СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Н. Майков «Ласточки»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«‹¨â¥à âãà . “ப 1»

Технологическая карта урока литературы

  1. Каримова Эльвира Равильевна

  2. Дата проведения:

  3. Класс: 5

  4. Тема урока: А. Н. Майков «Ласточки»

  5. Тип урока: урок усвоения новых знаний

  6. Место данного урока в содержании курса: поэты и писатели XIX века.

  7. Учебник: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 7е изд. М. Просвещение, 2017.

  8. Оборудование: учебная хрестоматия, мультимедийная презентация, аудиозапись стихотворения.

  9. Методы: метод работы с учебником, фронтальный опрос

Цель: рассмотреть стихотворение А. Н. Майкова «Ласточки», сравнить с другими стихотворениями об осени, определить основную идею стихотворения.

Задачи:

  1. Образовательные: совершенствовать навык анализа литературного произведения, диалогической и монологической речи;

  2. Развивающие: развивать умения обобщать и делать выводы;

  3. Воспитательные: способствовать формированию мира чувств.

Этап урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I.Проверка ДЗ

Учитель проверяет ДЗ, т.е. выразительное чтение наизусть стихотворения Ф. И. Тютчева (на выбор).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему, проблему и цель урока; в диалоге с учителем вырабатывать критерии своей работы.

Познавательные УУД:

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтектовую, концептуальную); пользоваться изучающим видом чтения; извлекать информацию предоставленную в различных формах; пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением; излагать содержание прочитанного подробно, сжато, выборочно; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.

Личностные результаты:

Формирование оценочно-эмоционального отношения к прочитанному; формирование восприятия текста, как произведения исключительного.

Технология оценивания.

Алгоритм самооценки:

  1. Что нужно было сделать? Какова была цель? Что нужно было получить в результате?

  2. Удалось ли получить результат? Найден ли ответ?

  3. Справился полностью правильно/ с незначительной ошибкой (с какой? В чем?)?

  4. Какую оценку ты себе ставишь?

Уровни:

  1. Необходимый уровень (базовый). Решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, т.е. то, что необходимо всем. Оценка «хорошо».

  2. Программный (повышенный) уровень. Решение нестандартной задачи, где требуется применить знания по новой, изученной в данной момент теме, либо применить «старые» знания в новой, непривычной ситуации. Оценка «отлично».

  3. Максимальный уровень. Решение сверхзадачи, т.е. применение самостоятельно добытых знаний или умений по неизученному материалу. Оценка «отлично».

II.Цель урока

Рассмотреть стихотворение А. Н. Майкова «Ласточки», сравнить с другими стихотворениями об осени, определить основную идею стихотворения.

III. Формулирование темы урока. Работа с текстом перед чтением.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами вновь окунемся в мир прекрасного - в мир поэзии. На прошлых уроках мы с вами начали разговор о том, что природа является неотъемлемой частью в жизни человека. Познакомились со стихотворениями русских поэтов 19 века о родной природе. Говорили о том, как образы времен года: зимы, весны, лета представлены в стихотворениях. Дома вы познакомились со стихотворением Майкова «Ласточки» и приготовили его выразительное чтение. Когда вы впервые прочитали название этого рассказа, как вы подумали, о чем оно? (о ласточках).

Формулирование темы урока.

IV. Разминка

- За окном зима, морозы, а я вам предлагаю перенестись в другое время года - осень. Итак, осень. Запишите в тетрадь это слово, а рядом запишите ассоциации, которые оно вызывает у вас (обучающиеся записывают, а потом зачитывают).

- Вы зачитали свои ассоциации, вы все правы, это все осень. А вот каким видит осень поэт Аполлон Николаевич Майков в своем стихотворении «Ласточки». Но перед тем как послушать это стихотворение, давайте познакомимся с самим поэтом (выступление подготовленного ученика с презентацией).

V. Работа с текстом стихотворения (анализ).

- А теперь прослушаем выразительное чтение стихотворение «Ласточки». Ваша задача понять, каким настроением окрашено это стихотворение, а группа художников постарается еще и изобразить настроение с помощью красок (авторское чтение стихотворения).

Ответы учеников, работа с группой художников.

- Да, настроение грустное. Лирический герой грустит. Но почему? Докажите, опираясь на текст. Укажите слова и выражения, эпитеты и метафоры, передающие состояние и эмоции лирического героя (ответы учеников).

- Все свои наблюдения вы будете записывать в таблицу, работая в парах. Заполнение таблицы поможет вам написать мини-сочинение в конце урока (напечатанные таблицы лежат у каждого на партах).

Выводы:

Фонетика: аллитерация р-л. Пение ласточек напоминает щебет, который заканчивается характерной трелью. Предположим, что Майков использует прием аллитерации, чтобы мы услышали эту трель ласточек.

Лексика (тропы): огненный куст настурций - метафора, осенний блеск, пустое гнездо - эпитеты. Говоруньи, летуньи. Стихотворение не богато тропами. Но даже их небольшое количество вносит в стихотворение образность и делает его красивым. В словах говоруньи, летуньи поэт выражает свое отношение к птицам.

Морфология: в первой части глаголы в настоящем времени, во второй - в прошлом. Глаголы помогают понять нам настоящее, прошлое и будущее лирического героя.

Синтаксис: обилие восклицательных предложений, предложений с многоточиями. Обилие восклицательных предложений во второй части объясняется восхищением, радостью, которые испытывал лирический герой в наблюдении за ласточками. Многоточие - это раздумья поэта, грусть. Потому что паузы длиннее.

- Сколько строф в стихотворении? (7)

- А сколько частей, по-вашему, можно выделить в композиции стихотворения? Назовите их (три: первая - грусть от увядания природы и наступления осени, вторая - воспоминания о лете, о счастливой хлопотливой семье ласточек и третья - сожаление поэта о том, что он не может улететь от осени, как птица).

