СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок". (Конспект урока с применением ТРКМ)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы разработан с применением различных средств и приемов технологии развития критического мышления. 

Просмотр содержимого документа
«А.Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок". (Конспект урока с применением ТРКМ)»



Конспект

урока по литературе в 6 классе

учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г.Покров Петушинского района

Зайчиковой Марины Валентиновны


Тема: А.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»

Цель урока: создание условий для организации совместной деятельности обучающихся с целью анализа и понимания произведения А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • учить выделять в тексте и различать реальные и вымышленные события;

  • закрепить представление о жанрах;

  • отрабатывать основные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое);

  • формировать у учащихся деятельное отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом;

  • воспитание читательского вкуса.

  1. Развивающие:

  • осуществлять системно-деятельностный подход;

  • развивать критическое мышление учащихся;

  • развивать внимание;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • формирование нравственной позиции обучающихся;

  • развитие интереса к изучению литературы;

  • осознание ценности литературы, как средства передачи знаний от поколения к поколению;

  • развитие умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развитие умения применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать тему;

  • развитие умения групповой и парной работы.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к русской литературе;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • развивать основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменную речь)

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор, экран;

  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Мотивация к деятельности. Настрой на восприятие

  3. Актуализация знаний.

  4. Постановка учебной задачи.

  5. Осмысление содержания. Работа с текстом по вопросам.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. РефлЕксия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход.

Метод обучения: проблемно-диалогический.

Технологии: технология развития критического мышления («Верю – не верю», «Бортовой журнал», «Инсерт», «Шесть шляп», «Корзина идей», «Три М», «Эссе»), здоровьесберегающая, технология сотрудничества, ИКТ.

Формы работы учащихся:  фронтальная, групповая, коллективная.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал, презентация, тексты «Неизвестного цветка» с заранее намеченными остановками.




Тема: А.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»


Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Фрэнсис Бэкон, английский писатель, философ

Ход урока.


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

  1. Мотивация к деятельности.

Настрой на восприятие

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас! Сегодня урок литературы проведу у вас я. И мы продолжим разговор о творчестве Андрея Платоновича Платонова, который вы начали со Еленой Владимировной.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова английского писателя, философа Френсиса Бэкона:

Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.(Слайд 2)
И сначала мы сыграем с вами в небольшую игру «Верите ли вы, что…». Я буду задавать вопросы, а вы, если отвечаете «да», то хлопайте в ладоши, если «нет» - леконько топайте ногами.

Подготовка класса к уроку


2.Актуализая

знаний

Цель: актуализация знаний учащихся, выявление предыдущих знания, необходимых для

«открытия нового»

1. «Верите ли вы, что…?» («Верю – не верю»)

- что на слайде среди портретов есть портрет писателя А.Платонова (на слайде несколько портретов);(Слайд 3, 4)

- некоторые писатели подписывают свои произведения не своим именем? (Слайд 4

- есть растения, ещё не известные науке? (Слайд с цветами; правильным будут ответы и «да», и «нет»: «да», т.к. наука ещё не всё знает, «нет» - если оно известно науке, то оно уже не неизвестное);

- человек уже может путешествовать во времени, уже придумал «машину времени» (да, т.к. есть слово, книги, с помощью которых современный человек может попасть и в древние времена, и в будущее; «машина времени» - это метафора, переносное значение).

Отвечают на вопросы

(если «да» - хлопают, если «нет» - топают)


(Псевдони́м — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего. Псевдонимы, которыми пользовался молодой Платонов, разнообразны: А. Фирсов, А. Вогулов, Елпидифор Баклажанов, Иоганн Пупков, Фома Человеков. Настоящая фамилия Платонова – Андрей Платонович Климентов);

3. Постановка учебной задачи.

Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.


Сегодня мы поговорим о неизвестном цветке, совершим небольшое путешествие во времени, побудем критиками, исследователями и аналитиками. А поможет нам в этом небольшой рассказ А.Платонова «Неизвестный цветок». Интересно?

  1. Тему урока вы видите на слайде: «А.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»: …»

1.Обратите внимание на формулировку нашей темы. Что в ней необычного? (многоточие)


2.Ещё что необычно? (само название «неизвестный»: кому неизвестный? Почему неизвестный? Станет ли он известным? Что имел ввиду автор, давая такое название своей сказке?)

3.Ещё что необычно?

Почему автор объединил несовместимые жанры?

Значит, сегодня на уроке у нас тесно переплетутся вымысел и реальность, фантазия и действительность, как и в произведении Платонова


  1. Итак, пора собираться в путь. Но что должно быть у любого путешествия?

(Зачем? Куда? Как? – Цель, место и средство передвижения) Вот с этого и начнем.


Помогут нам следующие фотографии? Кто изображён на них? Слайд 8. (Портрет Платонова с дочерью Машей, паровоз)

(Сказка «Неизвестный цветок» была написана незадолго до смерти писателя. Он подарил сказку дочке Маше как завещание. Дочь потом посвятит свою жизнь памяти отца, будет издавать его произведения. Сказка закончена в декабре 1950 года, а в январе 1951 года Платонов умирает от тяжёлой болезни). Что такое завещание?

Рассказ, над которым мы будем работать, - это нравственная заповедь, точнее заповеди, обращенные к нам, потомкам А. Платонова. Андрей Платонов пишет свой рассказ-завещание, пройдя через многие испытания, лишения, поняв уже, что необходимо человеку, чтобы прожить жизнь достойно. И это знание он передает дочери, другим детям и вам тоже, только начинающим свою жизнь.

Какова же наша цель путешествия во времени?

Средство передвижения (на чем?). А второе изображение? (Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум). Самой любимой машиной А.Платонова был паровоз. И чем не машина времени? Ведь люди изображали её уже и в виде космического корабля, и в виде черной волги («Черная стрела»), а у нас будет паровоз.

Итак, паровоз сегодня будет нашей «машиной времени».

Куда мы отправляемся? (в середину 20 века, время написания рассказа).

И ещё нам понадобится Бортовой журнал, где мы будем записывать все важные моменты путешествия, и Космические ручки. Всё это вы найдете у себя на партах. Подпишите ваши фамилии в Бортовых журналах.

Запишите вашу цель (что бы вы хотели узнать) путешествия.

Все закончили? Машина подана. Рассаживаемся по вагонам! Вагончики у нас разного цвета, и это не случайно. У каждого вагончика будет своя задача.

(Учитель делит детей на 6 групп считалкой про цветы). Каждая группа получает свое задание. (см.Приложение)





Ответы детей

1.Она не закончена, в ней есть многоточие, которое предполагает, что каждый из вас в конце урока допишет свой вариант темы, который ему покажется наиболее подходящим.

3.Сочетание сказка-быль, т.к. «сказка» – это вымысел, а «быль» - это то, что было на самом деле.

Сказка-быль – это жанр,

сочетающий рассказ о действительном событии

с событиями вымышленными, фантастическими







Завещание

Заве́т. Общеславянское образование от глагола завътити — «завещать», в свою очередь образованного от глагола  вътити — «знать», восходящего к существительному въть — «совет, уговор, согласие». Родственные слова: вечесоветобет.


Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока




Наша цель – понять, какую же мудрость, веками хранимую  русским народом, открытую самим писателем, передает нам А. Платонов?





Записывают вопрос в своих раздаточных материалах.

Несколько человек читают свои вопросы



4.Работа с текстом. Осмысление содержания


Работа по группам

«Белый вагончик» (ученые, информация, факты)

1) О чём и о ком рассказывается в произведении? 

2) Что рассказано об этих героях?(

3)Что в этом рассказе от сказки, а что от были?

4) На сколько частей можно разделить рассказ. Составьте его план.

( -История жизни цветка до знакомства с Дашей. 

-Разговор с девочкой. 

-Новая жизнь пустыря. 

-Год спустя.)


«Черный вагончик»  — скептики, реалисты, видящие жизнь без прекрас. Каковы отрицательные, трудные стороны жизни героев произведения?

1) Какой была жизнь цветка на пустыре? (Найдите и прочитайте в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.)

2) Была ли у цветка самая главная цель в жизни?

3) Почему именно Даша услышала благоухание цветка, шагнула на пустырь и заговорила с цветком?

4) В каких условиях живет цветок-сын через год? (Прочитать в тексте)


Красный вагончик — это люди эмоций, доверяющие своей интуиции, чувствам.

  1. Какие чувства испытывает цветок, живя одиноко на пустыре?

  2. Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка? (Прочитайте строки: « Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери».))

  3. Какие чувства испытывала Даша в рассказе?

  4. Что почувствовала девочка, увидев преобразившийся пустырь?







«Желтый вагончик» — оптимисты; солнечный, радостный, позитивный. Участники этой группы обрисовывают только положительные моменты, преимущества.

  1. Каковы положительные моменты рассказа?

  2. Что же помогло цветку выжить в таких сложных условиях?

