СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Н.Островский. Биография и творчество

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по творчеству А.Н.Островского. Презентация содержит материал о жизни творчестве писателя.

Просмотр содержимого документа
«А.Н.Островский. Биография и творчество»

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы

в 10 классе

Задачи урока:    познакомить с творчеством А. Н. Островского;  показать  новаторство и традиции в творчестве писателя,  своеобразие его стиля .

Задачи урока:  

  • познакомить с творчеством А. Н. Островского;
  • показать новаторство и традиции в творчестве писателя,

своеобразие его стиля .

«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского». И. А. Гончаров В. Г. Перов. Портрет А. Н. Островского (1871, ГТГ)

«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».

И. А. Гончаров

В. Г. Перов.

Портрет А. Н. Островского

(1871, ГТГ)

Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные

Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные "клиенты" - купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского.

48 произведений, в которых действуют 547 героев.

 Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Детство и юность будущего драматурга прошли в Замоскворечье.  Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование.  

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Детство и юность будущего драматурга прошли в Замоскворечье.

Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование.  

Отец Островского, Николай Федорович,  окончил курс в Духовной Академии. Служил в Гражданской палате, занимался частной адвокатурой. В 1841 году вышел в отставку, стал преуспевающим присяжным стряпчим Московского коммерческого суда. Под конец жизни заслужил и приобрел чин потомственного дворянина.  Отец Островского

Отец Островского, Николай Федорович, окончил курс в Духовной Академии. Служил в Гражданской палате, занимался частной адвокатурой. В 1841 году вышел в отставку, стал преуспевающим присяжным стряпчим Московского коммерческого суда.

Под конец жизни заслужил и приобрел чин потомственного дворянина.

Отец Островского

 Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника. Родила мужу одиннадцать детей, из которых выжило четверо.  Умерла в 1831 году.  Детей воспитывала няня, Авдотья Ивановна Кутузова.

Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника. Родила мужу одиннадцать детей, из которых выжило четверо.

Умерла в 1831 году.

Детей воспитывала няня, Авдотья Ивановна Кутузова.

1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию. 1840 год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета.
  • 1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию.
  • 1840 год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета.

В 1840—1843 г.г. учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время преподавали М. П. Погодин, Т. Н. Грановский,П. Г. Редкин. Но окончить курс ему не удалось, потому что он поссорился с одним из преподавателей (учился до 1843 г.). Увлекся  театром и литературой.
  • В 1840—1843 г.г. учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время преподавали М. П. Погодин, Т. Н. Грановский,П. Г. Редкин. Но окончить курс ему не удалось, потому что он поссорился с одним из преподавателей (учился до 1843 г.).
  • Увлекся театром и литературой.

Весна 1848 года – семья Островских переезжает в имение Щелыково в Кинешемском уезде Костромской губернии. Его очаровывает среднерусская природа, а Волга производит неизгладимое впечатление. Впоследствии восхищение великой русской рекой отразится во многих произведениях драматурга.

Весна 1848 года – семья Островских переезжает в имение Щелыково в Кинешемском уезде Костромской губернии. Его очаровывает среднерусская природа, а Волга производит неизгладимое впечатление. Впоследствии восхищение великой русской рекой отразится во многих произведениях драматурга.

 1849 год – Островский пишет свою первую комедию « Свои люди –  сочтемся!»   1850 год – «Свои люди – сочтемся!» опубликована, но указом императора Николая I комедия запрещена к постановке на сцене. Автор же был уволен со службы и отдан под надзор полиции. Надзор сняли только после воцарения Александра II . Однако пьеса получила одобрение И.А. Гончарова и Н.В. Гоголя. Островский становится известным.

1849 год – Островский пишет свою первую комедию « Свои люди – сочтемся!»

1850 год – «Свои люди – сочтемся!» опубликована, но указом императора Николая I комедия запрещена к постановке на сцене. Автор же был уволен со службы и отдан под надзор полиции. Надзор сняли только после воцарения Александра II . Однако пьеса получила одобрение И.А. Гончарова и Н.В. Гоголя. Островский становится известным.

Островский ищет свою дорогу в литературе. 1847 г., 14 февраля - чтение пьесы

Островский ищет свою дорогу в литературе.

1847 г., 14 февраля - чтение пьесы "Картина семейного счастья" у Шевырева, первый успех.

С начала 50-х годов Островский становится активным сотрудником славяно-фильского журнала «Москвитянин», который пропагандировал реалистическое искусство и стремился пробудить интерес к народному быту и фольклору.

С начала 50-х годов Островский становится активным сотрудником славяно-фильского журнала «Москвитянин», который пропагандировал реалистическое искусство и стремился пробудить интерес к народному быту и фольклору.

