СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Замысел, история создания и композиция произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит конспект урока, презентацию, дидактический материал (таблица периодов)

Просмотр содержимого документа
«Для учеников»

Ученик1:

Период южной ссылки – поворотный этап в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника. Александр I приказал генерал-губернатору Милорадовичу арестовать Пушкина за то, что бывший царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами». Александр I колебался, куда сослать Пушкина – в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Хлопотали все – и Карамзин, и Жуковский, и Чаадаев. Наконец царь уступил: Пушкина направили в южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. 6 мая 1820 г. он выехал в южную ссылку.

Ученик 2:

В середине мая 1820 г. Пушкин прибыл в Екатеринослав. После шумной петербургской жизни Пушкин почувствовал в Екатеринославе скуку. К тому же он тяжело заболел. В это время в Екатеринослав приезжает семья прославленного героя Отечественной войны  1812г. генерала Раевского. Далее Раевский с семьей решает ехать на Кавказские воды. И поэта отпускают вместе с Раевскими ехать на юг.

Путешествие увлекло Пушкина. Все было ново и необычно. Он поднимался в горы, слушал предания о жизни кавказских народов, знакомился с их обычаями. Кавказская природа, древние легенды взволновали Пушкина и очень ему понравились.

Ученик 3:

На юге Пушкин создал несколько романтических поэм – «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», работал над поэмой «Цыганы», которую закончил в Михайловском, начал писать роман в стихах «Евгений Онегин».

Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал с увлечением, чувствуя новизну замысла, отбросив все стесняющие мысль обстоятельства. «Что касается до моих занятий, - сообщал поэт 4 ноября 1823г. из Одессы П.А. Вяземскому, - я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. Вроде Дон-Жуана – о печати и думать нечего; пишу спустя рукава». Выражение «спустя рукава» в речи Пушкина было синонимом совершенной искренности, открытости, без расчета на нежелательных свидетелей.

Ученик 4:

Летом 1823 г. произошла перемена в судьбе ссыльного поэта. Пушкин переехал в Одессу, где продолжал службу. Но далее Пушкину было предписано немедленно выехать в новую ссылку – село Михайловское, имение родителей. В начале августа 1824 г. в сопровождении своего крепостного «дядьки» Никиты Козлова Александр Сергеевич выехал из Одессы.

Так завершился южный период жизни Пушкина.


Ученик 5:

1,2 слайды

- 8 августа 1824г. Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло жить неизвестно сколько времени. «Бешенство скуки» - так определил Пушкин свое состояние в начале пребывания в родовом гнезде.

3 слайд

- Семья поэта, находившаяся в имении, приняла сына без радости. Родители Александра Сергеевича были напуганы. Отец даже согласился было взять на себя надзор над сыном. Это привело к ссоре. Вскоре Сергей Львович с Надеждой Осиповной уехали.


Ученик 6:

4 слайд

- Пушкин остался один. Теперь ему надобно было привыкать к жизни уединенной, замкнутой стенами небольшого дома и поместий ближайших соседей.

5,6 слайды

- В нескольких верстах от Михайловского располагалось село Тригорское. Пушкин сблизился с семьей Прасковьи Александровны Осиповой, владевшей имением в Тригорском, ее сыном Алексеем Николаевичем Вульфом и дочерьми, которые искренне полюбили Александра Сергеевича. Однако поэт все равно чувствовал, что он одинок.

7 слайд

- Одиночество переменило жизнь Пушкина: внешние впечатления теперь уступили место напряженной внутренней деятельности, размышлениям. Можно утверждать, что именно творчество «спасло» поэта. Вынужденное одиночество, внешние обстоятельства пребывания в Михайловском чудесным образом совпали с потребностями творчества.

Учитель

8,9 слайды

- Работа над романом «Евгений Онегин», первые главы которого поэт создал в южной ссылке, была продолжена в Михайловском. Дни текли спокойно, однообразно. Хорошо думалось и работалось.

10 слайд

- Деревенские впечатления, картины природы, окружавшей Пушкина, превращались в стихи:

Стих ученик

Так писал Пушкин в «Евгении Онегине».

