СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Платонов «Никита». Быль и фантастика в рассказе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока - самоанализ

Просмотр содержимого документа
«литра3»

Конспект урока №8

Предмет – Литература

Класс – 5

Дата: 17.03.2020

Тема урока: А.П.Платонов «Никита». Быль и фантастика в рассказе.

Тип урока: урок анализа произведения.

Деятельностная цель: формирование умений анализировать художественное произведение.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Целевое назначение: изучение материала по теме, закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Познакомить с биографией А.П.Платонова - писателя советского периода. 2.Помочь учащимся увидеть в рассказе грани соприкосновения были и фантастики.

Развивающие:

1.Развивать навыки беглого выразительного чтения, воображение, речь.

Воспитательные:

1. Способствовать пониманию душевного мира главного героя, его отношения с природой.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), раздаточный материал, доска, портрет А.П. Платонова, учебник.

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является первым в изучении материала по творчеству КА.П.Платонова.

Урок построен с учетом психологических особенностей детей.

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

  • личностных УУД:

  1. Положительное отношение к учению, познавательной деятельности.

  2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствование имеющихся.

коммуникативных УУД:

1.Формулирование собственных мыслей.

2Высказывание своей точки зрения.

3.Умение правильно построить небольшие монологические высказывания.

4.Осуществление совместной деятельности в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

регулятивных УУД:

1.Умение определять тему и цель урока;

2.Принятие и сохранение учебной задачи;

2. Планирование необходимых действий при решении конкретной познавательной задачи.

  • познавательных УУД:

1.решение учебных задач с использованием различных источников информации;

2.извлечение необходимой информации из разных источников;

Предметные: знание содержания прочитанного произведения; умение воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Методы и формы обучения: фронтальная, парная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), раздаточный материал, доска, портрет А.П. Платонова, учебник




Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята. Начать наш урок мне бы хотелось с одной картинки, вглядитесь в нее внимательно.

На ней изображены скалы, которые отражаются в водоёме, деревья и др.

-А теперь включите фантазию и приглядитесь внимательно.

-Что еще мы можем увидеть на ней? (дети фантазируют, показывают, что видят на картинке)

Так и Никита - герой произведения А.П.Платонова, которое вы читали дома, в обычном видел удивительное.


  1. Запись темы.

-Запишите тему урока.

Андрей Платонович Платонов «Никита»

3. Целеполагание.

Проанализируйте тему урока. Дома вы прочитали рассказ «Никита» и составили план рассказа.

-Как думаете, какова наша задача на уроке? (узнать о жизни и творчестве писателя, проанализировать рассказ «Никита»)

-Это еще не все задачи.

-Оставьте место после темы урока, чуть позже мы с вами допишем её.

4. Работа со статьёй.

-Откройте учебник на странице 112.

-Рассмотрите портрет Андрея Платоновича Платонова.

-Скажите, что во внешности писателя «бросилось в глаза»? Что удивило?(описывают внешность)

-Давайте прочитаем статью по абзацам. (Макаренко Артём, Ефимова Ульяна, Фахриддинов Саид)

А теперь представьте себя редакторами какого-нибудь крупного литературного журнала, что вам представили для правки статью о А. П. Платонове. Найдите на партах карточку №1. (Работа в паре).

Ваша задача –исправить все неточности (фактические ошибки) в биографии писателя.

Карточка №1(Приложение 1)

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

-Зачитайте получившиеся тексты.

-Все правильно?

-Молодцы!

5. Работа со словарём литературоведческих терминов.

-Что говорит Андрей Платонович Платонов о жанре рассказа «Никита»? (это не сказка, но в нём есть фантастическое)

-Откройте учебник на стр.298 и прочитайте определение понятия фантастика.

-Как поняли, что такое фантастика? (мир невероятных, чудесных представлений и образов, рождённых воображением)

-Что означает это слово в переводе с греческого? (Способность воображать.)
-Каковы отличительные черты этого понятия? Чем фантастика отличается от реальности?

