СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Н.Островский. Драма-сказка «Снегурочка». Не сказочные проблемы сказочного мира берендеев.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрыты особенности художественного мира драмы - сказки.(Композиция, сочетание реального и фантастического, антитеза как основной прием, фольклёрные традиции).

Просмотр содержимого документа
«А.Н.Островский. Драма-сказка «Снегурочка». Не сказочные проблемы сказочного мира берендеев.»


Урок поиска истины А.Н.Островский. Драма-сказка «Снегурочка».

Несказочные проблемы сказочного мира берендеев.

Проблемные вопросы Что человеку нужнее, важнее: свобода, независимость

или сердечная привязанность?

В чем благополучие человека, семьи, государства?

Задачи: - раскрыть особенности художественного мира драмы-сказки (композиция. сочетание реального и волшебного, антитеза как основной прием, фольклорные традиции);

  • методом проблемного поиска развивать мышление, наблюдательность и
    внимание к авторскому слову;

  • воспитывать бережное и ответственное отношение к любви как залог счастья и благополучия.

Оборудование; портрет писателя, иллюстрации к сказке, аудозапись арии Леля «Туча со громом сговаривалась».

Предварительное домашнее задание: прочитать драму, провести наблюдение и подбор материала по темам «Страна берендеев (климат, нравы, устройство быта и отношений)» -1 ряд (стр.учебника 327, 281, 283, 295...), «Фольклорные традиции (герои, сюжет, речь персонажей, обрядовые песни, средства выразительности)» - 2 ряд, «Лель и Мизгирь, Купава и Снегурочка. Какова их внешность, речь, отношение друг к другу? Что привлекает каждого в красных девицах (добрых молодцах)? Почему, по-вашему, погибает Снегурочка (Мизгирь)? Подтвердите цитатами» - 3 ряд. Инд.задание: «Система образов (схема с комментированием)».

Ход урока.

  1. Постановка задач. Ознакомление со структурой урока.

  2. Экспресс-опрос (контроль прочтения драмы) Сильная группа: развернутый ответ на вопрос «Кто несет тепло, свет, а кто стужу, холод? Аргументируйте ответ».

  • Когда и где происходят события? Страна берендеев, древние времена.

  • Кто родители Снегурочки? Мороз и Весна.

  • Что ценили в ней Бобыль и Бобылиха? Красоту как средство обогащения.

  • Кто управляет страной? Царь в совете с народом.

  • Кто в кого влюблен? Лель в Снегурочку, затем в Купаву, Купава в Мизгиря, затем в Леля. Мизгирь в Купаву, затем в Снегурочку, Снегурочка в Мизгиря.

3. Вступительное слово учителя о волшебном мире Щелыкова, где была создана сказка.

- В 1873 году Островский создает драматическую сказку «Снегурочка», в которой, изображая различные проявления любовной страсти на фоне фантастических обстоятельств, сопоставляет ее и с животворящими, и с разрушительными силами природы. В этом произведении писатель, используя сюжеты древних славянских мифов, проявил себя и как знаток фольклора, этнографии, народной культуры.

  1. Фольклорные традиции в драме. Групповая работа по тексту и восстановленным знаниям (сопоставление с фольклором героев сказки, сюжета, речи персонажей,
    использование обрядовых песен, средств выразительности).


5. Прослушивание арии Леля «Туча со громом сговаривалась», анализ языковых средств выразительности. Предварительное задание перед прослушиванием: Как соотносится тема и мотив песни? Стр.296 (песня о предстоящей буре, грозе, разгуле стихии, зачастую несущей человеку беду, разрушение, смерть, а мотив светлый, радостный, в антитезе.

- Определить средства выразительности.

6. Выборочное аналитическое чтение действия 1. Беседа.

  • На антитезе построена вся драма. Вот уже в Прологе Весна и Мороз беседуют о своей жизни, о любимой дочери, ее будущем. Собеседники даны в противопоставлении представлений о жизни, о любви, красоте. Это очень важный композиционный момент. Здесь завязывается конфликт пьесы.

  • Монолог Весны (стр.209, 211). Что тревожит Весну-красну в царстве Берендеевом?

Нерадостно и холодно встречает весну свою угрюмая страна. И все лишь блеск холодный и нет тепла. Солнце ревнивое, на нас сердито смотрит и хмурится на всех; Вот в чем причина жестоких зим и холодов весенних.

- Что «любо» Весне?

Обогревать мир для радостей любви.

- А что любо Морозу? См.монолог Мороза стр.213-214. На что ворчит Мороз? Чем
недоволен? Стр.215.

? Чем определен конфликт пьесы? Что ценят в жизни людей, в своей жизни персонажи, наделенные божественной силой и властью - Мороз, Весна-красна, Ярило?

Вывод: Мороз ценит свободу, независимость, одиночество, труд, холодную красоту, душевную чистоту. Весна и Ярило теплом и лучами разжигают в людях огонь любви. Без нее нет счастья, нет жизни.

7. Страна Берендеев (климат, нравы, устройство быта и отношений). Групповая работа по тексту драмы и литературоведческому материалу учебника.

- «Великий царь счастливых берендеев», как и Весна, тоже встревожен. Мудрый и чуткий, Берендей понимает, что за внешним благополучием,

Когда народ не голоден, не бродит С котомками, не грабит по дорогам,

.. .нет убийств и воровства …скрывается великая беда.

ЗАДАНИЕ: выберите из монологов (стр.270-271, с.284—285, 287, 290-291) слова Берендея о беде, грозящей государству, и ее причине. Какой выход предлагает?

8. Система образов пьесы. Нравственное содержание образов влюбленных.

- На Ярилиной поляне в летнюю ночь встречаются все жители царства Берендеев, чтобы горячими признаниями в любви вернуть благорасположение высшего божества- Ярилы.

- Систему персонажей представляет _...___ _ . Схема и комментарий.

Анализ и сопоставление образов Купавы и Снегурочки, Леля и Мизгиря - групповая работа.

- «Какое я сокровище храню в груди моей», «Благое чувство, Великий дар природы, счастье жизни, весенний цвет ее!» - не в силах выдержать горячее чувство любви, любви страстной, настоящей, Снегурочка погибает, все-таки она дитя Мороза. Но Лель и Купава, Берендей и берендеи, и мы, живущие под горячими лучами животворящего Солнца, должны и можем и хранить бесценное сокровище, и делиться им.

9. Итоговая беседа. Отвечаем на проблемные вопросы.

10. Домашнее задание:

Сильная группа: сопоставить «Снегурочку» и «Асю»,

Всем: размышление «Почему любовь Снегурочки и Мизгиря была обречена?»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!