План-конспект
открытого урока русской литературы
в интегрированном 5 «Б» классе
учителя русского языка и литературы Тарасик Н. С.
А. П. Чехов. «Мальчики». Слово о писателе. Мир детства в рассказе
Тема: А. П. Чехов. «Мальчики». Слово о писателе. Мир детства в рассказе (Урок 1).
Цель. 1) познакомить учащихся с отдельными эпизодами творческой биографии А. П. Чехова; прочитать рассказ; расширить кругозор учащихся (лексика); рассмотреть мир детства в рассказе, любознательность героев, их увлечённость мечтой;
2) развивать навыки выразительного чтения; учить выделять главное, оценивать поступки; развивать эмоциональную сферу мышления учащихся;
3) прививать интерес к классической литературе, умение наслаждаться красотой художественного слова А. П. Чехова; воспитывать культуру восприятия худ. текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Все сосредоточились и настроились на работу. Мы помним:
Невозможно без вниманья получить образованье!
Тема урока – А. П. Чехов. «Мальчики». Слово о писателе. Мир детства в рассказе.
Какие задачи мы поставим перед сосбой на сегодняшнем уроке?
1. Познакомиться с жизнью и творчеством А.П. Чехова.
2. Сравнить главных героев.
3. Понять, чему учит нас рассказ «Мальчики».
II. Слово учителя.
- Более 150 лет назад, может в такой же зимний денек, родился мальчик. И никто на земле не знал, что родился будущий знаменитый писатель Антон Павлович Чехов.
С творчеством Чехова мы и познакомимся сегодня. Наше знакомство мы начнем с биографии писателя. Как вы думаете, почему? (Поможет лучше понять произведения писателя.)
Подготовленный учащийся рассказывает биографию А.П. Чехова. Краткое сообщение о творческой биографии А. П. Чехова.
Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в Таганроге в семье мелкого торговца.
Чехов – русский писатель, классик мировой литературы. По профессии врач. Произведения А. П. Чехова переведены на 100 языков мира. У Чехова много произведений написано для детей и о детях. Это и «Каштанка», и «Белолобый», и «Мальчики». Антон Павлович создал более 900 произведений за 26 лет творчества.
Светлый ключ таланта пробивался в семье чуть ли не в каждом. Павел Егорович, глава семейства, играл на скрипке, пел, рисовал. Мать, Евгения Яковлевна, была хорошей рассказчицей. Их дети, Александр и Михаил, стали писателями, Николай – художником, Иван – педагогом, а дочь Мария – художницей.
III. Сообщение темы, постановка целей урока.
Рассказ А.П. Чехова «Мальчики» поможет нам попасть в замечательный мир детства, романтики, мечты.
- Вспомните всех героев этого произведения. (Мальчики Володя, Чечевицын, отец, мать, тётка, Катя, Соня, Маша – сёстры, урядник.)
- Назовите главных героев. (Володя и Чечевицын.)
- Скажите, а что является темой рассказа? (Желание мальчиков осуществить путешествие в далекую страну. Ребята не думали о том, что ждет их впереди, у них нет ограничений).
- Сегодня на уроке мы будем говорить о Володе и Чечевицыне, их мечтах, увлечениях, поступках и характерах.
IV. Проверка первичного восприятия.
Понравился ли вам этот рассказ?
Как вы думаете, это грустный или весёлый рассказ? Объясните ответ.
Куда же хотели сбежать мальчики?
Мечтал ли кто-нибудь из вас отправиться в далёкое путешествие? Куда?
V. Словарная работа.
В рассказе встретилось много непонятных слов. Давайте поработаем с ними, чтобы затем при работе не встречались трудности. Помогите мне объяснить значение слов, которые вам знакомы.
(Слова размещены на доске, значения этих слов – на отдельных карточках, расположенных в разных местах доски. Дети находят определение и закрепляют на доске рядом с соответствующим ему словом.)
Розвальни – сани без спинки и сиденья.
Башлык – капюшон с длинными концами, надеваемый для теплоты поверх шапки.
Гимназист – ученик гимназии (школы в 19 веке).
Приказчик – управляющий имением.
Флигель – постройка с боку главного здания.
