Конспект
урока по литературному чтению.
3 г класс
Тема: А.П.Чехов «Ванька».
Технологическая карта урока |
Предмет: | Литературное чтение |
Тема урока: | А.П.Чехов «Ванька» |
Цель урока: | Продолжение работы над содержанием произведения |
Планируемые результаты: | Предметные УУД: -учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать; - учить наблюдать за словом автора, авторской позицией; - вырабатывать умения работать с текстом; развивать словарный запас; - формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения |
Личностные УУД: - воспитывать нравственные качества, культуру общения; - развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления; |
Метапредметные УУД Регулятивные: - умение распознавать части речи; - умение сравнивать; - учиться высказывать своё мнение; Коммуникативные УУД: - готовность получать необходимую конструктивную критику и поощрение со стороны одноклассников и учителя; - умение участвовать в коллективном обсуждении произведения; - использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа; |
Познавательные УУД: - развивать наблюдательность, устную речь, внимание; - воспитывать у детей чувство сострадания, расширить кругозор учащихся знаниями по истории нашей Родины; - устанавливать причинно- следственные связи; - умение пользоваться знаниями, полученными ранее; - делать выводы в результате совместной работы всего класса; |
Инструментальный блок |
Тип урока: | Урок изучения литературного произведения |
Познавательные ресурсы: | - учебник; - доска; - наглядные материалы; - проектор; - репродукция картины; |
Ход урока.
I Организационный момент.
Сегодня на уроке литературного чтения мы совершим небольшое
путешествие в прошлое. Для того, чтобы
узнать о чем будем говорить, мы должны вспомнить произведение,
которое читали на прошлом уроке .
(учитель держит в руках конверт. На конверте
адрес «На деревню дедушке»)
-Вспомните, как называется это произведение?
- Кто автор?
- В демонстрационном альбоме «Детские писатели и поэты» найдите и рассмотрите портрет и вспомините известные вам произведения А.П.Чехова.
- Что мы знаем об Антоне Павловиче Чехове? (кейсовые технологии+просмотровое чтение)
- Антон Павлович был истинным патриотом своей страны, очень внимательно наблюдал за событиями, происходящими вокруг. А так как он сам вырос в многодетной семье, то не мог оставить без внимания тему тяжелого детства. Произведение «Ванька» было написано не для детей, но быстро вошло в круг детского чтения. Хотя сам автор признавался - «Писать для детей вообще не умею». Первая публикация текста этого произведения была 25 декабря 1886 г. в "Петербургской газете" в разделе "Рождественские рассказы".
- Мастером какого жанра считается Ч.? Кроме того, он — талантливый драматург, академик, врач по профессии. Но мы сегодня говорим о его рассказах.
- Вспомните все признаки рассказа, как жанра литературных произведений.
(- Признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое число героев, описание одного эпизода из жизни героя.)
II Актуализация знаний:
- Итак, на прошлом уроке мы познакомились с текстом этого рассказа. На его изучение отводится 2 урока. Кто же догадался, чем мы займёмся на сегодняшнем уроке ?
( - Мы будем перечитывать рассказ.
- Мы будем анализировать его).
- Как же мы анализируем прочитанное произведение?
(Находим исторические факты, узнаём значение новых слов, составляем характеристику героев, учимся понимать их поступки, мысли, находим в тексте литературные приёмы и средства художественной выразительности, пытаемся понять, для чего автор их использовал, рисуем обложку книги, делим текст на смысловые части, составляем план).
- Мы уже имеем опыт анализа литературных произведений, значит сегодня мы своё умение будем совершенствовать.
-Я предлагаю оценить своё умение на начало урока, в конце урока мы попробуем оценить себя вновь и сравнить получившиеся результаты.
- Перед вами листочки с умения и критериями их оценивания.
Умения по работе с литературным произведением | В начале Урока. | В конце урока |
1.Знание лексики старинных слов, использованных в тексте. | | |
2.Умение ориентироваться в тексте данного рассказа. | | |
3.Умение составлять характеристику героя. | | |
4.Умение определять главную мысль рассказа. | | |
Всего баллов: Критерии: 2 балла — знаю, умею 1 балл – могу выполнить с помощью учителя или с подсказками одноклассников 0 баллов – пока не знаю, не умею, но хочу научиться | | |
III Работа над анализом произведения.
1). Уточнение и обогащение словарного запаса учащихся
на основе текста произведения.
- В тексте встретилось много незнакомых слов. При первичном прочтении рассказа мы с помощью словаря, контекста, взрослого объясняли их лексическое значение. Проверим, запомнились ли они вам.
