СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Чехов – автор юмористических рассказов. «Лошадиная фамилия». Юмористическая ситуация.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ о Чехове. Анализ рассказа "Лошадиная фамилия".

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по Чехову»

Конспект урока литературы в 6 классе


Тема: А.П.Чехов – автор юмористических рассказов. (слайд№1)

«Лошадиная фамилия». Юмористическая ситуация.

  1. А.П.Чехов – автор юмористических рассказов.

В 5-ом классе вы, ребята, уже читали вступительную статью о Чехове и рассказ «Хирургия», Сейчас узнаем, что вы помните об этом писателе?

- Где родился Чехов? (№2)

- В какой семье родился, кто были его родители? (слайд №3)

- Сколько детей было в семье Чеховых? (слайд№4) (воспоминания Сестры Марии)

- Чем увлекался молодой Чехов? –(№5)

- Какой факультет Московского университета закончил Чехов? (№6)

- Каким псевдонимом подписывался Чехов? (№7)

- Что такое псевдоним?

Псевдоним — это вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.

- Почему Чехов не стал сразу подписывать рассказ своим именем?

Чехов учился на врача, потом работал врачом, а пациенты могли считать, что специальность врача несовместима с занятиями литератора, который пишет юмористические рассказы.


- В каких журналах печатался Чехов? (№8)

- Чем вам запомнился рассказ «Хирургия»? Кем были его главные герои? (№9)

Посмотрим небольшой отрывок о жизни Чехова. (№10),

Прочитаем в учебнике воспоминания К.И. Чуковского о Чехове на странице 278.

- Каким человеком предстаёт перед нами А.П. Чехов в сюжете и по воспоминаниям Чуковского?

Чехов предстаёт перед нами человеком умным, честным, с чувством собственного достоинства, способным взять на себя ответственность за семью, весёлым, остроумным. В Чехове были свобода и лёгкость, которые благодаря могучей энергии воплощались в «несметное множество бесконечно разнообразных рассказов».

- Какие особенности характера писателя помогли ему стать замечательным мастером юмористического рассказа?

Нужно отметить свободу, лёгкость, весёлость и творческую энергию, а энергия — это ещё признак гениальности. Умение направить энергию на творчество, на созидание — вот что создаёт мастера, творца. Давайте познакомимся с рассказом Антона Павловича Чехова

  1. «Лошадиная фамилия».

- (чтение рассказа учителем)

Понравился рассказ? Смешной? Каким термином в литературе называется изображение чего-либо в смешном виде? Правильно, это юмор. (№11)

Назовите способы юмористического повествования: (№12)

  • неожиданность;

  • несоответствие;

  • гипербола (преувеличение до неправдоподобия).

III Юмористическая ситуация. (№13)

Найдите в тексте чеховского рассказа способы юмористического повествования :

1) неожиданность: неожиданно само развитие ситуации:

- решение генерала обратиться за помощью к человеку, который заговаривает зубы по телеграфу (с.280)

- забывание приказчиком фамилии акцизного, (с. 280)

- ночной приход генерала к приказчику, (с.282)

- развязка истории с больным зубом (с.282)

- лошадиная фамилия оказывается не совсем лошадиной


2) несоответствие: генерал должен быть смелым, а боится удалить больной зуб

Какую боль пришлось терпеть генералу целые сутки из-за его боязни, ради чего? Ведь от зуба всё равно пришлось избавиться.

3) гиперболу: гиперболично и смешно участие всего дома в попытке вспомнить нужную фамилию. (с.282)

(№14) какая юмористическая ситуация изображена? (№15)


Заглавие рассказа «Лошадиная фамилия» не совсем обычно.


Почему это заглавие юмористического рассказа?

Оно как будто не связано с сюжетом рассказа, то есть с историей о том, как у генерала болел зуб. Но сюжет о больном зубе превращается в историю о том, как вся семья вспоминает фамилию шарлатана, который якобы лечит зубы заговором. В конце рассказа возникает эффект неожиданности, когда лошадиная фамилия оказывается не совсем лошадиной.

Почему приказчик решил, что фамилия лошадиная? Фамилия Овсов ассоциировалась у Ивана Евсеивича с лошадью не зря? Почему?

(овес – лошадиный корм), ведь вспоминают такие фамилии: Буланов, Чересседельников, Засупонин, Табунов.

Ребята, вы жители деревни, скажите как эти фамилии относятся к лошади?

Этот рассказ хорошо читается по ролям, его легко разыграть как сценку, почему?

Да, здесь много диалогов, герои разговаривают друг с другом.

А кто главные герои?

(генерал Булдеев и приказчик Иван Евсеич). Чтобы лучше подготовиться к чтению по ролям, давайте охарактеризуем наших героев, какие они? Что нам в рассказе помогает понять их характер? Правильно, их речь.


