Конспект урока по литературе в 8 классе.
Дата: 10.11.20
Тема: А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»; особенности содержания и структуры. Историческая правда и художественный вымысел в романе.
Учащиеся должны знать: историю восстания под предводительством Е.Пугачёва, текст повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Учащиеся должны уметь: работать с текстом художественного произведения; использовать цитаты для аргументации своей точки зрения, анализировать материал из различных источников и выбирать главное; вести дискуссию.
Методы обучения: проблемный, исследовательский.
Оборудование: учебник, доска, тетрадь.
Цели урока:
1. Образовательные - способствовать формированию понятий "историческая правда", "художественный вымысел"; выявить взаимосвязь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения; показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым давшего описание бунта Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий.
2. Развивающие - создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.
3. Воспитательная - помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".
Задачи урока:
- закрепление навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой по теме;
- развитие умения обобщать и анализировать материал из разных источников;
- обучение ведению дискуссии, умению выслушивать различные точки зрения и доказывать свою.
Подготовительный этап: Задача: подготовить исследовательскую информацию для ведения дискуссии по следующим вопросам:
-
История создания произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
-
Образ Е.Пугачева в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках.
-
История бунта в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках (Данный вопрос обсуждается в течение всего урока).
Этапы урока/цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент / проверка готовности к уроку, приветствие и создание эмоционального настроя. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Учитель литературы: «Потребность рассказать о своём времени (а точнее о самом главном событии своего времени – «пугачёвщине») и явилась причиною, заставившей взяться за перо», - так писал Пушкин о замысле своей новой повести. Сегодня мы проводим исследовательский урок. Наша задача – увидеть в А.С.Пушкине не только мастера слова, но и талантливого историка. Мы должны рассмотреть, как талант человека, которого общество называет великим, помогает осознать, переосмыслить исторические события, оценить их с современной точки зрения. Поэтому урок назван «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Записывают в тетради тему урока Учащиеся высказываются о том, что всегда интересно знать настоящую историю событий, которые легли в основу литературных произведений или фильмов, что многое в них становится понятным только при рассмотрении в историческом контексте. |
2.Определение предмета исследования, постановка проблемного вопроса/ настроить учащихся на работу, сформулировать цели и задачи урока, деликатно помочь учащимся с проблемой, проблемным вопросом. Важно сохранить представление, что вопрос они нашли сами. | Учитель литературы: Историки искали сведения о восстании Е.Пугачева, об истории создания «Капитанской дочки». На уроке вам предстоит соединить все материалы в единое целое, для того чтобы сделать выводы, необходимо будет заполнять таблицу: Историческая правда | Художественный вымысел | | | | |
Переносят в тетради таблицу. Готовят её к заполнению. |
3.Анализ исторического и литературного материала/ на примере образа Е.Пугачёва показать соотношение исторической правды и художественного вымысла в литературе. | Учитель: Еще с начала 20-х годов XIXв. Пушкин проявлял глубокий интерес к историческому прошлому. В этот период он создает «Бориса Годунова», «Полтаву» и другие произведения. Почему же именно в это время Пугачев привлекает внимание Пушкина? Итак, совершенно очевидно, что изначально А.С.Пушкин задумывает произведение о пугачёвском бунте. Итак, несмотря на название, в центре внимания в повести Емельян Пугачёв и сложные картины жизни России 18 века. Помимо Пугачёва перед нами проходят исторические лица: Хлопуша, Белобородов, Екатерина- II, Пётр-III/ Мы видим войско восставших, осаду Оренбурга, казнь Пугачёва. Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц. Картины исторических событий переплетаются в повести с эпизодами, созданными творческим воображением писателя. Без вымышленных героев и событий наши знания о жизни в 18 веке были бы существенно обеднены. Вероятно, у нас не возникли бы те мысли о чести, человеческом достоинстве, любви, самопожертвовании, какие появляются при чтении «Капитанской дочки». Сегодня на уроке, соотнося историческую правду с той долей вымысла, которая присутствует в повести, мы не просто завершим работу над произведением, работу над образом Емельяна Пугачёва, но постараемся понять и осмыслить такое важное в истории России событие как народное восстание 1772-1774 годов. Когда впервые появляется на страницах романа Е.Пугачёв? Что мы о нём знаем? историческими сведениями из биографии Е.Пугачёва. В повести А.С.Пушкин лишь говорит нам о том, что Е.Пугачёв выдавал себя за Петра – III. Но интересно узнать, почему он это делал? Теперь нам становится понятно, почему с такой радостью встречал народ Пугачёва. Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего. Всё, о чём вы только что услышали, не освещается Пушкиным в повести. Не изображает он и боевые действия, не описывает осады городов. Пушкин говорит об этом в нескольких словах. Малыми жертвами всё обошлось в повести. За её страницами остались боль и ужас разорённых людей. Многочисленные казни. | Ответы учащихся. Заполняют таблицу. Историческая правда | Художественный вымысел | Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III | 1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести | Заполняют таблицу. Историческая правда | Художественный вымысел | Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III | 1.Вымышленные лица; П.А. Гринев и все остальные персонажи повести | Крестьянское восстание: Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга, казнь Пугачёва и его сподвижников. | 2.Встречи с Гриневым П.А.: Взаимоотношения с Гриневым, встреча Маши Мироновой с Екатериной – II. | Ответы учащихся. |
4 этап Обобщение полученных данных/ показать роль А.С.Пушкина, как историка, первым давшего описание бунта Е.Пугачева и роль художественных произведений в описании исторических событий. | Я думаю, что после всего, что мы узнали о нашем главном герое, ваше мнение о нём будет близко к высказываниям о Пугачёве выдающихся русских писателей и деятелей культуры: 1.Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевский) 2.У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. (П.И.Чайковский) 3. В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо – Пугачёв. Пушкинский Пугачёв есть собирательный разбойник… всех загубивший, одного полюбивший. И если мы уже зачарованы Пугачёвым из-за того, что он Пугачёв, то есть живой страх, то как же нам не зачароваться им вдвойне и вполне, когда этот страшный – ещё и добрый, когда этот изверг – ещё и любит.» (М.Цветаева) А вот мнение одного из историков, современника Пушкина, резко противоположно мнениям Достоевского, Чайковского, Цветаевой: «Емелька Пугачёв бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумит порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какое адскою злобой может быть преисполнено его сердце». -
Сравните эту оценку Пугачёва с отношением к нему П.Гринёва? -
Что понял Гринёв в Пугачёве и крестьянском восстании, а в чём так и не разобрался? -
Давайте ещё раз обратимся к 11 главе. Сказка, рассказанная Пугачёвым и реакция на неё Гринёва? -
Почему Пётр Гринёв, называя Пугачёва самозванцем, разбойником, злодеем, всё-таки симпатизирует своему знакомому, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни? | Дети внимательно читают цитаты. Высказывают свои мнения, аргументируют их. Ответы учащихся:Пушкин попытался поэтизировать злодея Пугачёва, показать его с иной «человеческой» стороны. Учащиеся работают с текстом и отвечают на поставленный вопрос. Гринёв оказался прав в том, что «царствование» Пугачёва, как и царствование другого самозванца Гришки Отрепьева, будет недолго Чтение по ролям 11 главы. Гринёв не может называть Пугачёва иначе, так как бунтарь и офицер императорской армии – враги, кроме того Гринёв помнит расправу над комендантом. Но человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений. Пугачёв не только сохраняет жизнь своему знакомому, но и устраивает его счастье, проявляя при этом благородство и терпимость, уважая Гринёва за верность слову, доброту. |
