Сдадия осмысления К Работа с текстом произведения. Учащиеся будут делиться своими первыми впечатлениями о прочитанном рассказе. Примерные вопросы: - Заинтересовало ли вас само заглавие? - О чём, как вы думаете, может идти речь в рассказе? - Опишите структуру произведения. Г Деление на группы по методу «Молекулы» (можно данный метод адаптировать под тему урока и назвать «Маралы» и называть количество маралов на лужайке). Ученики объединятся в 4 группы (по количеству глав в рассказе), чтобы поразмышлять над вопросами, предложенными учителем, о характере героев данного рассказа, смысле его построения, особенностях композиции. Учащиеся будут работать с текстом рассказа по главам, чтобы представить результаты своей работы другим группам поочередно. Они на флипчартах с помощью схем или рисунков будут отражать содержание предложенной для анализа главы, давая характеристику персонажам и объясняя роль данной главы в композиции всего произведения. Задания для групп 1 группа: - Докажите, что уже в самом начале рассказа автор показывает, где будут происходить события. Как описывается это место? Какие детали подчёркивают основательность заграждения, в котором находится наш герой? - По данным словосочетаниям воспроизведите картину появления на свет Семилетка: чуткий зверь; маленький лохматый телёнок; в густом кустарнике; вихрем умчалась; маралуха с детёнышем; хоронит от людей. - Определите, какому элементу композиции соответствует данная часть. 2 группа: - Во второй главе мы встречаем такое выражение: «Наступило для него седьмое лето, лучшее лето во всей его маральей жизни». Почему автор называет это лето «лучшим»? - Обратите внимание на описания действий марала. По описанию определите характер животного. Помогают ли в определении характера мысли животного, которыми наделяет его автор? Какими предложениями текста подчёркивается протест Семилетка против покорности старых быков? Какую грань характера ещё раз выделяет автор? - Определите, какому элементу композиции соответствует данная часть. 3 группа - Прочитайте первый абзац третьей главы. Определите, с какой целью автор использует такое начало. - Опишите своими словами стремление всех животных «сада» - маральника к свободе. - Покажите непокорность, независимость молодого животного; назовите глаголы, помогающие понять это. Какая часть речи, кроме глагола, помогает выразить идею автора? - Определите, какому элементу композиции соответствует данная часть. 4 группа - Сравните отрывок из четвертой главы «…а один держал за уши» с оставшейся частью главы. Опишите Ваши чувства, эмоции. Ожидали ли Вы такой финал? Почему? - Можно ли согласиться с тем, что это история гордого непокорного животного? Какое судьбоносное прилагательное использует автор? (Пленённого). Почему именно это слово выбрал автор? - Как диалог отца и сына характеризует их? Какие фразы, произнесённые Санькой, заставляют насторожиться читателя? Неожиданным ли был для Вас поступок Саньки? («А Санька! Санька поднял с земли тяжёлые рога, вышел с ними в сад и, широко расставив ноги, показал маралу».) - Почему Семилеток в бешенстве прыгнул на Саньку? Только потому, что тот показал спиленные рога? Найдите строки, подтверждающие этот факт. - Можно ли простить такую жестокость? - Определите, какому элементу композиции соответствует данная часть. Дифференциация. Данное задание предусматривает дифференцированный подход к обучению. Задание группы 1 рекомендуется выполнять учащимся со пониженной мотивацией, группа 4 – учащиеся с повышенной мотивацией, группы 2,3 – средние. Ф - Взаимооценивание по критериям (учащиеся оценивают ответы одноклассников по представленным критериям, выделяют самых активных) КО - анализирует эпизод произведения, делая акцент на основные детали; - отвечает на вопросы, опираясь на текст рассказа; - выражает собственное мнение. К Подведение итогов по теме урока. Вывод. Вопросы учителя: - Дайте по поступкам, по действиям характеристику людям, в том числе и Алексею Карпычу. Какие начала проявляются в Саньке уже с детства? - В тексте не раз встречается одно и то же существительное. Какое? Оправдано ли его повторение? Докажите. - Какую роль играет каждая глава в композиции рассказа? После работы в своих группах и презентаций своих исследований учащиеся могут прийти к следующим выводам: Да. Человек – властелин. Но такой ли ценой добиваться повиновения?! Понятно, что там, где человек проявляет жестокость, свой хищнический нрав, симпатии читателя всегда будут на стороне животных. В данном случае как не быть на стороне марала, который «…умирая, в последний раз приподнял окровавленную голову и посмотрел кругом. Потухший взор прощался с тёмным лесом и с сияющим в бездонной глубине небес горячим солнцем». Вот история гордого пленённого животного. Автор поэтизирует природу, показывает ее гармонию, вопреки вмешательству человека. |