Конспект урока №8
Предмет – Литература
Класс – 5
Дата: 17.03.2020
Тема урока: А.П.Платонов «Никита». Быль и фантастика в рассказе.
Тип урока: урок анализа произведения.
Деятельностная цель: формирование умений анализировать художественное произведение.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Целевое назначение: изучение материала по теме, закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Познакомить с биографией А.П.Платонова - писателя советского периода. 2.Помочь учащимся увидеть в рассказе грани соприкосновения были и фантастики.
Развивающие:
1.Развивать навыки беглого выразительного чтения, воображение, речь.
Воспитательные:
1. Способствовать пониманию душевного мира главного героя, его отношения с природой.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), раздаточный материал, доска, портрет А.П. Платонова, учебник.
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является первым в изучении материала по творчеству КА.П.Платонова.
Урок построен с учетом психологических особенностей детей.
Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:
Положительное отношение к учению, познавательной деятельности.
Желание приобретать новые знания, умения, совершенствование имеющихся.
коммуникативных УУД:
1.Формулирование собственных мыслей.
2Высказывание своей точки зрения.
3.Умение правильно построить небольшие монологические высказывания.
4.Осуществление совместной деятельности в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
регулятивных УУД:
1.Умение определять тему и цель урока;
2.Принятие и сохранение учебной задачи;
2. Планирование необходимых действий при решении конкретной познавательной задачи.
1.решение учебных задач с использованием различных источников информации;
2.извлечение необходимой информации из разных источников;
Предметные: знание содержания прочитанного произведения; умение воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Методы и формы обучения: фронтальная, парная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), раздаточный материал, доска, портрет А.П. Платонова, учебник
Ход урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята. Начать наш урок мне бы хотелось с одной картинки, вглядитесь в нее внимательно.
На ней изображены скалы, которые отражаются в водоёме, деревья и др.
-А теперь включите фантазию и приглядитесь внимательно.
-Что еще мы можем увидеть на ней? (дети фантазируют, показывают, что видят на картинке)
Так и Никита - герой произведения А.П.Платонова, которое вы читали дома, в обычном видел удивительное.
Запись темы.
-Запишите тему урока.
Андрей Платонович Платонов «Никита»
3. Целеполагание.
Проанализируйте тему урока. Дома вы прочитали рассказ «Никита» и составили план рассказа.
-Как думаете, какова наша задача на уроке? (узнать о жизни и творчестве писателя, проанализировать рассказ «Никита»)
-Это еще не все задачи.
-Оставьте место после темы урока, чуть позже мы с вами допишем её.
4. Работа со статьёй.
-Откройте учебник на странице 112.
-Рассмотрите портрет Андрея Платоновича Платонова.
-Скажите, что во внешности писателя «бросилось в глаза»? Что удивило?(описывают внешность)
-Давайте прочитаем статью по абзацам. (Макаренко Артём, Ефимова Ульяна, Фахриддинов Саид)
А теперь представьте себя редакторами какого-нибудь крупного литературного журнала, что вам представили для правки статью о А. П. Платонове. Найдите на партах карточку №1. (Работа в паре).
Ваша задача –исправить все неточности (фактические ошибки) в биографии писателя.
Карточка №1(Приложение 1)
Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.
Его учительницей была Аполлония Николаевна.
Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.
В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».
Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.
-Зачитайте получившиеся тексты.
-Все правильно?
-Молодцы!
5. Работа со словарём литературоведческих терминов.
-Что говорит Андрей Платонович Платонов о жанре рассказа «Никита»? (это не сказка, но в нём есть фантастическое)
-Откройте учебник на стр.298 и прочитайте определение понятия фантастика.
-Как поняли, что такое фантастика? (мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением)
-Что означает это слово в переводе с греческого? (Способность воображать.)
-Каковы отличительные черты этого понятия? Чем фантастика отличается от реальности?
-Подумайте, что нам нужно дописать в тему урока? (Реальность и фантастика в рассказе)
Допишите тему урока:
Реальность и фантастика в рассказе.