5 этап Подведение итогов/закрепить понятия "историческая правда", "художественный вымысел"; завершить работу по таблице. | Пришло время подвести итоги. На нашем первом уроке по повести «Капитанская дочка» мы с вами говорили о произвольном толковании жанра этого произведения: мемуары, семейный роман, историческая повесть. К какому же заключению вы пришли по ходу нашего обсуждения, чем можно считать произведение Пушкина: семейно – бытовым романом, исторической произведением, любовной историей? Давайте завершим работу над таблицей. К какому выводу мы пришли в результате нашего исследования? Каждый из вас по-своему прав. К какому бы жанру не отнесли мы это произведение, главное, что хотел донести до нас автор, вы поняли: человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений. И мы еще раз вглядываемся в пушкинский идеал – извечные, в основе всего лежащие начала любви, добра и красоты. | Учащиеся высказывают своё мнение, отвечают на вопрос. Учащиеся предлагают свои варианты вывода. Запись в тетради. |
6 этап Домашнее задание/ подготовиться к письменным ответам на проблемные вопросы | Подготовить ответы на проблемные вопросы: 1.Исполнил ли Пётр Гринёв наказ отца? («Береги честь смолоду»). 2. Изменилось ли ваше отношение к героям повести после разбора произведения или осталось тем же? Если изменилось, то в чем? | |
Основной проблемой повести является проблема долга и проблема чести. Не случайно эпиграфом к повести служит народная пословица: «Береги платье снову, а честь смолоду».
В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин воссоздал историю Пугачевского бунта в форме записок участника событий, офицера екатерининской армии Петра Гринева. Важной проблемой повести является проблема чести и долга.
Для отца Петра Гринева — Андрея Петровича Гринева, представителя старого служивого дворянства, понятие чести — это прежде всего честь офицера и дворянина. «Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников...», — так наставляет отец сына. Под стать Гриневу-отцу и комендант Белогорской крепости Миронов, который отказывается присягнуть Пугачеву: «Ты мне не государь. Ты вор и самозванец». Он понимает, что его повесят, но даже под страхом смерти не нарушает присягу. Иван Кузьмич выполнил свой долг, до последней минуты обороняя крепость и не боясь смерти: «Умирать так умирать: дело служивое». Для Гринева-отца смерть тоже не страшна, а страшна потеря чести: «Не казнь страшна... Но дворянину изменить своей присяге...» Долг офицера он видит в служении Отечеству, а не в дуэлях и прожигании денег в сто¬лице, поэтому и отправляет сына Петра служить в Белогорскую крепость.
Петр Гринев — представитель уже другого поколения, поэтому и понятие о чести у него несколько другое. Он расширяет это понятие до общечеловеческого и гражданского значения. Петр вступает в борьбу за честь Маши Мироновой; дерется на дуэли, зная, что они запрещены. Он ставит человеческую честь выше офицерской. Гринев признает героические качества вождя восстания, но это не значит, что он может нарушить присягу: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Он пойдет против Пугачева: долг офицера повелевает сражаться против самозванца, вора и убийцы. Чувство долга стоит выше личных интересов.
Совсем другой человек Алексей Иванович Швабрин — бывший гвардейский офицер, переведенный служить в Белогорскую крепость за убийство. Он изменяет присяге и переходит на службу к Пугачеву, хотя глубоко презирает и народ, и самого вождя. Для него не существует понятий «честь», «долг», «присяга», ему важно спасти жизнь любым способом. Швабрин изменяет долгу офицера. Да и за Машей Мироновой он ухаживает из-за скуки гарнизонной жизни. Отвергнутый, он полон мести и всеми способами старается очернить Машу.
Гринев, общаясь с Пугачевым, понимает, что перед ним не просто бунтовщик, а человек со своими принципами, с чувством долга и чести. «Долг платежом красен», — говорит Пугачев. Оценив доброту и смелость Гринева, самозванец не может повесить его. «Казнить — так казнить, жаловать — так жаловать». Он не видит в Гриневе врага. Впоследствии Пугачев поможет Петру и накажет Швабрина.