СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П. Чехов – мастер жанра короткого рассказа. Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Хамелеонство – социальное явление. Осмеяние трусости и угодничества.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов – мастер жанра короткого рассказа. Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Хамелеонство – социальное явление. Осмеяние трусости и угодничества.»

Урок: № 37

Предмет:  литература

Класс: 7

Дата: 23.01.2018.

Авторы-составители учебника:  В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин

Тема урока: А.П. Чехов – мастер жанра короткого рассказа. Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Хамелеонство – социальное явление. Осмеяние трусости и угодничества.

Планируемые результаты

Предметные: научиться анализировать эпическое произведение.

Метапредметные: формировать навыки анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; понимать прочитанное; аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формирование мотивации к обучению самосовершенствованию, эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Основные понятия: короткий рассказ, хамелеонство

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник, текст рассказа «Хамелеон», презентация, раздаточный материал, диалог из рассказа «Хамелеон» (видеоматериал), презентация, иллюстрации по теме урока.



ХОД УРОКА

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли

А. П. Чехов.

I Организационный момент

Здравствуйте. Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будут такими же прекрасными.

П Мотивация учебной деятельности

  1. Работа с эпиграфом

Сегодня на уроке литературы мы будем изучать творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке.

- Посмотрите на портрет, может кто-то назовет фамилию этого писателя? (А. П. Чехов)

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - писал А. П. Чехов.

Именно эти слова стали смыслом и его жизни, и его творчества.

2. Подведение к теме урока

Обратите внимание на картинку, которая висит на доске.

- Кто изображен на картинке? (хамелеон)

- Объяснить значение слова (работа со словарем)

- Как нам связать хамелеона и творчество А. П. Чехова? (рассказ Чехова тоже называется «Хамелеон»)

III Постановка целей и задач урока

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на тему нашего урока

А.П. Чехов – мастер жанра короткого рассказа. Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Хамелеонство – социальное явление. Осмеяние трусости и угодничества.



- Давайте попробуем поставить перед собой цели и задачи на сегодняшний урок

Напоминаю, что формулировка цели строится по плану « вспомнить узнать - научиться» (Регулятивные УУД)



1) Повторить основные факты из биографии писателя

2) Вспомнить, что такое рассказ

3) Выяснить особенности заглавия и фамилий героев

4) Дать характеристику героям рассказа

5) Что даст нам изучение рассказа «Хамелеон»?



Наша цель: развивать навыки и умения работы с текстом

А для этого проведем не обычный урок, а урок-исследование.

Вам было дано опережающее задание: прочитать рассказ А. П. Чехова «Хамелеон», повторить биографию А. П. Чехова, выбрать наиболее интересные факты из его жизни.

1V. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Проверка опережающего задания.


  1. Мозговой штурм «Основные факты из биографии

А. П. Чехова» (Приложение1 презентация)


- Игра «Фото – факт из биографии А. П. Чехова» («Основные факты из биографии А. П. Чехова»)


По картинке слайда назвать факт из биографии А. П. Чехова


Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. Он был в семье третьим ребенком из шести. Дед писателя в свое время был крепостным, но благодаря упорному труду и бережливости он смог купить свободу своей семье.

С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.
Отец Антона Чехова – Павел Егорович – воспитывал своих детей в большой строгости. Накопив денег, он открыл бакалейную лавку в Таганроге. Помощь отцу в торговле стало для сыновей обязательным занятием. Кроме того, все сыновья должны были овладеть каким-либо ремеслом. Будущий писатель изучал портняжное дело.

Антон Павлович писал о своем детстве: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Деспотизм преступен трижды…»

Вывод: Детство и юность Чехова проходили, в основном, в бакалее, где он научился наблюдать повседневную жизнь простого русского человека. Мальчик подолгу мог спокойно сидеть и слушать разговоры посетителей, их сплетни, жалобы, радости и надежды. Умение писателя слушать станет одним из самых ценных навыков его как рассказчика.

Школьные годы писателя

В шесть лет Антон поступил в греческую школу, где проучился два года. Обучение там было плохим, учитель заставлял детей учить материал наизусть и наказывал розгами за неповиновение. Следующим местом обучения Чехова стала гимназия. Там писатель получил хорошее образование, познакомился с талантливыми людьми. Именно во время обучения в гимназии Чехов написал своё первое стихотворение, которое было опубликовано в рукописном журнале. Подписал он его псевдонимом – Чехонте. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.

Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.
Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.

