СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Чехов "Толстый и тонкий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учащихся 6 класса

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов "Толстый и тонкий"»

А. П. Чехов «Толстый и тонкий»

А. П. Чехов

«Толстый и тонкий»

История создания История создания произведения началась с исключительно развлекательного замысла автора. Изначально сюжетные линии рассказа носили сугубо анекдотичный характер, без какой-либо глубины. Цель писателя на тот момент — показать встречу старых знакомых, испорченную неловким поступком. Однако в будущем работа приобрела глубокий смысл, открывая читателям природу человека: в версии 1886 года Тонкий начал заискивать перед Толстым без какой-то выгоды, а в первоначальной редакции он встретил в товарище своего начальника.

История создания

История создания произведения началась с исключительно развлекательного замысла автора. Изначально сюжетные линии рассказа носили сугубо анекдотичный характер, без какой-либо глубины. Цель писателя на тот момент — показать встречу старых знакомых, испорченную неловким поступком. Однако в будущем работа приобрела глубокий смысл, открывая читателям природу человека: в версии 1886 года Тонкий начал заискивать перед Толстым без какой-то выгоды, а в первоначальной редакции он встретил в товарище своего начальника.

Композиция и жанр Работа Чехова относится к жанру рассказа. При анализе произведения «Толстый и тонкий» важно упомянуть композиционную структуру литературного шедевра. Она несложная, однако имеется несколько значительных аспектов. Особенность композиции заключается в том, что завязка и последующие действия занимают основной объем рассказа, а кульминация и развязка довольно динамичны. Произведение строится на противопоставлении, притом что это касается не только образов основных персонажей. В начале повествования автор говорит о завтраке Толстого, но уже в конце сухо рассказывает о состоянии героя. Рассказ построен на беседе двух друзей с нотами описания их мимики. Редко появляется сын и супруга Тонкого, меняющие поведение в соответствии с фактами, которые всплывают в процессе дискуссии.

Композиция и жанр

Работа Чехова относится к жанру рассказа. При анализе произведения «Толстый и тонкий» важно упомянуть композиционную структуру литературного шедевра. Она несложная, однако имеется несколько значительных аспектов.

Особенность композиции заключается в том, что завязка и последующие действия занимают основной объем рассказа, а кульминация и развязка довольно динамичны. Произведение строится на противопоставлении, притом что это касается не только образов основных персонажей. В начале повествования автор говорит о завтраке Толстого, но уже в конце сухо рассказывает о состоянии героя.

Рассказ построен на беседе двух друзей с нотами описания их мимики. Редко появляется сын и супруга Тонкого, меняющие поведение в соответствии с фактами, которые всплывают в процессе дискуссии.

Тема и проблема рассказа Неравенство. Вопреки тому, что Толстый и Тонкий — представители разных социальных слоев, автор демонстрирует, что неравноправие в обществе не имеет никакого значения, если люди с душой относятся друг к другу. По мнению Чехова, пропасть возникает в результате отсутствия высокой духовности, а не разницы в достатке. Чинопочитание — автор с отвращением рассказывает о благоговении раба, которое чувствует Порфирий перед представителями высшего общества. Чехов демонстрирует, как слепое поклонение чинам способно унизить человека. Писатель утверждает, что людей нужно уважать за реальные дела. Внутреннее рабство. В своем творчестве Чехов нередко старался убедить читателей, что каждый человек появляется на свет свободным и независимым. Тонкого никто не заставлял пресмыкаться перед Толстым, но его моральная слабость и многолетняя служба сделали свое дело. Освободиться от общественных оков и стать полноценной личностью, по мнению автора — величайший подвиг.

Тема и проблема рассказа

  • Неравенство. Вопреки тому, что Толстый и Тонкий — представители разных социальных слоев, автор демонстрирует, что неравноправие в обществе не имеет никакого значения, если люди с душой относятся друг к другу. По мнению Чехова, пропасть возникает в результате отсутствия высокой духовности, а не разницы в достатке.
  • Чинопочитание — автор с отвращением рассказывает о благоговении раба, которое чувствует Порфирий перед представителями высшего общества. Чехов демонстрирует, как слепое поклонение чинам способно унизить человека. Писатель утверждает, что людей нужно уважать за реальные дела.
  • Внутреннее рабство. В своем творчестве Чехов нередко старался убедить читателей, что каждый человек появляется на свет свободным и независимым. Тонкого никто не заставлял пресмыкаться перед Толстым, но его моральная слабость и многолетняя служба сделали свое дело. Освободиться от общественных оков и стать полноценной личностью, по мнению автора — величайший подвиг.
Главная мысль и мораль Антон Павлович старался высмеивать общественные пороки, чтобы окружающим стало стыдно. Обществу необходимо было изгнать лицемерие, которое, к сожалению, является неотъемлемой частью преуспеяния в жизни. Порфирий неискренне ведет себя уже автоматически, мужчина даже не понимает этого.

Главная мысль и мораль

Антон Павлович старался высмеивать общественные пороки, чтобы окружающим стало стыдно. Обществу необходимо было изгнать лицемерие, которое, к сожалению, является неотъемлемой частью преуспеяния в жизни. Порфирий неискренне ведет себя уже автоматически, мужчина даже не понимает этого.