-Подумайте, что нам нужно дописать в тему урока? (Реальность и фантастика в рассказе)

Допишите тему урока:

Реальность и фантастика в рассказе.

-Чем будем заниматься на уроке? (находить реальное и фантастическое в рассказе)

Слово учителя: А также мы выявим роль соединения реальности и фантастики в рассказе.

6.Реализация домашнего задания. Проверка планов.

-Дома вы составляли план рассказа.

-Зачитайте, что у вас получилось. (3 учащихся зачитывают план) (Приложение 2)

-Подумайте, на какие три части можно разделить рассказ? (дети называют свои варианты)

Учитель записывает их на доске, учащиеся в тетради:

1.Мама уходит на работу.

2. Никита «живет» один.

3. Возвращение отца.

7. Анализ рассказа.

-В какое время происходят события, описанные в рассказе? (события происходят в последний год Великой Отечественной войны)

-Найдите в тексте и зачитайте, как вы это определили? ( отец Никиты прошел всю войну, воевал четыре года, когда он ушел на фронт, «Никита еще грудной был»).

Ребята, предлагаю проанализировать вторую часть рассказа, когда главный герой остался один дома.

- Почему Никита остался один дома? Какие чувства испытывал главный герой в этот момент? (мама уходила рано утором работать в поле, она должна была получить «трудодень») (было страшно)

- Какие поручения давала мальчику мама? Чему она его научила? (учащиеся отвечают)

-Каким увидел окружающий мир Никита в отсутствии матери? (все ожило)

-Вспомните и напишите в тетради, какие предметы в воображении Никиты ожили. (учащиеся записывают через запятую в тетради)

-Зачитайте эти предметы.

-Молодцы!

Предлагаю провести исследовательская работа с текстом (в паре) (при заполнении можно пользоваться учебником)

Найдите на партах карточку № 2.

Ваша задача – дописать предложения, ответив на вопрос: «Как представлял себе мальчик Никита окружающий мир?»

  1. Никите казалось, что в пустой бочке ______________________________

  2. Никита увидел, что солнце было похоже на _________________________

  3. Никита думал, что на дне колодца _________________________________

  4. По мнению Никиты, в двух земляных норах, уходивших «под плетнёвую стену сарая», __________________________________________________

  5. Никита увидел, что старый пень, стоявший на огороде, - _____________

  6. Никита заметил, что стол - _______________________________________

  7. Никита думал, что старая и омшелая дедушкина банька ________________

  8. Никите казалось, что чужой петух__________________________________

  9. По мнению Никиты жёлтый цветок __________________________

  10. Никите казалось, что колья из плетня ____________________

  11. Никита думал, что лопухи __________________

  12. Никита услышал, что внутри земли _____________________

  13. Никите казалось, что изба____________________________

-Зачитайте получившиеся предложения.

-Молодцы!

-Почему Никита боялся окружающего его мира? (они виделись ему злыми)

-Всё ли, что ожило в воображении мальчика, было злым и свирепым? (нет, не все предметы)

-Как думаете, на какие два мира можно разделить эти предметы? (мир добра и мир зла)

-Определите, к какому миру относится каждый из оживленных предметов.

Для этого надпишите над предметами на данной карточке под цифрой 1 – «злой» мир; 2 – «добрый» мир.

-Зачитайте, что относится к «доброму» миру (дедушка-солнце, бабушка-банька, гвоздь).

-Выпишите из текста ключевые слова о том, что дедушка-солнце и бабушка-изба - это добрый мир.

(Дедушка-солнце «глядело на него в ответ тёплым лицом» и «было похоже на умершего дедушку»; «дедушка-солнце показался из-за облака, будто дед сразу отвёл от своего лица тёмную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле»; бабушка — о старой баньке: «это бабушка наша, она не померла, она избушкой стала», «ты не бабушка, ты другая»; «на луне покойная бабушка снова живёт»)

-Почему Никита представлял себе, что его умершие бабушка и дедушка живут на солнце и на луне?