- Обратимся к «Литературному сундучку». Здесь сегодня лежат архаизмы из рассказа «Ванька». Почему мы их так называем? (устаревшие, не употребляются в современной речи). Достанем только синие карточки.
Остальные работают в парах, соединяя понятие и его толкование. Проверка-озвучивание у доски
(Ребята вынимают синие карточки-слова с устаревшими понятиями (заутреня,шпандырь,клирос, сидельцы,подмастерье, образ, колотушка, ледник, выволочка, подпасок, ямщик), дают определение, приводят примеры.
- В сундучке ещё осталась карточка красного цвета. Зачем она здесь? Об этом мы узнаем в конце урока.
- О чём говорит обилие старинных слов-архаизмов в данном рассказе?
(- А.П.Чехов описывает жизнь в прошлом, тогда эти слова употреблялись.)
- А сегодня я хочу пополнить ваш словарь ещё одним новым словом.
(На слайде появляется сначала только слово. Учитель выясняет, может кто-то из детей уже сам знает объяснение этого слова, и только затем
(открывается 4 слайд)
Эпиграф – ( от греч. «надпись») - цитата, фраза, помещённая перед текстом литературного произведения, с целью указать основной смысл текста. |
- Я предлагаю вам прочитать 2 варианта эпиграфов, можете посоветоваться с соседом по парте и решить, какое из изречений наиболее точно подходит к рассказу «Ванька» А.П.Чехова.
( На доске:
«В детстве у меня не было детства.» А. Чехов |
«Зрелище бедствий народных невыносимо мой друг!» Н.Некрасов |
- Почему именно второй эпиграф подходит к рассказу «Ванька» ?
(Учащиеся отвечают).
Вывод этапа:
- Сейчас вы вспомнили значение слов-архаизмов, использованных в рассказе, познакомились с новым словом, даже выбрали эпиграф к тексту.
- Оцените себя, отметьте это в листочке самооценивания.
2). Работа над умением ориентироваться в прочитанном тексте. Выборочное чтение.
- Кто же главный герой рассказа?
( 9- летний мальчик – сирота, Ванька Жуков, отданный в ученье
к сапожнику ).
- О каком эпизоде из его жизни идёт повествование?
(- Рассказ идёт о том, как он пишет письмо своему дедушке в деревню).
- Но рассказ — это не только письмо Ваньки, но и описание старой Москвы, его любимой деревни, природы, быта людей того времени, т.е. исторические факты.
- Проверим себя, насколько хорошо ориентируемся в тексте.
Проведём выборочное чтение.
а). - Найдите описание города, в котором сейчас живёт Ванька.
(Зачитывается описание Москвы 19 века.)
- Какие исторические факты мы узнали из этого отрывка?
( Москва в 19 веке была большим городом, дома были очень добротные, как выражается Ванька «господские», на улицах можно было увидеть много лошадей, много магазинов, которые назывались лавками, собаки бегали по улицам).
б). - Найдите отрывок, который рассказывает нам о том, как раньше доставляли письма?
(Зачитывается отрывок о ямщиках.)
- И вновь автор знакомит нас с историческими фактами. А для чего?
( Чтобы мы лучше себе представили то время, в котором жил главный герой рассказа.)
в). Зачитайте отрывок о том, где и как раньше жил Ванька.
- Что мы узнали?
(Что Ванька и в деревне не имел своего дома, что мама жила в барском доме, работая прислугой. Что богатые люди не работали, ведь барышня выучила Ваньку грамоте только от скуки.)
? г) - Найдите отрывок о том, как Ванька с дедушкой выбирали елку. - А кто помогал Ваньке наряжать елку?
- Расскажите о том, как Ольга Игнатьевна относилась к Ваньке. (Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль)
- Изменилась ли жизнь мальчика после смерти матери? Что произошло? (Сначала его отправили на кухню к деду, а после отослали в Москву на обучение к сапожнику Аляхину)
? д) - Найдите в тексте момент, где описывается дедушка Ваньки.
- Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? Почему? (В воспоминаниях мальчика жизнь в деревне казалась хорошей, спокойной и тихой, потому что он был в окружении добрых, родных людей)
? е) - Найдите и прочитайте описание ночной деревни.
- Хотели бы вы оказаться в такой прекрасной деревне? Как думаете, а Ванька мечтал вернуться в нее? (Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой)
Вывод этапа:
- Сейчас вы поняли, как важно уметь ориентироваться в тексте. Как же надо читать произведение, чтобы хорошо ориентироваться в нём?
(- Надо читать вдумчиво).
- Иногда необходимо вернуться к прочитанному. Это делают даже взрослые.
- Оцените себя в листочке самооценивания по второму показателю.
3). Драматизация: «Ванька пишет письмо».
(Подготовка к работе над составлением характеристики героя).