Несмотря на то, что Александр Сергеевич испытывал в Михайловском и радостные минуты, ссылка временами становилась совсем невыносимой.

11 слайд

Ученик 7

- В ноябре 1825 года умер Александр I. Вскоре до Михайловского дошли сведения о восстании декабристов в Петербурге, об арестах и следствии. Лето принесло трагические известия – приговор декабристам: пятеро повешены, 120 человек отправлены на каторгу в Сибирь. Пушкин мрачен. В черновиках «Евгения Онегина» он рисует виселицу; отныне этот рисунок не раз будет повторяться в его бумагах.

12 слайд

В  сентябре 1826 г. Пушкин был срочно вызван из Михайловского в Москву, где с ним пожелал встретиться новый царь Николай I. Он «великодушно» освободил поэта от заточения, оставив под тайным полицейским надзором. Больше того, царь предложил Пушкину                           быть его личным цензором.

Михайловская ссылка, начавшаяся отчаянием, закончилась, она стала порой духовного мужания, порой расцвета таланта  А.С. Пушкина, приобщения  его к первоосновам жизни - природе, народу, истории. Именно здесь, в деревенском уединении, Пушкин   осознал себя профессиональным писателем, для   которого литература - самое серьезное дело жизни,  именно здесь замысел создания одного из основных трудов своей жизни - романа в стихах «Евгений Онегин» - обрел реальные черты.


Просмотр содержимого документа
«Таблица периодов»

Период

Годы

Детство поэта

1820-1824

Лицей

1817-1820

Петербург 

1811-1817

Южная ссылка 

1799-1811

Михайловское 

1824-1826

После ссылки

1831-1833

Болдинская осень

1834-1837

Петербург

1826-1830

Последние годы жизни

1830

Период

Годы

Детство поэта

1820-1824

Лицей

1817-1820

Петербург 

1811-1817

Южная ссылка 

1799-1811

Михайловское 

1824-1826

После ссылки

1831-1833

Болдинская осень

1834-1837

Петербург

1826-1830

Последние годы жизни

1830

__Ф.И.______________________________________________ Ф.И._______________________________________________



Альтернативный тест Альтернативный тест

1. 1.

2. 2.

3. 3.

4. 4.

5. 5.

6. 6.

7. 7.

8. 8.

9. 9.

10. 10.






Просмотр содержимого документа
«онегин мой урок»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Замысел,

история создания и композиция произведения.


Тема: Творческая история создания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

           Своеобразие жанра и композиции.

Цели:*познакомить учащихся с замыслом, историей создания и композицией              произведения, дать общую характеристику романа;

           *развивать умение учащихся работать с текстом учебника, творческое  

            воображение учащихся, умение создавать презентации;

           *воспитывать интерес и уважение творчества А.С. Пушкина, эстетическую             культуру.

Оборудование: учебник, портреты, карточки, тесты, иллюстрации, ноутбук,

                         презентация, аудиозапись.

Ход урока:

Учитель: Доброе утро, ребята, уважаемые коллеги.

Придумано кем-то 
Просто и мудро 
При встрече здороваться 
Доброе утро! 
Доброе утро, солнцу и птицам. 
Доброе утро улыбчивым лицам!

Ребята обернитесь, поприветствуйте своей улыбкой наших гостей. Прежде чем приступить к уроку, мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели на экран и настроились на урок.

  1. Психологический настрой учащихся.

 Видео


2.     Повторение и проверка домашнего задания:

«Пушкин – всегда открытие и всегда тайна», - сказал некогда Семен Гейченко. Сегодня мы продолжаем изучение творчества великого писателя и тема нашего урока А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Замысел, история создания и композиция произведения.

А как вы познали и открыли для себя великого Пушкина, мы узнаем, проверив ваши знания по следующим заданиям.

1.     Работа по карточкам: вам нужно произвести соответствие двух колонок таблицы.

