СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Н.Толстой "Русский характер" (интегрированный урок чтения и истории)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.Н.Толстой "Русский характер" (интегрированный урок чтения и истории)»

Конспект урока чтения и истории в 8 классе на тему

«Человеческая красота и сила характера героев произведения

(по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер»)


Цель: систематизация знаний обучающихся по рассказу А.Н. Толстого «Русский характер», определение сущности русского национального характера.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать навыки осознанного чтения, умения отвечать на вопросы по тексту прочитанного произведения;

Развивающие: развивать устную и письменную речь, творческие способности, активизировать и расширять словарный запас;

Коррекционные: корректировать высшие психические функции (логическое мышление, память, внимание, воображение, речь, кругозор, зрительное восприятие);

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к произведениям Великой Отечественной войны, уважения к Отечеству, русским людям, ветеранам, инвалидам, труженикам тыла, родителям, воспитывать нравственные и этические качества, необходимые для дальнейшей адаптации и социализации в обществе.



Ход урока.


  1. Организационный момент


Ребята, сегодня необычный интегрированный урок. Через образ главного героя рассказа «Русский характер» мы бы хотели обратиться к судьбе страны, народа. В центре нашего урока - вопрос «Что такое характер? Русский характер?». Какой он?

Сегодня мы постараемся осмыслить образ русского народа, определить самые важные черты национального характера, его достоинства, а также понять ценности русского человека.


Это урок-память, урок-посвящение тем, кто более 7 десятилетий назад боролся с фашизмом за свободу и независимость нашей страны. И победил, победил, несмотря на тяжелейшие 4 года жестокости и ненависти, крови и бедствий, но также любви и милосердия (слайд 1)


Сегодня, анализируя произведение А.Н. Толстого «Русский характер» (слайд 2), мы коснемся тяжелого и трагического эпизода из истории страны и жизни целого народа. Мы поговорим о человеке, в судьбе которого Курская битва (одна из важнейших битв в ходе ВОВ) сыграла решающую роль. Эта военная операция стала не только границей, чертой в ВОВ, но и в судьбе миллионов людей. Кровопролитная война безжалостно вошла в каждый дом, каждую семью. Искалечила и сломала миллионы человеческих жизней, принесла голод, нужду, слезы жителям многонационального Советского Союза.


Что же помогло нам, русским, победить фашистскую орду, выжить в тылу и остаться самой сильной и мужественной страной. А это то, что есть в русском человеке, это наш характер, удивительный и непредсказуемый, когда надо - жесткий, когда надо - милосердный. Но всегда стойкий и мужественный(слайд 3) .


  1. Актуализация знаний

Рассказ А.Н. Толстого «Русский характер», вошел в сборник «Рассказы Ивана Сударева», состоящий из 7 небольших рассказов. Все они объединены одной темой – Великая Отечественная война. Сборник был написан за год до окончания войны, 7 мая 1944 года. В основу были положены реальные события и реальные факты. Находясь на фронте в качестве военного корреспондента, А. Н. Толстой услышал необычную историю, произошедшую с одним нашим танкистом, который обгорел в своем танке. Автор показал нам не столько военный подвиг Егора Дремова, главного героя рассказа, сколько семейные обстоятельства героя - взаимоотношения с родителями и невестой. (слайд 4)


  1. Формирование новых знаний

3.1. Сообщение темы урока «Человеческая красота и сила характера героев рассказа». Запись даты и темы урока в тетради. (слайд 5)

3.2. Работа с эпиграфом (слайд 6)

Тему нашего разговора на уроке определил эпиграф – русская пословица. Прочитай её: «Русский солдат не знает преград». Какая связь между этим изречением и текстом рассказа? Для подтверждения своей точки зрения приведи примеры из рассказа. (Например, 1) Отвага и храбрость наших бойцов во время танкового сражения, 2) После тяжёлого ранения, восьми перенесённых пластических операций Егор Дрёмов выжил и снова вернулся на фронт защищать Родину).

В качестве вывода могут стать слова русского писателя А.Н.Толстого из нашего рассказа: «Кажется, прост человек, а придет суровая беда и поднимается в нем великая сила – человеческая красота» . (слайд 7)


3.3. Работа с картой. Рассказ учителя о Курской битве и её историческом значении. (слайд 8)

Вспомни, о каком историческом событии идет речь в рассказе «Русский характер»? (Курская битва).

