СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Чехов "Хирургия"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов "Хирургия"»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

в 6 классе

«Роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова».

Цели урока:

           - расширить знания о творчестве А.П. Чехова;

          = проанализировать художественные детали в рассказах Чехова

           - формирование навыков анализа юмористического рассказа;

           - развитие творческих способностей учеников

           - развитие умения высказывать своё мнение.

Задачи:

           - способствовать развитию интереса к чтению;

- создать условия для формирования активной читательской позиции

Оборудование:

           - портрет А.П. Чехова;

           - стенд, посвящённый А.П. Чехову;

           - реквизит для сценки.  

Слайд №2

Портрет А.П. Чехова

ХОД УРОКА

 Учитель: На прошлом уроке мы начали знакомство с биографией А.П.Чехова, узнали о том, что он непревзойдённый мастер короткого рассказа. В маленьком рассказе невозможны долгие описания, монологи. Поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку. Удивительно, но буквально одна фраза у Чехова может сказать о человеке все. Для начала вспомним некоторые факты его биографии

Ответ:

Слайд №3

Признаки рассказа – повествовательность, небольшой

                          объём, несколько эпизодов, несколько героев.                                                                            

Учитель: Любое произведение в литературе имеет сюжет. Что такое сюжет?

Ответ: …        

                                                                         

Слайд №4

Сюжет – это ряд последовательных событий, происходящих

в произведении.

Учитель: -Излюбленным сюжетом у Чехова был приём у врача.

                 О каком рассказе с таким сюжетом мы будем сегодня говорить?

Ответ: Рассказ «Хирургия».

Учитель: Назовите героев этого рассказа. (Фельдшер Курятин, дьячок Вонмигласов).

                  А кто такой фельдшер?

Ответ: Помощник врача, человек со средним медицинским образованием.

Учитель: Приём у врача. Это обычная жизненная ситуация?

Ответ: 

Учитель: В основном юмористические рассказы Чехов строил на обычных бытовых ситуациях, случаях из жизни. Это рассказы-сценки – «кусочки жизни» без начала и конца.

Давайте посмотрим, какой случай произошёл с героями рассказа в земской больнице.

                                                                       Сценка

                           (Подключаются ученики, инсценирующие действие)

Учитель: Спасибо. Понравилась вам игра ребят? Что привлекло ваше внимание в рассказе, в показанной сценке?

Ответ: Смешно, есть юмор.

Учитель: а что такое юмор?

 Ответ: Это, когда смешно. Это добродушный смех, весёлый и доброжелательный.

                                                                     Слайд №5 

                  Юмор ‒ это добродушный, весёлый, доброжелательный смех.

Учитель: Сегодня мы попробуем разобраться в том, как Чехову удается с помощью художественной детали раскрыть характер героев в рассказах

 Ответ: 

                                                                      Слайд №7     

                                      «Коли не умеешь рвать, так не берись».

 Учитель: Правильно. А кому принадлежат эти слова?

Ответ: Дьячку Вонмигласову.

Учитель: Почему именно дьячок высказал основную мысль? Как вы думаете?

Ответы: 

 Учитель: Дело в том, что ответ нужно искать в самой фамилии Вонмигласов. Она означает «услышь меня», а так как дьячок богослужитель, то и получается «услышь голос Божий». Это «говорящая» фамилия, а у А.П.Чехова все фамилии говорящие.

 Как вы думаете, что означает фамилия Курятин? На что она намекает?

Ответы: 

Учитель: Давайте я вам помогу. Вспомните фразеологизмы со словом курица.

Ответы: 

Учитель: -Наверняка, все слышали такое выражение «мокрая курица».

                   А что оно означает?

Ответ: …         

 (Можно вспомнить фразеологизм «Куриные мозги» - ограниченный, недалёкий, слабый ум. Так говорят о человеке, у которого незначительные умственные способности или низкий интеллектуальный уровень).

Учитель: Итак, делаем вывод. Судя по фамилии, а она говорящая, каким перед нами предстаёт Курятин?

Ответы: Курятин ‒ жалкий человек. В отсутствие доктора он, фельдшер, захотел сыграть роль доктор, которая ему совсем несвойственна.

Учитель: Получилось это у него? Правильно, нет. А почему? МЫ ДОЛЖНЫ ВЫЯСНИТЬ.

Слайд № 8

Почему Курятин не смог сыграть роль врача?

