СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Грибоедов "ГОРЕ ОТ УМА"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ЕГЭ по литературе.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Грибоедов "ГОРЕ ОТ УМА"»

Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ «Горе от ума»

Александр Сергеевич

ГРИБОЕДОВ

«Горе от ума»

«Горе от ума»  «Горе от ума» - до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы…  Александр Блок  Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных.  А.А. Бестужев. «Горе от ума» есть… галерея живых типов… (в комедии) нет ни одного белого пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука.  И.А. Гончаров.

«Горе от ума»

«Горе от ума» - до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы…

Александр Блок

Будущее достойно оценит сию комедию и поставит ее в число первых творений народных.

А.А. Бестужев.

«Горе от ума» есть… галерея живых типов… (в комедии) нет ни одного белого пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука.

И.А. Гончаров.

Александр Сергеевич Грибоедов Комедия «Горе от ума» Въ моей комедіи 25 глупцевъ на одного здравомыслящаго человѣка; и этотъ человѣкъ разумѣется въ противурѣчіи съ обществомъ его окружающимъ, его никто не понимаетъ никто простить не хочетъ, за чѣмъ онъ немножко повыше прочихъ, сначала онъ веселъ, и это порокъ

Александр Сергеевич Грибоедов

Комедия «Горе от ума»

Въ моей комедіи 25 глупцевъ на одного здравомыслящаго человѣка; и этотъ человѣкъ разумѣется въ противурѣчіи съ обществомъ его окружающимъ, его никто не понимаетъ никто простить не хочетъ, за чѣмъ онъ немножко повыше прочихъ, сначала онъ веселъ, и это порокъ

Александр Сергеевич Грибоедов Комедия «Горе от ума»  А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными.  (А.С. Пушкин)

Александр Сергеевич

Грибоедов

Комедия «Горе от ума»

А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными.

(А.С. Пушкин)

« Горе от ума»  3 действие Монолог Чацкого «Французик из Бордо» В чем смысл этого монолога? В чем трагизм и комизм ситуации?   Комизм Чацкого, оказывается, никто не слушает «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Он зря тратил весь пыл своего красноречия. И на кого? На княжон? На Хрюминых?  Трагизм Чацкий поднимает  действительно важные  вопросы, пытается «открыть глаза»  московскому обществу.

« Горе от ума»

3 действие

Монолог Чацкого

«Французик из Бордо»

В чем смысл этого монолога?

В чем трагизм и комизм

ситуации?

Комизм

Чацкого, оказывается, никто не слушает «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Он зря тратил весь пыл своего красноречия.

И на кого?

На княжон?

На Хрюминых?

Трагизм

Чацкий поднимает

действительно важные

вопросы, пытается

«открыть глаза»

московскому

обществу.

« Горе от ума» Монолог Чацкого «Французик из Бордо» Каких очень серьезных тем касается Чацкий в своём монологе? Как Чацкий оценивает фамусовское общество?  обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства;  на само государственное устройство (устраивает «гоненье на Москву»)  противопоставляет высокое служение общественному благу («делу») прислуживанию влиятельным «лицам»  выступает за оценку людей по их нравственным качествам, а не по чину  высмеивает поверхностное образование, примитивное воспитание, подражание всему иностранному  призывает с уважением относиться к национальной культуре, русской истории

« Горе от ума»

Монолог Чацкого

«Французик из Бордо»

Каких очень серьезных

тем касается Чацкий в

своём монологе?

Как Чацкий оценивает фамусовское

общество?

  • обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства;

на само государственное устройство (устраивает «гоненье на Москву»)

  • противопоставляет высокое служение общественному благу («делу») прислуживанию влиятельным «лицам»
  • выступает за оценку людей по их нравственным

качествам, а не по чину

  • высмеивает поверхностное образование, примитивное

воспитание, подражание всему иностранному

  • призывает с уважением относиться к национальной

культуре, русской истории

1. Размышления вслух…  «Горе от ума» – одно из самых загадочных произведений русской литературы ХIХ века. Комедия с драматической развязкой? История несчастной любви? Политическая сатира, где главный герой выражает точку зрения автора? Все попытки однозначно определить суть пьесы терпели фиаско. Ни сложная идеологическая позиция Грибоедова, ни особенности цензурного режима, которые помешали автору выразиться более определенно, не изменяют сути вопросов и проблем, которые неизбежно возникают при изучении этой пьесы. Поэтому любому знакомству с ней необходимо предпослать небольшую теоретическую преамбулу.

1. Размышления вслух…

«Горе от ума» – одно из самых загадочных произведений русской литературы ХIХ века. Комедия с драматической развязкой? История несчастной любви? Политическая сатира, где главный герой выражает точку зрения автора? Все попытки однозначно определить суть пьесы терпели фиаско. Ни сложная идеологическая позиция Грибоедова, ни особенности цензурного режима, которые помешали автору выразиться более определенно, не изменяют сути вопросов и проблем, которые неизбежно возникают при изучении этой пьесы. Поэтому любому знакомству с ней необходимо предпослать небольшую теоретическую преамбулу.

  Почему П.А. Катенин, знавший толк в драматических приемах, сделал А.С. Грибоедову ряд упреков, касающихся написания комедии  «Горе от ума»?   А.С. Грибоедов нарушил многие каноны, традиции, царившие в классицизме  ХIХ столетия.  П.А. Катенин А.С. Грибоедов  (великие драматурги, критики, мыслители)

Почему П.А. Катенин, знавший толк в драматических приемах, сделал А.С. Грибоедову ряд упреков, касающихся написания комедии «Горе от ума»?

А.С. Грибоедов нарушил многие каноны, традиции, царившие в классицизме

ХIХ столетия.

П.А. Катенин А.С. Грибоедов

(великие драматурги, критики, мыслители)

 1. В комедии «Горе от ума» две сюжетные линии: любовная и социально-политическая; они абсолютно равнозначны, и центральным героем обеих является Чацкий.  Какой закон классицизма А.С. Грибоедов нарушает таким построением пьесы?

1. В комедии «Горе от ума» две сюжетные линии: любовная и социально-политическая; они абсолютно равнозначны, и центральным героем обеих является Чацкий.

Какой закон классицизма А.С. Грибоедов нарушает таким построением пьесы?

нарушен закон классицизма о «трех единствах» (единстве времени, места и действия).  А.С. Грибоедов в комедии нарушает главное требование единства действия. Оно было основным, потому что классицизм опирался на убеждение, что превыше всего в человеке ценится его гражданственность.
  • нарушен закон классицизма о «трех единствах» (единстве времени, места и действия).

А.С. Грибоедов в комедии нарушает главное требование единства действия. Оно было основным, потому что классицизм опирался на убеждение, что превыше всего в человеке ценится его гражданственность.

 2. В «Горе от ума» главным событием становится возвращение Чацкого в Москву, давшее импульс действию, но не определившее его ход. Все внимание автора, таким образом, сосредоточено на внутренней жизни героев. Именно духовный мир персонажей, их мысли и чувства создают систему взаимоотношений героев комедии и определяют ход действия. Какой закон классицизма нарушает драматург этим фактом?

2. В «Горе от ума» главным событием становится возвращение Чацкого в Москву, давшее импульс действию, но не определившее его ход. Все внимание автора, таким образом, сосредоточено на внутренней жизни героев. Именно духовный мир персонажей, их мысли и чувства создают систему взаимоотношений героев комедии и определяют ход действия. Какой закон классицизма нарушает драматург этим фактом?

отсутствие крупных переломных событий, определяющих развитие действия.  В классическом произведении действие развивалось в силу внешних причин.
  • отсутствие крупных переломных событий, определяющих развитие действия. В классическом произведении действие развивалось в силу внешних причин.
 3. Пьеса «Горе от ума» не завершена логически, комедия как бы обрывается в самый драматический момент: когда открылась вся правда, «спала пелена» и все главные герои поставлены перед тяжким выбором нового пути.  Какой закон классицизма нарушает  А.С. Грибоедов таким финалом пьесы? Аргументировать свое исследование.

