СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Чехов "Ванька". Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения. А.П.Чехов "Ванька". 3 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов "Ванька". Технологическая карта урока литературного чтения. 3 класс. Программа "Начальная школа XXI века"»















Конспект

урока по литературному чтению.

3 г класс

Тема: А.П.Чехов «Ванька».


























Технологическая карта урока

Предмет:

Литературное чтение

Тема урока:

А.П.Чехов «Ванька»

Цель урока:

Продолжение работы над содержанием произведения

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

-учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать;

- учить наблюдать за словом автора, авторской позицией;

- вырабатывать умения работать с текстом; развивать словарный запас;

- формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения

Личностные УУД:

- воспитывать нравственные качества, культуру общения;

- развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления;

Метапредметные УУД

Регулятивные:

- умение распознавать части речи;

- умение сравнивать;

- учиться высказывать своё мнение;

Коммуникативные УУД:

- готовность получать необходимую конструктивную критику и поощрение со стороны одноклассников и учителя;

- умение участвовать в коллективном обсуждении произведения;

- использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа;

Познавательные УУД:

- развивать наблюдательность, устную речь, внимание;

- воспитывать у детей чувство сострадания, расширить кругозор учащихся знаниями по истории нашей Родины;

- устанавливать причинно- следственные связи;

- умение пользоваться знаниями, полученными ранее;
- делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок изучения литературного произведения

Познавательные ресурсы:

- учебник;

- доска;

- наглядные материалы;

- проектор;

- репродукция картины;

Ход урока.


I Организационный момент.


Сегодня на уроке литературного чтения мы совершим небольшое

путешествие в прошлое. Для того, чтобы

узнать о чем будем говорить, мы должны вспомнить произведение,

которое читали на прошлом уроке .

(учитель держит в руках конверт. На конверте

адрес «На деревню дедушке»)

-Вспомните, как называется это произведение?

- Кто автор?

- В демонстрационном альбоме «Детские писатели и поэты» найдите и рассмотрите портрет и вспомините известные вам произведения А.П.Чехова.

- Что мы знаем об Антоне Павловиче Чехове? (кейсовые технологии+просмотровое чтение)

- Антон Павлович был истинным патриотом своей страны, очень внимательно наблюдал за событиями, происходящими вокруг. А так как он сам вырос в многодетной семье, то не мог оставить без внимания тему тяжелого детства. Произведение «Ванька» было написано не для детей, но быстро вошло в круг детского чтения. Хотя сам автор признавался - «Писать для детей вообще не умею». Первая публикация текста этого произведения была 25 декабря 1886 г. в "Петербургской газете" в разделе "Рождественские рассказы".

- Мастером какого жанра считается Ч.? Кроме того, он — талантливый драматург, академик, врач по профессии. Но мы сегодня говорим о его рассказах.

- Вспомните все признаки рассказа, как жанра литературных произведений.

(- Признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое число героев, описание одного эпизода из жизни героя.)



II Актуализация знаний:




- Итак, на прошлом уроке мы познакомились с текстом этого рассказа. На его изучение отводится 2 урока. Кто же догадался, чем мы займёмся на сегодняшнем уроке ?

( - Мы будем перечитывать рассказ.

- Мы будем анализировать его).

- Как же мы анализируем прочитанное произведение?

(Находим исторические факты, узнаём значение новых слов, составляем характеристику героев, учимся понимать их поступки, мысли, находим в тексте литературные приёмы и средства художественной выразительности, пытаемся понять, для чего автор их использовал, рисуем обложку книги, делим текст на смысловые части, составляем план).



- Мы уже имеем опыт анализа литературных произведений, значит сегодня мы своё умение будем совершенствовать.


-Я предлагаю оценить своё умение на начало урока, в конце урока мы попробуем оценить себя вновь и сравнить получившиеся результаты.

- Перед вами листочки с умения и критериями их оценивания.


Умения по работе с литературным произведением

В начале

Урока.

В конце урока

1.Знание лексики старинных слов, использованных в тексте.



2.Умение ориентироваться в тексте данного рассказа.



3.Умение составлять характеристику героя.




4.Умение определять главную мысль рассказа.




Всего баллов:

Критерии:

2 балла — знаю, умею

1 балл – могу выполнить с помощью учителя или с подсказками одноклассников

0 баллов – пока не знаю, не умею, но хочу научиться





III Работа над анализом произведения.


1). Уточнение и обогащение словарного запаса учащихся

на основе текста произведения.


- В тексте встретилось много незнакомых слов. При первичном прочтении рассказа мы с помощью словаря, контекста, взрослого объясняли их лексическое значение. Проверим, запомнились ли они вам.

- Обратимся к «Литературному сундучку». Здесь сегодня лежат архаизмы из рассказа «Ванька». Почему мы их так называем? (устаревшие, не употребляются в современной речи). Достанем только синие карточки.

