СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Чехов "Попрыгунья"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов "Попрыгунья"»

А. П. Чехов.  Рассказ “Попрыгунья“. Проблема истинных и ложных ценностей

А. П. Чехов. Рассказ “Попрыгунья“.

Проблема истинных и ложных ценностей

Ложные ценности – это всѐ то, что…? Истинные ценности всегда там, где …?   Из кого бы ни состояла будущая Россия – из чеховских героев она состоять не будет. В жизни они явятся только большими исключениями, в литературе их разлюбят, потому что перестанут понимать… Чехов – это своеобразный «код общения». Если я встречаю человека и узнаю, что он любит Чехова, значит, я нашел друга. Владислав Ходосевич, поэт и литературный критик, современник Чехова Чингиз Айтматов, советский писатель

Ложные ценности – это всѐ то, что…? Истинные ценности всегда там, где …?

Из кого бы ни состояла будущая Россия – из чеховских героев она состоять не будет. В жизни они явятся только большими исключениями, в литературе их разлюбят, потому что перестанут понимать…

Чехов – это своеобразный «код общения». Если я встречаю человека и узнаю, что он любит Чехова, значит, я нашел друга.

Владислав Ходосевич, поэт и литературный критик, современник Чехова

Чингиз Айтматов, советский писатель

Впервые рассказ Антона Павловича Чехова «Попрыгунья» был напечатан в петербуржском журнале «Север» за 1892 г., №№ 1,2. Фрагмент из его письма редактору: «… относительно названия я ничего еще не придумал. Если уж так нужно, то назовите просто «Рассказ» или же «Обыватели» . Однако позже, посылая Тихонову эту, по его словам, «чувствительную историю для семейного чтения», Чехов все-таки дал рассказу название «Великий человек». В следующем письме заметил: «Великий человек» мне совсем не нравится. Надо назвать как-нибудь иначе — это непременно. Назовите так — «Попрыгунья»».

Впервые рассказ Антона Павловича Чехова «Попрыгунья» был напечатан в петербуржском журнале «Север» за 1892 г., №№ 1,2.

Фрагмент из его письма редактору: «… относительно названия я ничего еще не придумал. Если уж так нужно, то назовите просто «Рассказ» или же «Обыватели» .

Однако позже, посылая Тихонову эту, по его словам, «чувствительную историю для семейного чтения», Чехов все-таки дал рассказу название «Великий человек».

В следующем письме заметил: «Великий человек» мне совсем не нравится. Надо назвать как-нибудь иначе — это непременно. Назовите так — «Попрыгунья»».

Прообраз Ольги Ивановны Угадывались черты художницы Софьи Петровны Кувшинниковой, хозяйки известного в Москве литературно-артистического салона, угадывался стиль ее дома, характер отношений с мужем. Узнав себя в Ольге Ивановне, Кувшинникова обиделась.

Прообраз Ольги Ивановны

Угадывались черты художницы Софьи Петровны Кувшинниковой, хозяйки известного в Москве литературно-артистического салона, угадывался стиль ее дома, характер отношений с мужем. Узнав себя в Ольге Ивановне, Кувшинникова обиделась.

Прообраз художника рябовского Обиделся и добрый друг Антона Павловича художник Исаак Ильич Левитан, посчитав, что Чехов задел его, изобразив в Рябовском.

Прообраз художника рябовского

Обиделся и добрый друг Антона Павловича художник Исаак Ильич Левитан, посчитав, что Чехов задел его, изобразив в Рябовском.

Чехов был огорчен этим и замечал: «Только писатель может понять, как преломляются и комбинируются впечатления от виденной и слышанной жизни в жизнь творчества. По праву художника, берущего краски, какие ему нужно и где только можно, я взял только черточки из внешней обстановки, только отдельные штрихи из портрета…»   Исаак Ильич даже стал обсуждать с друзьями условия возможной дуэли, но его удалось отговорить.  Кувшинникова  же просто перестала принимать Чехова у себя.