3. Пьеса «Горе от ума» не завершена логически, комедия как бы обрывается в самый драматический момент: когда открылась вся правда, «спала пелена» и все главные герои поставлены перед тяжким выбором нового пути.

Какой закон классицизма нарушает

А.С. Грибоедов таким финалом пьесы? Аргументировать свое исследование.

отсутствие сюжетной развязки и благополучного финала.  Намеренный отказ А.С. Грибоедова от традиционной сюжетной развязки и благополучного финала, где добродетель торжествует, а порок наказан, – важнейшее свойство его комедии.
  • отсутствие сюжетной развязки и благополучного финала. Намеренный отказ А.С. Грибоедова от традиционной сюжетной развязки и благополучного финала, где добродетель торжествует, а порок наказан, – важнейшее свойство его комедии.
 Нарушение законов классицизма – это творческая необходимость.  А.С. Грибоедов – художник-реалист, которому тесно оставаться в рамках классицизма. Именно реалистический метод позволил ему аналитически исследовать ситуацию, сложившуюся в современном обществе. Именно реалистический метод , разрушая законы классицизма, в то же время создает свое направление в литературе ХIХ столетия.

Нарушение законов классицизма – это творческая необходимость.

А.С. Грибоедов – художник-реалист, которому тесно оставаться в рамках классицизма. Именно реалистический метод позволил ему аналитически исследовать ситуацию, сложившуюся в современном обществе. Именно реалистический метод , разрушая законы классицизма, в то же время создает свое направление в литературе ХIХ столетия.

       Реалистическое новаторство:    изображение современного материала (самая обыденная жизнь: обычный московский дом, с привычным укладом, со всеми его проблемами и заботами);  современный конфликт : старое не сдает своих позиций, в то время как новое активно вторгается в жизнь, желая распоряжаться в ней, устанавливать свои законы. Это фронтальный конфликт русской жизни того времени, и, как впоследствии оказалось, всего ХIХ и начала ХХ в.в.;  современный герой-резонер , выражающий самую актуальную в то время – вольнолюбивую – тенденцию русского общества.

Реалистическое новаторство:

  • изображение современного материала (самая обыденная жизнь: обычный московский дом, с привычным укладом, со всеми его проблемами и заботами);
  • современный конфликт : старое не сдает своих позиций, в то время как новое активно вторгается в жизнь, желая распоряжаться в ней, устанавливать свои законы. Это фронтальный конфликт русской жизни того времени, и, как впоследствии оказалось, всего ХIХ и начала ХХ в.в.;
  • современный герой-резонер , выражающий самую актуальную в то время – вольнолюбивую – тенденцию русского общества.
 В рамках одной пьесы автор свободно пользуется разными видами комического или, как мы говорим, смеется по-разному.  Приемы комического в комедии «Горе от ума»:  прием «разговор глухих»;  прием «кривого зеркала»;  прием «говорящих имен и фамилий».

В рамках одной пьесы автор свободно пользуется разными видами комического или, как мы говорим, смеется по-разному.

Приемы комического в комедии «Горе от ума»:

  • прием «разговор глухих»;
  • прием «кривого зеркала»;
  • прием «говорящих имен и фамилий».
Приемы комического Примеры из комедии Прием «разговор глухих»  «Горе от ума» Чацкий. Кто путешествует, в деревне кто живет… Прием «кривого зеркала» Фамусов. Да он властей признает! Чацкий. Я странен…Я …смешон. Прием «говорящих имен и фамилий» (продолжите другими примерами) Репетилов. Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак. Молчалин – скрытен и подчеркнуто немногословен… Чацкий. Кто служит делу, а не лицам… (По сути, это не диалог, (Репетилов – карикатура на Чацкого.) а два самостоятельных монолога. )

Приемы комического

Примеры из комедии

Прием «разговор глухих»

«Горе от ума»

Чацкий. Кто путешествует, в деревне кто живет…

Прием «кривого зеркала»

Фамусов. Да он властей признает!

Чацкий. Я странен…Я …смешон.

Прием «говорящих имен и фамилий»

(продолжите другими примерами)

Репетилов. Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак.

Молчалин – скрытен и подчеркнуто немногословен…

Чацкий. Кто служит делу, а не лицам…

(По сути, это не диалог,

(Репетилов – карикатура на Чацкого.)

а два самостоятельных монолога. )

 «Горе от ума» – «картина нравов, и галерея живых типов – и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, … какая едва ли найдется в других литературах». И.А. Гончаров

«Горе от ума» – «картина нравов, и галерея живых типов – и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, … какая едва ли найдется в других литературах».

И.А. Гончаров

Основными темами «Горя от ума» являются изображение жизни и нравов русского дворянского общества и передового человека того времени. Проблематика комедии состоит в проблеме личности, положении русского народа, состоянии просвещения, принципах воспитания и образования, проблеме самодержавной власти, национальной самобытности. Действие комедии отразило состояние русского общества накануне 1825 года противоречие между силами народа, проявившимися в Отечественной войне 1812 года, и самодержавно-крепостническим режимом, эти силы подавляющим.

Основными темами «Горя от ума» являются изображение жизни и нравов русского дворянского общества и передового человека того времени.

Проблематика комедии состоит в проблеме личности, положении русского народа, состоянии просвещения, принципах воспитания и образования, проблеме самодержавной власти, национальной самобытности.

Действие комедии отразило состояние русского общества накануне 1825 года

противоречие между силами народа, проявившимися в Отечественной войне 1812 года, и самодержавно-крепостническим режимом, эти силы подавляющим.

Своеобразие конфликта состоит в тесном сплетении двух сюжетных конфликтов - общественного и любовного. В основе композиции и системы художественных образов лежит принцип противопоставления: консервативной, реакционной фамусовской России Грибоедов противопоставляет, в лице Чацкого и его немногих единомышленников, Россию прогрессивно настроенную, молодую, вольнолюбивую .

Своеобразие конфликта состоит в тесном сплетении двух сюжетных конфликтов - общественного и любовного.

В основе композиции и системы художественных образов лежит принцип противопоставления: консервативной, реакционной фамусовской России Грибоедов противопоставляет, в лице Чацкого и его немногих единомышленников, Россию прогрессивно настроенную, молодую, вольнолюбивую .

«Горе от ума» - социально-политическая, реалистическая комедия. В ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному и др. Вопросы, которые продолжают быть актуальными и в наше время, поэтому она всегда интересна.

«Горе от ума» - социально-политическая, реалистическая комедия. В ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному и др. Вопросы, которые продолжают быть актуальными и в наше время, поэтому она всегда интересна.

Поэтика заглавия пьесы

Поэтика заглавия пьесы

Заглавие – название, наименование литературного произведения. Обычно в заглавие выносится либо имя главного героя, либо идея произведения, либо основной конфликт. Заглавие – название литературного произведения, издания, серии, определяющее тему, идею, предмет, центральный образ.
  • Заглавие – название, наименование литературного произведения. Обычно в заглавие выносится либо имя главного героя, либо идея произведения, либо основной конфликт.
  • Заглавие – название литературного произведения, издания, серии, определяющее тему, идею, предмет, центральный образ.
К какому виду относится заглавие комедии  «Горе от ума»? ( Дополните схему примерами…)

К какому виду относится заглавие комедии «Горе от ума»? ( Дополните схему примерами…)

  Русская пословица – «перевертыш» заглавию комедии «Горе от ума»:  «Дуракам счастье».

Русская пословица – «перевертыш» заглавию комедии «Горе от ума»:

«Дуракам счастье».

