СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин "Дубровский". Характеристика героев романа, их судьбы, главная мысль произведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока выяснить, как события романа раскрывают характеры героев

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин "Дубровский". Характеристика героев романа, их судьбы, главная мысль произведения»

Тема урока: А.С. Пушкин «Дубровский». Особенности сюжета и композиции произведения.



Цель урока: углубить знания учащихся о романе как эпическом жанре, композиции произведения Пушкина «Дубровский»;

формировать навыки анализа эпического произведения, умение выражать мысли по поводу прочитанного;

на примере произведений мировой классики воспитывать эстетический вкус школьников, сознательное, ответственное отношение к своей судьбе, прививать интерес к чтению.



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Создание личностного портрета писателя через ассоциативную цепочку

  1. Александр Сергеевич Пушкин. Назовите ваши ассоциации, мысли по поводу главного героя сегодняшнего урока

(Ученики вспоминают изученное о Пушкине, его произведения, жизненные факты, декламируют стихи поэта «У лукоморья дуб зеленый, «Мороз и солнце день чудесный»)

Русский писатель, стихи, сказки, дуэль, арап Петра Великого, солнце русской поэзии.

  1. Рассказ учителя об истории написания романа, его месте в творческом наследии писателя

Работа над романом началась в октябре 1832 года, и уже в январе 1833 года Пушкин закончил первые две части. «Истории Пугачева», затем «Капитанскую дочку» надолго отвлекли автора, эти произведения помешали закончить работу над «Дубровским». Роман остался незаконченным, был напечатан только в 1841году. Пушкина волновали такие проблемы современности, как: самоуправство помещиков, бесправное положение крепостных крестьян, несправедливость царского суда, тема разбойников, которые действуют стихийно, протестуя против произвола. Разбойники в то время – это отважные герои, непокорные люди из народа.

3. Актуализация знаний учащихся.

Вспомните героя из произведения мировой литературы, назовите автора.

(Робин Гуд)

4. Литературоведческий практикум. Установление жанра, рода произведения.

Назовите роды литературы. Что такое эпос? Какие жанры принадлежат к эпическому роду?

Определим жанр произведения.

Что такое роман? Какие признаки романа указывают на то, что это эпический жанр?

Какие романы мы изучали на уроках мировой литературы? Вспомните их жанровые особенности

Составление схемы на доске

Эпос

Лирика

Драма

Рассказ

Стихотворение

Пьеса

Повесть

Поэма

Комедия

Роман


Трагедия






Определяя композиционное построение произведения, работа с текстами.

5. Коллективная работа – определение составляющих композиции

Композиция – это построение произведения.

(пример на доме, который учитель рисует на доске с определенными пояснениями).

Ученики вспоминают, как строители начинают возводить дом, сначала закладывают фундамент, в художественном произведении – это завязка, в романе сюжет начинается с экспозиции - это часть фундамента. Развитие событий – это основная часть строительства, возведения стен, дверей, окон и тому подобное. Козырек – это самый напряженный момент и в художественном произведении, и в строительстве. Удачный ли домик, радует ли глаз владельца, гармоничным ли является проект архитектора? В художественных произведениях – волнующий, особенно захватывающий момент сюжета. Развязка – это дымоход в крыше, окончания строительства, в романе основные события завершаются, герои своими поступками, поведением завершают определенный период своей жизни.







Кульминацияія

РоРазвязка

Развитие событий







Завязка



Экспозиция









Учащиеся под руководством учителя определяют композиционное построение романа)

Экспозиция – знакомство с главными героями, отношениями между ними.

Завязка – события на псарне, конфликт между приятелями, приезд Владимира, смерть отца…

( Определение кульминации вызывает дискуссию у учащихся, они предлагают и доказывают несколько вариантов).

Кульминация – встреча двух мальчиков возле дупла, история с кольцом, или венчание Маши, или встреча на дороге с Дубровским, отказ Марии от счастья с Владимиром.

( Учитель объясняет детям, что одного взгляда на этот вопрос в литературоведении нет)

Развязка – окончание разбоя.

Какие композиционные составляющие указывают, что это роман? Развитие событий – описание не одного, не нескольких событий из жизни героев, а многих.

Вне сюжетные элементы - это пейзажи, вставные эпизоды, описания быта, авторские отступления, интерьеры, обрамление, посвящение, эпиграф).

(возле домика можно изобразить забор, дорожку и т. п, объясняя вставные элементы)

7. Самостоятельная работа. Определение вне сюжетных элементов в тексте произведения.

Работа с эпиграфом.

« Где стол был яств, там гроб стоит»

Как понимаете слова Г. Державина?

Почему Александр Сергеевич использует именно эти слова для эпиграфа?

8. Подведение итогов. Вставь пропущенные слова. Работа в тетрадях и на доске.

... – роман … писателя А. С. Пушкина. В нем Александр Сергеевич поднимает проблемы ..... Произведение имеет четкое построение - ... . Мне запомнились такие вне сюжетные элементы: ....

9. Домашнее задание. Подготовить материал – цитаты, собственные мысли для характеристики героев.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!