СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русской родной литературе "А. П. Чехов рассказ "Дама с собачкой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Дама с собачкой» – один из тех рассказов, возвращаясь к которым вдумчивый читатель неизменно открывает для себя новые горизонты чеховского художественного мира. И это закономерно, потому что Чехов, опасаясь утраты изображения действительности как нерушимого единства, в своей поздней прозе намеренно отказывался от скрупулезного изображения подробностей.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русской родной литературе "А. П. Чехов рассказ "Дама с собачкой"»

Министерство здравоохранения Республики Крым

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Крым

«Крымский медицинский колледж»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ


по теме: Художник слова А.П. Чехов (рассказ «Дама с собачкой»).


по дисциплине: ОУД.09. Русская родная литература




специальности: 31.02.02 Акушерское дело

уровень подготовки – базовый

квалификация – акушерка / акушер



Разработали: преподаватели

высшей квалификационной

категории, преподаватели

русского языка и литературы

Цюцюроха О.В, Феоктистова О.В.






Симферополь, 2022

Рассмотрена и одобрена на заседании

Цикловой методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин

протокол №___от «___»_________2022 г.

Председатель ЦМК _______Н. И. Никоненко






Методическая разработка комбинированного занятия составлена в соответствии с содержанием примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» для профессиональных образовательных организаций ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России, для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, 2015 г. (с изменениями в 2017 г.)































Содержание


1. Методический блок ……………………………………………………

4

2. Информационный блок………………………………………...............

10

3.Блок контроля знаний……………………………………………………

14

4.Приложения………………………………………………………………

17








































Пояснительная записка


Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, 2015 г. (с изменениями в 2017 г.).

Задача комбинированного занятия – расширить представление обучающихся о жизни и творчестве А.П. Чехова; показать историю России через жизнь и творчество писателя.

Методические цели:

  1. Проверить эффективность применения метода литературной беседы при изучении художественных произведений.

  2. Продемонстрировать дидактические возможности технологии критического мышления на примере приёма «фишбоун» («рыбий скелет»), с целью более глубокого раскрытия для понимания проблемной темы произведения.

  3. Продемонстрировать эффективность применения метода творческого чтения в процессе усвоения новых знаний.

  4. Раскрыть дидактические возможности метода словотворчества для стимулирования заинтересованности обучающихся в чтении художественных произведений.


Методическая разработка структурирована и содержит:

  1. методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, уровень освоения, формируемые знания и умения, список литературы, представлена хронологическая карта занятия, в которой указаны виды деятельности преподавателя и студентов на каждом его этапе;

  2. информационный блок включает перечень изучаемых вопросов и отрабатываемых практических навыков с фиксированием уровня усвоения; иллюстративный материал, сопровождающий занятие;

  3. блок контроля знаний включает: перечень вопросов для активизации познавательной деятельности студентов; контролирующие материалы в форме тестирования с эталонами ответов; критерии оценивания тестовых заданий;

  4. приложения: раздаточный материал для студентов.


На занятии используются следующие методы обучения:

  1. Словесные:

- литературная беседа;

- рассказ;

- диалог;

- вопросы.

  1. Наглядные:

- демонстрационные;

- иллюстрационные.


  1. Практические:

- воспроизводящие;

- тренировочные;

- письменные;

- метод творческого чтения;

- «фишбоун»;

- метода словотворчества.




































I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК


Технологическая карта открытого комбинированного занятия


Название учебной дисциплины: Русская родная литература


Специальность: 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело


Курс: І


Тема занятия: Художник слова А.П. Чехов (рассказ «Дама с собачкой»)


Количество часов: 2



Тип занятия: комбинированное


Цели занятия


1. Образовательные цели:


Студент должен знать:

  • взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

  • основные факты биографии писателя;

  • содержание рассказа «Дама с собачкой».


Студент должен уметь:

  • анализировать проблематику рассказа «Дама с собачкой»;

  • работать со справочной и критической литературой;

  • уметь составить конспект творческой биографии писателя.


2. Развивающие цели:

  • развитие интеллектуальных, творческих и аналитических способностей личности;

  • расширение кругозора в области родной литературы;

  • развитие познавательного интереса;

  • развитие навыков публичного выступления, умения вести дискуссии, работать в группе.


3. Воспитательные цели:

  • формирование нравственной культуры;

  • воспитание бережного отношения к своим чувствам и чувствам других людей;

  • формирование осознания необходимости дальнейшего самосовершенствования и расширения знаний по родной литературе;

  • воспитание любви к литературе.




Уровень освоения знаний: II


Мотивация занятия: «Дама с собачкой» – один из тех рассказов, возвращаясь к которым вдумчивый читатель неизменно открывает для себя новые горизонты чеховского художественного мира. И это закономерно, потому что Чехов, опасаясь утраты изображения действительности как нерушимого единства, в своей поздней прозе намеренно отказывался от скрупулезного изображения подробностей.


