СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин "Няне"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин "Няне"»

Александр Сергеевич  Пушкин  (1799-1837)

Александр Сергеевич

Пушкин

(1799-1837)

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского Общества вечная благодарная память”.  И.С. Аксаков

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского Общества вечная благодарная память”.

И.С. Аксаков

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В раннем детстве Александр не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата. Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к своей крепостной няне.

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В раннем детстве Александр не только не представлял ничего выдающегося, но своей неповоротливостью и молчаливостью приводил в отчаяние мать свою, которая любила его гораздо меньше, нежели сестру его, Ольгу, и младшего брата. Когда принимались слишком энергично исправлять его характер и манеры, он убегал к своей крепостной няне.

Арина Родионовна, сначала она была няней и кормилицей старшей сестры Ольги, а затем была приставлена к Саше. Эта простая женщина очень привязалась к маленькому Саше, и её любовь к нему была безгранично преданной и нежной. У неё он искал утешения, когда его обижали, она же выгораживала его во всех проказах.

Арина Родионовна, сначала она была няней и кормилицей старшей сестры Ольги, а затем была приставлена к Саше. Эта простая женщина очень привязалась к маленькому Саше, и её любовь к нему была безгранично преданной и нежной. У неё он искал утешения, когда его обижали, она же выгораживала его во всех проказах.

Арина Родионовна так и сыпала пословицами и поговорками, знала множество народных песен, поверий, сказок, рассказывала их языком простым и очень образным. 

Арина Родионовна так и сыпала пословицами и поговорками, знала множество народных песен, поверий, сказок, рассказывала их языком простым и очень образным. 

Стихотворения, о которых мы будем сегодня говорить на уроке, относятся к михайловскому периоду в жизни поэта. Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально. 

Стихотворения, о которых мы будем сегодня говорить на уроке, относятся к михайловскому периоду в жизни поэта. Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально. 

Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Именно няня Арина Родионовна становится в этот период самым близким другом для Александра Сергеевича.

Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Именно няня Арина Родионовна становится в этот период самым близким другом для Александра Сергеевича.

Арина Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758г в деревне Суйда Петербургской губернии в семье крепостных крестьян. Через год деревня отошла новому владельцу Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина. 20 декабря 1797 года в семье Сергея Львовича Пушкина (отца Александра Сергеевича) родилась дочь Ольга, и Арину Родионову взяли к ней няней. Няня сразу привязалась к Ольге.  Она даже отказалась от вольной, когда бабушка А.С. Пушкина предложила освободить ее семью от крепостной зависимости.

Арина Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758г в деревне Суйда Петербургской губернии в семье крепостных крестьян. Через год деревня отошла новому владельцу Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина.

20 декабря 1797 года в семье Сергея Львовича Пушкина (отца Александра Сергеевича) родилась дочь Ольга, и Арину Родионову взяли к ней няней. Няня сразу привязалась к Ольге.  Она даже отказалась от вольной, когда бабушка А.С. Пушкина предложила освободить ее семью от крепостной зависимости.

Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна стала и его няней. Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме кратких : “Это была старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая”.

Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна стала и его няней.

Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме кратких : “Это была старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая”.

А.С. Пушкин с няней.

А.С. Пушкин с няней.

Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала. Сблизили их годы Михайловской ссылки (ссылка - вид наказания за создание вольнолюбивых стихов - То есть свободолюбивых, проникнутых духом стремления к свободе, доблести и чести.

Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Сблизили их годы Михайловской ссылки (ссылка - вид наказания за создание вольнолюбивых стихов - То есть свободолюбивых, проникнутых духом стремления к свободе, доблести и чести.

Часто подобные стихи запрещались цензурой.)  поэта. В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике. В этой “ветхой лачужке” Пушкин создавал свои гениальные произведения, отсюда он писал друзьям. Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”.

Часто подобные стихи запрещались цензурой.)  поэта. В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике. В этой “ветхой лачужке” Пушкин создавал свои гениальные произведения, отсюда он писал друзьям.

Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”.

