«Человек в футляре»
Антон Павлович Чехов
«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё ясный смысл».
Максим Горький
- Как построен рассказ?
Рассказ в рассказе.
Прием обрамления.
Обрамление — вид композиции повествовательного произведения, при котором одна или несколько фабульных единиц (новелл, сказок, басен, притч) объединяются путём включения их в самостоятельную фабульную или нефабульную единицу — рамку . Используется также в кинематографе
Перед рассказом о Беликове вспоминается Мавра…
"Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу".
Вывод: Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой.
Люди стараются уйти в свою скорлупу - ключ к рассказу .
Такие люди - явление нередкое.
- Чем примечателен Беликов?
"...некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ..." "...своими темными очками на бледном, маленьком лице, – знаете, маленьком лице, как у хорька..." "...рядом с ней Беликов, маленький, скрюченный, точно его из дому клещами вытащили..."
"...Ему давно уже за сорок..." "...Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было»
"...говорил он мне со слабой кривой улыбочкой..."
"...Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не думали дурно..."
Иллюстрации к рассказу
Ключевые выражения, характеризующие Беликова
- Тёплое пальто на вате
- Зонтик в чехле
- Калоши
- Нож в чехольчике
- Лицо "в чехле" - поднятый воротник
- Часы в чехле из серой замши
- Тёмные очки
- Вата в ушах
- Коляска с поднятым верхом
- Стремление окружить себя оболочкой
- Преподавал древние языки
- Мысль запрятать в футляр
- "Как бы чего не вышло"
- Спальня точно ящик
- Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?
- Беликов выступал на педсоветах:
- Имел обыкновение ходить по квартирам - будто что-то высматривает:
":на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло:"
"Было у него странное обыкновение - ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него "поддерживать добрые отношения с товарищами", и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью".
- Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?
- все время боится, "как бы чего не вышло":
- не любит, когда кто-то нарушает правила:
"...Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо: – Оно, конечно, так‑то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло..."
"...Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой‑нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и все говорил, как бы чего не вышло..."
- Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения? -
- Ложась спать, он укрывался с головой . И ему было страшно под одеялом.
- Как к Беликову относятся коллеги?
"Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко".
- Боятся. Следовательно, подчиняются и терпят.
"Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!"
Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих? - Беликов едва не женился.
- По какой причине первого мая Беликов вышел из дома "зелёный, мрачнее тучи?"
"Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: "влюбленный антропос". Выражение схвачено, понимаете ли, удивительно. Художник, должно быть, проработал не одну ночь, так как все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии, чиновники, - все получили по экземпляру. Получил и Беликов. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление".
- Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко?
"Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог.
- Не понимаю, - говорил он нам, пожимая плечами, - не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая:"
Здесь "спуск с лестницы" символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения.
- Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушёл с занятий?
- Чем заканчивается разговор?
"- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?
"- Доложить? Ступай, докладывай!
- Что же тут неприличного? - сказал я. - И пусть катаются себе на здоровье.
Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?"
- Да как же можно? - крикнул он, изумляясь моему спокойствию. - Что вы говорите?!"
- Чем закончилось сватовство?
- "Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом:
- - Ха-ха-ха!
- И этим раскатистым, заливчатым "ха-ха-ха" завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал".
- Как понять фразу: "Хоронить таких людей: большое удовольствие"?
- Чего достиг Беликов?
- - Беликов достиг того, к чему всю жизнь стремился: идеальный футляр - гроб. Лежит там, улыбаясь.
- Что изменилось в жизни города?
- - Ничего. Таких людей много.
- Конец рассказа. Мавра уходит. Что говорит Иван Иваныч? Читаем.
- Как реагирует Буркин?
- - Это из другой оперы. Спать пора.
- Вывод: Буркин тоже человек в футляре. (Обратить внимание ребят на начало рассказа: "Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках" .)
В чём смысл названия рассказа?
В финале рассказа читателю предложена мысль автора о том, насколько распространенным бывает пресловутый футляр в окружающей жизни. Приходится признать, что человеку очень трудно повлиять на границы этого самого футляра. И жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова "Человек в футляре" показывает, насколько сильной бывает пошлость, мешающая человеку мыслить и действовать так, как жаждет его душа. Но, тем не менее, такое событие в рассказе, как смерть Беликова, свидетельствует о том, что все-таки с пошлостью можно справиться. От человека только требуется небольшое усилие, способное перевернуть все вокруг. Например, в данном рассказе, для того чтобы справиться с Беликовым, над ним достаточно было посмеяться, не боясь проявить истинные чувства