Но разве Чацкого окружают одни дураки? Много ли глупцов в пьесе? Разобраться в этом помогают художественные приемы и детали: реплика; монолог; диалог; психологический портрет .

Но разве Чацкого окружают одни дураки?

Много ли глупцов в пьесе?

Разобраться в этом помогают художественные

приемы и детали:

  • реплика;
  • монолог;
  • диалог;
  • психологический портрет .

 Реплика (в переводе с латинского …) – краткий ответ действующего лица в произведении, … фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнера.  Монолог (в переводе с греческого …) – речь действующего лица в произведении, обращенная к собеседнику или ….
  • Реплика (в переводе с латинского …) – краткий ответ действующего лица в произведении, … фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнера.
  • Монолог (в переводе с греческого …) – речь действующего лица в произведении, обращенная к собеседнику или ….
 Диалог (в переводе с греческого …) – … между двумя или несколькими лицами. В литературном произведении в … раскрываются характеры, изображаются действия героев, описываются происходящие события.  Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого …) – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.
  • Диалог (в переводе с греческого …) – … между двумя или несколькими лицами. В литературном произведении в … раскрываются характеры, изображаются действия героев, описываются происходящие события.
  • Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого …) – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.
Реплика (в переводе с латинского – «возражаю») – краткий ответ действующего лица в произведении, ответная фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнера. Монолог (в переводе с греческого – «один» + «слово») – речь действующего лица в произведении, обращенная к собеседнику или самому себе. Диалог (в переводе с греческого – «беседа») – разговор между двумя или несколькими лицами. В литературном произведении в диалоге раскрываются характеры, изображаются действия героев, описываются происходящие события. Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого – «изображение») – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.
  • Реплика (в переводе с латинского – «возражаю») – краткий ответ действующего лица в произведении, ответная фраза в диалоге, возникшая как отклик на слова партнера.
  • Монолог (в переводе с греческого – «один» + «слово») – речь действующего лица в произведении, обращенная к собеседнику или самому себе.
  • Диалог (в переводе с греческого – «беседа») – разговор между двумя или несколькими лицами. В литературном произведении в диалоге раскрываются характеры, изображаются действия героев, описываются происходящие события.
  • Психологический портрет («портрет» в переводе с греческого – «изображение») – описание внутреннего мира героя, персонажа литературного произведения.

Психологический портрет Фамусова

Фамусов – целостная натура. Он раскрыт всесторонне – и как

помещик, и как чиновник, и как отец. По своим взглядам он

«старовер». Фамусов – поклонник дворянской Москвы, ее

обычаев. У себя дома он гостеприимный, радушный хозяин,

остроумный и находчивый рассказчик, любящий отец, властный

барин. На службе он строгий начальник, покровитель своих

родственников. Он не лишен практического житейского ума,

добродушия, но в то же время ворчлив, вспыльчив. Льстив

перед теми, в ком заинтересован или кого побаивается.

Особенности его натуры с замечательной полнотой

выражаются в репликах, диалогах, где встречаются народные слова («откудава», «бьют баклуши», «в ус никого не дуют» и др.); попадаются иноязычные слова (симфония, карбонарий и

др.). Как ласково обращается Фамусов к дочери: «Софьюшка», «мой друг», «дочка». Также не прочь и пофилософствовать.

Каков полет мысли, какова глубина философских размышлений

этого государственного мужа!

Куда как чуден создан свет!

Пофилософствуй – ум вскружится;

То бережешься, то обед:

Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Психологический портрет Софьи  Реплики Софьи полностью раскрывают ее образ, ясно показывая, что,  несмотря на то, что ей 17 лет, – это не застенчивая девушка, а полновластная хозяйка дома, привычная к общему подчинению. Она с малых лет росла без матери и чувствует себя госпожой. Отсюда ее властный тон, ее самостоятельность. Вместе с тем она себе на уме, насмешлива, мстительна: несомненно, она девушка с большим характером. В ее речи есть что-то и от крепостных, с которыми ей постоянно приходится иметь дело, и, с другой стороны, от французских книг и мадам. Именно Софья в комедии говорит ключевые, определяющие основной конфликт пьесы слова о разных типах ума, об их столкновении (сравнивая Молчалина с Чацким):   Конечно, нет в нем этого ума,  Что гений для иных, а для иных чума,  Который скор, блестящ и скоро опротивит,  Который свет ругает наповал,  Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал;  Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Психологический портрет Софьи

Реплики Софьи полностью раскрывают ее образ, ясно показывая, что,

несмотря на то, что ей 17 лет, – это не застенчивая девушка, а полновластная хозяйка дома, привычная к общему подчинению. Она с малых лет росла без матери и чувствует себя госпожой. Отсюда ее властный тон, ее самостоятельность. Вместе с тем она себе на уме, насмешлива, мстительна: несомненно, она девушка с большим характером. В ее речи есть что-то и от крепостных, с которыми ей постоянно приходится иметь дело, и, с другой стороны, от французских книг и мадам. Именно Софья в комедии говорит ключевые, определяющие основной конфликт пьесы слова о разных типах ума, об их столкновении (сравнивая Молчалина с Чацким):

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит,

Который свет ругает наповал,

Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал;

Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Психологический портрет Чацкого Чацкий – передовой человек своего времени, с волевым характером, цельный в чувствах, борец за идею. Идеал Чацкого – независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности. Он вступает в борьбу с фамусовским обществом. Критикует все старые, «отжившие» устои жизни.  Но общество признает его сумасшедшим. «Безумный по всему», – выносит приговор фамусовский мир устами шута Загорецкого. К Чацкому начинают относиться снисходительно, даже проявляют внимание, как к больному, слабоумному. Почему? Чацкий-сумасшедший обществу не так страшен. Не так страшны и его речи, монологи:  Теперь пускай из нас один,  Из молодых людей, найдется – враг исканий,  Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,  В науки он вперит ум, алчущий познаний;  Или в душе его сам бог возбудит жар  К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –  Они тотчас: разбой! пожар!  И прослывет у них мечтателем! опасным!!

Психологический портрет Чацкого

Чацкий – передовой человек своего времени, с волевым

характером, цельный в чувствах, борец за идею. Идеал

Чацкого – независимая, свободная личность, чуждая рабской

приниженности. Он вступает в борьбу с фамусовским

обществом. Критикует все старые, «отжившие» устои жизни.

Но общество признает его сумасшедшим.

«Безумный по всему», – выносит приговор фамусовский

мир устами шута Загорецкого. К Чацкому начинают

относиться снисходительно, даже проявляют внимание,

как к больному, слабоумному. Почему?

Чацкий-сумасшедший обществу не так страшен. Не так страшны и его речи, монологи:

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется – враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –

Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!!

Психологический портрет Молчалина Речевая манера Молчалина раскрывает нам внутренний мир героя: его стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие. Он немногословен, «не богат словами». Это объясняется боязнью высказать свое суждение. В его речи нет иностранных слов и выражений. Молчалин старается выбирать слова деликатные, не простонародные, прибавляет почтительно «с»: «с бумагами-с», «нет-с». Он говорит преимущественно короткими фразами; слова и интонации подбирает в строгой зависимости от того, с кем беседует. С Фамусовым, своим начальником, он обращается почтительно, с Хлестовой – льстиво и вкрадчиво, с Софьей – с великой скромностью, с Чацким – с насмешкой, а с Лизой он не стесняется в выражениях.

