Александр Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)
Да будет же ей, этой няне, и от лица русского Общества вечная благодарная память”.
И.С. Аксаков
А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В раннем детстве Александр не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата. Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к своей крепостной няне.
Арина Родионовна, сначала она была няней и кормилицей старшей сестры Ольги, а затем была приставлена к Саше. Эта простая женщина очень привязалась к маленькому Саше, и её любовь к нему была безгранично преданной и нежной. У неё он искал утешения, когда его обижали, она же выгораживала его во всех проказах.
Арина Родионовна так и сыпала пословицами и поговорками, знала множество народных песен, поверий, сказок, рассказывала их языком простым и очень образным.
Стихотворения, о которых мы будем сегодня говорить на уроке, относятся к михайловскому периоду в жизни поэта. Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально.
Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Именно няня Арина Родионовна становится в этот период самым близким другом для Александра Сергеевича.
Арина Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758г в деревне Суйда Петербургской губернии в семье крепостных крестьян. Через год деревня отошла новому владельцу Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина.
20 декабря 1797 года в семье Сергея Львовича Пушкина (отца Александра Сергеевича) родилась дочь Ольга, и Арину Родионову взяли к ней няней. Няня сразу привязалась к Ольге. Она даже отказалась от вольной, когда бабушка А.С. Пушкина предложила освободить ее семью от крепостной зависимости.
Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна стала и его няней.
Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме кратких : “Это была старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая”.
А.С. Пушкин с няней.
Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.
Сблизили их годы Михайловской ссылки (ссылка - вид наказания за создание вольнолюбивых стихов - То есть свободолюбивых, проникнутых духом стремления к свободе, доблести и чести.
Часто подобные стихи запрещались цензурой.) поэта. В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике. В этой “ветхой лачужке” Пушкин создавал свои гениальные произведения, отсюда он писал друзьям.
Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”.
После отъезда из Михайловского в 1827 году Пушкин получает письма няни, написанные под ее диктовку неизвестным малограмотным обитателем Михайловского.
Арина Родионовна:
«Милостивый государь Александр Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим новым годом и с новым счастьем… Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За Ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я слава богу здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».
слушать
и смотреть
А кто он ей? Не сын, не внук – Дитя господское. И всё же Арина чуяла: барчук Ей был на свете всех дороже. Все ребятишки хороши, Дай Бог им крепкого здоровья! Во всех не чаяла души, Но этот был её любовью! Сама не ведая о том, Она урок ему давала - Простым крестьянским языком Саму Россию диктовала! Любовью сердца своего Купель бессмертную согрела, И душу певчую его Оберегала, как умела. Могла бы век ему служить, Когда б судьба не разделила… Ведь в целом мире, может быть, Она одна его любила
Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет стихотворение «Няне», посвященное Арине Родионовне. С этим стихотворением мы сегодня с вами познакомимся на уроке, научимся приемам анализа стихотворения, подготовим текст письменного высказывания об этом стихотворении.
Представьте себе. Зима, морозная стужа, огромные сугробы, а няня, Арина Родионовна, сидит у окна и вяжет своему любимцу тёплый свитер.
- Каким настроением пронизано это стихотворение?
Кровля здания, сооружения – верхнее ограждение (оболочка) крыши.
Ветхая - старый, близкий к разрушению, обветшалый.
Лачужка - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.
Обветшалой - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.
Суровые дни – очень тяжёлые, трудные, тяжкие
Голубка – ласковое обращение к женщине
Дряхлая (моя) – слабая, немощная от старости
Светлица – светлая парадная комната в доме
Воро'ты - устаревшая форма существительного “ворота”.
Теснят (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.
Всечасно (теснят грудь) – постоянно.
- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.
Жанр этого произведения-лирика.
Стихотворение написано от лица лирического героя, а место действия его переживания.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении.
Д. Белюкин.
1985 г.
А. С. Пушкин в Михайловском в домике у Арины Родионовны
Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.
Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?
Композиция – это построение художественного произведения.
Как построено стихотворение? Найдите его части.
1 часть - обращение лирического героя к няне.
Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
В 3 части , мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…
4 часть стихотворения. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом
1. “Подруга дней моих суровых…”
2. “Одна в глуши лесов …. давно ты ждешь меня”
3. “Ты под окном…горюешь, будто на часах”
4. “Глядишь в забытые вороты……тоска…”
5. “То чудится тебе…”
Эпитеты: дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.
Метафора: тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни.
Сравнение : горюешь, будто на часах – передают постоянство ее томительного ожидания
Противопоставление: светлый — черный (“ты под окном своей светлицы ” — “на черный отдаленный путь”).
Какие чувства может испытывать лирический герой к лирическому персонажу:
- привязанность, - любовь,
- жалость, - сострадание,
- нежность, - уважение,
- восхищение, - забота,
- тоска, - страдание от разлуки,
- чувство вины за долгое отсутствие,
- благодарность,
- признательность за время, проведённое вместе,
- настроение одиночества и тревоги,
- тихая радость,
- светлая печаль
- затерянность, заброшенность,
- радость, восторг…
Домик Арины Родионовны
-Читая стихотворение “Няне”, мы видели, что Пушкин показывает состояние человека.
-Только ли любовь и сочувствие к няне в этом стихотворении?
- Какое чувство мучает поэта?
- Можно ли считать, что герой остался для няни самым близким человеком?
Докажи.
-Что особенно запомнилось на уроке?
-Что понравилось?
Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг?
О чём хочется продолжить разговор?
А вы бы написали такое же стихотворение для своих мам, бабушек?
Продолжите фразу:
Мне понравилось…
Я понял, что…
Я научился…
Я сегодня работал …
Хочу поговорить о …
Использованы рисунки Международного конкурса «А. С. Пушкина глазами детей»
http://www.museum-gol.ru/actions/index_contest.htm
Интересный конспект:
http://festival.1september.ru/articles/644927/