(открывается 6 слайд)
- Посмотрите на слайд, кого вы видите? Что вам кажется необычным? Как выглядит Ванька? Соответствует ли рисунок описанию Ваньки в рассказе?
- А теперь я предлагаю вам представить себя реальными свидетелями тех событий.
( Один ученик, одетый соответственно, «пишет» письмо деду.)
( После просмотра продолжается анализ.)
-Что мы узнали из письма? Почему Ванька оказался в чужом городе, у чужих людей?
(Умерла мама, и он остался сиротой без средств к существованию.)
- Какие ещё факты из его жизни открывает это письмо?
(О том, что его не учат, что он работает и нянькой и на кухне, приходиться ему прислуживать не только хозяевам, а и подмастерьям, даже красть.)
-Какое чувство вы испытали впервые услышав текст этого письма?
(Жалость к мальчику.)
- Почему?
( Мальчика бьют чем попало: и шпандырем, и колодками, таскают за волосы, насмехаются, унижают, спит он в холодных сенях, вечно голодный.
- Как долго так живёт Ванька?
( Уже три месяца).
- А зачем Ванька пишет письмо?
(Учитель обращает внимание на две жизни Ваньки «До и после».
На доске это подтверждают иллюстрации из книг.
Вывод этапа:
- На доске предложение с пропущенными словами. Восстановите его.
«Отдали учить…, а на самом деле…».
(«Отдали учить… сапожному делу, а на самом деле… взяли в прислуги».)
4). Составление характеристики главного героя.
- Как описывает Ваньку А.П.Чехов? Составим характеристику главного героя в тетрадях, доказывая фактами рассказа.
(на слайде 7 слова, обозначающие черты характера людей. Выбираем то, что характеризует Ваньку).
Добрый, злой, бессердечный, жадный, трудолюбивый, ленивый, вежливый, любознательный, равнодушный, впечатлительный, догадливый, смелый, боязливый, трус, внимательный. |
- Оцените себя в листочке самооценивания по третьему показателю.
-Обратите внимание, что описывает автор характер главного героя через его поступки и через отношение к нему других людей.
Главный герой — ребёнок!
Составьте модель обложки к этому произведению.
IV Итоговый этап урока.
- Итак, наш урок подходит к концу, давайте заглянем ещё раз в «Литературный сундучок» и узнаем тайну красной карточки. (Проводится минутка развития креативного мышления.)
На карточке выражение «Красная нить».
- Что обозначает это выражение? (Рассказывает ученик, которому было дано индивидуальное домашнее задание).
- Когда единая мысль или тема проходят через всё выступление или сочинение, мы обычно говорим: «Эта тема проходит красной нитью».
Выражение пришло от английских моряков. С 1776 года при изготовлении канатов для английского военного флота на фабриках начали вплетать во всю их длину красную нить. Делалось это для того, чтобы предотвратить хищения. С тех пор, какой бы малый кусок от каната ни был отрезан, всегда можно было узнать – он флотский. (Ушакова 0.Д. Почему так говорят: фразеологический словарь школьника. – СПб.: издательский дом «Литера», 2008.)- - Какова красная нить рассказа «Ванька»? Для чего А.П.Чехов написал это произведение?
( Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом. Он как бы говорит нам : «Цените своё детство! Цените что имеете! »).
- Шёл 1886 год , Чехов А.П. жил в такое время, когда нельзя было открыто говорить о тяжелой жизни детей в подмастерьях. Чехов был человеком неравнодушным, имел чуткое сердце, будучи врачом по образованию, он лечил бесплатно бедных людей, на свои средства построил 3 школы в подмосковных сёлах для бедноты, совершил очень опасную и трудную поездку на Сахалин, чтобы лечить и немного облегчить жизнь ссыльных.
- Так в чём же главная идея этого произведения?
(- Рассказ заставляет людей не быть равнодушными, иметь чувство сострадания и бороться за светлое детство всех детей.)
- Хочется закончить урок стихотворными строками:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то..., кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
- Оцените себя в листочке самооценивания по четвёртому показателю.
- Пришло время сравнить наши показатели самооценки умений. Встаньте те, у кого баллов в конце урока стало больше.
- Чему же мы учились на уроке?
Домашнее задание:
- Представьте, что вы могли бы написать Ване письмо. Каким бы оно было? Что бы вы ему сказали?
- Я предлагаю вам написать такое письмо. вы должны дополнить письмо, чтобы отправить его Ване.
Здравствуй, Ваня! Меня зовут ____________________. Прочитав твою историю, ________________________________________________. Мне хочется помочь тебе, потому что _____________________________________. Я думаю, что тебе следует _______________________________________________. Удачи!
с.173, №4,5