Психологический портрет Молчалина

Речевая манера Молчалина раскрывает нам внутренний мир

героя: его стремление к карьере, умение подслужиться,

лицемерие. Он немногословен, «не богат словами». Это

объясняется боязнью высказать свое суждение. В его речи нет

иностранных слов и выражений. Молчалин старается выбирать

слова деликатные, не простонародные, прибавляет

почтительно «с»: «с бумагами-с», «нет-с». Он говорит

преимущественно короткими фразами; слова и интонации

подбирает в строгой зависимости от того, с

кем беседует. С Фамусовым, своим начальником,

он обращается почтительно, с Хлестовой –

льстиво и вкрадчиво, с Софьей – с великой

скромностью, с Чацким – с насмешкой, а с

Лизой он не стесняется в выражениях.

Пьеса А.С. Грибоедова построена не на столкновении ума и глупости (это было бы слишком слабо, слишком упрощенно для « высокой» комедии) , она строится на конфликте различных типов ума. Типы ума: ум критический ум «для себя»

Пьеса А.С. Грибоедова

построена не на столкновении ума и глупости (это было

бы слишком слабо, слишком упрощенно для « высокой»

комедии) , она строится на конфликте различных типов ума.

Типы ума:

ум критический

ум «для себя»

Столкновение в комедии «Горе от ума» различных типов ума – столкновение Чацкого с фамусовским обществом – показывает их полнейшую несовместимость. Они живут как бы в разных измерениях. Свет видит в Чацком сумасшедшего, почитая себя разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь средоточие пороков. Прием комического – «разговор глухих» – помогает нам понять, как попытаться избежать этого конфликта: для начала – научиться слушать и слышать друг друга…

Столкновение в комедии «Горе от ума» различных типов ума –

столкновение Чацкого с фамусовским обществом – показывает их

полнейшую несовместимость. Они живут как бы в разных

измерениях. Свет видит в Чацком сумасшедшего, почитая себя

разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои

убеждения считает нормой и в окружающих видит лишь

средоточие пороков. Прием комического – «разговор глухих» –

помогает нам понять, как попытаться избежать этого конфликта:

для начала – научиться слушать и слышать друг друга…

Что и как меняет в названии произведения предлог «от»?   УМ УМ

Что и как меняет в названии произведения предлог «от»?

УМ

УМ

Безумным вы меня прославили всем хором. (Чацкий) От сумасшествия могу я остеречься; (Чацкий) Его в безумные упрятал дядя-плут...  (Загорецкий) Безумный по всему.  (Загорецкий) Безумных развелось людей, и дел, и мнений.  (Фамусов) Hу, как с безумных глаз  (Хлестакова) Он сумасшедший...  (Загорецкий) Княжны, пожалуйте, скажите ваше мненье, безумный Чацкий или нет?  (Загорецкий) И ещё много других фраз.
  • Безумным вы меня прославили всем хором. (Чацкий)
  • От сумасшествия могу я остеречься; (Чацкий)
  • Его в безумные упрятал дядя-плут...  (Загорецкий)
  • Безумный по всему.  (Загорецкий)
  • Безумных развелось людей, и дел, и мнений.  (Фамусов)
  • Hу, как с безумных глаз  (Хлестакова)
  • Он сумасшедший...  (Загорецкий)
  • Княжны, пожалуйте, скажите ваше мненье, безумный Чацкий или нет?  (Загорецкий)

И ещё много других фраз.

Как определяют эти понятия разные герои произведения Княгиня Еще не гласно бы, с ним говорить опасно, Давно бы запереть пора. Послушать, так его мизинец Умнее всех, и даже князь-Петра! Фамусов Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел? Скажи сурьезно: Безумный! что он тут за чепуху молол! Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно! А ты меня решилась уморить? Моя судьба еще ли не плачевна? Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна! Загорецкий А! знаю, помню, слышал. Как мне не знать? примерный случай вышел; Его в безумные упрятал дядя-плут... Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили.

Как определяют эти понятия разные герои произведения

Княгиня

Еще не гласно бы, с ним говорить опасно,

Давно бы запереть пора.

Послушать, так его мизинец

Умнее всех, и даже князь-Петра!

Фамусов

Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?

Скажи сурьезно: Безумный! что он тут за чепуху молол!

Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно!

А ты меня решилась уморить? Моя судьба еще ли не плачевна?

Ах! Боже мой! что станет говорить

Княгиня Марья Алексеевна!

Загорецкий

А! знаю, помню, слышал.

Как мне не знать? примерный случай вышел;

Его в безумные упрятал дядя-плут...

Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили.

Подобрать слова или выражения о безумии. Что такое безумие (Безрассудство, Сумасшествие) -  душевное расстройство (

Подобрать слова или выражения о безумии.

Что такое безумие (Безрассудство, Сумасшествие) -  душевное расстройство ("умопомешательство"), которое нарушает "нормальное" социальное функционирование индивидуума, приводя к непонятному и непредсказуемому поведению. В современном медицинском или психиатрическом дискурсе "безумие" осмысливается и лечится либо как одно из ряда физически основанных медицинских состояний, либо как клинически выявляемое расстройство личности (Психоз). В социологической литературе оно скорее анализируется в качестве примера более широкого явления социальной стигмации и социального контроля. Для Фуко, например, современные способы лечения "безумия" — один из аспектов социальной власти и надзора, а также социального исключения в обществе. Таким образом, для социологических целей не может быть вопроса о каком-либо простом принятия "научных" ярлыков, прикрепленных экспертами.

Фразы о безумии:

Гнаться за невозможным – безумие. (А.М. Антонин)

Гнев – начало безумия. (Ц.М. Туллий)

У каждого безумия есть своя логика. (У. Шекспир)

Проследить, как рождается идея о сумасшествии Чадского Софья

Проследить, как рождается идея о сумасшествии Чадского

Софья "он не в своем уме"  Г.Н. "уж ли с ума сошел"  Г,Д "пустое"  Загорецкий "А... знаю...."  Графиня внучка "я заметила сама"  Графиня бабушка "тюрьма"  Загорецкий "сошел с ума от раны“  Все гости собираются для обсуждения Хлестова: “с ума сошел, да как проворно“  Платон Михайлович "а мне сомнительно".  Ну потом о своем сумасшествии узнает Чацкий и все обратно возвращается к Софье.

«Горе от ума»  — комедия в стихах А. С.  Грибоедова  — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века  романтизма и реализма . Комедия «Горе от ума» — сатира на аристократическое  московское общество первой половины XIX века — одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты». Свободный стих комедии относится к лучшим образцам метрики этого рода (наряду с баснями Крылова ).
  • «Горе от ума»  — комедия в стихах А. С.  Грибоедова  — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма .
  • Комедия «Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века — одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты». Свободный стих комедии относится к лучшим образцам метрики этого рода (наряду с баснями Крылова ).
Соответствие классицистическим канонам Соблюдаются ли в комедии единство места, времени и действия? Не соблюдается только единство действия, так как здесь два конфликта и две сюжетные линии Какие две сюжетные линии вы может выделить?

Соответствие классицистическим канонам

  • Соблюдаются ли в комедии единство места, времени и действия?
  • Не соблюдается только единство действия, так как здесь два конфликта и две сюжетные линии
  • Какие две сюжетные линии вы может выделить?
Любовный конфликт Сцена на балу. «Мильон терзаний Чацкого» Кульминация Чацкий задел Софью за живое, плохо отозвавшись о Молчалине Завязка Чацкий прозревает: Софья любит Молчалина Развязка Сцена утром, приезд Чацкого, рассказ о соискателях на руку Софьи Экспозиция

Любовный конфликт

Сцена на балу. «Мильон терзаний Чацкого»

Кульминация

Чацкий задел Софью за живое, плохо отозвавшись о Молчалине

Завязка

Чацкий прозревает: Софья любит Молчалина

Развязка

Сцена утром, приезд Чацкого, рассказ о соискателях на руку Софьи

Экспозиция

Социально-политический конфликт Объявление Чацкого сумасшедшим Кульминация Приезд Чацкого и его первый разговор с Фамусовым. Обмен монологами Завязка Подслушанный Чацким разговор о том, что его объявили сумасшедшим Развязка Экспозиция

Социально-политический конфликт

Объявление Чацкого сумасшедшим

Кульминация

Приезд Чацкого и его первый разговор с Фамусовым. Обмен монологами

Завязка

Подслушанный Чацким разговор о том, что его объявили сумасшедшим

Развязка

Экспозиция

Отношение к крепостному праву Чацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник – ярый защитник крепостного права», а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин 18 века, для которого распоряжение крепостными – самое естественное дело. Век нынешний Век минувший Чацкий резко осуждает и обличает крепостное право. В своём монологе «А судьи кто» он рассказывает о «Несторе негодяев знатных», который всех своих крепостных, «которые и жизнь и честь его спасали», выменял на борзые две собаки. Для таких людей, как Чацкий, немыслимо угнетать народ. Эти люди живут, «разливаются в пирах и мотовстве» за счёт крепостных рабов. Один из них, у которого раскрашен дом в виде рощи, «сам толст, его лакеи тощи».

