СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей.

Цель и задачи:

продолжить работу над формированием понятия о комическом;

- помочь учащимся выяснить особенности стиля А.П.Чехова, мастера слова;

- содействовать развитию коммуникативных компетенций учащихся, лингвистической зоркости, творческих способностей учащихся;

- убедить учащихся, что добрый смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет Чехова, записи на доске, раздаточный материал, кроссворд, сборник рассказов Чехова, словарик, эпиграфы:

                                                                                                              Краткость-сестра таланта.

А.П. Чехов.

Человек – это то, во что он верит.

                                                                                                                                         А.П. Чехов

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей.»

План-конспект урока русской литературы в 6 классе

___________________

Тема: А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей.

Цель и задачи:

- продолжить работу над формированием понятия о комическом;

- помочь учащимся выяснить особенности стиля А.П.Чехова, мастера слова;

- содействовать развитию коммуникативных компетенций учащихся, лингвистической зоркости, творческих способностей учащихся;

- убедить учащихся, что добрый смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет Чехова, записи на доске, раздаточный материал, кроссворд, сборник рассказов Чехова, словарик, эпиграфы:

Краткость-сестра таланта.

А.П. Чехов.

Человек – это то, во что он верит.

А.П. Чехов

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

- Перед вами венгерский кроссворд (филворд). Найдите все зашифрованные слова. Подумайте, что их объединяет?

т

а

х

е

ч

о

х

в

г

о

в

о

в

и

р

а

н

р

о

г

л

а

ч

л

и

н

м

е

о

д

а

я

л

т

а

н

в

х

ч

е

х

о

и

е

а

с

м

ю

н

м

с

п

р

о

е

т

- Вспомним некоторые факты биографии писателя, знакомые вам. Какие слова удалось расшифровать в буквенном квадрате?( чехов, ялта, псевдоним, юмор, сахалин, таганрог, врач, чехонте, мелихово). Какое из слов является ключевым, обозначающим тему всего квадрата? (Чехов).

- Какую связь эти слова имеют с жизнью и творчеством Чехова?







4. Сообщение темы урока, постановка цели, задач

- А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову.

Сегодня мы снова окунёмся в мир чеховского юмора, познакомимся с рассказом из сборника «Пёстрые рассказы». Рассказы Чехова невозможно спутать ни с какими другими. Обращение к эпиграфу о краткости. Отсюда их особенности:

  • короткое вступление

  • нет подробного описания пейзажа, портрета

  • яркие художественные детали

  • основа рассказа – диалог


Вернемся к нашему венгерскому кроссворду. Одно слово из квадрата поможет нам перейти к теме урока – юмор.

Посмотрите на эту иллюстрацию, как вы думаете, как может называться рассказ?

О ком или о чем может идти речь в рассказе? Давайте предположим, каким будет содержание рассказа А.П. Чехова? Предположите, с какой целью написан рассказ?

Сегодня, анализируя рассказ “толстый и тонкий” постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.

5. Анализ текста до чтения

– Допустим, вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Каким, по-вашему, должен быть Толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.

– Представьте теперь Тонкого, который только что вышел из вагона. Составьте его словесный портрет.– Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу своё воображение. Что же это означает?

(Герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешанный чемоданами, коробками, он жалок.)

– Какой композиционный приём использует чехов, рисуя героев? (Антитеза.)

– Толстый и Тонкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и богатый.)

Работа со словарем

Рассмотрите словари (раздаточный материал)

Словарик:

херес - сорт дорогого вина;

флёрдоранж - цветочный одеколон;

лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии;

Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;

Эфиальт - (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход в Фермопильском ущелье;

приватно - неофициально;

коллежский асессор - один из младших рангов чиновников;

статский советник - ранг чиновника среднего звена;

тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.

6. Анализ текста во время чтения

1) Выразительное чтение эпизода

– А теперь давайте подслушаем разговор наших героев. 

(“Ну как живёшь, друг?....... Две звезды имею”.)

– Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.

Обратите внимание на “Табель о рангах”, существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.

Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.

– В начале урока мы предположили, как могут выглядеть герои.

Совпало ли наше представление с авторским?

– Описывает ли Чехов внешность героев? Как, с помощью чего?

– Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные?

2) Работа с таблицей (по 2-й части).

Линии сравнения

Толстый” во 2-ой части рассказа

Тонкий” во 2-ой части рассказа

1. Глаголы внутреннего состояния героев.

 

 

2. Мимика, жесты, поза.

 

 

3. Знаки препинания в конце предложений.

 

 

4. Обращение героев друг к другу.

 

 

– Какая часть речи является самой употребительной во 2-ой части?

– Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.

– С помощью каких глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?

– Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?

- Почему чемоданы, узлы и картонки тоже “съёжились и поморщились”? (Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное – С.)

– А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения? (Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения.)

– Но всё-таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (Почтительной кислоты.) 

– Как вы понимаете это словосочетание?

– Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?

– А какие в конце слов тонкого? Почему? (Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого.)

– Как обращаются друг к другу герои?

– Что особенно изумляет в составленной вами таблице?

Линии сравнения

Толстый” во 2-ой части рассказа

Тонкий” во 2-ой части рассказа.

1. Глаголы внутреннего состояния героев.

Хотел возразить…стошнило”

Захихикал”, “приятно ошеломлён”.

2. Мимика, жесты, поза..

поморщился”

Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры”.

Сам он съёжился, сгорбился, сузился”.

“…на лице тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты”

3. Знаки препинания в конце предложений.

Восклицательный знак

Многоточие.

4. Обращение героев друг к другу.

Мы с тобой друзья”

..ваше превосходительство…Что вы-с Вельможи-с”

7. Работа с текстом после чтения

Работа над содержанием рассказа «Толстый и тонкий».

- Какое качество характера осуждает автор? Давайте проверим, правы ли мы? Заполнив кроссворд, получим ответ.

Самостоятельная работа.






1













2












3



















4
















5












6


















7











8















9















10















11

















12













13














Вопросы для кроссворда:

  1. Сколько героев присутствует в рассказе?(Четыре)

  2. Назвать имя жены Тонкого. (Луиза)

  3. Должность, которую занимает сейчас Тонкий. (Столоначальник)

  4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий)

  5. Что Тонкий делает из дерева? (Портсигары)

  6. Кличка Толстого в гимназии. (Герострат)

  7. Псевдоним А. П. Чехова. (Чехонте)

  8. Имя Тонкого. (Порфирий)

  9. Герой, от которого пахло хересом и флердоранжем. (Толстый)

  10. Место, где встретились друзья. (Вокзал)

  11. Как зовут сына Тонкого? (Нафанаил)

  12. Кличка Тонкого. (Эфиальт)

  13. Продолжи фразу:

«Тонкий вдруг побледнел, …» (окаменел)

Коллективная проверка работы

Чинопочитание – ключевое слово. (Автор осуждает в своем герое это качество характера). Как вы это понимаете?

Словарная работа

Чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие - как вы понимаете эти слова?

Основная мысль рассказа. Смех Чехова обычно называют добрым. Но иногда и этот писатель - большой человеколюб – сжимает кулаки при виде отвратительных человеческих пороков.

Как соотносится у Чехова юмор и сатира?. Вспомнить эти термины. (Неуловимое сочетание того и другого, грустный смех)

Обращение к эпиграфу «о человеке»

Выявление средств комического в рассказе. Какими средствами удаётся Чехову выдерживать это хрупкое соотношение?

8. Обобщение, подведение итогов

- Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа? (Стыд за самоунижение бедного человека перед богатым)

- Какова идея произведения? (Разоблачение подхалимства и угодничества)

- Почему Толстый не возражает и уходит? (Он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо).

- Что должно отражать заглавие? (Тему и основную мысль рассказа)

- Какое человеческое качество высмеивает Чехов? (Угодничество, готовность унижаться)

9. Домашнее задание

Прочитать рассказ «Хирургия»

5 уровень - написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.

Заполнить таблицу 4.

10. Комментированное выставление оценок

11. Рефлексия. Составление синквейна

1-й вариант – Толстый.

2-й вариант – Тонкий.

1-я строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного).

2-я строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3-я строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.

4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.

5-я строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.

- Ваши впечатления об уроке. Довольны ли собой, свой работой? Активностью ваших одноклассников?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!