Сюртук – мужской длинный пиджак в талию с длинными полами.
Бизон – животное, дикий североамериканский бык.
Джин – крепкий спиртной напиток.
Самоеды – это старое название ненцев и некоторых северных народов.
Индейцы – коренные племена Америки.
Мустанги – одичавшая лошадь.
Пампасы – южноамериканские степи.
Москит – мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы.
Термиты – насекомые.
Сочельник – канун новогодних (рождественских) праздников.
Флигель – пристройка к дому или небольшой отдельный дом во дворе большого здания.
Урядник – полицейский, нижний чин в полиции.
VI. Беседа по вопросам. Анализ произведения.
- Поговорим о задаче нашего урока. Она вытекает из данной логической цепочки:
Событие – поступок – характер (Запишите в тетрадь)
-Почему именно такую цепочку я построила?
(Именно поступки героев помогают нам разобраться в его взглядах, понять его характер)
- Для начала попробуем понять, как развиваются события рассказа.
1. Когда происходят события? (В 19 веке, перед Рождеством).
2. Чем занята семья Королёвых накануне Нового года? Что автор называет "увлекательной и шумной работой"? (Изготовление елочных украшений.)
3. Почему рассказ начинается с радостных восклицаний домочадцев Володи? (Восклицания помогают нам понять, каким долгожданным был приезд Володи домой.)
4. Как Чехов передаёт весёлую суету, вызванную приездом Володи? (Перечисляются действия, обозначенные глаголами: крикнул, завопила, бросились обнимать и целовать, подняли визг, вбежал, закричал… Появлению Володи, кажется, рады даже двери, которые «скрипели, хлопали», не говоря уж о Милорде, который ревел басом от восторга, приветствуя Володю)
4. Откуда приехали мальчики? (Из гимназии, на каникулы).
5. Как относятся друг к другу члены семьи Королевых? Как вы смогли это определить?
(Дружески, сердечно, уважительно, заинтересованно. Все участвуют в общем деле. Члены семьи очень рады приезду гостей, встречают их шумно, с восторгом.)
6. Давайте разделим рассказ на отдельные эпизоды.
1. Приезд Володи и его друга. (Его ждут дома, ему очень рады).
2. Подготовка к побегу. (Напористая сила Чечевицына, нерешительность Володи).
3. Побег.
4. Поиски мальчиков. (Напряженность действия).
4. Возвращение мальчиков. (Суета, но нет веселья. Раскаяние Володи).
5. Отъезд Чечевицына(Чечевицын не раскаивается в поступке).
7. Почему мальчики решили сбежать? К ним плохо относились в семье? (Чтение приключенческих романов Майн-Рида.)
8. Проведем небольшую исследовательскую работу по глобусу. Мы наметим маршрут движения мальчиков. (Сначала в Пермь, Оттуда в Тюмень…потом Томск…потом…потом в Камчатку. Оттуда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив. (Опасливо озираясь) Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей. Володя: А Калифорния? Чечевицын: Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом.) Как вы считаете, реально ли мальчикам проделать такой путь? (19.270 км)!!!!
9. В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьей? Чем эти встречи отличаются, чем они похожи? (Шум и суета в начале и в конце, а веселье только в начале рассказа).
10. Правильно ли поступили родители в этой ситуации? (Да.)
Физкультминутка.
Мы становимся всё выше,
Достаем руками крыши.
На два счета – поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
Поднимайтесь плечики,
Прыгайте, кузнечики..
VII. Сравнительная характеристика главных героев.
-Сейчас мы будем говорить о главных героях, учиться их сравнивать.
-Как мы можем сравнивать героев литературного произведения? Посмотрите на план, по которому мы будем работать.
План характеристики героев произведения (написан на карточках на всех столах)
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они?
2.Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Речь героя.
4. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя?
5. Что общего между героями?
6. Что отличает двух героев?
7. Ваше отношение к данным персонажам.
8. Отношение автора к героям.
9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?
План характеристики героев произведения
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они? Володя и Чечевицын – мальчики одного возраста, учатся вместе.
2.Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
- Найдите описание мальчиков в тексте.
- У вас на столах лежат каточки с характеристикой героев. В парах выберете те, которые, по вашему мнению, подходят мальчикам.
