СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Н.Островский «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы; работая с текстом, определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.

Просмотр содержимого документа
«А.Н.Островский «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.»

Тема. А.Н.Островский «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.

   Цели урока:  выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы; работая с текстом, определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.

Ход урока


IОрганизационный этап

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


 В основу сюжета легли впечатления Островского от литературной экспедиции по Волге в 1856-1857 гг. Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. (Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке). По просьбе друзей А.Н.Островского, цензор И.Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую.

«Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г., а напечатана в январе 1860 г.

Особенное внимание русских писателей в 50-60х годах привлекали три темы: 

  • крепостное право;

  • появление на арене общественной жизни новой силы - разночинной интеллигенции;

  • положение женщины в стране.

Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была ещё одна, требовавшая неотложного освещения.

  • тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту.


II.Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания

1.Групповая работа

 Группа 1. История создания пьесы. (Сообщения учащихся: домашняя работа с дополнительной литературой.)
      Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Этот город Калинов появится вновь в пьесе «Лес». Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Драматург посетил много больших и маленьких городов на Волге. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.
Группа 2. Смысл названия пьесы «Гроза». (Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.)
 Группа 3. Система действующих лиц пьесы. (Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.)
      Изучая список действующих лиц, следует отметить говорящие фамилии, распределение героев по возрасту (молодые — старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин — механик-самоучка и Борис). Затем в работе с текстом знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.

«Хозяева жизни»

«Жертвы»

Дикой. Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.
Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется... Вот куда воля-то ведет.
Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.
Феклуша. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный.

Кулигин. Лучше уж стерпеть.
Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.
Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!
Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

      Вопросы для обсуждения
      — Какое место занимает Катерина в этой системе образов?
      — Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша?
      — Как понять такое определение — «зеркальные» образы?
      — Докажите, что Кудряша можно считать «зеркальным» образом Дикого, а Феклушу — «зеркальным» образом Кабанихи.
      Группа 4. Особенности раскрытия характеров героев. (Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.)
      1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):
      — Катерина — поэтическая речь, похожая на заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами;
      — Кулигин — речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами;
      — Дикой — речь изобилует грубыми словами и ругательствами;
      — Кабаниха — речь лицемерная, «давящая»;
      — Феклуша — речь показывает, что она была во многих местах.
      2. Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя.
      Кулигин. Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!
      Кудряш. А что?
      Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!
      Борис. Праздник; что дома-то делать!
      Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.
      Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
      Тихон. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
      Варвара. Не уважишь тебя, как же!
      Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
      3. Использование приема контраста и сопоставления:
      — монолог Феклуши — монолог Кулигина;
      — жизнь в городе Калинове — волжский пейзаж;
      — Катерина — Варвара;
      — Тихон — Борис.
     III. Итог урока. Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы — «хозяева жизни» и «жертвы», в позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

IV.Домашнее задание: Подготовить материал о городе Калинове и его обитателях. Выделите слова в тексте, которые особенно характеризуют жизнь в городе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!