химией он начал с первого года обучения в университете. Сначала его привлекала главным образом внешняя сторона химических явлений и опытов. Не довольствуясь работой в университетской лаборатории, Александр завел домашнюю лабораторию, в которой добывал и с гордостью приносил в лабораторию университета полученные им препараты кофеина, изатина. аллоксантина. В то время в университете не было систематических практических работ. Молодой Бутлеров с первого года своих студенческих занятий обратил на себя внимание знаменитых профессоров химии К.К. Клауса и Н.Н. Зинина. Под руководством Н.Н. Зинина и К.К. Клауса Александр Бутлеров овладел полностью искусством тонкого экспериментатора, заразился у них любовью к химическим исследованиям. К сожалению, системы теоретических представлений от своих учителей он получить не мог, так как сами руководители А.М. Бутлерова не сходились в теоретических взглядах. В те годы только начали складываться теоретические представления химической науки.


4 ученик: Александр Михайлович был общительным человеком. Все в его семье любили и понимали музыку. Когда А. Бутлеров работал дома, он с удовольствием слушал , как в соседней комнате играет тетушка на пианино. А когда собирались гости, он с удовольствием слушал их пение под аккомпанемент тети. Особенно он любил слушать отрывки из оперы А.Г. Рубинштейна «Демон

/ Звучит фрагмент из оперы А.Г. Рубинштейна «Демон» /


5 ученик: 1849 год. А.М. Бутлеров окончил университет, удостоен степени кандидата и оставлен при университете для научно педагогической деятельности.

11 апреля 1850 г К.К. Клаус вошел в факультет с представлением об оставлении А.М. Бутлерова при университете для приготовления к профессорскому званию по кафедре химии. Постановление факультета по этому поводу во многих отношениях является замечательным. Вот оно: «Факультет со своей стороны совершенно уверен, что Бутлеров своими познаниями, дарованием, любовью к наукам и химическим исследованиям сделает честь Университету и заслужит известность в ученом мире, если обстоятельства будут приятствовать его ученому призванию. Вследствие этой уверенности факультет считает своей обязанностью ходатайствовать о причислению Бутлерова к Университету в каком бы то ни было качестве…»

В двадцать лет Бутлеров приступил к педагогической и научной деятельности. Вскоре появляется докторская диссертация на тему »Об эфирных маслах».

1857 год. А.М. Бутлеров отправляется в первую научную командировку за границу. Там он знакомится с ведущими химическими лабораториями, работой химических заводов, с известными учеными. Большую часть времени Бутлеров провел во Франции, работая в лаборатории Медицинской школы под руководством А.Вюрца. Во время пребывания во Франции, он был избран членом Парижского химического общества.

Возвратившись в Казань, Александр Михайлович усовершенствует химическую лабораторию Университета.

В 1860 г. А.М. Бутлеров открыл уротропин,а через год- метиленитан, первое синтетическое сахаристое вещество, приготовленное из простейшего органического соединения. Все эти работы стояли в тесной связи с разрабатывавшейся А.М. Бутлеровым в то время теории химического строения органических веществ.


6 ученик. Исследуя тесный мир молекулы, стараясь увидеть и понять ее строение, взаимную связь и расположение атомов, АМ. Бутлеров все глубже проникал «во внутреннее нечувствительное частиц строение»

К концу 1860 г. А.М. Бутлеров на основании практических данных и теоретически обобщений материалов пришел к выводу, что свойства веществ зависят не только от качественного и количественного состава, а также от пространственного расположения атомов в молекуле. Эту теорию он называет структурной теорией органических соединений. Это дало возможность предсказывать новые органических соединений и изомеров на основе теории строения. Это были годы огромного напряженного труда.

В апреле 1860 г. Александр Михайлович едет за границу, на 36 съезд врачей и естествоиспытателей в г Шпеер, чтобы познакомить европейских ученых со своей теорией. Его доклад был принят прохладно.

Но в 1863-1864 гг. А.М. Бутлеров получает триметилкарбинол- простейший и исторически первый третичный спирт. Да и в других лабораториях были синтезированы первичный и вторичный бутиловые спирты. Предсказания А.М. Бутлерова, основанные на теории химического строения подтвердились.


7 ученик : В 1867-1868 гг. А.М. Бутлеров снова за границей. На различных совещаниях и при личных встречах он убедительно доказывает свое первенство в создании структурной теории органических веществ.

Весной 1868 г Совет Петербургского университета, по предложению Д.И. Менделеева, избрал А.М. Бутлерова ординарным профессором на кафедру химии. Уже через год он был избран адъюнктом Академии наук, в следующем году экстроардинарным академиком, а в 1874г ординарным академиком. Его эрудиция и красноречие, манеры, удивительное умение быстро овладевать вниманием аудитории- все это создавало ему популярность среди студентов.

В 1879 г А.М. Бутлерова избирают президентом Русского химического общества, которое сейчас носит имя Д.И. Менделеева


8 ученик: В Петербурге А.М. Бутлеров общается с крупнейшими учеными –

Н.Н. Зининым, Д.И. Менделеевым , А.П. Бородиным и др. Они проводят своё время в беседах, спорах, слушают музыку и литературные произведения. С особым удовольствием слушают произведения итальянского композитора Г. Доницетти (звучит музыка Г.Доницетти).

С удовольствием посещал Александр Михайлович «менделеевские среды», на которых присутствовали многие великие музыканты, композиторы, художники. Здесь можно было встретить И.Е. Репина, И.Н. Крамского, А.И. Куинжи.

А.М.Бутлеров с удовольствием посещает концерты, где с наслаждением слушает песни А.Е.Варламова, А.А.Алябьева, К. Вильбоа ( звучит музыка А.А.Алябьева )

В имении А.М. Бутлерова часто собираются гости, интересы которых различны. Гости читали произведения любимых писателей и поэтов, особенно любили поэму

М.Ю. Лермонтова «Бородино» (звучит отрывок из произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино» )

В летнее время А.М. Бутлеров любил заниматься научным пчеловодством. По этому вопросу он напечатал много статей, которые послужили развитию пчеловодства в России.


9 ученик: В последние годы своей жизни А.М. Бутлеров проявлял большой интерес к вопросам строения атома. В 1885 г., задолго до открытия рентгеновских лучей и радия, когда неделимость атома была само собой разумеющейся, он высказал утверждение, что атомы «не неделимы по своей природе, а неделимы только доступными нам средствами, и …могут быть разделены в новых процессах, которые будут открыты впоследствии»

Выдающаяся научная и общественная деятельность создала А.М. Бутлерову огромный авторитет . Бутлеров является основоположником и главою многочисленной школы химиков-органиков. Такой успех его деятельности объясняется не только качеством ученого, но и исключительно его качествами как человека. «Живое добродушие –писал Густавсон,-общительность, замечательная деликатность привлекали к нему всех» Надо подчеркнуть еще один момент. «Бутлеров всегда работал открыто, на виду у всех окружающих..У него не было секретов ни в идеях, ни в попытках их осуществления» - Г.Г. Густавсон.


Учитель: Подведя итоги урока, можно сказать словами Д.И. Менделеева:

«Все открытия А.М. Бутлерова истекали из одной общей идеи: она-то и сделала школу, она-то и позволяет утверждать, что имя его навсегда останется в науке «



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!