Цель задания: повторить биографические данные А.С. Пушкина

Регламент – 3 минуты



Период

Годы

Детство поэта

1799-1811

Лицей

1811-1817

Петербург 

1817-1820

Южная ссылка 

1820-1824

Михайловское 

1824-1826

После ссылки

1826-1830

Болдинская осень

1830

Петербург

1831-1833

Последние годы жизни

1834-1837

(Самопроверка по таблице на доске, в таблице указан правильный вариант ответов)

2.     Тест-портрет.

Цель задания: вспомнить изображения людей, сыгравших в жизни Пушкина немаловажную роль. Учитель показывает учащимся портрет, они записывают на листочках, кто изображен на портрете:

 1)    Ибрагим Ганнибал (прадед А.С. Пушкина по материнской линии)

2)    Наталья Гончарова (жена Пушкина)

3)    Сергей Львович Пушкин (отец А.С. Пушкина)

4)    Наталья Осиповна Пушкина (мать А.С. Пушкина)

5)    Арина Родионовна (няня Пушкина)

6)    Василий Андреевич Жуковский (старший друг и наставник А.С. Пушкина, который подарил своему юному другу свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя в сей высокоторжественный день прочтения Пролога к поэме «Руслан и Людмила»)

7)    Анна Керн (Одна из любимых женщин Пушкина до женитьбы, которой он посвятил знаменитые стихотворные строки: «Я помню чудное мгновенье…»)

8)    А.С. Пушкин на лицейском экзамене (на картине он изображен, декламирующим стихи)

9)    Жорж Дантес (убийца Пушкина)

10)    Автопортрет А. С. Пушкина

3.     Изучение нового материала:

Учитель: С заданиями вы справились, я надеюсь, после урока я проверю ваши листы.

А сейчас внимательно послушайте следующую мелодию. Кто занимается музыкой, наверняка знают ее.

Ребята, вы слышите 7 симфонию Дмитрия Шостаковича, которая называется «Ленинградская». Почему? – спросите вы, ведь тема нашего урока «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Не торопитесь делать выводы, оказывается, между этими вещами существует тесная связь.

1942 год, блокадный Ленинград, голодные мальчишки одного из ленинградских дворов. Где-то в соседнем дворе жил известный и опытный вор-карманник, который любил иногда подразнить голодных мальчишек хлебом.

^ Однажды он пришел с книгой и устроил аукцион:

- Буханка хлеба тому, кто выучит эту книгу! – кричал он, помахивая перед ребятами «Евгением Онегиным».

Тогда руку протянул двенадцатилетний мальчишка, не зная, что берет «Онегина» на всю оставшуюся жизнь, потому что впоследствии он стал известнейшим российским учителем литературы. Конечно, не «Онегина» брал он тогда в детстве, а хлеб мысленно брал.

Он увидел на страницах книги отпечатки грязных, липких пальцев. И тогда началась борьба, которая становилась войной с сытым обнаглевшим цинизмом. Не только за себя, за голодных ребят, но и за Пушкина, которого в детстве вслух читал ему отец, хотелось отомстить мальчишке, взбудораженному до глубины души голодом, тревогой и высшим светом духовности, который подарил ему Пушкин.
Уже в 12 лет, еще не познав и не изучив романа, Евгений Николаевич Ильин по воле судьбы выучил его наизусть. Такой благодарной аудитории, какая собралась во дворе того блокадного дома, он больше не знал, потому что Пушкин и хлеб, Пушкин и жизнь были словами-синонимами.

^ Вы тоже прикоснулись к «Евгению Онегину». Мне очень хочется, чтобы для вас произведение Пушкина значило тоже очень много и запомнилось на всю жизнь.
И сегодня мы познакомимся  с замыслом, историей создания и композицией              произведения, дадим общую характеристику романа;

           *будем развивать умение работать с текстом произведения,

           *урок должен воспитывать у вас интерес и уважение к творчеству А.С. Пушкина, эстетическую            культуру.

1)    Вступление учителя:

Начать работу по теме мне бы хотелось таким эпиграфом: «Учись, мой сын, и легче, и яснее   Державный труд ты будешь постигать» А.С. Пушкин.