Чехов был огорчен этим и замечал: «Только писатель может понять, как преломляются и комбинируются впечатления от виденной и слышанной жизни в жизнь творчества. По праву художника, берущего краски, какие ему нужно и где только можно, я взял только черточки из внешней обстановки, только отдельные штрихи из портрета…»

Исаак Ильич даже стал обсуждать с друзьями условия возможной дуэли, но его удалось отговорить.  Кувшинникова  же просто перестала принимать Чехова у себя.

Подтекст в рассказе Подтекст – это глубинный, неявный смысл произведения, который додумывают читатели, а также способ построения текста, позволяющий читателю уловить этот смысл. Подтекст произведения создается с помощью ряда средств, в первую очередь художественных деталей, повторов и многозначных слов , которые получают дополнительное значение и особую важность в произведении. Реминисценция – намек посредством сходно звучащего слова или фразы на литературное произведение. Аллюзия - отсылка, намек на общеизвестный факт, сюжет или фразу. 

Подтекст в рассказе

  • Подтекст – это глубинный, неявный смысл произведения, который додумывают читатели, а также способ построения текста, позволяющий читателю уловить этот смысл.
  • Подтекст произведения создается с помощью ряда средств, в первую очередь художественных деталей, повторов и многозначных слов , которые получают дополнительное значение и особую важность в произведении.
  • Реминисценция – намек посредством сходно звучащего слова или фразы на литературное произведение.
  • Аллюзия - отсылка, намек на общеизвестный факт, сюжет или фразу. 
Подтекст в рассказе Позже Эрнест Хемингуэй писал: „Хорошая проза подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.“„Я всегда стараюсь писать по принципу айсберга. Для каждой показанной части есть семь восьмых этого под водой.“   Активный читатель, опираясь на свой жизненный опыт, знания по истории, литературе, должен ощутить, достроить смысл, не высказанный автором напрямую.

Подтекст в рассказе

Позже Эрнест Хемингуэй писал: „Хорошая проза подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.“„Я всегда стараюсь писать по принципу айсберга. Для каждой показанной части есть семь восьмых этого под водой.“

Активный читатель, опираясь на свой жизненный опыт, знания по истории, литературе, должен ощутить, достроить смысл, не высказанный автором напрямую.

Подтекст в рассказе (пример 1) Чтение фрагмента портретной характеристики Дымова, сделанной Ольгой Ивановной: «Не правда ли, в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье?» И точно так же Ольга Ивановна говорит о телеграфисте Чикельдееве, который женится: «…есть в лице что-то сильное, медвежье…» Вопрос классу : Какой подтекст – достаточно ироничная характеристика Ольги Ивановны - скрывается за этим повтором?

Подтекст в рассказе (пример 1)

  • Чтение фрагмента портретной характеристики Дымова, сделанной Ольгой Ивановной: «Не правда ли, в нем есть что-то сильное, могучее, медвежье?»
  • И точно так же Ольга Ивановна говорит о телеграфисте Чикельдееве, который женится: «…есть в лице что-то сильное, медвежье…»
  • Вопрос классу : Какой подтекст – достаточно ироничная характеристика Ольги Ивановны - скрывается за этим повтором?
Подтекст в рассказе (пример 2) Чтение замечания Чехова, сказанного «между прочим» по поводу «дачного общества»: После того как Дымов уезжает в Москву за нарядами для Ольги Ивановны, « икру, сыр и белорыбицу съели два брюнета и толстый актер» Вопрос классу : Какой подтекст – мгновенная характеристика друзей О.И. – скрывается за этой строкой?