-Чем будем заниматься на уроке? (находить реальное и фантастическое в рассказе)
Слово учителя: А также мы выявим роль соединения реальности и фантастики в рассказе.
6.Реализация домашнего задания. Проверка планов.
-Дома вы составляли план рассказа.
-Зачитайте, что у вас получилось. (3 учащихся зачитывают план) (Приложение 2)
-Подумайте, на какие три части можно разделить рассказ? (дети называют свои варианты)
Учитель записывает их на доске, учащиеся в тетради:
1.Мама уходит на работу.
2. Никита «живет» один.
3. Возвращение отца.
7. Анализ рассказа.
-В какое время происходят события, описанные в рассказе? (события происходят в последний год Великой Отечественной войны)
-Найдите в тексте и зачитайте, как вы это определили? ( отец Никиты прошел всю войну, воевал четыре года, когда он ушел на фронт, «Никита еще грудной был»).
Ребята, предлагаю проанализировать вторую часть рассказа, когда главный герой остался один дома.
- Почему Никита остался один дома? Какие чувства испытывал главный герой в этот момент? (мама уходила рано утором работать в поле, она должна была получить «трудодень») (было страшно)
- Какие поручения давала мальчику мама? Чему она его научила? (учащиеся отвечают)
-Каким увидел окружающий мир Никита в отсутствии матери? (все ожило)
-Вспомните и напишите в тетради, какие предметы в воображении Никиты ожили. (учащиеся записывают через запятую в тетради)
-Зачитайте эти предметы.
-Молодцы!
Предлагаю провести исследовательская работа с текстом (в паре) (при заполнении можно пользоваться учебником)
Найдите на партах карточку № 2.
Ваша задача – дописать предложения, ответив на вопрос: «Как представлял себе мальчик Никита окружающий мир?»
Никите казалось, что в пустой бочке ______________________________
Никита увидел, что солнце было похоже на _________________________
Никита думал, что на дне колодца _________________________________
По мнению Никиты, в двух земляных норах, уходивших «под плетнёвую стену сарая», __________________________________________________
Никита увидел, что старый пень, стоявший на огороде, - _____________
Никита заметил, что стол - _______________________________________
Никита думал, что старая и омшелая дедушкина банька ________________
Никите казалось, что чужой петух__________________________________
По мнению Никиты жёлтый цветок __________________________
Никите казалось, что колья из плетня ____________________
Никита думал, что лопухи __________________
Никита услышал, что внутри земли _____________________
Никите казалось, что изба____________________________
-Зачитайте получившиеся предложения.
-Молодцы!
-Почему Никита боялся окружающего его мира? (они виделись ему злыми)
-Всё ли, что ожило в воображении мальчика, было злым и свирепым? (нет, не все предметы)
-Как думаете, на какие два мира можно разделить эти предметы? (мир добра и мир зла)
-Определите, к какому миру относится каждый из оживленных предметов.
Для этого надпишите над предметами на данной карточке под цифрой 1 – «злой» мир; 2 – «добрый» мир.
-Зачитайте, что относится к «доброму» миру (дедушка-солнце, бабушка-банька, гвоздь).
-Выпишите из текста ключевые слова о том, что дедушка-солнце и бабушка-изба - это добрый мир.
(Дедушка-солнце «глядело на него в ответ тёплым лицом» и «было похоже на умершего дедушку»; «дедушка-солнце показался из-за облака, будто дед сразу отвёл от своего лица тёмную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле»; бабушка — о старой баньке: «это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала», «ты не бабушка, ты другая»; «на луне покойная бабушка снова живёт»)
-Почему Никита представлял себе, что его умершие бабушка и дедушка живут на солнце и на луне?
-Почему Никита видел умершего пастуха в чужом петухе?
-Как думаете, почему Никита искал у доброго мира поддержку?
- Зачитайте, что относится к «злому» миру.( Человечек из бочки, водяные люди, великан, змеи в норах, старый пень, старая баня, колья плетня, лопухи, люди, живущие внутри земли, изба)
Предлагаю поработать с карточкой №3 в паре. (Приложение 3)
-Задание - Соотнесите фрагменты описания с предметом, который оживляет Никита в рассказе.