На прошлом уроке мы уже немного говорили о романе « Евгений Онегин», сказали, что работа над романом охватывает большой срок.

-Вспомним, когда и где у А.С. Пушкина возник замысел романа?

( 9 мая 1823 г. Кишенев, Южная ссылка)

- А где заканчивает поэт свое произведение? (25 сентября 1830г. в Болдино)

- На какой же срок растянулась работа над этим произведением? (7 лет, 4 месяца, 17 дней)

Про период южной ссылки давайте с вами побеседуем. Что вы можете сказать о ней?

Ученик1 Юдина Наташа

Период южной ссылки – поворотный этап в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Хлопотали все – и Карамзин, и Жуковский, и Чаадаев. И  6 мая 1820 г. он выехал в южную ссылку.

-Куда он приезжает?

Ученик 2 Левченко Настя

В середине мая 1820 г. Пушкин прибыл в Екатеринослав. После шумной петербургской жизни Пушкин почувствовал в Екатеринославе скуку. К тому же он тяжело заболел. В это время в Екатеринослав приезжает семья прославленного героя Отечественной войны  1812г. генерала Раевского. Далее Раевский с семьей решает ехать на Кавказские воды. И поэта отпускают вместе с Раевскими ехать на юг.

Путешествие увлекло Пушкина. Все было ново и необычно. Он поднимался в горы, слушал предания о жизни кавказских народов, знакомился с их обычаями. Кавказская природа, древние легенды взволновали Пушкина и очень ему понравились.

- Какие произведения написал во время южной ссылки Александр Сергеевич?

Ученик 3 Кучерова Оля:

На юге Пушкин создал несколько романтических поэм – «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», работал над поэмой «Цыганы», которую закончил в Михайловском, начал писать роман в стихах «Евгений Онегин».

-Как начинается 1 глава романа «Евгений Онегин»?

Ученик4 Худяков Никита:

"Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!"

Учитель: Чтобы прочувствовать произведение предлагаю посмотреть отрывок из британско-американского  фильма, 1999 года режиссёра Марты Файнс, экранизация романа в стихах Александра Пушкина.

Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал с увлечением, чувствуя новизну замысла, отбросив все свои личные обстоятельства.

-Когда заканчивается ссылка писателя? Что произошло летом 1823 года?

Ученик 4 Бикин Саша:

Летом 1823 г. произошла перемена в судьбе ссыльного поэта. Пушкин переехал в Одессу, где продолжал службу. Но далее Пушкину было предписано немедленно выехать в новую ссылку – село Михайловское, имение родителей. В начале августа 1824 г. в сопровождении своего крепостного «дядьки» Никиты Козлова Александр Сергеевич выехал из Одессы.

Так завершился южный период жизни Пушкина.



Обобщение учителя:

- Итак, ребята, у А.С. Пушкина нет произведения, которое имело бы столь длительную творческую историю. Сам автор сказал о нем, что это
« многолетний труд», « молчаливый спутник ночи», « подвиг».

-Итак, после южной ссылки Пушкин продолжает свое изгнание в Михайловском. Презентацию об этом периоде подготовили_Сергей, Алина и Вика_. Прошу их сюда.

2)    Показ презентации «Пушкин в Михайловском» (индивидуальная работа с учащимися с повышенной мотивацией учебного труда)

1,2 слайды

- 8 августа 1824г. Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло жить неизвестно сколько времени.

3 слайд

- Семья поэта, находившаяся в имении, приняла сына без радости. Родители Александра Сергеевича были напуганы. Отец даже согласился было взять на себя надзор над сыном. Это привело к ссоре. Вскоре Сергей Львович с Надеждой Осиповной уехали.

4 слайд

- Пушкин остался один. Теперь ему надобно было привыкать к жизни уединенной, замкнутой стенами небольшого дома и поместий ближайших соседей.

5,6 слайды

- В нескольких верстах от Михайловского располагалось село Тригорское. Пушкин сблизился с семьей Прасковьи Александровны Осиповой, владевшей имением в Тригорском, ее сыном Алексеем Николаевичем Вульфом и дочерьми, которые искренне полюбили Александра Сергеевича. Однако поэт все равно чувствовал, что он одинок. Но одиночество дало предпосылки для творчества.

