СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. П. Чехов. Рассказ "Тоска. Тема одиночества человека в мире

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание чувства сострадания, сочувствия, желания помочь ближнему в трудную минуту.

Просмотр содержимого документа
«А. П. Чехов. Рассказ "Тоска. Тема одиночества человека в мире»

А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Цели урока:

1.Продолжить знакомство учащихся с творчеством А.П.Чехова.

2.Формировать умение анализировать художественный текст. Развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

3.Воспитывать у обучающихся чувство сострадания, сочувствия, желание помочь ближнему в трудную минуту.


Планируемые предметные , метапредметные и личностные результаты:

предметные:

Планируемые результаты.

Предметные:

Планируемые предметные , метапредметные и личностные результаты:

предметные:

-умение анализировать художественный текст, вырабатывать собственное мнение на основе прочитанного текста, аргументировать свою точку зрения.

Метапредметные:

-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему,

умение создавать устные и письменные тексты разных типов,

личностные:

создать условия для стремления к самовоспитанию, пониманию близких и окружающих людей.

Формы работы учащихся на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая

Личностные:

Создать условия для стремления к самовоспитанию, пониманию близких и окружающих людей.


Тип урока: урок чтения и изучения произведения.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование урока:

  1. Презентация.

  2. Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова.

  3. Карточки для работы в группах.


Ход урока.


  1. Вхождение в тему урока.

Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжаем цикл уроков по творчеству В. П. Чехова. В своих коротеньких рассказах он, как врач, пытается излечить людей от таких недугов, как пошлость, угодничество, чинопочитание, невежество, ограниченность кругозора. Антон Павлович Чехов призывал людей « делать добро». Это был не только призыв, но и реальные дела. После его смерти остались 20томов всемирно прославленной прозы, 4 деревенские школы, библиотека для целого города, посеянный на пустоши лес, два замечательных сада.

Всмотритесь в это лицо и вы увидите за маленькими очками необыкновенные глаза: задумчивые, умные, добрые и проницательные.

Чехов во многих произведениях дает нам урок взаимоотношения людей, призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность.

Известный русский писатель Корней Чуковский говорил: «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодежи, а между тем от многих темных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».

Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.

А предметом нашего разговора станет рассказ А.П. Чехова «Тоска».

Сформулируйте цели урока. Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться?

II. Вхождение в текст. Краткие сообщения учащихся с использованием презентации.

1. О жизни А.П. Чехова.

2. История создания рассказа «Тоска».


III. Текстовый элемент урока. Подготовка к вхождению в текст.

- Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово – тоска.

Вопросы классу:

- Что значит быть одиноким?

- Может ли человек быть одиноким среди людей?

- Ощущаете ли вы себя одинокими?

- Каково лексическое значение этого слова? Обратимся к толковому словарю под ред. С.И. Ожегова.

Тоска - ж

1. Душевная тревога, уныние.

2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.

- Назовите синонимы к этому слову (горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние).


- Почему же писатель предпочёл слово тоска? Предположите, как вы думаете. (Можно предположить, что ударная гласная а подчеркивает бесконечность, безграничность этого чувства, безысходность).

- Вы уже дома прочитали рассказ. Но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно. Чтобы понять истинный смысл его произведений, надо обращать внимание на каждую деталь. С этой целью обратимся к тесту рассказа.

-Зачитайте начало рассказа? Каково оно?

(Снег, сумерки, зажжённые фонари. Каждый предмет, живое существо опутано, отделено от внешнего мира холодным одеялом).


-Как бы вы назвали данный отрывок?

-Где происходит действие рассказа?

- В какое время года происхрдит действие?

- Как зимний пейзаж раскрывает психологическое состояние героя?  

- Иона находится в такой позе, потому что он замерз?

- С кем сравнивает Чехов своего героя? Почему как привидение?

- Какой вы представляете себе лошадь?

-В отрывке повторяется одно и то же слово, какое?

-Когда появляется движение?

 -Слова город вотрывке нет. Какое слово вместо него использует автор? ОМУТ, ПОЛНЫЙ ЧУДОВИЩНЫХ ОГНЕЙ.