Подтекст в рассказе (пример 2)

  • Чтение замечания Чехова, сказанного «между прочим» по поводу «дачного общества»: После того как Дымов уезжает в Москву за нарядами для Ольги Ивановны, « икру, сыр и белорыбицу съели два брюнета и толстый актер»
  • Вопрос классу : Какой подтекст – мгновенная характеристика друзей О.И. – скрывается за этой строкой?
Подтекст в рассказе (пример 3) Встреча с главными героями рассказа ( прием чтения дневника): Итак, Ольга Ивановна – заглавный герой ( в данном случае героиня) рассказа. Какая она? Что о ней можно сказать применительно к  проблеме  нашего  урока?  Лучше  всего  внутренний  мир  героя раскрывается посредством дневника. Но О. И. не ведет дневников, ей некогда, да и неинтересно. Но можно, опираясь на текст рассказа, на слова и мысли этой героини, творчески переработав текст рассказа,  составить несколько страничек еѐ возможного дневника. Ольга Ивановна рассказывает о своей жизни на страницах дневника

Подтекст в рассказе (пример 3)

Встреча с главными героями рассказа ( прием чтения дневника): Итак, Ольга Ивановна – заглавный герой ( в данном случае героиня) рассказа. Какая она? Что о ней можно сказать применительно к проблеме нашего урока? Лучше всего внутренний мир героя раскрывается посредством дневника. Но О. И. не ведет дневников, ей некогда, да и неинтересно. Но можно, опираясь на текст рассказа, на слова и мысли этой героини, творчески переработав текст рассказа, составить несколько страничек еѐ возможного дневника.

Ольга Ивановна рассказывает о своей жизни на страницах дневника

Май. Суббота. Моя свадьба Всѐ было чудесно. Кто-то из гостей, уже не помню кто, сказал мне, что со своими льняными волосами и в венчальном наряде я очень похожа на стройное вишневое деревце, когда весною оно сплошь бывает покрыто нежными белыми цветами. Только вот Дымов…( я решила называть моего мужа по фамилии, мне совершенно не нравится его имя – Осип ) Нужно было как-то объяснить моим гостям, почему выхожу замуж за простого, очень обыкновенного и ничем не примечательного человека.

Май. Суббота. Моя свадьба

Всѐ было чудесно. Кто-то из гостей, уже не помню кто, сказал мне, что со своими льняными волосами и в венчальном наряде я очень похожа на стройное вишневое деревце, когда весною оно сплошь бывает покрыто нежными белыми цветами. Только вот Дымов…( я решила называть моего мужа по фамилии, мне совершенно не нравится его имя – Осип ) Нужно было как-то объяснить моим гостям, почему выхожу замуж за простого, очень обыкновенного и ничем не примечательного человека.

Июнь. Среда Вчера, как всегда по средам, в моем доме прошла вечеринка. Были актеры, певцы, художники, музыканты… Мы развлекали себя разными новинками, говорили и спорили о литературе, театре, живописи. Кстати, мне удалось заполучить новую знаменитость, пейзажиста, жанриста и анималиста Рябовского, который продал свою последнюю картину за 500 рублей. Он к тому же очень красив… Мы только начали разговор, как отворилась дверь, появился мой Дымов и как всегда сказал: «Господа, пожалуйте в столовую закусить…» Мне пришло в голову, что Дымов очень похож на метрдотеля…

Июнь. Среда

Вчера, как всегда по средам, в моем доме прошла вечеринка. Были актеры, певцы, художники, музыканты… Мы развлекали себя разными новинками, говорили и спорили о литературе, театре, живописи. Кстати, мне удалось заполучить новую знаменитость, пейзажиста, жанриста и анималиста Рябовского, который продал свою последнюю картину за 500 рублей. Он к тому же очень красив… Мы только начали разговор, как отворилась дверь, появился мой Дымов и как всегда сказал: «Господа, пожалуйте в столовую закусить…» Мне пришло в голову, что Дымов очень похож на метрдотеля…

Август. Воскресенье Свадьба телеграфиста Чикельдеева удалась. Хорошо, что я отправила в город Дымова. Он привез мое розовое платье, цветы, перчатки… Дымов, бедняжка, приехал на дачу усталым и, наверно, голодным, но, видно, сама судьба велела ему меня спасать… Ах, и зачем я дала слово телеграфисту, что буду у него на свадьбе?..