7,8 слайды

- Работа над романом «Евгений Онегин», первые главы которого поэт создал в южной ссылке, была продолжена в Михайловском. Дни текли спокойно, однообразно. Хорошо думалось и работалось.

10 слайд

- Деревенские впечатления, картины природы, окружавшей Пушкина, превращались в стихи:


Ученик Абдулкадирова Аиша:

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный

Стоял над речкою. Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые,

Мелькали села; здесь и там

Стада бродили по лугам,

И сени расширял густые

Огромный запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Так писал Пушкин в «Евгении Онегине».

Несмотря на то, что Александр Сергеевич испытывал в Михайловском и радостные минуты, ссылка временами становилась совсем невыносимой.

11 слайд

- В ноябре 1825 года умер Александр I. Вскоре до Михайловского дошли сведения о восстании декабристов в Петербурге, об арестах и следствии. Лето принесло трагические известия – приговор декабристам: пятеро повешены, 120 человек отправлены на каторгу в Сибирь. Пушкин мрачен. В черновиках «Евгения Онегина» он рисует виселицу; отныне этот рисунок не раз будет повторяться в его бумагах.

12 слайд

В  сентябре 1826 г. Пушкин был срочно вызван из Михайловского в Москву, где с ним пожелал встретиться новый царь Николай I. Он «великодушно» освободил поэта от заточения, оставив под тайным полицейским надзором. Больше того, царь предложил Пушкину                           быть его личным цензором.

Михайловская ссылка, начавшаяся отчаянием, закончилась, она стала порой духовного мужания, порой расцвета таланта  А.С. Пушкина, именно здесь замысел создания одного из основных трудов своей жизни - романа в стихах «Евгений Онегин» - обрел реальные черты.



Роман складывался из строф и глав, созданных в разное время. Работу прерывали не только повороты судьбы Пушкина, но и новые замыслы, новые творческие планы.

- Кому посвятил поэт свой роман? ( Петру Александровичу Плетневу, поэту, литературному критику, издателю сочинений Пушкина).

« Я имел счастие в течение 20 лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром..»

- Когда вышла в свет I глава романа? (февраль 1825 года, скромная книжка в голубовато-сером переплете)

- Как восприняла читающая публика роман? Какие отзывы были? (Множество восторженных отзывов, общее чувство выражено в воспоминаниях:

«Ты имеешь не дарование, а гений, - писал В.А. Жуковский.

Читал «Онегина»…несравненно!»

« Что за восторг, что за восхищение, когда я стал читать только что вышедшую первую главу « Онегина»! Я ее месяца два носил в кармане, вытвердил на память!..» ( А.И. Герцен)

- В чем же уникальность этого произведения?

(Первый реалистический роман в стихах).

-Что такое реализм? Ответы

3)    Работа с учебником и запись краткого конспекта в тетради:

-      Какую особую стихотворную форму создал А.С. Пушкин для своего произведения» Евгений Онегин»?

Словарная работа:

Онегинская строфа- Соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх видов их рифмовки (перекрёстная, смежная, опоясывающая). Заключение строфы двустишием со смежно рифмующимися строками. В каждой строфе по 14 стихотворных строк.(записать в тетрадь)

-Что написано не онегинской строфой в произведении (письма Татьяны к Онегину, Онегина к Татьяне, лирические отступления)

4)    Заключение учителя:

IV. Слово учителя.

- А.С. Пушкин посвятил работе над романом «Евгений Онегин» семь лет жизни. В сентябре 1830 года в Болдине, заканчивая VIII главу романа, поэт делает запись «1823 год 9 мая Кишинев – 1830 25 сентября Болдино» и подсчитывает «7 лет 4 месяца 17 дней».