Отношение к крепостному праву

Чацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник – ярый защитник крепостного права», а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин 18 века, для которого распоряжение крепостными – самое естественное дело.

Век нынешний

Век минувший

  • Чацкий резко осуждает и обличает крепостное право. В своём монологе «А судьи кто» он рассказывает о «Несторе негодяев знатных», который всех своих крепостных, «которые и жизнь и честь его спасали», выменял на борзые две собаки. Для таких людей, как Чацкий, немыслимо угнетать народ.
  • Эти люди живут, «разливаются в пирах и мотовстве» за счёт крепостных рабов. Один из них, у которого раскрашен дом в виде рощи, «сам толст, его лакеи тощи».
Отношение к засилию иностранцев и иностранного Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно. Век нынешний Век минувший Чацкий и передовые люди его времени относились негативно к моде на всё иностранное. Так, в своём последнем монологе Чацкий говорит о французике из Бордо, который ехал в Россию с испугом, а приехал и увидел и услышал всё родное: родную французскую речь, привычную моду. Герой обличает «тошноту по стороне чужой», что уж без иностранцев мы будто и не можем прожить. С одной стороны, Фамусов тоже недоволен французскими модами. Он говорит: «А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда моды к нам, и …, и музы, губители карманов и сердец…» Здесь он искренен, его речь показывает, что он человек неглупый. Но с другой стороны, желая понравиться Скалозубу, изрекает: «Дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных».

Отношение к засилию иностранцев и иностранного

Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно.

Век нынешний

Век минувший

  • Чацкий и передовые люди его времени относились негативно к моде на всё иностранное. Так, в своём последнем монологе Чацкий говорит о французике из Бордо, который ехал в Россию с испугом, а приехал и увидел и услышал всё родное: родную французскую речь, привычную моду. Герой обличает «тошноту по стороне чужой», что уж без иностранцев мы будто и не можем прожить.
  • С одной стороны, Фамусов тоже недоволен французскими модами. Он говорит: «А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда моды к нам, и …, и музы, губители карманов и сердец…» Здесь он искренен, его речь показывает, что он человек неглупый. Но с другой стороны, желая понравиться Скалозубу, изрекает: «Дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных».
Отношение к нынешней системе воспитания Век минувший Век нынешний Для Фамусовых образование – основная причина безумия, которым одержим Чацкий и им подобные. Так, например, Фамусов говорит Лизе о Софье: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи Прок-то не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Учение – вот чума, учёность – вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений… А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В учёный комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? Здесь Чацкий иронизирует над нежеланием дворян быть глубоко образованными, обличает стремление тормозить прогресс

Отношение к нынешней системе воспитания

Век минувший

Век нынешний

Для Фамусовых образование – основная причина безумия, которым одержим Чацкий и им подобные. Так, например, Фамусов говорит Лизе о Софье:

Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтеньи Прок-то не велик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

Учение – вот чума, учёность – вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений…

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В учёный комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

Здесь Чацкий иронизирует над нежеланием дворян быть глубоко образованными, обличает стремление тормозить прогресс

Отношение к нынешней системе воспитания Век нынешний Княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, князя Фёдора, который «чинов не хочет знать, он химик, он ботаник…» Брат Скалозуба в деревне книги стал читать, отказавшись от повышения в чин.

Отношение к нынешней системе воспитания

Век нынешний

Княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, князя Фёдора, который «чинов не хочет знать, он химик, он ботаник…»

Брат Скалозуба в деревне книги стал читать, отказавшись от повышения в чин.

Как проводят время и отношение к времяпрепровождению Век нынешний Век минувший Что нового покажет мне Москва? Фамусовское общество не представляет жизни иначе, как в развлечениях. Обед, балы, приёмы сменяют один другой. Достаточно вспомнить, как Фамусов говорит о том, что ему предстоит сделать: то он зван на форели, то у докторши крестить, то на похороны. Жизнь пестра и бессмысленна. Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах, Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах. Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы?

Как проводят время и отношение к времяпрепровождению

Век нынешний

Век минувший

Что нового покажет мне Москва?

Фамусовское общество не представляет жизни иначе, как в развлечениях. Обед, балы, приёмы сменяют один другой. Достаточно вспомнить, как Фамусов говорит о том, что ему предстоит сделать: то он зван на форели, то у докторши крестить, то на похороны. Жизнь пестра и бессмысленна.

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел, а тот дал промах,

Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Да и кому в Москве не затыкали рты

Обеды, ужины и танцы?

Отношение к чинам и службе Вопрос об отношении к службе стоял ещё во времена классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству, то есть монарху, а декабристы ставили на первое место служение Отечеству Век нынешний Век минувший Чацкий уважает людей, которые «служит делу, а не лицам». Он не служит, так как «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В то время невозможно было сделать себе карьеру без протекции, кумовства, подхалимажа. А всё это претит Чацкому. Эти люди не служат, а проводят время на службе. Фамусов говорит: «Обычай мой такой: подписано – так с плеч долой». Он мечтает, чтобы у него как можно меньше бумаг скапливалось. Подписывая бумаги, он, видимо, даже не обращает внимания, что в них. Для таких людей важно «и награжденья брать, и весело пожить». Многие делают карьеру нечестными путями. Так, Скалозуб сделал карьеру так: кто-то ушёл в отставку, а кого-то убили, тех, кто не отсиживался в окопах.

Отношение к чинам и службе

Вопрос об отношении к службе стоял ещё во времена классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству, то есть монарху, а декабристы ставили на первое место служение Отечеству

Век нынешний

Век минувший

  • Чацкий уважает людей, которые «служит делу, а не лицам». Он не служит, так как «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В то время невозможно было сделать себе карьеру без протекции, кумовства, подхалимажа. А всё это претит Чацкому.
  • Эти люди не служат, а проводят время на службе. Фамусов говорит: «Обычай мой такой: подписано – так с плеч долой». Он мечтает, чтобы у него как можно меньше бумаг скапливалось. Подписывая бумаги, он, видимо, даже не обращает внимания, что в них. Для таких людей важно «и награжденья брать, и весело пожить».
  • Многие делают карьеру нечестными путями. Так, Скалозуб сделал карьеру так: кто-то ушёл в отставку, а кого-то убили, тех, кто не отсиживался в окопах.
Отношение к протекции и покровительству Век нынешний Век минувший Чацкий не понимал в детстве, зачем Фамусов возил его на поклон к «Нестору негодяев знатных». Теперь-то он понимает, что без протекции и кумовства в этом обществе не пробиться. В фамусовском обществе ценят людей не за их личные качества, не за ум, а за умение пробиться. Многие делаю себе карьеру за счёт связей. Так Максим Петрович «был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ сумел доставить». Сам же он окружил себя своими родственниками, считая, «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

Отношение к протекции и покровительству

Век нынешний

Век минувший

Чацкий не понимал в детстве, зачем Фамусов возил его на поклон к «Нестору негодяев знатных». Теперь-то он понимает, что без протекции и кумовства в этом обществе не пробиться.