1855 – 1860 годы  – в этот период Александр Николаевич сближается с революционными демократами. Характерная черта произведений этого времени – противопоставление «властителей» «маленькому человеку». Островский пишет «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанницу».

1855 – 1860 годы – в этот период Александр Николаевич сближается с революционными демократами. Характерная черта произведений этого времени – противопоставление «властителей» «маленькому человеку». Островский пишет «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанницу».

1856 год – Островский начинает сотрудничать с журналом «Современник». В этом же году Великий Князь Константин Николаевич предлагает российским писателям командировку – описать различные области страны в плане бытовом и промышленном. Островский решил плыть по Волге, от верховьев реки до Нижнего Новгорода. Островский путешествует на пароходе, по пути делая многочисленные записи.  Постоянные сотрудники журнала
  • 1856 год – Островский начинает сотрудничать с журналом «Современник». В этом же году Великий Князь Константин Николаевич предлагает российским писателям командировку – описать различные области страны в плане бытовом и промышленном. Островский решил плыть по Волге, от верховьев реки до Нижнего Новгорода. Островский путешествует на пароходе, по пути делая многочисленные записи.

Постоянные сотрудники журнала "Современник" в сер. 1850-х гг. Сидят: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский, стоят Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович (1856)

В конце 1850-х годов А.Н.Островский - в новом литературном кругу – салоне И.И.Панаева . Здесь он познакомился с Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник».

В конце 1850-х годов А.Н.Островский - в новом литературном кругу – салоне И.И.Панаева . Здесь он познакомился с Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник».

В последние десятилетия жизни Островский создаёт своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872г. Он написал стихотворную комедию «Комик XVII столетия» о рождении первого русского театра. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – «Таланты и поклонники» (1881г.) и «Без вина виноватые» (1883г.). Здесь он показал, как заманчива и трудна жизнь актрисы.
  • В последние десятилетия жизни Островский создаёт своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872г. Он написал стихотворную комедию «Комик XVII столетия» о рождении первого русского театра. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – «Таланты и поклонники» (1881г.) и «Без вина виноватые» (1883г.). Здесь он показал, как заманчива и трудна жизнь актрисы.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – около пятидесяти пьес. Произведения Островского и сейчас остаются на сцене. Его драмы часто звучат столь современно, что заставляют гневаться тех, кто видит на сцене себя.
  • Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – около пятидесяти пьес. Произведения Островского и сейчас остаются на сцене. Его драмы часто звучат столь современно, что заставляют гневаться тех, кто видит на сцене себя.

 Лето Александр Николаевич проводил в имении Щёлыково в Костромской губернии. Утром 2 июня 1886 года он работал в кабинете, просматривая перевод «Антония и Клеопатры» Шекспира. Он скончался, сидя за рабочим столом. С 1867 в усадьбе Щелыково драматург проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. В нем разместился мемориальный музей А. Н. Островского.

Лето Александр Николаевич проводил в имении Щёлыково в Костромской губернии. Утром 2 июня 1886 года он работал в кабинете, просматривая перевод «Антония и Клеопатры» Шекспира. Он скончался, сидя за рабочим столом.

С 1867 в усадьбе Щелыково драматург проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. В нем разместился мемориальный музей А. Н. Островского.

1847 – 1851 1852 – 1854 1861 – 1886 1855 – 1860

1847 – 1851

1852 – 1854

1861 – 1886

1855 – 1860

Основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.
  • Основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.

А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом.

А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом.

Но Островский опасался поселить в своих зрителях чувство безнадёжности. «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», - писал драматург М.П. Погодину.
  • Но Островский опасался поселить в своих зрителях чувство безнадёжности. «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», - писал драматург М.П. Погодину.

Жизнь чиновников Жизнь купечества Пьесы (47) Жизнь дворянства Исторические события Философско-символическая сказка Жизнь интеллигенции

Жизнь чиновников

Жизнь купечества

Пьесы

(47)

Жизнь дворянства

Исторические события

Философско-символическая сказка

Жизнь интеллигенции

«Свои люди — сочтёмся» (1849) «Гроза» (1859)  «Женитьба Бальзаминова» (1861) «На всякого мудреца довольно простоты» (1868)  «Бешеные деньги» (1870)  «Лес» (1870)  «Снегурочка» (1873)  «Бесприданница» (1878)  «Таланты и поклонники» (1882 )
  • «Свои люди — сочтёмся» (1849)
  • «Гроза» (1859) 
  • «Женитьба Бальзаминова» (1861)
  • «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) 
  • «Бешеные деньги» (1870) 
  • «Лес» (1870) 
  • «Снегурочка» (1873) 
  • «Бесприданница» (1878) 
  • «Таланты и поклонники» (1882 )