Одной из ярких страниц бессмертной летописи Великой Отечественной войны была Курская битва. Она продолжалась 50 дней и ночей: с 5 июля по 23 августа 1943 года (смотрим на карту). На линии фронта образовался выступ вглубь обороны противника. Этот выступ получил название Курская дуга. Гитлер решил в районе Курской дуги нанести мощный удар по советским войскам и уничтожить их. Военная операция на Курской дуге готовилась немцами в глубокой тайне. Но советская разведка узнала о готовящемся наступлении. Советское командование получило от разведчиков данные о точной дате начала немецкого наступления. После чего было принято решение нанести контрудар по позициям противника под Курском.

Немцы начали перебрасывать к Курску новые дивизии и технику. Под Курском впервые появились фашистские танки «тигр» и «пантера». Советская сторона тоже начала подтягивать к Курску свежие дивизии и технику. Грандиозное танковое сражение состоялось 12 июля 1943 года в районе деревни Прохоровка. Немецкие тяжелые и грозные танки - «тигр», «пантера» встретились с советскими танками. Что это были за танки?

3.4. Сообщение (технические данные Т- 34) ученика (слайд 9)

В истории танкостроения есть машина, которая навсегда останется примером успеха! Танк Т-34. Работы над этой машиной проходили под руководством легендарного создателя танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина. Такого танка у немцев не было.

По своим техническим данным он оказался самым удачным и лучшим танком Великой Отечественной войны. Его особенности конструкции давали огромное преимущество в бою. Этот танк был более лёгкий, быстро передвигался и мог преодолевать любые препятствия. Танки Т-34 покрывали толстыми и очень прочными листами железа- бронёй. Броня спасала танкистов от вражеских снарядов.


3.5. Продолжение рассказа учителя

Сотни советских танков ринулись навстречу врагу. Против них двинулось такое же количество немецких танков. Лязг гусениц, рёв моторов и гул непрерывных выстрелов раздавались над прохоровским полем. Советские танкисты героически сражались и оттеснили врага. Эта битва закончилась полной победой советских танкистов. Немцы понесли огромные потери и вынуждены были отступить. (слайд 10)

Одержанная победа наших воинов была решающей и обеспечила коренной перелом не только в ходе Великой Отечественной, но и Второй Мировой войны. За боевые заслуги более тысячи человек удостоены высшего звания – Герой Советского Союза, в том числе и наш главный герой рассказа – Егор Дремов.


3.6. Сообщение (звание и медаль Герой Советского Союза) ученика (слайд 11)

Геро́й Сове́тского Сою́за — высшая степень отличия в СССР, которая присваивалась за совершение подвига или выдающиеся заслуги во время боевых действий. Звание Героя Советского Союза впервые установлено  в апреле 1934 года. А в августе 1939 году был учреждён особый отличительный знак для Героя Советского Союза — медаль «Золотая Звезда». Она вручалась одновременно с присвоением звания «Герой Советского Союза».

Медаль представляет собой пятиконечную звезду с гладкими лучами на лицевой стороне. На оборотной стороне в центре медали надпись - "Герой СССР". Медаль «Золотая звезда» крепится на левой стороне груди над орденами и медалями.


3.7. Работа с репродукциями картин В. «Бой под Прохоровкой».

(слайд 12) и учебником.

«Какое значение имело танковое сражение на Курской дуге в жизни Е. Дрёмова, главного героя рассказа «Русский характер?» Ответ (с.183) учащегося (работа с учебником, зачитывает учащийся)

Обобщение: У танкиста Егора Дрёмова Курская дуга была границей между той жизнью, где он молодой, здоровый, внешне красивый и другой, где он молодой, отважный Герой Советского Союза, но с изуродованным лицом от тяжелого ранения, перенесший много физической и душевной боли, чтобы выжить, снова вернуться в строй и бить врагов.

3.8. Словарная работа. (слайд 13).

При чтении рассказа, вам встретились незнакомые слова и выражения.

а) Значение первого слова «характер» найдем в Толковом словаре С.И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. Учащийся читает: «Характер – совокупность психических свойств человека, обнаруживающегося в его поведении».

Почему А.Н.Толстой назвал свой рассказ «Русский характер?» А какое название ты придумал бы на месте автора?

(О.Е.) б) Следующие слова и выражения необходимо соотнести с их лексическими значениями, соединить стрелками.

Соразмерное сложение

(К кому из героев относится данное определение?) (с.183)


Лежал ничком

(Кто и почему был в такой позе?) (с.186)


Полигон

(Когда и при каких обстоятельствах

употреблено это слово?)(с.188)

Вниз лицом к земле




Богатырское крепкое телосложение



Площадка для проведения войсковых учений.


4. Динамическая пауза.