Август. Воскресенье

Свадьба телеграфиста Чикельдеева удалась. Хорошо, что я отправила в город Дымова. Он привез мое розовое платье, цветы, перчатки… Дымов, бедняжка, приехал на дачу усталым и, наверно, голодным, но, видно, сама судьба велела ему меня спасать… Ах, и зачем я дала слово телеграфисту, что буду у него на свадьбе?..

Сентябрь. Понедельник Я чувствую, что скрывать от Дымова мою связь с Рябовским подло, отвратительно. Но когда я вернулась из поездки и муж ласково спросил меня, что со мной, что-то помешало мне открыть правду. «Ничего, - сказала я,- это я так…» А потом с удовольствием пообедала рябчиком, приготовленным Дымовым.

Сентябрь. Понедельник

Я чувствую, что скрывать от Дымова мою связь с Рябовским подло, отвратительно. Но когда я вернулась из поездки и муж ласково спросил меня, что со мной, что-то помешало мне открыть правду. «Ничего, - сказала я,- это я так…» А потом с удовольствием пообедала рябчиком, приготовленным Дымовым.

Декабрь. Четверг Нет, нет… этого не может быть! Дымов умирает. Заразился дифтеритом… Взглянув в зеркало, я показалась себе страшной и гадкой… из пустой прихоти, из баловства вся, с руками и ногами, я вымазалась во что-то грязное, липкое… все время искала знакомства со знаменитостями, а великого человека прозевала…

Декабрь. Четверг

Нет, нет… этого не может быть! Дымов умирает. Заразился дифтеритом… Взглянув в зеркало, я показалась себе страшной и гадкой… из пустой прихоти, из баловства вся, с руками и ногами, я вымазалась во что-то грязное, липкое… все время искала знакомства со знаменитостями, а великого человека прозевала…

Вопросы классу: Любила ли Ольга Ивановна своего мужа? Была ли она сама талантливым человеком? Еѐ отношения с художником Рябовским – это любовь? Чем занята Ольга Ивановна в тот день, когда ее муж не пошел на службу, не вышел к завтраку, лежал с высокой температурой? Верите ли вы, что после смерти Дымова Ольга Ивановна изменится в лучшую сторону? Попутное замечание: Л.Н. ТОЛСТОЙ не верил. Вот строки из его письма: «С таким тонким юмором написано . Превосходно, превосходно! Есть юмор сначала, а потом эта серьезность… И как чувствуется, что после его смерти она опять будет точно такая же»

Вопросы классу:

  • Любила ли Ольга Ивановна своего мужа?
  • Была ли она сама талантливым человеком?
  • Еѐ отношения с художником Рябовским – это любовь?
  • Чем занята Ольга Ивановна в тот день, когда ее муж не пошел на службу, не вышел к завтраку, лежал с высокой температурой?
  • Верите ли вы, что после смерти Дымова Ольга Ивановна изменится в лучшую сторону?
  • Попутное замечание:

Л.Н. ТОЛСТОЙ не верил. Вот строки из его письма: «С таким тонким юмором написано . Превосходно, превосходно! Есть юмор сначала, а потом эта серьезность… И как чувствуется, что после его смерти она опять будет точно такая же»

Определим в форме однородного ряда систему ценностей Ольги  Ивановны: яркие наряды, знакомство со «знаменитостями», постоянный праздник жизни, эгоизм и преступное равнодушие к близкому человеку – словом, в смерти Дымова «виноват не один только дифтерит»

Определим в форме однородного ряда систему ценностей Ольги Ивановны:

яркие наряды, знакомство со «знаменитостями», постоянный праздник жизни, эгоизм и преступное равнодушие к близкому человеку – словом, в смерти Дымова «виноват не один только дифтерит»

Самостоятельное завершение первого предложения. Запись в тетрадь: Ложные ценности – это все то, что…?   Сопоставление с мнением Чехова: … что ведет к пустой трате величайшего достояния человека – его жизни.

Самостоятельное завершение первого предложения. Запись в тетрадь: Ложные ценности – это все то, что…?

