СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С.Грибоедов "Горе от ума" Разработки уроков, презентации, тест.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«s1605166_5»

Просмотр содержимого документа
«s1605166_6»

Просмотр содержимого документа
«Грибоедов 2»

Урок литературы в 9-м классе: "Загадочная судьба А.С. Грибоедова"

По духу времени и вкусу
Он ненавидел слово "раб"...

Цели урока:

  • дать представление о личности А.С. Грибоедова и его трагической судьбе;

  • развивать умение выстраивать обзор (биографию) жизни и творчества писателя;

  • стимулировать интерес учащихся к чтению художественной литературы;

  • воспитывать твердую гражданскую позицию учащихся.

Оборудование:

  1. Портрет А.С. Грибоедова работы И. Крамского (1873 г.)

  2. Портрет А.С.Грибоедова работы В. Машкова (1827 г.)

  3. Портрет А.С.Грибоедова в годы военной службы работы Д. Каркадовского (1829 г.)

  4. А.С.Грибоедов. Миниатюра П.А. Коротыгина (1820 г.)

  5. А.С.Грибоедов. Акварель Горюнова.

  6. А.С.Грибоедов. Гравюра Н. Уткина (1829 г.)

  7. А.С.Грибоедов. Рисунок А.С. Пушкина (1828 г.)

  8. А.С.Грибоедов. Миниатюра неизвестного художника.

  9. Запись вальса, автором которого был А.С. Грибоедов.

  10. Выставка художественной и библиграфической литературы о Грибоедове.

  11. Альбом репродукций "Есть внутренняя жизнь, нравственная и высокая, независимо от внешней".

  12. Альбом репродукций "Я как живу, так и пишу, свободно и свободно".

  13. Компьютер.

  14. План-словарь для каждого ученика.

  15. Словарь литературных терминов.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Именем А.С. Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всем блеске художественного дарования, создал лишь одно действительно великое произведение, бессмертное. Значение и влияние таких произведений выходит далеко за пределы исторической эпохи. Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством "Горе от ума", блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов.

Судьба Грибоедова трагична, прекрасна и таинственна. Достоверно неизвестно, в каком году он родился, и погиб поэт при загадочных обстоятельствах.

Кто он был: драматург? военный? дипломат? музыкант? политик? Может быть, все вместе?...

(Учитель предлагает учащимся записать тему урока и обращает внимание на примерный план - словарь, по которому дома учащиеся составят связанный рассказ о судьбе Грибоедова. В течении лекции учителя учащиеся опираются на цитатный план и лексику данного плана - словаря).

II. Лекция с элементами беседы.

1. Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной, родовитой семье. Окружающих поражало его необыкновенно раннее и стремительное умственное развитие. Он получил прекрасное домашнее образование, продолжил обучение в Московском благородном пансионе. В 1806 году поступил в Московский университет. Через два года окончил философский факультет и продолжил обучение на юридическом факультете. В 1810 году заканчивает обучение, но не уходит из университета, а поступает на факультет математики и естественных наук. Война 1812 года помешала закончить третий факультет, а также сдать экзамены на получение ученой степени доктора юридических наук.

Грибоедов добровольно поступил корнетом в Московский гусарский полк, затем был переведен в Иркутский полк. В военных действиях ему не пришлось участвовать, так как оба полка находились в резерве. (На мониторе компьютера учащиеся видят портрет Грибоедова в гусарской форме).

В 1816 году Александр оставляет военную службу и определяется в Коллегию иностранных дел. Грибоедов был очень образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками (английским, французским, немецким, итальянским), изучал древние и восточные языки (знал персидский, арабский, турецкий, учил санскрит), много читал (почти наизусть знал Гете, Шиллера, Шекспира в подлинниках), занимался музыкой (любимыми композиторами были Моцарт, Бетховен, Гайдн, Вебер и др.), но не только был знатоком музыкальных произведений, но и сам сочинял. До нас дошли 2 вальса Грибоедова. Один из этих вальсов я предлагаю вашему вниманию.

2. (Звучит грибоедовский вальс, записанный на дискету компьютера, и с помощью монитора компьютера учащиеся имеют возможность видеть сцену бала I половины XIX века).

3. После такой замечательной музыки хочется обратиться к портретам этого удивительного человека: каким он был?..

(На доске выставка портретов А.С. Грибоедова разных художников. По ходу рассказа учитель показывает слайды компьютерной презентации портретов Грибоедова разных лет).

Если внимательно всмотреться в портреты, может невольно прийти мысль: а не разные ли эти люди? Повторяется только одно - очки. (На мониторе компьютера один за другим появляются портреты Грибоедова со звуковым сопровождением описания внешности).

На знаменитой гравюре Уткина (1829 г.) - задумчивый молодой человек с грустным и спокойным взглядом, твердо сжатыми губами, аккуратно причесанный и одетый по моде.

На более раннем портрете П. Каратыгина (1828 г.) - надменный профиль с длинным носом, несколько презрительным выражением лица, с застывшей усмешкой - холодный, уверенный в себе чиновник.

На акварели Машкова (1827 г.)- тонкогубый, задумчивый человек с аккуратно зачесанными вперед височками, с каким-то растерянным выражением лица.

А вот портрет Крамского, более поздний (1873 г.) - высокий гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющие мраморную бледность лица, взгляд сквозь очки, тонкие губы, язвительно сжатые в полусмешке "Холодный лик".

4. Каким же он был на самом деле? Каким его видели современники?

(Учащиеся зачитывают карточки, предварительно подготовленные ими, с отзывами современников.)

5. Значит, не было у Грибоедова "холодного лика"? Принято считать, что домом Грибоедовых управляла мать, которая была жестока с крепостными. Поэтому с юных лет Александр жил "умом и сердцем" в другом мире, где господствовали совершенно иные мысли, настроения, интересы. Он принадлежал к тому кругу передовой дворянской молодежи, которая заявила себя противницей насилия и жадно мечтала о новой свободной жизни:

По духу времени и вкусу
Он ненавидел слово "раб"...

Уже в университетском пансионе Грибоедов тесно общался со многими будущими декабристами:

Не наслажденье жизни цель,
Не утешенье наша жизнь.
О, не обманывайся, сердце!

(Отрывок из стихотворения "Прости, отечество!")

В 1817 году Грибоедов участвует в дуэли "четверых" в качестве секунданта. После этого тяжело пережитого события он чувствует необходимость проститься с Петербургом и "праздной рассеянностью". Ему предложили отправиться на дипломатическую службу в Соединенные Штаты Северной Америки, либо в Персию. Он выбрал Персию.

Назначенный секретарем новообразованной русской миссии при дворе шаха Персии, Грибоедов отправляется в дальний путь на Восток, где ему было суждено провести свои лучшие годы. "Секретарь бродячей миссии" - так окрестил себя сам Грибоедов. Именно в Персии созрел окончательный замысел "Горе от ума".

Ранее уже упоминалось, что это лучшее произведение Грибоедова, хотя не единственное. Ему предшествовало несколько драматических произведений, а также легковесных изящных светских комедий - шаблоны, по образу французских.

6. А теперь поговорим об истории создания "Горе от ума".

(Учащиеся рассказывают об истории создания "Горе от ума" по предварительной домашней подготовке.)

7. Комедия была завершена осенью 1834 года. Сохранилась и первая черновая редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее.

Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде "списков". Успех был потрясающий: "Грому, шуму, восхищению, любопытству конца нет" (из письма С.И. Бегичеву).

Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание "Горе от ума" вышло в Москве в 1833 году (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было "Горе уму". Затем автор меняет его, ибо настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.

Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге "горя" от собственного "ума" полной мерой испил сам герой. "Горе от ума" замыкает первый период литературной деятельности Грибоедова. В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: "-комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии".

Грибоедов постоянно вращался в декабристском кругу. Когда восстание произошло, драматург находится на Кавказе. Здесь, в крепости "Грозная", он был арестован 22 января 1826 года по подозрению в принадлежности к тайному обществу. В заключении он провел 4 месяца, но за неимением улик был освобожден с "очистительным аттестатом".

Вскоре после освобождения Грибоедова из-под ареста начинается русско-персидская война. Александр Сергеевич возвращается к месту службы в Тифлис, участвует в походе. Персы были вынуждены вступить в мирные переговоры. С русской стороны переговоры вел Грибоедов. Переговоры продолжились, а затем в местечке Туркманчай был подписан мирный договор.

Грибоедов с почетом был принят императором в Петербурге, награжден чином статского советника, орденом и четырьмя тысячами червонцев; был назначен на высокий пост полномочного министра в Персии.