К 1876 году отец писателя разоряется и переезжает с семьёй в Москву. Антон Павлович остаётся в Таганроге, чтобы закончить обучение. Далее он поступает в Московский университет, где изучает медицину. В 1884 году переезжает в Вознесенск, где работает уездным врачом. Но от творчества писатель не отказывается. В это время были написаны некоторые известные рассказы, среди которых “Хирургия”.
Пару лет спустя Чехов становится заведующим больницей в Звенигороде. Основные рассказы писателя в этот период связаны с медициной. Например, “Сирена”, “Мёртвое тело”.


Благотворительность

Чехов был не только выдающимся писателем, но и благородным человеком. В 1892 году в России наступило тяжёлое время – засуха уничтожила посевы, люди голодали. На свои собственные деньги Антон Павлович приобретает усадьбу в Мелихово, где открывает школы и медпункт для крестьян. Также он принимает участие в строительстве дороги, занимается посадкой деревьев. Его дом всегда полон гостей.

Крым

В 1898 году писатель перебирается на постоянное жительство в Крым. Этот период характеризуется активной общественной жизнью Чехова. Он лечит больных, даёт деньги на строительство школ, становится попечителем женской гимназии.

А. П. Чехов любил заниматься земледелием, он посадил много деревьев.

- Учитель: Обратите внимание на дерево, которое перед вами. Представим, что это тоже дерево Чехова. Позже мы к нему вернемся.

2) Повторение теории литературы. «Рассказ» как жанр литературы



Учитель: А. П. Чехов – мастер короткого рассказа.

- Чем отличается короткий рассказ от обычного рассказа? (Он не должен превышать 100 строк).

А мы с вами попробуем передать содержание рассказа еще меньшим количеством строк.

  1. Краткое изложение содержания рассказа «Хамелеон»



- Придумайте 5 предложений, чтобы передать ход событий, употребив глаголы в настоящем времени



  1. Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов.

  2. Он слышит визг собаки.

  3. Он видит мастера Хрюкина, которого за палец укусила собака.

  4. Очумелов долго выясняет, чья собака.

  5. Узнает, что хозяин собаки – брат генерала, продолжает свой путь.



V Основное содержание урока

  1. Беседа с учащимися.



- Что такое болезнь?

- А к кому мы обращаемся за помощью, когда болеем? (к врачу).

- А. П. Чехов мог лечить болезни? (да) 

- Почему? (потому что был по профессии врачом)

- Какие бывают болезни? (Телесные и душевные; скрытые и ярко выраженные)



Физминутка (Гимнастика тибетских монахов)

А. П. Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души.

- Как? (Своими рассказами)

И сегодня я предлагаю вам посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажа его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в его поведении скрывается болезнь.

Поэтому сегодня вы все – главные ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова.

А нашим пациентом будет литературный герой рассказа «Хамелеон».



2. Работа с диалогом (прослушать видео или зачитать по ролям диалог)



  1. Работа в парах (Коммуникативные УУД). Прием «Фишбоун». (Объяснение учителем правил работы в парах)


Перед вами «Карта пациента», которую необходимо заполнить.


Но перед тем, как лечить болезнь:

  • ее нужно распознать

  • определить ее симптомы,

  • поставить диагноз,

  • выписать рецепт с наименованием лекарства.



1 параРегистратура. Определить наших «пациентов». «Говорящие» фамилии.

Карточка-помощник: 1) Попробуем объяснить значение фамилии полицейского надзирателя. Обычно, говорящая фамилия вызывает комический эффект и представляет собой сжатую характеристику персонажа – его сущность.

Заключение: Очумелов? (Фамилия образована от глагола "очуметь” - потерять соображение.- Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень)



2 пара - Врач-терапевт. Общее состояние пациента (первый абзац рассказа)

Заключение: полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон. (Вседозволенность)

Влияние эмоционального состояния на:

3 пара – Психотерапевт. Влияние эмоционального состояния на поведение пациента.

Заключение: поведение меняется в зависимости от того, чья собака. Готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой. (Чинопочитание, подхалимство)

4 параНевропатолог. Влияние эмоционального состояния на речь, интонацию пациента.

Проследить за интонацией главного героя Очумелого, как меняется решение Очумелова в зависимости от обстоятельств.

Заключение: интонация голоса меняется (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. (Двуличие. Трусливость)

5 пара – Психолог. Влияние эмоционального состояния на отношение к окружающим.

Заключение: виновником является «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Взгляд на справедливость меняется в зависимости от того, чей щенок.(Угодливость)



Чья собака? (Приложение3)



Чья собака?

Решение Очумелого

Интонация Очумелого

Как называет

собаку?