«Оживленные» предметы | Фрагменты описания |
человечек из бочки | «крякнул в ответ, и лицо у него стало сердитое»; «рот большой, он всю капусту в огороде поест», «сумрачное, нелюдимое лицо, обросшее морщинистой корой, неморгающими глазами глянуло на Никиту» |
великан | «ужалят мать во сне, и мать умрёт» |
змеи в норах | «щербатое лицо... гневно ощерилось на него, как на чужого» |
Старый пень | «хотел встать и погнаться за Никитой», «взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду», «ответил ему чёрным страшным голосом» |
старая баня | «чавкнул пастью» |
колья из плетня | «смотрела на него, как прохожая старая тётка из дальней деревни, и шептала ему: «У-у, непутёвые, нарожали вас на свет — хлеб пшеничный даром жевать» |
лопухи | «карябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца» |
люди, живущие внутри земли | «угрюмо покачивали большими головами и не любили его» |
изба | «каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой» |
-Давайте проверим эту работу, зачитайте выразительно фрагменты описания предметов.
-Скажите, в какой момент и почему лица этого мира стали злыми? (когда Никита сломал стебель цветка, погублено живое)
-Почему Никита сломал стебель? Хотел ли он сделать больно цветку?
( Никита произвёл разрушение из любопытства, из желания узнать, «как это устроено», и тем самым что-то разрушил в живом организме мира).
-Как Никита хотел со «злым» миром поладить? Приведите примеры из текста. (мальчик решил накормить змей и положил хлеб около их нор)
-Кто разрушил враждебный мир вокруг мальчика? (отец, вернувшийся с войны)
-Почему в выпрямленном гвозде Никита увидел «доброго человека»?
8.Обобщение.
-Какова роль соединения реальности и фантастики в рассказе?
-О чем вас заставил задуматься рассказ?
9. Домашнее задание.
1.Составить паспорт главного героя – Никиты (характеристика по плану), по которому устно подробно расскажете о герое.
Возраст:
Место проживания:
Семья:
Обязанности:
Внутренний мир героя (с примерами-цитатами из текста)
Обычный ребёнок? (с примерами из текста)
2.Выразительное чтение эпизода встречи Никиты с отцом, передав чувства, которые переживают мать, отец и Никита.
Приложение 1
Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия - Климентов) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямской слободке.
Его учительницей была Аполлинария Николаевна.
Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был поэтом.
В 1922 году была издана книжка стихов «Голубая глубина».
Сказки Платонов начал писать уже в конце своей жизни.
Произведение «Никита» - это рассказ.
Приложение 2
Примерный план
1. Мама уходит на работу.
2. Никита “живёт” один.
а) «Старые знакомые» Никиты (мухи, паук, воробей, куры)
б) «Обитатель бочки»
в) «Доброе солнце»
г) «Колодезные жители»
д) Старый пень
е) Стол
ж) Банька
з) Жёлтый цветок
и) Голоса внутри земли
к) «Незнакомые, злобные лица»
3. Возвращение отца.
Приложение 3
человечек из бочки | «хотел встать и погнаться за Никитой», «взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду», «ответил ему чёрным страшным голосом» |
великан | «чавкнул пастью» |
змеи в норах | «ужалят мать во сне, и мать умрёт» |
Старый пень | («крякнул в ответ, и лицо у него стало сердитое»; «рот большой, он всю капусту в огороде поест», «сумрачное, нелюдимое лицо, обросшее морщинистой корой, неморгающими глазами глянуло на Никиту» |
старая баня | («щербатое лицо... гневно ощерилось на него, как на чужого» |
колья из плетня | «каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой» |
лопухи | «угрюмо покачивали большими головами и не любили его» |
люди, живущие внутри земли | «карябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца» |
изба | «смотрела на него, как прохожая старая тётка из дальней деревни, и шептала ему: «У-у, непутёвые, нарожали вас на свет — хлеб пшеничный даром жевать») |