Место проведения: кабинет русского языка и литературы


Материально-техническое обеспечение: презентация MS Power Point, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.


Учебно-методическое оснащение: рабочая программа учебной дисциплины, календарно-тематическое планирование, методическая разработка комбинированного занятия, материалы контроля.


Межпредметные связи:


Входящие

Выходящие

Русская родная литература

ОУД.01. Русский язык

ОУД.02. Литература

ОУД.03. Иностранный язык

ОУД.05. История


Внутрипредметные связи:

  1. Ялтинский период жизни и творчества А.П.Чехова.

  2. Крым в воспоминаниях русских писателей.



















Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к занятию


Основная:

  1. Зинин С. А. Русский язык и литература. Литература. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. – В 2-х частях. – Ч.1. [Текст]/ С. А. Зинин, В. И. Сахаров. – М.: Русское слово, 2019. – 279 с.

  2. Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. В 2-х частях. - Ч.2. [Текст]/ С.А.Зинин, В.И. Сахаров. – М.: Русское слово, 2019.- 287с.

  3. Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. - В 2-х частях. - Ч.1. [Текст]/ С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: Русское слово, 2019. - 431с.

  4. Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. В 2-х частях. - Ч.2. [Текст]/ С.А.Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: Русское слово, 2019. - 479с.


Дополнительные источники:

  1. А.П.Чехов. Дама с собачкой: [рассказы] / Антон Павлович Чехов. – М.: АСТ, 2022. – 416 с.

  2. Сухоруков В. Н. Крым в лицах и биографиях [Текст] / В.Н. Сухоруков. – Симферополь: Атлас-Компакт, 2007. – 410 с.

  3. Русская литература XIX века: Первая половина, 9 класс: хрестоматия историко-литературных материалов / составители: И. Е. Каплан, П. Г. Пустовойт. – М.: Просвещение, 1998. – 366 с.

  4. Русская литература XIX века: Вторая половина: 10 кл.: Хрестоматия ист.-лит. материалов / Сост. И. Е. Каплан, М.Т. Пинаев. - М.: Просвещение, 2001. – 431с.


Интернет-ресурсы:

  1. Сайт «А.П.Чехов» [Электронный ресурс] // http://chehov-lit.ru/

  2. «Сайт «А.Чехов» [Электронный ресурс] //https://www.anton-chehov.info/

  3. Сайт «Библиотека классической русской литературы» [Электронный ресурс] // http://www.klassika.ru.

  4. Сайт Электронная версия журнала «Вопросы литературы» [Электронный ресурс] // http://www.rol.ru

  5. Электронные версии газеты «Литература». Приложение к «Первому сентября» [Электронный ресурс] // http://www.1september.ru

  6. Сайт Инфоурок «Крым в русской литературе http://infourok.ru/vneurochnoe-meropriyatie-krim-v-russkoy-literature-913696.html

  7. Библиотечный сайт. Сборник «Крым в русской литературе» http://velib.com/book/kollektivnye_sborniki/krym_v_russkojj_

literature/

  1. Сайт «Литературный Крым» http://biblioteki.blogs.imc.edu.ru/2014/12/08/литературный-крым/



п/п

Основные этапы занятия и их содержание

Время этапа (мин.)

Дидактическая цель этапа

Методы, приемы, формы обучения

Учебно-методическое обеспечение

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Организационный этап

7






1.1.

Проверка присутствующих, готовности студентов к занятию


3


Воспитание дисциплинированности и организованности обучающихся

Беседа


Учебный журнал

Проверяет готовность присутствующих студентов к занятию, внешний вид.

Отмечает отсутствующих на занятии

Слушают, демонстрируют готовность к учебному занятию.

Раппорт старосты.

1.2.

Сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия


4

Побуждение познавательного интереса у обучающихся к теме занятия;

мотивация необходимости получения новых знаний и умений; создание благоприятного психологического климата

Словесный метод, интерактивная беседа

Методическая разработка занятия, презентация

(приложение 1)

Объясняет тему, цели, план занятия, обосновывает важность изучения творчества А. П. Чехова как представителя родной русской литературы


Записывают в тетради тему занятия;

принимают и сохраняют учебную задачу, планируют деятельность, договариваются о совместной работе

2.

Контроль исходного уровня знаний

5







2.1.

Вопросы для активизации познавательной деятельности обучающихся по предыдущей теме занятия

Выполнение задания «Закончи предложение»


5

Повторение пройденного материала;

оперативное включение обучающихся в деятельность, взаимодействие; создание

благоприятной атмосферы; установление коммуникации



Словесный метод, интерактивный метод активизации мыслительной деятельности студентов – диалог


Вопросы для проведения опроса

(приложение 2)


Объясняет условия реализации метода: необходимо завершить начатую фразу

Студенты произносят предложенную фразу и свой вариант её продолжения

3.