1. Собака ничья, бродячая

    1. Истребить. Немедля!

  1. Строгая

  1. Бродячая, бешеная

  1. Собака генерала Жигалова

2. Как она могла тебя укусить?

2. Удивленная; грубая

2. Собачка маленькая

3.Не генеральская

3. Нужно проучить

3. Повелительная

3. Не собака, а черт знает что! Ни шерсти, ни вида.

4. А может, и генеральская.

4. Отведешь ее к генералу

4. Услужливая, робкая

4. Она, может, дорогая. Собака – нежная тварь!

5. Не генеральская

5. Истребить и все!

5. Грубая

5. Бродячая

6. Генералова брата

6. Возьми ее!

6. Трусливая

6.Собачка, шустрая такая… собачонка ничего себе



4. Консилиум (заслушать заключения врачей): двуличный, меняет решения, интонацию голоса, поведение

- Какое слово повторяется у всех врачей? ( меняет )

- Сколько раз он меняет свое решение? (6 раз)

- Какой вывод мы можем сделать?

Главный герой Очумелов - хамелеон

Диагноз: хамелеонство

VI Подведение итогов:

  1. Вопросы к учащимся:

- Хамелеонство – это болезнь души или тела? (Болезнь нравственная)

- Дайте характеристику болезни – хамелеонство.

Хамелеонство – это особое поведение человека, которое проявляется в приспособлениего к окружающей обстановке (человек боится быть самим собой, становится лакеем, угодником, подхалимом).

Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)

- Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства? (Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое "я”, он не может иметь своего мнения)

- Что приводит к такой болезни? (надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными; наши пороки: чинопочитание, угодничество, лицемерие, самодурство, страх и т. д.)

- А можно вылечить такого человека? (все зависит от человека; самовоспитанием, осуждением пороков)

- Вот вы сами и прописали лечение.

- Не ошибся А. П. Чехов в названии рассказа? Почему Чехов назвал свой рассказ «Хамелеон»? В каком значении употребил автор слово «хамелеон»?

Учитель:

А. П. Чехов боролся за человека гордого, свободного, имеющего чувство собственного достоинства, а высмеивал то, что мешает человеку стать таковым.


- Чему учит нас рассказ?

Чехов предупреждает: будьте внимательны, нет ли среди нас хамелеонов, всегда ли справедливы ли вы в жизни, от чего зависит наше собственное решение?

Писатель заставляет задуматься о том, почему человек унижает сам себя, нищает духовно. Чехов указывает нам на то, как унизительно в человеке рабство, как важно сохранить в себе человеческое достоинство, самоуважение, порядочность. Ведь каждого из нас есть за что уважать.

А вот какой совет даёт читателям сам писатель:

Не будь подхалимом, угодником, льстецом, уважай в себе личность!

Давайте вернемся к дереву Чехова. А. П. Чехов выписывал очень редкие экземпляры деревьев и растений из-за границы. И даже сам выводил новые сорта. У него есть название - «дерево совести». Пусть зацветет оно красивыми цветами, которые обязательно дадут плоды – плоды лучших человеческих качеств. (Доброта, честность, порядочность, уважение к другим, взаимопомощь, милосердие, любовь к ближнему, искренность, отзывчивость, бескорыстие). 

Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности.

На ваших партах есть цветочки. Напишите, пожалуйста, на них, какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий человек.

Следите, чтобы вокруг него не появились сорняки – пороки. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами. И помните слова А. П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

VII Рефлексия «Светофор» (сигнальные цвета светофора)

Поднимите зеленые кружочки те, кто хорошо поняли данную тему, желтые - есть некоторые вопросы, красные – кто тему не понял.

- Что я узнал нового?

- Что было сложно?

- С какой целью А. П. Чехов написал этот рассказ? (чтобы сделать мир лучше)

- В современном мире существуют люди-хамелеоны?

VIII Оценивание

IX Домашнее задание: составить синквейн на сущ. Очумелов; прочит. рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня» (знать содержание)





















































«А.П. Чехов – мастер жанра короткого рассказа.

Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов.

Смысл названия рассказа.

Хамелеонство – социальное явление.

Осмеяние трусости и угодничества»







Открытый урок

учителя русского языка

и литературы

МБОУ «Заречненская школа

с крымскотатарским языком

обучения – детский сад»

Кравчук Ирины Петровны

























2018 г.



Приложение1 Презентация «Игра «Фото – факт из биографии А. П. Чехова»

Приложение2 Карта пациента

Приложение3 видео «Чья собака?»


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!