СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся  с отрывком из драмы А. С. Пушкина, с особенностями драмы.

Просмотр содержимого документа
««А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)».»


Тема урока:  «А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре)».

Класс: 7

Учебно-методический комплект (УМК) "Литература. 7 класс. Коровина В.Я."

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: интегрированный ( литература – история – музыка).

Метод обучения: комбинированный.

Технологии: речевого развития, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.

Приемы: «Мозговой штурм», «Осмысление эпиграфа», «Система «толстых» и «тонких» вопросов», «Синквейн».

Цель урока: познакомить учащихся  с отрывком из драмы А. С. Пушкина, с особенностями драмы.

Задачи урока:

  1. Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к литературе;

  • воспитывать ценностное отношение к слову;

  • развивать коммуникативные УУД:

  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  1. Развивающие:

  • развивать внимание;

  • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развивать творческие, речевые способности учащихся;

  • формировать логическое мышление;

  • развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  1. Образовательные:

  • развивать умение формулировать определение понятий;

  • формировать умение отличать особенности литературных жанров;

  • развивать умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать технику чтения.



Формируемые УУД:

Личностные ( внутренняя позиция учащегося, учебно-познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке) ;

Коммуникативные (умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на вопросы, аргументировать);

Познавательные ( поиск и выделение необходимой информации, умение воспроизводить простые логические действия);

Регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование.


Принципы системно-деятельностного подхода:

-принцип психологической комфортности;

-принцип деятельности;

-принцип непрерывности, вариативности, творчества.


Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • УМК;

  • Словари;

  • Карточки с заданием.


Структура урока:


I.ПОДГОТОВКА К ПОГРУЖЕНИЮ В ТЕКСТ:

1.Организационный этап.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка учебной цели.

II.ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ:

1.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

2.Физминутка.

3.Закрепление изученного материала.

III. ПОСТКОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП:

1.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

2.Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Ход урока


I.ПОДГОТОВКА К ПОГРУЖЕНИЮ В ТЕКСТ.


Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.


- Добрый день, дорогие ребята. Известный педагог Я.А.Коменский сказал: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Я думаю, сегодняшний урок пройдет с пользой для нас всех и каждый усвоит что-то важное для себя. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами очень дружно и активно поработаем.




Актуализация знаний. Постановка учебной цели.


Проверка Д/З. ( прием – «Мозговой Штурм»)


- Ребята, с творчеством какого писателя вы познакомились на последних уроках?

- Какие произведения А.С.Пушкина вы уже знаете?

- Назовите героев произведений А.С.Пушкина, которые вам запомнились.

- Как вы думаете, почему именно эти образы Александр Сергеевич выбрал для своих произведений?


- А сейчас я бы хотела прочитать вам отрывок из стихотворения Кондратия Федоровича Рылеева. Послушайте его и подумайте, какое произведение мы будем сегодня проходить, и как будет звучать тема нашего урока:


Москва-река дремотною волной

Катилась тихо меж брегами;

В нее, гордясь, гляделся Кремль стеной

И златоверхими главами.

Умолк по улицам и вдоль брегов

Кипящего народа гул шумящий.

Всё в тихом сне: один лишь Годунов

На ложе бодрствует стенящий.

Пред образом Спасителя, в углу,

Лампада тусклая трепещет,

И бледный луч, блуждая по челу,

В очах страдальца страшно блещет.

Тут зрелся скипетр, корона там видна,

Здесь золото и серебро сияло!

Увы! лишь добродетели и сна

Великому недоставало! ‹…›


( учащиеся называют тему урока)

- Откройте тетради, запишите число и тему урока. ( «А.С.Пушкин. Трагедия «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре.)

- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать его главную цель: что сегодня предстоит нам выполнить?

( Цель – знакомство с отрывком из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)


- Правильно, в ходе урока мы познакомимся с фрагментом трагедии, углубим представление о драматическом жанре; будем совершенствовать навыки анализа поэтического текста, умения давать характеристику героям произведения, развивать навыки выразительного чтения, свои творческие способности.

II.ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ.


- Итак, сегодня мы знакомимся с новым для вас произведением А.С.Пушкина «Борис Годунов». И начнем мы с истории. (Выступление ученика с использованием подготовленных слайдов для презентации к уроку)

- Чему же посвящена трагедия «Борис Годунов»


Работа с эпиграфом.


- Ребята, перед вами два эпиграфа. Давайте прочитаем каждый и выберем, какой нам подходит к уроку больше.


Металися смущенные народы, 
И высились, и падали цари, 
И кровь людей то славы, то свободы, 
То гордости багрила алтари…

А.С.Пушкин.

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробом.

А.С.Пушкин.


- Выберете и запишите тот эпиграф, который, по вашему мнению, подходит к нашему уроку.

- Мы с вами не раз упомянули на уроке слово «трагедия». Давайте же отыщем в толковом словаре определение трагедии и запишем его в тетрадь.

- Ребята, летом вы читали произведение «Борис Годунов» полностью, а дома вы вспоминали отрывок, относящийся к событиям в Чудовом монастыре. Сейчас я хотела бы зачитать вам один из монологов в данной трагедии. (Читает учитель)

- При чтении отрывка вам встретились незнакомые архаизмы. Зачитайте их. А теперь найдем их значение в словаре В.И.Даля.


Физкультминутка.


Упражнение для улучшения мозгового кровообращения

Исходное положение – сидя на стуле.
1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение; 3-голову наклонить влево; 4-исходное положение; 5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-исходное положение. Темп медленный. Повторить 3-4 раза.



- Ребята, использую систему «Толстых и тонких вопросов», давайте с вами дадим характеристику главным героям сцены.

- Назовите героев сцены в Чудовом монастыре.

- Когда происходит эта сцена?

- Как Пимен относится к труду летописца? Докажите примерами из текста.

- Где происходят события, описанные автором в данном отрывке?

- Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?

- Как он относится к Григорию?

- Какое событие изменило судьбу Пимена?

- Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»?

- Только ли царей винит в преступлениях Пимен?

- Что приснилось Григорию в ночь, описанную автором?

- Можно ли назвать сон Григория вещим?

- Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?


Работа с карточками.


- Ребята, на карточках записаны различные эпитеты и слова, обозначающие черты характера. В карточке № 1 подчеркните те, которые, по вашему мнению, относятся к летописцу, а в карточке №2 черты, характеризующие Григория. (Дети подчеркивают)


Карточка № 1


Простодушие, гордость, жадность, смиренность, спокойный, жестокий, мудрый, верный Богу, злой, мстительный, усердие, умилительная кротость.


Карточка № 2


Доброта, жажда власти, стремление к богатству, страх, жалость, самозванец, мудрость, простодушие, беглый инок, жалость, хитрость, наивность.


Закрепление изученного материала.


- И сегодня драма Пушкина востребована: кино, театр, музыка. Переводы.

В завершении урока хочу предложить вам послушать музыку величайшего композитора Модеста Петровича Мусоргского, который тоже обратился к этой исторической теме и написал оперу «Борис Годунов».


- Ребята, какие эмоции и ассоциации возникли у вас при прослушивании музыки?



III. ПОСТКОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП


Рефлексия.


- Проверим, как вы усвоили полученные на уроке знания. Продолжите фразы:

- Среди героев трагедии я запомнил…

- В произведении «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) нашли свое отражение мысли о…

-Драматические произведения отличаются от ряда других тем, что…

- Отличительные черты трагедии в том, что…


-А сейчас я хотела бы предложить вам составить синквейн. С этим понятием вы уже знакомились не только на уроках русского языка, но и других. С технологией составления синквейна вы уже знакомы. Попробуйте самостоятельно в тетрадях выполнить это задание, а потом мы зачитаем ваши варианты.

- Ребята, наш урок подошел к концу, и перед тем, как вы получите домашнее задание, давайте попробуем дать оценку нашей с вами работе.

- Как вы считаете, достигнута ли главная цель урока?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Все ли вам было понятно на сегодняшнем уроке и на что бы вам хотелось обратить внимание?

- Перед вами листы самооценки, я предлагаю вам их заполнить, чтобы оценить вашу работу на уроке.


Домашнее задание:


      1. Выразительное чтение отрывка.

      2. Сообщение «История России в произведениях Пушкина»


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!