Работа над изучаемым материалом темы

37






3.1.

Изложение основных вопросов изучаемой темы:

35






3.2.


История создания рассказа «Дама с собачкой»




35

Формирование новых знаний и умений по теме занятия

Рассказ, объяснение, интерактивный метод – групповое обсуждение










Учебно-исследовательская работа




Методическая разработка лекционного материала

(информационный блок)

(приложение 3), презентация, текст произведения, раздаточный материал

(приложение 4)




Докладчик, преподаватель рассказывают новую информацию











Студенты-исследователи знакомят с результатом работы, акцентируют внимание на той информации, которую нужно записать

Слушают, тезисно записывают информацию в тетрадях











Обучающиеся внимательно слушают и конспектируют новую информацию в тетрадях

3.3.

Творческое пересказывание рассказа «Дама с собачкой»

3.4.

Анализ произведения:

- тема;

- идея;

- сюжет;

- художественно-изобразительные средства.


3.5.

Исследовательская работа по определению цветописи и стилевых особенностей текста

3.6.

Физкультминутка

2

Обеспечение эмоционального подъёма и дальнейшей эффективной работы обучающихся на занятии

Элементы здоровьесберегающих технологий


Объясняет, как выполнить физминутку

Выполняют задание преподавателя закрыв глаза, написать год рождения писателя и его имя


4.

Закрепление изучаемого материала

33






4.1.


Тестирование

10



Закрепление, систематизация полученных знаний

словесный (ответы на тестовые задания) продуктивный, интеллектуальный методы

Методическая разработка, презентация,

раздаточный материал

(презентация)

Задаёт вопрос, комментирует его при необходимости

объясняет, как необходимо выполнить задания, на что обратить внимание

Определяют правильный ответ, комментируют

выполняют на отдельных листах

4.2.

Работа с текстом рассказа «Дама с собачкой»

10

Мобилизация внимания обучающихся, выработка навыков работы с текстом, развитие мышления и речи.


Создание условий для самоактуализации каждого из обучающихся

Репродуктивный, интеллектуальный, эвристический

методы, комментированное чтение,

приём «фишбоун», работа у доски

Текст произведения, плакат «Рыбная кость»

(плакат на учебной доске)

Задаёт вопросы о проблеме, причинах, фактах возникновения причин и выводе

Ищут ответы на вопросы, дополняют, рецензируют ответы, заполняют плакат «Рыбная кость»

4.3.

Работа с иллюстрациями к тексту

5

Совершенствование знания текста произведения, сформирование умений и закрепление знаний по данной теме

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Иллюстрации к тексту рассказа «Дама с собачкой», текст произведения

Объясняет особенность выполнения задания

Анализируют иллюстрацию, ищут её соответствие в тексте

4.4.

Составление студентами окончания произведения

8

Развитие творческого воображения, чувства слова, помощь в восприятии художественного произведения

Продуктивный, интеллектуальный,

метод словотворчества (баскет-метод)

Презентация, текст произведения

Объясняет выполнение задания

Работают в тетрадях

5.

Заключительный этап

8






5.1.

Подведение итогов. Рефлексия

3

Систематизация и обобщение полученных знаний и умений

информационно-рецептивный метод,

приём диаманта


Подводит итоги занятия, слушает мнение студентов о изученной теме

Обучающиеся составляют стихотворную форму из 7 строк

5.2.

Анализ и оценивание деятельности обучающихся на занятии

2

Развитие критического мышления

Словесный метод –

рассказ-заключение


Дает качественную оценку деятельности на занятии каждого обучающегося.

Выставляет оценки

Самооценка объективности результатов

5.3.

Домашнее задание:



3

Закрепление новых знаний и умений

словесный метод – работа с книгой


учебник

Ориентирует на выполнение домашнего задания

2 (осн.), с.272-280



ФИО преподавателя _______________________ О. В. Цюцюроха

_______________________ О. В. Феоктистова






II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК


Художник слова А.П. Чехов (рассказ «Дама с собачкой»)

«Чехов – неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном, духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы», – писал о творчестве Чехова театральный режиссёр Константин Сергеевич Станиславский.


Доклад студента:


А.П. Чехов и Ялта


Летом 1888 года А.П. Чехов впервые приехал в Крым, в Ялте был проездом, но был восхищен его морем и горами. «Ялта – это помесь чего-то европейского, напоминающего вид Ниццы, с чем-то мещански ярморочным». Антон Павлович называл Ялту своей «теплой Сибирью». В Феодосии Чехов остановился на даче издателя газеты «Новое время» А.В. Суворина и прожил там около двух недель.

В 1897 году здоровье Антона Павловича ухудшилось, тяжелые легочные кровотечения, заставившие лечь в клинику, навсегда подорвали его силы. За границу, откуда он только что вернулся, совершив длительное путешествие по Европе, ему ехать не хотелось. Чехов выбрал Крым, Ялту.