Оформите кластер.


Фронтальная беседа по вопросам:

- Какое впечатление производит на вас этот зимний вечер?

(На душе становится мрачно и одиноко).

- А как чувствует себя главный герой Иона?

(Ему тоскливо, плохо).

- А почему ему плохо? (У него умер сын.)

- Совершенно верно. Он похоронил сына и остался один. Скажите, как можно помочь человеку, оказавшемуся в такой ситуации?

(Поговорить с ним, выслушать, улыбнуться, проявить минимум ласки, сострадания и терпения).

- А пытался ли Иона рассказать о своём горе? (Да.)

- Кому?

(Военному, горбачу, дворнику, молодому извозчику.)

- Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына. Поработайте в группах. Найдите и обсудите. Подготовьте выступающего от группы.


1 группа: встреча Ионы Потапова с военным.

2 группа: встреча Ионы Потапова с Горбачом.

3 группа: Встреча Ионы Потапова с дворником.

4 группа: встреча Ионы Потапова с молодым извозчиком.


Вывод:

Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою печаль, потому что они равнодушные люди, они не умеют чувствовать боль другого человека, не умеют сострадать. Его горе никого не интересует. Каждый сам по себе.


- Какие художественные средства использует Чехов, чтобы передать тоску героя? (Выполним это задание в группах.)


1 группа:

Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска. Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.


2 группа:

Найдите метафоры, олицетворения. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?

Метафоры: распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.

Метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.


3 группа:

Найдите примеры градации, повторы. Какова их роль?


Градация: вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.

Повтор: сын помер - от чего?…поезжай; сын помер - все помрем, погоняй; сын помер - …. Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.


- Сделаем выводы о роли этих художественных средств:

Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека.


- Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.)


- Почему Иона решил рассказать ей всё?

(В лошади Иона Потапов видит родственную душу, Как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем «увлекается и рассказывает ей все». Потому что в этой пустоте и безмолвии, в этом «бездушном» городе — это единственное существо, которое выслушало его, не оттолкнуло.)


- Как Иона обратился к лошади? (Брат кобылочка)


- Меняется ли эмоциональная окраска этого слова на протяжении всего рассказа? (Да)

(От презрительного лошаденка, к нейтральному – лошадь, к уменьшительно-ласкательному – кобылочка.)


- Прочитайте выразительно последние два предложения рассказа.

- Как вы объясните многоточие?


- Равнодушие- это лень души. Ведь так мало надо человеку от людей - надо чтобы его выслушали, сказали доброе слово, улыбнулись. Но и этой малости не то чтобы жалко - просто лень сочувствовать, понимать…

- Что значит имя Иона?

Иона – древний пророк, чьи писания вошли в Библию. В переводе имя  Иона означает « голубь». Голубь-  символ души и связи с миром божественного, птица -вестник. Какую же весть принес нам герой по имени Иона?

Обратим внимание на эпиграф рассказа. Кому повеем печаль мою?...

Что значит слово повем?(поведаю, расскажу)

- Как вы понимаете смысл эпиграфа?

(Рассказать некому, знает только сам человек и Бог).


- Давайте вернёмся к вопросу, который был поставлен в начале урока: «вытравлял из нас всякую душевную дрянность». Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? (Да.)

-Действительно, тема эта актуальна и сегодня, когда мы все куда-то спешим, не обращаем внимания на беды и страдания других людей. И совершенно не думаем о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации. Чехов во многих произведениях дает нам урок взаимоотношения людей, призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу, гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность.


IV.Посттекстовый элементурока. Подведение итогов.

- Итогом нашей работы будет написание синквейна. В качестве ключевого слова возьмём слово – тоска.


Тоска

Безнадежная, дикая.

Накрывает, поглощает, гнетёт.

Некому рассказать о своём горе.

Одиночество.

V. Рефлексия.

- Удалось ли нам достичь цели урока?

- Что удалось?

-Что показалось вам неудачным?

-Чьи ответы вам показались наиболее полными и интересными?


Выставление оценок за урок.

Всем спасибо за урок.


VI. Задание на дом.

Творческая работа призыв-обращение «Прохожий, остановись…»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!