Антон Павлович Чехов «Хамелеон».
Комические средства в рассказе и их роль.
Чехов – непревзойдённый художник жизни.
Л. Н. Толстой
Чехов – писатель лечил
людей смехом.
М. Горький.
Цели:
1) находить в тексте комические средства создания характеров и объяснять их роль;
2) объяснять особенности стиля языка;
3) развивать навыки выразительного чтения, мышления, связную речь.
4) воспитывать неприятие грубости, лицемерие, безразличие, хамства.
Урок-исследование.
Оборудование: экран, компьютер, текст рассказа.
Ход урока.
I.Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжим разговор о рассказах А. П. Чехова. Они, как ни у кого другого, глубокие, правдивые, лаконичные, ёмкие. Их справедливо считают шедеврами русской литературы.
Мы с удовольствием читаем их, вместе с героями грустим, радуемся, волнуемся за них, как, например, в рассказе «Хамелеон».
– Какие два вида смеха мы знаем?
– Используя кластер, докажите: «Хамелеон» – это юмористический или сатирический рассказ?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/06/s_58e615a7484dc/606695_1.png)
Кластер «Виды смеха».
ЮМОР
САТИРА ЮМОР
обличает высмеивает весёлый смех дружеский смех
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/06/s_58e615a7484dc/606695_10.png)
сфера сфера
явления общественной жизни явления жизни человека
– Давайте проведём исследования и определим, какие комические средства использовал Чехов при создании сатирического рассказа «Хамелеон» и какова их роль.
Это тема урока, запишите её.
Комические средства записывайте в тетрадь.
2. Ученики из первой группы, читая дома рассказ, составили и записали на доску словарь устаревших слов. На уроке самостоятельно обращайтесь к нему.
Словарь устаревших слов.
Полицейский надзиратель – глава полиции в провинциальном городке.
Городовой – нижний чин полицейской охраны в городе.
Лавка – маленький магазин.
Кабак – питейное заведение.
Ваше благородие – обращение к военным от прапорщика до капитана.
Мировой – судья, разбиравший единолично мелкие дела, устанавливавший мир между спорящими сторонами.
3. Анализ-исследование заглавия рассказа.
– Чехов тщательно подбирал заглавия к произведениям. Прочитайте два значения слова «хамелеон» и скажите, в каком значении употребил его в рассказе.
Хамелеон – 1) порода ящериц, быстро меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды. 2) человек, легко и часто меняющий свои мнения, взгляды из соображений выгоды.
– В рассказе это слово больше не употребляется, так почему автор именно так озаглавил произведение?
а) Это первое комическое средство. Запишите в тетрадь: «ёмкий заголовок».
4. Прочитаем экспозицию рассказа.
– Каким предстаёт главный герой произведения?
– Рисует ли Чехов портреты персонажей?
– Какие средства он использовал для создания образа, для характеристики героя?
б) Запишите: художественная деталь.
– Назовите наиболее яркие, значимые детали в рассказе, определите их роль.
в) Следующее комическое средство – «говорящие» фамилии. (Записать)
5. Вторая группа исследовала текст и подготовила сообщение «Говорящие фамилии в рассказе, их роль». Послушаем.
Очумелов – очуметь, одуреть, стать наглым, потерять соображение.
Хрюкин – хрюкает, как свинья, говорит лишь бы что.
Елдырин – лодырь, лентяй.
Жигалов – прожигает жизнь.
«Говорящие» фамилии выражают сущность характера персонажей, раскрывают качества характера, передают отношение к ним автора.
– Как вы объясните, почему событие происходит на базарной площади? (Находится в центре города, посещают люди разных сословий. Обычно многолюдно, шумно, читатели получают более полное представление о городе и его обитателях.)
– Какие учреждения упоминает чехов? Есть ли в городе другие?
– Каким представляем город и его обитателей благодаря такому описанию? (Обстановка лени, скуки, сонная, полумёртвая жизнь, однообразная, невежественные, забитые обитатели.)
– Почему чехов не показывает город? (Несколькими предложениями создаёт картину не только одного провинциального городка, а всей провинциальной России – рассказ приобретает широкий обобщающий смысл).
7. Прочитайте завязку рассказа.
– Попробуйте объяснить употребление слова «толпа».
Толпа – близкая масса людей (с пренебрежительным оттенком).
– Зачем она собралась вокруг Хрюкина и как это характеризует жителей городка? (для них это развлечение, говорит о душевной пустоте).
8. Элемент дискуссии.
– Согласны ли вы с мнением ученицы, что в этом фрагменте Хрюкин вызывает сочувствие у читателей? Аргументируйте.
– А какова позиция автора? Почему? Как он относится к Хрюкину? Подтвердите ответы текстом.
– Посмотрите иллюстрацию художника на экране и скажите, какую Чеховскую деталь, ярко характеризующую Хрюкина, использовал художник? Как она характеризует персонаж?
9.Много места в рассказе занимает диалог. Почему? Это следующее комическое средство в произведении.
г) Запишите: речь героев как средство их характеристики.
– Какова же речь персонажей в рассказе? И как она характеризует их? Вслушаемся ещё раз.
10. Ученики разыгрывают диалог.
Третья группа исследовала речь героев, её роль и приготовила сообщение. Послушаем их.
– Кто хочет дополнить? (несвязная, косноязычная, отрывистая, бранная лексика, частое Я в речи Очумелова, преобладают повелительные и угрожающие интонации.
Речь характеризует Очумелова как невежественного, наглого человека, грубого, он лицемерит перед вышестоящими и унижает, оскорбляет низших; подло пресмыкается, чувствует свою силу, угрожает, льстит).
– Какую роль играет шинель в диалоге?
– Почему «пальто», а не шинель?
– Почему смеёмся, читая диалог, и над кем?
д) Запишите следующее комическое средство – превращение Очумелова; быстрая, контрастная смена поведения его во фрагменте.
11. Комический эффект увеличивается оттого, что генерал его брат отсутствует, не появляются в рассказе.
е) Следующее комическое средство – «закулисные» персонажи. Запишите.
– Какова роль «закулисных» персонажей? (Они оказывают решающее влияние, так как обладают силой , властью. Одно упоминание о них действует волшебным образом- Очумелов меняет свое мнение на противоположное).
12. Какова роль записанных комических средств в рассказе?
– Какие пороки высмеивает чехов в рассказе?
– Чем страшно хамелеонство?
– Кто в произведении является хамелеоном? Почему? (Очумелов, Хрюкин, толпа).
– Какой смысл вложил М. Горький во фразу: «Чехов – писатель лечил людей смехом»?
Дом. задание (по желанию):
а) творческая работа «Актуально ли произведение Чехова сегодня и почему?»
б) используя перечисленные сегодня на уроке комические средства, попробуйте написать сатирический рассказ о нашем времени.