-Почему Никита видел умершего пастуха в чужом петухе?

-Как думаете, почему Никита искал у доброго мира поддержку?

- Зачитайте, что относится к «злому» миру.( Человечек из бочки, водяные люди, великан, змеи в норах, старый пень, старая баня, колья плетня, лопухи, люди, живущие внутри земли, изба)

Предлагаю поработать с карточкой №3 в паре. (Приложение 3)

-Задание - Соотнесите фрагменты описания с предметом, который оживляет Никита в рассказе.

«Оживленные» предметы

Фрагменты описания

человечек из бочки

«крякнул в ответ, и лицо у него стало сердитое»; «рот большой, он всю капусту в огороде поест», «сумрачное, нелюдимое лицо, обросшее морщинистой корой, неморгающими глазами глянуло на Никиту»

великан

«ужалят мать во сне, и мать умрёт»

змеи в норах

«щербатое лицо... гневно ощерилось на него, как на чужого»

Старый пень

«хотел встать и погнаться за Никитой», «взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду», «ответил ему чёрным страшным голосом»

старая баня

«чавкнул пастью»

колья из плетня

«смотрела на него, как прохожая старая тётка из дальней деревни, и шептала ему: «У-у, непутёвые, нарожали вас на свет — хлеб пшеничный даром жевать»

лопухи

«карябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца»

люди, живущие внутри земли

«угрюмо покачивали большими головами и не любили его»

изба

«каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой»

-Давайте проверим эту работу, зачитайте выразительно фрагменты описания предметов.

-Скажите, в какой момент и почему лица этого мира стали злыми? (когда Никита сломал стебель цветка, погублено живое)

-Почему Никита сломал стебель? Хотел ли он сделать больно цветку?

( Никита произвёл разрушение из любопытства, из желания узнать, «как это устроено», и тем самым что-то разрушил в живом организме мира).

-Как Никита хотел со «злым» миром поладить? Приведите примеры из текста. (мальчик решил накормить змей и положил хлеб около их нор)

-Кто разрушил враждебный мир вокруг мальчика? (отец, вернувшийся с войны)

-Почему в выпрямленном гвозде Никита увидел «доброго человека»?

8.Обобщение.

-Какова роль соединения реальности и фантастики в рассказе?

-О чем вас заставил задуматься рассказ?

9. Домашнее задание.

1.Составить паспорт главного героя – Никиты (характеристика по плану), по которому устно подробно расскажете о герое.

  1. Возраст:

  2. Место проживания:

  3. Семья:

  4. Обязанности:

  5. Внутренний мир героя (с примерами-цитатами из текста)

  6. Обычный ребёнок? (с примерами из текста)

2.Выразительное чтение эпизода встречи Никиты с отцом, передав чувства, которые переживают мать, отец и Никита.



Приложение 1

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия - Климентов) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямской слободке.

Его учительницей была Аполлинария Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был поэтом.

В 1922 году была издана книжка стихов «Голубая глубина».

Сказки Платонов начал писать уже в конце своей жизни.

Произведение «Никита» - это рассказ.

Приложение 2

Примерный план

1. Мама уходит на работу.

2. Никита “живёт” один.

а) «Старые знакомые» Никиты (мухи, паук, воробей, куры)
б) «Обитатель бочки»

в) «Доброе солнце»

г) «Колодезные жители»

д) Старый пень

е) Стол

ж) Банька

з) Жёлтый цветок
и) Голоса внутри земли

к) «Незнакомые, злобные лица»

3. Возвращение отца.