Грибоедов был выдающимся дипломатом, мог бы принести огромную пользу государству, но все его последующие пожелания и планы не были одобрены правительством Николая I. Грибоедов тяготился государственной службой, уверял друзей, что рожден для другого поприща, но его заставили служить, упрятали в "политическую ссылку".

В 1828 году Грибоедов женился на грузинке, княжне Нине Чавчавадзе. Но он вынужден снова ехать в Персию и вести сложные переговоры, вступать в политические споры, конфликты. Гибель Грибоедова была результатом продуманного и тщательно проработанного плана, хотя персидское правительство уверяло, что произошла нелепая случайность, недоразумение (всего лишь!). А русское правительство, в свою очередь, не сделало ничего, чтобы восстановить истину.

30 января 1829 года огромная толпа, вооруженная чем попало, подстрекаемая религиозными фанатиками, напала на дом, занятый русским посольством. Говорят, что Грибоедов узнал о возможности нападения, но не в его правилах было отступать перед опасностями, он гордо отвечал осведомителям, что никто не посмеет поднять руку на посла. Небольшой отряд конвойных казаков, чиновники посольства и сам посол защищались героически. Но силы были слишком не равны. Все русское посольство - 37 человек - было растерзано. По некоторым версиям, обезображенный труп Грибоедова толпа убийц в течение 3 дней таскала по улицам Тегерана. Потом его бросили в яму. Когда русское правительство по настоянию жены Грибоедова потребовала выдачи тела посла, говорят, его удалось опознать только по кисти руки, в свое время простреленной на дуэли. Николай I за убийство Грибоедова благосклонно принял извинения и подарок иранского шаха - огромный бриллиант. "Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское дело" , - заявил русский император.

(Учитель показывает фотографию алмаза "Шах", который поныне хранится рядом с портретом А. С. Грибоедова в Алмазном фонде России.)

11 июня 1829 года А. С. Пушкин, направляющийся в действующую против турок армию, по дороге из Тифлиса в Карс, встретил простую арбу, запряженную двумя волами. Несколько грузин сопровождали ее. "Откуда вы?" - спросил Пушкин. "Из Тегерана". - "Что вы везете?" - "Грибоедова..."

Незадолго до отъезда в Персию Грибоедов, как бы предвидя свою гибель, говорил жене: "Не оставляй костей моих в Персии: если умру там, то похорони меня в Тифлисе, в монастыре Давида". Там он и похоронен.

8. Ученица читает наизусть стихотворение "Шесть траурных коней..." Я.Полонского.

9. Учитель читает отрывок из стихотворения А.Одоевского.

10. Вот такая загадочная, трагическая судьба необычайно одаренного человека. Если она вас заинтересовала, вы можете прочитать 2 очень интересные книги о жизни Грибоедова (это художественные произведения):

  1. Тынянов Ю.И. Смерть Вазир - Мухтара.

  2. Попов И.В. Путник. Повесть из жизни Грибоедова.

III. Обобщение.

  1. Вопрос: Что поразило вас в личности и судьбе Грибоедова?
    (Учащиеся отвечают на вопрос).

  2. Итак, на сегодняшнем занятии мы говорили о судьбе выдающегося поэта и замечательного дипломата Александра Сергеевича Грибоедова. Чтобы еще раз подчеркнуть неоценимый вклад в историю русской литературы, сделанный его гениальной комедией, послушаем несколько высказываний современников Грибоедова.

  3. (Учащиеся читают предварительно выписанные в тетради отзывы современников о комедии).

IV. Итоги.

Домашнее задание.

  1. Пользуясь примерным планом - словарем, составить связный рассказ о судьбе Грибоедова.

  2. Прочитать об истории создания комедии "Горе от ума".

  3. Перечитать первое действие комедии "Горе от ума".

Список использованной литературы:

  1. Тынянов Ю. И. Смерть Вазир - Мухтара.

  2. Попов И. В. Путник: Повесть из жизни Грибоедова.

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова "Загадки писателя (1795(?)–1829)"

Цель урока: познакомиться с жизнью и творчеством А.С.Грибоедова, увидеть личность писателя в отзывах современников, исследованиях биографов.

Оборудование: портрет А.С.Грибоедова, Презентация

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объяснение нового материала

1. Работа с портретом А.С.Грибоедова

2. Работа с эпиграфом

Написать его биографию было бы делом его друзей: но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов…

А.С.Пушкин

– Ребята, что хотел сказать А.С.Пушкин этими словами?
Грибоедов прожил недолгую жизнь, современники мало оставили свидетельств о писателе, поэтому сейчас многое в его биографии противоречиво.

3. Слово учителя о А.С.Грибоедове

– По ходу моего рассказа вы должны составить план.

Даты

Исторические событияРоссии

Даты

Жизнь и творчество А.С.Грибоедова

1812 г.
1825 г.

 

 

 

Как часто мы не замечаем тех людей, которых нужно было видеть и быть с ними, и как часто мы носим на руках тех, кто этого совсем не заслуживает!
Русские литераторы начала XIX века «не заметили» Грибоедова – да и Александр Сергеевич не навязывался, он был «островом в океане». Говорят в России нужно долго жить и писать много – ни того, ни другого Грибоедов не сделал: погиб на половине жизненного пути и написал лишь одну комедию «Горе от ума». Но этой комедии оказалось достаточно, чтобы вписать имя Грибоедова в золотой фонд русской литературы.
Ныне судьба Грибоедова собирается по крупицам, по разрозненным свидетельствам и документам, где много противоречий и загадок; но мы все же попробуем утолить печаль Пушкина – и доказать, что имя Грибоедова-человека не исчезло из русской истории.
А.С.Грибоедов соединил в себе талант поэта и дипломата, музыканта-композитора и государственного деятеля. Тот, кто занимался музыкой, конечно же, знаком хотя бы с одним из знаменитых вальсов Грибоедова. А тот, кто хоть немного интересовался тайнами дипломатии, наверняка знает о весьма важном для России Туркманчайском мире, заключенном при участии Грибоедова-дипломата.
По отзывам современников А.С. Грибоедов был обворожительным собеседником, но был и опасным противником в споре. Холодное и меткое остроумие уживалось с отзывчивым, даже чувствительным сердцем. В 1823 году А.С. Грибоедов жалуется Кюхельбекеру на душу свою: «Для нее ничего нет чужого, – страдает болезнью близкого, кипит при слухе о чьем-нибудь бедствии». Кроме близких , об этом не подозревал никто. И, может быть, поэтому в ней вызрела лишь одна жемчужина. – Какая? («Горе от ума»)
Другое свидетельство о личности А.С.Грибоедова оставил нам его современник, А.С.Пушкин. Он попытался объяснить непонятное в духовном облике писателя.

4. «Путешествие в Арзрум» (сообщение учащегося)