В фамусовском обществе ценят людей не за их личные качества, не за ум, а за умение пробиться. Многие делаю себе карьеру за счёт связей. Так Максим Петрович «был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ сумел доставить». Сам же он окружил себя своими родственниками, считая, «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

Отношение к свободе суждений Век нынешний Век минувший Давая отповедь Мочалину, Чацкий говорит: «Помилуйте, мы с вами не робяты, зачем же мнения чужие только святы?» Молчали говорит: В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь

Отношение к свободе суждений

Век нынешний

Век минувший

Давая отповедь Мочалину, Чацкий говорит: «Помилуйте, мы с вами не робяты, зачем же мнения чужие только святы?»

Молчали говорит:

В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь

«Горе от ума». Романтизм, классицизм или … ? Черты классицизма Черты романтизма 1. Говорящие фамилии персонажей 1. Романтический герой Черты реализма 2. Деление на отрицательных и положительных персонажей 1.Условное деление персонажей на отрицательных и положительных Несчастная любовь и изгнание – удел романтического героя. Находится в разладе с обществом. Входит сам с собой в противоречия. 3. Авторская позиция выражена через героя- резонёра 2. Не соблюдается единство действия (две сюжетные линии) 4. Соблюдение принципа двух единств (времени и места) 3. Открытый финал 5. Мотивы притворства и подслушивания 4. Закон правдоподобия, реальности 6. Закрытый финал

«Горе от ума». Романтизм, классицизм или … ?

Черты классицизма

Черты романтизма

1. Говорящие фамилии персонажей

1. Романтический герой

Черты реализма

2. Деление на отрицательных и положительных персонажей

1.Условное деление персонажей на отрицательных и положительных

Несчастная любовь и изгнание – удел романтического героя. Находится в разладе с обществом. Входит сам с собой в противоречия.

3. Авторская позиция выражена через героя- резонёра

2. Не соблюдается единство действия (две сюжетные линии)

4. Соблюдение принципа двух единств (времени и места)

3. Открытый финал

5. Мотивы притворства и подслушивания

4. Закон правдоподобия, реальности

6. Закрытый финал

Комедия А. Грибоедова  «Горе от ума»  «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» – произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».  В.Г.Белинский

Комедия А. Грибоедова «Горе от ума»

«Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» – произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».

В.Г.Белинский

Приемлем ли для произведения «Горе от ума» такой литературоведческий термин как «жанровое своеобразие»? Определите жанр произведения «Горе от ума» Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я вынужден был облечь его. А.С. Грибоедов   Сцена из комедии «Горе от ума»

Приемлем ли для произведения «Горе от ума» такой литературоведческий термин как «жанровое своеобразие»? Определите жанр произведения «Горе от ума»

Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я вынужден был облечь его.

А.С. Грибоедов

Сцена из комедии «Горе от ума»

Поэма – один из видов лиро-эпического жанра, основными чертами является наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя .   Комедия – жанровая разновидность драмы. Воздействие комедии обусловлено смехом Фамусов из комедии «Горе от ума»

Поэма – один из видов лиро-эпического жанра, основными чертами является наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя .

Комедия – жанровая

разновидность драмы.

Воздействие комедии

обусловлено смехом

Фамусов из комедии «Горе от ума»

Драма – жанровая разновидность рода драмы, пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагического не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.  Трагедия – жанровая разновидность драмы, пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.
  • Драма – жанровая разновидность рода драмы, пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагического не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.

  • Трагедия – жанровая разновидность драмы, пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.
Герои комедии Главные герои – персонажи, взаимодействие которых друг с другом развивают ход действия. Второстепенные персонажи участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Герои-маски – их образы предельно обобщены, автору не интересна их психология, они интересуют его лишь как «приметы времени». Внесценические персонажи – на сцене не появляются, участия в действии не принимают. Герои-маски и внесценические персонажи создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Они «раздвигают» стены фамусовской гостиной. С их помощью автор дает читателю понять, что речь идет не только о Фамусове и его гостях, но и обо всей барской Москве. Более того, в разговорах и репликах персонажей возникает и облик Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи и т.д. Таким образом, по ходу действия пространство произведения постепенно расширяется, охватывая сначала всю Москву, а затем и Россию.

Герои комедии

Главные герои – персонажи, взаимодействие которых друг с другом развивают ход действия.

Второстепенные персонажи участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.

Герои-маски – их образы предельно обобщены, автору не интересна их психология, они интересуют его лишь как «приметы времени».

Внесценические персонажи – на сцене не появляются, участия в действии не принимают.

Герои-маски и внесценические персонажи создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Они «раздвигают» стены фамусовской гостиной. С их помощью автор дает читателю понять, что речь идет не только о Фамусове и его гостях, но и обо всей барской Москве.

Более того, в разговорах и репликах персонажей возникает и облик Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи и т.д. Таким образом, по ходу действия пространство произведения постепенно расширяется, охватывая сначала всю Москву, а затем и Россию.

Герои делятся в комедии Грибоедова делятся  Главных  Герои, необходимые для связи Второстепенных Сценического действия   Внесценические  Герои-пародии  Герои-маски, эпизодические герои

Герои делятся в комедии Грибоедова делятся

Главных

Герои, необходимые для связи

Второстепенных

Сценического действия

Внесценические

Герои-пародии

Герои-маски, эпизодические герои

Кто является главными героями комедии? Софья Чацкий Молчалин Фамусов Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.

Кто является главными героями комедии?

  • Софья
  • Чацкий
  • Молчалин
  • Фамусов
  • Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.
Кто является второстепенными героями? Лиза Скалозуб Хлёстова Горичи Они тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.

Кто является второстепенными героями?

  • Лиза
  • Скалозуб
  • Хлёстова
  • Горичи
  • Они тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.
Персонаж-пародия Репетилов — от слова «повторять». Это пародийный двойник Чацкого.

Персонаж-пародия

  • Репетилов — от слова «повторять». Это пародийный двойник Чацкого.
Герои, необходимые для связи  сценического действия   В III действии, в момент появления выдумки, у Софьи являются безымянные господа N и D. Оба действующих лица замечательны тем, что ничем от всех остальных не отличаются. Однако отдельные их личные черты напоминают отдельные социальные портреты общества. Какую роль они играют в действии комедии? Кто эти герои?

Герои, необходимые для связи сценического действия

  • В III действии, в момент появления выдумки, у Софьи являются безымянные господа N и D. Оба действующих лица замечательны тем, что ничем от всех остальных не отличаются. Однако отдельные их личные черты напоминают отдельные социальные портреты общества.
  • Какую роль они играют в действии комедии?
  • Кто эти герои?
Внесценические персонажи те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. Кто является внесценическими персонажами? Максим Петрович Марья Алексевна Брат Скалозуба Племянник княгини Тугоуховской, князь Фёдор Фома Фомич Дуэлист, который «шумит» в Английском клубе. Его прототипом был Фёдор Толстой Американец

Внесценические персонажи

  • те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают.
  • Кто является внесценическими персонажами?
  • Максим Петрович
  • Марья Алексевна
  • Брат Скалозуба
  • Племянник княгини Тугоуховской, князь Фёдор
  • Фома Фомич
  • Дуэлист, который «шумит» в Английском клубе. Его прототипом был Фёдор Толстой Американец
Герои-маски Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Кто они? Назовите их. Шесть княжон Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный тип московской барышни. Тугоуховские Хрюмины, графиня-бабушка и графиня-внучка

Герои-маски

  • Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях.
  • Кто они? Назовите их.
  • Шесть княжон Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный тип московской барышни.
  • Тугоуховские
  • Хрюмины, графиня-бабушка и графиня-внучка
Говорящие имена Фамусов – известный, от слова «молва». Кроме того, он боится молвы. «Что скажет княгиня Марья Алексевна?» Софья – мудрая Чацкий – Чадский – Чаадаев –прямая аналогия с передовым человеком времён Грибоедова. Чадский — тот, кто находится в чаду (неадекватно расценивает ситуацию).   Репетилов – повторяет Хлёстова – от «хлестать», всех готова отхлестать словом Тугоуховские – туги на ухо, то есть глухи как в прямом смысле, так и в переносном.