Над чем смеётся писатель?

Учитель: Для этого нужно погрузиться в рассказ, постараться услышать голос автора, что и как он сказал о героях, обратить внимание на любую деталь, помогающую создать    юмористический жалкий образ.

 

Характеристика дьячка Вонмигласова.

  1. Портретная характеристика героя. На какие детали обращает внимание автор?

Какие черты характера раскрывает портрет?

  1. Как одет герой?

  2. Соответствует ли поведение Вонмигласова образу богослужителя?

      Он благочестив на самом деле или только внешне?

  1. Какова речь героя, интонация? Проанализируйте словарный запас Вонмигласова.

  2. Какое чувство у вас вызывает герой рассказа: больше смеха или сочувствия?

(Обсуждение. Обоснование точек зрения).

Учитель: Начнём с Курятина. Опишите его внешний вид.

Ответ: «В поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках».

Учитель: Соответствует внешнему виду врача?                  

Ответ: Не соответствует внешнему виду врача.

Учитель: Обратимся к портрету героя.

Ответ: «Толстый человек лет сорока. На лице выражение чувства долга и приятности».

Учитель: Обратите внимание на эти слова. Как вы их понимаете?            

Ответ: Хочет сыграть роль врача.

Учитель: Как ведёт себя фельдшер? Соответствует ли его поведение образу врача?

Ответ: «Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние», «Зевает…», «Берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы». (Поведение не соответствует образу врача)

Учитель: Какова речь Курятина?

Ответ: «А-а-а…моё вам!», «Раз плюнуть!», «Хирургия – пустяки…».  «Зубы разные бывают. Один рвёшь щипцами. Другой козьей ножкой. Третий ключом… Кому как.»

Учитель: Как характеризует речь нашего героя?                        

Ответ: Это речь глупого необразованного человека, не соответствует речи врача.

Учитель: -Какой делаем вывод о Курятин?

Ответ: Курятин смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена.

Учитель: Больше всего в своей жизни Чехов не любил невежественных, невоспитанных людей.

Учитель: Обратимся к следующему персонажу Вонмигласову.

 Учитель: Итак, портрет Вонмигласова.

Ответ: «Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху».

Учитель: С какой целью Чехов обращает внимание на эту деталь?

Ответ: Чтобы было смешно.

Учитель: Что говорит нам, читателям, портрет о герое рассказа?

Ответ: Это обыкновенный, больной, несчастный человек.

Учитель: Давайте проанализируем речь Вонмигласова. Как она его характеризует?

Ответ: В речи у него происходит смешение разных стилей. Он использует просторечные слова и старославянизмы. Это бескультурный, малообразованный человек.

Учитель: Какова интонация речи Вонмигласова?

Ответ: Говорит плачущим тоном.

Учитель: А если бы с другой интонацией говорил, мог бы быть другой финал?

Ответ: . . .

Учитель: А как ведет себя Вонмигласов?

Ответ: «Креститься на бутыль с карболкой».

Учитель: Мог так поступить богослужитель?

Ответ: Нет, это Кощунство и не соответствует поведению священника.

Учитель: Делаем выводы о Вонмигласове.

Ответ: В. ‒ служитель церкви. Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его поведение не соответствует поведению священника. Он глупый, бескультурный, малообразованны человек, но хочет казаться образованным.

Учитель: Что общего между этими героями.

Ответ: . . .

Учитель: Какой герой вызывает у вас больше жалости или смеха и почему?

Ответ:

Учитель: Итак, подведём итоги. Когда у человека болит зуб, разве это смешно?

                  А как удалось А.П. Чехову обычную жизненную ситуацию сделать смешной?  Какие приёмы ему помогли?

Слайд № 9

Юмористические приёмы

Говорящие фамилии, имена, речь, состоящая из слов, принадлежащих различным стилям, одежда, обстановка, поведение, грустный взгляд через весёлый смех.

Учитель: Какие эмоции вызывает у вас этот рассказ?

Ответ: .

Учитель: Почему нам хочется смеяться, но в то же самое время появляется грустное чувство?                

Ответ: . . .

Учитель: Чехов так и сказал о своих рассказах:

Слайд № 10

«Они смешные, но невесёлые»

А.П. Чехов

Учитель: Да, чеховский юмор особенный – одновременно и смешно, и грустно. Почему? Над чем смеётся Чехов? Что он высмеивает?

