СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Грибоедов «Горе от ума». Смысл названия. Художественное своеобразие комедии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка открытого урока литературы в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«А.С. Грибоедов «Горе от ума». Смысл названия. Художественное своеобразие комедии»

А.С. Грибоедов «Горе от ума».

Смысл названия.

Художественное своеобразие комедии

Цели:

  1. раскрыть смысл названия комедии;

  2. выявить черты классицизма, романтизма, реализма в произведении;

  3. поразмышлять над жанром комедии;

  4. продолжать работу по внедрению проблемного обучения в образовательный процесс;

  5. развивать речь, мышление, умение анализировать произведение;

  6. обучать работе в группах;

  7. показать своеобразие комедии, ее богатство и непохожесть на другие произведения.

Тип урока:

Методы и приемы: поисковые методы, исследовательские, словесные (беседа), постановка учебных (проблемных) задач, рефлексия.

Оборудование: карточки «Блиц-опрос».


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.


Уже несколько уроков, как мы с вами пустились в литературное путешествие по замечательному, великолепному по замыслу и исполнению произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это произведение относится к ряду произведений «на все времена». В течение почти 200 лет оно является бессменным в репертуарах московских и провинциальных театров. В том числе и Белгородского драмтеатра. Почему это произведение стало бессменным в репертуарах театров всех времен? Чем оно привлекает зрителя и читателя? Почему до сих пор никто из критиков не дает полного и цельного анализа этого произведения? Эти и другие вопросы стоят перед нами на протяжении вот уже 2 веков. Вооружимся же высказыванием французского историка Марка Бока «Тексты… внешне даже самые ясные и податливые, говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать» и определим задачи урока. Но прежде всего выберем эпиграф к уроку.


4. Определение учебных задач.

- Сегодня перед нами встанут 3 учебные задачи, которые нужно будет решить совсем как в математике: есть задача, значит, ее нужно решить.

  • Что и как меняет в названии произведения предлог «от»?

  • «Горе от ума». Романтизм, классицизм или…?

  • Приемлем ли для произведения «Горе от ума» такой литературоведческий термин, как «жанровое своеобразие»? Определите жанр произведения «Горе от ума».


  1. Первая учебная задача.

Поразмышляем над первоначальным и окончательным названием произведения. «Горе уму» и «Горе от ума». Что меняет предлог «от»?

(ответы учащихся)

Слово учителя.

- Позиция автора: «Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот «от ума» горе быть очень даже может».

А вот Я.С. Айзерман пытается по-своему интерпретировать варианты названия.

1. Все действия направлены на ум. Человека обладающего

умом гонят, клянут, расправляются, преследуют. Ум

выступает как начало страдательное.



2. А во второй схеме все действия исходят от ума.

Появляется дополнительный смысл - невозможность

Не думать о том, что происходит вокруг.

А действительность заставляет человека страдать.


Вывод: предлог «от» добавляет названию и самому произведению более глубокий смысл, расширяет его, заставляет увидеть героя не только мыслящего, но и страдающего.


  1. Вторая учебная задача.

- «Горе от ума» создавалось в начале 20-х годов 19 века.

- Какие литературные направления царили в литературе?

(Господствовал классицизм, развивался романтизм и реализм)


Работа в группах.


1 группа «Классицисты»

Задание: найти черты классицизма в произведении.


2 группа «Романтисты»

Задание: найти черты романтизма в произведении.


3 группа «Реалисты»

Задание: найти черты романтизма в произведении.



Черты классицизма:

Персонажи: говорящие фамилии, деление на отрицательных и положительных героев условно.

Авторская позиция выражена через героя – резонера (Чацкий).

Соблюдение принципа трех единств частично: соблюдается единство времени (действие разворачивается в 24 часа), единство места (дом Фамусова).

Мотивы притворства и подслушивания.


Черты романтизма:

Романтический герой – Чацкий. Он находится в разладе с обществом, так как не понят им. Входит сам с собой в противоречия. Несчастная любовь и изгнание – удел романтического героя.

- Итак, в произведении мы наблюдаем присутствие черт двух литературных направлений: романтизма и классицизма. Но они явно неполные, частичные. Значит, однозначно мы не имеем права отнести это произведение ни к одному из них, причем мы ясно ощущаем присутствие чего-то еще. Чтобы выяснить это, обратимся к главному закону Грибоедова, закону правдоподобия, реального, закону живой действительности. Грибоедов мастерски соединил в своем произведении классицизм с романтизмом, но создал подлинно реалистическое произведение.


- Давайте найдем черты реализма в произведении. Обратимся к персонажам. Вот классицисты сказали, что деление на отрицательных и положительных персонажей условно. В чем условность деления?

(В целом, Чацкий герой положительный, противопоставлен фамусовскому обществу. Но если рассматривать каждого героя этого общества в отдельности, то выяснится, что они не так уж и плохи.)

- В произведении классицизма героев должно быть 5-10, в в «Горе от ума» их более 20.

- В чем вы видите нарушение принципа трех единств?

(Не соблюдено единство действия. По канонам классицизма должна быть одна сюжетная линия – любовная. В принципе она сохраняется, но к ней добавляется и вторая – общественно-политическая)

- В чем нарушения в финале?

(В классицизме финал закрытый, то есть герой одерживает победу и обретает счастье. В произведении финал открыт)

- В чем открытость финала?

(Уедет или нет Чацкий? Куда уедет? Выгонят Молчалина или нет? Отправят Софью из дома или нет? Что будет с Лизой и Петрушей? И в самом деле6 что скажет княгиня Марья Алексеевна?)


Вывод: Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение сюжета, и видимое соблюдение трех единств – все отступает от канонов классицизма. Произведение написано тогда, когда классицизм все же постепенно отходит на второй план, романтизм в самом расцвете, и только зарождается реализм. «Горе от ума» написано на стыке 3 литературных эпох, и в этом его своеобразие, в этом отличие, в этом бессмертие.

  1. Третья учебная задача.

- Как вы понимаете термин «жанровое своеобразие»?


- Попробуйте решить третью учебную задачу: подходит ли этот термин к произведению «Горе от ума»?

- Итак, мнения разделились. Обратите внимание на то, что до этого я ни разу не назвала жанр «Горе от ума». Сделала я это для того, чтобы не навязывать вам жанровое определение, не создавать стереотип.


- Что же все-таки написал Грибоедов? Давайте сначала спросим мнение драматурга. Грибоедов писал: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я вынужден был облечь его».


- Вспомните определение жанра «поэма».

(Поэма – один из видов лиро-эпического жанра, основными чертами является наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя)

- А сценическая поэма?

- А что сделало из поэмы комедию, по мнению автора? (суетный наряд)

- Итак, комедия. Вы согласны с этим определением?

- Вспомните определение комедии.

(Комедия – жанровая разновидность драмы. Воздействие комедии обусловлено смехом)

- Смех – основная категория комедии, и постановка любой комедии рассчитана на то, что зритель будет смеяться.


- Над чем же можно смеяться в комедии?

Язык: многие реплики героев вызывают смех. Не забывайте, что это первая четверть 19 века. Еще жив холодный, тяжелый язык классицизма. И вдруг – язык доступный, легкий, простой, остроумный, богатый афоризмами.

Жизнь героев пустая, нет ничего святого, только глупая, пустая болтовня.

Некоторые ситуации: например, когда Фамусов заигрывает с Лизой.

Фамилии некоторых персонажей.

- Итак, комедия?!

- Тогда прочитайте определение двух других жанров рода драмы, которым относится и комедия - трагедия и драма.


Драма – жанровая разновидность рода драмы, пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагического не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.

Трагедия – жанровая разновидность драмы, пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.


Обсуждение.


Вывод: «Горе от ума» мы не можем назвать произведением «чистого» жанра. Мы обнаружили, что преобладают черты комедии, но наряду с ними мы обнаруживаем и присутствие драматического и даже трагического (отъезд Чацкого – это своеобразная смерть его для окружающих). Таким образом, говоря о жанровом своеобразии произведения, мы можем с полным правом говорить о «Горе от ума» как о комедии с элементами драмы и трагедии.


Слово учителя


"Горе от ума"- одно из самых загадочных произведений русской литературы, произведение парадоксальное.


Парадоксы его судьбы начались до его официального "рождения": комедия разошлась в списках и была выучена наизусть читающей Россией до ее публикации. Успех потрясающий: "Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца" (Из письма Грибоедова Бегичеву). В последующие годы страна пережила чуть ли не эпидемию пьес "Горе от ума-2", в которых "вычислялась" дальнейшая судьба ее героев.


Парадокс заключался и в жанровом своеобразии: комедия, помимо воли автора, стала восприниматься как трагикомедия, герои которой получают "миллион терзаний".


Парадоксально и то, что "Горе от ума"- эпизод из жизни самого Грибоедова (его возвращение в Москву, когда на одном из балов за смелые речи он был объявлен сумасшедшим), и сам автор в какой- то мере прототип Чацкого.


Наконец, парадокс заключен в самом названии "Горе от ума". Гельвеций, французский философ - материалист 18 века, писал: "Ум подготавливает счастье". Но в комедии Грибоедова то, что должно подготавливать счастье, приносит только горе. Возникает вопрос: почему? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе сегодняшнего урока. (Значение слова "парадокс" выписано на доске. Парадокс - это суждение, противоречащее здравому смыслу).


Умный человек в глупом положении – таков парадокс комедии. 




Игра в фанты под вальс Грибоедова


Перейдём к противопоставлению Чацкого и «фамусовского мира» через отношение к


Отношение к богатству и чинам

Чацкий видит ценность человека в личных достоинствах. Отстаивает свободу мыслей, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто высказывать их.

Фамусов расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. 

Отношение к службе

Скалозуб – представитель «фамусовского общества», также как и Фамусов в чинах преследует личные цели, считая генеральский чин – лучшим что может быть на свете.

Из слов Чацкого видно, что он хоть и желает служить родине, но он не хочет прислуживаться начальству.

В качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу.

Фамусов ищет личную выгоду в службе. 


Отношение к иностранному языку

Чацкий стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам.

Фамусов с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски старается подражать культуре Запада. 


Отношение к образованию

Чацкий не за количественное образование, а за качественное.

Чацкий защищает право служить просвещению страны путем науки, литературы, искусства.

Фамусов выступает против книг, в учении видит вред.


Отношение к крепостному праву

Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века.

Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества. Он хочет держать всех так сказать при крепостном дворе. 
Произведение «Горе от ума» насыщено не только афоризмами и цитатами, но и содержательными монологами. В них проявляются основные идеи пьесы. 
Одно из действий начинается с монолога Фамусова "Петрушка, вечно ты с обновкой…" В нем Фамусов останавливается на том, что составляет основу всей его жизни, составляет - рождение, еда, смерть. Далее в следующих своих монологах Фамусов высказывает принципы, определяющие жизнь всего московского общества.

Учитель:

Против взглядов старых москвичей, в комедии выступает Александр Андреевич Чацкий. Монологи, в которых он высказывает свои взгляды и убеждения, пылки и даже страстны. Молодой герой комедии отстаивает свободу мыслей и мнений, признает за каждым человеком право иметь свои суждения, убеждения и открыто высказывать их. Именно об этом пылко и ярко говорит он в монологе " А судьи кто?" (видео)



Тема ума и безумия тесно связана с такими темами, как проблема поколений. Каждое новое поколение открывает свои представления о жизни, об уме, отвергает принципы и нравственные устои предыдущего поколения. Взаимоотношения родителей и их детей – важная и актуальная тема. Зачастую родители не понимают детей, из-за того что у них разное воспитание, у каждого своё восприятие мира.


Проблемы комедии:


1 тема: проблема "ума" в комедии.

Задание: докажите, что комедия строится на противопоставлении различных типов ума.


найдите в тексте комедии высказывания героев, содержащие слова "ум", "умный" и др. однокоренные слова;

сопоставьте эти высказывания и сделайте вывод, как определяют это понятие Чацкий, Фамусов, Молчалин, Скалозуб, второстепенные персонажи, эпизодические лица;

подберите ключевые слова - синонимы или синонимичные выражения, определяющие представления об "умном" человеке этих героев; найдите общее и различия;

нарисуйте в тетради кластер, отражающий емкость понятия "ум" в комедии Грибоедова.


Сделайте общий вывод: "Произведение А.С. Грибоедова оборачивается своего рода философским трактатом, пытливо исследующим, что есть "ум": (закончите данную мысль). (Значение слов "философия" и "трактат" найти в Толковом словаре).


2 тема: проблема "безумия" в комедии.


Задание: докажите, что признание фамусовским обществом Чацкого сумасшедшим - закономерный итог его появления в этом обществе.


найдите в тексте комедии высказывания героев, содержащие слова "сумасшедший", "безумный" и т. д.

сопоставьте эти высказывания и сделайте вывод, как определяют эти понятия различные герои;

подберите ключевые слова - синонимы или синонимичные выражения, определяющие представления о "безумии" этих героев; найдите общее и различия;

нарисуйте в тетради кластер, отражающий понятия "безумие", "сумасшествие" в комедии Грибоедова;

проследите, как рождается и развивается идея о сумасшествии Чацкого, составьте логическую цепочку, сделайте вывод;

составьте групповой ответ- доказательство предложенного тезиса или компьютерную презентацию.


Сделайте общий вывод: "Рождение идеи о сумасшествии Чацкого закономерно в фамусовском обществе, потому что:(закончите данную мысль).


3 тема: проблема оценки "ума" Чацкого в критической литературе.


Задание: сравните различные точки зрения на вопрос: умен ли Чацкий?


Прочитайте выдержки из предложенных учителем критических статей, подчеркните или выпишите ключевые словосочетания и фразы, сформулируйте основные идеи, связанные с темой;


сопоставьте точки зрения Гончарова, Пушкина, Грибоедова, Белинского и др. и сделайте вывод;

сформулируйте свою точку зрения, аргументируйте ее;

составьте кластер, отражающий мнение различных критиков и состоящий из ключевых цитат (слов, словосочетаний);

составьте групповой ответ или компьютерную презентацию.


Сделайте общий вывод: " Точка зрения : кажется нам наиболее обоснованной, потому что:" (закончите предложение) или "В ходе обсуждения у нас возникли различные точки зрения:" (Значение фразеологизма "метать бисер перед свиньями" найдите во Фразеологическом словаре).


4 тема: смысл названия и особенности композиции комедии.


Задание: ответьте на вопрос, почему Грибоедов назвал свою комедию "Горе от ума" и какие композиционные приемы использовал для раскрытия авторского замысла.


Сопоставьте первоначальное название комедии "Горе уму" с окончательным "Горе от ума". Почему, по вашему мнению, Грибоедов изменил название? Какой дополнительный оттенок вносит предлог "от"?


Вспомните, что такое композиция произведения, обратите внимание на композиционные приемы, которые использует автор, подберите соответствующие примеры из текста:


прием "кривого зеркала"

прием "разговор глухих"

Докажите, что композиционный прием "открытый финал" является логически обоснованной частью авторского замысла и "финал в отсутствии финала" непосредственно связан с названием комедии.


Предположите, какова может быть дальнейшая судьба Чацкого и других героев. Почему? Составьте соответствующую таблицу в тетради.


Сделайте общий вывод: " По авторскому замыслу Чацкий, испытавший горе от ума, покидает Москву, но грибоедовская Москва, изгоняющая Чацкого, обрекает себя на безумное существование, потому что.. (закончите мысль)



Итог урока.


Философская мысль комедии концентрируется в ее заглавии "Горе от ума"- в ней отражено противоречие, обнаруженное эпохой кризиса просветительских идей. Для "просветительской" философии понятия "ум" и "счастье" синонимичны, так как "овладение истиной и предопределяет счастье как отдельного человека, так и общества в целом". "Ум подготавливает счастье, которое добродетель завершает", - писал Гельвеций.


Во времена Грибоедова наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Этот парадокс положен Грибоедовым в основу комедии. То, что должно приносить счастье, приносит горе, "мильон терзаний".


Рефлексия ученическая и учительская.


Сегодня на уроке я:


Что получилось и что не получилось?

Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

Какие новые вопросы возникли в конце урока?



Домашнее задание.


Сочинение "Письмо Чацкому из 21 века". Задача: в эпистолярном жанре выразить свое отношение к главному герою комедии. Включить выражения: мне импонирует в Вас:, я восхищаюсь:, удивительно то, что:; хочу поделиться:, хочу поспорить с Вами:, мне не совсем понятно: и т. д.

8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!