– О каких жизненных противоречиях в судьбе Грибоедова рассказывал в своих записках Пушкин?
– Как объясняют эти записки «загадку» его судьбы?
На эти вопросы попытаемся ответить после того, как познакомимся с биографией А.С. Грибоедова.
А.С. Грибоедов родился 4 января 1795 года в Москве. Родители расстались, когда писатель был маленьким. Поэтому воспитанием детей, Александра Сергеевича и Марии Сергеевны, занималась мать, Настасья Федоровна. А.С. Грибоедов получил прекрасное образование, с юности владел французским и итальянским языками, позже изучил латынь, греческий и персидский. В восемь лет его отдали в Московский благородный пансион, одно из лучших в то время учебных заведений (Жуковский, Одоевский, позже – Лермонтов).
В 12 лет Грибоедов поступил в Московский университет. За шесть с половиной лет он прошел курсы трех факультетов – словесного, юридического и физико-математического. Помимо этого А.С. Грибоедов изучал древние языки, много читал, серьезно занимался музыкой – отлично играл на фортепиано и сочинял музыку. Он увлекался театром и уже пробовал себя в сочинительстве. Готовился «для возведения в звание доктора прав», но началась война 1812 года. 
А.С. Грибоедов, движимый патриотическим порывом, добровольно записался в Московский гусарский полк. Но участвовать в битвах ему не довелось: полк не успели укомплектовать и срочно выслали из Москвы в тыл. А.С. Грибоедову было 18 лет. Походная жизнь, удалая гусарская веселость, бесшабашная смелость нравились ему. Здесь он встретил своего лучшего друга – Степана Никитича Бегичева, чье нравственное влияние ощущал потом всю жизнь. Грибоедов писал другу: «Ты, мой друг, поселил в меня любовь к добру, я с тех пор только начал дорожить честностью и всем тем, что составляет исинную красоту души, с того времени…когда с тобою побываю вместе, становлюсь нравственно лучше, добрее». А.С. Грибоедов признавался, что Бегичев заставил его всерьез размышлять о современном состоянии России, о крепостном праве, об Отечественной войне.
Как только кончилась война, А.С.Грибоедов взял отпуск и приехал в Петербург, а в конце 1815 года вышел в отставку и был определен на службу в Коллегию иностранных дел, куда после Лицея был определен и Пушкин. Два Александра Сергеевича познакомились. Они интересовались друг другом, хотя близко не дружили. Биограф А.С. Грибоедова П. П. Каратыгин писал что «никого не щадящий для красного словца, Пушкин никогда не затрагивал Грибоедова; встречаясь в обществе, они разменивались шутками, остротами, но не сходились так коротко, как, по-видимому, должны были сойтись два одинаково талантливые, умные и образованные человека». На полях рукописей Пушкина остался портрет А.С. Грибоедова, сделанный по памяти, уже после гибели поэта.
В 1815 году в петербургском театре была поставлена комедия А.С. Грибоедова «Молодые супруги» (перевод с французского)и не без успеха. Затем Грибоедов участвовал в качестве соавтора еще в нескольких пьесах. Впервые к изображению нравов, изображению петербургской жизни А.С. Грибоедов обратился в комедии «Студент» 1817 г., написанной вместе с Катениным. Сцена стала его настоящей страстью.
Грибоедов прожил в Петербурге недолго. Веселая и несколько беспорядочная жизнь свела его с молодыми повесами. Осенью 1817 года его имя оказалось замешано в громкую и скандальную историю «дуэли четверых». Формально дуэли были запрещены, на самом деле оставались довольно распространённым явлением. На этой дуэли Грибоедов был секундантом своего приятеля графа А. П. Завадовского , которого вызвал поручик В. В. Шереметьев. Секундантом Шереметьева был известный дуэлянт А. И. Якубович. при обсуждении условий вспыхнула ссора между секундантами, и положено было им также стреляться – после окончания основной дуэли. Так дуэль стала двойной. Шереметьев был убит. Происшествие, казавшееся вначале легкой шалостью, обернулось трагедией. В этой трагедии А.С. Грибоедов обвинял и себя. 
О «дуэли четверых» ходили разные слухи. Шереметьева жалели, Якубович выглядел героем. В конце концов единственным виновником происшествия стали считать А.С.Грибоедова. А гордый А.С. Грибоедов молчал, считая ниже своего достоинства опровергать порочащие его слухи.
Начальство А.С. Грибоедова решило удалить из Петербурга чиновника, «замешанного в историю». Ему предложили место секретаря русской миссии либо в Персии, либо в США. Он выбрал первое (его томят мрачные предчувствия). 28 августа 1818 года А.С. Грибоедов покидает столицу. По дороге в Персию писатель почти на год задержался в Тифлисе. Там состоялась отложенная дуэль с Якубовичем. А.С. Грибоедов был ранен в руку – для него как для музыканта это было весьма чувствительно
В Персии Грибоедов прослужил три года, а в 1822г. был переведен к генералу А. П. Ермолову в качестве секретаря по иностранным делам. Служба при этом незаурядном человеке, выдающемся полководце и настоящем диктаторе Кавказа много ему дала. 1823 и 1824г.г. Грибоедов провел в отпуске – в Москве, в деревне Бегичевых, в Петербурге. Его новое сочинение – комедия «Горе от ума» – произвел фурор. Задумана она была еще в Персии, начата в Тифлисе. Заканчивает комедию А.С. Грибоедов в деревне у Бегичева, проверяя ему написанное .
Автор читал пьесу во многих литературных салопах. Но ни напечатать, ни поставить «Горе от ума» Грибоедову не удалось. Власти запретили даже спектакль, который студенты театральной школы хотели представить в узком кругу. В альманахе «Русская талия» напечатали лишь вторую половину I акта и весь III. Полный текст распространялся в тысячах рукописных копий. (Декабристы содействовали распространению).
В начале 1825 года А.С.Грибоедов с неохотой вновь поехал на Кавказ. Он уже понимал, что литература – его настоящее призвание. Задумал новые планы. Писать комедии он больше не хотел. В голове было нечто более грандиозное – драма о 1812г. От всего этого остались только планы.
В декабре 1825г. в Петербурге произошло восстание. В январе 1826г. А.С. Грибоедова арестовали по подозрению причастности к заговору. Через несколько месяцев отпустили, т.к. против него не было серьезных улик. Неоценимую услугу Грибоедову оказал Ермолов, предупредив его об аресте и дав таким образом время для уничтожения некоторых бумаг и писем.
После освобождения А.С.Грибоедов с тяжелым сердцем возвращался на Кавказ, где идет война с Персией. Ермолов отстранен от дел, его место занял И. Ф. Паскевич (родственник Грибоедова). Паскевич очень любил и ценил писателя. Грибоедов участвовал в мирных переговорах в селении Туркманчай. Составил окончательный вариант мирного договора, чрезвычайно выгодного для России. 
Весной 1828 г. А.С.Грибоедов был послан в Петербург с текстом договора. Николай I наградил его орденом, чином статского советника и деньгами. 
В 1828 г. А.С. Грибоедов получил назначение полномочным посланником в Персию. По дороге, в Тифлисе, А.С.Грибоедов влюбляется в княжну Нину Чавчавадзе – дочь своего старого приятеля, грузинского поэта Александра Чавчавадзе, – и в августе 1828г. обвенчался с нею. ( Обручальное кольцо упало во время венчания, через 1,5 года это же произошло на венчании Пушкина и Гончаровой. А.С.Грибоедов предчувствовал смерть – просил похоронить в монастыре св. Давида) Супружеское счастье было безмерно, но скоро оборвалось. Через месяц после свадьбы молодые супруги выехали в Персию. Нина остановилась в пограничном Тавризе, а А.С.Грибоедов поехал в столицу Персии – Тегеран. Посланник был принят с почетом, но его требование выполнять условия договора вызвало у персидских сановников озлобление, которое подогревалось английскими дипломатами, боровшимися с Россией з влияние на Персию. Кроме этого Грибоедов должен был добиться, чтобы Персия отпустила уроженцев России, желающих вернуться на родину. Среди них оказался шахский евнух Мирза Якуб, родом армянин. Как российский представитель, Грибоедов не мог его не принять, но в глазах иранцев это выглядело оскорблением, нанесенным их стране. Особенно их возмутило, что Мирза Якуб – христианин по рождению, принявший ислам, – собирался отречься от мусульманства. Духовные вожди тегеранских мусульман приказали народу пойти в русское представительство и убить Якуба. Все обернулось еще страшнее. 30 января 1829г. посольство было разрушено и все, кто в нем находился, перебиты. Спасся только один человек. Это произошло так.

30 января в нескольких мечетях прозвучало: «Идите в дом русского посланника, отбирайте пленных, убейте Мирзу Якуба!» Чернь, вооруженная кинжалами и камнями, ворвалась в русское посольство с криками : « Джахат , джахат… » В первом дворе был растерзан Мирза Якуб – его голова была выброшена за ворота. Толпа продолжала напирать. Некоторые казаки были убиты, на глазах Грибоедова рухнул и его слуга, молочный брат, Сашка Грибов. Следующим был доктор Аделунг – в одной руке он держал шпагу, вместо другой был обрубок. Его рассекли на глазах посланника. Наконец, какой-то сарбаз ударил Грибоедова кривой саблей в грудь. Потом выбивали ему зубы, вдавили стекла очков в глаза, крошили череп молотком…
Посланника боялись – и били уже мертвого. Затем его, слугу и еще одного казака привязали к повозке и трое суток мели их телами улицы Тегерана. На четвертый день их тела бросили в выгребную яму за городом…

Остатки Грибоедова, которые удалось узнать по простреленной руке, медленно перевозились в русские пределы.

«Я переехал через реку, – писал в последствии А.С.Пушкин. – Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» – спросил я их. – «Из Тегерана». – «Что вы везете?» – «Грибоеда…»

17 июля 1829г. Грибоедов вернулся в Тифлис… Похоронен он в монастыре св. Давыда (как когда-то просил об этом Нину). Весь город пришел прощаться с прахом Грибоедова. 
Позднее Нина Александровна поставит на могиле памятник и напишет на нем: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?..»

– Составили план? Так какие исторические события России повлияли на жизнь и творчествоА.С.Грибоедова?

4. «Загадки» А.С.Грибоедова

Как мы уже говорили, в биографии А. С. Грибоедова много противоречий и загадок. Первая из них – это год его рождения. Официально А.С.Грибоедов родился 1795г. (так сообщал самый близкий друг С. Н. Бегичев ), а в послужных списках, в записи допроса значится 1790г. Документа о рождении так и не обнаружено. За более ранней датой рождения, по предположению ученых, стоит факт сокрытия подлинного имени отца писателя. Припомните у А.С.Пушкина: «жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств» или «Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда с своею молодостию и круто поворотить свою жизнь». Это именно об этом.
– Ребята, изменилось ли что-то в вашем представлении о писателе?
Приходится расстаться с мифом о сверхранней одаренности А.С.Грибоедова, но это нисколько не умаляет его достоинств, все равно он остается образованнейшим человеком эпохи.

Вторая тайна – был ли А.С.Грибоедов причастен к восстанию декабристов. До сих пор не найдены документальные подтверждения того, что А.С.Грибоедов как-то участвовал в деятельности тайных обществ.

– Сейчас ребята прочтут нам несколько свидетельств современников, отрывков из документов, а вы попытаетесь составить свое мнение об участии А.С.Грибоедова в движении декабристов.

Учебник-практикум. Литература. Под редакцией Г.И.Беленького. 9 класс. Стр.70.

  1. Рассказы об А.С.Грибоедове, записанные со слов друзей.

  2. Из следственного дела А.С.Грибоедова.

  3. А.С.Грибоедов – И. Ф. Паскевичу.

  4. П. А. Бестужев. Из памятных записок.

– Ваше мнение?

Вероятно, А.С.Грибоедов принимал участие в заговоре, хотя был мудрее многих. Очевидно, разделяя идеи и цели движения, он сомневался в путях и средствах борьбы. Видимо, именно А.С.Грибоедов по дороге на Кавказ, на место своей службы, встречался по заданию Северного общества с руководителями Южного, о чем допрашивался в следственном комитете. 
С другой стороны, именно А.С.Грибоедовым были сказаны иронические слова о «100 прапорщиках», которые «хотят изменить весь правительственный быт России».

Третья загадка – это противоречие всей его жизни – между верой в высокие идеалы человечности и скептическим, горьким отношением к возможности их осуществления в тогдашней России, противоречием, которое отразится и в жанре его «Горя от ума» : 
Комедия, но с трагическим исходом, 
Трагедия, но вызывающая смех.

III. Обобщающая беседа

  1. Какие чувства вызывают у вас человеческие качества А.С.Грибоедова и вся его жизнь?

  2. Выделите важнейшие события биографии А. С. Грибоедова.

  3. Чьим современником из известных вам писателей и поэтов был А.С.Грибоедов?

  4. История создания комедии «Горе от ума».

  5. Что вас привлекает в А.С.Грибоедове?

  6. Назовите «загадки» А.С.Грибоедова.

IV. Оценивание учащихся

V. Домашнее задание: прочитать комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». По учебнику проработать стр.71-75, вопросы.

Используемая литература:

  1. Вячеслав Лютов. Русские писатели в жизни.

  2. Методические советы к учебнику-практикуму для 9 класса под редакцией Г. И. Беленького. М.,1999г.

  3. Снежневская. Литература 9 класс. Методические рекомендации

Урок-путешествие "Выбрав честь, он приобрел славу..." (Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова). 9-й класс

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательная цель: изучить   биографию А. Грибоедова;  ознакомить учащихся с творческой  историей  комедии «Горе от ума».

Развивающая цель: развивать умение работать с текстом, выделять в информации главное.

Воспитательная цель: пробудить в учащихся чувства патриотизма, формирование в учащихся граждански активных и социально значимых качеств,  а также - готовности отдать все силы служению Отечеству.

Оборудование: электронная презентация,  запись вальса А.С. Грибоедова

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Изучение новой темы

1. Вступительное слово учителя: Сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие. Путешествие  по страницам  жизни великого русского писателя  Александра Сергеевича Грибоедова.  Мы познакомимся с такими понятиями, как «гражданин», «гражданский поступок», «достойный сын Отечества». Сегодня на уроке мы узнаем, как  можно прожить жизнь, чтобы её назвали  ПОДВИГОМ.     Вам известно, что   российская история знает немало имён выдающихся сынов Отечества, чья славная,  яркая, но такая короткая жизнь прерывалась ударами судьбы. В этом списке мы найдем  известное всем россиянам  имя Александра Сергеевич  Грибоедова. Наше путешествие мы начнем с эпиграфа (слайд 2):  «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской...», - слова Нины Чавчавадзе, жены поэта.

2. Работа над портретом А. С. Грибоедова. Многие художники пытались написать  портрет Александра Сергеевича, но вряд ли их можно назвать удачными. А что по этому поводу думают наши эксперты?

3. Сообщения учащихся о портретах  и гравюрах А.С. Грибоедова.

4. Следующий этап нашего путешествия – страницы воспоминаний о писателе (проверка домашнего  задания).  Что думают современники Грибоедова о его  внешнем облике: (примерные ответы учащихся) «высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя», «чёрные густые брови», «оттеняющие бледность лица», «губы, сжатые в полуусмешке», «взгляд сквозь очки, словно отрешённый от всех мирских забот».

Иным  мы  видим  его  в  словесных  портретах(слайды 3-4):

Овеян не был ты туманом.
Не искажён и не уныл,
Но бледен… нет, ты ясен был…

 (В. Кюхельбекер. «Памяти Грибоедова»)

 «И в лице его видно было столько же искреннего участия, как в его приёмах умения жить в хорошем обществе, но без всякого жеманства. Без всякой формальности… Кровь сердца  всегда играла у него на лице».

(А. Бестужев)

Все были удивительно единодушны в  высказываниях о личности поэта:«необыкновенно глубокий ум», «обширнейшие познания», «талантливость», «разносторонность дарований», «душевная чистота», «активность натуры». А. Пушкин видел у него «способности человека государственного».

5. Работа с учебником.  Составление таблицы:

 

Дата

Факты биографии

Произведения

Слайд 5

1795

Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в Москве, в старинной дворянской семье. У Александра было прекрасное домашнее образование, постигнув свою роль в семье и обществе, осознал, какую цену пришлось заплатить матери за его появление на свет, и платил ей горячей любовью.

 

Слайд 6

1803-1806

Московский университетский благородный пансион. Одинаково легко давались и языки. И математика, и изящная словесность. Оказывал изрядные успехи в фехтовании.

 

Слайд 7

(Запись вальса)

1806-1808

Московский университет: словесное, этико-политическое и физико-математическое отделение. Был музыкально одарён, причём стремился на только играть, но писать музыку (сохранились 2 его вальса)

Комедия «Дмитрий Дрянской»

Слайд 8

1812

Московский гусарский полк: поступил добровольцем в армию, но участия в боевых действиях принять ему не пришлось.

 

Слайд 9

1816

Отставка с военной службы

 

Слайд 10

1817

Коллегия иностранных дел, губернский секретарь
Дуэль Завадовского с Шереметевым, погиб Шереметев. Грибоедов – секундант. Затем дуэль секундантов – Грибоедова и Якубовича А. И.. Грибоедов ранен в руку.

«Студент», «Своя семья, или Замужняя невеста»

Слайд 11

1818 август

Секретарь русской дипломатической миссии в Персии. 
Замысел комедии «Горе от ума». Считал искать необходимый литературный  материал  в жизни современного русского общества, в истории, в народном быте. В противовес возвышенно-вычурному языку произведений сентименталистов и классицистов писатель обращается к городскому просторечию, к тому живому языку, на котором говорили люди его времени.

«Притворная неверность»

Слайд 12

1822

Перевод в Тифлис. Создание 2-х 1-х акта «Горе от ума»

 

Слайд 13

1823

Долгосрочный отпуск в Москве

Опера-водевиль«Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом»

Слайд 14

1824

Петербург
Постановка в Москве и Петербурге («Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом»)
Напечатать не удалось. Рукописные списки. Называют примерное количество рукописных копий около 40 тысяч. Одну из таких копий получает Пушкин от приехавшего к нему в Михайловское Пущина. Ознакомившись с комедией, А.С.Пушкин так отозвался о ней: "О стихах я не говорю: половина - должны войти в пословицу".

 

Развязка «Горе от ума». Закончил «Горе от ума» к осени.

 

1825, лето

Жизнь на  Кавказе

 

 

Январь 1826

Арест. Петербург. Предупреждение Ермолова. Уничтожение  ряда  рукописных  материалов.

 

Слайд 15

2.06.1826

Освобождён, принят Николаем I, затем произведён в надворные советники. Негласный  надзор.

 

Слайд 16

Осень 1826

Кавказ. Война с Персией.

 

Слайд 17

1827

Участвует в военном походе на Эривань, проявляет храбрость и мужество в ряде сражений

 

Слайд 18

1828

Формулирует ряд статей Туркманчайского мирного договора. Прибыл для его утверждения в Петербург.
Лето месяцы использует для творчества.
Женитьба на Нине Александровне Чавчавадзе.

Совершенствует наброски романтической трагедии «1812 год»

Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22

Январь 1829

Гибель. Погибла и рукопись трагедии «Грузинская ночь», над которой работал драматург.
По дороге в Тифлис траурную процессию Пушкин. «Что везёте?» - спросил он сопровождающих. «Грибоеда»,- отвечали ему. 
Персидский шах прислал к русскому императору своих вельмож с извинениями и ценными подарками. Алмаз «Шах».  Извинения были приняты. Межгосударственный конфликт – исчерпан.
Н. А. Грибоедова распорядилась поставить на могиле мужа крест с надписью:«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего же пережила тебя любовь моя?»

 

За  свою не слишком долгую жизнь Грибоедов сделал очень много. Его комедии «Горе от ума», как и самому автору,  суждено бессмертие.  (Слайд 23) На экране – жизнь комедии «Горе от ума» на сцене театров и телевидении.

6. Информация о творческой истории: (сообщение учащихся).

III. Домашнее задание: прочитать комедию «Горе от ума», выписать из комедии  крылатые фразы.

Используемая методическая литература: 

Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс.- М.: ВАКО, 2003-с. 90-91.

Интернет-ресурсы:

http://www.fcior.edu.ru/card/15874/griboedovskaya-moskva-chast-1-uglublennoe-izuchenie.html 
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6d1f6482-f399-4d88-84 59-9bebb7918eef/%5BLI9RK_10-01%5D_%5BTE_08%5D.htm 
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/46d047af-aa1f-8a9f-a546-34cc41dbaada/Griboedov_bio.htm 
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/51ce51cb-6857-af7b-ee2a-e9517c67f47a/Griboedoff_Vals_As_dur.htm

Открытый урок по литературе на тему: "Жизненный подвиг А.С. Грибоедова"

Цели урока: Показать талантливость, многогранность личности писателя.

Оборудование: Иллюстрации по творчеству А.С.Грибоедова, музыкальные произведения: Бетховен “Лунная соната”, Грибоедов “Вальс”, портрет И.Крамского “А.С.Грибоедов”.

Эпиграф: 
“Ум и дела твои бессмертны в памяти русских…”(Н.А.Грибоедова.)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Сегодня на уроке вам будет предложено познакомиться с жизнью необыкновенного человека – Александра Сергеевича Грибоедова, писателя, серьёзно занимающегося литературой, историей, музыкой (он был отличным пианистом), иностранными языками, с жизнью дипломата. Да, постичь выдающуюся личность нелегко, но мы попытаемся это сделать с помощью наших литературоведов, в своей работе они основывались на труды литераторов, монографии писателей, энциклопедии (учитель подходит к первой группе ребят, которая называется “Литературоведы”). Им помогут воспоминания современников, самого писателя. Это сделает биографию Грибоедова достоверной, точной, подлинной (с этим будет работать группа“Современники”). А многогранность таланта великого писателя покажут ребята с помощью музыки, живописи и поэзии (с этим будут справляться ребята из группы “Эстеты”).

Мы осветим биографию писателя по плану нашего урока:

  1. Грибоедов – образованнейший и разносторонне талантливый человек.

  2. Грибоедов – создатель бессмертной комедии “Горе от ума”.

  3. Грибоедов и декабристы.

  4. Грибоедов – блестящий дипломат, “человек государственный” (план занести в тетрадь).

Итак, я приглашаю вас к разговору об этом человеке.

Ужасная, чёрная судьба выпадает на долю всякого, кто осмелится поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром. История нашей литературы – это мартиролог (перечень лиц, подвергшихся гонениям)

  1. Рылеев повешен Николаем I.

  2. Пушкин убит на дуэли в 38 лет.

  3. Белинский убит голодом и нищетой.

  4. Лермонтов убит на дуэли на Кавказе в 27 лет.

  5. Бестужев умер на Кавказе совсем ещё молодым после каторжных работ в Сибири.

  6. Грибоедов зарезан в Тегеране…

Александр Сергеевиа Грибоедов

Эстеты”.

Современники видели в нём человека необыкновенного. Многие пытались нарисовать его портрет, но ни один из них не был удачным. Самым удачным считается портрет, написанный в 1873 году художником И.Крамским: “Высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя, чёрные густые брови, оттеняющие бледность лица, губы, сжатые в полуусмешке, взгляд сквозь очки, славно отрешённый от всех мирских забот”.

Учитель. А вот словесный портрет.

Современники”.

1.“Прекрасно одет, строен, чёрные волосы были тщательно приглажены, узкое лицо, небольшие глаза за очками были черны, как уголь. Говорил он тихо и медленно…”

2.“Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем…”

3.“Необыкновенно глубокий ум, обширнейшие познания, талантливость, независимость суждений, душевная чистота, способности человека государственного”

Учитель.

Помните, как у Экзюпери: “Откуда я родом? Я родом из своего детства”. Все мы родом из своего детства. Где же проходило детство А.С.Грибоедова?

Современники”

“Отечество, сродство и дом мой в Москве”, – определял своё отношение к столице Грибоедов.

Литературоведы”.

В биографии Грибоедова много пробелов. Например, точно не установлен год его рождения (хотя точно известен день его рождения – 4 января – отец его, Сергей Иванович, в молодости гвардейский офицер, обыкновенно жил в деревне. Воспитанием двух детей, Саши и Маши, занималась мать, Настасья Фёдоровна. Дети были очень одарёнными и любознательными. А любознательность, как известно, рождает учёных и поэтов. Грибоедов получил прекрасное образование и с юности владел французским, немецким, английским, итальянским языками, а позже изучил латинский, греческий, персидский.

Учитель.

О молодость! Молодость! Может быть, вся тайна твоей прелести не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что ты всё сделаешь, в твоей одержимости.

Литературоведы”.

В 8 лет его отдали в лучшее в то время заведение в России, Московский благородный пансион, где ранее учился В.А.Жуковский. Занятия в пансионе вели преподаватели университета, а по окончании пансиона Грибоедов поступил в Московский университет. Это был научный и культурный центр страны, где получали образование будущие декабристы. Ему было 11 лет, когда он стал студентом.

График занятий был очень напряжённым. Лекции начинались в 8 утра и продолжались до 12 часов, после обеда слушались с 3 до 5 часов. Юные студенты приезжали на занятия в сопровождении домашних гувернёров, а после занятий профессора приходили на дом к своим ученикам-аристократам, чтобы повторить урок. Грибоедов закончил три факультета: словесный, юридический и физико-математический.

Учитель.

А каков же был уклад московской жизни семьи Грибоедовых?

Литературоведы”.

Грибоедовы жили привычным московским ритмом, привольно, хлебосольно. Два вечера в неделю у них были настоящие детские балы. Весной начинались публичные гуляния. У стен Новодевичьего монастыря, в Сокольниках устраивались качели, балаганы и прочие народные забавы, которые наблюдал с открытой галереи родительского дома маленький Грибоедов.

Эстеты”.

И брат, и сестра обладали прекрасными музыкальными способностями. Юная Маша играла на арфе и была блестящей пианисткой, Грибоедов отлично играл на фортепьяно (часами мог сидеть у инструмента), был автором нескольких музыкальных произведений, любимыми его композиторами были Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер.

Звучит “Лунная соната” Бетховена.

Литературоведы”.

В 1812 году Грибоедов готовился “для возведения в звание доктора прав”. Попутно увлекается театром. Но всю жизнь перевернула война 1812 года. Наполеон подступил к стенам древней Москвы. Суровые испытания, выпавшие на долю России не могли не найти отклик в душе Александра Сергеевича. И он, движимый патриотическим порывом, записался в Московский гусарский полк. Но участвовать в битвах ему не довелось: полк не успели укомплектовать и срочно выслали из Москвы в тыл. И в 1813 году он оказался в Польше в кавалерийских резервах. Так началась его жизнь вне дома, вне Москвы, университета и привычных занятий. Ему было 18 лет. Походная жизнь, удалая гусарская весёлость, бесшабашная смелость нравились ему.

Эстеты”.

Философы в учёном заточеньи,
Защитники уединенья, 
Наш посетите стан, когда вам есть досуг.
Здесь узрите вы дружный, братский круг,
Начальника, отца обширного семейства.
Коль надобно – на смерть идут;
Не нужно – праздники дают.

Учитель.

Неизвестно, как сложилась бы судьба Грибоедова, если бы он не встретил здесь друга, нравственное влияние которого ощущал потом всю жизнь. Это был Степан Никитич Бегичев.

Степан Никитич Бегичев

Современники”.

“Ты, мой друг, поселил в меня любовь к добру, я с тех пор начал дорожить честностью и всем, что составляет истинную красоту души,… с тобой я становлюсь нравственно чище и добрее” (Грибоедов).

Учитель.

Бегичев заставил его всерьёз размышлять о крепостном праве, о современном состоянии России, об Отечественной войне. Как только кончилась война, Грибоедов взял отпуск и приехал в Петербург, а в конце 1815 года вышел в отставку и был определён на службу в коллегию иностранных дел, чиновником в которой служил и Пушкин. Там и познакомились будущий великий поэт и будущий автор гениальной комедии. Они были молоды, увлечены весёлой столичной жизнью, влюблены в поэзию и театр. Осенью 1817 года имя Грибоедова было замешано в громкую и скандальную историю “дуэль четверых”.

Литературоведы”.

Грибоедов прожил в Петербурге недолго. Весёлая жизнь свела его с молодыми кутилами Шереметевым и Завадовским, которые соперничали из-за балерины Авдотьи Ильиничны Истоминой, юной, но уже знаменитой красавицы, кружившей головы петербургской молодёжи, в которую был влюблён Шереметев. Секундантами Шереметева был известный в городе дуэлянт, с детства знакомый Грибоедову, будущий декабрист, Александр Якубович.

Современники”.

“Формально дуэли были запрещены, на самом деле они оставались распространённым явлением. Смертельный исход бывал редко, дрались “до первой крови” – лёгкая рана считалась достаточным удовлетворением. На сей раз условия были жёсткими: стреляться с шести шагов. При обсуждении вспыхнула ссора между секундантами Грибоедовым и Якубовичем, которые должны были стреляться сразу после дуэли Шереметева с Завадовским в тот же день. Эту скандальную историю назовут “дуэль четверых””.

Литературоведы”.

Она состоялась 12 ноября 1817 года. Шереметев выстрелил почти сразу, на ходу. Пуля оторвала воротник сюртука Завадовского. Пистолет Завадовского дал осечку. На этом история могла бы и кончиться, а противники примириться. Но слишком долго медлил с выстрелом Завадовский, слишком насмешливо-тщательно целился в летящую ласточку. Н играл на нервах противника, ожидая, что тот проявит слабость. Шереметев взбесился и, забыв все условия дуэли, крикнул, что если будет промах, он все равно пристрелит Завадовского, как собаку. Грянул выстрел. Шереметев упал и стал кататься по снегу: пуля попала в живот. Он умер через 26 часов в страшных мучениях. Происшествие, казавшееся вначале лёгкой шалостью, обернулось трагедией. Вторая дуэль не состоялась, так как время было потрачено на оказание помощи раненому Шереметеву. На второй день Якубовича, как зачинщика, арестовали и сослали на Кавказ, Завадовскому посоветовали покинуть Петербург, Грибоедова за дуэль не наказали, но в глазах общественного мнения Якубович выглядел героем, Шереметева жалели и единственным виновником происшествия стали считать Грибоедова.

Учитель.

Начальство решило удалить чиновника Грибоедова из Петербурга, ему было предложено место секретаря русской миссии либо в Персии, либо в США. Грибоедов выбрал Персию. По дороге в Персию Грибоедов почти на год задержался на Кавказе, в Тифлисе. Где и состоялась отложенная дуэль с Якубовичем. Грибоедов промахнулся и был ранен в руку, что для него как для музыканта было весьма чувствительно.

Литературоведы”.

Судьба Грибоедова переменилась: он – секретарь персидской дипломатической миссии в Тегеране. Отказаться от этого “почётного назначения” не удалось и 28 августа 1818 года Грибоедов покидает Петербург. Он едет к месту новой службы, как в ссылку, оставляя позади столицу, театр, друзей, поэзию. По пути на Кавказ он заезжает в Москву, повидать мать и сестру. Москва не удовлетворила его.

Современники”.

“В Москве всё не по мне. Праздность. Роскошь. Прежде здесь любили музыку, нынче она в пренебрежении; ни в ком нет любви к чему-нибудь изящному”.

Литературоведы”.

Он жалуется на отсутствие друзей, полное непонимание в семье.

Современники”.

“Все видят во мне Сашу, милого ребёнка, который теперь вырос, много повесничал, наконец-то становится к чему-то годен, определён в миссию и может со временем попасть в статские советники, а больше во мне ничего видеть не хотят. Матушка с презрением говорит о моих стихах…”

Учитель.

Через месяц Грибоедов уже у подножия Кавказских гор.

Современники”.

“Вот мы и у подножья Кавказа, в сквернейшей дыре, где только и видишь, что грязь да туман, в которых сидим по уши”

Литературоведы”.

Первая встреча с Кавказом не радовала. Но вот погода прояснилась, и караван отправился в путь, до Тифлиса. И Грибоедов пожалел, что не владеет даром живописца: настолько величественны и красивы были золотые холмы, “позлащённые солнцем”.

Он придирчиво всматривается в окружающее, знакомится со своим новым жилищем, сетует, что мало знает об истории древнего Востока. Именно здесь, На Кавказе, Грибоедов начинает писать свою будущую комедию “Горе от ума”, тогда он назовёт её “Горе уму”, и первым его слушателем будет ближайший друг Пушкина Вильгельм Карлович Кюхельбекер (будущий декабрист) – Кюхля (так звали его друзья-лицеисты).

Современники”.

“Гениальный, благородный, единственный мой Грибоедов, более чем друг. Он писал “Горе от ума” почти при мне, по крайней мере, мне первому читал каждое отдельное явление сразу после того, как оно было написано”

Учитель.

Выхлопотав отпуск, Грибоедов привозит с Кавказа в Москву два первых акта комедии “Горе от ума”.

Разыгрывание первых двух явлений комедии учениками (диалог Лизы и Фамусова).

Учитель.

Автора очень волнует судьба комедии, он мечтает увидеть её на сцене. Но при жизни автора пьеса не появилась ни в печати, ни на сцене. Видимо, не только московское барство задел Грибоедов (московские князья узнавали себя) – всю старую Россию вывел на сцену, и ему этого не простили.

И всё-таки “Горе от ума” потрясло общество. Это был живой разговорный язык, стихи, которые на лету превращались в пословицы, картины русской жизни, каких не было со времён Фонвизина. Грибоедова приглащали в литературные салоны Петербурга и просили читать и читать, и тот не в силах был отказаться хотя бы от устной публикации комедии. Рукописи комедии были найдены у друзей-декабристов, и сразу после восстания его, как и многих, арестовали и привлекли к следствию по делу декабристов. Более 3-х месяцев Грибоедова держали под арестом, но доказательств его причастности к заговору не обнаружили. Свобода была желанной, но с привкусом горечи – в крепости оставались друзья. Через два года ему поручают ведение дипломатических дел с Турцией и Персией. Поэт вынужден был стать дипломатом.

Литературоведы”.

Свои гениальные способности он вкладывает в дипломатические дела, и 10 февраля 1828 года он заключает между Россией и Персией Туркманчайский мирный договор, чрезвычайно выгодный для России.

Согласно договору, подписанному в маленькой персидской деревушке, к России отходили территории Эриванского и Нахичеванского ханств, Россия получила право иметь военный флот в Каспийском море и контрибуцию в 20 миллионов рублей серебром, а также освобождала от власти персидского паши 45 тысяч армян. 14 марта Грибоедов привозит договор в Петербург, столица встречает его как победителя, ему пророчат блестящую карьеру дипломата.

Учитель.

По дороге в Тегеран он заезжает в Тифлис (Тбилисси) – столицу Грузии. Поэту необходима была мирная передышка.

Современники”.

“Это было 16-го. В это день я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзе, всё глядел на неё, задумался, сердце забилось…”

Нина Чавчавадзе

Литературоведы”.

Любовь многолика. У неё тысячи имён. Одно из них – Нина. Стройная девочка с куклой, которую помнил Грибоедов по её детству. Он был другом её отца, грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе, частым гостем в доме, где собирались лучшие люди Грузии, где Грибоедов давал Нине уроки игры на фортепьяно. Судьба Нины решилась за один летний день. Всю свою жизнь она будет вспоминать мозаику этого дня: дорожку утреннего сада, вдумчивый взгляд Грибоедова, а затем его стремительное признание, её стремительное согласие стать его женой, суматоху в доме. Юная (16-летняя) жена Грибоедова была очень любезна, красива и образованна.

Современники”.

Грибоедов пишет друзьям: “Женат, путешествую с огромным караваном… Ночуем под шатрами на высотах гор, где холод зимний. Нинуша моя не жалуется, всем довольна. Я необычайно счастлив…”

Учитель.

Но счастье было недолгим, надо было срочно ехать по делам в Персию. И спустя 18 дней после венчания Грибоедов с женой в сопровождении русской миссии едут в Тавриз. Он оставляет Нину на границе, очень тоскуя по ней. Что это было: предчувствие или провидение? 30 января 1829 года толпа мусульманских фанатиков, подстрекаемая властями, напала на русское посольство в Тегеране. Толпа народа, ворвавшись во дворы, где помещались члены русской миссии, перебив всех их, ограбило всё их имущество, возвратилась во двор. Грибоедов увидел, что дело дошло до крайности и при нём никого не оставалось, кроме его дяди, который стал заряжать ружья и подавать племяннику. Грибоедов убил до 18 человек из толпы, которая пыталась ворваться в его комнату. Когда люди увидели, что нет возможности ворваться в комнату через двери, они забрались на крышу, и, сломав потолок, убили несчастного Грибоедова через отверстие, сделанное в потолке. Начался грабёж: персияне выносили на двор добычу и с криком и дракой делили её между собой. Деньги, бумаги, журналы миссии – всё было разграблено.

Известие о гибели Грибоедова, посла в Персии, известного писателя, докатилась до Петербурга через полтора месяца и не вызвало огорчения у русского царя и его окружения. Скорее было удовлетворение, что избавились ещё от одного вольнодумца. Близких же людей смерть писателя потрясла, и первым, кто встретился с ней лицом к лицу, был А.С.Пушкин.

Современники”.

1.На высоком берегу реки увидел против себя крепость Гергеры. Три потока с шумом и пеной низвергались с высокого берега. Я переехал через реку. Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. “Откуда вы?” – спросил я их. “Из Тегерана”. – “Что вы везёте?” – “Грибоеда”.

2.Нина претерпела все эти бедствия в состоянии беременности, коей было уже 7 или 8 месяцев, когда Прасковья Николаевна с осторожностью объявила ей о сём. Нина не металась в отчаянии; она плакала, но тихо и скрывала грусть свою. Печаль же на неё столь подействовала, что она через несколько дней после того выкинула ещё живого ребёнка, который через несколько часов и умер.

Учитель.

Обезображенный труп Грибоедова привезли в Тифлис.

Эстеты”.

И я пошла его встречать, 
И весь Тифлис со мной 
К заставе Эриванской шёл
Растроганный толпой.
На кровлях плакали, когда
Без чувств упала я…
О, для чего пережила его любовь моя!!

Литературоведы”.

Похоронили писателя на горе Мтанцминда в монастыре Святого Давида. На памятнике, который установила вдова поэта, Нина Грибоедова были слова: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего же пережила тебя любовь моя?” . Ей было 16, когда её назвали женой Грибоедова, ей не было и 18, когда она стала вдовой великого поэта России, так трепетно и безоглядно её любившего. И напоминание об этой любви – вальс Грибоедова, который он когда-то посвятил ей. Нина очень любила играть эту нежную мелодию. Её звуки – как слёзы о былом счастье, о несбывшихся мечтах.

Звучит вальс Грибоедова.

Литература:

  1. Е.Муза, С.Овчинникова. Жизнь и творчество А.С.Грибоедова: материалы для выставки в школе и детской библиотеке.- М.: Детская литература, 1989.

  2. В Мещеряков. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. – М.: Современник, 1989.

  3. З.Давыдова. А.С.Грибоедов, его жизнь и гибель в мемуарах современников.- М.: Современник, 1929.

  4. Ю.Тынянов. Кюхля. Смерть Вазир-Мухтара. – М.: Современников, 1971.



Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по комедии А_С_Грибоедова Горе от ума(2)»

Юлбатская средняя общеобразовательная школа






Урок-презентация в IX классе

по творчеству А.С.Грибоедова «Моё первое знакомство с героями комедии «Горе от ума»







Учитель русского языка и

литературы Сафина

Рамзия Габдулбаровна







2010


Урок-презентация в 9 классе по теме «Первая встреча с героями комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».


Цели урока: 1) Повторить теоретический материал по теме «Комедия классицизма»;

2) Приступить к анализу комедии по действиям;

3) Заинтересовать комедией, пробудить интерес к чтению;

4) Продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.


Оборудование: титульный лист первого издания комедии; фрагменты видеофильма спектакля ленинградского драматического театра, портреты А.С.Грибоедова.


Эпиграф к уроку: «Характеры «Горя от ума» были настолько живы и убедительны, что современники стали сразу же узнавать в них живых людей»

Д.И.Завалишин «Записки декабриста».


Задачи урока:

  1. Повторить черты классической комедии.

Начать исследование комедии с точки зрения теории классицизма и реализма.

  1. Начать исследование сюжета комедии.

  2. Знакомство с героями комедии и анализ 1 действия.


Ход урока.


Учитель знакомит с эпиграфом, задачами урока. (Показ через проектор).

Учитель: На изучение комедии отведём 5 уроков. Пятый урок – семинарское занятие. Я сегодня раздам вам памятки-помощники. По ходу чтения комедии вы будете заполнять эти таблицы и, обобщив, перед семинарским занятием запишете в тетрадь.

1. Актуализация опорных знаний.

А теперь послушаем историю создания комедии.

- Предполагают, что план комедии начал складываться уже в 1816 году, тогда же были написаны и отдельные сцены. Существует версия рождения замысла комедии во сне.

1821 год. Тифлис. Сложился план комедии. Написаны I и II акты.

1823 год. Комедия привезена в Москву. В имении Бегичева закончена работа над последними актами.

Комедия распространялась в рукописях. Было сделано около 40 тысяч рукописей. Одну из таких копий получил от приехавшего в Михайловское Пущина А.С.Пушкин.

При жизни Грибоедова, в 1825 году, была опубликована только небольшая часть комедии. Впервые без цензурных искажений комедия была напечатана в России в 1862 году.

Учитель: Чтение, изучение драматического произведения требует от вас определённой подготовки. Чтобы вам легче было приступить к изучению комедии «Горе от ума», повторим особенности комедии как литературного жанра. (презентация №1)


Особенности комедии как жанра литературного произведения



комедия



Отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и авторские ремарки существуют)

Ограничение действия пространственными и временными рамками.

Раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта)

Организация речи в форме диалогов и монологов

Этапы развития конфликта

Наличие сюжета


Учитель: Комедия была написана во времена господствования классицизма. Эта ситуация сильно повлияла на определение метода создания произведения.

Вспомним черты классической комедии.

- комедия относится к низшему стилю;

- одна из особенностей сюжета – любовный треугольник: борьба двух молодых людей за руку одной девушки;

- соблюдение правила трёх единств: места, времени, действия;

- говорящие фамилии;

- литературное произведение должно воспитывать верность государству, Отечеству;

- в конце порок наказан, добродетель торжествует.

Учитель: Наряду с традиционными для того времени чертами, комедия имеет черты и реализма и романтизма. О них мы будем говорить и на следующих уроках и записывать в таблицу №1:


Традиции

Новаторство




Учитель: Некоторые традиционные черты классицизма вы сможете записать уже сегодня.

Учитель: Система образов драматического произведения отличается от других жанров. (презентация №2).

Учитель: Я несколько упростила эту схему и предлагаю вам заполнять в виде таблицы:


Классификация героев драматургических произведений: (табл. №2)


Главные герои

Второстепенные герои

Внесценические персонажи





Учитель: Наконец, обратимся к героям комедии «Горе от ума». Среди них есть герои с говорящими фамилиями. Эти фамилии Грибоедова отражают не сущность героев в целом, как это было у Фонвизина (Скотинин, Правдин, Стародум), но и способность их «слышать» и «говорить».

Учитель: По-вашему, какие фамилии «говорящие»?

- П.А.Фамусов – (от лат. Fama – молва.) Фамусов опасается людской молвы.

- Репетилов – (от франц. Repeter – повторять)

- Молчалин – однокоренной глагол – молчать. В первом действии он молчаливый, немногословный.

В описании Скалозуба сначала указывается, что он «полковник», ведь он главное в его образе, а потом лишь добавляется – Сергей Сергеич.

Князь Тугоуховский – тугоухий.

Старуха Хлёстова – однокоренной глагол – хлестать, бить чем-нибудь гибким. Есть выражение «хлёстко говорить».

Учитель: Чацкий Александр Андреевич – в черновом варианте Грибоедов писал эту фамилию Чадский, сократив фамилию Чаадаева. Пётр Яковлевич Чаадаев – друг Пушкина. Участвовал в войне 1812 года. В 1821 году прервал военную карьеру и вступил тайное общество. С 1823 по 1826 год путешествовал по Европе, изучал философию. После возвращения в Россию в 1828 – 1830 годах написал и издал трактат «Философские письма». Эти письма придерживались прогрессивных взглядов, противоречили порядкам России.

Указом царя Пётр Яковлевич Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В образе Чацкого Грибоедов предсказал судьбу Чаадаева (Чацкий тоже объявлен сумасшедшим).

Учитель: А теперь послушаем, о чём эта комедия? Какой исторический период отражается в ней. Расскажет профессор Скатов. (Просмотр фрагмента видеосюжета).

Учитель: Представим себе дом богатого московского барина I половины XIX века. Входим в гостиную. (просмотр фрагмента начала спектакля)

Учитель: так представил себе гостиную режиссёр Петербургского академического театра драмы имени Пушкина.

- С какими героями познакомились?

- Как относится Фамусов к окружающим? Ваши первые впечатления?

- Павел Афанасьевич Фамусов – богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он управляющий в казённом месте. Действие пьесы происходит в его доме.

В этой сцене мы видим его как хозяина дома. Он властный барин. Я представил его добродушным и в то же время ворчливым, вспыльчивым человеком. В обращении к Молчалину проявляется его высокомерный тон.

- Ещё какую черту Фамусова заметили?

- Фамусов – любящий отец. Он один воспитал Софью. Вот как он говорит об этом: (явление 4, стр. 108)

- Какой вам показалась Софья?

- Софья умная, гордая, с сильным и независимым характером, мечтательная. Ей 17 лет. Она рано осталась без матери, поэтому чувствует себя хозяйкой дома. Отсюда её властный тон.

- В кого она влюблена? Почему?

- Софья влюблена в Молчалина. По ночам она читает французскую сентиментальную литературу. Они воспитали в ней мечтательность и чувствительность. Эти романы могли заставить её обратить внимание на Молчалина – человека незнатного, бедного, скромного, не смеющего поднять на неё глаза. Вот как она говорит о Молчалине: (явление 5, стр. 113)

- Что узнали о Молчалине?

- Цель жизни Молчалина – медленно, но верно продвигаться по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью. За 3 года отсутствия Чацкого он добился блестящих успехов. Безвестный, безродный тверской мещанин стал секретарём Фамусова, получил 3 награждения, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи, незаменимым человеком в доме Фамусова.

- Какова атмосфера в доме Фамусова?

- Главное, что я заметил, - это обман и лицемерие. Софья обманывает отца, Молчалин – своего начальника Фамусова и Софью. Лиза, вынужденная прикрывать Софью и Молчалина, обманывает Фамусова.

- Чем является 1-5 явления в плане развития сюжета?

- Экспозицией. В ней Грибоедов знакомит с местом действия, с главными действующими лицами.

- С какого события начинается завязка?

- С появления в доме Фамусова Чацкого.

- Какой характер носит завязка?

- Завязка сюжета пьесы имеет любовный характер. Главный герой Чацкий приезжает в Москву из–за своей любимой девушки Софьи.

В доме Фамусова в первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа и так ослеплён красотой Софьи, что даже не замечает её холодности, отчуждения.

Заметив холодность Софьи, Чацкий стремится узнать, кого же на самом деле любит Софья.

- Как появляется в пьесе Чацкий?

(Явление 5, стр 112)

- Что в поведении Чацкого сразу же бросается в глаза?

-Чацкий любит Софью. Его любовь искренна, как и 3 года назад. Он ждал встречи с нетерпением. В первое время он весел, взволнован, находится в хорошем расположении духа.

- Как встречает его Софья?

- Она встречает его холодно и отчуждённо, хотя они росли вместе в доме Фамусова. Чацкий воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров.

Учитель: Так возникает конфликт между Софьей и Чацким. А что такое конфликт?

- Конфликт – столкновение, противоречие между характерами или характерами и обстоятельствами. (запись в словари)

Учитель: Бывает ещё внутренний конфликт, когда человек переживает внутренние противоречия. Каков характер конфликта между Софьей и Чацким?

- Любовный.

Учитель: Но уже в 1 действии кроме личного, любовного конфликта намечается и общественный конфликт. Он угадывается в сатирических реп-ликах Чацкого о московских нравах. Прочитайте эту сцену. (Явление 6,стр115)

Учитель: За развитием общественного конфликта будем следить, опираясь на таблицу №3: (показ через проектор). Вам нужно будет выписывать цитаты из комедии.

Отношение к:

Чацкий

Фамусовское общество

Народу и у крепостному праву;

Просвещению;

Службе;

Иностранному;

Богатству, чинам;

Любви, браку;

Смыслу слова «ум»




(подбор нескольких цитат)

Учитель: В 1 действии есть выражения, которые стали крылатыми. Их называют афоризмами. Запись в словарях: афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. (подбор нескольких афоризмов из 1 действия).

Итог урока.

- Итак, анализируя 1 действие комедии, мы познакомились с какими действующими лицами? (работа по таблице №2).

- Вернёмся к эпиграфу урока (просмотр через проектор).

-Чем характеры героев показались вам убедительными?

- Каков конфликт пьесы «Горе от ума» и в чём его своеобразие?

- В отличие от классической комедии 2 основных конфликта: любовный и общественный.

- В какую графу таблицы №1 запишете об этом?

Д.З. Прочитать 2 действие. Определить размер стиха. Выписывать афоризмы.

Выставление оценок.


Просмотр содержимого презентации
«А.С.Грибоедов Биография»

Жизнь и творчество А.С.Грибоедова  (1795(?)-1829) « Загадки» писателя

Жизнь и творчество А.С.Грибоедова (1795(?)-1829)

« Загадки» писателя

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»    Нина Чавчавадзе

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…» Нина Чавчавадзе

Рождение, учеба, служба.

Рождение, учеба, служба.

  • А.С.Грибоедов родился в Москве в обеспеченной родовитой семье. Окружающих поражала его одаренность. В 1806-1812 он учится в Московском университете, заканчивает юридический и философский факультеты.
  • Закончить третий факультет математики и естесственных наук помешала Отечественная война 1812г. А.С.Грибоедов добровольно поступил корнетом в Московский гусарский полк.
А.С.Грибоедов был очень образованным человеком   В 1816г. А.С.Грибоедов оставляет военную службу и определяется в Коллегию иностранных дел. А.С.Грибоедов был очень образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками, изучал древние и восточные языки много читал занимался музыкой, сочинял сам.

А.С.Грибоедов был очень образованным человеком

В 1816г. А.С.Грибоедов оставляет военную службу и определяется в Коллегию иностранных дел. А.С.Грибоедов был очень образованным человеком. Он владел несколькими европейскими языками, изучал древние и восточные языки много читал занимался музыкой, сочинял сам.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума», сделавшая имя автора бессмертным.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума», сделавшая имя автора бессмертным.

Арест А.С.Грибоедов вращался в декабристском кругу. Когда восстание произошло, драматург находился на Кавказе. Здесь в крепости «Грозное» он был арестован 22 января 1826г. по подозрению в причастности к тайному обществу. Его допрашивали, он отрицал свое участие в деле декабристов, и его друзья-лицеисты подтвердили его показания.

Арест

А.С.Грибоедов вращался в декабристском кругу. Когда восстание произошло, драматург находился на Кавказе. Здесь в крепости «Грозное» он был арестован 22 января 1826г. по подозрению в причастности к тайному обществу. Его допрашивали, он отрицал свое участие в деле декабристов, и его друзья-лицеисты подтвердили его показания.

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской , но для чего же пережила тебя любовь моя?..» Незадолго до отъезда в Персию А.С.Грибоедов как бы предвидя свою гибель, говорил жене: «Не оставляй костей моих в Персии: если умру там, похорони меня в Тифлисе, в монастыре Давида». Там он и похоронен. Там же при монастыре Давида позже был сооружен памятник в честь А.С.Грибоедова .

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской , но для чего же пережила тебя любовь моя?..»

Незадолго до отъезда в Персию А.С.Грибоедов как бы предвидя свою гибель, говорил жене: «Не оставляй костей моих в Персии: если умру там, похорони меня в Тифлисе, в монастыре Давида». Там он и похоронен. Там же при монастыре Давида позже был сооружен памятник в честь А.С.Грибоедова .

«Загадки» А.С.Грибоедова

«Загадки» А.С.Грибоедова

  • Год рождения писателя.
  • Причастность А.С.Грибоедова к восстанию декабристов.
  • Противоречие всей его жизни- между верой в высокие идеалы человечности и скепическим, горьким отношением к возможности их осуществления в тогдашней России
Вопросы для обобщающей беседы:

Вопросы для обобщающей беседы:

  • Какие чувства вызывают у вас человеческие качества А.С.Грибоедова и вся его жизнь?
  • Выделите важнейшие события биографии А.С.Грибоедова.
  • Чьим современником из известных вам писателей и поэтов был А.С.Грибоедов?
  • История создания комедии «Горе от ума»
  • Что вас привлекает в А.С.Грибоедове?
  • Назовите «загадки» А.С.Грибоедова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!