Говорящие имена

  • Фамусов – известный, от слова «молва». Кроме того, он боится молвы. «Что скажет княгиня Марья Алексевна?»
  • Софья – мудрая
  • Чацкий – Чадский – Чаадаев –прямая аналогия с передовым человеком времён Грибоедова. Чадский — тот, кто находится в чаду (неадекватно расценивает ситуацию).
  • Репетилов – повторяет
  • Хлёстова – от «хлестать», всех готова отхлестать словом
  • Тугоуховские – туги на ухо, то есть глухи как в прямом смысле, так и в переносном.
Образы-портреты, типы Грибоедов указывает, что в «Горе от ума» «характеры портретны»: «И я, коли не имею таланта Мольера, то, по крайней мере, чистосердечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии...» . Портреты становились типами. В портретах «есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь» . История прототипов в русской литературе началась с «Горя от ума».

Образы-портреты, типы

  • Грибоедов указывает, что в «Горе от ума» «характеры портретны»: «И я, коли не имею таланта Мольера, то, по крайней мере, чистосердечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии...» . Портреты становились типами.
  • В портретах «есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь» .
  • История прототипов в русской литературе началась с «Горя от ума».
Прототипы в художественных образах поэта не было простого копирования с определенных лиц, хотя яркая типичность его героев невольно вызывала в современниках догадки об их оригиналах. «...Грибоедов писал

Прототипы

  • в художественных образах поэта не было простого копирования с определенных лиц, хотя яркая типичность его героев невольно вызывала в современниках догадки об их оригиналах.
  • «...Грибоедов писал "Горе от ума" почти при мне, но крайней мере мне первому читал каждое отдельное явление непосредственно после того, как оно было написано, знаю, что поэт никогда не был намерен писать подобные портреты: его прекрасная душа была выше таких мелочей» (Кюхельбекер)
Фамусов Прототипом Фамусова (от лат.: fama — молва) называли дядю Грибоедова, Алексея Федоровича . «Дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове , потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений:

Фамусов

  • Прототипом Фамусова (от лат.: fama — молва) называли дядю Грибоедова, Алексея Федоровича .
  • «Дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове , потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений: " я , брат!"».
  • А. Ф. Грибоедова же напоминают слова Чацкого: «Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных, дитей возили на поклон». Сохранился рассказ С. Н. Бегичева , что именно так поступал с юношей-Грибоедовым его дядя. Широкое гостеприимство Фамусова также напоминает Грибоедова-дядю
Софья По связи с А. Ф. Грибоедовым , предполагаемым прототипом Фамусова, в его же семье искали прототип Софьи . Возможно, некоторые черты Софьи Павловны Фамусовой напоминают одну из двух дочерей А. Ф. Грибоедова , Софью Алексеевну, вышедшую замуж за С. А. Римского-Корсакова, но автор «Горя от ума» был так тесно связан с семьей своего дяди, так дружен со своими двоюродными сестрами, что никогда не решился бы подобные обстоятельства сделать мотивом сценической интриги.

Софья

  • По связи с А. Ф. Грибоедовым , предполагаемым прототипом Фамусова, в его же семье искали прототип Софьи . Возможно, некоторые черты Софьи Павловны Фамусовой напоминают одну из двух дочерей А. Ф. Грибоедова , Софью Алексеевну, вышедшую замуж за С. А. Римского-Корсакова, но автор «Горя от ума» был так тесно связан с семьей своего дяди, так дружен со своими двоюродными сестрами, что никогда не решился бы подобные обстоятельства сделать мотивом сценической интриги.
Молчалин Догадок о прототипе Молчалина современниками высказано много. В. В. Каллаш сообщил, что на полях одной старинной рукописи «Горя от ума» им был назван некто Полуденский, секретарь почетного опекуна Лунина. Кроме этого свидетельства мы располагаем еще только одним глухим указанием А. Н. Веселовского: «Молчалин срисован с одного усердного посетителя всех знатных прихожих, умершего уже давно в сане почетного опекуна».

Молчалин

  • Догадок о прототипе Молчалина современниками высказано много. В. В. Каллаш сообщил, что на полях одной старинной рукописи «Горя от ума» им был назван некто Полуденский, секретарь почетного опекуна Лунина. Кроме этого свидетельства мы располагаем еще только одним глухим указанием А. Н. Веселовского: «Молчалин срисован с одного усердного посетителя всех знатных прихожих, умершего уже давно в сане почетного опекуна».
Чацкий Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого , был П. Я. Чаадаев . Пушкин писал П. А. Вяземскому : «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны» . Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции.

Чацкий

  • Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого , был П. Я. Чаадаев . Пушкин писал П. А. Вяземскому : «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны» . Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции.
Чацкий Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В. К. Кюхельбекера . О значении Кюхельбекера , вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого — для конструирования образа Чацкого и деталей «Горя от ума» Ю. Н. Тынянов писал также в статье «Французские отношения Кюхельбекера» Чацкий – Качалов. Постановка МХАТА

Чацкий

  • Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В. К. Кюхельбекера . О значении Кюхельбекера , вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого — для конструирования образа Чацкого и деталей «Горя от ума» Ю. Н. Тынянов писал также в статье «Французские отношения Кюхельбекера»

Чацкий – Качалов. Постановка МХАТА

Чацкий Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил все лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т.п. — подлинные взгляды Грибоедова. В роли Чацкого Олег Меншиков

Чацкий

  • Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил все лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т.п. — подлинные взгляды Грибоедова.

В роли Чацкого Олег Меншиков

Скалозуб Яркая типичность образа Скалозуба поощряла современников к бесконечным предположениям о его оригинале. Смутное московское предание считало таковым Сергея Александровича Римского-Корсакова, женившегося на Софье Алексеевне Грибоедовой, которую в свою очередь называли прототипом Софьи Фамусовой. По другой версии, оригиналом Скалозуба следует считать полковника (или генерала) Фролова. Третьи называли прототипом Скалозуба И. Н. Скобелева. А. Н. Веселовский заявляет: «Сергей Сергеевич Скалозуб, воплотивший в себе тип фрунтовика-служаки, какими кишели в то время войска, разумеется, снят с натуры и, хотя потом подновлен несколькими чертами, взятыми у одной определенной личности (именно дивизионного генерала Фр-л-ва), представляет как бы собирательный характер, в котором обрисован целый класс подобных людей».

Скалозуб

  • Яркая типичность образа Скалозуба поощряла современников к бесконечным предположениям о его оригинале. Смутное московское предание считало таковым Сергея Александровича Римского-Корсакова, женившегося на Софье Алексеевне Грибоедовой, которую в свою очередь называли прототипом Софьи Фамусовой.
  • По другой версии, оригиналом Скалозуба следует считать полковника (или генерала) Фролова.
  • Третьи называли прототипом Скалозуба И. Н. Скобелева.

А. Н. Веселовский заявляет: «Сергей Сергеевич Скалозуб, воплотивший в себе тип фрунтовика-служаки, какими кишели в то время войска, разумеется, снят с натуры и, хотя потом подновлен несколькими чертами, взятыми у одной определенной личности (именно дивизионного генерала Фр-л-ва), представляет как бы собирательный характер, в котором обрисован целый класс подобных людей».

