Тема. А.Н.Островский «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.
Цели урока: выяснить, какие впечатления стали источником создания пьесы; работая с текстом, определить смысл заглавия, своеобразие системы образов; ответить на вопросы, как раскрываются характеры героев и в чем своеобразие конфликта пьесы.
Ход урока
I. Организационный этап
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
В основу сюжета легли впечатления Островского от литературной экспедиции по Волге в 1856-1857 гг. Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. (Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке). По просьбе друзей А.Н.Островского, цензор И.Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую.
«Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г., а напечатана в январе 1860 г.
Особенное внимание русских писателей в 50-60х годах привлекали три темы:
Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была ещё одна, требовавшая неотложного освещения.
II.Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания
1.Групповая работа
Группа 1. История создания пьесы. (Сообщения учащихся: домашняя работа с дополнительной литературой.)
Необходимо отметить обобщающий смысл произведения, не случайно Островский назвал свой вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем Калинов. Этот город Калинов появится вновь в пьесе «Лес». Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Драматург посетил много больших и маленьких городов на Волге. Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.
Группа 2. Смысл названия пьесы «Гроза». (Сообщения учащихся о самостоятельных наблюдениях над текстом под руководством учителя.)
Группа 3. Система действующих лиц пьесы. (Сообщения о самостоятельных наблюдениях над текстом.)
Изучая список действующих лиц, следует отметить говорящие фамилии, распределение героев по возрасту (молодые — старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин — механик-самоучка и Борис). Затем в работе с текстом знания учащихся углубляются, и система героев становится иной. Учитель вместе с классом составляет таблицу, которая записывается в тетрадях.
«Хозяева жизни» | «Жертвы» |
Дикой. Ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю. Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется... Вот куда воля-то ведет. Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. Феклуша. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный. | Кулигин. Лучше уж стерпеть. Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить! Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает. |
Вопросы для обсуждения
— Какое место занимает Катерина в этой системе образов?
— Почему среди «хозяев жизни» оказались Кудряш и Феклуша?
— Как понять такое определение — «зеркальные» образы?
— Докажите, что Кудряша можно считать «зеркальным» образом Дикого, а Феклушу — «зеркальным» образом Кабанихи.
Группа 4. Особенности раскрытия характеров героев. (Сообщения учащихся о своих наблюдениях над текстом.)
1. Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):
— Катерина — поэтическая речь, похожая на заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами;
— Кулигин — речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами;
— Дикой — речь изобилует грубыми словами и ругательствами;
— Кабаниха — речь лицемерная, «давящая»;
— Феклуша — речь показывает, что она была во многих местах.
2. Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя.
Кулигин. Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!
Кудряш. А что?
Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!
Борис. Праздник; что дома-то делать!
Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Тихон. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Варвара. Не уважишь тебя, как же!
Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
3. Использование приема контраста и сопоставления:
— монолог Феклуши — монолог Кулигина;
— жизнь в городе Калинове — волжский пейзаж;
— Катерина — Варвара;
— Тихон — Борис.
III. Итог урока. Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы — «хозяева жизни» и «жертвы», в позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.
IV.Домашнее задание: Подготовить материал о городе Калинове и его обитателях. Выделите слова в тексте, которые особенно характеризуют жизнь в городе.