В течение 7 лет план романа менялся, и сам Пушкин не оставался неизменным. Поэт, приступая к написанию романа, намеревался постичь тип современного человека, принадлежащего к петербургскому дворянскому обществу. Он искал причины разочарования молодого дворянского интеллигента. «Евгений Онегин» - роман, основу которого составляют взаимоотношения двух основных героев – Онегина и Татьяны. Если быть вполне точным, надо сказать, что роман построен на трех центральных образах. Третьим, а может, и самым центральным образом, проведенным через весь роман и объединяющим весь его текст, является образ самого поэта, автора. Его раскрытию посвящены все так называемые «лирические отступления» романа.

Роман печатался отдельными главами, которых с нетерпением ждали читатели. Отдельным изданием весь роман был опубликован только в 1833 году, а с 1825 года публиковались по мере создания отдельные главы. И на протяжении всего этого времени вокруг появляющихся глав шла весьма острая полемика. Сам Пушкин уже в начале работы над романом писал: «… это – лучшее мое произведение».

Закончив роман, А.С. Пушкин написал к нему план-оглавление

(показать таблицу)

Онегин

Часть первая. Предисловие

I песнь. Хандра. Кишинев. Одесса

II – Поэт. Одесса. 1824

III – Барышня. Одесса. Михайловское. 1824

Часть вторая

IV песнь. Деревня. Михайловское. 1825

V – Именины. Михайловское. 1825. 1826

VI – Поединок. Михайловское.1826

Часть третья

VII песнь. Москва. Михайловское. Петербург. Малинники. 1827 – 1828.

VIII – Странствие. Москва. Павловск. 1829. Болдино

IX – Большой свет. Болдино

В тексте романа названий у глав нет, как нет и деления на части.

Значение романа «Евгений Онегин» настолько велико в жизни читательского общества, что оно переведено на многие языки мира, оно читаемо на всех континентах нашей планеты. Великий русский критик В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».

5.     Закрепление:

А.С. Пушкин считал: «Мысль! Великое слово! Что же составляет величие человека, как не мысль?» А нам, соответственно, предстоит все новые мысли и знания обобщить и закрепить. А пока вы будете работать над альтернативным тестом, прозвучит музыка пушкинской эпохи, которая звучала на балах и званых вечерах, под которую танцевали дамы и кавалеры 19 века.

1. Альтернативный тест (на карточках учащиеся отвечают ДА-НЕТ на утверждения учителя) Регламент – 5 минут

1)    Произведение «Евгений Онегин» писалось семь лет (да)

2)    Оно написано стихотворной онегинской строфой (да)

3)    В онегинской строфе 8 стихотворных строк (нет, 14 строк)

4)    Работа над произведением начата в поместье Пушкиных Михайловском (нет, на юге, на Кавказе)

5)    Пушкин находился в имении Михайловское в ссылке (да)

6)    Во время пребывания Пушкина в Михайловском в Москве прошло восстание декабристов на Сенатской площади, в результате которого были казнены друзья Пушкина (да)

7)    Жанр «Евгения Онегина» - поэма (нет, роман в стихах)

8)    Для Пушкина наиболее важной темой в романе было воспитание и судьбы дворянской молодежи (да)

9)    Литературный критик Н.А. Добролюбов назвал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»  «энциклопедией русской жизни» (нет, это сказал В.Г. Белинский)

10) Роман получил название в честь главного героя (да)


8.     Итог урока:

Незадолго до смерти А.С. Пушкин в своем стихотворении написал:

«Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит…»

Как вы думаете, можно ли считать эти строки Пушкина пророческими? Почему? (устные ответы учащихся)

 В России во многих больших городах почетное место на площадях, в парках и скверах занимают памятники великому русскому поэту, «солнцу русской поэзии».

В 2010 году в городе Петропавловске был установлен памятник Евгению Онегину и Татьяне Лариной.

     Всемирно известными стали и театральные постановки  «Евгения Онегина». И художественные фильмы, снятые по роману. Один из отрывков вы сегодня и посмотрели.


И закончить урок хочется замечательным стихотворением Веры Ибнер

«Пушкин жив» Глухова Ирина:

От бомбы дрогнули в огне

Стропила мирной комнатушки,

А человек стоял в окне,

А человек взывал: «Ко мне!»

