СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественная деталь рассказа».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект урока в 7 классе по литературе.  

Просмотр содержимого документа
««А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественная деталь рассказа».»





МКОУ «Басовская ООШ» Железногорского района Курской области









Разработка открытого урока по литературе на тему

«А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественная деталь рассказа».









Учитель русского языка и литературы Брежнева Татьяна Александровна.













2019 г.





Тема урока: Урок – исследование. А.П. Чехов Рассказ «Хамелеон». Смысл названия и художественная деталь рассказа.

Цель урока: раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить роль художественной детали в рассказе.

Задачи урока:

Образовательная: обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условия для речевого общения учащихся на уроке.

Развивающая: расширить и углубить понятия: художественная деталь, название рассказа, формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей.



Воспитательная: воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

Оборудование: художественный фильм «Хамелеон», раздаточный материал .



ХОД УРОКА



  1. Оргмомент. Сценка.

  2. В класс входят два ученика (Очумелов в шинели с узелком в руке и Елдырин с решетом, доверху наполненным крыжовником). Ученики подходят к столу, на который кладут вещи: шинель, узелок и решето с крыжовником – художественные детали рассказа Чехова «Хамелеон»

  3. Учитель (за дверью) читает начало рассказа «Хамелеон»

В класс входит учитель

- Добрый день! Мне приятно видеть ваши милые лица, нарядную одежду. Я думаю, что ваши мысли, ваше душевное состояние на уроке будет такое же прекрасное, потому что на уроке литературы мы изучаем творчество писателя, который ценил всё прекрасное в человеке. Именно ему принадлежат слова

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов) Слайд 1.

Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.

П. Вступительное слово. Сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.

Почему я говорю вновь? (уч-ся отвечают, что уже знают некоторые рассказы Чехова, знакомились с его биографией).

Какие рассказы Чехова вы читали?

Ш. Проверка домашнего задания.

1Сообщение учащихся о биографии А.П.Чехова

2. Проверим, насколько внимательно вы читали рассказ.



Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»

1. Что нес городовой в решете?

2. Какова фамилия полицейского надзирателя?

3. Какова фамилия городового?

4. Какого цвета пятно было на спине у собаки?

5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина?

6. Какие в основном собаки были у генерала?

7. Кто такой Прохор?

8. Как звали брата генерала?

9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя?

Критерии оценки

IV. Объявление темы урока. Целеполагание.

Учитель: Итак, тема нашего урока «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» Смысл названия и художественные детали рассказа». А для этого проведем не обычный урок, а урок-исследование.

Как вы думаете: исходя из темы, какие перед нами будут стоять цели?

(выявить художественные детали рассказа, смысл названия).



V. Работа по теме.

1.Учитель: А работу мы начнем с определения лексического значения слова «болезнь». Какие у вас ассоциации с этим словом? (уч-ся отвечают)

Болезнь – это расстройство здоровья, нарушение деятельности организма.

А к кому мы обращаемся за помощью? (к врачу).

А Чехов мог лечить болезни? (да) Почему? ( Потому что был по профессии врачом)

Но Чехов мог лечить не только болезни тела, но и души. Как? (Своими рассказами)



И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. Сегодня вы все – главные ассистенты-помощники у великого врачевателя человеческой души – А.П. Чехова.

2. Перед вами лежит «Амбулаторная карточка». И мы должны ее заполнить.

А как лечить болезнь? Давайте составим алгоритм:

  1. Определить симптомы.

  2. Поставить диагноз.

  3. Выписать рецепт.



А для начала определим наших «пациентов» Я предлагаю отгадать кроссворд:

1. Полицейский надзиратель (Очумелов);

2. Городовой (Елдырин);

3. Золотых дел мастер (Хрюкин)

4. Фамилия генерала ( Жигалов)



-Где происходит действие

- Кто идет по площади?

- Как ведут себя блюстители порядка?

Какова роль художественной детали в тексте. Слайды 2, 3.

Есть деталь, которая об этом очень хорошо говорит. (Узелок в руке полицейского надзирателя и решето конфискованного крыжовника у городового говорят о том, что блюстители порядка сами же этот порядок и нарушают).

- Что нарушает тишину?

Ученик читает отрывок со слов: «Так ты кусаться, окаянная…» до слов «…собирается толпа»)

Учитель: А теперь кратко опишите возникшую ситуацию. (краткий пересказ учащегося: собака укусила за палец Хрюкина. Он кричит. Собирается толпа. И все решают, как поступить с собакой. Мнение постоянно меняется в зависимости о того, чья это собака)



Учитель: Нам понятно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя.

Посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? ( Кардиограмма (Вот здесь отражается состояние героев). Что может означать такая кардиограмма?

(перепады в настроении, состоянии).



Учитель: А у кого такие перепады? (У надзирателя Очумелова)

Посмотрим художественный фильм.



Учитель: Итак, что же происходит с нашим «больным» Очумеловым: Какие симптомы проявляются?

Он не раз меняет свою точку зрения, видно, что в нем постоянно происходит внутренняя борьба. Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге, что проявляется в его словах: «Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…», а затем: «Надень ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что то ветром на меня подуло… Знобит…» Человек унижен, он готов лебезить даже не перед генералом, а перед его собачонкой.

