СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия»

Цель и задачи:

продолжить работу над формированием понятия о комическом;

- раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова ”Лошадиная фамилия” и подчеркнуть приоритет юмора в ранних произведениях Чехова; показать особенности чеховского стиля;

- содействовать развитию коммуникативных компетенций учащихся, лингвистической зоркости, творческих способностей учащихся;

- убедить учащихся, что добрый смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет Чехова, записи на доске, сборник рассказов Чехова, эпиграф:

О смех великое дело!                                                                                             Ничего более не боится                           человек так, как смеха.…                                                         Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержит его никакая сила.

                                                                                                         Н.В.Гоголь

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия»»

План-конспект урока русской литературы в 6 классе

___________________

Тема: А.П.Чехов. «Лошадиная фамилия»

Цель и задачи:

- продолжить работу над формированием понятия о комическом;

- раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова ”Лошадиная фамилия” и подчеркнуть приоритет юмора в ранних произведениях Чехова; показать особенности чеховского стиля;

- содействовать развитию коммуникативных компетенций учащихся, лингвистической зоркости, творческих способностей учащихся;

- убедить учащихся, что добрый смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет Чехова, записи на доске, сборник рассказов Чехова, эпиграф:

О смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха.… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержит его никакая сила.

Н.В.Гоголь

Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Друзья мои! Я очень рада

Войти в ваш светлый класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок:

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи.

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А прозой я скажу.

- Позвольте мне объявить о цели своего визита и зачитать свое официальное обращение к вам, ученикам 6 класса. (Разворачиваю лист, удивляюсь) Но что это? Что за шутки? Ну-ка, ребята, посмотрите, не закатились ли под парты имена прилагательные. Ну да, я ищу прилагательные. Наверное, в дороге высыпались из моего текста. Как же выйти из этого положения?.. Может, вы мне поможете? (ученики называют различные имена прилагательные)

- Спасибо, ребята.

«Я, Наталья Владимировна, весёлая учительница вкусной школы прибыла в ваш умный класс с целью дать храбрый урок литературы. Я рада приветствовать небесных гостей и счастлива видеть синие лица учеников. У меня трусливое настроение, а потому не замедлю объявить, что тема нашего урока ”Лошадиная фамилия” А.П.Чехова как юмористический рассказ. Речь героев как источник юмора».

3. Сообщение темы урока, постановка цели, задач

Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться.

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.

- Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни – будь то забавный случай, чей-то рассказ или литературное произведение. Но в 6 классе вам впервые придется взглянуть на смешное глазами ученых-литературоведов. Ведь чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые называются художественными средствами.

- А почему вы, ребята, улыбались? Что вызвало ваш смех? Как же называется приём, который вас так рассмешил? (Несоответствие. В данном случае несоответствие им. прилагательных существительным)

4. Актуализация ранее изученного материала

- Почему слово может вызвать смех? И в чем сила смеха? Как вы понимаете смысл эпиграфа нашего урока? (Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше)

- Произведения, которые вызывают наш смех, называются юмористическими. Что такое юмор? Обратимся к записи на доске.

Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Сатира (лат.) – обличие людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

- Ребята, как вы думаете, какое из этих определений соответствует понятию юмор?

- Юмор – это всегда какой смех? (Добрый)

- В чем природа комического? Почему возникает смех? Одну причину – несоответствие– мы уже назвали. Поищем ещё.

(Втаскиваю в класс большой, старый чемодан, при этом изображаю, что мне очень тяжело его тащить)

- А теперь вам почему смешно? (Ответы уч-ся)

- Значит, смех вызвали неожиданность, несоответствие, преувеличение.

- Как вы думаете, что может находиться в чемодане? (ответы уч-ся)

- Открываем чемодан: письмо на деревню дедушке, козья ножка, щипцы, зуб, удочка…

И зачем же на урок

Их учитель приволок? (Все эти предметы встречаются в рассказах Чехова)

- Кстати, ребята, почему я употребила слово « приволок»? А почему не принесла, притащила, преподнесла? (Принёс… неясно что, слово без настроения. Преподносит подарок, что-то торжественное. Притащили подходит, но нарушилась бы рифма.)

