Открытый урок по литературе в 7 классе
Учитель: Филонова Елена Александровна
Предмет: литература
Класс: 7 класс
Тема: «А. Платонов «Юшка». Юшка – незаметный герой с большим сердцем» (1 урок)
Тип урока: открытие новых знаний.
Технологии: технология критического мышления, ИКТ.
Формы работы: групповая, фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Продолжительность урока: 45 минут
Оборудование: Литература. 7 класс. Учеб. – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2./ Авт. – сост. В.Я. Коровина. – 10-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2003. ; раздаточный материал с таблицей; Толковый словарь, ноутбук, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация.
Цели образовательные:
- продолжить знакомство с творчеством А. Платонова;
- способствовать совершенствованию умения давать характеристику герою, определять тему и идею рассказа;
цели развивающие:
- создание условий для развития навыков парной и групповой работы;
- способствовать развитию навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
- создать условия для развития умения строить связное высказывание, выражать собственную аргументированную точку зрения на героев, соглашаясь или не соглашаясь с точкой зрения автора и других участников беседы;
цели воспитательные:
- способствовать воспитанию духовно-нравственной личности, умеющей сострадать;
- создать условия для воспитания уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Ход урока.
-
«Зорко одно лишь сердце.
Самого главного глазами не увидишь...»
Антуан де Сент-Экзюпери.
2. «Сердце в людях бывает слепое».
А. Платонов.
-
Оргмомент.
Ребята, здравствуйте. Сегодня нам предстоит сложная, но очень интересная работа. Мы с вами будем анализировать прочитанный вами дома рассказ А. Платонова «Юшка». Дадим характеристику главному герою. Я думаю, каждый из вас, знакомясь с этим произведением, уже составил какое-то представление и о главном герое, и о его поступках, и о тех людях, которые его окружали, и, наверное, даже об авторе рассказа.
-
Стадия «Вызов». Прием «мозговой штурм».
-
Работа в парах. Записывают все, что знают об А. Платонове и его творчестве. Обсуждают записанное, добавляют, исправляют.
-
Озвучивают записанное.
-
Мы с вами вспомнили все, что знали о творчестве А. Платонова. А что бы вы хотели узнать о нем? Запишите, пожалуйста.
-
А теперь посмотрим небольшую презентацию (Приложение1), рассказывающую о биографии писателя и его творческом пути. По ходу рассказа заполните, пожалуйста, вторую графу таблицы.
2. Обсуждение записанного.
- Чем интересен портрет писателя, его личность? На все ли интересующие вас вопросы ответили?
-
Ребята, тема нашего урока: « Юшка – незаметный герой с большим сердцем». Как вы понимаете слово «герой»? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? Давайте составим кластер, помогающий понять значение слова «герой».
бесстрашный Смелый
ГЕРОЙ
совершает ГЕРОЙ
подвиг отважный
главное действующее сильный духом
лицо лит -ого произведения
Вывод. У этого слова как минимум 2 значения :
ГЕРО́Й
Мужской род
-
Выдающийся своей храбростью, доблестью человек, самоотверженно совершающий подвиги.
"Герои Великой Отечественной войны"
-
Главное действующее лицо литературного произведения.
"Г. трагедии"
-
А как вы понимаете метафору « большое сердце»? Какой человек может иметь такое сердце? (Сердце, любви которого хватит на всех людей, на всё человечество. Это человек, обладающий талантом, даром любить, сострадать, быть милосердным. Говорят «большое сердце» о том, кто способен на сильное и искреннее чувство.)
Запишите это себе в тетрадь.
-
Найдите в толковом словаре лексическое значение слов:
МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ.
Запишите в тетрадь. Именно эти качества всегда ценились человечеством.
Обратимся к тексту рассказа «Юшка».
-
Стадия осмысления.
-
Беседа по вопросам.
- Понравился рассказ?
- Почему он называется «Юшка»?
-
Работа с текстом по группам. Чтение эпизодов, характеризующих главного героя. По ходу чтения составляется таблица. У каждой группы раздаточный материал в виде незаполненной таблицы. Каждая группа заполняет свой столбик цитатами из текста.
Портрет героя | Поступки героя | Отношение Юшки к людям | Отношение односельчан к Юшке | Отношение Юшки к природе |
| | | | |
| | | | |
После заполнения таблицы каждая группа читает свой текст, обмениваются найденными цитатами.
-
Беседа по вопросам.
-
Нарисуйте портрет героя, героической личности.
-
Похож ли Юшка внешне на героя? (У него совсем не геройская внешность, он простой человек.)
-
А на что мы должны обратить внимание, читая о Юшке? (На поступки Юшки: он помогает сироте, отдает все деньги на ее содержание и образование, не афишируя это в селе.)
-
Что вас удивило в поведении Юшки? (Отношение к людям, которые его обижали). Сможете ли вы объяснить его поведение, читая эпизод, рассказывающий, как относился Юшка к природе? (Он любил каждого человека не за что-то, а просто так, бескорыстно. Этот помогает понять его благоговейное отношение к природе. А человек – часть всего живого на Земле.)
-
Можно ли его назвать его поступки геройскими?
-
Хуже или лучше стало жить людям после смерти Юшки, не понятого, обиженного их жестокостью, изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей… )
-
Каким чувством переполнено сердце Юшки? (Любовью)
-
Как вы думаете, почему односельчане не разглядели в Юшке героя? Ответьте словами Юшки. («Сердце в людях бывает слепое»)
-
Определите тему рассказа. О чем он? ( Тема милосердия, сострадания)
-
Какова главная идея рассказа? (Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра, идущих от человека к человеку.)
-
Задание группам. Можно ли Юшку назвать героем с большим сердцем? Почему? Напишите ответ на вопрос в тетради, обратите внимание на эпиграфы к уроку.
(Юшку с полным правом можно назвать героем с большим сердцем. Он не обладает героической внешностью, не умирает, спасая кого-то. Но его подвиг – это духовный подвиг. Он обладает талантом любить бескорыстно все живое. Юшка жил по человеческим законам и смог своим добром победить зло. Он верил, что люди его тоже любят, но «сердце в людях бывает слепое», поэтому они и творят зло. Я думаю, что А. Платонов преподал всем нам урок доброты и милосердия, рассказав историю Юшки.)
Читает выводы каждая группа.
-
Рефлексия.
-
Составьте синквейн, помогающий обобщить все сказанное о Юшке, дать ему краткую характеристику.
Юшка
Незаметный, добрый
Помогает, любит, не держит зла
«Сердце в людях бывает слепое»
Герой
Слово учителя.
Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.
Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое, помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения.
Ребята, будьте добры к тем, кто вас окружает. Будьте добрыми и человечными, пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.
-
Домашнее задание.
-
Написать отзыв о рассказе.
-
Прочитать рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире..»
-
Выписать незнакомые слова, дать им толкование.