А.П. Чехов купил небольшой участок земли на окраине Ялты и построил дом по проекту ялтинского архитектора Шаповалова. Требовалось, чтобы комнаты были по возможности изолированы. Предполагалось три жильца - он сам, мать и в летнее время сестра. Строительство длилось всего 10 месяцев.

В это же время Антон Павлович с увлечением занимался посадкой деревьев - каждое дерево в саду посажено собственными руками Антона Павловича.

Чего только ни посадил он там! Пальмы, глицинии, черешни, вишни, кипарисы и… северную белую березку, напоминающую ему о средней полосе России.

9 сентября 1899 года Чехов переехал в Ялту вместе с сестрой Марией Павловной и матерью Евгенией Яковлевной.

Ялтинская дача Чехова стояла почти за городом. Вся белая, чистая, легкая, красиво несимметричная, построенная вне какого-нибудь определенного архитектурного стиля.

В течение пяти с половиной лет, которые Антон Павлович прожил в Ялте, жизнь в усадьбе била ключом. Кто только ни бывал у Чеховых! Горький, Толстой, Короленко, Куприн, Левитан… Алексей Максимович Горький был наиболее частым гостем.

В Ялте в это время был почти весь литературный мир. «Ежедневно, - вспоминает Станиславский, - в известный час, все актеры и писатели сходились на даче Чехова, который угощал гостей завтраком. Хозяйничала сестра Антона Павловича, Мария Павловна, наш общий друг. На главном месте хозяйки восседала мать Антона Павловича, прелестная старушка, всеми нами любимая...»

В конце 1890-х, Чехов познакомился с молодой актрисой этого театра – Ольгой Леонардовной Книппер, которая в 1901 году стала его женой. Но жить вместе, семьей, им почти не удавалось: Чехов из-за болезни должен был жить в Ялте, а Ольга Леонардовна – в Москве, где находился театр, в котором она была одной из ведущих актрис. По этому поводу Чехов однажды пошутил, что никто не виноват в том, что в него бес вложил «бацилл», а в его жену-актрису – «любовь к искусству». Тем не менее, разлука с женой давалась ему тяжело. В это время он чувствовал себя в Ялте отшельником и нередко в письмах называл ее «тюрьмой», очень тосковал по природе средней России.

К Чехову, больному, тоскующему, приехал его театр, так высоко поднявший и «Чайку», и «Дядю Ваню», театр, полный молодых сил, веры в будущее!

«Это была весна нашего театра, - вспоминал К. С. Станиславский, - самый благоуханный и радостный период его молодой жизни... Мы сказали себе: «Антон Павлович не может приехать к нам, так как он болен, поэтому мы едем к нему, так как мы здоровы. Если Магомет не идет к горе, гора идет к Магомету...»

В то время у А.П.Чехова было уже большое литературное имя. С ним искали знакомства, искали случая хотя бы увидеть его. Ялтинские дамы и молодежь специально отправлялись гулять на набережную затем, чтобы видеть, как гуляет Чехов. «Чехов! Чехов! Вон он стоит! Вон он пошел! Вон он остановился!» - такой полушепот то и дело слышался в густой толпе.

Летом 1904 г. резко обострилась болезнь. Чехов выехал на курорт в Германию в г. Баденвейлер, где и скончался. Ещё 3 августа 1901 года Чехов составил завещательное письмо, адресованное сестре: «Милая Маша, завещаю тебе в твое пожизненное владение дачу мою в Ялте, деньги и доход с драматических произведений, а жене моей Ольге Леонардовне — дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей. Помогай бедным... Береги мать. Живите мирно».


Преподаватель:


Проанализируйте интересные факты о писателе. Что вы можете сказать?

Интересные факты

  1. Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым популярным среди них был Антоша Чехонте.

  2. В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха.

  3. Женой драматурга Чехова была артистка театра Ольга Леонардовна Книппер, которая пережила его на 55 лет. После смерти мужа по завещанию она получила дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей.

  4. У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.




Преподаватель:

- А вот как отзывались об А.П.Чехове люди, нуждающиеся в лечении.

К М. П. Чеховой 19 ноября 1899 года в Москве обратился неизвестный студент с просьбой устроить ему свидание с Антоном Павловичем. Больному туберкулезом студенту врачи посоветовали ехать в Ялту, а денег у него не было. Покой тяжело больного брата был дорог Марии Павловне, но все же она не могла отказать студенту. В виде предлога для свидания с Чеховым она дала студенту стеклянный валик для марок и вместе с ним письмо... Просьба о помощи не осталась без ответа. 24 ноября 1899 год, А.П. Чехов пишет сестре: «Студент приехал и привез валик для марок. Студента устроим... я сдам его М-m еБонье и думаю, что он будет жить хорошо...».