Работа в парах
Володя: Чечевицын:
пухл худ
бел смугл
весёлый угрюмый
разговорчивый малообщительный
странный некрасив
Всё время о чём-то думает Занят своими мыслями.
- Из представленных на доске иллюстраций выберите мальчиков, которые подходят по описанию к героям произведения. Какой из них Володя, а какой Чечевицын? Докажите устно.
Слайд 6. Портреты героев. Чечевицын, в отличие от Володи, «худ, смугл, покрыт веснушками». «Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив».
3. Речь героя.
Речь героев загадочна, много непонятных слов: Монтигомо Ястребиный коготь, пампасы, мустанги, бледнолицый, Майн-Рид. Это слова из произведений известного английского писателя Майн-Рида.
4. В каких поступках, мыслях лучше всего раскрываются характеры героев? (Чечевицын оказывает на Володю большое влияние. Домашние замечают, что поведение Володи изменилось: «Всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад тому, что приехал домой». Он был занят какими-то тайными мыслями, переглядывался с Чечевицыным, о чем-то шептался с ним, не участвовал, как обычно, в рождественским приготовлениях, «не играл, а все думал о чем-то». Чечевицын разрабатывает маршрут путешествия, убеждает Володю не трусить, а бежать с ним в Америку, в конце концов уговаривает его.)
5. Что общего между героями? Они одного возраста, оба ведут себя странно, всё время о чём-то думают.
6. Что отличает двух героев? Чем можно объяснить такое сильное влияние Чечевицына на Володю?
Они совершенно разные: Чечевицын – целеустремленный, смелый, решительный, суровый, не думает ни о ком, неустрашимый. Чечевицын – по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь.
Володя очень добрый, любит родителей, поэтому он нерешителен.
Можно ли назвать Володю трусом? Почему? Нет.
7. Ваше отношение к данным персонажам.
Для того чтобы определить своё отношение к героям, надо понять мотив их поступка (ПОБЕГА). Почему герои решились на побег? Давайте выберем.
Герои решились на побег, потому что:
Были смелыми и решительными
Были глупыми и самонадеянными
Мало знали и плохо представляли трудности пути
Не любили своих близких
Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными
Любили путешествовать и узнавать новое.
- Что происходило в семье после побега? (Словами из текста)
- Встреча после побега. (Прочитать)
- Можно ли так поступать?
- Как вы относитесь к мальчикам? (нравятся, не нравятся и чем)
- Что могло произойти, если бы мальчиков не нашли?
- Могло случиться что-нибудь страшное.
- Правильно ли они поступили?
- Мальчики поступили неправильно, потому что они думали только о себе.
8. Отношение автора к героям.
- Автор не осуждает мальчиков, потому что они ещё маленькие.
(Автор осуждает мальчиков, потому что они доставили много хлопот и переживаний родственникам.)
9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?
VIII. Обобщение. Подведение итогов урока.
-Чему учит автор произведения?
- Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей.
-Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий.
- Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться.
- Какой вывод сделаем по уроку?
Нужно любить родителей и близких тебе людей, не огорчать их.
- Чтобы путешествовать нужно много знать, а значит – нужно учиться.
Итоговые вопросы:
1. С творчеством какого писателя мы познакомились?
2. Что из жизни Чехова вам запомнилось?
3.Назовите произведение, с которым познакомились.
4. Назовите тему и основную мысль произведения.
5. Что вам понравилось на уроке?
6. Закончите фразу: «Я сегодня на уроке….»
IX. Домашнее задание. Выставление отметок.
1) перечитать рассказ;
2) составить план рассказа в тетрадь (70-10 пунктов) и подготовить по нему близкий к тексту пересказ фрагмента в полстраницы.
3) составить тест или викторину из 10 вопросов.
X. Рефлексия.
- Достигли ли мы целей, поставленных на урок? Значит, мы на чуточку приблизились к целеустремлённым людям.
Я прошу вас выразить своё мнение об уроке, оценить свою работу, дорисовав улыбку этому солнышку. (На парте у каждого ребёнка рисунок солнышка, у которого не нарисован рот.) Пусть на его лице отразится ваше настроение.