После отъезда из Михайловского в 1827 году Пушкин получает письма няни, написанные под ее диктовку неизвестным малограмотным обитателем Михайловского. Арина Родионовна:  «Милостивый государь Александр Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим новым годом и с новым счастьем… Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За Ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я слава богу здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

После отъезда из Михайловского в 1827 году Пушкин получает письма няни, написанные под ее диктовку неизвестным малограмотным обитателем Михайловского.

Арина Родионовна:

«Милостивый государь Александр Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим новым годом и с новым счастьем… Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За Ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я слава богу здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

слушать и смотреть А кто он ей? Не сын, не внук –  Дитя господское. И всё же  Арина чуяла: барчук  Ей был на свете всех дороже.  Все ребятишки хороши,  Дай Бог им крепкого здоровья!  Во всех не чаяла души,  Но этот был её любовью!  Сама не ведая о том,  Она урок ему давала -  Простым крестьянским языком  Саму Россию диктовала!  Любовью сердца своего  Купель бессмертную согрела,  И душу певчую его  Оберегала, как умела.  Могла бы век ему служить,  Когда б судьба не разделила…  Ведь в целом мире, может быть,  Она одна его любила

слушать

и смотреть

А кто он ей? Не сын, не внук – Дитя господское. И всё же Арина чуяла: барчук Ей был на свете всех дороже. Все ребятишки хороши, Дай Бог им крепкого здоровья! Во всех не чаяла души, Но этот был её любовью! Сама не ведая о том, Она урок ему давала - Простым крестьянским языком Саму Россию диктовала! Любовью сердца своего Купель бессмертную согрела, И душу певчую его Оберегала, как умела. Могла бы век ему служить, Когда б судьба не разделила… Ведь в целом мире, может быть, Она одна его любила

Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет стихотворение «Няне», посвященное Арине Родионовне.  С этим стихотворением мы сегодня с вами познакомимся на уроке, научимся приемам анализа стихотворения, подготовим текст письменного высказывания об этом стихотворении.

Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет стихотворение «Няне», посвященное Арине Родионовне.  С этим стихотворением мы сегодня с вами познакомимся на уроке, научимся приемам анализа стихотворения, подготовим текст письменного высказывания об этом стихотворении.

Представьте себе. Зима, морозная стужа, огромные сугробы, а няня, Арина Родионовна, сидит у окна и вяжет своему любимцу тёплый свитер. - Каким настроением пронизано это стихотворение? 

Представьте себе. Зима, морозная стужа, огромные сугробы, а няня, Арина Родионовна, сидит у окна и вяжет своему любимцу тёплый свитер.

- Каким настроением пронизано это стихотворение? 

Кровля здания, сооружения  – верхнее ограждение (оболочка) крыши. Ветхая  - старый, близкий к разрушению, обветшалый. Лачужка  - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина. Обветшалой  - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости. Суровые дни  – очень тяжёлые, трудные, тяжкие Голубка  – ласковое обращение к женщине Дряхлая (моя)  – слабая, немощная от старости Светлица   – светлая парадная комната в доме Воро'ты  - устаревшая форма существительного “ворота”. Теснят  (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать. Всечасно   (теснят грудь) – постоянно.

Кровля здания, сооружения  – верхнее ограждение (оболочка) крыши.

Ветхая  - старый, близкий к разрушению, обветшалый.

Лачужка  - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба, хижина.

Обветшалой  - пришедший в ветхость, разрушающийся от ветхости.

Суровые дни  – очень тяжёлые, трудные, тяжкие

Голубка  – ласковое обращение к женщине

Дряхлая (моя)  – слабая, немощная от старости

Светлица   – светлая парадная комната в доме

Воро'ты  - устаревшая форма существительного “ворота”.

Теснят  (заботы грудь) – недомогание, при котором трудно дышать.

Всечасно   (теснят грудь) – постоянно.

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

Жанр этого произведения-лирика. Стихотворение написано от лица лирического героя, а место действия его переживания. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении.

Жанр этого произведения-лирика.

Стихотворение написано от лица лирического героя, а место действия его переживания.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении.

Д. Белюкин. 1985 г. А. С. Пушкин в Михайловском в домике у Арины Родионовны

Д. Белюкин.

1985 г.