- Дайте развёрнутый ответ на вопрос: о какой черте характера Чехова вы узнали из этого текста?



А. П. Чехов – мастер юмористического жанра, однако есть в его творческом наследии и серьезные произведения, например, «Дама с собачкой». Автор интерпретировал традиционный любовный сюжет, наполнив его философским звучанием.


Доклад студента:


История создания


Произведение «Дама с собачкой» берет начало в 1897 году. Тогда А. П. Чехов спланировал его первую редакцию. Изначально он думал назвать рассказ иначе. На протяжении всего года писатель делал заметки, собирал материалы, чтобы реализовать свой замысел. Наконец, в 1898 г. Антон Павлович написал «Даму с собачкой». На момент создания рассказа он пребывал в Ялте, где встретил свою любовь - Ольгу Книппер. Первые встречи Ольги Книппер с Антоном Чеховым проходили на репетициях спектаклей «Чайка» и «Царь Фёдор Иоаннович» 1898 года. С лета 1899 года между ними началась переписка, продолжавшиеся с перерывами до весны 1904 года. Известно о 443 письмах от Чехова к Книппер и более 400 писем от Книппер к Чехову. 1901 года Антон Павлович и Ольга Леонардовна обвенчались. Медовый месяц молодожёны провели в Башкирии, в Андреевском туберкулёзном санатории в селе Аксёново. Она любила Чехова и в отличие от его родных готова была бросить все и переехать из столицы к больному мужу в провинциальную Ялту. Но тот сам её остановил, написав, что они — идеальные супруги, ибо не мешают друг другу заниматься любимым делом. И умер он у неё на руках на немецком курорте Баденвейлер, куда приехал после Ялты в 1904 году»


Впервые произведение А. Чехова «Дама с собачкой» было опубликовано в 1899 г. в журнале «Русская мысль». Читатели восприняли рассказ с восторгом, ведь произведение ознаменовало возвращение А. П. Чехова к творчеству. При жизни Чехова рассказ переводился на болгарский, венгерский, немецкий, сербскохорватский и чешский языки.



Преподаватель зачитывает начало произведения:

«Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами. Сидя в павильоне у Верне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц.

И потом он встречал ее в городском саду и на сквере по нескольку раз в день. Она гуляла одна, всё в том же берете, с белым шпицем; никто не знал, кто она, и называли ее просто так: дама с собачкой.

«Если она здесь без мужа и без знакомых, — соображал Гуров, — то было бы не лишнее познакомиться с ней».


Просмотр фрагмента из кинофильма «Дама с собачкой» (1960 г.)



Работа с содержанием текста:

  1. Что вам известно о героях рассказа - Дмитрии Дмитриевиче и Анне Сергеевне? Какую внутреннюю драму переживает каждый из них?


  1. Почему для Гурова «было очевидно, что эта их любовь кончится ещё не скоро»? Чем подкреплялась эта очевидность?


  1. В чём смысл эпизода, когда Гуров видит себя в зеркале? Почему ему «показалось странным, что он так постарел за последние годы, так подурнел»?


  1. Какое качество Гурова в отношениях с женщинами подчёркивает Чехов? Почему женщины не были с ним счастливы?


  1. Почему ранее Гуров не осознавал, что его отношения с женщинами – «всё что угодно, но только не любовь»? Что он осознал теперь?


  1. Можно ли объяснить привязанность к Гурову Анны Сергеевны? Есть ли в рассказе ответ на вопрос «За что она его любит так?»?


  1. Почему герои не находят ответа на вопрос «Как освободиться от этих невыносимых пут?»?


  1. Что означают слова, которыми завершается рассказ: «...самое сложное и трудное только ещё начинается»?



Анализ рассказа «Дама с собачкой» по плану:


1. Тема.

2. Идея.

3. Сюжет.

4. Художественно-изобразительные образы.

Определите тему произведения.

«Дама с собачкой» – это...


  • история двух семейных катастроф;

  • история большой и хрупкой любви;

  • история любви к обыкновенной женщине;

  • история обретения счастья;

  • история преображения человека.


Идея произведения – показать, как боязнь общественного осуждения может сковывать человеческие чувства, становиться преградой на пути к счастью.


Сюжет: семейный мужчина в Ялте встречает замужнюю женщину. Между ними завязывается курортный роман. Однако, вернувшись по своим городам, оба осознают, что влюблены, вынуждены скрываться от всех.


Художественно-изобразительные образы.

Чеховский приём «цветопись»


В рассказе «Дама с собачкой» ярко проявляется ещё один чеховский приём – цветопись. Так, например, в красочных ялтинских пейзажах сиреневое море и золотые блики на воде. А доминирующий цвет в городе С серый. Серый пол и серое одеяло в гостинице. Серая от пыли чернильница. «Забор, серый, длинный, с гвоздями» как символ несвободы, тоски, отсутствия счастья в бесконечной цепи серых будней.