Хлёстова

  • Наиболее единодушны современники и историки в определении прототипа Анфисы Ниловны Хлёстовой . Ее оригиналом называют Настасью Дмитриевну Офросимову, большую московскую барыню, известную своим умом, крутым характером, откровенностью и причудами. Она была чрезвычайно популярна в большом обществе допожарной Москвы, и о ней сохранилось много рассказов и анекдотов.

«Старуху-Хлёстову я хорошо помню,— пишет другой мемуарист: — это была Настасья Дмитриевиа Офросимова; ее же под именем Марии Дмитриевны Ахросимовой, описал в «Войне и мире» граф Л. Н. Толстой. Офросимова строго блюла порядок и благочиние в церкви, запрещала разговоры, громко бранила дьячков за непристойное пение, или за нерасторопность в служении; дирала за уши (как Чацкого) мальчиков, выходивших со свечами при чтении Евангелия и ходивших с тарелочкою за свечным старостой, держала в решпекте и просвирню. К кресту Офросимова всегда подходила первою, раз послала она дьячка к незнакомой ей даме, которая крестилась в перчатке, громко, на всю церковь, дав ему приказание: "Скажи ей, чтоб сняла собачью шкуру!"»

Репетилов По сообщению А. Н. Веселовского, оригиналом Репетилова (от лат.: repeto — повторяю) послужил Николай Александрович Шатилов , с которым Грибоедов служил в Московском гусарском, а потом в Иркутском гусарском полку. «Господин этот, по словам Бегичева , был добрый малый, очень пустой и одержимый несчастной страстью безпрестанно острить и говорить каламбуры. Этим наконец он так надоел Грибоедову, что тот купил альманах анекдотов Биевра и как только тот каламбур, к нему сейчас обращался с вопросом: ,,На какой странице?

Репетилов

  • По сообщению А. Н. Веселовского, оригиналом Репетилова (от лат.: repeto — повторяю) послужил Николай Александрович Шатилов , с которым Грибоедов служил в Московском гусарском, а потом в Иркутском гусарском полку. «Господин этот, по словам Бегичева , был добрый малый, очень пустой и одержимый несчастной страстью безпрестанно острить и говорить каламбуры. Этим наконец он так надоел Грибоедову, что тот купил альманах анекдотов Биевра и как только тот каламбур, к нему сейчас обращался с вопросом: ,,На какой странице?" — Свое, ей богу, свое,— отвечал он всегда.
Загорецкий В указаниях на оригиналы Загорецкого имеется несколько вариантов. И. Д. Гарусов, специально собиравший на этот счет сведения, писал, что «одни признавали в нем только что начинавшего свою карьеру, ловко втиравшегося в знать, не брезгавшего никакими средствами для наживы московского и ярославского откупщика А-ва , другие видели в нем тоже откупщика, по московского, *-ва, впоследствии ставшего крупным капиталистом. Третьи думали, что выведен в Загорецком один из содержателей игорных домов, шулер, обыгрывавший всех наверняка...»

Загорецкий

  • В указаниях на оригиналы Загорецкого имеется несколько вариантов. И. Д. Гарусов, специально собиравший на этот счет сведения, писал, что «одни признавали в нем только что начинавшего свою карьеру, ловко втиравшегося в знать, не брезгавшего никакими средствами для наживы московского и ярославского откупщика А-ва ,
  • другие видели в нем тоже откупщика, по московского, *-ва, впоследствии ставшего крупным капиталистом.
  • Третьи думали, что выведен в Загорецком один из содержателей игорных домов, шулер, обыгрывавший всех наверняка...»
Горич Разных лиц называют также прототипом Платона Михайловича . «В лице добродушного и неповоротливого, честного малого Платона Михайловича Горичева,— писал А. Н. Веселовский,-- Грибоедов не задумался изобразить своего старого приятеля и родственника, Илью Ивановича Огарева и, по старым рассказам, сам же приехал к другу и признался, что вставил его в свою комедию». С Огаревым Грибоедов встречался на Кавказе, где тот служил на военной службе. Впоследствии Огарев был архангельским и пермским губернатором. Другим прототипом Платона Михайловича называли Дмитрия Никитича Бегичева , с которым Грибоедов был дружен, как и с его братом, С. Н. Бегичевым . «Дмитрий Никитич, отличавшийся необычайным добродушием в обхождении, казалось, должен был навсегда оставаться добрым московским семьянином»

Горич

  • Разных лиц называют также прототипом Платона Михайловича . «В лице добродушного и неповоротливого, честного малого Платона Михайловича Горичева,— писал А. Н. Веселовский,-- Грибоедов не задумался изобразить своего старого приятеля и родственника, Илью Ивановича Огарева и, по старым рассказам, сам же приехал к другу и признался, что вставил его в свою комедию». С Огаревым Грибоедов встречался на Кавказе, где тот служил на военной службе. Впоследствии Огарев был архангельским и пермским губернатором.
  • Другим прототипом Платона Михайловича называли Дмитрия Никитича Бегичева , с которым Грибоедов был дружен, как и с его братом, С. Н. Бегичевым . «Дмитрий Никитич, отличавшийся необычайным добродушием в обхождении, казалось, должен был навсегда оставаться добрым московским семьянином»
«…комедия «Горе от ума» Есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и …- больше всего комедия - какая едва найдётся в других литературах…». «Как картина, она, без сомнения, громадна…В группе двадцати лиц отразилась, как луч в капле воды, вся прежняя Москва, её рисунок, тогдашний её дух, исторический момент и нравы» Т.А.Гончаров «Мильон терзаний»

«…комедия «Горе от ума»

Есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и …- больше всего комедия - какая едва найдётся в других литературах…». «Как картина, она, без сомнения, громадна…В группе двадцати лиц отразилась, как луч в капле воды, вся прежняя Москва, её рисунок, тогдашний её дух, исторический момент и нравы»

Т.А.Гончаров «Мильон терзаний»

Век «нынешний» и «век минувший»  основной конфликт в комедии  общественный  отношение к чину  службе  образованию  свободе суждений

Век «нынешний» и «век минувший»

основной конфликт в комедии

общественный

отношение к

чину

службе

образованию

свободе суждений

Горе Чацкого в…?  ум мужество  честь  .  бесцеремонность прямота  образованность  горячность самоуверенность .

Горе Чацкого в…?

ум мужество

честь

.

бесцеремонность

прямота

образованность

горячность самоуверенность

.

Причина «сумасшествия» просвещение наука «И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев…» Такой ум страшен. Страх и рождает сплетню, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

Причина «сумасшествия»

просвещение наука

«И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев…»

Такой ум страшен. Страх и рождает сплетню, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

Смысл названия комедии Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать  А.С.Пушкин. «Горе от ума» - от невозможности не думать о том, что происходит не только с тобой, но вокруг тебя. … страдает, потому что мыслит…

Смысл названия комедии

Я жить хочу,

чтоб мыслить и страдать

А.С.Пушкин.

«Горе от ума» - от невозможности не думать о том, что происходит не только с тобой, но вокруг тебя.

… страдает, потому что мыслит…

«…Довольно…» Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорблённому есть чувству уголок!...  Карету мне, карету!

«…Довольно…»

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорблённому есть чувству уголок!...

Карету мне, карету!

… вынужден бежать…? Умный человек оказывается отвергнут и обществом, и любимой девушкой. В чём причины этого непонимания? -всё так же трудно ему объясняться с близкими; -всё так же противостоят друг другу личные и общественные психологические стереотипы.

… вынужден бежать…?

Умный человек оказывается отвергнут и

обществом, и любимой девушкой.

В чём причины этого непонимания?

-всё так же трудно ему объясняться с близкими;

-всё так же противостоят друг другу личные и общественные психологические стереотипы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!