Приложение 3

человечек из бочки

«хотел встать и погнаться за Никитой», «взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду», «ответил ему чёрным страшным голосом»

великан

«чавкнул пастью»

змеи в норах

«ужалят мать во сне, и мать умрёт»

Старый пень

(«крякнул в ответ, и лицо у него стало сердитое»; «рот большой, он всю капусту в огороде поест», «сумрачное, нелюдимое лицо, обросшее морщинистой корой, неморгающими глазами глянуло на Никиту»

старая баня

(«щербатое лицо... гневно ощерилось на него, как на чужого»

колья из плетня

«каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой»

лопухи

«угрюмо покачивали большими головами и не любили его»

люди, живущие внутри земли

«карябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца»

изба

«смотрела на него, как прохожая старая тётка из дальней деревни, и шептала ему: «У-у, непутёвые, нарожали вас на свет — хлеб пшеничный даром жевать»)


Просмотр содержимого документа
«самоанализ 3 литер»

Самоанализ урока № 8

Предмет: Литература

Учитель Мирсанова Ксения Владимировна

УМК. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / В.Я.Коровина. В.П.Журавлёв, В И.Коровин. – 6-е изд. – М.6 Просвещение, 2016. – 303 с.

Тема урока: А.П.Платонов «Никита». Быль и фантастика в рассказе.

Деятельностная цель: формирование умений анализировать художественное произведение.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Целевое назначение: изучение материала по теме, закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Познакомить с биографией А.П.Платонова - писателя советского периода. 2.Помочь учащимся увидеть в рассказе грани соприкосновения были и фантастики.

Развивающие:

1.Развивать навыки беглого выразительного чтения, воображение, речь.

Воспитательные:

1. Способствовать пониманию душевного мира главного героя, его отношения с природой.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), раздаточный материал, доска, портрет А.П. Платонова, учебник.

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является первым в изучении материала по творчеству КА.П.Платонова.

Урок построен с учетом психологических особенностей детей.

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

  • личностных УУД:

  1. Положительное отношение к учению, познавательной деятельности.

  2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствование имеющихся.

коммуникативных УУД:

1.Формулирование собственных мыслей.

2Высказывание своей точки зрения.

3.Умение правильно построить небольшие монологические высказывания.

4.Осуществление совместной деятельности в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

регулятивных УУД:

1.Умение определять тему и цель урока;

2.Принятие и сохранение учебной задачи;

2. Планирование необходимых действий при решении конкретной познавательной задачи.

  • познавательных УУД:

1.решение учебных задач с использованием различных источников информации;

2.извлечение необходимой информации из разных источников;

Предметные: знание содержания прочитанного произведения; умение воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Урок связан с предыдущими уроками, работает на последующие.


1 этап: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Задача данного этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Рабочее место обучающихся было подготовлено к уроку. Урок начала с анализа гештальт-картинки, которая способствует развитию абстрактного мышления. Работа с картинкой была интересна учащимся с разными способностями, особенно было заметно, как оживились учащиеся с задержкой психического развития, поскольку у таких учащихся западает данный вид мышления (а такие учащиеся в классе есть). Это позволило не только настроить детей на работу, но и помогло связать с элементом сюжета рассказа А.Платонова.

2 этап: Запись темы. Целеполагание. Задача этапа: сформулировать задачи исходя из темы урока. Тему урока мы записали не полностью. Я предложила ребятам оставить место, чтобы далее выполнить задание и дописать ее, поэтому цель урока учащиеся поставили на основании записанной на данный момент путем ее анализа.

4 этап: Работа со статьей. Задача – организовать работу по знакомству с биографией А.П.Платонова. Поработав с портретом А.Платонова, я предложила прочитать статью о писателе. Понимание прочитанной статьи я предложила проверить необычным способом - учащиеся выступали в роли редакторов журнала. Исправляя неточности в тексте, учащиеся запоминали необходимые факты из жизни и творчества писателя. Выполняя данную работу, дети учились правильно работать с информацией, извлекать ее из различных источников, что способствовало формированию познавательных УУД. Детям было интересно, поскольку они вступали в роли исследователя и в то же время редактора текста.

5 этап: Дописывание темы и целеполагание. Задача – определить и дописать тему урока, поставить цель. Проанализировав фразу из статьи учебника, я предложила ребятам поработать со словарём литературоведческих терминов. Затем путём наводящих вопросов учащиеся смогли сформулировать тему. Проанализировав тему урока, учащиеся поставили цель урока.