- Замечательно! Вы очень хорошо чувствуете слово, различаете синонимические оттенки. Уверена, мы с вами справимся и с художественным текстом.

5. Постановка проблемного вопроса

- Вы во время моего чтения рассказа должны подумать и определить, почему же рассказ о такой многим знакомой неприятности называется юмористическим? Что делает рассказ смешным?

6. Чтение учителем рассказа.

7. Беседа с классом.

-Какие эпизоды вам показались особенно смешными?

-Что делает рассказ смешным? ( Смешным оказывается сюжет; смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиваться можно по телеграфу. Смешны способы лечения, смешны лошадиные фамилии. Смешна своей неожиданностью развязка).

- Вы отметили, что смех вызвала речь, язык героев. Что можно о них сказать? Обратим внимание на речь генерала, смотрим в текст

« Ну?… Ну, что же? Скорей думай!»

« Чёрт тебя возьми», «к черту депешу пошлешь»,

«накося» ( В его речи автор подчеркивает повелительные, недовольные интонации, бранные резкие выражения, вызванные раздражением)

- Хотя генерал и мучается зубной болью, но он не вызывает сочувствие у нас, не правда ли? Скорее всего автор заставляет нас смеяться над комическим положением Булдеева. Как вы думаете, ребята, почему? Не забывайте свои ответы подтверждать примерами из текста. (Генерал считает заговоры «ерундой и шарлатанством», а сам неторопливо требует от приказчика, чтобы тот вспомнил «лошадиную фамилию» знахаря; он категорически отказывается от предложения доктора вырвать зуб, а затем сам посылает за ним, как за спасителем).

- Теперь обратим внимание на приказчика, который тоже поставлен в комическое положение. Как вы думаете, ребята, в чем проявляется комизм этого персонажа, что в нем смешного? ( Вспоминает забытую им фамилию знахаря Овсова лишь тогда, когда эта фамилия уже не нужна. Раннее, назвав фамилию Овсов «лошадиной», он направил поиски по неправильному пути; все ищут эту фамилию по масти, возрасту, по нраву лошадей, но никак не думают о том, чем питаются лошади.

- Давайте, обратим внимание, как меняется поведение и речь Ивана Евсеевича.

- Как ведет он себя вначале (уверенно, неторопливо, многословно дает совет Булдееву: обратиться к знахарю. Сообщает ненужные о нем сведения (о характере, образе жизни, семейном и служебном положении, а самое главное – фамилию - забывает)).

- Как после этого меняется поведение героя? ( Теряет свою смелость, испытывает страх перед рассерженным генералом, униженно сознает свою вину: «медленно вошел», «виновато вздохнул», вспомнив фамилию, опять обретает самоуверенность, надежду снова заслужить расположение генерала)

- Какова речь приказчика? (Бедная, неправильная, многократно употребляет одни и те же выражения, произносит просторечные слова: «дадена», «выпользовать», «ежели».)

- Через речь Ивана Евсеича Чехов превосходно передает невежественность, ограниченность приказчика. т.о. речь героев - это еще один литературный прием, - сниженная, неверная речь, - вызывающий наш смех. И мы с вами в этом убедились. Каким можно назвать чеховский смех в рассказе «Лошадиная фамилия» : добродушным, уничтожающим или другим? (Добродушным. Это смех над мелкими слабостями людей, смех над тем, что забавно, но не опасно)

8. Подведение итогов

- Подведем итог: какие особенные чеховские приемы создают комический эффект в его рассказах. (Это достигалось ярким заглавием, значащими именами и фамилиями; сюжетом, который строится на необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; речью героев)

- По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя. Его короткие рассказы очень емкие по содержанию, многому учат читателя: отличать правду ото лжи, воспитывают отвращение к грубости, хамству, учат уважать человека – в себе и в других. Они воспитывают понимание красоты труда, умение видеть красоту в жизни. Произведения Чехова учат красиво жить, красиво думать и красиво чувствовать. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Таков завет Чехова.

9. Домашнее задание

Прочитать два-три юмористических рассказа А.П.Чехова. Инсценировать эпизоды рассказа.

10. Комментированное выставление оценок

11. Рефлексия

Спасибо вам, ребята. Мы сегодня с вами много смеялись. Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали вы славно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!