И конечно же нельзя не обратить внимание на роль художественной детали в тексте. Например, вульгарная лорнетка, как символ обывательской пошлости. В Ялте Анна Сергеевна её теряет, а в городе С Гуров видит лорнетку снова, и это коробит его. Чехов отмечает яркие детали, описывая возвращение Гурова в Москву. Гуров «уже с жадностью прочитывал по три газеты в день и говорил, что не читает московских газет из принципа». И «уже он мог съесть целую порцию селянки на сковородке...».


Чехов подмечает и красивое, и некрасивое, поэтичное и обыденное – всё, из чего складывается действительность. Владимир Набоков писал о чеховском мастерстве владения художественной деталью так: «В любом описании деталь подобрана так, чтобы залить светом всё действие».


В рассказе «Дама с собачкой» символом угнетающего мира, из которого старается убежать Анна Сергеевна, становится лорнетка. Перед встречей с Гуровым в Ялте она даже случайно теряет этот аксессуар. Но после возвращения к привычной жизни мы видим её в театре с «вульгарной лорнеткой».

Особую роль играют детали, которые могли бы указывать на поворот сюжета. Например, в театре два гимназиста видели, как Гуров целовал Анну Сергеевну. Могли бы пойти сплетни, их связь раскрылась бы, но этого не происходит. И чернильница, бросившаяся в глаза Гурову в гостинице города С, могла бы указывать на письмо или записку, но нет.


Зачем же нужны эти детали? Они создают настроение в рассказе. Например, ощущение неправильности, незаконности любви Анны Сергеевны и Гурова. Страх быть раскрытыми. Боязнь осуждения обществом. И невыносимую тяжесть двойной жизни.


Главное событие рассказа – внутреннее перерождение, которое происходит с человеком под влиянием любви. И Анне Сергеевне, и Гурову любовь приносит страдания. Они оба чувствуют, что сложившаяся ситуация ненормальна. Но, по сути, перед ними стоит выбор между медленным умиранием души, как это было у доктора Старцева, и стремлением к настоящей жизни.


1 студентка:

Задание: найти примеры цветописи и выявить их роль в создании художественного образа.

Специфическая особенность чеховского стиля – художественные детали, несущие определённую смысловую нагрузку. К числу таких деталей относятся слова с семантикой цвета.

Результат работы:

  1. Таблица «Цвет в рассказе «Дама с собачкой»

белый

серый

зелёный

блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц,

белые облака,

липы и березы, белые от инея,

белая земля,

белый снег.

Когда идет первый снег, в первый день езды на санях, приятно видеть белую землю, белые крыши, дышится мягко, славно, и в это время вспоминаются юные годы. У старых лип и берез, белых от инея, добродушное выражение, они ближе к сердцу, чем кипарисы и пальмы…

Валил крупный мокрый снег.




красивые, серые глаза,

серое солдатское сукно,

чернильница, серая от пыли,

любимое (!) серое платье,

забор, серый, длинный, с гвоздями,

серое больничное одеяло
















кипарисы

листва

трава

кузнечики
























Выводы:

1) В «Даме с собачкой» внимание автора обращено к переходу осени в зиму, что объясняет присутствие белого цвета; белый цвет как символ чистоты и духовности сопровождает Анну Сергеевну.

2) Доминирование в тексте серого цвета над белым объясняется серой, неинтересной, «полумертвой» мещанской жизнью, которую влачат герои. Во второй части краски становятся тусклее, преобладают серые цвета: серый забор, разделяющий любовников, серое одеяло, которым накрывается Гуров, его же серая от пыли чернильница, серое платье Анны Сергеевны, что указывает на депрессивное состояние героев.

3) Напрямую зелёный цвет автором не заявлен, но он присутствует в окраске растений и насекомых. Зелёный цвет связан с Ялтой, с югом.

4) С первых строк героиню сопровождает белый шпиц, который исчезает после знакомства с Гуровым. Если вспомнить, что собака олицетворяет верность, а белый цвет чистоты, то можно сделать вывод, что это вовсе не случайность. Южное изобилие солнца символизирует расцвет чувства, стужа и холод Москвы передают тоску Гурова. Автор старается внести в рассказ немного поэзии, намекая читателю, что курортное увлечение на самом деле не интрижка, а глубокое чувство, которое еще долго не оставит героев.

Таким образом, используя данные цвета в своих произведениях, автор полностью смог передать испытываемые чувства и эмоции нам, читателям.


2 студентка:

Задание: исследовать роль художественной детали в образе главной героини.

Результат работы:

Анна Сергеевна – блондинка в берете, за ней бежал белый шпиц, из порядочного общества, замужем, в Ялте первый раз и одна, ей скучно здесь, не могла объяснить, где служит ее муж, в ней есть что-то жалкое. Следует обратить внимание на обилие белого цвета в описании героини. Оно используется не случайно. Белый цвет символизирует героиню, как чистую, невинную девушку. Автор называет вначале героиню не по имени, а «дама с собачкой», т.к. в этом чувствуется непринуждённость, легкомысленность, с которой автор и герой относятся к этой женщине. И здесь можно говорить о том, что герои и сами не предполагали, что их курортный роман перерастет в нечто большее.


Чему учит?


Мораль рассказа «Дама с собачкой» в том, что нужно воплощать свои мечты в жизнь. Делать то, что хочешь ты, а не кто-то другой. Гуров изначально пошел не на ту профессию, которую хотел, в итоге всю свою жизнь он страдал. Анна не была счастлива рядом с мужем, что тоже доставило ей много огорчений. Если бы каждый из них сделал выбор в пользу того, что ими было любимо, их жизнь сложилась бы иначе.



Преподаватель:


А вот И. А. Бунин считал «Даму с собачкой» одним из лучших произведений Чехова.



Согласны ли Вы с мнением писателя Владимира Набокова, который в цикле лекций по русской литературе отозвался о рассказе Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой» вот так: «Все традиционные правила повествования нарушены в этом чудесном рассказе в двадцать примерно страниц. Здесь нет проблемы, нет обычной кульминации, нет точки в конце. Но этот рассказ – один из самых великих в мировой литературе».


Р. И. Сементковский расценил рассказ «Дама с собачкой» как апологию безнравственности: «Нельзя же, в самом деле, называть хорошим человека, который то и дело обманывает жену, склонен разрушать правильную семейную жизнь, ставит из-за прихоти в ложное, крайне тягостное положение своих детей, относится очень поверхностно к своим общественным обязанностям…»






















III. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ


Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов:

«Закончи предложение»


  1. А. П. Чехов стал жить в Ялте, потому что…

  2. Негативную оценку дал Чехов Ялте из-за…

  3. Антон Павлович, пока строился дом занимался ещё...

  4. В доме писателя бывали…

  5. Жена Ольга Книппер по профессии была…




Задание для закрепления и систематизации полученных знаний:


Тестирование:


 1. Как звали Гурова?

Дмитрий Сергеевич

Дмитрий Анатольевич

Дмитрий Дмитриевич


2. Кем был Гуров по образованию?

Филолог

Бухгалтер

Юрист


3. Сколько детей было у Гурова?

Один ребёнок

Двое детей

Трое детей


4. Где отдыхал Гуров?

На Кипре

В Ялте

В Сочи


5. Сколько лет было дочери Гурова?

12 лет

10 лет

5 лет


6. Какая собачка была у дамы?

Шпиц

Пудель

Французский бульдог


7. Когда Гуров познакомился с дамой с собачкой?

Утром на пляже

Во время обеда

На вечернем сеансе в кино


8. С обсуждения чего начался разговор Гурова и дамы с собачкой?

Скуки

Погоды

Собачки


9. Как звали даму с собачкой?

Татьяна Александровна

Ольга Дмитриевна

Анна Сергеевна


10. В каком городе родилась дама с собачкой?

Москва

Петербург

Волгоград



Эталоны ответов:


1. Дмитрий Дмитриевич.

2. филолог.

3. трое детей.

4. в Ялте.

5. 12 лет.

6. шпиц.

7. во время обеда.

8. скуки.

9. Анна Сергеевна.

10. Петербург.


  

Контролирующие материалы в форме задания (самостоятельно):


Словотворчество: попробуйте представить себя на месте писателя и закончить рассказ «Дама с собачкой». Запишите краткое окончание произведения в тетради.



IV. ПРИЛОЖЕНИЯ


Преподаватель:


- А была ли настоящая любовь?

Для того, чтобы найти ответ, предлагаю найти в тексте рассказа доказательства искренности чувств героев.


Анализ рассказа по методу «фишбоун».



«И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему − первый раз в жизни» (автор).


«Вот тебе и дама с собачкой... Вот тебе и приключение...», – повторяет он себе (Гуров).


«Я буду о вас думать... вспоминать», – говорила она.


«… прошло больше месяца, наступила глубокая зима, а в памяти всё было ясно, точно расстался он с Анной Сергеевной только вчера. И воспоминания разгорались всё сильнее. Доносились ли в вечерней тишине в его кабинет голоса детей, приготовлявших уроки, слышал ли он романс или орган в ресторане, или завывала в камине метель, как вдруг воскресало в памяти всё: и то, что было на молу, и раннее утро с туманом на горах, и пароход из Феодосии… Анна Сергеевна не снилась ему, а шла за ним всюду, как тень, и следила за ним».