Тут книги у меня! Тут Пушкин!»

 

Ему кричали: «Выходи!» -

Но книг оставить не хотел он.

И крепко прижимал к груди

Он томик полуобгорелый.

 

Когда ж произошел обвал

И рухнул человек при  этом

То и тогда он прижимал

К груди создание поэта.

 

В больнице долго он без сил

Лежал, как мертвый, на подушке.

И первое, что он спросил,

Придя в сознание: «А Пушкин?»

 И голос друга, поспешив,

Ему ответил: «Пушкин жив!»

Рефлексия

-Урок понравился?

-Что было интересно?

-Что было сложно?

Учитель:

Александр Сергеевич имел еще одно желание:
Быть может, (лестная надежда)
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет 
И молвит: то-то был поэт!
 Давайте всегда выполнять его желание: будем читать произведения нашего литературного гения и восхищаться его глубоким талантом!

Я надеюсь, что читать роман вы будете с удовольствием и он оставит очень хорошее впечатление

Домашнее задание: прочитать 2-3 главу романа в стихах

Оценки за урок

За презентацию Сергею, Вике, Алине – 5, Настя, Саша, Оля, Наташа отвечали – 5, за стихотворения Ирина, Никита, Аиша тоже 5..



Просмотр содержимого презентации
«Пушкин Онегин 4.12.»

Период Годы Детство поэта 1799-1811 Лицей 1811-1817 Петербург  1817-1820 Южная ссылка  1820-1824 Михайловское  1824-1826 После ссылки 1826-1830 Болдинская осень 1830 Петербург 1831-1833 Последние годы жизни 1834-1837

Период

Годы

Детство поэта

1799-1811

Лицей

1811-1817

Петербург 

1817-1820

Южная ссылка 

1820-1824

Михайловское 

1824-1826

После ссылки

1826-1830

Болдинская осень

1830

Петербург

1831-1833

Последние годы жизни

1834-1837

«Учись, мой сын, и легче, и яснее   Державный труд ты будешь постигать» А.С. Пушкин

«Учись, мой сын, и легче, и яснее  

Державный труд ты будешь постигать»

А.С. Пушкин

Словарная работа  Онегинская строфа - соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх видов их рифмовки (перекрёстная, смежная, опоясывающая). Заключение строфы двустишием со смежно рифмующимися строками. В каждой строфе по 14 стихотворных строк.

Словарная работа

Онегинская строфа - соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх видов их рифмовки (перекрёстная, смежная, опоясывающая). Заключение строфы двустишием со смежно рифмующимися строками. В каждой строфе по 14 стихотворных строк.

План-оглавление Часть первая . Предисловие. I песнь. Хандра. Кишинёв. Одесса. II песнь. Поэт. Одесса. 1824. III песнь . Барышня. Одесса. Михайловское. 1824. Часть вторая. IV песнь. Деревня. Михайловское.1825. V песнь. Именины. Михайловское. 1825, 1826. VI песнь. Поединок. Михайловское.1826. Часть третья. VII песнь. Москва. Михайловское. Петербург. Малинники. 1827, 1828. VII песнь . Странствие. Москва. Павловское. 1829.Болдино. IX песнь. Большой свет. Болдино.

План-оглавление

Часть первая . Предисловие.

I песнь. Хандра. Кишинёв. Одесса.

II песнь. Поэт. Одесса. 1824.

III песнь . Барышня. Одесса. Михайловское. 1824.

Часть вторая.

IV песнь. Деревня. Михайловское.1825.

V песнь. Именины. Михайловское. 1825, 1826.

VI песнь. Поединок. Михайловское.1826.

Часть третья.

VII песнь. Москва. Михайловское. Петербург. Малинники. 1827, 1828.

VII песнь . Странствие. Москва. Павловское. 1829.Болдино.

IX песнь. Большой свет. Болдино.

Погиб поэт, невольник чести, Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит!  М.Ю. Лермонтов

Погиб поэт, невольник чести,

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

М.Ю. Лермонтов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!