- Определите, в каком времени употреблены глаголы в этих частях (запись в таблицу).

- Какие временные характеристики (прошлое, настоящее, будущее) у каждой части?

- Обратите внимание на характеристику предложений по цели высказывания. Какие предложения здесь присутствуют? О чем говорят многоточия?

О чём последние строчки? (автор грустит о том, что лето кончилось, и ему пришлось расстаться с ласточками. Он сожалеет о том, что не имеет возможности полететь вслед за своими друзьями, к которым привык. Лирический герой готов полететь вслед за птицами, но ему этого не дано).

- Аполлон Николаевич Майков использует в своём стихотворении образ птицы в качестве символа свободы. Какие слова помогают нам понять отношение лирического героя к птицам? (Говоруньи, летуньи).

- А что вы знаете о ласточках? (Ласточка является перелётной птицей, поэтому осенью она покидает места гнездования и отправляется на юг).

- Назовите сказку, где ласточка не смогла улететь на юг, и если бы не… Догадались? (Дюймовочка Г.Х. Андерсена)

- Может быть кто-то назовет народные приметы, связанные с ласточками?


VI. Физкультминутка

Села ласточка на лапки.
Приготовилась к зарядке.
Повернулась влево, вправо,
Приседала она славно
Клювиком помяла пух.
И скорей за парту плюх.

VII. Творческая работа.

Мини-сочинение. А теперь, используя материал таблицы, напишите небольшое сочинение об этом стихотворении по предложенному плану (время на выполнение задания 5-8 минут).

VIII. Итог урока

- Подведем итоги урока. Чем мы занимались на уроке? Что нового узнали? Чему научились? (Ответы учащихся)

IX. Домашнее задание

- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Н. Майкова «Ласточки».


X. Рефлексия

Продолжите фразы:

  1. Прочитав стихотворение А. Н. Майкова «Ласточка» я понял, что…

  2. Мне захотелось…

  3. На уроке я приобрел…

  4. Теперь я знаю, что…




Просмотр содержимого презентации
«‹¨â¥à âãà . “ப 1»

Аполлон Николаевич Майков  (1821 – 1897)

Аполлон Николаевич Майков (1821 – 1897)

Русский поэт. Сын дворянина художника, Николая Аполлоновича Майкова и Евгении Петровны Майковой. В 1834 году семья переехала в Петербург. В 1837—1841 годах Аполлон Николаевич Майков учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Вначале он особенно увлекался живописью, но потом посвятил свою жизнь поэзии.

Русский поэт.

Сын дворянина художника, Николая Аполлоновича Майкова и Евгении Петровны Майковой.

В 1834 году семья переехала в Петербург.

В 1837—1841 годах Аполлон Николаевич Майков учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Вначале он особенно увлекался живописью, но потом посвятил свою жизнь поэзии.

Являлся сотрудником издававшихся в Санкт-Петербурге ежемесячного журнала «Новое слово»  и еженедельной «Театральной газеты». Состоял членом совета Русского литературного общества. Являлся почётным членом Постоянной комиссии по устройству народных чтений в Санкт-Петербурге и его окрестностях и членом-сотрудником издательского общества при этой комиссии.

Являлся сотрудником издававшихся в Санкт-Петербурге ежемесячного журнала «Новое слово» и еженедельной «Театральной газеты». Состоял членом совета Русского литературного общества. Являлся почётным членом Постоянной комиссии по устройству народных чтений в Санкт-Петербурге и его окрестностях и членом-сотрудником издательского общества при этой комиссии.

Первыми публикациями обычно считались стихотворения «Сон» и «Картина вечера», которые появились в «Одесском альманахе на 1840» (1839). Однако дебютом 13-летнего Майкова было стихотворение «Орёл», опубликованное в «Библиотеке для чтения» в 1835 году. Первая книга «Стихотворения Аполлона Майкова» вышла в 1842 году в Петербурге. 

Первыми публикациями обычно считались стихотворения «Сон» и «Картина вечера», которые появились в «Одесском альманахе на 1840» (1839). Однако дебютом 13-летнего Майкова было стихотворение «Орёл», опубликованное в «Библиотеке для чтения» в 1835 году. Первая книга «Стихотворения Аполлона Майкова» вышла в 1842 году в Петербурге. 

В лирике Майкова часто встречаются образы русской деревни, природы, русской истории; также отражена его любовь к античному миру, который он изучал большую часть своей жизни. Созданные в 1854—1858 годах стихотворения Майкова о русской природе, стали хрестоматийными: «Весна! Выставляется первая рама», «Летний дождь» (1856), «Сенокос», «Ласточка», «Нива» и другие. Многие стихотворения Майкова были положены на музыку Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским и др.

В лирике Майкова часто встречаются образы русской деревни, природы, русской истории; также отражена его любовь к античному миру, который он изучал большую часть своей жизни. Созданные в 1854—1858 годах стихотворения Майкова о русской природе, стали хрестоматийными: «Весна! Выставляется первая рама», «Летний дождь» (1856), «Сенокос», «Ласточка», «Нива» и другие. Многие стихотворения Майкова были положены на музыку Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским и др.

Фонетика Тропы Морфология Синтаксис

Фонетика

Тропы

Морфология

Синтаксис

Аллитерация  — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Троп  - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности
  • Аллитерация  — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
  • Троп  - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности
  «Больше всего мне понравилось…» «Главным на уроке для меня было…» «Я ухожу с урока…» «Своим родителям расскажу о …»
  •   «Больше всего мне понравилось…»
  • «Главным на уроке для меня было…»
  • «Я ухожу с урока…»
  • «Своим родителям расскажу о …»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!