План характеристики героев произведения
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они?
2. Внешность героя (его лицо, одежда, манера поведения).
3. Речь героя.
4. В каких поступках, мыслях лучше всего раскрывается характер героя?
5. Что общего между героями?
6. Что отличает двух героев?
7. Ваше отношение к данным персонажам.
8. Отношение автора к героям.
9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?
План характеристики героев произведения
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они?
2. Внешность героя (его лицо, одежда, манера поведения).
3. Речь героя.
4. В каких поступках, мыслях лучше всего раскрывается характер героя?
5. Что общего между героями?
6. Что отличает двух героев?
7. Ваше отношение к данным персонажам.
8. Отношение автора к героям.
9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?
План характеристики героев произведения
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они?
2. Внешность героя (его лицо, одежда, манера поведения).
3. Речь героя.
4. В каких поступках, мыслях лучше всего раскрывается характер героя?
5. Что общего между героями?
6. Что отличает двух героев?
7. Ваше отношение к данным персонажам.
8. Отношение автора к героям.
9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?
А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики»
2. Внешность героя.
Задание. У вас на столах лежат карточки с характеристикой героев. В парах выберите те, которые, по вашему мнению, подходят мальчикам. Работа выполняется в парах.
Пухл, смугл, разговорчивый, бел, угрюмый, малообщительный, худ, весёлый, странный, некрасив, всё время о чём-то думает, занят своими мыслями.
Из представленных иллюстраций выберите мальчиков, которые подходят по описанию к героям произведения. Какой из них Володя, а какой Чечевицын? Докажите устно.
3. Речь героя.
Речь героев _______________ , в ней много _________ слов: пампасы,____________________. Это слова из произведений английского писателя ______________________ .
А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики»
2. Внешность героя.
Задание. У вас на столах лежат карточки с характеристикой героев. В парах выберите те, которые, по вашему мнению, подходят мальчикам. Работа выполняется в парах.
Пухл, смугл, разговорчивый, бел, угрюмый, малообщительный, худ, весёлый, странный, некрасив, всё время о чём-то думает, занят своими мыслями.
Из представленных иллюстраций выберите мальчиков, которые подходят по описанию к героям произведения. Какой из них Володя, а какой Чечевицын? Докажите устно.
3. Речь героя.
Речь героев _______________ , в ней много _________ слов: пампасы,____________________. Это слова из произведений английского писателя ______________________ .
А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики»
2. Внешность героя.
Задание. У вас на столах лежат карточки с характеристикой героев. В парах выберите те, которые, по вашему мнению, подходят мальчикам. Работа выполняется в парах. Поставьте стрелочки к героям.
Володя | Пухл, смугл, разговорчивый, бел, угрюмый, малообщительный, худ, весёлый, странный, некрасив, всё время о чём-то думает, занят своими мыслями. | Чечевицын |
Пухл, смугл, разговорчивый, бел, угрюмый, малообщительный, худ, весёлый, странный, некрасив, всё время о чём-то думает, занят своими мыслями.
Из представленных иллюстраций выберите мальчиков, которые подходят по описанию к героям произведения. Какой из них Володя, а какой Чечевицын? Докажите устно.
3. Речь героя.
Речь героев _________________________ , в ней много _________________ слов: пампасы,______________________________________________________. Это слова из произведений английского писателя ______________________ .
Карточки к словарной работе (распечатать на А4, печать альбомная)
Башлык
Гимназист
Приказчик
Розвальни
Сочельник
Сюртук
Урядник
Флигель
Чечевица
Бизон
Джин
Индейцы
Москит
Мустанги
Пампасы
Плантации
Самоеды
Термиты
сани без спинки
ученик гимназии
капюшон с длинными концами, надеваемый поверх шапки
управляющий имением
постройка с боку главного здания
бобовое растение с круглым семечком
нижний чин в полиции
мужской длинный пид-жак с длинными полами
канун рождественских праздников
одичавшие лошади
животное, дикий бык
насекомые
старое название северных народов
коренные племена Америки
крепкий спиртной напиток
южноамериканские степи
мелкое насекомое южных стран (больно кусает)
большие земельные владения в Америке
10