Остальные работают в парах, соединяя понятие и его толкование. Проверка-озвучивание у доски

(Ребята вынимают синие карточки-слова с устаревшими понятиями (заутреня,шпандырь,клирос, сидельцы,подмастерье, образ, колотушка, ледник, выволочка, подпасок, ямщик), дают определение, приводят примеры.

- В сундучке ещё осталась карточка красного цвета. Зачем она здесь? Об этом мы узнаем в конце урока.


- О чём говорит обилие старинных слов-архаизмов в данном рассказе?

(- А.П.Чехов описывает жизнь в прошлом, тогда эти слова употреблялись.)

- А сегодня я хочу пополнить ваш словарь ещё одним новым словом.

(На слайде появляется сначала только слово. Учитель выясняет, может кто-то из детей уже сам знает объяснение этого слова, и только затем

(открывается 4 слайд)


Эпиграф – ( от греч. «надпись»)

- цитата, фраза, помещённая перед текстом литературного произведения, с целью указать основной смысл текста.


- Я предлагаю вам прочитать 2 варианта эпиграфов, можете посоветоваться с соседом по парте и решить, какое из изречений наиболее точно подходит к рассказу «Ванька» А.П.Чехова.


( На доске:


«В детстве у меня не было детства.»

А. Чехов


«Зрелище бедствий народных невыносимо мой друг!»

Н.Некрасов

- Почему именно второй эпиграф подходит к рассказу «Ванька» ?

(Учащиеся отвечают).


Вывод этапа:

- Сейчас вы вспомнили значение слов-архаизмов, использованных в рассказе, познакомились с новым словом, даже выбрали эпиграф к тексту.

- Оцените себя, отметьте это в листочке самооценивания.


2). Работа над умением ориентироваться в прочитанном тексте. Выборочное чтение.

- Кто же главный герой рассказа?

( 9- летний мальчик – сирота, Ванька Жуков, отданный в ученье

к сапожнику ).

- О каком эпизоде из его жизни идёт повествование?

(- Рассказ идёт о том, как он пишет письмо своему дедушке в деревню).

- Но рассказ — это не только письмо Ваньки, но и описание старой Москвы, его любимой деревни, природы, быта людей того времени, т.е. исторические факты.

- Проверим себя, насколько хорошо ориентируемся в тексте.

Проведём выборочное чтение.

а). - Найдите описание города, в котором сейчас живёт Ванька.

(Зачитывается описание Москвы 19 века.)

- Какие исторические факты мы узнали из этого отрывка?

( Москва в 19 веке была большим городом, дома были очень добротные, как выражается Ванька «господские», на улицах можно было увидеть много лошадей, много магазинов, которые назывались лавками, собаки бегали по улицам).

б). - Найдите отрывок, который рассказывает нам о том, как раньше доставляли письма?

(Зачитывается отрывок о ямщиках.)

- И вновь автор знакомит нас с историческими фактами. А для чего?

( Чтобы мы лучше себе представили то время, в котором жил главный герой рассказа.)

в). Зачитайте отрывок о том, где и как раньше жил Ванька.

- Что мы узнали?

(Что Ванька и в деревне не имел своего дома, что мама жила в барском доме, работая прислугой. Что богатые люди не работали, ведь барышня выучила Ваньку грамоте только от скуки.)

? г) - Найдите отрывок о том, как Ванька с дедушкой выбирали елку. - А кто помогал Ваньке наряжать елку?

- Расскажите о том, как Ольга Игнатьевна относилась к Ваньке. (Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль)

- Изменилась ли жизнь мальчика после смерти матери? Что произошло? (Сначала его отправили на кухню к деду, а после отослали в Москву на обучение к сапожнику Аляхину)

? д) - Найдите в тексте момент, где описывается дедушка Ваньки.

- Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? Почему? (В воспоминаниях мальчика жизнь в деревне казалась хорошей, спокойной и тихой, потому что он был в окружении добрых, родных людей)

? е) - Найдите и прочитайте описание ночной деревни.

- Хотели бы вы оказаться в такой прекрасной деревне? Как думаете, а Ванька мечтал вернуться в нее? (Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой)


Вывод этапа:

- Сейчас вы поняли, как важно уметь ориентироваться в тексте. Как же надо читать произведение, чтобы хорошо ориентироваться в нём?

(- Надо читать вдумчиво).

- Иногда необходимо вернуться к прочитанному. Это делают даже взрослые.


- Оцените себя в листочке самооценивания по второму показателю.


3). Драматизация: «Ванька пишет письмо».

(Подготовка к работе над составлением характеристики героя).

(открывается 6 слайд)

- Посмотрите на слайд, кого вы видите? Что вам кажется необычным? Как выглядит Ванька? Соответствует ли рисунок описанию Ваньки в рассказе?

