План-конспект урока русской литературы в 6 классе
___________________
Тема: А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей.
Цель и задачи:
- продолжить работу над формированием понятия о комическом;
- помочь учащимся выяснить особенности стиля А.П.Чехова, мастера слова;
- содействовать развитию коммуникативных компетенций учащихся, лингвистической зоркости, творческих способностей учащихся;
- убедить учащихся, что добрый смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портрет Чехова, записи на доске, раздаточный материал, кроссворд, сборник рассказов Чехова, словарик, эпиграфы:
Краткость-сестра таланта.
А.П. Чехов.
Человек – это то, во что он верит.
А.П. Чехов
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
- Перед вами венгерский кроссворд (филворд). Найдите все зашифрованные слова. Подумайте, что их объединяет?
т | а | х | е | ч | о | х |
в | г | о | в | о | в | и |
р | а | н | р | о | г | л |
а | ч | л | и | н | м | е |
о | д | а | я | л | т | а |
н | в | х | ч | е | х | о |
и | е | а | с | м | ю | н |
м | с | п | р | о | е | т |
- Вспомним некоторые факты биографии писателя, знакомые вам. Какие слова удалось расшифровать в буквенном квадрате?( чехов, ялта, псевдоним, юмор, сахалин, таганрог, врач, чехонте, мелихово). Какое из слов является ключевым, обозначающим тему всего квадрата? (Чехов).
- Какую связь эти слова имеют с жизнью и творчеством Чехова?
4. Сообщение темы урока, постановка цели, задач
- А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову.
Сегодня мы снова окунёмся в мир чеховского юмора, познакомимся с рассказом из сборника «Пёстрые рассказы». Рассказы Чехова невозможно спутать ни с какими другими. Обращение к эпиграфу о краткости. Отсюда их особенности:
Вернемся к нашему венгерскому кроссворду. Одно слово из квадрата поможет нам перейти к теме урока – юмор.
Посмотрите на эту иллюстрацию, как вы думаете, как может называться рассказ?
О ком или о чем может идти речь в рассказе? Давайте предположим, каким будет содержание рассказа А.П. Чехова? Предположите, с какой целью написан рассказ?
Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий” постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.
5. Анализ текста до чтения
– Допустим, вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Каким, по-вашему, должен быть Толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.
– Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона. Составьте его словесный портрет.– Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу своё воображение. Что же это означает?
(Герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, коробками, он жалок.)
– Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? (Антитеза.)
– Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и богатый.)
Работа со словарем
Рассмотрите словари (раздаточный материал)
Словарик:
херес - сорт дорогого вина;
флёрдоранж - цветочный одеколон;
лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии;
Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;
Эфиальт - (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье;
приватно - неофициально;
коллежский асессор - один из младших рангов чиновников;
статский советник - ранг чиновника среднего звена;
тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.
6. Анализ текста во время чтения
1) Выразительное чтение эпизода
– А теперь давайте подслушаем разговор наших героев.
(“Ну как живёшь, друг?....... Две звезды имею”.)
– Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.
Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.
Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.
– В начале урока мы предположили, как могут выглядеть герои.
Совпало ли наше представление с авторским?
– Описывает ли Чехов внешность героев? Как, с помощью чего?
– Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные?
2) Работа с таблицей (по 2-й части).
Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. | | |
2. Мимика, жесты, поза. | | |
3. Знаки препинания в конце предложений. | | |
4. Обращение героев друг к другу. | | |
– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?
– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.
– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?
– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?
- Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”? (Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)
– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? (Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)
– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.)
– Как вы понимаете это словосочетание?
– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?
– А какие в конце слов тонкого? Почему? (Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)
– Как обращаются друг к другу герои?
– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?
Линии сравнения | “Толстый” во 2-ой части рассказа | “Тонкий” во 2-ой части рассказа. |
1. Глаголы внутреннего состояния героев. | “Хотел возразить…стошнило” | “Захихикал”, “приятно ошеломлён”. |
2. Мимика, жесты, поза.. | “поморщился” | “Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”. “Сам он съёжился, сгорбился, сузился”. “…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты” |
3. Знаки препинания в конце предложений. | Восклицательный знак | Многоточие. |
4. Обращение героев друг к другу. | “Мы с тобой друзья” | “..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с” |
7. Работа с текстом после чтения
Работа над содержанием рассказа «Толстый и тонкий».
- Какое качество характера осуждает автор? Давайте проверим, правы ли мы? Заполнив кроссворд, получим ответ.
Самостоятельная работа.
| | | | | 1 | | | | | | | | | |
| | | 2 | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | 4 | | | | | | | | | | |
| | | | | 5 | | | | | | | | | |
| | 6 | | | | | | | | | | | | |
| | | | | 7 | | | | | | | | | |
| 8 | | | | | | | | | | | | | |
| 9 | | | | | | | | | | | | | |
| 10 | | | | | | | | | | | | | |
| 11 | | | | | | | | | | | | | |
| | | 12 | | | | | | | | | | | |
| 13 | | | | | | | | | | | | | |
Вопросы для кроссворда:
Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)
Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)
Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)
Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)
Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)
Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)
Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)
Имя Тонкого. (Порфирий)
Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)
Место, где встретились друзья. (Вокзал)
Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)
Кличка Тонкого. (Эфиальт)
Продолжи фразу:
«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)
Коллективная проверка работы
Чинопочитание – ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера). Как вы это понимаете?
Словарная работа
Чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие - как вы понимаете эти слова?
Основная мысль рассказа. Смех Чехова обычно называют добрым. Но иногда и этот писатель - большой человеколюб – сжимает кулаки при виде отвратительных человеческих пороков.
Как соотносится у Чехова юмор и сатира?. Вспомнить эти термины. (Неуловимое сочетание того и другого, грустный смех)
Обращение к эпиграфу «о человеке»
Выявление средств комического в рассказе. Какими средствами удаётся Чехову выдерживать это хрупкое соотношение?
8. Обобщение, подведение итогов
- Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа? (Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым)
- Какова идея произведения? (Разоблачение подхалимства и угодничества)
- Почему Толстый не возражает и уходит? (Он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо).
- Что должно отражать заглавие? (Тему и основную мысль рассказа)
- Какое человеческое качество высмеивает Чехов? (Угодничество, готовность унижаться)
9. Домашнее задание
Прочитать рассказ «Хирургия»
5 уровень - написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.
Заполнить таблицу 4.
10. Комментированное выставление оценок
11. Рефлексия. Составление синквейна
1-й вариант – Толстый.
2-й вариант – Тонкий.
1-я строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного).
2-я строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3-я строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5-я строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.
- Ваши впечатления об уроке. Довольны ли собой, свой работой? Активностью ваших одноклассников?