Он сидел на постели, покрытой дешевым серым, точно больничным одеялом, и дразнил себя с досадой:


Вошла и Анна Сергеевна. Она села в третьем ряду, и когда Гуров взглянул на нее, то сердце у него сжалось, и он понял ясно, что для него теперь на всем свете нет ближе, дороже и важнее человека; она, затерявшаяся в провинциальной толпе, эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках, наполняла теперь всю его жизнь, была его горем, радостью, единственным счастьем, какого он теперь желал для себя; и под звуки плохого оркестра, дрянных обывательских скрипок он думал о том, как она хороша. Думал и мечтал.


— Я так страдаю! — продолжала она, не слушая его. — Я всё время думала только о вас, я жила мыслями о вас. И мне хотелось забыть, забыть, но зачем, зачем вы приехали?


Она плакала от волнения, от скорбного сознания, что их жизнь так печально сложилась; они видятся только тайно, скрываются от людей, как воры! Разве жизнь их не разбита?


Для него было очевидно, что эта их любовь кончится еще не скоро, неизвестно когда. Анна Сергеевна привязывалась к нему всё сильнее, обожала его, и было бы немыслимо сказать ей, что всё это должно же иметь когда-нибудь конец; да она бы и не поверила этому.


За что она его любит так? Он всегда казался женщинам не тем, кем был, и любили они в нем не его самого, а человека, которого создавало их воображение и которого они в своей жизни жадно искали; и потом, когда замечали свою ошибку, то все-таки любили. И ни одна из них не была с ним счастлива. Время шло, он знакомился, сходился, расставался, но ни разу не любил; было всё что угодно, но только не любовь.


И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему — первый раз в жизни.


Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это были две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках. Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали всё в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих.


Вывод: содержание первой части – «приключение», содержание второй части – любовь. Мимолетная связь развертывается на фоне моря и гор, любовь персонажей – в нарочито прозаической обстановке. В первой части персонажей сопровождает запах цветов, запах духов, запах моря. При прощании персонажей «пахло осенью». Во второй части объяснение героев проходит «на узкой, мрачной лестнице», «дул сквозной ветер, обдавая запахом табачных окурков». Эти обстоятельства указывают на страх и неуверенность их встречи после разлуки. Между знакомством и сближением персонажей проходит неделя, и все ялтинское времяпровождение занимает около месяца. При изображении любви героев время меняется. Гуров приезжает в С. зимой, Анна Сергеевна приезжает к нему раз в два-три месяца. Встреча в «Славянском базаре» происходит также зимой, то есть через год.

Конец мимолетной связи становится началом любви, конец рассказа – началом новых испытаний для любящих.



Работа с иллюстрациями к тексту.


Студентам предлагается несколько иллюстраций к рассказу «Дама с собачкой» А.П. Чехова, благодаря которым обучающиеся могут легко найти отрывок в тексте.



Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами. Сидя в павильоне у Верне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц.




Потом каждый полдень они встречались на набережной, завтракали вместе, обедали, гуляли, восхищались морем. Она жаловалась, что дурно спит и что у нее тревожно бьется сердце, задавала всё одни и те же вопросы, волнуемая то ревностью, то страхом, что он недостаточно ее уважает.






Вошла и Анна Сергеевна. Она села в третьем ряду, и когда Гуров взглянул на нее, то сердце у него сжалось, и он понял ясно, что для него теперь на всем свете нет ближе, дороже и важнее человека; она, затерявшаяся в провинциальной толпе, эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках, наполняла теперь всю его жизнь, была его горем, радостью, единственным счастьем, какого он теперь желал для себя; и под звуки плохого оркестра, дрянных обывательских скрипок он думал о том, как она хороша. Думал и мечтал.




Однажды ночью, выходя из докторского клуба со своим партнером, чиновником, он не удержался и сказал:


— Если б вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте!


Чиновник сел в сани и поехал, но вдруг обернулся и окликнул:


— Дмитрий Дмитрич!


— Что?


— А давеча вы были правы: осетрина-то с душком!





Рефлексия


Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

Схема диаманты:

1 строка: тема (имя существительное);

2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия);

3 строка: действие (три глагола);

4 строка: ассоциации (четыре имени существительных)

переход к антонимичным понятиям;

5 строка: действие (три глагола),

6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия);

7 строка: тема (имя существительное).

Например, задание: составить диаманту к образам царицы и царевны из «Сказки о мёртвой царевне…» А. С. Пушкина.

Царица.

Злая, завистливая.

Любуется, злится, приказывает.

Пустота, ржа – свет, мир.

Живёт, помогает, радует.

Скромная, добрая.

Царевна.




Подведение итогов


- Итак, скажите, чем мы занимались сегодня на уроке? Где нам это пригодится?


- Что, на ваш взгляд, было полезно, что вы возьмете с собой?


- Над чем нужно еще поработать* что было самым трудным?






































ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



  1. Русский язык и литература. Литература. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. – В 2-х частях. – Ч.2. С.А. Зинин, В.И. Сахаров. – М.: Русское слово, 2019, с. с.272 – 280.




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!