- А теперь я предлагаю вам представить себя реальными свидетелями тех событий.


( Один ученик, одетый соответственно, «пишет» письмо деду.)

( После просмотра продолжается анализ.)


-Что мы узнали из письма? Почему Ванька оказался в чужом городе, у чужих людей?

(Умерла мама, и он остался сиротой без средств к существованию.)

- Какие ещё факты из его жизни открывает это письмо?

(О том, что его не учат, что он работает и нянькой и на кухне, приходиться ему прислуживать не только хозяевам, а и подмастерьям, даже красть.)

-Какое чувство вы испытали впервые услышав текст этого письма?

(Жалость к мальчику.)

- Почему?

( Мальчика бьют чем попало: и шпандырем, и колодками, таскают за волосы, насмехаются, унижают, спит он в холодных сенях, вечно голодный.

- Как долго так живёт Ванька?

( Уже три месяца).

- А зачем Ванька пишет письмо?

(Учитель обращает внимание на две жизни Ваньки «До и после».

На доске это подтверждают иллюстрации из книг.


Вывод этапа:

- На доске предложение с пропущенными словами. Восстановите его.

«Отдали учить…, а на самом деле…».


(«Отдали учить… сапожному делу, а на самом деле… взяли в прислуги».)


4). Составление характеристики главного героя.

- Как описывает Ваньку А.П.Чехов? Составим характеристику главного героя в тетрадях, доказывая фактами рассказа.

(на слайде 7 слова, обозначающие черты характера людей. Выбираем то, что характеризует Ваньку).


Добрый, злой, бессердечный, жадный, трудолюбивый, ленивый, вежливый, любознательный, равнодушный, впечатлительный, догадливый, смелый, боязливый, трус, внимательный.


- Оцените себя в листочке самооценивания по третьему показателю.


-Обратите внимание, что описывает автор характер главного героя через его поступки и через отношение к нему других людей.

Главный герой — ребёнок!

Составьте модель обложки к этому произведению.


IV Итоговый этап урока.


- Итак, наш урок подходит к концу, давайте заглянем ещё раз в «Литературный сундучок» и узнаем тайну красной карточки. (Проводится минутка развития креативного мышления.)

На карточке выражение «Красная нить».

- Что обозначает это выражение? (Рассказывает ученик, которому было дано индивидуальное домашнее задание).

- Когда единая мысль или тема проходят через всё выступление или сочинение, мы обычно говорим: «Эта тема проходит красной нитью».

Выражение пришло от английских моряков. С 1776 года при изготовлении канатов для английского военного флота на фабриках начали вплетать во всю их длину красную нить. Делалось это для того, чтобы предотвратить хищения. С тех пор, какой бы малый кусок от каната ни был отрезан, всегда можно было узнать – он флотский. (Ушакова 0.Д. Почему так говорят: фразеологический словарь школьника. – СПб.: издательский дом «Литера», 2008.)- - Какова красная нить рассказа «Ванька»? Для чего А.П.Чехов написал это произведение?

( Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом. Он как бы говорит нам : «Цените своё детство! Цените что имеете! »).

- Шёл 1886 год , Чехов А.П. жил в такое время, когда нельзя было открыто говорить о тяжелой жизни детей в подмастерьях. Чехов был человеком неравнодушным, имел чуткое сердце, будучи врачом по образованию, он лечил бесплатно бедных людей, на свои средства построил 3 школы в подмосковных сёлах для бедноты, совершил очень опасную и трудную поездку на Сахалин, чтобы лечить и немного облегчить жизнь ссыльных.

- Так в чём же главная идея этого произведения?

(- Рассказ заставляет людей не быть равнодушными, иметь чувство сострадания и бороться за светлое детство всех детей.)


- Хочется закончить урок стихотворными строками:

Не стой в стороне равнодушно, 
Когда у кого-то беда. 
Рвануться на выручку нужно 
В любую минуту, всегда. 
И если кому-то..., кому-то поможет 
Твоя доброта и улыбка твоя, 
Ты счастлив, что день 
не напрасно был прожит, 
Что годы живёшь ты не зря!

- Оцените себя в листочке самооценивания по четвёртому показателю.

- Пришло время сравнить наши показатели самооценки умений. Встаньте те, у кого баллов в конце урока стало больше.

- Чему же мы учились на уроке?


Домашнее задание:

- Представьте, что вы могли бы написать Ване письмо. Каким бы оно было? Что бы вы ему сказали?

- Я предлагаю вам написать такое письмо. вы должны дополнить письмо, чтобы отправить его Ване.

Здравствуй, Ваня! Меня зовут ____________________. Прочитав твою историю, ________________________________________________. Мне хочется помочь тебе, потому что _____________________________________. Я думаю, что тебе следует _______________________________________________. Удачи!

с.173, №4,5


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!