Урок литературы
в 10 классе
Задачи урока:
- познакомить с творчеством А. Н. Островского;
- показать новаторство и традиции в творчестве писателя,
своеобразие его стиля .
«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться: «Театр Островского».
И. А. Гончаров
В. Г. Перов.
Портрет А. Н. Островского
(1871, ГТГ)
Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук.
Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные "клиенты" - купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского.
48 произведений, в которых действуют 547 героев.
Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Детство и юность будущего драматурга прошли в Замоскворечье.
Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование.
Отец Островского, Николай Федорович, окончил курс в Духовной Академии. Служил в Гражданской палате, занимался частной адвокатурой. В 1841 году вышел в отставку, стал преуспевающим присяжным стряпчим Московского коммерческого суда.
Под конец жизни заслужил и приобрел чин потомственного дворянина.
Отец Островского
Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника. Родила мужу одиннадцать детей, из которых выжило четверо.
Умерла в 1831 году.
Детей воспитывала няня, Авдотья Ивановна Кутузова.
- 1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию.
- 1840 год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета.
- В 1840—1843 г.г. учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время преподавали М. П. Погодин, Т. Н. Грановский,П. Г. Редкин. Но окончить курс ему не удалось, потому что он поссорился с одним из преподавателей (учился до 1843 г.).
- Увлекся театром и литературой.
Весна 1848 года – семья Островских переезжает в имение Щелыково в Кинешемском уезде Костромской губернии. Его очаровывает среднерусская природа, а Волга производит неизгладимое впечатление. Впоследствии восхищение великой русской рекой отразится во многих произведениях драматурга.
1849 год – Островский пишет свою первую комедию « Свои люди – сочтемся!»
1850 год – «Свои люди – сочтемся!» опубликована, но указом императора Николая I комедия запрещена к постановке на сцене. Автор же был уволен со службы и отдан под надзор полиции. Надзор сняли только после воцарения Александра II . Однако пьеса получила одобрение И.А. Гончарова и Н.В. Гоголя. Островский становится известным.
Островский ищет свою дорогу в литературе.
1847 г., 14 февраля - чтение пьесы "Картина семейного счастья" у Шевырева, первый успех.
С начала 50-х годов Островский становится активным сотрудником славяно-фильского журнала «Москвитянин», который пропагандировал реалистическое искусство и стремился пробудить интерес к народному быту и фольклору.
1855 – 1860 годы – в этот период Александр Николаевич сближается с революционными демократами. Характерная черта произведений этого времени – противопоставление «властителей» «маленькому человеку». Островский пишет «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанницу».
- 1856 год – Островский начинает сотрудничать с журналом «Современник». В этом же году Великий Князь Константин Николаевич предлагает российским писателям командировку – описать различные области страны в плане бытовом и промышленном. Островский решил плыть по Волге, от верховьев реки до Нижнего Новгорода. Островский путешествует на пароходе, по пути делая многочисленные записи.
Постоянные сотрудники журнала "Современник" в сер. 1850-х гг. Сидят: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский, стоят Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович (1856)
В конце 1850-х годов А.Н.Островский - в новом литературном кругу – салоне И.И.Панаева . Здесь он познакомился с Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник».
- В последние десятилетия жизни Островский создаёт своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872г. Он написал стихотворную комедию «Комик XVII столетия» о рождении первого русского театра. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – «Таланты и поклонники» (1881г.) и «Без вина виноватые» (1883г.). Здесь он показал, как заманчива и трудна жизнь актрисы.
- Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – около пятидесяти пьес. Произведения Островского и сейчас остаются на сцене. Его драмы часто звучат столь современно, что заставляют гневаться тех, кто видит на сцене себя.
Лето Александр Николаевич проводил в имении Щёлыково в Костромской губернии. Утром 2 июня 1886 года он работал в кабинете, просматривая перевод «Антония и Клеопатры» Шекспира. Он скончался, сидя за рабочим столом.
С 1867 в усадьбе Щелыково драматург проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. В нем разместился мемориальный музей А. Н. Островского.
1847 – 1851
1852 – 1854
1861 – 1886
1855 – 1860
- Основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.
А.Н.Островский открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом.
- Но Островский опасался поселить в своих зрителях чувство безнадёжности. «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», - писал драматург М.П. Погодину.
Жизнь чиновников
Жизнь купечества
Пьесы
(47)
Жизнь дворянства
Исторические события
Философско-символическая сказка
Жизнь интеллигенции
- «Свои люди — сочтёмся» (1849)
- «Гроза» (1859)
- «Женитьба Бальзаминова» (1861)
- «На всякого мудреца довольно простоты» (1868)
- «Бешеные деньги» (1870)
- «Лес» (1870)
- «Снегурочка» (1873)
- «Бесприданница» (1878)
- «Таланты и поклонники» (1882 )
- «Свои люди – сочтемся» («Банкрут») (1849)
- «Не в свои сани не садись» (1852)
- «Бедность не порок» (1853)
- «Старый друг лучше новых двух» (1860)
- «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861)
- «На всякого мудреца довольно простоты» (1868)
- «Не все коту масленица» (1871)
- «Не было ни гроша да вдруг алтын» (1871)
- «Правда – хорошо, а счастье лучше» (1876)
- «Без вины виноватые» (1883)
- Островский сумел изобразить простых людей и показать их жизнь, их стремление к обычному человеческому счастью как значительную и важную область национального бытия.
- В 60-х гг. в творчестве Островского появляется и герой-дворянин. Но такой, который занят успешной карьерой. Например, в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» - целая галерея дворянских типов, по-разному переживающих отмену крепостного права.
«На всякого мудреца довольно простоты»
- В последних произведениях Островского в центре событий всё чаще оказывается женщина.
- Женщина в эпоху Островского гораздо более мужчины замкнута в домашнем кругу. Замужество – единственный способ обеспечить своё будущее и занять прочное положение в жизни. «Невеста» - это почти профессия, жизненная обязанность девушки.
Сцена из спектакля по пьесе «Бесприданница»
- Самая прославленная пьеса Островского о судьбе, как тогда выражались, «девушки на выданье» - «Бесприданница» (1878г.).
- Пьеса поражает своей трагической развязкой. Чем больше мягкости и всепрощения в словах умирающей героини, тем больше зрители и читатели осуждают тех, кто довёл её до гибели.
- Сцена из спектакля по пьесе «Бесприданница»
Панорама города – прототип города, где происходит действие «Бесприданницы»
Драматург остался в истории русской литературы не просто « Колумбом Замоскворечья » , как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, к театральной практике применившим достижения русской психологической прозы 19 в. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.
«Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».
И.А.Гончаров
- Написать отзыв на прочитанную самостоятельно пьесу Островского
- Индивидуальные задания:
- Говорящие фамилии и имена в пьесах Островского
- Пьеса Свои люди – сочтемся»
- Пьеса «Бесприданница»
- Какое впечатление произвело произведение, что в нём особенно запомнилось, почему?
- Какие проблемы в нём ставит автор?
- Какие проблемы, по-твоему, надо обсудить в классе?
- Что ты оцениваешь иначе, чем автор, и почему?
- Какие трудности встретились при чтении? Какие слова и выражения остались непонятными? Какие страницы, эпизоды не осознал до конца?
- Какие вопросы возникли в процессе чтения?
- Какие высказывания автора или его героев привлекли твоё внимание?