А. С. Пушкин в Михайловском в домике у Арины Родионовны

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды. Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.

Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

Композиция  – это построение художественного произведения. Как построено стихотворение? Найдите его части. 1 часть  - обращение лирического героя  к няне.  Строки 2 части  рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов  В 3 части , мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…  4 часть  стихотворения. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом

Композиция  – это построение художественного произведения.

Как построено стихотворение? Найдите его части.

1 часть  - обращение лирического героя  к няне.

Строки 2 части  рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части , мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

4 часть  стихотворения. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом

1. “Подруга дней моих суровых…” 2. “Одна в глуши лесов …. давно ты ждешь меня” 3. “Ты под окном…горюешь, будто на часах” 4. “Глядишь в забытые вороты……тоска…” 5. “То чудится тебе…”

1. “Подруга дней моих суровых…”

2. “Одна в глуши лесов …. давно ты ждешь меня”

3. “Ты под окном…горюешь, будто на часах”

4. “Глядишь в забытые вороты……тоска…”

5. “То чудится тебе…”

Эпитеты:  дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни. Метафора:   тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни.

Эпитеты:  дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.

Метафора:   тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни.

Сравнение : горюешь, будто на часах – передают постоянство ее томительного ожидания Противопоставление:   светлый — черный  (“ты под окном своей  светлицы ” — “на черный  отдаленный путь”).

Сравнение : горюешь, будто на часах – передают постоянство ее томительного ожидания

Противопоставление:   светлый — черный  (“ты под окном своей  светлицы ” — “на черный  отдаленный путь”).

Какие чувства может испытывать лирический герой к лирическому персонажу:  - привязанность, - любовь, - жалость, - сострадание, - нежность, - уважение, - восхищение, - забота, - тоска, - страдание от разлуки,  чувство вины за долгое отсутствие, - благодарность, - признательность за время, проведённое вместе,  настроение одиночества и тревоги, - тихая радость,  - светлая печаль - затерянность, заброшенность, - радость, восторг…

Какие чувства может испытывать лирический герой к лирическому персонажу:

- привязанность, - любовь,

- жалость, - сострадание,

- нежность, - уважение,

- восхищение, - забота,

- тоска, - страдание от разлуки,

  • чувство вины за долгое отсутствие,

- благодарность,

- признательность за время, проведённое вместе,

  • настроение одиночества и тревоги,

- тихая радость,

- светлая печаль

- затерянность, заброшенность,

- радость, восторг…

Домик Арины Родионовны

Домик Арины Родионовны

-Читая стихотворение “Няне”, мы видели, что Пушкин показывает состояние человека. -Только ли любовь и сочувствие к няне в этом стихотворении? - Какое чувство мучает поэта?  - Можно ли считать, что герой остался для няни самым близким человеком? Докажи. -Что особенно запомнилось на уроке? -Что понравилось?

-Читая стихотворение “Няне”, мы видели, что Пушкин показывает состояние человека.

-Только ли любовь и сочувствие к няне в этом стихотворении?

- Какое чувство мучает поэта?

- Можно ли считать, что герой остался для няни самым близким человеком?

Докажи.

-Что особенно запомнилось на уроке?

-Что понравилось?

Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг? О чём хочется продолжить разговор? А вы бы написали такое же стихотворение для своих мам, бабушек?  Продолжите фразу: Мне понравилось… Я понял, что… Я научился… Я сегодня работал … Хочу поговорить о …

Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг?

О чём хочется продолжить разговор?

А вы бы написали такое же стихотворение для своих мам, бабушек?

Продолжите фразу:

Мне понравилось…

Я понял, что…

Я научился…

Я сегодня работал …

Хочу поговорить о …

Использованы рисунки Международного конкурса «А. С. Пушкина глазами детей» http://www.museum-gol.ru/actions/index_contest.htm Интересный конспект: http://festival.1september.ru/articles/644927/

Использованы рисунки Международного конкурса «А. С. Пушкина глазами детей»

http://www.museum-gol.ru/actions/index_contest.htm

Интересный конспект:

http://festival.1september.ru/articles/644927/


Скачать

© 2021 1255 261

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!