СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П.Платонов "Возвращение".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по рассказу Платонова. Об авторе. КОмпозиция. Герои и образы. Психологизм. 

Просмотр содержимого документа
«А.П.Платонов "Возвращение".»

Андрей Платонович Платонов  (1899 - 1951)   «Возвращение» ()

Андрей Платонович Платонов (1899 - 1951)

«Возвращение»

()

Платонов и Война.  С октября 1942 г. Платонов – военный корреспондент в действующей армии.   За годы войны выпустил 6 книг прозы.

Платонов и Война.

С октября 1942 г. Платонов – военный корреспондент в действующей армии.

За годы войны выпустил 6 книг прозы.

Рассказ «Возвращение»  («Семья Иванова» ) Один из шедевров малой русской прозы. Написан в конце лета 1945 г., опубликован в 1946 в журнале «Новый мир». В. Пузырьков. «Впереди мир»

Рассказ «Возвращение» («Семья Иванова» )

Один из шедевров малой русской прозы.

Написан в конце лета 1945 г., опубликован в 1946 в журнале «Новый мир».

В. Пузырьков. «Впереди мир»

Смысл названия ВОЗВРАЩЕНИЕ   Откуда и куда? с войны к миру к себе прежнему: доброму и человечному домой, в семью, к жене и детям

Смысл названия

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Откуда и куда?

с войны к миру

к себе прежнему: доброму и человечному

домой, в семью, к жене и детям

Смысл названия  Почему, как думаете, изначально название было «Семья Иванова»? Такое название подчёркивало типичность ситуации. Почему автор изменил его на «Возвращение»? Данное название рассказа делает акцент на нравственной стороне произведения.

Смысл названия

  • Почему, как думаете, изначально название было «Семья Иванова»?
  • Такое название подчёркивало типичность ситуации.
  • Почему автор изменил его на «Возвращение»?
  • Данное название рассказа делает акцент на нравственной стороне произведения.

Композиция рассказа Экспозиция Демобилизация капитана Иванова из армии. Встреча с Машей.  Завязка действия Возвращение Алексея Иванова домой.

Композиция рассказа

  • Экспозиция
  • Демобилизация капитана Иванова из армии.
  • Встреча с Машей.

  • Завязка действия
  • Возвращение Алексея Иванова домой.
Композиция рассказа Развитие действия Встреча Иванова с женой и детьми. Решение скорее приняться за дело. Обед в кругу семьи. Откровенный разговор с женой Любой. Решение оставить семью и вернуться к Маше. Узнавание в бежавших за поездом ребятишках своих детей.

Композиция рассказа

  • Развитие действия
  • Встреча Иванова с женой и детьми.
  • Решение скорее приняться за дело.
  • Обед в кругу семьи.
  • Откровенный разговор с женой Любой.
  • Решение оставить семью и вернуться к Маше.
  • Узнавание в бежавших за поездом ребятишках своих детей.

Композиция рассказа Кульминация Нравственное прозрение Иванова («Обнажившееся сердце»). Развязка действия (предположительная) Окончательное возвращение Иванова. Вставные эпизоды :  рассказ Любови Васильевны о Семене Евсеевиче рассказ Петруши о Харитоне.

Композиция рассказа

  • Кульминация
  • Нравственное прозрение Иванова («Обнажившееся сердце»).
  • Развязка действия (предположительная)
  • Окончательное возвращение Иванова.
  • Вставные эпизоды :
  • рассказ Любови Васильевны о Семене Евсеевиче
  • рассказ Петруши о Харитоне.
Почему Иванов оттягивает возвращение домой? «Однако Иванов откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей . Он сам не знал, почему так делал, может быть потому, что хотел погулять еще немного на воле ».   «Иванов и Маша чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии …»

Почему Иванов оттягивает возвращение домой?

«Однако Иванов откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей . Он сам не знал, почему так делал, может быть потому, что хотел погулять еще немного на воле ».

«Иванов и Маша чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии …»

Характеристика героев Любовь (др.рус) Алексей – «защитник» (греч.) Петр – «камень, скала, опора» (греч.). Анастасия – «воскресшая, воскресение» (греч.) Семён – «услышанный Богом в молитвах» (греч.) Евсей – «благочестивый» (греч.) Справедливо ли подобраны имена?

Характеристика героев

  • Любовь (др.рус)
  • Алексей – «защитник» (греч.)
  • Петр – «камень, скала, опора» (греч.).
  • Анастасия – «воскресшая, воскресение» (греч.)
  • Семён – «услышанный Богом в молитвах» (греч.)
  • Евсей – «благочестивый» (греч.)

Справедливо ли подобраны имена?

Характеристика героев Опишите Любовь Иванову. Как она провела военные годы? Чем занималась? Неслучайно жену Иванова зовут Любовь. Пришлось женщине работать на кирпичном заводе. Работала и день и ночь. Ждала ли она встречи с мужем? Любовь Васильевна 3 дня выходила ко всем поездам, она отпрашивалась с работы, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости. Любила ли Любовь своего мужа? Любовь  Васильевна сохранила любовь.

Характеристика героев

Опишите Любовь Иванову. Как она провела военные годы? Чем занималась?

Неслучайно жену Иванова зовут Любовь. Пришлось женщине работать на кирпичном заводе. Работала и день и ночь.