Как меняется его взгляд на справедливость?

Взгляд на справедливость меняв зависимости от того, чей «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»! Если это просто собака, то правильным Очумелов считает истребить ее: «Я этого так не оставлю! Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я покажу ему кузькину мать!» Но если это генеральская собака, то правильнее будет поступить по другому: «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу... Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь…»

Как меняется лицо Очумелова при известии, что к генералу братец приехал? Почему?

При известии о том, что к генералу приехал погостить братец, все лицо Очумелова «заливается улыбкой умиления». А все лишь потому, что для него не важна истина, важнее преклонение перед сильными мира сего, потому что от этого зависит дальнейшая карьера.

(Бросает то в жар, то в холод.; Смена интонаций голоса (от повелительного до трусливого). Правда и справедливость не имеют никакого значения. Всё решает чин: кто сильнее, тот и прав. Двуличие. Оба лица лживы)

Учитель: В "Амбулаторной карте” вы заполнили графы: фамилия, профессия, симптомы болезни. Нам предстоит установить диагноз больного Очумелова. Каков он?

- По мнению Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Автор дает подсказку

- Почему такое странное название – "Хамелеон”? Кто такой хамелеон?



Запишем диагноз – хамелеонство.

Что это такое? Слайд 4.

- Дайте характеристику болезни – хамелеонство. (Хамелеоном можно назвать человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельств, менять свои взгляды на прямо противоположное)

- Давайте определим причину заболевания? Почему так странно ведет себя Очумелов? (Меняет свое отношение к собаке в зависимости от того, кому она принадлежит)



А сколько раз меняет он свое мнение? (Проблемный вопрос!!!) (шесть)

С чем это связано? Ответы на эти вопросы мы найдём с вами в ходе нашего мини - исследования по тексту (чтение фрагмента подготовленными учениками)

Учитель: Итак, мы заполнили с вами карточку больного. Давайте посмотрим еще раз.

- Кто болен? - Какие симптомы? - Каков диагноз?



А только ли у нас один «больной». Кто еще болен этой болезнью?

Слайд 5.

(Хрюкин, толпа, которые постоянно меняют свои мнения. Эта болезнь «заразная» Недаром фамилия главного «больного» Очумелов. Чума – очень опасное заболевание, которое уносило тысячи жизней)

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: А даёт ли Чехов рецепт прямо?

(нет) Попробуем это сделать сами. (Мы же с вами сегодня врачи!)



- Мы начинали наш разговор с того, что такое болезнь?

- Скажите, чем страшна болезнь хамелеонства?

(Человек теряет свое лицо, теряет свое человеческое "я”, он подстраивается под обстоятельства)

- Хамелеонство - душевная или физическая болезнь? (Болезнь нравственная)

- Назовите, какие еще болезни души вы знаете?

- Как можно вылечиться? Избавиться от нравственных болезней? (самовоспитанием, осуждением пороков)

- Вот вы сами прописали лечение и себе и героям Чехова.

Доктор Чехов советует всем нам: «выдавливать из себя по капле раба… и, проснувшись в одно прекрасное утро, почувствовать, что в твоих жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая…»

VI. Заключение.

Учитель: Однажды спросили птицу: «Почему ты поёшь такие короткие песни? Или у тебя не хватает дыхания?»

- «Нет, дыхание есть, просто у меня много песен и я хочу спеть их все!»



Рассказы Чехова, словно песни птицы, были короткими. Но исключительно ёмкими и содержательными. Они учили главному – быть настоящим человеком!



Я желаю вам, ребята, учиться у Чехова. Читать и перечитывать рассказы этого писателя и каждый раз открывать в них что-то новое и полезное!



VII. Рефлексия

- Продолжите предложения:



  • сегодня на уроке я узнал, что…

  • мы сегодня говорили о…

  • сегодняшний разговор пробудил во мне такие чувства…

  • я понял, что …

VIII. Домашнее задание

  1. Тест

2 Письменно

Случаи «хамелеонства» в нашей жизни.





ТЕСТ по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»

1. Художественный приём, к которому прибегает Чехов при создании рассказа:

А) «говорящие фамилии» Б) разговор «глухих» В) художественное преувеличение

  1. Для полицейского надзирателя Очумелова важнее всего:

А) справедливость Б) закон и порядок В) угодить генералу

3. Характерная черта художественного языка Чехова – это яркая деталь, объясняющая поведение персонажей и особенности их мироощущения. В рассказе «Хамелеон» такой деталью является:

А) новая шинель Очумелова, Б) детали поведения толпы, осмеивающей Очумелова В) палец Хрюкина

4. Чехов говорит о людях, подобных Очумелову:

А) осуждающе, гневно, Б) насмешливо, с сарказмом, В) с грустью и пониманием

5. Смысл названия рассказа «Хамелеон» заключён:

А) во внешнем сходстве Очумелова с хамелеоном Б) в том, как раскрывается поведение Очумелова В) в выборе Чеховым яркого, привлекающего внимание читателей заглавия

  1. Окончательное решение Очумелова, разбирающего историю с Хрюкиным, зависит от того:

А) кому принадлежит собака, укусившая Хрюкина Б) какое настроение будет у полицейского надзирателя В) что говорит об этом закон




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!