Андрей Платонович Платонов (1899 - 1951)
«Возвращение»
()
Платонов и Война.
С октября 1942 г. Платонов – военный корреспондент в действующей армии.
За годы войны выпустил 6 книг прозы.
Рассказ «Возвращение» («Семья Иванова» )
Один из шедевров малой русской прозы.
Написан в конце лета 1945 г., опубликован в 1946 в журнале «Новый мир».
В. Пузырьков. «Впереди мир»
Смысл названия
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Откуда и куда?
с войны к миру
к себе прежнему: доброму и человечному
домой, в семью, к жене и детям
Смысл названия
- Почему, как думаете, изначально название было «Семья Иванова»?
- Такое название подчёркивало типичность ситуации.
- Почему автор изменил его на «Возвращение»?
- Данное название рассказа делает акцент на нравственной стороне произведения.
Композиция рассказа
- Демобилизация капитана Иванова из армии.
- Встреча с Машей.
- Возвращение Алексея Иванова домой.
Композиция рассказа
- Встреча Иванова с женой и детьми.
- Решение скорее приняться за дело.
- Обед в кругу семьи.
- Откровенный разговор с женой Любой.
- Решение оставить семью и вернуться к Маше.
- Узнавание в бежавших за поездом ребятишках своих детей.
Композиция рассказа
- Нравственное прозрение Иванова («Обнажившееся сердце»).
- Развязка действия (предположительная)
- Окончательное возвращение Иванова.
- рассказ Любови Васильевны о Семене Евсеевиче
- рассказ Петруши о Харитоне.
Почему Иванов оттягивает возвращение домой?
«Однако Иванов откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей . Он сам не знал, почему так делал, может быть потому, что хотел погулять еще немного на воле ».
«Иванов и Маша чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии …»
Характеристика героев
- Любовь (др.рус)
- Алексей – «защитник» (греч.)
- Петр – «камень, скала, опора» (греч.).
- Анастасия – «воскресшая, воскресение» (греч.)
- Семён – «услышанный Богом в молитвах» (греч.)
- Евсей – «благочестивый» (греч.)
Справедливо ли подобраны имена?
Характеристика героев
Опишите Любовь Иванову. Как она провела военные годы? Чем занималась?
Неслучайно жену Иванова зовут Любовь. Пришлось женщине работать на кирпичном заводе. Работала и день и ночь.
Ждала ли она встречи с мужем?
Любовь Васильевна 3 дня выходила ко всем поездам, она отпрашивалась с работы, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости.
Любила ли Любовь своего мужа?
Любовь Васильевна сохранила любовь.
Характеристика героев
Что испытал Алексей, когда вернулся домой?
«Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым , как с родственником, жившим без него в тоске и бедности. Он дышал устоявшимся родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же, как и четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него.
Каково его отношение к сыну Петру?
«Иванов не знал, что у него вырос такой сын, и теперь сидел и удивлялся его разуму ».«Иванов глядел на своего сына, слушал его слова и чувствовал свою робость перед ним ».
Ссора
Из-за чего произошла ссора?
Алексей узнает об измене жены.
«- Ты воевал, а я по тебе здесь обмирала , у меня руки от горя тряслись, а работать надо было с бодростью, чтоб детей кормить и государству польза против неприятелей-фашистов….
- И я не стерпела жизни и тоски по тебе , - говорила мать.
- А если бы стерпела, я бы умерла, я знаю, что я бы умерла тогда, а у меня дети... Мне нужно было почувствовать что-нибудь другое , Алеша, какую-нибудь радость , чтоб я отдохнула.»
Ссора
Почему произошла измена?
«Я чувствовала, что пропадаю без тебя , мне нужно было – пусть кто-нибудь будет со мной , я измучилась вся, и сердце мое темное стало, я детей своих уже не могла любить , а для них, ты знаешь, я все стерплю, для них я и костей не пожалею!..»
Ссора
Понимает ли ее Алексей? Какова его позиция?
«Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя...»
«Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить ещё хочу».
Дети в рассказе
Что вы скажете о Насте? Каково ее отношение отцу?
Маленькая Настя не помнит отца. Она не испытывает к нему привязанности, но понимает, кто он ей и где был.
Расскажите о Петре. Какую роль отвел ему автор в рассказе?
Из уст ребёнка звучит нравственный укор ревнивому отцу: "У нас дело есть. Жить надо, а вы ругаетесь как глупые какие ".
Финал рассказа. «Обнажившееся сердце»
«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших, обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце , заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием . Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем ».
Тема -
разрушение семьи как одно из страшных последствий войны.
Идея рассказа
- В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу.
- Нужно быть выше губительных страстей : ревности, эгоизма, жестокости, мести и т.п.
- Взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью , выстоять ради детей.
Роль детей в жизни
Дети также ответственны за судьбы взрослых . По мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся , ни в чём неповинные , несли правду жизни , только они знали цену семьи и видели в неискажённом свете мир.
Домашнее задание
Читать рассказ В.Астафьева « Фотография, на которой меня нет »