СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Чехов. Рассказ "О любви"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прзентация к уроку по литературе в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«А.П.Чехов. Рассказ "О любви"»

Антон Павлович  Чехов  (1860-1904г.г.)

Антон Павлович Чехов (1860-1904г.г.)

Рассказ «О любви»

Рассказ

«О любви»

«Жизнь даётся один раз,  и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво». А.П.Чехов   «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом». Пифагор  «Любовь… обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное,  из несчастья делает счастье». Л.Н.Толстой

«Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро,

осмысленно, красиво».

А.П.Чехов

«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом».

Пифагор

«Любовь… обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье».

Л.Н.Толстой

Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине? Алёхин говорит о себе: « По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». Он вынужден заниматься имением , чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». « Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении

Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?

  • Алёхин говорит о себе: « По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник».
  • Он вынужден заниматься имением , чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». « Я мало-помалу перебрался вниз…»
  • Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении
О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?   Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».

О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?

  • Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».
Как развивались отношения между героями?   Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости . Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём , предчувствовала их встречу. Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.

Как развивались отношения между героями?

  • Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости . Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём , предчувствовала их встречу.
  • Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.
Какие вопросы мучают  Алёхина и Анну Алексеевну?   Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов , которые, с его точки зрения, оправдывают его: « К чему может повести наша любовь?»,  «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня .

Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?

  • Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов , которые, с его точки зрения, оправдывают его:
  • « К чему может повести наша любовь?»,
  • «Честно ли это?»,
  • «Куда бы я мог вести её?»,
  • «Как бы долго продолжалось наше счастье?»
  • Подобными вопросами задавалась и героиня .
Словарная работа.  Что такое счастье? В « Словаре русского языка » С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: « Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения». В « Советском энциклопедическом словаре » счастье – « понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни ».

Словарная работа. Что такое счастье?

  • В « Словаре русского языка » С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: « Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
  • В « Советском энциклопедическом словаре » счастье – « понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни ».
Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы?

Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы?

Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства? На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин : « Во мне все видели благородное существо ». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним . Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения , неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим . Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».

Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?

  • На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин : « Во мне все видели благородное существо ».
  • Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним . Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения , неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим . Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни».
  • Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».
Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору? Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»

Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?

  • Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни.
  • Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»
Какое значение имеют картины природы в рассказе? «Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя. В конце рассказа пейзаж преображается : «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии , свободы, в противоположность той жизн и, которую ведут герои

Какое значение имеют картины природы в рассказе?

  • «Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
  • В конце рассказа пейзаж преображается : «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало».
  • Природа оставляет впечатление простора, гармонии , свободы, в противоположность той жизн и, которую ведут герои
 Что мешает счастью героев?  Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку: «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.» Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи. Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.

Что мешает счастью героев?

  • Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку: «Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.»
  • Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи.
  • Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?  К каким выводам вы пришли?
  • О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?

  • К каким выводам вы пришли?
Домашнее задание Читать рассказ И.А.Бунина «Кавказ»

Домашнее задание

  • Читать рассказ И.А.Бунина «Кавказ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя