СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П. Чехов "Хамелеон". Комические средства в рассказе и их роль

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока-исследования в 7 классе. Урок разработан с использованием стратегии смыслового чтения.  

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов "Хамелеон". Комические средства в рассказе и их роль»

Антон Павлович Чехов «Хамелеон».

Комические средства в рассказе и их роль.

Чехов – непревзойдённый художник жизни.

Л. Н. Толстой

Чехов – писатель лечил

людей смехом.

М. Горький.

Цели:

1) находить в тексте комические средства создания характеров и объяснять их роль;

2) объяснять особенности стиля языка;

3) развивать навыки выразительного чтения, мышления, связную речь.

4) воспитывать неприятие грубости, лицемерие, безразличие, хамства.

Урок-исследование.

Оборудование: экран, компьютер, текст рассказа.

Ход урока.

I.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжим разговор о рассказах А. П. Чехова. Они, как ни у кого другого, глубокие, правдивые, лаконичные, ёмкие. Их справедливо считают шедеврами русской литературы.

Мы с удовольствием читаем их, вместе с героями грустим, радуемся, волнуемся за них, как, например, в рассказе «Хамелеон».

– Какие два вида смеха мы знаем?

– Используя кластер, докажите: «Хамелеон» – это юмористический или сатирический рассказ?

Кластер «Виды смеха».



ЮМОР







САТИРА ЮМОР







обличает высмеивает весёлый смех дружеский смех

сфера сфера

явления общественной жизни явления жизни человека





– Давайте проведём исследования и определим, какие комические средства использовал Чехов при создании сатирического рассказа «Хамелеон» и какова их роль.

Это тема урока, запишите её.

Комические средства записывайте в тетрадь.

2. Ученики из первой группы, читая дома рассказ, составили и записали на доску словарь устаревших слов. На уроке самостоятельно обращайтесь к нему.

Словарь устаревших слов.

Полицейский надзиратель – глава полиции в провинциальном городке.

Городовой – нижний чин полицейской охраны в городе.

Лавка – маленький магазин.

Кабак – питейное заведение.

Ваше благородие – обращение к военным от прапорщика до капитана.

Мировой – судья, разбиравший единолично мелкие дела, устанавливавший мир между спорящими сторонами.

3. Анализ-исследование заглавия рассказа.

– Чехов тщательно подбирал заглавия к произведениям. Прочитайте два значения слова «хамелеон» и скажите, в каком значении употребил его в рассказе.

Хамелеон – 1) порода ящериц, быстро меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды. 2) человек, легко и часто меняющий свои мнения, взгляды из соображений выгоды.

– В рассказе это слово больше не употребляется, так почему автор именно так озаглавил произведение?

а) Это первое комическое средство. Запишите в тетрадь: «ёмкий заголовок».

4. Прочитаем экспозицию рассказа.

– Каким предстаёт главный герой произведения?

– Рисует ли Чехов портреты персонажей?

– Какие средства он использовал для создания образа, для характеристики героя?

б) Запишите: художественная деталь.

– Назовите наиболее яркие, значимые детали в рассказе, определите их роль.

в) Следующее комическое средство – «говорящие» фамилии. (Записать)

5. Вторая группа исследовала текст и подготовила сообщение «Говорящие фамилии в рассказе, их роль». Послушаем.

Очумелов – очуметь, одуреть, стать наглым, потерять соображение.

Хрюкин – хрюкает, как свинья, говорит лишь бы что.

Елдырин – лодырь, лентяй.

Жигалов – прожигает жизнь.

«Говорящие» фамилии выражают сущность характера персонажей, раскрывают качества характера, передают отношение к ним автора.

– Как вы объясните, почему событие происходит на базарной площади? (Находится в центре города, посещают люди разных сословий. Обычно многолюдно, шумно, читатели получают более полное представление о городе и его обитателях.)

– Какие учреждения упоминает чехов? Есть ли в городе другие?

– Каким представляем город и его обитателей благодаря такому описанию? (Обстановка лени, скуки, сонная, полумёртвая жизнь, однообразная, невежественные, забитые обитатели.)

– Почему чехов не показывает город? (Несколькими предложениями создаёт картину не только одного провинциального городка, а всей провинциальной России – рассказ приобретает широкий обобщающий смысл).

7. Прочитайте завязку рассказа.

– Попробуйте объяснить употребление слова «толпа».

Толпа – близкая масса людей (с пренебрежительным оттенком).

– Зачем она собралась вокруг Хрюкина и как это характеризует жителей городка? (для них это развлечение, говорит о душевной пустоте).

8. Элемент дискуссии.

– Согласны ли вы с мнением ученицы, что в этом фрагменте Хрюкин вызывает сочувствие у читателей? Аргументируйте.

– А какова позиция автора? Почему? Как он относится к Хрюкину? Подтвердите ответы текстом.

– Посмотрите иллюстрацию художника на экране и скажите, какую Чеховскую деталь, ярко характеризующую Хрюкина, использовал художник? Как она характеризует персонаж?

9.Много места в рассказе занимает диалог. Почему? Это следующее комическое средство в произведении.

г) Запишите: речь героев как средство их характеристики.

– Какова же речь персонажей в рассказе? И как она характеризует их? Вслушаемся ещё раз.

10. Ученики разыгрывают диалог.

Третья группа исследовала речь героев, её роль и приготовила сообщение. Послушаем их.

– Кто хочет дополнить? (несвязная, косноязычная, отрывистая, бранная лексика, частое Я в речи Очумелова, преобладают повелительные и угрожающие интонации.

Речь характеризует Очумелова как невежественного, наглого человека, грубого, он лицемерит перед вышестоящими и унижает, оскорбляет низших; подло пресмыкается, чувствует свою силу, угрожает, льстит).

– Какую роль играет шинель в диалоге?

– Почему «пальто», а не шинель?

– Почему смеёмся, читая диалог, и над кем?

д) Запишите следующее комическое средство – превращение Очумелова; быстрая, контрастная смена поведения его во фрагменте.

11. Комический эффект увеличивается оттого, что генерал его брат отсутствует, не появляются в рассказе.

е) Следующее комическое средство – «закулисные» персонажи. Запишите.

– Какова роль «закулисных» персонажей? (Они оказывают решающее влияние, так как обладают силой , властью. Одно упоминание о них действует волшебным образом- Очумелов меняет свое мнение на противоположное).

12. Какова роль записанных комических средств в рассказе?

– Какие пороки высмеивает чехов в рассказе?

– Чем страшно хамелеонство?

– Кто в произведении является хамелеоном? Почему? (Очумелов, Хрюкин, толпа).

– Какой смысл вложил М. Горький во фразу: «Чехов – писатель лечил людей смехом»?

Дом. задание (по желанию):

а) творческая работа «Актуально ли произведение Чехова сегодня и почему?»

б) используя перечисленные сегодня на уроке комические средства, попробуйте написать сатирический рассказ о нашем времени.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!