Сопоставление с мнением Чехова:

что ведет к пустой трате величайшего достояния человека – его жизни.

Экранизация рассказа «Попрыгунья» — художественный фильм, поставленный в 1955 году режиссѐром Самсоном Самсоновым по одноимѐнному рассказу Антона Павловича Чехова. Он стал дебютным фильмом для замечательного кинорежиссера Самсона Самсонова. Главные роли великолепно сыграны выдающимися актерами Людмилой Целиковской и Сергеем Бондарчуком. Фильм был удостоен наград:  приз «Серебряный Лев святого Марка» первой степени Венецианского  кинофестиваля 1955 года премия кинокритиков за лучший иностранный фильм Венецианского кинофестиваля премия в категории «Лучшая женская роль» актрисе Людмиле  Целиковской

Экранизация рассказа

«Попрыгунья» — художественный фильм, поставленный в 1955 году режиссѐром Самсоном Самсоновым по одноимѐнному рассказу Антона Павловича Чехова. Он стал дебютным фильмом для замечательного кинорежиссера Самсона Самсонова.

Главные роли великолепно сыграны выдающимися актерами Людмилой Целиковской и Сергеем Бондарчуком.

Фильм был удостоен наград: 

  • приз «Серебряный Лев святого Марка» первой степени Венецианского кинофестиваля 1955 года
  • премия кинокритиков за лучший иностранный фильм Венецианского кинофестиваля
  • премия в категории «Лучшая женская роль» актрисе Людмиле Целиковской
Программа для наблюдений во время просмотра кинофрагмента Какую деталь использует режиссер, чтобы подчеркнуть полное равнодушие Ольги Ивановны к очень важному событию в жизни ее мужа? Какую роль играет звучащая музыка, сопровождающая отраженный в зеркале крупный план Дымова? Зачем понадобился режиссеру эпизод, которого нет в рассказе: приход плачущей матери заболевшего мальчика?

Программа для наблюдений во время просмотра кинофрагмента

  • Какую деталь использует режиссер, чтобы подчеркнуть полное равнодушие Ольги Ивановны к очень важному событию в жизни ее мужа?
  • Какую роль играет звучащая музыка, сопровождающая отраженный в зеркале крупный план Дымова?
  • Зачем понадобился режиссеру эпизод, которого нет в рассказе: приход плачущей матери заболевшего мальчика?
«Столкновение» двух мнений Мысли Ольги Ивановны : «Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своей кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты, глухо страдало где-то там у себя на диване и не жаловалось». Слова Коростелева : «Какая потеря для науки! Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! Какие надежды он подавал нам всем!»

«Столкновение» двух мнений

Мысли Ольги Ивановны : «Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своей кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты, глухо страдало где-то там у себя на диване и не жаловалось».

Слова Коростелева : «Какая потеря для науки! Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! Какие надежды он подавал нам всем!»

Сам Чехов не просто на стороне Дымова, которого считал (вспомним первое название рассказа) великим человеком, - он не понаслышке знает цену самоотверженному труду.

Сам Чехов не просто на стороне Дымова, которого считал (вспомним первое название рассказа) великим человеком, - он не понаслышке знает цену самоотверженному труду.

Определим в форме однородного ряда систему ценностей двух врачей – Осипа Дымова и Антона Чехова: истинные ценности – это преданность делу, которому служишь, уважение к людям, деятельная забота о них, душевная порядочность…

Определим в форме однородного ряда систему ценностей двух врачей – Осипа Дымова и Антона Чехова:

истинные ценности – это преданность делу, которому служишь, уважение к людям, деятельная забота о них, душевная порядочность…

Самостоятельная запись в тетрадь:  Истинные ценности всегда там, где…? Сопоставление с мнением Чехова: … где есть глубокое уважение к целеустремленному, самоотверженному труду.

Самостоятельная запись в тетрадь: Истинные ценности всегда там, где…?

Сопоставление с мнением Чехова:

где есть глубокое уважение к целеустремленному, самоотверженному труду.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!