Ждала ли она встречи с мужем?

Любовь Васильевна 3 дня выходила ко всем поездам, она отпрашивалась с работы, не выполняла нормы и по ночам не спала от радости.

Любила ли Любовь своего мужа?

Любовь Васильевна сохранила любовь.

Характеристика героев Что испытал Алексей, когда вернулся домой?  «Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым , как с родственником, жившим без него в тоске и бедности. Он дышал устоявшимся родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же, как и четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него. Каково его отношение к сыну Петру?  «Иванов не знал, что у него вырос такой сын, и теперь сидел и удивлялся его разуму ».«Иванов глядел на своего сына, слушал его слова и чувствовал свою робость перед ним ».

Характеристика героев

Что испытал Алексей, когда вернулся домой?

«Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с каждым , как с родственником, жившим без него в тоске и бедности. Он дышал устоявшимся родным запахом дома - тлением дерева, теплом от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким же, как и четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без него.

Каково его отношение к сыну Петру?

«Иванов не знал, что у него вырос такой сын, и теперь сидел и удивлялся его разуму ».«Иванов глядел на своего сына, слушал его слова и чувствовал свою робость перед ним ».

Ссора Из-за чего произошла ссора? Алексей узнает об измене жены. «- Ты воевал, а я по тебе здесь обмирала , у меня руки от горя тряслись, а работать надо было с бодростью, чтоб детей кормить и  государству польза против неприятелей-фашистов…. - И я не стерпела жизни и тоски по тебе , - говорила мать. - А если бы стерпела, я бы умерла, я знаю, что я бы умерла тогда, а у меня дети... Мне  нужно было почувствовать что-нибудь другое , Алеша, какую-нибудь радость , чтоб я отдохнула.»

Ссора

Из-за чего произошла ссора?

Алексей узнает об измене жены.

«- Ты воевал, а я по тебе здесь обмирала , у меня руки от горя тряслись, а работать надо было с бодростью, чтоб детей кормить и государству польза против неприятелей-фашистов….

- И я не стерпела жизни и тоски по тебе , - говорила мать.

- А если бы стерпела, я бы умерла, я знаю, что я бы умерла тогда, а у меня дети... Мне нужно было почувствовать что-нибудь другое , Алеша, какую-нибудь радость , чтоб я отдохнула.»

Ссора Почему произошла измена?  «Я чувствовала, что пропадаю без тебя , мне нужно было – пусть кто-нибудь  будет со мной , я измучилась вся, и сердце мое темное стало, я детей своих уже не могла любить , а для них, ты знаешь, я все стерплю, для них я и костей не пожалею!..»

Ссора

Почему произошла измена?

«Я чувствовала, что пропадаю без тебя , мне нужно было – пусть кто-нибудь будет со мной , я измучилась вся, и сердце мое темное стало, я детей своих уже не могла любить , а для них, ты знаешь, я все стерплю, для них я и костей не пожалею!..»

Ссора Понимает ли ее Алексей? Какова его позиция? «Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя...» «Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить ещё хочу».

Ссора

Понимает ли ее Алексей? Какова его позиция?

«Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя...»

«Скучно мне, Люба, с тобою, а я жить ещё хочу».

Дети в рассказе Что вы скажете о Насте? Каково ее отношение отцу? Маленькая Настя не помнит отца. Она не испытывает к нему привязанности, но понимает, кто он ей и где был.  Расскажите о Петре. Какую роль отвел ему автор в рассказе?  Из уст ребёнка звучит нравственный укор ревнивому отцу:

Дети в рассказе

Что вы скажете о Насте? Каково ее отношение отцу?

Маленькая Настя не помнит отца. Она не испытывает к нему привязанности, но понимает, кто он ей и где был.

Расскажите о Петре. Какую роль отвел ему автор в рассказе?

Из уст ребёнка звучит нравственный укор ревнивому отцу: "У нас дело есть. Жить надо, а вы ругаетесь как глупые какие ".

Финал рассказа. «Обнажившееся сердце»  «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших, обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце , заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием . Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем ».

Финал рассказа. «Обнажившееся сердце»

«Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших, обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце , заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием . Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем ».

Тема -  разрушение семьи как одно из страшных последствий войны.

Тема -

разрушение семьи как одно из страшных последствий войны.

Идея рассказа В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу. Нужно быть выше губительных страстей : ревности, эгоизма, жестокости, мести и т.п. Взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью , выстоять ради детей.

Идея рассказа

  • В любых условиях, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком и не дать очерстветь душе, окаменеть своему сердцу.
  • Нужно быть выше губительных страстей : ревности, эгоизма, жестокости, мести и т.п.
  • Взрослым необходимо найти в себе нравственные силы и сохранить семью , выстоять ради детей.
Роль детей в жизни Дети также ответственны за судьбы взрослых . По мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся , ни в чём неповинные , несли правду жизни , только они знали цену семьи и видели в неискажённом свете мир.

Роль детей в жизни

Дети также ответственны за судьбы взрослых . По мнению Платонова, именно они, внезапно состарившиеся , ни в чём неповинные , несли правду жизни , только они знали цену семьи и видели в неискажённом свете мир.

Домашнее задание Читать рассказ В.Астафьева « Фотография, на которой меня нет »

Домашнее задание

Читать рассказ В.Астафьева « Фотография, на которой меня нет »


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя