СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Смысл названия произведения».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Смысл названия произведения».»

Тема: А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Смысл названия произведения».

Цель урока: определить смысл названия комедии; совершенствовать умение анализировать драматическое произведение; совершенствовать умение точно и лаконично формулировать свои высказывания; воспитывать любовь к художественной литературе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка д/з

- Опрос учащихся

- Индивид.раб.со слабыми(карт)

  1. Определение цели и темы урока.

1) Вступительное слово учителя.

В центре нашего внимания на последних уроках литературы был А.С. Грибоедов, его жизнь и творчество, а именно комедия «Горе от ума».

Мы говорили об авторе этого произведения и героях его комедии: об Александре Андреевиче Чацком, Алексее Степановиче Молчалине, Софье Павловне Фамусовой и Павле Афанасьевиче Фамусове.

Прочитайте высказывание и предположите цель нашего урока.

Первоначальное заглавие комедии «Горе уму» автор впоследствии несколько изменил - «Горе от ума». Изменилась не только форма слов, но и смысл фразы.

Какой вопрос возникает?

Какова цель нашего урока?

Учащиеся самостоятельно определяют цель работы (определить смысл названия комедии). Тему урока записывают в тетрадь.

2) Определите, кому принадлежит фраза.

  1. Как платья, волосы, так и умы коротки.

  2. И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних, От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений.

  1. Есть люди важные, слыли за дураков: Иной по армии, иной плохим поэтом,

Иной…боюсь назвать, но признано всем светом, Особенно в последние года,что стали умны хоть куда.

  1. Да умный человек не может быть не плутом.

  2. Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума, который скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал, чтоб свет о нем хоть что – нибудь сказал…

  3. Ученье - вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось

людей, и дел, и мнений.

Проверим знание текста.

Слайд 5. Самопроверка.

1.Чацкий. 2. Хлёстова. 3. Чацкий

4. Репетилов 5. Софья 6. Фамусов.

Давайте разберемся в заглавии комедии.

Слайд 6.

1. Как понять словосочетания «горе уму» и «горе от ума»?

2. Какая схема иллюстрирует каждое из выражений?






3 . Какой вывод можно сделать?

Вывод (формулируют учащиеся): «горе уму» - это горе умному человеку от окружающих, «горе от ума» - это горе окружающим от умного человека.

2. А как сам А.С. Грибоедов отвечал на этот вопрос?

Грибоедов писал: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим».


Кого имел в виду писатель? (После ответа демонстрируются иллюстрации к произведению, на которых изображены фамусовское общество и Чацкий).

Обратите внимание, Грибоедов называет Чацкого «здравомыслящим человеком», а представителей «фамусовского» общества - глупцами. Это в очередной раз доказывает, что проблема ума стоит в центре произведения.

4. Мы сказали, что автор причисляет Фамусова к глупцам.

А как вы считаете, умен ли Фамусов?

Умен ли Чацкий?

Одинаково ли отвечают Фамусов и Чацкий на вопрос: «Что значит быть умным человеком?»

Какого же человека считает умным Фамусов? А Чацкий?

Записываем в тетрадь таблицу, заполнять которую будем во время урока.

Умный человек в понимании

Фамусова

Чацкого





Чтобы ответить на эти вопросы, послушаем героев.

5. Анализ монолога Фамусова « Вот то-то, все вы гордецы…»

Выразительное чтение учеником наизусть монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…». Во время чтения на слайдах появляются иллюстрации с изображением Павла Афанасьевича Фамусова и его окружения.

Какого же человека считает «умным» Фамусов? Учащиеся отвечают, доказывая цитатами из текста, и записывают определения в таблицу (богат, знатен, имеет власть, почет и уважение сильных мира сего).

Обратим внимание, Фамусов использует слово «смышлен». Почему «смышлен», а не «умен»?

Смысл употребления этого синонимичного слова проясняется лишь во время обращения к словарю, автор которого В.И.Даль был современником А.С. Грибоедова.

Прочитаем словарные статьи.

Смышленный человек - изворотливый, находчивый, догадливый, расторопный

или сметливый.

Умный человек – кому Бог дал ясный, проницательный ум, понимающий не всякому доступное, рассудительный и заключающий здраво, прямо, верно.

Почему же автор комедии в монологе Фамусова использует слово «смышлен», а не «умен»?

На какую черту характера «умного человека», в понимании Фамусова, обращает внимание автор? Учащиеся дописывают в тетрадь определения «изворотливый, сметливый».

Обобщите, каким же должен быть умный человек с точки зрения Фамусова.( Развернутый ответ на вопрос)

Почему Фамусов считает, что это хорошо, когда человек обладает таким умом? (Это спокойная, сытая жизнь без проблем.)

Обобщите, каков же умный человек в понимании Чацкого. (Вывод формулируют ученики).

Мы видим, что герои произведения по-разному смотрят на жизнь, по-разному определяют ее смысл: один берет от жизни все, устраивая личное счастье, для другого на первом месте стоит служение людям, Отечеству. Они сделали свой выбор, и каждый из них считает правым себя.

Каждый человек в жизни определяет для себя быть «берущим» или «дающим». Какой выбор сделаете вы, зависит только от вас. Но хочется верить, что в такие минуты, когда вы будете стоять перед подобным выбором, вам вспомнятся слова из священного писания: «Будьте готовы служить! «Слуги», «дающие» - на пути к величию»

Служение людям – такой выбор сделал и А.С.Грибоедов, и герой его комедии Чацкий.

А какой выбор делают Софья и Молчалин? Чьи взгляды на «умного человека» разделяют они?

Учащиеся отвечают, что Софья и Молчалин разделяют точку зрения Фамусова, доказывая цитатами из текста.

  1. Подведем итоги.

Таким образом, численный перевес на стороне «фамусовского» общества. Столкновение неизбежно. Кто, по–вашему, победил в этом противостоянии – Чацкий или «фамусовское» общество?

Вывод к уроку: само название пьесы уже подводит читателей к пониманию основного конфликта произведения – противостояния Чацкого и «фамусовского» общества. На первый взгляд, победителей нет: Чацкий изгнан из этого общества и страдает, чувствуя свою невостребованность, а само общество напугано появлением в их среде подобного человека. А.С.Грибоедов, изменив название комедии, считает, что победитель – Чацкий. Он не принят этим обществом, но остался верен своим принципам. Именно в этом и заключается смысл названия комедии «Горе от ума».

7. Домашнее задание: ответить на вопросы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!