Герои рассказа Толстый (Михаил) — добродушный мужчина, который любит вкусно покушать. Герой ведет себя непринужденно. Искренне радуется встрече со школьным другом, с улыбкой вспоминает детские шалости. Несмотря на высокую должность, не одобряет чинопочитания среди товарищей. Тонкий (Порфирий) — мужчина худощавого телосложения с кучей чемоданов в руках. В школе его дразнили за то, что он был ябедой. Рассказывает Толстому о себе, жалуется на маленькую зарплату и сложное материальное положение. На первый взгляд может показаться, что герой искренне радуется встрече с товарищем, однако видно, что он очень напряжен. Семья персонажа постоянно прячется за его спину, они не знают, как общаться с Михаилом. Узнав, что старый друг занимает высокий пост, меняется в лице.

Герои рассказа

  • Толстый (Михаил) — добродушный мужчина, который любит вкусно покушать. Герой ведет себя непринужденно. Искренне радуется встрече со школьным другом, с улыбкой вспоминает детские шалости. Несмотря на высокую должность, не одобряет чинопочитания среди товарищей.
  • Тонкий (Порфирий) — мужчина худощавого телосложения с кучей чемоданов в руках. В школе его дразнили за то, что он был ябедой. Рассказывает Толстому о себе, жалуется на маленькую зарплату и сложное материальное положение. На первый взгляд может показаться, что герой искренне радуется встрече с товарищем, однако видно, что он очень напряжен. Семья персонажа постоянно прячется за его спину, они не знают, как общаться с Михаилом. Узнав, что старый друг занимает высокий пост, меняется в лице.
Герои рассказа Луиза (супруга Тонкого). Михаил неоднократно представляет ее, но сама женщина молчит, стараясь спрятаться за спину мужа. Учит детей музыке, стараясь хоть как-то пополнить бюджет семьи. Нафанаил — сын Луизы и Порфирия, ученик третьего класса. При знакомстве с товарищем отца не сразу снимает шапку, задумчиво осматривая Михаила. Узнав, что он тайный советник, от неожиданности роняет фуражку. Мальчик ошеломлен, будто перед ним предстал не простой человек, а какое-то божественное существо.

Герои рассказа

  • Луиза (супруга Тонкого). Михаил неоднократно представляет ее, но сама женщина молчит, стараясь спрятаться за спину мужа. Учит детей музыке, стараясь хоть как-то пополнить бюджет семьи.
  • Нафанаил — сын Луизы и Порфирия, ученик третьего класса. При знакомстве с товарищем отца не сразу снимает шапку, задумчиво осматривая Михаила. Узнав, что он тайный советник, от неожиданности роняет фуражку. Мальчик ошеломлен, будто перед ним предстал не простой человек, а какое-то божественное существо.
Чему учит рассказ Этот рассказ учит нас ценить настоящие, живые чувства, не позволять таким незначительным вещам, как карьера или заработок денег, разрушить их. Такова мораль произведения «Толстый и Тонкий»: что бы ни было, человеческие отношения важнее статусных преград и бытового расчета. Так же рассказ может помочь человеку в его духовном становлении. Он доносит до нас основную мысль, что человек в любой ситуации, даже самой неблагоприятной должен оставаться человеком и сохранять достоинство. Вывод из прочитанного текста прост: нужно выдавливать из себя раба, пока он полностью не завладел господином своей судьбы.

Чему учит рассказ

Этот рассказ учит нас ценить настоящие, живые чувства, не позволять таким незначительным вещам, как карьера или заработок денег, разрушить их. Такова мораль произведения «Толстый и Тонкий»: что бы ни было, человеческие отношения важнее статусных преград и бытового расчета.

Так же рассказ может помочь человеку в его духовном становлении. Он доносит до нас основную мысль, что человек в любой ситуации, даже самой неблагоприятной должен оставаться человеком и сохранять достоинство. Вывод из прочитанного текста прост: нужно выдавливать из себя раба, пока он полностью не завладел господином своей судьбы.

Критики о рассказе «…серьезной теме, очень жизненной во времена Чехова и глубоко волновавшей писателя - теме деспотизма, грубости, насилия и рабской покорности, - посвящает Чехов многие свои рассказы: «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Пережитое», «Двое в одном», «Маска» и др. Эти рассказы юмористические, но они заставляют нас не только смеяться, но и серьезно задумываться. В этих рассказах Чехов не высказывает прямо, открыто своего отрицательного отношения к героям (как и в рассказах «Налим» и «Лошадиная фамилия»), но он заставляет нас угадать свое отношение по тому, каковы факты в произведении, как построен рассказ, каковы в нем слова и выражения. Для этого нужно лишь внимательно, вдумчиво читать рассказы Чехова и понимать те намеки, которые автор в них делает. » (М. Семанова, вступительная статья в книге «А.П.Чехов. Рассказы», серия «Школьная библиотека», 1951 г.)

Критики о рассказе

«…серьезной теме, очень жизненной во времена Чехова и глубоко волновавшей писателя - теме деспотизма, грубости, насилия и рабской покорности, - посвящает Чехов многие свои рассказы: «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Пережитое», «Двое в одном», «Маска» и др. Эти рассказы юмористические, но они заставляют нас не только смеяться, но и серьезно задумываться. В этих рассказах Чехов не высказывает прямо, открыто своего отрицательного отношения к героям (как и в рассказах «Налим» и «Лошадиная фамилия»), но он заставляет нас угадать свое отношение по тому, каковы факты в произведении, как построен рассказ, каковы в нем слова и выражения. Для этого нужно лишь внимательно, вдумчиво читать рассказы Чехова и понимать те намеки, которые автор в них делает. » (М. Семанова, вступительная статья в книге «А.П.Чехов. Рассказы», серия «Школьная библиотека», 1951 г.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя