СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.Платонов "Сокровенный человек"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.Платонов "Сокровенный человек"»

“ Придурковатый мужик”, “Смутный человек”,  Я – природный дурак”, “ Я – человек облегчённого типа”.
  • “ Придурковатый мужик”, “Смутный человек”,
  • Я – природный дурак”,
  • “ Я – человек облегчённого типа”.
Хранимый в тайне, оберегаемый от других, тайный; хранимый в глубине души, заветный.  В словаре В.И. Даля следующее определение: “Сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого”.
  • Хранимый в тайне, оберегаемый от других, тайный; хранимый в глубине души, заветный.
  • В словаре В.И. Даля следующее определение: “Сокрытый, скрытый, утаённый, тайный, потайной, спрятанный или схороненный от кого”.
Святое, хранимое в глубине души, то, что определяет сущность человека, истину. Как автору удаётся раскрыть тайное, овенное в человеке? Через портрет героя, отношение к другим людям.  Рисует ли нам автор портрет героя? повести нет живописного, изобразительного портрета как описания внешности. Есть только поведенческий портрет. Тем не менее мы можем представить себе героя: прост, примитивен, человек из толпы, рабочая косточка…
  • Святое, хранимое в глубине души, то, что определяет сущность человека, истину.
  • Как автору удаётся раскрыть тайное, овенное в человеке?
  • Через портрет героя, отношение к другим людям.
  • Рисует ли нам автор портрет героя? повести нет живописного, изобразительного портрета как описания внешности.
  • Есть только поведенческий портрет. Тем не менее мы можем представить себе героя: прост, примитивен, человек из толпы, рабочая косточка…
 Через отношение героя к труду. Фома Пухов “…чувствует странное удовольствие от предстоящего трудного беспокойства…”  В записной книжке Андрея Платонова было записано: “Труд есть совесть”. Как вы понимаете это утверждение? Обратимся к значению понятия “совесть”.  Совесть – этическая категория, выражающая способность личности к моральному самоконтролю. Совесть обязывает человека своими действиями заслужить уважение к себе.
  • Через отношение героя к труду. Фома Пухов “…чувствует странное удовольствие от предстоящего трудного беспокойства…”
  • В записной книжке Андрея Платонова было записано: “Труд есть совесть”. Как вы понимаете это утверждение? Обратимся к значению понятия “совесть”.
  • Совесть – этическая категория, выражающая способность личности к моральному самоконтролю. Совесть обязывает человека своими действиями заслужить уважение к себе.
Сущность героя раскрывается через отношение к революции. В рассказе мы читаем: “Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость, хотя к ней мало был причастен”. После смерти жены “почуял – куда и на какой конец света идут все революции”. “ Готов и сам пролить кровь, только чтобы не зря и не дуриком”. Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции. Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции. Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой. Фома – верный и практичный, приземлённый ученик Иисуса, живший по принципу “увидеть, значит поверить”, чьи сомнения по поводу Воскресения Христа развеялись только в присутствии воскресшего Господа.

Сущность героя раскрывается через отношение к революции. В рассказе мы читаем: “Он ревниво следил за революцией, стыдясь за каждую глупость, хотя к ней мало был причастен”.

После смерти жены “почуял – куда и на какой конец света идут все революции”.

“ Готов и сам пролить кровь, только чтобы не зря и не дуриком”.

Если бы Фома увидел в революции высшую цель, он, может быть, и отдал за неё свою жизнь, но цели он такой не находит. Герой усомнился в святости революции. Фому не убеждают чужие установки и курсы политграмоты, ему лично необходимо убедиться в святости революции.

Это неверие сближает платоновского героя с библейским Фомой. Фома – верный и практичный, приземлённый ученик Иисуса, живший по принципу “увидеть, значит поверить”, чьи сомнения по поводу Воскресения Христа развеялись только в присутствии воскресшего Господа.

“ Ему лишь бы машина была, там он считал себя дома…” “ Близ машины он всегда был добродушен…” “ Писал рапорты о болезнях машины…” “ Переделал двигатель по своему пониманию…”
  • “ Ему лишь бы машина была, там он считал себя дома…”
  • “ Близ машины он всегда был добродушен…”
  • “ Писал рапорты о болезнях машины…”
  • “ Переделал двигатель по своему пониманию…”
 Вряд ли такого человека мы можем назвать природным дураком. Оригинальность самовыражения – принцип его поведения. По отношению к машине Платонов создаёт свою философию, философию техники. В чём её сущность? Она живое существо. “День и ночь вращается машина – умная, как живая, неустанная и верная, как сердце”.
  • Вряд ли такого человека мы можем назвать природным дураком. Оригинальность самовыражения – принцип его поведения.

По отношению к машине Платонов создаёт свою философию, философию техники. В чём её сущность?

Она живое существо. “День и ночь вращается машина – умная, как живая, неустанная и верная, как сердце”.

Машина для Платонова - особая субстанция. “Людей много, машин мало; люди живые и сами за себя постоят, а машина - нежное, беззащитное, ломкое существо…” - продолжит автор в “Чевенгуре”. Рядом с машиной Фома словно выпускает спрятанные чувства, потаённые где-то в душе заботу, любовь, доброту. Изначально полноту и радость жизни Фома ощущает только в общении с машиной, ибо видит в отлаженном механизме гармоничное сочетание частей.

Машина для Платонова - особая субстанция. “Людей много, машин мало; люди живые и сами за себя постоят, а машина - нежное, беззащитное, ломкое существо…” - продолжит автор в “Чевенгуре”. Рядом с машиной Фома словно выпускает спрятанные чувства, потаённые где-то в душе заботу, любовь, доброту. Изначально полноту и радость жизни Фома ощущает только в общении с машиной, ибо видит в отлаженном механизме гармоничное сочетание частей.

Мир природы, пространство, движение. “ Пухов всегда удивлялся пространству…” “ Чувствовал землю… “ Неиспытанное чувство полного удовольствия…” к же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?  Как же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?   Перед нами чувствующий герой. Автор постоянно подчёркивает это: “осунулся от сочувствия к лошади”, “бессильно сочувствовал к людям, тонущим на “Марсе”, горевал о жене…
  • Мир природы, пространство, движение.
  • “ Пухов всегда удивлялся пространству…”
  • “ Чувствовал землю…
  • “ Неиспытанное чувство полного удовольствия…” к же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?
  • Как же тогда смириться со словами “Пухов не одарён чувствительностью…”?
  • Перед нами чувствующий герой. Автор постоянно подчёркивает это: “осунулся от сочувствия к лошади”, “бессильно сочувствовал к людям, тонущим на “Марсе”, горевал о жене…
Андрей Платонов указывает иную причину поступка Пухова: он проголодался. Жест эксцентричного человека. В первой фразе повести обнаруживается ключевая оппозиция: жизнь и смерть, единство вечного и повседневного, бытового о бытийного. Герой показан не только через его отношение к природе, людям, но и через движение, путь, проделанный им самим. Ученик представляет карту странствий Фомы Пухова.

Андрей Платонов указывает иную причину поступка Пухова: он проголодался. Жест эксцентричного человека. В первой фразе повести обнаруживается ключевая оппозиция: жизнь и смерть, единство вечного и повседневного, бытового о бытийного. Герой показан не только через его отношение к природе, людям, но и через движение, путь, проделанный им самим. Ученик представляет карту странствий Фомы Пухова.

Перемещения Пухова весьма хаотичны, логически не мотивированы: “почти бессознательно он гнался за жизнью по всяким ущельям земли”. У героя нет пространственной цели, он ищет не места, а смысла, поэтому дорога у Платонова теряет своё пространственное значение, становясь синонимом духовного поиска. Во многих мифопоэтических и религиозных традициях мифологема пути выступает метафорически, как обозначение линии поведения, особенно духовного. Для структуры архетипа пути характерно испытание. Постоянное и неотъемлемое свойство пути – его трудность. Путь строится по линии всё возрастающих трудностей, опасностей, поэтому преодоление пути есть подвиг. Отмеченность начала и конца пути как двух крайних точек – состояний выражается предметно – изменением статуса персонажа, достигшего конца.

Перемещения Пухова весьма хаотичны, логически не мотивированы: “почти бессознательно он гнался за жизнью по всяким ущельям земли”. У героя нет пространственной цели, он ищет не места, а смысла, поэтому дорога у Платонова теряет своё пространственное значение, становясь синонимом духовного поиска.

Во многих мифопоэтических и религиозных традициях мифологема пути выступает метафорически, как обозначение линии поведения, особенно духовного. Для структуры архетипа пути характерно испытание. Постоянное и неотъемлемое свойство пути – его трудность. Путь строится по линии всё возрастающих трудностей, опасностей, поэтому преодоление пути есть подвиг. Отмеченность начала и конца пути как двух крайних точек – состояний выражается предметно – изменением статуса персонажа, достигшего конца.

 Пухов прошел испытания, не сделал подлости, обрёл друзей, не предал, осмыслил себя, сохранил чистое, светлое начало, чистую душу.  Таким образом, Андрей Платонов приводит нас с вами к глобальному выводу, к мысли о возможностях человеческой души, к мысли, которая была его мукой, его радостью, вечно неуловимой и влекущей загадкой: “Главное – сеять души в людях”.
  • Пухов прошел испытания, не сделал подлости, обрёл друзей, не предал, осмыслил себя, сохранил чистое, светлое начало, чистую душу.
  • Таким образом, Андрей Платонов приводит нас с вами к глобальному выводу, к мысли о возможностях человеческой души, к мысли, которая была его мукой, его радостью, вечно неуловимой и влекущей загадкой: “Главное – сеять души в людях”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!