  3. Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной? (Вдумаемся в смысл фразы: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нету».

- Только ли о потомках цветка идёт здесь речь?)

4) Какие душевные качества проявили пионеры, помогая неизвестному цветку?

5)Как земля отблагодарила ребят?

6)Почему цветок-сын и цветок-отец были самыми красивыми среди других цветов?



(Для гостей урока, комиссии - «Синий вагончик»  — нейтральный, оценочный. Эксперты, аналитики, которые выслушивают предложения всех групп и находят оптимальное решение, делают выводы.)


Итак, цель поставлена, задачи ясны? Похлопаем, если «Да». И под наши аплодисменты Машина Времени начинает движение! (Физкультминутка)

(Группы работают над заданиями. Затем по очереди рассказывают по своим заданиям пять групп, кроме синего вагончика)

Работают в группах по заданиям. Делают выводы. Озвучивают результат.

1.О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.

2.Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)

3.Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)







1.«Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле». Здесь звучит то чувство щемящего одиночества, которым насыщен эмоциональный мир героев Платонова, вечная тоска сиротливых душ, живущих на земле.

И вот появляется в сказке девочка Даша, другие дети, помогающие цветку выжить.

2.Девочка особенно остро почувствовала сиротство цветка, потому что и она была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом надежду и опору.

Работа с цитатами





3.Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде».

4.Доброта, милосердие, гуманность, сочувствие, уважение, сострадание, помощь, любовь, забота.

5.На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)









5.Закрепление:

выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции


Какую мудрость, веками хранимую  русским народом, передает нам писатель А. Платонов?

Какие же заветы передает нам Платонов в своем произведении? Какие советы автора вы хотели бы взять с собой из нашего путешествия? («Корзина идей»).

(Каждая группа предлагает свои варианты. По одному человеку от группы записывают на доске свои выводы)

Молодцы ребята. Давайте посмотрим, какие же еще выводы из этой сказки были сделали другие читатели. (Слайд 14)

  • Человек рождается дважды. Первый – в момент рождения на свет, второй – после испытаний и трудностей, после которых он становится сильным, уникальным и притягательным для других.

  • Жизнь – вечный труд. Труд – основа жизни. Благодаря труду выжил цветок и был преобразован пустырь в цветущий луг.

  • Чтобы преобразить мир, люди должны объединиться («Один в поле не воин»).

  • Не нужно бояться трудностей: они делают человека духовно красивым, трудолюбивым, способным создать продолжение себя.

  • Только трудолюбие и умение видеть лучшее вокруг себя приведут вперёд и сделают жизнь такой, как хотелось.

  • Сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие, любовь –  это очень важные качества человеческой души, это её труд. И именно эти качества помогают переживать трудности в жизни.


Обсуждают проблемные вопросы, связанный с темой урока.

Учащиеся высказывают свои предположения

5. Рефлексия деятельности


Вам пора сделать записи в ваших Бортовых журналах.

Вернемся к теме нашего урока: «А.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»: …»

Как бы вы закончили формулировку нашей темы после двоеточия? Запишите свои варианты. (Слайд 15). Прочитайте ваши темы.

(Можно дать слово и экспертам. Как они закончили бы формулировку темы)

Но мы так и не сказали, про какой неизвестный цветок говорит А.Платонов?

(Подсказки. Завещание для дочери и других детей, в сказке говорится о детях. А ещё «дети – цветы жизни».

Да, эта сказка о каждом из вас, о каждом ребенке на этой земле: каждый ребенок – ещё не известный цветок.

Каким он вырастет – покажет только время. Какими станете вы?

Какой стороной откроетесь для мира?

Какие качества сможете воспитать в себе, на что направите свое время и силы, какие заветы выберете себе целью?

По вашим делам люди узнают, какой же вы цветок, какой человек).

И какие заветы оставите вы следующим поколениям?

Верите ли вы теперь, что «машина времени» уже существует, и она связывает века и поколения людей?

И чтобы наша жизнь была успешной, интересной, полноценной, мы должны помнить дела и заветы предыдущих поколений, оставленные нам в культуре.

А нам нужно возвращаться в наше время, в 21 век, с тем бесценным грузом, который мы сегодня смогли извлечь из сказки А.Платонова «Неизвестный цветок».


Запишите в Бортовой журнал ваши впечатления о нашем путешествии. (Задание «Три М»)

Если вам понравился наш урок – похлопайте, если не понравился – потопайте.

