Тема: А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Смысл названия произведения».
Цель урока: определить смысл названия комедии; совершенствовать умение анализировать драматическое произведение; совершенствовать умение точно и лаконично формулировать свои высказывания; воспитывать любовь к художественной литературе.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка д/з
- Опрос учащихся
- Индивид.раб.со слабыми(карт)
Определение цели и темы урока.
1) Вступительное слово учителя.
В центре нашего внимания на последних уроках литературы был А.С. Грибоедов, его жизнь и творчество, а именно комедия «Горе от ума».
Мы говорили об авторе этого произведения и героях его комедии: об Александре Андреевиче Чацком, Алексее Степановиче Молчалине, Софье Павловне Фамусовой и Павле Афанасьевиче Фамусове.
Прочитайте высказывание и предположите цель нашего урока.
Первоначальное заглавие комедии «Горе уму» автор впоследствии несколько изменил - «Горе от ума». Изменилась не только форма слов, но и смысл фразы.
Какой вопрос возникает?
Какова цель нашего урока?
Учащиеся самостоятельно определяют цель работы (определить смысл названия комедии). Тему урока записывают в тетрадь.
2) Определите, кому принадлежит фраза.
Как платья, волосы, так и умы коротки.
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних, От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений.
Есть люди важные, слыли за дураков: Иной по армии, иной плохим поэтом,
Иной…боюсь назвать, но признано всем светом, Особенно в последние года,что стали умны хоть куда.
Да умный человек не может быть не плутом.
Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума, который скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал, чтоб свет о нем хоть что – нибудь сказал…
Ученье - вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось
людей, и дел, и мнений.
Проверим знание текста.
Слайд 5. Самопроверка.
1.Чацкий. 2. Хлёстова. 3. Чацкий
4. Репетилов 5. Софья 6. Фамусов.
Давайте разберемся в заглавии комедии.
Слайд 6.
1. Как понять словосочетания «горе уму» и «горе от ума»?
2. Какая схема иллюстрирует каждое из выражений?
3 . Какой вывод можно сделать?
Вывод (формулируют учащиеся): «горе уму» - это горе умному человеку от окружающих, «горе от ума» - это горе окружающим от умного человека.
2. А как сам А.С. Грибоедов отвечал на этот вопрос?
Грибоедов писал: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим».
Кого имел в виду писатель? (После ответа демонстрируются иллюстрации к произведению, на которых изображены фамусовское общество и Чацкий).
Обратите внимание, Грибоедов называет Чацкого «здравомыслящим человеком», а представителей «фамусовского» общества - глупцами. Это в очередной раз доказывает, что проблема ума стоит в центре произведения.
4. Мы сказали, что автор причисляет Фамусова к глупцам.
А как вы считаете, умен ли Фамусов?
Умен ли Чацкий?
Одинаково ли отвечают Фамусов и Чацкий на вопрос: «Что значит быть умным человеком?»
Какого же человека считает умным Фамусов? А Чацкий?
Записываем в тетрадь таблицу, заполнять которую будем во время урока.
Умный человек в понимании
Чтобы ответить на эти вопросы, послушаем героев.
5. Анализ монолога Фамусова « Вот то-то, все вы гордецы…»
Выразительное чтение учеником наизусть монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…». Во время чтения на слайдах появляются иллюстрации с изображением Павла Афанасьевича Фамусова и его окружения.
Какого же человека считает «умным» Фамусов? Учащиеся отвечают, доказывая цитатами из текста, и записывают определения в таблицу (богат, знатен, имеет власть, почет и уважение сильных мира сего).
Обратим внимание, Фамусов использует слово «смышлен». Почему «смышлен», а не «умен»?
Смысл употребления этого синонимичного слова проясняется лишь во время обращения к словарю, автор которого В.И.Даль был современником А.С. Грибоедова.
Прочитаем словарные статьи.
Смышленный человек - изворотливый, находчивый, догадливый, расторопный
или сметливый.
Умный человек – кому Бог дал ясный, проницательный ум, понимающий не всякому доступное, рассудительный и заключающий здраво, прямо, верно.
Почему же автор комедии в монологе Фамусова использует слово «смышлен», а не «умен»?
На какую черту характера «умного человека», в понимании Фамусова, обращает внимание автор? Учащиеся дописывают в тетрадь определения «изворотливый, сметливый».
Обобщите, каким же должен быть умный человек с точки зрения Фамусова.( Развернутый ответ на вопрос)
Почему Фамусов считает, что это хорошо, когда человек обладает таким умом? (Это спокойная, сытая жизнь без проблем.)
Обобщите, каков же умный человек в понимании Чацкого. (Вывод формулируют ученики).
Мы видим, что герои произведения по-разному смотрят на жизнь, по-разному определяют ее смысл: один берет от жизни все, устраивая личное счастье, для другого на первом месте стоит служение людям, Отечеству. Они сделали свой выбор, и каждый из них считает правым себя.
Каждый человек в жизни определяет для себя быть «берущим» или «дающим». Какой выбор сделаете вы, зависит только от вас. Но хочется верить, что в такие минуты, когда вы будете стоять перед подобным выбором, вам вспомнятся слова из священного писания: «Будьте готовы служить! «Слуги», «дающие» - на пути к величию»
Служение людям – такой выбор сделал и А.С.Грибоедов, и герой его комедии Чацкий.
А какой выбор делают Софья и Молчалин? Чьи взгляды на «умного человека» разделяют они?
Учащиеся отвечают, что Софья и Молчалин разделяют точку зрения Фамусова, доказывая цитатами из текста.
Подведем итоги.
Таким образом, численный перевес на стороне «фамусовского» общества. Столкновение неизбежно. Кто, по–вашему, победил в этом противостоянии – Чацкий или «фамусовское» общество?
Вывод к уроку: само название пьесы уже подводит читателей к пониманию основного конфликта произведения – противостояния Чацкого и «фамусовского» общества. На первый взгляд, победителей нет: Чацкий изгнан из этого общества и страдает, чувствуя свою невостребованность, а само общество напугано появлением в их среде подобного человека. А.С.Грибоедов, изменив название комедии, считает, что победитель – Чацкий. Он не принят этим обществом, но остался верен своим принципам. Именно в этом и заключается смысл названия комедии «Горе от ума».
7. Домашнее задание: ответить на вопросы