Ответ: Над глупостью и невежеством.

Учитель: Это уже не добродушный смех, а смех, который направлен на пороки человеческие. Рассказ «Хирургия» носит и сатирический характер. А что такое сатира?  

Слайд № 11

Сатира ‒ беспощадный смех, направленный против

опасного и вредного для людей.

Учитель: а теперь обратимся к рассказу

Обсуждение

Учитель: итак, начнем с названия. Какой художественный прием мы обнаруживаем в заглавии.

       

 Ответы: Антитеза.

                                                     

Учитель: Как начинается рассказ? Какие художественные детали мы встречаем в этом рассказе?

Ответы учеников

.

2) – Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты композиции. (Завязка – развитие действия – кульминация – развязка).

 - Найдите завязку в рассказе.  («На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».)

- Даёт ли автор длинное описание встречи? (Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и главных действующих лицах).


  • Краткая завязка. (Вступление, начало).

3) – Представьте, что вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев.

  -  Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, походку.

  - А как об этом сказал А.П.Чехов?

 

- Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие толстого.

(Учащиеся заполняют сначала одну колонку, затем другую).

Толстый

Тонкий

. « … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни…»

«Пахло от него хересом и флёрдоранжем».

2. «Ну, полно! Для чего этот тон?»

«… тайного советника стошнило».

1. «… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками».

«Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

2. «… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой». «… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше превосходительно

                             Работа с таблицей. Сравнительная характеристика героев.

Одна-две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.

- Попробуйте составить словесный портрет тонкого. Как вы его себе представляете, его внешность, походку, одежду?

- А как сказано об этом у автора?

Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие тонкого.

- Какие детали наиболее значительны в описании тонкого?  (Навьючен).

- О чём говорит эта деталь? (Он бедный, нет денег на носильщика, поэтому сам несёт (навьючен) чемоданы).

- Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев?  (Антитеза).

- А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев?

(Одно слово, одна деталь может рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе).

Вывод 3. «Говорящая» деталь заменяет подробное описание.

4) – Итак, встретились два школьных товарища.

  • Какие чувства испытывают герои при встрече?

  • Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных).

  • О чём это говорит? (О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).

    - Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? (Диалог).

- Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова.

Вывод 4.  Построение рассказа – диалог.

5)  

   Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары).

  • С каким чувством говорит об этом тонкий? (с чувством гордости).

  • Какую роль играют жена и сын Нафанаил?  (Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого).

  • А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником).

  • - Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом?

  • Как в литературе называется самый напряжённый момент в произведении?  (Кульминацией).

 - Как меняется поведение тонкого и толстого

  • Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость?

- Итак, Чехов делает индивидуальной, неповторимой речь своих героев, а это ещё один секрет чеховского мастерства.

Вывод 5.  Индивидуальная речь героев как основа их неповторимости.

6. Осмысление идеи рассказа.

- Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл?  (Ему стало противно).

- Как об этом сказал толстый?   («К чему это чинопочитание»).

- Как вы понимаете значение этого слова?

(Лицемерное отношение к старшим по должности).

7.Вывод по уроку.

- Что хотел сказать нам А.П.Чехов своим рассказом?

- Какие человеческие качества высмеивает писатель?   (Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство).

9. Заключительное слово учителя.

- Да, школьная дружба – это прежде всего общение на равных, она крепко соединяет людей. А человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком. Урок хочется закончить словами А.П.Чехова: «При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство».  (Слайд)



10 Домашнее задание:


Подумайте, что расскажет дома о встрече с бывшим одноклассником толстый. Напишите этот рассказ от его лица

Дополнительный материал.

Давайте убедимся, насколько вы внимательные читатели.

(Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ, затем ответ появляется на слайде).


1. Сколько героев присутствует в рассказе?  (Четыре).

2. Назовите имя жены тонкого.  (Луиза).

3 . Должность, которую занимает сейчас тонкий.  (Столоначальник).

4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей.  (Тонкий).

5. Что тонкий делает из дерева?  (Портсигары).

6. Прозвище толстого).

8. Имя тонкого. (Порфирий).

9. Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем.  (Толстый).

10. Место, где встретились друзья.  (Вокзал).

11. Как зовут сына тонкого?  (Нафанаил).

12. Прозвище тонкого в школе. (Эфиальт).

13.Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел).

     

     




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!