6 этап: Реализация домашнего задания. Проверка планов.

Задача – разделить рассказ на части.

После проверки домашней работы я предложила подумать, на какие три части можно разделить рассказ. Затем учащиеся записали эти части в тетради, я написала на доске. Данная работа в дальнейшем помогла сориентироваться в нахождении фрагментов текста для анализа.

7 этап: Анализ рассказа.

Задача – путём исследования и анализа текста рассказа выявить элементы фантастики и реальности, их роль в тексте.

Работа по анализу произведения была организована исходя из составленного ранее плана. Для анализа были проанализированы первые два пункта плана, третий – для выявления идеи произведения оставила на следующий урок. Путём ответов на вопросы по содержанию и обращения к тексту мы проанализировали первую часть рассказа. Весомым пунктом была работа по анализу второй части рассказа. Для анализа я предложила провести исследовательскую работу в паре. Отвечая на вопрос, учащиеся дописывали предложения. Учащимся предложила сделать в паре, поскольку это облегчило работу (один учащийся искал в тексте, другой записывал). Считаю, что если бы работу дала индивидуально, то это заняло бы много времени. Поскольку задание сформулировано в форме игры, то учащиеся с интересом, азартом приступили к ее выполнению. Исследование текста учащимися способствовало не только развитию умений извлекать информацию, в основном – это формирование представлений целостной картины сюжета рассказа. Далее я предложила разделить предметы из предшествующей работы на два мира – добрый и злой. После этого мы поработали с фрагментами из текста рассказа. Учащиеся соотносили фрагменты описания «оживляемого» предмета с его названием. На данном этапе мы проверили не только знание содержания текста, умение сопоставлять, сравнивать, но и выразительно читать фрагменты текста. Эта работа формировала у учащихся правильное представление о душевном мире главного героя. Считаю, что работа в паре на данном этапе эффективна поскольку задание требует высокой организованности учащихся, а в паре один всегда на подхвате. Данная работа также облегчила выполнение домашнего задания, поскольку необходимо было составить план-характеристику главного героя.

8 этап: Обобщение.

Задача – обобщить изученное, сделать вывод.

Таким образом, с помощью обобщающих ответов на вопросы учащиеся смогли назвать. Что реальное, а что фантастическое в рассказе. Указали, зачем автор использовал данный прием, с какой целью.

9 этап: Домашнее задание.

Задача – дать задание в соответствии со способностями учащихся.

Домашнее задание учащимся было понятно, ведь в конце урока по анализу мы затронули вопросы душевного мира главного героя.

Считаю, выбранная структура урока является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой. В соответствии с требованиями к современному уроку, тема и цели занятия были сформулированы обучающимися самостоятельно на этапе целеполагания путём работы с термином фантастика, употребленным в статье ученика.

Открытие новых знаний по теме осуществлялись в совместной деятельности с учителем, также и в сотрудничестве учащихся в паре. Для исследования текста путём нахождения элементов фантастики был подобран дидактический материал, который способствовал включению обучающихся в активную деятельность на уроке. В ходе урока были использованы как познавательные, так и практические методы обучения: использование гештальт-картинки, деление текста на 3 части, проблемные вопросы, самостоятельная работа в паре учащихся по исследованию текста, выразительное чтение фрагментов описаний «оживляемых» предметов и соотнесение с этими предметами. Опрос детей, усвоение знаний, закрепление шли одновременно, что позволяло следить за их активностью и должным восприятием материала. Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные, наглядные ( иллюстрации, таблица), практические методы по нахождению элементов фантастики, выразительное чтение фрагментов описаний «оживляемых» предметов. Разнообразие методов позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.

Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Детям было интересно в паре соотносить описания с оживленным предметом. Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Учащиеся чувствовали себя комфортно. Считаю, что поставленные задачи реализованы, структура урока выдержана. Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно, содержание урока соответствует содержанию стандарта, учебника и программы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!