- А теперь прослушаем выразительное чтение стихотворение «Ласточки». Ваша задача понять, каким настроением окрашено это стихотворение, а группа художников постарается еще и изобразить настроение с помощью красок (авторское чтение стихотворения). Ответы учеников, работа с группой художников. - Да, настроение грустное. Лирический герой грустит. Но почему? Докажите, опираясь на текст. Укажите слова и выражения, эпитеты и метафоры, передающие состояние и эмоции лирического героя (ответы учеников). - Все свои наблюдения вы будете записывать в таблицу, работая в парах. Заполнение таблицы поможет вам написать мини-сочинение в конце урока (напечатанные таблицы лежат у каждого на партах). Выводы: Фонетика: аллитерация р-л. Пение ласточек напоминает щебет, который заканчивается характерной трелью. Предположим, что Майков использует прием аллитерации, чтобы мы услышали эту трель ласточек. Лексика (тропы): огненный куст настурций - метафора, осенний блеск, пустое гнездо - эпитеты. Говоруньи, летуньи. Стихотворение не богато тропами. Но даже их небольшое количество вносит в стихотворение образность и делает его красивым. В словах говоруньи, летуньи поэт выражает свое отношение к птицам. Морфология: в первой части глаголы в настоящем времени, во второй - в прошлом. Глаголы помогают понять нам настоящее, прошлое и будущее лирического героя. Синтаксис: обилие восклицательных предложений, предложений с многоточиями. Обилие восклицательных предложений во второй части объясняется восхищением, радостью, которые испытывал лирический герой в наблюдении за ласточками. Многоточие - это раздумья поэта, грусть. Потому что паузы длиннее. - Сколько строф в стихотворении? (7) - А сколько частей, по-вашему, можно выделить в композиции стихотворения? Назовите их (три: первая - грусть от увядания природы и наступления осени, вторая - воспоминания о лете, о счастливой хлопотливой семье ласточек и третья - сожаление поэта о том, что он не может улететь от осени, как птица). - Определите, в каком времени употреблены глаголы в этих частях (запись в таблицу). - Какие временные характеристики (прошлое, настоящее, будущее) у каждой части? - Обратите внимание на характеристику предложений по цели высказывания. Какие предложения здесь присутствуют? О чем говорят многоточия? О чём последние строчки? (автор грустит о том, что лето кончилось, и ему пришлось расстаться с ласточками. Он сожалеет о том, что не имеет возможности полететь вслед за своими друзьями, к которым привык. Лирический герой готов полететь вслед за птицами, но ему этого не дано). - Аполлон Николаевич Майков использует в своём стихотворении образ птицы в качестве символа свободы. Какие слова помогают нам понять отношение лирического героя к птицам? (Говоруньи, летуньи). - А что вы знаете о ласточках? (Ласточка является перелётной птицей, поэтому осенью она покидает места гнездования и отправляется на юг). - Назовите сказку, где ласточка не смогла улететь на юг, и если бы не… Догадались? (Дюймовочка Г.Х. Андерсена) - Может быть кто-то назовет народные приметы, связанные с ласточками? |