«Свои люди – сочтемся» («Банкрут») (1849) «Не в свои сани не садись» (1852) «Бедность не порок» (1853) «Старый друг лучше новых двух» (1860) «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861) «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) «Не все коту масленица» (1871) «Не было ни гроша да вдруг алтын» (1871) «Правда – хорошо, а счастье лучше» (1876) «Без вины виноватые» (1883)
  • «Свои люди – сочтемся» («Банкрут») (1849)
  • «Не в свои сани не садись» (1852)
  • «Бедность не порок» (1853)
  • «Старый друг лучше новых двух» (1860)
  • «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861)
  • «На всякого мудреца довольно простоты» (1868)
  • «Не все коту масленица» (1871)
  • «Не было ни гроша да вдруг алтын» (1871)
  • «Правда – хорошо, а счастье лучше» (1876)
  • «Без вины виноватые» (1883)

Островский сумел изобразить простых людей и показать их жизнь, их стремление к обычному человеческому счастью как значительную и важную область национального бытия. В 60-х гг. в творчестве Островского появляется и герой-дворянин. Но такой, который занят успешной карьерой. Например, в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» - целая галерея дворянских типов, по-разному переживающих отмену крепостного права. «На всякого мудреца довольно простоты»
  • Островский сумел изобразить простых людей и показать их жизнь, их стремление к обычному человеческому счастью как значительную и важную область национального бытия.
  • В 60-х гг. в творчестве Островского появляется и герой-дворянин. Но такой, который занят успешной карьерой. Например, в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» - целая галерея дворянских типов, по-разному переживающих отмену крепостного права.

«На всякого мудреца довольно простоты»

В последних произведениях Островского в центре событий всё чаще оказывается женщина. Женщина в эпоху Островского гораздо более мужчины замкнута в домашнем кругу. Замужество – единственный способ обеспечить своё будущее и занять прочное положение в жизни. «Невеста» - это почти профессия, жизненная обязанность девушки. Сцена из спектакля по пьесе «Бесприданница»
  • В последних произведениях Островского в центре событий всё чаще оказывается женщина.
  • Женщина в эпоху Островского гораздо более мужчины замкнута в домашнем кругу. Замужество – единственный способ обеспечить своё будущее и занять прочное положение в жизни. «Невеста» - это почти профессия, жизненная обязанность девушки.

Сцена из спектакля по пьесе «Бесприданница»

Самая прославленная пьеса Островского о судьбе, как тогда выражались, «девушки на выданье» - «Бесприданница» (1878г.). Пьеса поражает своей трагической развязкой. Чем больше мягкости и всепрощения в словах умирающей героини, тем больше зрители и читатели осуждают тех, кто довёл её до гибели.  Сцена из спектакля по пьесе «Бесприданница» Панорама города – прототип города, где происходит действие «Бесприданницы»
  • Самая прославленная пьеса Островского о судьбе, как тогда выражались, «девушки на выданье» - «Бесприданница» (1878г.).
  • Пьеса поражает своей трагической развязкой. Чем больше мягкости и всепрощения в словах умирающей героини, тем больше зрители и читатели осуждают тех, кто довёл её до гибели.
  • Сцена из спектакля по пьесе «Бесприданница»

Панорама города – прототип города, где происходит действие «Бесприданницы»

 Драматург остался в истории русской литературы не просто « Колумбом Замоскворечья » , как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.

Драматург остался в истории русской литературы не просто « Колумбом Замоскворечья » , как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.

 «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского». И.А.Гончаров

«Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

И.А.Гончаров

Написать отзыв на прочитанную самостоятельно пьесу Островского Индивидуальные задания: Говорящие фамилии и имена в пьесах Островского Пьеса Свои люди – сочтемся» Пьеса «Бесприданница»
  • Написать отзыв на прочитанную самостоятельно пьесу Островского
  • Индивидуальные задания:
  • Говорящие фамилии и имена в пьесах Островского
  • Пьеса Свои люди – сочтемся»
  • Пьеса «Бесприданница»

Какое впечатление произвело произведение, что в нём особенно запомнилось, почему? Какие проблемы в нём ставит автор? Какие проблемы, по-твоему, надо обсудить в классе? Что ты оцениваешь иначе, чем автор, и почему? Какие трудности встретились при чтении? Какие слова и выражения остались непонятными? Какие страницы, эпизоды не осознал до конца? Какие вопросы возникли в процессе чтения? Какие высказывания автора или его героев привлекли твоё внимание?
  • Какое впечатление произвело произведение, что в нём особенно запомнилось, почему?
  • Какие проблемы в нём ставит автор?
  • Какие проблемы, по-твоему, надо обсудить в классе?
  • Что ты оцениваешь иначе, чем автор, и почему?
  • Какие трудности встретились при чтении? Какие слова и выражения остались непонятными? Какие страницы, эпизоды не осознал до конца?
  • Какие вопросы возникли в процессе чтения?
  • Какие высказывания автора или его героев привлекли твоё внимание?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!