СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Чехов "Человек в футляре"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов "Человек в футляре"»

«Человек в футляре» Антон Павлович Чехов

«Человек в футляре»

Антон Павлович Чехов

«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё ясный смысл». Максим Горький

«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё ясный смысл».

Максим Горький

- Как построен рассказ? Рассказ в рассказе. Прием обрамления. Обрамление  — вид композиции повествовательного произведения, при котором одна или несколько фабульных единиц (новелл, сказок, басен, притч) объединяются путём включения их в самостоятельную фабульную или нефабульную единицу —  рамку . Используется также в кинематографе

- Как построен рассказ?

Рассказ в рассказе.

Прием обрамления.

Обрамление  — вид композиции повествовательного произведения, при котором одна или несколько фабульных единиц (новелл, сказок, басен, притч) объединяются путём включения их в самостоятельную фабульную или нефабульную единицу —  рамку . Используется также в кинематографе

Перед рассказом о Беликове вспоминается Мавра…

Перед рассказом о Беликове вспоминается Мавра…

"Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу".

Вывод: Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой.

Люди стараются уйти в свою скорлупу - ключ к рассказу .

Такие люди - явление нередкое.

- Чем примечателен Беликов?

- Чем примечателен Беликов?

"...некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ..." "...своими темными очками на бледном, маленьком лице, – знаете, маленьком лице, как у хорька..." "...рядом с ней Беликов, маленький, скрюченный, точно его из дому клещами вытащили..."

"...Ему давно уже за сорок..." "...Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было»

"...говорил он мне со слабой кривой улыбочкой..."

"...Женской прислуги он не держал из страха, чтобы о нем не думали дурно..."

Иллюстрации к рассказу

Иллюстрации к рассказу

Ключевые выражения, характеризующие Беликова Тёплое пальто на вате Зонтик в чехле Калоши Нож в чехольчике Лицо

Ключевые выражения, характеризующие Беликова

  • Тёплое пальто на вате
  • Зонтик в чехле
  • Калоши
  • Нож в чехольчике
  • Лицо "в чехле" - поднятый воротник
  • Часы в чехле из серой замши
  • Тёмные очки
  • Вата в ушах
  • Коляска с поднятым верхом
  • Стремление окружить себя оболочкой
  • Преподавал древние языки
  • Мысль запрятать в футляр
  • "Как бы чего не вышло"
  • Спальня точно ящик
- Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?    Беликов выступал на педсоветах: Имел обыкновение ходить по квартирам - будто что-то высматривает:

- Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?

  • Беликов выступал на педсоветах:
  • Имел обыкновение ходить по квартирам - будто что-то высматривает:

":на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло:"

"Было у него странное обыкновение - ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него "поддерживать добрые отношения с товарищами", и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью".

- Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?   все время боится,

- Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?

  • все время боится, "как бы чего не вышло":
  • не любит, когда кто-то нарушает правила:

"...Когда в городе разрешали драматический кружок, или читальню, или чайную, то он покачивал головой и говорил тихо: – Оно, конечно, так‑то так, все это прекрасно, да как бы чего не вышло..."

"...Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой‑нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и все говорил, как бы чего не вышло..."

- Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?  - Ложась спать, он укрывался с головой . И ему было страшно под одеялом. Как к Беликову относятся коллеги?

- Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения? -

  • Ложась спать, он укрывался с головой . И ему было страшно под одеялом.
  • Как к Беликову относятся коллеги?

"Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко".

- Боятся. Следовательно, подчиняются и терпят.

"Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!"

Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих?    - Беликов едва не женился.    По какой причине первого мая Беликов вышел из дома

Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих? - Беликов едва не женился.

  • По какой причине первого мая Беликов вышел из дома "зелёный, мрачнее тучи?"

"Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: "влюбленный антропос". Выражение схвачено, понимаете ли, удивительно. Художник, должно быть, проработал не одну ночь, так как все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии, чиновники, - все получили по экземпляру. Получил и Беликов. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление".

  • Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко?

"Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог.

- Не понимаю, - говорил он нам, пожимая плечами, - не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая:"

Здесь

Здесь "спуск с лестницы" символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения.

  • Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушёл с занятий?
  • Чем заканчивается разговор?

"- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?

"- Доложить? Ступай, докладывай!

- Что же тут неприличного? - сказал я. - И пусть катаются себе на здоровье.

Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?"

- Да как же можно? - крикнул он, изумляясь моему спокойствию. - Что вы говорите?!"

- Чем закончилось сватовство?

- Чем закончилось сватовство?

  • "Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом:
  • - Ха-ха-ха!
  • И этим раскатистым, заливчатым "ха-ха-ха" завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал".
- Как понять фразу:

- Как понять фразу: "Хоронить таких людей: большое удовольствие"?

  • Чего достиг Беликов?
  • - Беликов достиг того, к чему всю жизнь стремился: идеальный футляр - гроб. Лежит там, улыбаясь.
  • Что изменилось в жизни города?
  • - Ничего. Таких людей много.
  • Конец рассказа. Мавра уходит. Что говорит Иван Иваныч? Читаем.
  • Как реагирует Буркин?
  • - Это из другой оперы. Спать пора.
  • Вывод: Буркин тоже человек в футляре. (Обратить внимание ребят на начало рассказа: "Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках" .)
В чём смысл названия рассказа?   В финале рассказа читателю предложена мысль автора о том, насколько распространенным бывает пресловутый футляр в окружающей жизни. Приходится признать, что человеку очень трудно повлиять на границы этого самого футляра. И жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова

В чём смысл названия рассказа?

В финале рассказа читателю предложена мысль автора о том, насколько распространенным бывает пресловутый футляр в окружающей жизни. Приходится признать, что человеку очень трудно повлиять на границы этого самого футляра. И жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова "Человек в футляре" показывает, насколько сильной бывает пошлость, мешающая человеку мыслить и действовать так, как жаждет его душа. Но, тем не менее, такое событие в рассказе, как смерть Беликова, свидетельствует о том, что все-таки с пошлостью можно справиться. От человека только требуется небольшое усилие, способное перевернуть все вокруг. Например, в данном рассказе, для того чтобы справиться с Беликовым, над ним достаточно было посмеяться, не боясь проявить истинные чувства


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!