В классе в разных местах развешены таблички со словами, выражениями, обозначающими различные качества характера. Обучающиеся совершают движение глазами по кабинету с целью сбора информации по заданию: найти и записать в таблицу (в тетрадь) слова и выражения, которые обозначают положительные качества, характерные для героев рассказа «Русский характер»:


Проверь себя!

скромность

душевная красота

ответственность

трусость

трудолюбие

эгоизм

уважение

почитание родителей



предательство

любовь и верность

лень

благородство

мужество

сила духа

милосердие

живущий по закону долга и чести

(после заполнения таблицы один из учащихся зачитывает)


Именно эти черты характера помогли героям рассказа «Русский характер» выстоять ради жизни на земле, победить врага, перенести все невзгоды, мучения, выжить в тылу.


Сила и несгибаемость русского характера заключается в безграничной любви к Родине и родным людям, в поступках человека, а в данном рассказе в героических поступках лейтенанта Егора Дремова, который несмотря на нечеловеческие страдания, физические и душевные, нашел в себе силы вернуть любовь родных людей и продолжить боевые действия за освобождение своей страны от немецких захватчиков.

Сила русского характера его родителей в том, что, безгранично любя своего сына, сумели разглядеть под изуродованной маской своего родного Егорушку, приехали к нему в часть и силой своей родительской любви вернули ему силы и желание жить и бороться.

Сила и несгибаемость характера невесты Кати также заключается в любви к Егору и желании быть всегда рядом с ним, каким бы он ни был.

Сила характера водителя танка Чувилева заключается в том, что, не думая о себе, он кинулся к горящей машине и спас жизнь своему командиру.


Их сила в умении всегда оставаться людьми, любить, сочувствовать, защищать, выручать, оберегать, никогда не сдаваться, не сгибаться под ударами судьбы. (слайд 14)


  1. Закрепление изученного материала.


5.1. Работа по иллюстрации учебника, с. 188.

Задание: Найти иллюстрацию к рассказу «Русский характер» на с.188. Какой эпизод на ней изображен? Внимательно рассмотри и подумай: «Какие строчки из текста рассказа можно подписать под этим рисунком? (Например: «Вот они русские характеры!», «Приезд матери и Кати Малышевой в часть к Егору»).

Учитель задаёт вопрос: «Какой можно сделать вывод?»

Вывод : Е. Дрёмов, водитель танка Чувилёв, родители Егора и невеста Катя Малышева обладают чертами русского характера. Они сильные, мужественные, любят Родину, проявляют заботу друг о друге.

5.2. Чтение отрывков стихотворений (читают дети)


2 И от пуль невредим, и жарой не палим,
Прохожу я по кромке огня.
Видно, мать непомерным страданьем своим
Откупила у смерти меня.

3 Испытало нас время свинцом и огнем.

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернемся. И радость вернем.

И сумеем за все наверстать.

1Рёв танков над ячейкой одинокой,

Других сводил, а нас не свёл с ума.

Не каждому заглядывали в очи

Бессмертье и история сама.


4 Нашу душу нельзя
Ни понять, ни измерить.
Если парус порвёт
Самый яростный шторм,
Это русский характер
Помогает нам верить,
Это русский характер
С двуглавым орлом!


6. Контроль знаний. Экспресс-опрос.

Задание. Выполнить тест с последующей проверкой (после урока).

1. Исключи в каждой строке лишнее слово.

а) Иван Сударев, Егор Дремов, Катя Малышева, Петр 1.

б) лейтенант, медсестра, капитан, матрос.

в) люк, крыло, броня, башня.

2. Выбери в каждой строке правильный ответ.

А) посылка, письмо телеграмма.

Б) Сталинградская битва, Курская дуга, Блокада Ленинграда.

3.Кому в рассказе принадлежат слова:

«Таким лицом как у приезжего, гордиться нужно».

а) водителю Чувилёву,

б) Кате Малышевой,

в) Егору Егоровичу (отцу Егора Дремова).


7. Подведение итогов. Рефлексия.

Слово учителя.

Мы надеемся, что рассказ А.Н. Толстого «Русский характер» не оставил вас равнодушным. Все мы должны хранить память о событиях Великой Отечественной войны, гордиться подвигом героев.

Сегодня мы познакомились с рассказом "Русский характер", с главным героем Егором Дрёмовым. Но ведь Егор не один. Сколько их, танкистов, горевших в танках, летчиков, горевших и погибавших в самолётах, пехотинцев, разведчиков, связистов, героев, которые отдали свою жизнь за наше счастье. И сегодня мы отдаём дань памяти всем героям Великой войны (слайд 15 видеоролик, чтение стихотворения Р.Рождественского «Реквием»)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!