СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Новоселов «Санькин марал».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке предусмотрены возможности для установления межпредметных связей с уроками истории,русского языка, изобразительного искусства

Просмотр содержимого документа
«А.Новоселов «Санькин марал».»

Краткосрочный план

Урок: Русская литература.

Дата:

Класс: 7 L1

Школа:

Учитель:

Количество присутствующих: отсутствующих:

Тема:

А.Новоселов «Санькин марал». Урок 1

Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока

АИ3 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл


Цели урока



Учащиеся смогут:

- продолжить углублять знание и понимание литературных жанров;

- участвовать в обсуждении изучаемого произведения, выражая собственное мнение;

- определить роль эпизодов произведения;

- определить элементы композиции.


Языковые цели


Лексика и терминология, специфичная для данного урока:

жанр, рассказ, композиция произведения, элементы композиции, роль эпизода, ключевые детали.

Критерии

успеха

- анализирует эпизод произведения, делая акценты на основные детали;

- определяет роль эпизода;

- соотносит эпизод произведения с элементом композиции.

Привитие ценностей

Сотрудничество, академическая честность, уважение реализуются через совместное выполнение групповых заданий. На этом этапе урока ученики поддерживают друг друга, обмениваются знаниями, информацией, справедливо оценивают друг друга по критериям. Привитие чувства доброты, сострадания, милосердия на примере поступков героев произведения.

Межпредметные связи

Предусмотрены возможности для установления межпредметных связей с уроками истории, русского языка, изобразительного искусства.

Навыки использования ИКТ

Работа по интерактивной доске при просмотре презентации к уроку предусматривает развитие навыка поиска и извлечения необходимой для обучения информации.

Предварительные знания

Этот урок строится на знании содержания произведения, языковых навыках и знаниях по материалам, изученным в 6 классе и первой четверти. Особое внимание уделяется развитию навыков анализа произведения, способности понимать идейную направленность произведения.

Ход урока


Этапы урока


Запланированная деятельность


Ресурсы


Начало урока

  1. мин

1.Стадия вызова.

Стратегия «Горячий стул». Учащийся (желательно с повышенной мотивацией к обучению) отвечает на вопросы одноклассников по содержанию произведения «Санькин марал» А.Новоселова.

Ф – наблюдение учителя

2.Обсуждение эпиграфа к уроку

 

Человек – вершина природы,

но природа – ее подножье.

Р. Рождественский

3.Вопрос-ответ.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Согласны ли вы с автором?

- Можно ли соотнести этот эпиграф с рассказом?

(Уничтожая природу, человек неизбежно уничтожает себя)

Постановка темы и целей урока.






Середина урока

3 мин








2 мин









20 мин







































































5 мин









5 мин





















Сдадия осмысления

К

  1. Работа с текстом произведения.

Учащиеся будут делиться своими первыми впечатлениями о прочитанном рассказе.

Примерные вопросы:

- Заинтересовало ли вас само заглавие?

- О чём, как вы думаете, может идти речь в рассказе?

- Опишите структуру произведения.


Г

Деление на группы по методу «Молекулы» (можно данный метод адаптировать под тему урока и назвать «Маралы» и называть количество маралов на лужайке).

Ученики объединятся в 4 группы (по количеству глав в рассказе), чтобы поразмышлять над вопросами, предложенными учителем, о характере героев данного рассказа, смысле его построения, особенностях композиции.


Учащиеся будут работать с текстом рассказа по главам, чтобы представить результаты своей работы другим группам поочередно.

Они на флипчартах с помощью схем или рисунков будут отражать содержание предложенной для анализа главы, давая характеристику персонажам и объясняя роль данной главы в композиции всего произведения.

Задания для групп

1 группа:

- Докажите, что уже в самом начале рассказа автор показывает, где будут происходить события. Как описывается это место? Какие детали подчёркивают основательность заграждения, в котором находится наш герой?

- По данным словосочетаниям воспроизведите картину появления на свет Семилетка: чуткий зверь; маленький лохматый телёнок; в густом кустарнике; вихрем умчалась; маралуха с детёнышем; хоронит от людей.

- Определите, какому элементу композиции соответствует данная часть.


2 группа:

- Во второй главе мы встречаем такое выражение: «Наступило для него седьмое лето, лучшее лето во всей его маральей жизни». Почему автор называет это лето «лучшим»?

- Обратите внимание на описания действий марала. По описанию определите характер животного. Помогают ли в определении характера мысли животного, которыми наделяет его автор? Какими предложениями текста подчёркивается протест Семилетка против покорности старых быков? Какую грань характера ещё раз выделяет автор?

- Определите, какому элементу композиции соответствует данная часть.


3 группа

- Прочитайте первый абзац третьей главы. Определите, с какой целью автор использует такое начало.

- Опишите своими словами стремление всех животных «сада» - маральника к свободе.

- Покажите непокорность, независимость молодого животного; назовите глаголы, помогающие понять это. Какая часть речи, кроме глагола, помогает выразить идею автора?

- Определите, какому элементу композиции соответствует данная часть.


4 группа

- Сравните отрывок из четвертой главы «…а один держал за уши» с оставшейся частью главы. Опишите Ваши чувства, эмоции. Ожидали ли Вы такой финал? Почему?

- Можно ли согласиться с тем, что это история гордого непокорного животного? Какое судьбоносное прилагательное использует автор? (Пленённого). Почему именно это слово выбрал автор?

- Как диалог отца и сына характеризует их? Какие фразы, произнесённые Санькой, заставляют насторожиться читателя? Неожиданным ли был для Вас поступок Саньки? («А Санька! Санька поднял с земли тяжёлые рога, вышел с ними в сад и, широко расставив ноги, показал маралу».)

- Почему Семилеток в бешенстве прыгнул на Саньку? Только потому, что тот показал спиленные рога? Найдите строки, подтверждающие этот факт.

- Можно ли простить такую жестокость?

- Определите, какому элементу композиции соответствует данная часть.

Дифференциация. Данное задание предусматривает дифференцированный подход к обучению. Задание группы 1 рекомендуется выполнять учащимся со пониженной мотивацией, группа 4 – учащиеся с повышенной мотивацией, группы 2,3 – средние.


Ф - Взаимооценивание по критериям (учащиеся оценивают ответы одноклассников по представленным критериям, выделяют самых активных)

КО

- анализирует эпизод произведения, делая акцент на основные детали;

- отвечает на вопросы, опираясь на текст рассказа;

- выражает собственное мнение.


К

Подведение итогов по теме урока. Вывод.


Вопросы учителя:

- Дайте по поступкам, по действиям характеристику людям, в том числе и Алексею Карпычу. Какие начала проявляются в Саньке уже с детства?

- В тексте не раз встречается одно и то же существительное. Какое? Оправдано ли его повторение? Докажите.

- Какую роль играет каждая глава в композиции рассказа?

После работы в своих группах и презентаций своих исследований учащиеся могут прийти к следующим выводам:

Да. Человек – властелин. Но такой ли ценой добиваться повиновения?! Понятно, что там, где человек проявляет жестокость, свой хищнический нрав, симпатии читателя всегда будут на стороне животных. В данном случае как не быть на стороне марала, который «…умирая, в последний раз приподнял окровавленную голову и посмотрел кругом. Потухший взор прощался с тёмным лесом и с сияющим в бездонной глубине небес горячим солнцем». Вот история гордого пленённого животного. Автор поэтизирует природу, показывает ее гармонию, вопреки вмешательству человека.



http://www.rulit.me/books/belovode-read-436731-76.html

текст рассказа


































http://2berega.spb.ru/user/cuzmina-lub/file/186363/

Урок по творчеству А.Новоселова






















Конец урока

3 мин

Рефлексия. «Дерево пожеланий». Учащиеся клеят на нарисованное на флипчарте дерево стикеры с их впечатлениями о произведении, отношением к героям рассказа, что понравилось/не понравилось и т.п.

Домашнее задание. Написать свой вариант конца рассказа.




Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.


Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?


Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!