Конспект урока литературы в 6 классе
Тема: А.П.Чехов – автор юмористических рассказов. (слайд№1)
«Лошадиная фамилия». Юмористическая ситуация.
А.П.Чехов – автор юмористических рассказов.
В 5-ом классе вы, ребята, уже читали вступительную статью о Чехове и рассказ «Хирургия», Сейчас узнаем, что вы помните об этом писателе?
- Где родился Чехов? (№2)
- В какой семье родился, кто были его родители? (слайд №3)
- Сколько детей было в семье Чеховых? (слайд№4) (воспоминания Сестры Марии)
- Чем увлекался молодой Чехов? –(№5)
- Какой факультет Московского университета закончил Чехов? (№6)
- Каким псевдонимом подписывался Чехов? (№7)
- Что такое псевдоним?
Псевдоним — это вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.
- Почему Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?
Чехов учился на врача, потом работал врачом, а пациенты могли считать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.
- В каких журналах печатался Чехов? (№8)
- Чем вам запомнился рассказ «Хирургия»? Кем были его главные герои? (№9)
Посмотрим небольшой отрывок о жизни Чехова. (№10),
Прочитаем в учебнике воспоминания К.И. Чуковского о Чехове на странице 278.
- Каким человеком предстаёт перед нами А.П. Чехов в сюжете и по воспоминаниям Чуковского?
Чехов предстаёт перед нами человеком умным, честным, с чувством собственного достоинства, способным взять на себя ответственность за семью, весёлым, остроумным. В Чехове были свобода и лёгкость, которые благодаря могучей энергии воплощались в «несметное множество бесконечно разнообразных рассказов».
- Какие особенности характера писателя помогли ему стать замечательным мастером юмористического рассказа?
Нужно отметить свободу, лёгкость, весёлость и творческую энергию, а энергия — это ещё признак гениальности. Умение направить энергию на творчество, на созидание — вот что создаёт мастера, творца. Давайте познакомимся с рассказом Антона Павловича Чехова
«Лошадиная фамилия».
- (чтение рассказа учителем)
Понравился рассказ? Смешной? Каким термином в литературе называется изображение чего-либо в смешном виде? Правильно, это юмор. (№11)
Назовите способы юмористического повествования: (№12)
III Юмористическая ситуация. (№13)
Найдите в тексте чеховского рассказа способы юмористического повествования :
1) неожиданность: неожиданно само развитие ситуации:
- решение генерала обратиться за помощью к человеку, который заговаривает зубы по телеграфу (с.280)
- забывание приказчиком фамилии акцизного, (с. 280)
- ночной приход генерала к приказчику, (с.282)
- развязка истории с больным зубом (с.282)
- лошадиная фамилия оказывается не совсем лошадиной
2) несоответствие: генерал должен быть смелым, а боится удалить больной зуб
Какую боль пришлось терпеть генералу целые сутки из-за его боязни, ради чего? Ведь от зуба всё равно пришлось избавиться.
3) гиперболу: гиперболично и смешно участие всего дома в попытке вспомнить нужную фамилию. (с.282)
(№14) какая юмористическая ситуация изображена? (№15)
Заглавие рассказа «Лошадиная фамилия» не совсем обычно.
Почему это заглавие юмористического рассказа?
Оно как будто не связано с сюжетом рассказа, то есть с историей о том, как у генерала болел зуб. Но сюжет о больном зубе превращается в историю о том, как вся семья вспоминает фамилию шарлатана, который якобы лечит зубы заговором. В конце рассказа возникает эффект неожиданности, когда лошадиная фамилия оказывается не совсем лошадиной.
Почему приказчик решил, что фамилия лошадиная? Фамилия Овсов ассоциировалась у Ивана Евсеивича с лошадью не зря? Почему?
(овес – лошадиный корм), ведь вспоминают такие фамилии: Буланов, Чересседельников, Засупонин, Табунов.
Ребята, вы жители деревни, скажите как эти фамилии относятся к лошади?
Этот рассказ хорошо читается по ролям, его легко разыграть как сценку, почему?
Да, здесь много диалогов, герои разговаривают друг с другом.
А кто главные герои?
(генерал Булдеев и приказчик Иван Евсеич). Чтобы лучше подготовиться к чтению по ролям, давайте охарактеризуем наших героев, какие они? Что нам в рассказе помогает понять их характер? Правильно, их речь.
Итак, приказчика характеризуют какие фразы? «Заговаривает зубы – первый сорт», «У раба Божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать» и другие. Так каков характер приказчика, что это за человек? (человек простой, добрый, всему верящий, недалёкий).
Генерала характеризуют слова: «Ерунда! Шарлатанство!» «Тут не только к акцизному, но и к черту пошлёшь!» «На-кося!» невежество генерала проявляется в том, что он вместо того, чтобы сразу обратиться к врачу, пытался лечить зубы водкой, коньяком и прочими подручными средствами, даже согласился воспользоваться помощью шарлатана.
Генерал вобщем-то такой же невежа, как и его приказчик, только с высоким чином. Поэтому слова генерала нужно читать важно, где-то повелительно, а когда боль его будет нестерпимой даже слёзно.
За приказчика читаем просто, добродушно, как он изо всех сил старается вспомнить лошадиную фамилию.
(читаем отрывок стр. 279 «между прочим…» и до «… позвольте-с».
Попробуем инсценировать 280 «Иван Евсеич медленно вышел,…легли спать, не послав телеграммы»
«Надумал! …На-кося!»
Молодцы, ребята, вам понравилось быть актёрами? А дома я попрошу вас поработать художниками (нарисовать рисунок к рассказу) и писателями (написать короткий юмористический рассказ, в котором присутствовали бы основные элементы юмористической ситуации). (№16) Это работа творческая, очень сложная, но думаю, что у вас всё получится.