И возвращаемся мы с музыкой, с чувством хорошо выполненного дела

(Звучит песня «Дорогою добра)



Заканчивают формулировку темы.

Ученики читают свои варианты.

Оценивают урок, свою работу, работу одноклассников.

6. Домашнее задание

Задание на выбор:

  1. Сочувствие, сопереживание, сострадание могут проявляться по - разному. В чём проявилось сострадание Даши? Напишите те слова, с которыми, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедить их прийти на пустырь.

  2. Развернутый письменный ответ на вопрос:

Зачем нам, современным людям, живущим в век цифровых технологий, обращаться за советами и опытом людей, живших в прошлом?

В своем ответе используйте примеры из сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

  1. Нарисуйте мир героев Платонова таким, каким вы его себе представляете.

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.


БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ

путешествия в 20 век

(по сказке-были «Неизвестный цветок» А.Платонова)

ученика (-цы) 6 класса ______________________________________________


Тема: «А.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»: …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………»


Цель моего путешествия ______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Заметки в пути _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что я понял, анализируя рассказ? ___________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель достигнута? (Да/нет). Пояснения __________________________________

_____________________________________________________________________

«Три М» (три удачных момента в моей работе на этом уроке)_______ _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________


Варианты продолжения темы:

: урок доброты»

: прекрасное вокруг нас»

: «чтобы жить и светиться, надо много трудиться»

: главное слово на земле – любовь»

: заветы на все времена»

: (свой вариант).


Домашнее задание (выбрать один из вариантов)

  1. Сочувствие, сопереживание, сострадание могут проявляться по - разному. В чём проявилось сострадание Даши? Напишите те слова, с которыми, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедить их прийти на пустырь.



  1. Развернутый письменный ответ на вопрос:

Зачем нам, современным людям, живущим в век цифровых технологий, обращаться за советами и опытом людей, живших в прошлом?

В своем ответе используйте примеры из сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».


  1. Нарисуйте мир героев Платонова таким, каким вы его себе представляете.


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Андрей Платонов

НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК

(СКАЗКА-БЫЛЬ)

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду — ив чёрную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В чёрной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок всё жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принёс ветер с чёрной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла чёрные земляные пылинки, что принёс ветер, и разъедала мёртвую глину.

Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и ещё собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Всё же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.


И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шёл с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, её давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который всё грустил по своей матери — розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я», — подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда ещё не видела такого цветка — ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

— Отчего ты такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

— А отчего ты на других непохожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

— Оттого, что мне трудно, — ответил цветок.

— А как тебя зовут? — спросила Даша.

— Меня никто не зовёт, — сказал маленький цветок, — я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре.

— Тут камень, тут глина! — сказала она. — Как же ты один живёшь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

— Не знаю, — ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.


На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но ещё задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:

— Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит. Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мёртвую глину.

Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.


А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и ещё прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовёт её к себе безмолвным голосом своего благоухания.


«Неизвестный цветок». Художник В. Горяева



Приложение 3




«Белый вагончик» (ученые, информация, факты)

1) О чём и о ком рассказывается в произведении? 


2) Что рассказано об этих героях?


3) Что в этом рассказе от сказки, а что - от были?


4) На сколько частей можно разделить рассказ. Составьте его план.




«Черный вагончик»  — скептики, реалисты. Каковы трудные, сложные стороны жизни героев произведения?

1) Какой была жизнь цветка на пустыре? (Найдите и прочитайте в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.)


2) Была ли у цветка самая главная цель в жизни?


3) Почему именно Даша услышала благоухание цветка, шагнула на пустырь и заговорила с цветком?


4) В каких условиях живет цветок-сын через год? (Прочитать в тексте)



Красный вагончик — это люди эмоций, доверяющие своей интуиции, чувствам.


  1. Какие чувства испытывает цветок, живя одиноко на пустыре?


  1. Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка? (Прочитайте строки: «Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери…»)


  1. Какие чувства испытывала Даша в рассказе?


  1. Что почувствовала девочка, увидев преобразившийся пустырь?



«Желтый вагончик» — оптимисты; солнечный, радостный, позитивный.

  1. Каковы положительные моменты рассказа?

  2. Что же помогло цветку выжить в таких сложных условиях?

  3. Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной? (Вдумайтесь в смысл фразы: «Вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нигде нету». Только ли о потомках цветка идёт здесь речь?)

4) Какие душевные качества проявили пионеры, помогая неизвестному цветку?

5)Как земля отблагодарила ребят?

6)Почему цветок-сын и цветок-отец были самыми красивыми среди других цветов?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!