Итак, приказчика характеризуют какие фразы? «Заговаривает зубы – первый сорт», «У раба Божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать» и другие. Так каков характер приказчика, что это за человек? (человек простой, добрый, всему верящий, недалёкий).


Генерала характеризуют слова: «Ерунда! Шарлатанство!» «Тут не только к акцизному, но и к черту пошлёшь!» «На-кося!» невежество генерала проявляется в том, что он вместо того, чтобы сразу обратиться к врачу, пытался лечить зубы водкой, коньяком и прочими подручными средствами, даже согласился воспользоваться помощью шарлатана.

Генерал вобщем-то такой же невежа, как и его приказчик, только с высоким чином. Поэтому слова генерала нужно читать важно, где-то повелительно, а когда боль его будет нестерпимой даже слёзно.


За приказчика читаем просто, добродушно, как он изо всех сил старается вспомнить лошадиную фамилию.


(читаем отрывок стр. 279 «между прочим…» и до «… позвольте-с».

Попробуем инсценировать 280 «Иван Евсеич медленно вышел,…легли спать, не послав телеграммы»

«Надумал! …На-кося!»


Молодцы, ребята, вам понравилось быть актёрами? А дома я попрошу вас поработать художниками (нарисовать рисунок к рассказу) и писателями (написать короткий юмористический рассказ, в котором присутствовали бы основные элементы юмористической ситуации). (№16) Это работа творческая, очень сложная, но думаю, что у вас всё получится.

Просмотр содержимого презентации
«рассказ Чехова Лошадиная фамилия»

Родился он в многодетной купеческой семье на юге России, в Таганроге. Мать, внучка выкупившегося на волю крепостного, была женщиной мягкой; её душевность передалась  сыну.  Отец, напротив, был строг до жестокости, зато разносторонне одарён; Чехов считал, что его разнообразные таланты – от отца.

Родился он в многодетной

купеческой семье на юге России,

в Таганроге. Мать, внучка

выкупившегося на волю

крепостного, была женщиной

мягкой; её душевность передалась

сыну.

Отец, напротив, был строг до жестокости, зато разносторонне одарён; Чехов считал, что его разнообразные таланты – от отца.

К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова – он писал водевили, сцены, юморески; некоторые из них посылал в редакции столичных юмористических журналов.

К гимназическим годам относятся первые литературные опыты Чехова – он писал водевили, сцены, юморески; некоторые из них посылал в редакции столичных юмористических журналов.

В 1879-м Антон Павлович поступил на медицинский факультет Московского университета. И уже спустя год приобрёл известность пародийными рассказами, напечатанными в журнале “Стрекоза”.

В 1879-м Антон Павлович поступил на медицинский факультет Московского университета. И уже спустя год приобрёл известность пародийными рассказами, напечатанными в журнале “Стрекоза”.

«Осколки» - так назывался  петербургский журнал,  в котором «Антоша Чехонте» состоялся как юмористический писатель.

«Осколки» - так назывался

петербургский журнал,

в котором «Антоша Чехонте» состоялся как юмористический писатель.

— Отцы... радетели... (кричит). Ангелы! Ого-го... Да дергай же, дергай! Чего пять лет тянешь? — Дело-то ведь... хирургия... Сразу нельзя... Вот, вот...

Отцы... радетели... (кричит). Ангелы!

Ого-го... Да дергай же, дергай! Чего пять лет тянешь?

— Дело-то ведь... хирургия... Сразу нельзя... Вот, вот...

Юмор  – изображение чего-либо в смешном виде; в отличие от сатиры юмор не обличает, а беззлобно и весело вышучивает. Способы юмористического повествования :  неожиданность;  несоответствие;  гипербола
  • Юморизображение чего-либо в смешном виде; в отличие от сатиры юмор не обличает, а беззлобно и весело вышучивает.
  • Способы юмористического повествования :
  • неожиданность;
  • несоответствие;
  • гипербола

(преувеличение до неправдоподобия).

Найдите в тексте чеховского рассказа:

Найдите в тексте чеховского рассказа:

  • неожиданность
  • несоответствие
  • гиперболу
1) Неожиданно развитие ситуации: забывание приказчиком фамилии акцизного; ночной приход генерала к приказчику; развязка истории с больным зубом 2) Несоответствие в том, что генерал должен быть смелым, а боится удалить зуб 3) Гиперболично и смешно участие всего дома в попытке вспомнить нужную фамилию .

1) Неожиданно развитие ситуации:

  • забывание приказчиком фамилии акцизного;
  • ночной приход генерала к приказчику;
  • развязка истории с больным зубом

2) Несоответствие в том, что генерал должен быть смелым, а боится удалить зуб

3) Гиперболично и смешно участие всего дома в попытке вспомнить нужную фамилию .

Нарисовать рисунок к рассказу; Написать юмористический рассказ.

Нарисовать рисунок к рассказу;

Написать юмористический рассказ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!